Home Журнал «Ориентация» Ориентация №2 Апофеоз умирающей божественности

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Показ ленты новостей

URL ленты не указан.

Полезные ссылки


Северная Корея

Апофеоз умирающей божественности PDF Печать E-mail
Автор: Олег Николаевич Носков   
17.07.2011 13:15
Индекс материала
Апофеоз умирающей божественности
1. Титанический Разум
2. Титанический культ.
3. Динамика титанизма.
4. Мотив отцеубийства и предпосылки титанической свободы
5. Логика Становления.
6. «Союз равных» и полисная организация
6. Стиль титанического разума
7. Метаморфозы Диониса
8. Психология ристалищ
Заключение
Все страницы

ЭЗОТЕРИКА И КУЛЬТУРА

 


(философско-аналитический компендиум, где представлена попытка вскрыть культовую природу рационализма на примере «античного чуда»)

Введение

Этой работе стоило бы дать название — «Рождение Логоса из Духа Мистерий» — если бы оно не столь помпезно звучало и не вызывало бы ассоциаций с известным трудом Фридриха Ницше. Прямая связь, я бы сказал — генетическая связь, между ритуалами и мифологией древних мистерий и рациональным мышлением — вот основная тема данного труда. Начало западной мысли, истоки которой занимают умы многих современных исследователей, — в тех религиозных культах, что с определенной поры господствовали по всему Средиземноморью и потом подспудно вызревали в средневековье за фасадом официальной католической идеологии.

Для современных ученых — апологетов рационализма — такая связь покажется невозможной, поскольку их изначальная посылка на сей счет такова: рационализм изначально противостоит религии и мифологии и не имеет с ними ничего общего; это особый тип мышления, особый тип восприятия и видения мира. Стоит ли упоминать, что данный постулат, безоговорочно принятый современной наукой, стал в наши дни чем-то совершенно банальным. Так обстоит дело с современными учеными.

Для оккультистов же доказывать связь между научным рационализмом и древними мистериями — значит ломиться в открытую дверь. Если вы возьмете какой-либо труд из данной области, то там будет непременно утверждаться, что «свет философской истины» открывался людям в древних инициатических обществах, и что все знания, вся наука и философия идут от Посвященных. При этом приводятся многочисленные примеры, где фигурируют такие имена, как Пифагор, Платон, Аристотель, Альберт Великий, Френсис Бэкон, Теофраст Парацельс, Исаак Ньютон — в общем, почти все известные столпы науки и рациональной философии. Конечно, отрицать причастность этих людей к тем или иным тайным обществам, их увлеченность оккультными науками, совершенно бессмысленно. И современные ученые этого не отрицают, однако в то же время рассматривают все эти увлечения великих умов как нечто стороннее, попутное, никоим образом не влияющее на их способности находить объективные истины. Платон, допустим, с восторгом отзывался об элевсинских мистериях, но его рационализм, вроде бы, никакой связи с ними не имел. Или, например, Ньютон увлекался тайными науками, однако (как полагает современный ученый) его, ньютоновские, подлинно «научные» открытия не имеют никакого отношения к туманному мистицизму тайных наук. Да что там говорить (полагает опять же наш ученый), когда рационализм тем и отличается от всякого мистицизма, от всякой мифологии, что обладает ясностью и доказуемостью своих положений.

Что касается оккультистов, постоянно ругающих современных «умников-ученых» за профанацию Высших Истин, то они ведут разговор так, будто научная рациональность как таковая есть некий бесценный дар древних посвятительных обществ. В сущности, и те, и другие признают рационализм как некий «свет истины», а вот откуда он проистекает — это уже другой вопрос. Для современных ученых, не верящих ни в какую мистику, ни в какую эзотерику, рациональное мышление возникает само по себе в ходе эволюционного развития — как проблеск разума во тьме невежества. Рационализм появляется неким чудесным образом, — недаром древнегреческую мысль, давшую первый четких образец рационального мышления, называют иногда «античным чудом».

Оккультисты, конечно не, не ограничивают себя чисто эмпирическим толкованием данного феномена, и поэтому выделяют некий высший его аспект, доступный пониманию лишь высокодуховным натурам. Всякие «профанические» толкования трактуются ими как поздние извращения. «Свет истины» они так или иначе связывают с чем-то «высшим», божественным.

Правда, оккультисты ничего не доказывают, а только утверждают, заявляя, что без этого «высшего» не было бы никакой науки и философии. И в то же время они пытаются отмежеваться от упомянутых «извращений» — будто проповедуемая ими инициатическая практика и соответствующие ей доктрины и мифологемы не имеют никакого отношения к последующей «профанации», символом которой и является современная наука.

Моя же задача как раз и заключается в том, чтобы показать внутреннюю, генетическую связь между сакральным духом ряда различных древних мистерий и феноменом рационального мышления. Метод, который я при этом собираюсь использовать, можно условно назвать «генетическим». Суть его вытекает из следующего положения: все родившееся несет в себе наследственные черты, доставшиеся ему от своих прародителей. Этот принцип, надо полагать, распространяется на любую генетическую связь, касаемую явлений из самых различных областей.

Таким образом, нам предстоит выявить некий генотип рационализма, описать «наследственные черты» последнего и по этим характерным параметрам определить его подлинных предков-прародителей, которые и передали ему все свои «родовые» особенности. Поскольку этих «предков» я уже успел выявить интуитивным путем, то мне нужно будет только сопоставить их «портреты» с «портретом» их «наследника», достаточно убедительно и наглядно продемонстрировав при этом имеющееся сходство.



 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100