Home Журнал «Ориентация» Ориентация №1 Во власти необъявленных богов - МЕТАМОРФОЗ СТАРЫХ РИТУАЛОВ

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Показ ленты новостей

URL ленты не указан.

Полезные ссылки


Северная Корея

Во власти необъявленных богов - МЕТАМОРФОЗ СТАРЫХ РИТУАЛОВ PDF Печать E-mail
Автор: Олег Николаевич Носков   
27.07.2011 09:38
Индекс материала
Во власти необъявленных богов
О ТРАНСЦЕНДЕНТНОМ ВОСПРИЯТИИ МИРА
ОНТОЛОГИЯ ДОБРА И ЗЛА
МЕТАМОРФОЗ СТАРЫХ РИТУАЛОВ
СТИМУЛ ДЛЯ ПРЕДАННОГО СЛУЖЕНИЯ
ПОСЛЕДСТВИЯ (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ)
Все страницы

МЕТАМОРФОЗ СТАРЫХ РИТУАЛОВ

За семьдесят лет коммунистического правления нашу страну успели вдоль и поперёк перепахать тракторами, бульдозерами, экскаваторами, грузовиками и т. д. Кругом дымили заводы, кругом, вроде бы, шла работа, всё вокруг кипело, бурлило, суетилось. Однако в конце концов наши измотанные граждане всё равно остались неудовлетворёнными, не получили того, что так страстно желали. Таким образом, рациональность этого колоссального, гигантского труда ставилась под сомнение. Тогда напрашивается вопрос: почему же всё-таки люди предавались этой адской работе, наблюдая часто её практическую (с точки зрения здравого смысла) бессмысленность?

Можно сколько угодно кричать о «системе», «тоталитаризме» и т. д. Однако за этой системой стояли вполне конкретные люди, с вполне сформировавшейся психологией. К чему им нужна была эта суета? А ведь тем не менее многие считали и считают, что во всём этом был определённый смысл. Какой же? Ведь любой трезвомыслящий человек способен оценить огромную разрушительную направленность всего этого «большого труда», не говоря уже просто о бездумной трате сил и энергии.

И всё-таки свой практический смысл для людей в этом труде был, — и не заметен он только очень рассудительному практику. Попробуем в этом разобраться. Для начала же обратим внимание на наше сегодняшнее положение дел.

Сегодня в стране созданы сотни брокерских контор, бирж, коммерческих предприятий. С телеэкрана на нас выливается поток пошлейшей рекламы. Кругом все: начиная от политиков, экономистов, журналистов, коммерсантов и заканчивая писателями, поэтами, художниками, — все бесконечно ведут разговоры о переустройстве «системы», о «новом мышлении», о новых формах собственности, об улучшении состояния в народном хозяйстве и т. д. Без конца звучат фразы: «приватизация», «рыночная экономика», «фермерство», «предпринимательство», «брокеры», «биржы», «конверсия». И тем не менее, — несмотря на все эти старания, — результаты опять-таки не утешительны. Тогда в чём смысл этой шумихи вокруг новых экономических отношений? Разумные люди опять начинают смеяться над нашим «вхождением в капитализм», прекрасно видя всю абсурдность сложившегося у нас положения. И тем не менее шумиха продолжается, и что бы там не думали рассудочные прагматики, во всём этом всё равно скрывается свой смысл, инстинктивно ощущаемый каждым моим соотечественником (разумеется, из числа тех, кто принял курс на «приватизацию»).

Теперь уместно спросить: а не угадывается ли внутреннего сходства между первым и вторым случаем? Любой здравомыслящий человек поймёт, что сменились только внешние конкретные ориентиры, но внутренний стержень остался прежним. Этот внутренний стержень — то самое, раскрытое нами, трансцендентное восприятие — та самая склонность осмысливать транс-цендентно абстрактное понятие, ставить его в сознании над самим собой, подчинять себя ему, умаляя тем самым своё собственное значение.

«Предприниматель», как и «Пролетарий», — один из аспектов субстанции Добра. Предметы, которые так или иначе связаны с этими «божествами», играют роль предметов религиозного культа, наподобие икон, распятий, образков и крестиков в православии. Без преувеличивания можно сказать, что трактора и станки в советское время воспринимались не больше не меньше, как религиозная атрибутика, имевшая непосредственное отношение к Пролетарию, как распятие к Христу. Примерно то же самое можно сказать и о компьютере — сегодняшнем символе Предпринимателя. Если всё это так, то давайте обратим внимание на то, что соприкосновение с религиозной символикой, с предметами религиозного культа уже определяет некий религиозный ритуал. Любой религиозный ритуал всегда имел определённую цель, в том числе и утилитарно-практическую. Было ведь вполне нормальным и естественным вымаливать у Бога дождя, хорошей погоды, да и прочих благ. Так что можно сказать, что молитвы и манипуляции с предметами ритуала носили вполне практический характер. Причём верующий человек, даже из числа практичных, никогда не счёл бы молитвы и своё участие в ритуале пустым времяпрепровождением — он понимал смысл таких действий.

А теперь зададим вполне закономерный вопрос: не является ли безумная коммунистическая индустриализация, как и сегодняшняя «капитализация», не чем иным, как самым откровенным отправлением религиозного культа? Что же касается упомянутых уже нелепостей и крайностей — то не есть ли это результат самого натурального религиозного рвения? Я бы ответил на этот вопрос утвердительно. В самом деле, можно ли упрекать христиан за изготовление большого количества распятий или икон? Наверное, здесь мы сталкиваемся с аналогичной ситуацией. По аналогии с христианством, заводы и фабрики у коммунистов играли роль своеобразных храмов. А можно ли верующему считать строительство храмов бессмысленным делом? Христиане, например, в строительстве храмов видели естественное благо: чем больше храмов — тем лучше, тем скорее можно рассчитывать на расположение Бога, от которого и зависели все жизненные блага. Та же логика усматривается и в действиях коммунистов, для которых строительство каждого завода было несомненным благом уже само по себе, ибо всё это было угодно их «триединому» божеству: Прогрессу, Социализму, Пролетарию.

Сегодня в этом плане принципиально ничего не изменилось. Место заводов заняли брокерские конторы, место тракторов — компьютеры. Поэтому стоит ли удивляться огромному количеству появившихся бирж, брокерских контор — ведь сегодня это «храмы», возведение которых — «благо». Что касается компьютеров, то их по всей вероятности ожидает участь тракторов. Если вторые в виде металлолома ржавеют на полях, то первые когда-нибудь станут привычным хламом, грудой мусора каждой конторы.

Только что описанная картина не будет полной, если я не уделю внимание молитвам и религиозным гимнам как важнейшей части всего ритуала. В советское время слова «социалисти-ческо-пролетарский» молитв, гимнов и заклинаний заучивались с раннего детства. Всевозможные митинги, разного рода мероприятия, собрания, передовицы газет были переполнены молебнами, восхвалениями, славившими «человека Труда», «Партию», «Социализм», «Мир», «Родину» и т. д. Неверно во всём этом видеть праздное словоблудие — это была важнейшая составляющая ритуала, от которого зависело благо людей. Многочисленные коммунистические съезды и пленумы, которые широко транслировались по телевидению и радио, были, по сути своей, важнейшими религиозными ритуалами, аналогов чему немало в христианстве. Сегодняшние многочисленные разговоры о «приватизации», «рыночной экономике», «новом мышлении», «предпринимательстве» — есть не что иное, как самый типичный молебен, самая типичная религиозная служба. Только с точки зрения рассудительного практика здесь пустая праздная болтовня. Те же, кто этой «болтовнёй» занимается и те, кто внемлет этим «болтунам», усматривают во всём этом самый что ни на есть практический смысл.

Одним словом, во всех рассмотренных случаях человек, дабы достичь желаемого результата, обращается с мольбой к необходимому «божеству» (или же самому главному). Именно на этом основано такое неистребимое стремление русских искать панацею от всех бед и универсальное средство для быстрого достижения счастья. Именно здесь, пожалуй, стоит искать причину той странной манеры, когда любую методику, любую гипотезу, идею, любую теорию превращает в объект религиозного поклонения. Удивляться не стоит: в данном случае блага испрашивают прямо у самой теории или методики, превращенной в сознании в божество, которому начинают упорно служить. Обычно, в силу господствующего «монотеизма», молитвы посылаются главному божеству, представленному в нескольких ипостасях, однако и локальные «божки» (в христианстве эту роль выполняют святые и ангелы) тоже имеют большое значение, когда речь заходит о какой-то более узкой, конкретной области. Так возникает одно отвратительное явление, которое условно можно назвать патологическим гипоста-зированием. Возможно, это явление есть какой-то важнейший признак трансцендентного восприятия. Патологическое гипостазирование заключается в том, что любая конкретная проблема вырывается из общего контекста и рассматривается совершенно самостоятельно, почти без всякой связи с другими проблемами. При этом также происходит упоминавшийся процесс превращения абстрактного понятия или наименования в некое трансцендентное начало. Например, если у нас возникала жилищная проблема, которую хотели моментально решить, то сразу же начиналась концентрация внимания на Строительстве: обильным потоком льются речи об актуальности этой проблемы, о нужности самой профессии строителя и т. д. Если, например, возникает проблема пьянства, то начинаются разговоры о Трезвости; если слабеют патриотические чувства — начинают говорить о Патриотизме. Одним словом, происходит настоящее обращение к локальному «божку» или «духу», ответственному за ту или иную сферу, область.

Стоит сказать и о другой стороне ритуала. Ведь, как мы знаем, наряду с силами Добра существуют и силы Зла. Поэтому наряду с восхвалением добрых сил параллельно идёт проклятие сил Зла. Вспомним христианское: «... и избави нас от лукавого». Антиподами Социализма и Пролетария были соответственно Империализм и Буржуй. Поэтому, наряду с восхвалениями первых, звучали слова проклятия по адресу вторых. Сегодня в качестве антипода Предпринимателя скорее всего выступает Плутократ, а антиподом Свободы и Демократии — Тирания и Тоталитаризм. В конце концов названия не имеют принципиального значения. Важно просто понять религиозно-культовый характер множества прошлых и нынешних мероприятий. То, что это было отправлением именно религиозного культа, для меня совершенно ясно.

Вспомним, например, как у нас «боролись» за мир. Это был самый настоящий молебен, где славился Мир и всячески проклиналась Война. Кстати, Запад осмысливается также трансценден-тно. Поэтому наши западники — просто-напросто адепты этого религиозного культа (культа Запада), подобно тому, как в древности некоторые люди становились поклонниками Аттиса или Митры.

Что касается наших патриотов, то они поклоняются культу Родины. Родина у нас — это тоже божество. Может быть поэтому огромные неоправданные жертвы во время войны (среди солдат) никогда не считались у нас бессмысленными — это были жертвы во имя Родины. «Жертвы» в прямом значении, — а жертвовать богу — уже благо само по себе.

То, что сегодня многие русские обвиняют Родину во всех невзгодах и неурядицах, есть результат разочарования в самом божестве (богине). От Родины ждали благ, богатства, — ради этого ей приносили жертвы, её восхваляли, — но так и не получили желаемого. Отсюда разочарование и обида. В старые времена такое было очень часто. Если, скажем, бог плодородия «обрекал» людей на неурожай, то его отказывались восхвалять, ему отказывались служить, приносить жертвы. С этого момента данное божество могли либо просто забыть, отодвинуть на задний план, либо начинали видеть в нём воплощение Зла, — а стало быть, вести с ним борьбу (приняв в качестве позитивного культ другого божества). Не то ли самое происходит с Родиной? (равно как с Социализмом и Пролетарием). Разочарованные в ней (обратите внимание) отказываются её восхвалять, отказываются ей служить и приносить жертвы, В итоге эти люди, как правило, принимают новый культ (Запада, например), а Родина начинает подвергаться с их стороны проклятиям. Поэтому нашим «патриотам» нужно помнить, что любой наш западник-космополит (включая тех, кто уехал жить на Запад) просто-напросто меняет культ — меняет объект религиозного поклонения.

Здесь, наверное, возникает вопрос: почему люди, несмотря на постоянный негативный результат, не обратят внимания на характер собственного мышления, почему не изменят своего отношения к миру? Почему, наконец, не углубятся в размышления? Тут можно ответить по разному, хотя окончательный ответ дать здесь совершенно невозможно.

Человек, как известно, в своём глазу бревна не замечает. Как ослу трудно понять, что он просто глупое животное, так и тем, кто участвует в вышеописанных ритуалах, кажется всё это совершенно нормальным и естественным. Кроме того, в силу патологического гипостазирования, такие люди, разочаровавшись в одном культе, просто переключаются на другой, поскольку не в состоянии осмыслить происходящее в целом.

Но этого ещё мало. Есть во всём этом один важнейший стимул, без которого вряд ли бы возник какой-либо религиозный энтузиазм. Об этом стимуле речь пойдёт в следующей главе.



 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100