Home Журнал «Ориентация» Ориентация №1 Во власти необъявленных богов - СТИМУЛ ДЛЯ ПРЕДАННОГО СЛУЖЕНИЯ

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Показ ленты новостей

URL ленты не указан.

Полезные ссылки


Северная Корея

Во власти необъявленных богов - СТИМУЛ ДЛЯ ПРЕДАННОГО СЛУЖЕНИЯ PDF Печать E-mail
Автор: Олег Николаевич Носков   
27.07.2011 09:38
Индекс материала
Во власти необъявленных богов
О ТРАНСЦЕНДЕНТНОМ ВОСПРИЯТИИ МИРА
ОНТОЛОГИЯ ДОБРА И ЗЛА
МЕТАМОРФОЗ СТАРЫХ РИТУАЛОВ
СТИМУЛ ДЛЯ ПРЕДАННОГО СЛУЖЕНИЯ
ПОСЛЕДСТВИЯ (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ)
Все страницы

СТИМУЛ ДЛЯ ПРЕДАННОГО СЛУЖЕНИЯ

Шопенгауэр в своих «Афоризмах» определил тщеславие как одну из форм зависимости от чужого мнения. Тщеславный человек, по его мнению, стремится добиться восторгов окружающих — без этих восторгов такой человек просто не чувствует себя полноценным. В этом философ видел утрату мудрости.

Лично я вполне разделяю эту точку зрения. Теперь попытаемся установить: если человек черпает представления о своем достоинстве со стороны, значит в нём угасло внутреннее, личностное начало, — что, в свою очередь, является необходимым условием (если не причиной) трансцендентности восприятия. Из этого можно заключить, что тщеславие имеет одну природу с трансцендентным восприятием или выступает в качестве некой особенности или разновидности последнего. В этом случае человек осмысливает своё достоинство и, значимость также трансцен-дентно, а не имманентно себе.

Здесь мы вплотную сталкиваемся с понятием о «рабской психологии», которая в свою очередь характеризуется «рабской» зависимостью. Тщеславный человек рабски зависит от мнения окружающих; рабски покорный слуга полностью зависит от воли хозяина. Чётких границ между первым и вторым случаем нет, поскольку и там и здесь наличествует зависимость чисто психологического порядка, даже несмотря на то, что для первого случая фактической зависимости в социальном плане нет.

По этому поводу не стоит морализаторствовать, считая подобные человеческие качества следствием «испорченности». Здесь мы сталкиваемся с определённым состоянием сознания, поэтому причина «рабской психологии» лежит гораздо глубже, чем принято считать. Любой рабски покорный слуга или просто тщеславный человек считает своё состояние нормальным и естественным. Если он и сочтёт себя «недостойным», то опять же по отношению к объекту поклонения или зависимости. Этими «объектами» по большому счёту становятся те самые аспекты «трансцендентной божественной сущности», о которых речь шла выше. В силу образа и характера этих «божеств» идёт формирование общего строя мировоззрения человека, его политических убеждений, идейных пристрастий и т. д. Но в любом случае человек положительно оценивает своё достоинство и считает свои убеждения и поступки «правильными», если всё это согласно с «волей» его божества.

Как бы то ни было, мы должны понять, что человек присягает божеству, становится его послушным исполнителем, орудием его воли не «за так», не «за бесплатно». Взамен он получает недостающие ему чувства собственной значимости, достоинства, полноценности. Вдобавок ко всему он получает ещё и величайшее право — право на безответственность и безрассудство. По сути дела, от человека в этом случае не требуется разумного участия — вся ответственность возлагается на «высшую силу», которой он присягнул.

Всё это по духу напоминает так называемые прозелитические религии. В христианстве, например, присягнувший Христу адепт мгновенно становился «избранным», противопоставлялся «язычникам» и заглушал свою совесть (равно как и свой рассудок), когда по «воле Бога» расправлялся с последними или же с «еретиками». Тема безответственности ещё сильнее звучит в исламе, где под зелёным знаменем Аллаха можно было вытворять какие угодно зверства.

Можно проследить и за трансформацией ведических представлений. Например, в популярной версии вишнуизма адепт, признавший всемогущество и благость Вишну и ставший на путь преданного служения, не только становился «избранным», но мог получить прощение за дурные поступки или «отпущение грехов» — примерно как в христианстве.

Связь между избранностью и безответственностью в данном случае самая тесная, — что трудно заметить с первого взгляда. Совершенно естественно, что если в человеке отодвигается дурное начало (если не исключается вообще), то только уже в силу этого он автоматически наполняется началом «хорошим», положительным, ибо в силу таких представлений отсутствие Зла есть уже присутствие Добра. Безответственность — это склонность оставаться «хорошим человеком» несмотря на все свои действия и поступки. Что касается адепта «высшей силы», то он всегда ощущает себя «хорошим», пока преданно служит своему всемогущему божеству (до тех пор, пока это божество в его глазах не утратит могущества или не перейдёт в категорию Зла).

В России в своё время было престижно прослыть социалистом или просто «борцом за социальный Прогресс». Именно печать избранничества, которую давала присяга новому божеству, делала популярными социалистические идеи в той среде, где царила атмосфера тщеславия либо жажда самоутверждения. Отнюдь не материальная нужда, а жажда чувствовать себя значимым, полноценным, жажда завоевать восторги толпы стимулировала революционные настроения. Сегодня многие интеллигенты ударились в «демократию» по той же самой причине. Достаточно только присягнуть Демократии (и другой её ипостаси — Западу), как уже одно только это наполняет адепта чувством собственной значимости, чувством превосходства над теми, кто остался в числе «реакционеров». Вместе с этим адепты Демократии получили право на лидерство, право выступать в качестве пророков и наставников наших граждан.

К моменту избранности можно подойти и с другой стороны. Ясно, что тот, кто не присягнул «величайшему божеству» (или служит старому богу) автоматически попадает в разряд «плохих», недостойных, незначащих, — а по иному — в разряд адептов Зла. В силу этого многие люди с такой охотой пытаются присягнуть, чтобы не прослыть «плохими». Однако это ещё не всё: последнее надо каким-то образом афишировать, продекларировать, продемонстрировать свою преданность всемогущему божеству.

Короче говоря, чтобы быть удовлетворённым, чтобы добиться благополучия, человек мобилизует всю свою энергию на преданное служение тому божеству, которому он ради всего этого присягнул. Когда сегодня с телеэкрана на нас выплескивается поток пошлейшей рекламы, то в этом стоит усматривать отчаянную попытку русских засвидетельствовать своё почтение новому божеству: Демократии и различным её ипостасям. Таким же образом, ранее, коммунисты выражали своё почтение Социализму или Прогрессу, только вместо рекламы они выплескивали всевозможные лозунги, воззвания, показывали примеры героического труда и т. д. Впрочем, этот вопрос подробно был рассмотрен в предыдущей главе. Главное, нужно понять, что наше безумное индустриальное строительство, как и сегодняшняя бездумная «приватизация», есть прежде всего стремление избавиться от чувства неполноценности, стремление почувствовать сваю значимость, поднять, таким образом, свой престиж, возвыситься в глазах окружающих. Кроме того, нужно учитывать, что тому, что происходит на уровне общенациональном, соответствует то, что происходит на уровне индивидуальном. Если в обществе тон задаётся тщеславными людьми или теми, кто не осмысливает имманентно собственное достоинство, то значит всё общество попадает в полную зависимость от мнения окружающих народов и своё достоинство и значимость будет оценивать лишь в силу того, насколько оно приближено к всемогущему божеству, насколько оно ему предано.

Неудивительно поэтому, что в нашей стране «преданное служение» оправдывало и искупляло любую глупость и мерзость. Коммунистические лидеры могли создавать самые уродливые формы экономических связей, могли как угодно захламлять страну, губить природу, обманывать людей, — однако, несмотря на чудовищность подобных деяний, всё это с их точки зрения отнюдь не умаляло их собственной значимости и ничуть не свидетельствовало о их тупости и бездарности. Одним словом, фактическая неспособность быть умными и полезными в деле (а стало быть достойными и значимыми) наших коммунистов ничуть не смущала. Представление о своём достоинстве они получали от божества Прогресса (или Социализма), которому, как им самим казалось, они служили преданно и беззаветно. Всю энергию эти люди направляли именно на СЛУЖЕНИЕ, и чем больше они усердствовали в этом, тем достойнее они себя ощущали. То же самое в полной мере относится и к сегодняшним «демократам».

Что касается демократов, то они, вдохновляясь лишь по мере свершения своих религиозных обрядов, никогда не смутятся полному развалу страны. Мало того, если кто-нибудь предложит (с чисто прагматической позиции) исправить положение без всяких намёков на установление нового культа или на сохранение прежнего, то многие поклонники Демократии будут против, даже если дойдут до полной нищеты. Ведь подобное предполагало бы отлучить этих людей от их божества или поставить под сомнение его значимость — а это уже удар по психике и уничтожение «духовных» опор. Вообще, любая попытка изменить сегодняшний курс реформ трактуется как попытка посягательства на Демократию. Точно так же попытка поставить под сомнение колхозы и государственную монополию — с точки преданного адепта Коммунизма, есть посягательство на его божество. Одним словом, первый и второй случаи рассматриваются как акт богохульства, и пора уяснить, что, обсуждая подобные вопросы, мы вступаем не в область вопросов экономики или политики, а в область вопросов психологии и даже религии.

Эта работа не в состоянии исчерпать всю глубину данной проблемы. Во всяком случае, вопрос этот требует отдельного, серьезного и глубокого рассмотрения. В последней главе я попытаюсь бегло показать, как подобная психология отражается на нашей повседневной жизни, что, собственно, и составляет то, что мы именуем трагедией.



 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100