Home №11 ВОЕННЫЕ И СУДЕЙСКИЕ. Стиль борьбы и парадигма власти - Заключение

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

ВОЕННЫЕ И СУДЕЙСКИЕ. Стиль борьбы и парадигма власти - Заключение PDF Печать E-mail
Автор: О.Н. Носков   
23.01.2011 17:55
Индекс материала
ВОЕННЫЕ И СУДЕЙСКИЕ. Стиль борьбы и парадигма власти
1. Поединок и террор: два стиля борьбы
2. Истоки и структура политической субординации
3. Пирамида власти: герои и «наследники»
4. Война и политика. Стиль борьбы в условиях современности
5. Внутренний механизм советской драмы
Заключение
Все страницы

Когда сегодня мы говорим об ужасах войны, то прежде всего имеем в виду последствия чудовищного применения современного оружия. Однако мы забываем при этом, что сами военные, как носители соответствующей традиции, не имеют к этим средствам уничтожения никакого отношения. Мало того, если бы воинская традиция не сдавала своих позиций, то современные солдаты по-прежнему были бы вооружены копьями, мечами, топорами, луками и кинжалами. Известно, например, какое негодование вызвало когда-то у рыцарей появление огнестрельного оружия. Еще каких-то сто с лишним лет назад старые русские адмиралы считали для себя позором служить на пароходном судне. Наверное, не в особом восторге были некоторые военные и от появления пулемета, поскольку это вынуждало отказаться от линейной тактики, что сводило на нет всю эстетику сражения. Теперь же солдат должен был пригибаться к земле, припадать к ней, врываться в нее или сливаться с природой. Для воина, оставшегося верным древней аристократической традиции, это зрелище было поистине невыносимым. Поэтому можно себе представить, как должны были отреагировать истинные военные на появление ядерного оружия, которое еще более вынуждает зарываться в землю, зарываться как можно глубже. И невольно создается впечатление, что все эти «прогрессивные» изобретения — результат каких-то магических процедур, какого-то мрачного таинства, связанного с почитанием темных, хтонических сил. И не усматривается ли во всем этом воля судейских: стремление скрыться, подальше уйти, зарыться, сделаться недоступным, замкнуться в тесном пространстве, чтобы наслаждаться  маленьким похотливым счастьем, счастьем червя, насекомого? Ведь к чему приведет ядерная катастрофа? — именно к маленькому «счастью» в подземелье. Чисто подсознательно, повинуясь одним лишь неосознанным инстинктам, судейские ведут мир к этой мрачной развязке.

В самом деле, прогресс в области вооружений был спровоцирован отнюдь не военными. Так, порох был изобретен даосскими алхимиками, противниками вооруженного насилия. И как ни странно, такие же апологеты ненасилия изобрели ядерное оружие. В создании атомной бомбы активное участие принимал Альберт Эйнштейн, считавший себя убежденным пацифистом. В Советском Союзе над созданием водородной бомбы работал прославленный «миротворец-гуманист» Андрей Сахаров.

К чему, по большому счету, стремились древние даосы? К такому вот замкнутому индивидуальному «счастью», хотя бы и в его метафизическом понимании. К тому же, собственно, устремлены и упомянутые «миротворцы-гуманисты» — к такому же замкнутому «счастью», только понимаемому более вульгарно. Но в целом воля изобретателей пороха созвучна воле изобретателей ядерного оружия.

Итак, противостояние военных и судейских — это противостояние небесных сил и сил хаоса. Вот подлинная онтология данного процесса. И на сегодняшний день, судя по всему, хаос побеждает. Надолго ли?

«Ориентация» №5/1995



 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 

Rambler's Top100

Deacon Jones Authentic Jersey