Home №12 РУССКИЕ ДРЕВНОСТИ - КРИВИЧИ — ХРАНИТЕЛИ ПИСЬМЕННОСТИ

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

РУССКИЕ ДРЕВНОСТИ - КРИВИЧИ — ХРАНИТЕЛИ ПИСЬМЕННОСТИ PDF Печать E-mail
Автор: В.А.Пономарев   
23.01.2011 17:22
Индекс материала
РУССКИЕ ДРЕВНОСТИ
КРИВИЧИ — ХРАНИТЕЛИ ПИСЬМЕННОСТИ
РУСЬ — ПО-ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИ- СЕВЕР!
ЧИТАЛИ ЛИ КНЯЗЬЯ КНИГИ?
САНОВНИКИ и ПОЛКОВНИКИ
МЕНЯЯ ФЛАГ- МЕНЯЕШЬ БОГА
Все страницы

Псковская земля в древности была населена племенами кривичей. Политическим центром кривичей являлся город Из­борск, величественные остатки крепостных стен которого до сих пор можно видеть на высоком плато в тридцати километрах за­паднее Пскова. В пределах крепости, под ветвями могучего дере­ва, восклицательным знаком со строк «Повести временных лет», переживая мимолётное время, до сих пор стоит каменный Труворов крест, испещрённый надписями героических современников летописного князя и их легкомысленных потомков. У подножья горы, которую венчает корона крепости, двенадцатью мощными потоками бьют родниковые водопады, наполняющие шумом про­странство и чистейшей водой братину светлого Святого озера.

Никто до сих пор не объяснил подлинный смысл назва­ния племён кривичей. Не странно ли это? Объяснены названия племён дреговичей (живущие по лесным дорогам), полян (люди поля), вятичей (большие, старшие, знатнейшие), но ни в одном словаре древнерусского языка, невозможно найти даже само слово «кривичи».

Этимология названия «кривичи» становится понятной из санскрита, древнего варианта русского языка. На языке Ариев «кри» означает — письмо, письменность. А «вич» — значит «жизнь». Следовательно, термин «кривичи» можно понять как «живущие с письмом», или по-простому, — грамотеи. И это по­нятно. Слово «санскрит», само состоит из двух корней: «сан» -возвышенный, совершенный и «кри» — письмо. Следовательно, санскрит — это возвышенное, совершенное письмо. В то же самое время, само письмо является как бы тайной для непосвя­щённых. Отсюда происхождение современных терминов: крипто­графия (тайнопись), криминал, причём в слове криптография идея письма использована дважды, так как корень «граф» тоже означает письмо.

Кривичи — народ письменников, без сомнения был хра­нителем тайн русского языка. Судя по реконструкции антрополо­га Герасимова, к кривичам принадлежал Иван Грозный, извест­ный своей учёностью, литературной одарённостью и огромной библиотекой.

Использование санскрита во многих случаях позволяет быстро и достоверно восстановить первоначальные значения слов и понятий, даёт возможность разрешить труднейшие исто­рические споры и загадки.

В качестве иллюстрации давайте ответим на вопрос: кто же установил ямскую службу на Руси? В школьной программе этот вопрос решается просто: ямской службой облагодетель-ство­вали Россию высококультурные (по мнению современных евра­зийцев) тюрки во времена татаро-монгольского нашествия. Одна­ко, корень «jam» [ям] принадлежит санскриту и переводится глаголом «управлять». В словаре Владимира Даля ямщик: «Вооб­ще, вожатый, возница, погонщик на почтовых». Следовательно, слово «ямщик» соответствует понятию: «водитель, шофёр» современного лексикона и происходит из санскрита. Название повести А. Куприна «Яма» не имеет второго смысла, так как по-русски селение с почтовой станцией называлось в России «ямъ», то есть было мужского рода. В тюрских наречиях, как и в русском языке, ямой называется углубление в чем либо.

В данном случае хорошо прослеживается кардинальное правило: определение нового понятия даётся на языке ав­тора идеи. Переименование понятий, как это произошло со словом спутник (земли), вытесненным словом сателлит, явля­ется эффективным средством информационно-идеологических войн.

Одним из краеугольных понятий современной цивилиза­ции является понятие «человек». Гуманитарная наука, судя по этимологическим и толковым словарям, пытаясь решить эту важ­нейшую философскую проблему давно уже попала в тупик. А ведь точное решение именно этого вопроса помогло бы многим людям найти своё место в мире, обществе и природе, определить цель в жизни. Ясно одно: понятие «человек» у каждого племени и народа формировалось на этапе поиска и осознания ими своего места во вселенной. Ответ на этот вопрос надолго определял жизненные установки и судьбы народов, их нравы и религию. Значит, и объяснять смысл древних понятий надо с помощью тех языков, в среде которых данные понятия возникали. Русскому человеку и в этом случае помогает знание санскрита.

Слово «человек», состоит из двух смыслообразующих корней, значение которых сохранено санскритом. Здесь «чел» —«мыслить», (от существительного «чи, че» — мысль), а «век» (то есть «вич»), как показано ранее — «жизнь». Таким образом, «че­ловек» значит — «мыслеживущий» и это главное, что отличает человека от животного. Тогда, живущие желудочными интереса­ми, похотями и наживой люди по определению не принадлежат к человечеству.

А теперь снова о словарях. В прекрасном «Историко-этимологическом словаре современного русского языка» П.Я.Черныха, лучшим на сегодняшний день считается объясне­ние немецкого лингвиста XIX века Циммера, по мнению которого, первая часть слова «человек» связано со словом «челядь», а вторая часть восходит к понятиям: «дитя, работник, батрак».

Господин, видимо предполагает, что русский мужик (ка­кой уж тут, человек!) должен вкалывать и прислуживать за двоих, пока сам Циммер будет думать за нас на... родном идише!



 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 

Rambler's Top100

Deacon Jones Authentic Jersey