Home Журнал «Ориентация» Ориентация №5 «БЫКИ» И «МЕДВЕДИ» (О правых и левых идеологиях в России) - Судьба правых и левых идеологий в XX веке

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

«БЫКИ» И «МЕДВЕДИ» (О правых и левых идеологиях в России) - Судьба правых и левых идеологий в XX веке PDF Печать E-mail
Автор: А.М. Юрьев   
10.07.2011 16:52
Индекс материала
«БЫКИ» И «МЕДВЕДИ» (О правых и левых идеологиях в России)
Судьба правых и левых идеологий в XX веке
«Быки» и «медведи», или о политических размеживаниях в пост-перестроечной России.
Все страницы

 

 

Судьба правых и левых идеологий в XX веке

"Известный американский политолог И.Валлер-стайн выделяет три модели политики со времен Великой Французской революции: политика консервации существующего («консерваторы», «правые»), политика рациональных реформ («центр», «либералы») и политика ускоренных социальных преобразований,(«левые», «социалисты» и «коммунисты»). Но уже фашизм и нацизм внесли серьезные поправки в такое деление политических сил. В самом деле можно ли считать фашисткое движение Муссолини или наци правыми в традиционной системе координат, то есть сторонниками консервации существующих порядков? Как раз эти движения несли в себе сильный революционный заряд, и парадокс был в том, что эта революционность своим острием была направлена против левого революционаризма и либерального рефоризма. Что касается традиционных консерваторов, то они в XX веке столкнулись со сложной дилеммой: сохранить все (или хотя бы главное) неизменным в социальной жизни, можно было только все изменив. Главная слабость правых и фашистских идеологий в XX веке — это их оборонительный характер, то есть они были всего лишь реакцией на левые идеологии и порой зеркально повторяли их крайне спорную социально-политическую практику. Кстати, первым это заметил еще в 20-е годы Бухарин, когда на одном из партийных съездов заявил, что фашисты, преследуя диаметрально противоположные политические цели, используют политическую тактику коммунистов.

В целом же XX веке был эпохой торжества левых и либеральных идеологий; ситуация начинает меняться только на излете века. Опыт показывает, что при условии спора в чисто социально-экономической сфере, левые и либеральные идеологии оказываются привлекательнее правых, но те же ле-волиберальные концепции не выдерживают конкуренции с правой идеей при внесении в социально-экономические реалии национального и религиозного измерения. Вторая половина века — время ослабления космополитических идеологий (коммунизм и либерализм) и роста влияния идейных доктрин, которые органично включают в себя национально-религиозные ценности. Хотя, по видимости, иногда возникает другое ощущение. Одно время могло показаться, что наступление коммунистической идеологии носит необратимый характер. Всемирно известный борец с «заглотным коммунизмом» А.Солженицын писал в 70-е годы, обращаясь к американскому правительству, что оно ежегодно отдает в руки коммунистов по стране. «Надолго ли хватит стран?»—: вопрошал Солженицын. Прошло полтора десятилетия и история дала свой ответ. А на исходе восьмидесятых американский политолог Ф.Фукуяма возвестил о другом неизбежном историческом триумфе — окончательной победе либерально-демократических ценностей западного образца во всем мире и ожидающемся, в связи с этим, «конце истории». Есть все основания считать восторги Фукуямы не более обоснованными, чем опасения Солженицына.

Можно даже предположить, что крах коммунизма "«старого образца» (в целом модель коммунистической идеологии бессмертна, пока в мире будут существовать полюса бедности и богатства) больше всего ударит именно по его «сиамскому близнецу» и в то же время, вечному антагонисту — либерализму. Уже упоминавшийся Валлерстайн пишет: «1989 г. — год не только крушения коммунизма, но и либерализма.»6

Анализ общемировых тенденций последних десятилетий показывает, что только идеологии, основанные на национально-религиозном фундаменте, обеспечивают себе массовую социальную базу и подлинную поддержку, которая выражается не только в поддержке на выборах, но и в готовности жертвовать очень многим, даже жизнью, ради того, во что веришь. Достаточно рассмотреть на какой почве возникали в последнее время (последняя треть века) вооруженные конфликты, приобретавшие долговременный и ожесточенный характер, чтобы убедиться в их несводимости к классовым противоречиям или борьбе «тоталитаризма и демократии.» Арабы и Израиль, Иран и Ирак, сербы и хорваты, армяне и азербайджанцы, Индия и Пакистан, тамилы и сингалы Шри Ланки, протестанты и католики Ольстера — этот перечень можно продолжить, но и так ясно, что остроту и непримиримость этим конфликтам придает национально-религиозный фактор. При этом все большую роль играют религиозные различия. Говорящие практически на одном языке, антропологически абсолютно неразличимые южные славяне разделены на три враждебных этноса — сербов, хорватов и мусульман-босняков разными религиями — православием, католицизмом й исламом.

Все это никак не вписывается в то толкование мира, которое предлагают постулаты левых и либеральных идеологов. Можно предположить: исход XX века — это конец победного марша левых и центристских политических идей.



Обновлено 28.07.2011 18:49
 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 

Rambler's Top100

Deacon Jones Authentic Jersey