Home Журнал «Ориентация» Ориентация №1 Во власти необъявленных богов

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Показ ленты новостей

URL ленты не указан.

Полезные ссылки


Северная Корея

Во власти необъявленных богов PDF Печать E-mail
Автор: Олег Николаевич Носков   
27.07.2011 09:38
Индекс материала
Во власти необъявленных богов
О ТРАНСЦЕНДЕНТНОМ ВОСПРИЯТИИ МИРА
ОНТОЛОГИЯ ДОБРА И ЗЛА
МЕТАМОРФОЗ СТАРЫХ РИТУАЛОВ
СТИМУЛ ДЛЯ ПРЕДАННОГО СЛУЖЕНИЯ
ПОСЛЕДСТВИЯ (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ)
Все страницы

 

Русское мировосприятие и национальная трагедия

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Я недаром повёл речь о русской трагедии. Думаю, что слово «трагедия» вполне применимо к русской истории, особенно сегодня, когда нация находится на гране полного разложения. Естественно возникает вопрос: как мы, русские, дошли до такой жизни?

Сегодня принято верить в «светлое будущее». Многие мои соотечественники твёрдо убеждены в том, что когда-нибудь непременно наступит «хорошая жизнь», — если не для них самих, то уж во всяком случае для их потомков. Однако реальность постоянно обманывает их надежды. Сей факт, разумеется, побуждает наиболее пытливые умы выяснять причины столь странного положения.

На мой взгляд, совершенно бессмысленно решать: «хорошие» русские или «плохие», а если «плохие», — то как их сделать «хорошими». Думаю, что нормальная наука не оперирует такими терминами, как «плохой» и «хороший». К сожалению, в обсуждении таких вопросов учёные зачастую скатываются до публицистики, а публицисты берут на себя роль учёных. Возможно, это вызвано тем, что гуманитарные дисциплины традиционно относят к категории «неточных» наук. Отсюда, как писал Лев Гумилёв, проистекает твёрдая уверенность в том, что любой дилетант может толковать историю так, как ему вздумается. Одним словом, достаточно «железного» принципа — «я так думаю» или «это моё личное мнение», как отнюдь не риторический вопрос о поиске истины отпадает уже сам собой. Оно бы ничего, если бы из таких «личных мнений» не возникали политические доктрины, столь часто воплощаемые на практике. А практика в таких случаях всегда изобличала тех учёных, которые пытались быть создателями рецептов человеческого счастья.

Итак, перед нами народ, по праву — великий народ, который, при всей своей неистребимой вере в «светлое будущее» и «хорошую жизнь» для потомков, постоянно становится участником трагических развязок истории и столь же постоянно ощущает колоссальную неудовлетворённость жизнью. В чём же тут дело? Сегодня этот народ получил уже массу рецептов по улучшению своей жизни, и, конечно же, ничего путного из этого не выйдет. Впереди русских ждёт очередное разочарование. Почему я в этом так уверен? Дело в том, что причины социальных неурядиц коренятся значительно глубже, чем это принято считать с точки зрения обывательских представлений, которые, надо сказать, совершенно не чужды некоторым «учёным».

Мы уже как-то привыкли к тому, что «бытие определяет сознание». Возможность того, что сознание может определять бытие, учитывается почему-то весьма редко, — да и вообще, вопрос об этом всегда ставится чисто риторически. Поэтому нет ничего удивительного в том, что изучая, например, «русскую» проблему, — русские рассматриваются как некий объект, испытывающий воздействие от других объектов, результатом чего якобы является то или иное состояние нашего общества. При этом всякие упоминания о «новом мышлении», «рабской душе» или «широкой натуре» — не более, чем декор, внешнее обрамление или всего-навсего неспособность беспристрастно выразиться. Во всяком случае никто не будет спорить, что выражение «рабская душа», равно как и «широкая натура» лежат вне всякой научной классификации. Насколько мне известно, в науке никто ещё не давал строго определения и объяснения «рабской души» и «широкой натуры».

В данной работе я обращу внимание практически целиком на «субъект». Одним словом, я буду рассматривать русскую нацию как некую мыслящую, воспринимающую, чувствующую, наконец, сущность. Здесь будет предложена попытка вторгнуться в область сознания, а может даже и подсознания. Именно здесь мы попытаемся обнаружить причины столь бедственного и неопределённого положения русской нации. Причём, не стоит думать, что при таком подходе усиливается возможность произвольного толкования или надуманных формулировок. Мы как-то привыкли к довольно аморфным и нестрогим рассуждениям о «русской душе», «русском характере», «русской натуре» — что так часто встречается в нашей публицистике и сентиментальной философии. Поэтому любое упоминание о сознании и мировосприятии, особенно когда это касается русских, мгновенно ассоциируется с вышеупомянутыми рассуждениями. Я хочу сказать, что в нашем случае рассуждение будет вестись совершенно в иной плоскости. Думаю, что такой подход вполне оправдан. Глупо, например, исследовать причины страдания алкоголика, не имея при этом представлений о его влечении к спиртному, а рассматривать только «взаимоотношение объектов» и вытекающий из этого результат. Точно так же, не имея представлений о детстве и детском восприятии мира, вряд ли мы смогли бы хоть как-то рационально объяснить поведение детей, их наклонности и увлечения, — для нас всё это было бы величайшей загадкой. Предложенный здесь подход не ограничен рамками «русской проблемы». Я здесь отнюдь не собираюсь выделить какую-либо специфически русскую черту. Обладают ли русские специфическими чертами — это ещё предстоит выяснить. Здесь же я попытаюсь выявить то, что уже есть — что имеется как реальный факт. Возможно, здесь будет затронута проблема сознания вообще, в данном случае — только в применении к русской нации.

Итак, начало положено...



 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100