Home №10 МОНАРХИЯ ПОГИБЛА, А АНТИСЕМИТИЗМ ОСТАЛСЯ (Документы Информационного отдела ОГПУ 1920-х гг.)

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки

МОНАРХИЯ ПОГИБЛА, А АНТИСЕМИТИЗМ ОСТАЛСЯ (Документы Информационного отдела ОГПУ 1920-х гг.) PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
23.01.2011 20:18
Индекс материала
МОНАРХИЯ ПОГИБЛА, А АНТИСЕМИТИЗМ ОСТАЛСЯ (Документы Информационного отдела ОГПУ 1920-х гг.)
АНТИСЕМИТИЗМ СРЕДИ БЕЗРАБОТНЫХ
АНТИСЕМИТИЗМ В ДЕРЕВНЕ
ПРОЯВЛЕНИЕ АНТИСЕМИТИЗМА В СВЯЗИ С НАДЕЛЕНИЕМ ЕВРЕЕВ ЗЕМЛЕЙ
АНТИСЕМИТИЗМ В НИЗОВОМ СОВ[ЕТСКОМ] АППАРАТЕ
АНТИСЕМИТИЗМ СРЕДИ КОММУНИСТОВ
ОБ АНТИСЕМИТСКИХ НАСТРОЕНИЯХ СРЕДИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
ОБ АНТИСЕМИТСКОЙ РАБОТЕ ДУХОВЕНСТВА
РЕЗОЛЮЦИЯ БЮРО ЦК ВЛКСМ ПО ВОПРОСУ О БОРЬБЕ С АНТИСЕМИТИЗМОМ
Все страницы

СВОДКА ОГПУ О ПРОЯВЛЕНИЯХ АНТИСЕМИТИЗМА В ГОРОДЕ И ДЕРЕВНЕ

Не позднее 2 июля 1926 г.[1]

АНТИСЕМИТИЗМ СРЕДИ РАБОЧИХ

Московская губерния: 28/Х. Наблюдается широкое распространение антисемитского настроения среди рабочих Машиностроительного завода им. Ильича (б. Михельсон), рабочих 600 человек. Особенно резкий антисемитизм проявился во время лекции прикрепленного к заводу студента Гольденгорна, по адресу которого раздавались выкрики: «везде жиды управляют русскими, зачем ты, жид, приехал в Москву разводить агитацию».

Орехово-Зуевский трест. Ткацкая фабрика 3 (Орехово-Зуевского уезда), рабочих — 2375 человек. В ящике для разбора материала в стенную газету 23 сентября была обнаружена написанная от руки листовка с антисоветским содержанием. В листовке говорилось об удушении советской властью трудящихся, засилье евреев, и т. п. Листовка подписана «партия социалистов-революционеров Орехова-Зуева». Внизу имеется приписка «бей жидов, спасай Россию».

ВСНХ. Опытно-техническая швейная фабрика (Краснопресненского района), рабочих — 700 человек. Группа портных при всяком удобном случае старается вести среди рабочих разговоры антисемитского характера, говоря: «Власть еврейская, что везде командуют евреи, что им больше доверяют, чем русским, и т. д.»

Госпромцветмет. Завод «Металлоламп» (Замоскворецкого р[айо]на), рабочих — 1000 человек. За последнее время среди рабочих наблюдается сильное развитие антисемитизма. Так, например, по поводу смерти т. Фрунзе двое рабочих высказали следующее мнение: «Убили жиды Фрунзе, а теперь у них идут собрания, кого назначить военным комиссаром, конечно, назначат «жида».


Тульская губерния. 4/XI. Патронный завод. Среди рабочих носятся слухи, что «арестован еврей врач Бух, убивавший христианских мальчиков, чтобы получить кровь для еврейских обрядов». У него в доме, в подвале, якобы обнаружен труп двухлетнего мальчика, повешенного за ногу. Особенно распространены эти слухи среди рабочих пульной мастерской, их поддерживают кроме беспартийных некоторые партийные работницы (Маликова и Осташева).

Белоруссия. 23/Х. На писчебумажной фабрике «Спартак» (принадлежащей Белбумтресту) среди рабочих развит антисемитизм. Часто среди рабочих можно слышать:

«Нас евреи в мешок засадили, только осталось завязать». Подобные разговоры можно чаще слышать на конном дворе, где работают крестьяне. Кроме того, этих временных крестьян будоражит постоянный рабочий Малиновский Яков, работающий в тряпичном отделении. Он часто говорит: «Почему в ЦРК[2] приходишь и очень редко когда достанешь, все нет, это потому, что там сидит Хаим Борух, так что скорее он даст своему брату, а брат его еще и на рундуке[3] сидит да и продает те товары, которые получает из ЦРК. Фабком этой фабрики авторитетом не пользуется, рабочие говорят, что он защищает интересы евреев и скорее пляшет под дудку «Чемберлена», т. е. управляющего Мацкевича, которого рабочие ненавидят. Кроме того, рабочие недовольны сокращением с работы жен рядовых работников, а жены ответственных работников и партийцев продолжают работать. По поводу отказа в приеме в высшие учебные заведения детей рабочих фабрики, окончивших семилетки, говорят, что высшие учебные заведения набиты евреями, которые нарочно не допускают русских учиться, а им нужно научиться «управлять и эксплуатировать».

На заседании ячейки завода «Красная заря» Белпищтреста в Минске был поставлен вопрос о взносе в пользу ячейки жалованья членов партии, получивших за [работу в] религиозные праздники[4]. По этому вопросу высказался член КПБ рабочий Шелепень, говоря, что на других заводах этого не проводится, и вообще он был против взноса денег за праздничные дни. Потом, идя домой, Шелепень сказал, что «жидовское право есть, было и будет».

В Клинцовском уезде на фабриках, заводах и других предприятиях среди рабочих наблюдается антисемитизм, рабочие считают, что администрация к евреям относится более благожелательно, чем к русским. В связи с выдвижением некоторые евреи-рабочие были выдвинуты на руководящую работу, и рабочие русские по этому поводу говорили, что еврея ставят начальником, а русские работают дольше и их не ставят, что в управлении текстильного треста сидят исключительно евреи, которые своего брата защищают, а русского угнетают.

На суконной фабрике им. Ленина, Клинцовского текстильного треста в Клинцах, некоторые рабочие говорят, что «жиды взяли всю власть в свои руки, жидовское царство, не признают церквей. Бога, критикуют попов, а почему-то раввинов не критикуют». Русских людей толкают, чтобы они подчинялись во всем им и делали по-ихнему, вербуют несознательных рабочих в партию, устанавливают свои праздники, когда они хотят, одним словом, сели русскому человеку на шею и тянут из него все жилы и здоровье.

На Стодольской суконной фабрике им. Ленина в связи с большим наплывом на фабрику практикантов из Клинцовского техникума и из вузов рабочие говорят, что через несколько лет фабрики будут заполнены евреями (среди практикантов много евреев), а русским рабочим деваться некуда будет. Кандидат РКП слесарь Стодольской фабрики Клименко, будучи на станции и обратив внимание, что поездом приехало много евреев, подошел к ним и спросил, откуда они приехали и зачем, некоторые ответили, что приехали из Минска и других городов и что приехали в Клинцы работать, и вот Клименко говорит:

«Что же, вам здесь всем Палестина, что ли, что же, вас черти сюда несут, что ли, какая тут вам работа, когда своих безработных полно?!». Случай этот он рассказывал в мастерских, и многие рабочие с ним были солидарны.

Гомельская губерния. 21/Х. На Суражской бумажной фабрике «Пролетарий» Полесского бумтреста в Сураже, той же волости, Клинцовского уезда, рабочий Хильков Евгений, антисемит, после каждого доклада ответственного работника еврея Хильков собирает вокруг себя рабочих, осмеивает докладчика, указывает, что «вот, мол, смотрите, кто стоит теперь у власти». Помощник главбуха фабрики Литвяков Виктор проявляет себя как ярый антисемит, часто во время посещения конторы фабрики евреями по различным коммерческим делам Литвяков смеется над ними, говоря, что в «совнаркоме позасели все Берки да Шмерки». Однажды к Литвякову в контору пришел гр[ажданин города] Сураж Юдович со счетом, Литвяков к этому счету придрался только потому, что Юдович еврей, и только после долгих пререканий счет Юдовича был принят.

На Суражской фабрике «Пролетарий» лиц с антисемитскими наклонностями из среды рабочих и служащих имеется до 30. Больше всего антисемитизм наблюдается среди более квалифицированных рабочих, вышедших из среды деревенских кулаков, а также среди старых рабочих, не могущих примириться с лицами других национальностей по своим религиозным убеждениям.

Ленинградская губерния. 21/IX. На фабрике «Советская звезда» на почве низкой оплаты труда за последнее время среди рабочих проявляется враждебное настроение к соввласти и ВКП(б). Часто появляются реплики со стороны рабочих на привилегированность еврейской национальности, говорят, что на самых лучших постах в большинстве сидят евреи, а русские только просматривают, приводятся в пример вузы, где, по словам, слишком большой процент евреев, говорят, что в вузы евреям легче попасть, чем русским, так как у них везде протекции и связи. Главным застрельщиком этих разговоров является машинист механического отдела Бараев Василий и смазчик этого же отдела Сорокин.

В связи с газетными известиями о польских маневрах[5] среди железнодорожников, особенно Псковского участка, распространяются слухи о близкой войне. Монтер электростанции Дно Гурченко говорил рабочим: «С наступлением войны нужно перебить евреев и коммунистов, только после этого можно будет наладить хорошую жизнь».

Украина. 15/XI. Председателю коммунотдела г. Киева Алексееву прислано анонимное письмо (приводим отрывки с сохранением [авторской] орфографии): «Гр. председателю Алексееву. Рабочие и крестьяне г. Киева к вам с заявлением. Мы, рабочие, раз вам писали, ничего не видим нового, теперь обращаемся к вам еще раз. Товарищ, пожалоста, до каких пор мы будем лежать под гнетом жидовских паразитов, где не пойдешь, всюду сидят, пишут. За что мы работаем, кому мы работаем. Как прыгают на крестьянскую шею, едут из своего края в Киев, им дают квартиру бесплатно, коммунальных бесплатно, еще дают на расходы, еще есть страхкасса, дают готовый обед. Спрашивается, от кого все берется — от несчастного крестьянина или русского рабочего. Как можешь, русский человек, сидеть на престоле председателя и видеть своими глазами, что делается. Если безработный теперь зарабатывает по 15 руб. в день, каждый рабочий даже по 20 руб. в день, они оплачивают свои долги, которые им дали раньше бесплатно, нет — это остается у жида в кармане. Государство уже лопается, некуда деньги девать, и за квартиру не платят, за коммунальных не платят, кто страдает — мужик. Товарищ Алексеев [...] были вы когда-нибудь в коммунотделе, смотрели, кто заведует киевскими домами, кто кирпич носил, кто камень носил для мостового — для ково, кому. Для пархатого жида. Но мы думаем скоро будет конец, рабочие русские не жидовский пролетариат».

Криворожский округ. 28/Х. Среди рабочих [...] г. Никополя сильно развит антисемитизм. Рабочие открыто заявляют, что в удобный момент они устроят погром евреев.

На заводе им. Ленина в г. Никополе среди рабочих наблюдается антисемитизм и даже среди партийцев. Так, некоторые рабочие и кандидаты партии заявляют, что «жиды вечно живут на нашей шее, их надо повыселить в Палестину и пусть там живут и строят свою республику».

Черниговская губерния. 18/XI. [...] Среди части рабочих и служащих, а также крестьян ближайших селений наблюдается сильное развитие антисемитизма. Так, например, часто можно слышать разговоры, что евреи захватили Совроссию, что только они и ездят на курорты, хорошо одеваются и т. д. В большинстве случаев разговоры сводятся к тому, что очень, мол, жаль Советскую Россию, которая дала себя захватить евреям, которые любят только комиссарство, а на тяжелые работы не идут. Указанные разговоры разжигаются главным образом местной группой антисоветских лиц, распространяющих последнее время слухи, что в Москве якобы назревает еврейский погром, так как евреи слишком обнаглели и делают буквально то, что хотят.

Волынская губерния. В первых числах июля месяца на Старо-Константиновском сахзаводе неизвестными лицами в помещении клуба, в комнате отдыха, рядом с газетой «Рабочая жизнь», была вывешена газета «Правда», написанная от руки печатными буквами, все содержание которой было пропитано явным антисемитизмом. В статьях проскальзывало явное недовольство наличием в заводоуправлении евреев. Газета была сорвана и отнесена в завком и неизвестно при каких обстоятельствах там уничтожена.

Донбасс. На Горловском руднике 1 Артемовского округа отмечено недовольство рабочих на то, что среди студентов-практикантов преобладают евреи. Рабочие по этому поводу говорят: «Смотри, на наши деньги учится не наш брат, а вот кто. Будет над нами начальство — евреи. Посмотри-ка, много их на производстве? Безусловно, меньше, чем русских, а начальством будут только жиды».



Обновлено 23.01.2011 20:36
 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 

Rambler's Top100