Home №10 МОНАРХИЯ ПОГИБЛА, А АНТИСЕМИТИЗМ ОСТАЛСЯ (Документы Информационного отдела ОГПУ 1920-х гг.) - РЕЗОЛЮЦИЯ БЮРО ЦК ВЛКСМ ПО ВОПРОСУ О БОРЬБЕ С АНТИСЕМИТИЗМОМ

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Показ ленты новостей

URL ленты не указан.

Полезные ссылки


Северная Корея

МОНАРХИЯ ПОГИБЛА, А АНТИСЕМИТИЗМ ОСТАЛСЯ (Документы Информационного отдела ОГПУ 1920-х гг.) - РЕЗОЛЮЦИЯ БЮРО ЦК ВЛКСМ ПО ВОПРОСУ О БОРЬБЕ С АНТИСЕМИТИЗМОМ PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
23.01.2011 18:18
Индекс материала
МОНАРХИЯ ПОГИБЛА, А АНТИСЕМИТИЗМ ОСТАЛСЯ (Документы Информационного отдела ОГПУ 1920-х гг.)
АНТИСЕМИТИЗМ СРЕДИ БЕЗРАБОТНЫХ
АНТИСЕМИТИЗМ В ДЕРЕВНЕ
ПРОЯВЛЕНИЕ АНТИСЕМИТИЗМА В СВЯЗИ С НАДЕЛЕНИЕМ ЕВРЕЕВ ЗЕМЛЕЙ
АНТИСЕМИТИЗМ В НИЗОВОМ СОВ[ЕТСКОМ] АППАРАТЕ
АНТИСЕМИТИЗМ СРЕДИ КОММУНИСТОВ
ОБ АНТИСЕМИТСКИХ НАСТРОЕНИЯХ СРЕДИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
ОБ АНТИСЕМИТСКОЙ РАБОТЕ ДУХОВЕНСТВА
РЕЗОЛЮЦИЯ БЮРО ЦК ВЛКСМ ПО ВОПРОСУ О БОРЬБЕ С АНТИСЕМИТИЗМОМ
Все страницы

РЕЗОЛЮЦИЯ БЮРО ЦК ВЛКСМ ПО ВОПРОСУ О БОРЬБЕ С АНТИСЕМИТИЗМОМ

2 ноября 1926 г.[22]

Секретно

1. За последнее время наблюдается усиление антисемитизма среди различных слоев молодежи (мелкобуржуазной, учащейся, крестьянской и рабочей). Антисемитские настроения проникают в ряды КСМ, принимают в отдельных местах ярко выраженный характер (резкие выступления на собраниях, антагонизм между сельскими и местечковыми комсомольцами и т. д.).

2. Антисемитские настроения — это наследие старого строя — усиливаются на почве отрицательных явлений нэпа и трудностей хозяйственного строительства (сокращения на фабриках и предприятиях, в госучреждениях, усиление безработицы и т. п.). Они всячески используются антикоммунистическими организациями и элементами в борьбе против соввласти. Антисемитская агитация контрреволюционных, монархических и др. группировок среди молодежи за последнее время заметно усилилась.

3. ЦК ВЛКСМ считает решительную борьбу с проявлениями антисемитизма среди молодежи одной из очередных задач союза.

4. Организации на местах должны повести широкую воспитательно-разъяснительную работу по борьбе с антисемитизмом, причем эта работа не должна носить характера кратковременной кампании, и ее надо проводить систематически. Комсомольцам и беспартийной молодежи следует разъяснять, что антисемитская агитация является орудием в руках контрреволюционных организаций. Используя воспитанные в массах царизмом и буржуазией националистические предрассудки, эти элементы под флагом антисемитизма стремятся подорвать доверие к соввласти и соваппарату и несознательные слои населения толкают на борьбу с политикой партии и соввласти.

Наблюдающееся в отдельных местах замалчивание в повседневной воспитательной работе вопроса об антисемитизме и национальных взаимоотношениях в стране и внутри комсомола приносит вред, создает неправильное представление об отношении партии и союза к антисемитизму и дает возможность укрепляться этим настроениям среди отсталых слоев молодежи и даже среди комсомольцев. Подобные явления необходимо устранять в работе организации.

ЦК ВЛКСМ подчеркивает необходимость соблюдения осторожности и политического такта при осуществлении намеченных задач.

5. Местные организации должны повести систематическое и вдумчивое разъяснение национальной политики партии и соввласти, в частности, по отношению к евреям, во всей воспитательной работе.

6. Необходима борьба с укоренившимся среди несознательной молодежи неправильным взглядом на евреев (как исключительно на нэпманов и спекулянтов), ознакомление молодежи с тяжелым экономическим положением евр[ейских] трудящихся масс (результат политики царизма, погромов и белогвардейской интервенции), воспитание в молодежи классового подхода по отношению к различным слоям еврейского населения и братской солидарности с еврейскими трудящимися массами (рабочих, крестьян, кустарей), участвующих в общем деле социалистического строительства.

7. Разъяснение мероприятий партии и соввласти по оздоровлению экономического положения еврейских трудящихся масс и по привлечению их к производительному труду в земледелии и промышленности, разъяснение решений ЦК ВЛКСМ об оздоровлении экономического положения евр[ейской] молодежи и создании благоприятной атмосферы вокруг этих мероприятий среди русской, украинской и др. молодежи, в особенности в районах еврейского переселенчества и на тех заводах и предприятиях, куда вовлекается ев[рейская] молодежь.

В работе по переселенчеству местные организации должны принять непосредственное участие, реально способствуя проведению в жизнь мероприятий партии и советской власти и разъясняя их в широких массах.

Экономработа среди евр[ейской] молодежи должна находиться в центре внимания в такой же мере, в какой комсомол обслуживает экономические интересы всей молодежи вообще.

8. Ознакомление молодежи с историей борьбы евр[ейских] рабочих масс с царизмом и с положением евр[ейских] рабочих и рабочей молодежи за пределами СССР, а также с их борьбой в рядах Коминтерна за мировую революцию (Энгель, Ботвин и др.).

В тех организациях, где обнаруживается распространение антисемитизма, следует провести разъяснительную работу в ячейках, клубах, кружках и школах. Поручить Агитпропу ЦК ВЛКСМ разработать тезисы и планы беседы в политшколах и кружках по данному вопросу.

9. Особое внимание должно быть уделено борьбе с антисемитизмом среди учащейся молодежи (вузов, техникумов и школ 2-й ступени), побуждая ячейки комсомола в учебных заведениях к активному и действительному проведению в жизнь всех этих мероприятий.

10. Комсомольская пресса («Комсомольская правда», «ЮК»[23] и местные газеты) должна усилить внимание вопросам борьбы с антисемитизмом и работы комсомола среди еврейской молодежи.

Издательство «Молодая гвардия» должно издать ряд популярных брошюр под углом борьбы с антисемитизмом для массового читателя и актива, озаботившись действительным продвижением этих книжек на места. К разъяснению затронутых вопросов в печати необходимо привлечь силы партии и руководящих работников ВЛКСМ.

11. Обратить внимание Бюро деткомгрупп на необходимость широкой работы среди детей по разъяснению сущности антисемитизма и по воспитанию интернационального чувства среди юных пионеров и неорганизованной детворы (совместные вечера, прогулки, организация празднеств, беседы в отрядах и т. п.).

12. ЦК обращает внимание местных организаций на недопустимость, в связи с усилением антисемитизма, ослабления работы союза среди евр[ейской] трудящейся молодежи, замедления роста комсомола в местностях с евр[ейским] населением и заторможения воспитания и выдвижения актива из комсомольцев-евреев.

Усиление работы среди еврейской молодежи и правильная ее организация является также и средством борьбы с тенденциями к национальной обособленности и замкнутости евр[ейской] молодежи, одновременно препятствуя росту националистических организаций, спекулирующих на националистических предрассудках и противоречиях.

Местные организации должны обратить серьезное внимание на проведение совместных собраний сельских и местечковых ячеек, на устройство интернациональных вечеров, на проведение общих собраний на ровных языках, на улучшение работы в ячейках со смешанным составом и т. д.

13. Проведение работы по привлечению евр[ейской] молодежи к производительному труду (на фабрики, в фабзавуч[24], в ШКМ[25], переселенчество), а также объединение масс еврейской трудящейся молодежи под руководством комсомола является одной из очередных задач комсомола. Надо помнить, что оздоровление экономического положения еврейской молодежи есть одно из лучших средств в деле борьбы с антисемитизмом.

14. Наряду с перечисленными мерами, главным образом экономически-воспитательного характера (на что необходимо обратить основное внимание), ЦК ВЛКСМ считает целесообразным и применение мер союзного взыскания к тем комсомольцам, которые проявляют себя в этом отношении с отрицательной стороны и поведение которых разлагающе действует на окружающих.

Однако каждое организационное мероприятие должно сопровождаться известной разъяснительной работой.

ГА РФ, ф. 374, оп. 27, д. 1096, л. 40—73. Копия.


[1] Датируется по смежным документам.

[2] ЦРК — Центральный рабочий кооператив.

[3] Рундук — большой ларь с поднимающейся крышкой.

[4] В 20-е годы еще существовала двойная система праздников — религиозных и революционных. Здесь речь идет об инициативе коммунистов передавать деньги за работу в дни религиозных праздников в партийную кассу.

[5] Имеются в виду учебные маневры польских войск, проводимые в приграничных с Россией районах.

[6] РИК — райисполком.

[7] ВИК — волостной исполнительный комитет.

[8] Речь идет о водке. С 1914 по 1925 г. на территории России действовал сухой закон.

[9] Сельбуд — культурное учреждение в украинской деревне 20-х гг., разновидность сельского клуба.

[10] В тексте ошибочно ИКС. Имеется в виду Комитет незаможних крестьян (организация бедноты на Украине).

[11] РАЙЗУ — районное земельное управление.

[12] УЗУ — уездное земельное управление.

[13] ОЗУ — окружное земельное управление.

[14] ОкрКК — окружная контрольная комиссия ВКП(б).

[15] В тексте «инсцпенирован».

[16] В тексте ошибочно ККС.

[17] Имеется в виду «дело Бейлиса» — судебный процесс над евреем М. Бейлисом, обвинявшимся царскими властями в убийстве с ритуальной целью русского мальчика А. Ющинского. Процесс проходил в Киеве в сентябре — октябре 1913 г. Благодаря широкому протесту, организованному  передовой  русской  интеллигенцией  во  главе с А. М. Горьким и В. Г. Короленко, М. Бейлис был оправдан.

[18] Магазинер — заведующий складом, где хранились товары.

[19] Имеются в виду «Протоколы сионских мудрецов». В России «Протоколы» впервые появились в 1905 г. Их публикатор С. А. Нилус (1862—1929).

[20] ПК ОГПУ — Политический контроль ОГПУ. Структурное подразделение органов государственной безопасности, одной из функций которого была перлюстрация частной переписки.

[21] Тихон (Белавин В. И.) (1865—1925) — первый патриарх русской православной церкви после восстановления патриаршества в России Патриархом Московским и всея Руси избран на 1-м Всероссийском поместном соборе 5(18) ноября 1917 г. За антисоветскую деятельность постановлением суда был в 1922 г. заключен под домашний арест в Донском монастыре. 21 марта 1924 г. дело Тихона было прекращено. В завещании в 1925 г. заявил о своей лояльности к советской власти.

[22] Дата утверждения резолюции.

[23] Газета «Юный корреспондент».

[24] Фабзавуч — фабрично-заводское ученичество.

[25] ШКМ — школа крестьянской молодежи.

 



Обновлено 23.01.2011 18:36
 
 

Исторический журнал Наследие предков

Полезные ссылки

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100