Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Показ ленты новостей

URL ленты не указан.

Полезные ссылки


Северная Корея

Миф XXI века PDF Печать E-mail
Автор: Валерий Георгиевич Иванченко   
17.07.2011 12:56
Индекс материала
Миф XXI века
II. Анализ.
III. Прогноз.
Все страницы

ГИПОТЕЗА


Опыт прогностической культурологии

Великому Кукаркину посвящается*

I. Теория.

В этой статье мы беремся за такую нескромную задачу, как предсказание печального будущего для Американской Идеи, увенчавшей в наши дни двадцатишестивековую эпопею западного духа. Причем мы намерены сделать это, используя узкий и весьма специфичный фактический материал. Поэтому мы окажемся непонятыми, если не предварим рассуждения нашими теоретическими посылками, которые постараемся изложить кратко, в тезисной форме.

Используемый нами метод анализа культурных явлений можно назвать структурно-мифологическим. Сам структурный метод безусловно не нов, но отличие нашего подхода состоит в применении его к мифам, которые понимаются не как особые культурные образования, а как определяющее, сущностное ядро каждого явления культуры. Выявив такой миф и вскрыв его структуру, мы заглядываем в самую суть соответствующего явления.

Что же такое миф? Субъективный миф — это результат конкретного, чувственного, непосредственного, дорефлексивного и цельного (без субъект-объектного разделения) восприятия действительности личностью. Миф — это личностный первичный образ реальности. Последующие абстрагирование, опосредование, рефлексия и проч. — уже вторичные операции. Следовательно, непосредственно мир для личности это всегда миф.

Выраженные и зафиксированные мифы принимают объективную форму существования и могут быть восприняты. При этом они либо совпадут с личным мифом воспринимающего субъекта, либо нет. Например, существуют две вовсе не исключающие друг друга истории: о Горбачеве как предателе державы и о нем же как об отце демократии. Обычно одна из этих историй воспринимается как святая правда, а другая называется (вполне справедливо) мифом. В действительности мифами являются обе конструкции. Ведь миф это не выдумка. Миф скорее, правда, точнее образ личностной правды.

Поскольку в личностной ипостаси могут выступать не только индивиды, но и общности (партии, нации, государства, человечество), всякая общность порождает собственный миф. Опосредованные и отрефлектированные, эти мифы дают начало идеологиям.

Как утверждали марксисты, бытие определяет сознание. Это наполовину верно. Но бытие воспринимается сознанием личностно, через посредство мифа, следовательно миф определяет сознание, хотя и сам определяется им же. Это посредник между объективным и субъективным, посредник, для которого объект-субъектной дихотомии не существует. И если сознание тоже определяет бытие, направляя деятельность, то делает оно это снова через посредство мифа. Даже такая объективная реальность как материальное производство видится совершенно разной в различных мифологических измерениях, а уж в стремлении принести «благо» этому производству различные мифы направляют в диаметрально противоположные стороны. Миф определяет бытие человеческое. Жизнь общества и человечества есть жизнь также и мифов, мифическая жизнь. А всякие столкновения и борьба в жизни есть столкновения и борьба мифов.

Известно, что историю XX века определили судьбы трех глобальных систем. Это мифы: класса, нации и (скажем так) свободы. Миф класса возник в прошлом веке в Германии, а в нынешнем захватил сначала Россию, потом Китай, не считая множества стран помельче. В наши дни он как бы выдохся. Национальный миф взращивался в Италии и Германии второй четверти века, до сих пор силен в исламе и сионизме. Это либо самый молодой, либо самый древний из всех трех. Последний — миф так называемой свободы — сформировался в Америке прошлого века в ходе территориальной экспансии. В нашем веке живет экспансией духовной. Но Земля кругла, и неизбежна остановка, которую он может не пережить. А ныне — он победитель. Или таким выглядит. Или пытается выглядеть.

При столкновении нескольких мифов побеждает один, иногда происходит ассимиляция, реже — синтез. Есть ли точные законы взаимодействия, нам неизвестно. Гегельянец Лосев считал, что жизнь мифа диалектична и разнообразные мифологии движутся по цепочке синтезов к одной — абсолютной. Глубинный психолог Юнг полагал стихию мифа иррационально определяемой коллективным бессознательным, находящимся в акаузальной связи с внешней реальностью. Как бы то ни было, миф развивается, его структура подвижна. В ходе анализа конкретного мифа мы можем выявить эту структуру, увидеть составляющие организм мифемы и мифологемы, выяснить их отношения и предсказать тенденции изменений. Ограниченный прогноз будущего мифа возможен.

Прогноз развития мифа есть предсказание будущего представляемой им общности (личности, нации, государства, человечества). Всегда можно представить, как смена мифических отношений скажется на отношениях общественных и политических. Рассмотрев наступающий и торжествующий миф свободы, мы будем в состоянии оценить его жизнеспособность, понять движущие силы этой структуры и перспективы ее будущего. Одновременно это будет и прогнозом будущего мира.

Прекрасный полигон для испытания мифа, а также область, где он наиболее прозрачен — массовая культура. Она соединяет интенции индивидуальных творцов, заказы политики и потребности масс. Деньги рождают и санкционируют массовую культуру, заземляя ее, не давая оторваться от бытия. Безусловно, не всякий продукт масс-культуры имеет мифическую природу. Но самый популярный — обязательно. Мифичность не означает, что он обязательно должен восприниматься как жизненная правда. Но он вызывает восторг, идеально совпадая с чаяниями потребителя, что и есть правда (и мифичность) искусства. В культуре «высокой» восторгаются художественным талантом творца; в культуре массовой — профессиональной сноровкой. Основа одна: успешный продукт культуры точно заполняет «вакуум» в мифической душе потребителя. И изучая такой продукт в качестве мифа, мы многое узнаем об этой душе. Прогностический анализ массовой культуры — такова наша задача. Решая ее, мы хотим увидеть мифический лик будущего.

* Кукаркин А.В.— советский искусствовед, автор книг, посвященных левой критике буржуазной массовой культуры. По иронии жизни, основными его читателями были поклонники этой культуры, жаждавшие не критики, а информации. Полагаем, посвящение носит юмористический характер. — Прим.ред.)



 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100