Home Журнал «Ориентация» Ориентация №6 ВОССТАНИЕ ТЕНЕЙ (О психической подоплеке американского кино)

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Показ ленты новостей

URL ленты не указан.

Полезные ссылки


Северная Корея

ВОССТАНИЕ ТЕНЕЙ (О психической подоплеке американского кино) PDF Печать E-mail
Автор: О.Н. Носков   
10.07.2011 07:47
Индекс материала
ВОССТАНИЕ ТЕНЕЙ (О психической подоплеке американского кино)
Каноны «сказочного» стиля
Технотронная Мистерия
Границы и атрибуты «американского рая»
Символы «зла»
Между страхом и наслаждением
Персона Супер-Эго
Встреча с Тенью
Два мира. [Вместо заключения)
Все страницы

НОВАЦИИ И ГИПОТЕЗЫ


Вместо предисловия

Карл Юнг где-то в одном из своих трудов утверждал, что классический психоанализ Фрейда описывает особенности психики исключительно того народа, к которому принадлежал сам основатель этого учения. По мнению Юнга, нет никаких оснований приписывать еврейскую психику всему человечеству, чем, собственно, так часто грешат психоаналитики-фрейдисты. К сожалению, аналогичным образом поступают и те, кто пытается навязать всему человечеству так называемую «американскую мечту», которая по сути своей — столь же специфическая вещь, как и психология Фрейда. Антиамериканизм и антисемитизм всегда соприкасаются именно в этом пункте, поскольку чаще всего проистекают из нежелания тех или иных народов перестраиваться по весьма специфическим образцам.

Трудно сейчас сказать, всегда ли американцы были одержимы своей «мечтой». Тем не менее можно с уверенностью констатировать, что за последние полвека «американская мечта» приняла если не форму особой религии, то уж во всяком случае форму вполне отчетливой навязчивой идеи, вызывающей у ее последователей приступы самой настоящей маниакальной одержимости. И как ни странно, между «американской мечтой» и специфически «еврейским» психоанализом Фрейда существует достаточно серьезная внутренняя связь. Свидетельством тому служит современное американское кино, в первую очередь, в его массовых образцах.

Американское кино, которое так или иначе отражает упомянутую «американскую мечту», в значительной степени родственно психоанализу. Во всяком случае, постоянно создается впечатление, что оно создано по канонам последнего, как будто режиссеры и сценаристы регулярно консультируются с тамошними психологами или же сами испытывают неподдельный интерес к творениям доктора Фрейда. Хотя не исключен и тот вариант, что этим режиссерам и сценаристам как раз присуща та специфическая психика, о которой шла речь.

Нормальному русскому (или советскому, если хотите) человеку, воспитанному в лучших традициях здоровой европейской эстетики, не могут не бросаться в глаза некоторые «странности» американского кино. Ссылаться в таких случаях на безвкусицу — значит почти ничего не сказать, ибо эстетическая значимость американских фильмов практически равна нулю. Разговоры же о культе денег, секса и насилия — не более чем поверхностные моральные оценки. Американское кино, даже в самых своих примитивных образцах,— это целое явление. Это не только отражение одной лишь, сугубо американской, «мечты», но отражение глобальной тенденции, последствия которой могут быть плачевными для всего человечества. Тот факт, что американские фильмы наводнили кинорынки Европы и России, и даже стали некими эталонами «хорошего кино»,— свидетельствует не просто о культурной деградации Старого света, но о существенных психических трансформациях европейцев и русских. Увлечение жителей Старого Света современными американскими фильмами — невзирая на их конкретный жанр (эротика, мелодрама, комедия, боевик, фильм ужасов — без разницы) — само по себе является уже тревожным симптомом, фактически дающим сигнал о начале необратимых разрушительных процессов.

Когда мы говорим о бездуховности, то слишком мало задумываемся о подлинном смысле этого слова: «бездуховность»,— то есть отсутствие духа, духа не как абстракции, не как отвлеченного понятия, но духа самого по себе, в его онтологической значимости. Банальные моралистические трактовки сущности американских фильмов слишком упрощают картину, при этом доводя некоторые второстепенные детали до гротескной величины. Секс, насилие, деньги — это и есть всего лишь детали, тем более, что все многообразие американских фильмов не сводимо к боевикам и эротике. Даже внешне безобидная (с точки зрения морали) какая-нибудь американская мелодрама может таить в себе не меньше разрушительного заряда, чем самый навязчивый «триллер». Дело не в культурных нормах и не в морали. По сути своей американское кино еще ужаснее того, что о нем думают даже самые трепетные эстеты и моралисты. Бездна этих ужасов скрыта за многочисленными наслоениями самых разнообразных внешних форм — для кого-то привлекательных, для кого-то отталкивающих,— но в обоих случаях зачастую вводящих в заблуждение своим разнообразием, поскольку все они передают один и тот же ужасающий смысл.

Предлагаемая работа ни в коей мере не является каким-либо исследованием в области культурологии или искусствоведения. Американское кино рассматривается здесь не как феномен культуры, хотя бы и американской. Ничего подобного. Американское кино рассматривается здесь исключительно в социально-психологическом и даже религиозно-мистическом контексте — как отражение «чисто американской» психики и вытекающего из нее мироощущения, взятых к тому же и в их метафизической значимости (ибо невозможно говорить о социальном значении какого-либо культурного феномена, не рассмотрев его в «запредельном» масштабе).

Таким образом, нас здесь интересует не творчество конкретных американских режиссеров и сценаристов, а само явление в целом. Нет надобности говорить о каждом фильме отдельно, как о конкретном творении конкретного автора. Речь здесь, так сказать, идет о типе. Сегодня это вполне возможно, поскольку поток американских фильмов, хлынувший на нашу страну лет пять назад, оказался столь мощным, что теперь не только нельзя не замечать его, но даже нельзя не знать всех характерных черт и особенностей американского кино (которое, кстати, кому-то уже порядком поднадоело).



Обновлено 10.07.2011 08:15
 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100