Home №14 РАСОВАЯ ТЕОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки

качество проверено временем чехол на ipad pro выбрать чехол на ipad pro для делового человека
производитель солнышко солнышко оуфб рециркулятор воздуха купить киев оуфб-04 купить киев
линк

Северная Корея

РАСОВАЯ ТЕОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ PDF Печать E-mail
Автор: Максим Пентерин   
30.08.2010 16:29

 

1

На исходе XX столетия такие слова как «раса», «нация», «племя», «род» («клан») и, даже, иногда, «семья», если они только употребляются не в связи с чисто физиологической стороной жизни, а с эмоциональной или спиритуальной сферой, боль­шинством людей уже не воспринимаются как убе­дительные, здравые, точные. Высокие академичес­кие авторитеты, а вслед за ними директора круп­нейших исследовательских центров открыто заяв­ляют, что понятие «национальный характер» пере­стало считаться научным, а следовательно не может быть предметом изучения.

С другой стороны, традиционные религии, под давлением «общечеловеческой культуры», даже при условии сохранения, вынуждены затушевывать свои расовые доктрины, которые до последнего вре­мени являлись их жизненно необходимой частью. В условиях, когда подобное давление приняло харак­тер тотального контроля, эта составляющая тради­ционного мировоззрения обречена на гибель. Одна­ко, если это все-таки произойдет и верующие мира перестанут сознавать себя каждый — частью определенного этноса, избравшего ту или иную ре­лигию, сольются в безродный интернационал, — то гибель традиционных учений о расах, станет гибе­лью самих рас, стран и культур.

В условиях иллюзии «общечеловеческих ценно­стей», которая предполагает некое координирование деятельности человечества, происходит непоправи­мое уничтожение корней, на которых (плохо ли, хо­рошо ли) существует людской род. Еще немного — и никакие планетарные перемены (даже если кому-то и дано будет их осуществить) не смогут вернуть обескровленным нациям естественной витальности.

Харизматически-непрерывной, реально питаю­щей культуру русского народа религией является Святое Православие. Именно его идеология в тече­ние веков обезпечивала самобытное развитие не просто многих конфессий, но даже их разных от­ветвлений на пространстве неделимой Империи. Есть, правда, у имперского греко-российского Пра­вославия одно отличие с посткоммунистическим бо­гословием — это расовая доктрина Христианства. Потребность в ее современной интерпретации ощу­тила сейчас не только Церковь, но и интеллектуаль­ная элита российского общества, религиозная мысль всего мира.

Неразработанность вопроса, обусловила фрагмен­тарный характер данных очерков. Хочется верить, что они послужат для более обстоятельного иссле­дования.

2

Деление знаний на рациональные и ир­рациональные свойственно модернистскому, анти­традиционному сознанию (что, впрочем, как хорошо показывает в своих книгах М. Элиаде, не избавляет его от подосознательного влияния Традиции). Со­знание верующего, верного своему Богу и своему

Роду, не разъединяет, а соединяет знания между собой, исходя из того, что источник любого знания Творец, а источник любого невежества — дья­вол. Такое сознание (т.е. соединение знания) пре­пятствует попыткам уничтожения традиционного мировоззрения, науке атеистической противопостав­ляет священную науку (Ars Sacra). Ныне практи­чески все мировые религии (мусульманство, католичество, протестантизм, иудаизм, буддизм, ин­дуизм) обновили свой интеллектуальный потенциал и создали собственные модели священной науки, которые ощутимо увеличивают число их адептов.

В сравнении с другими верами Православие, можно сказать, не обладает еще развитой системой соотношения строго догматического миросозерцания с многочисленными областями человеческого зна­ния. Вспомним, однако, принцип Нового Завета, не раз уже исполнявшийся с момента его провозгла­шения: последние да будут первыми...

Ортодоксия является наиболее замкнутой и, по существу, эзотерической религией, ибо ей доверено хранение истинного знания о Боге и мире. Впитав лучшее из философских систем рационализма и ма­териализма, русская наука всегда стремилась к со­зданию универсальной метафизической системы, ос­нованной на Богоустановленных догматах св. Церк­ви. Ее восстановление на новом уровне прикровенно происходило уже с XVIII века (яркий пример тому М.В. Ломоносов). Более чем двухвековой путь, которым прошла затем православная мысль, свиде­тельствует, что только крепкое стояние в святооте­ческой вере, бережная память о всех достижениях человечества, может обеспечить рождение действи­тельно освященной Господом науки, а не очередной лже-науки или лже-религии.

3

На протяжении истории человечество соединя­лось дважды: в праотце Адаме и Господе Иисусе Христе. Причастные им наследуют два Божиих благословения: Ветхого и Нового Заветов. От Адама оно наследуется через плоть и кровь (путем зача­тия и возрастания), от Христа — также через Тело и Кровь — таинства Церкви, главное среди которых Причастие. «...ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его» (Лев 17,14) — «...если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6,53). Ины­ми словами, у человечества есть два богоустановленных пути для объединения: через кровь пра-отцев или Кровь Христа.

Забвение одного из этих путей создает условия для катастрофы; их сочетание — гарантия земного долгоденствия и благополучия. Отсюда любые из­менения в человеческом организме целесообразно рассматривать в неразрывном Единстве духа и ма­терии. То же относится к развитию семьи, рода, нации, человечества в совокупности.

Поскольку достижение первого пути, даже тео­ретически, трудно представимо (речь идет о всех людях), его восполняет второй — Святые Дары. Это и происходило на территории православных госу­дарств (Рима, Византии, России), где головной этнос или Народ Божий объединял вокруг себя всех, кто мог принять Тело и Кровь, т.е. христиан. Те же, кто исповедывал иную религию, заключали с христиан­ским государством взаимный договор, по которому готовы были пожертвовать своим телом и кровью, если ему угрожала опасность, но могли расчитывать и на жертву христиан, если опасность угрожала их иноверным соотечественникам.

4

Православное мировоззрение знает как есте­ственно так и неестественно возникшие различия между народами. Путь естественного различия за­ложен Самим Создателем и подтвержден запове­дью «плодитесь и размножайтесь» (Быт 1,28). Каж­дый отпрыск Адама (Каин, Авель, Сиф и другие) привносил в мир новое качество, присущее ему од­ному, но входящее в предвечный замысел Творца, который адамит призван был осуществлять в зем­ной жизни. При всем различии между ними, пер­вых людей объединяло общее сыновство (или удо-черенность) Адаму и Еве. Третье поколение, также объединялось в Адаме (деде), но уже различалось в отцах и так далее. Тем не менее для всех них со­единенность с Адамом, а через него с Отцом Небес­ным, давала полноту жизни, получаемую из поколе­ния в поколение через благословение — благую, со­зидающую эманацию Божества. Формально эта эма­нация казалось бы должна была убывать по мере удаления от Источника, но по закону взаимной люб­ви сыновней и отеческой, любой даже самый отда­ленный потомок Адама может иметь ту же радость в общении с Господом, какую имел его праотец... Если только будет иметь ту же любовь.

5

Первое глобальное разделение людей на две расы произошло до Потопа. Главное различие меж­ду ними состояло в характере благословения, кото­рое сформировало отличные друг от друга типы культуры, а затем и антропологические типы; оно заключалось в самих названиях древнейших рас. Потомки праотца Сифа стали именоваться сынами Божиими, а потомки праотца Каина — сынами человеческими. Сифиты наследовали Божие благо­словение данное Адаму, а Каиниты — только чело­веческое данное Адамом (см. об этом начальные главы Книги Бытия). Имея превосходную степень харизмы, Сифиты являлись высшей расой по отно­шению к Каинитам, а смешение их с дочерями че­ловеческими (произошедшее, как пишут Святые Отцы, по наущению дьявола) навлекло кару Господ­ню — всемирный Потоп. Расплатой за самовольную отмену расовой дискриминации стало уничтожение всего живого на земле.

Латинское discriminatio переводится как «раз­личение»; в современном понимании ассоциируется с ограничением в правах, лишением равноправия (пола, возраста, нации). А в представлении не­вежды, зомбированного средствами массовой инфор­мации, — должна быть непременно связана с прояв­лениями недоброжелательства (даже ненависти), притеснения и жестокости. На самом деле именно непонимание естественного различия между расами и нациями приводит в итоге к спонтанно возникаю­щей ненависти, а затем и к всевозможным прояв­лениям насилия.

6

В мифическую (для нынешнего сумеречного со­знания) эру характер благословения, преподаваемо­го Патриархом своим потомкам, различался по на­правлению их воли и отражался в имени. Нарече­ние имени новорожденному связывалось с его астро-биологическими параметрами, клановым поло­жением, которое могло определяться не только старшинством, но и пророческим знанием, откры­тым родителям о судьбе ребенка. Это знание каса­лось уже не психофизической стороны жизни и потому давалось не путем науки или гадания, а в виде сверхрационального Откровения, смысл кото­рого часто не мог быть полностью уяснен через объективную реальность.

Эпоха до разделения языков была временем су­ществования реального Богочеловечества, ибо имя человека являлось (как сказали бы сейчас) молит­вой с которой он обращался к Господу. Точнее (по­скольку имя на адамическом наречии соответство­вало сущности), нужда во внешней молитве отпада­ла — ведь праотцы Золотого Века являлись вопло­щенными божественными субстанциями по благода­ти. Их общение между собой восходило к неслиянности и нераздельности Лиц Пресвятой Троицы.

Постепенно сокровенный смысл имени отдалял­ся от внешнего выражения, оставаясь полностью доступным лишь для непосредственного носителя. Общеизвестным становилось, как правило, обозначе­ние социального статуса в системе теократии. С те­чением времени смысл имени еще более деградиро­вал. Однако, согласно Апокалипсису, Царство Божие не только восстанавливает примордиалыную ситуа­цию, но и делает ее неизменной.

7

Слитность расы и касты есть благословение послепотопным людям. Пророчество Ноя (Быт 9,24­27) двум сыновьям (Симу и Иафету) и внуку (Ха­наану) носит характер глобальной метаисторичес-кой установки. Симу соответствует священство (брахманы), Иафету — царская и княжеская власть (кшатрии), Ханаану — иго рабства (шудра), а неупоминаемому (из-за проступка), но и непроклина-емому (по причине участия в Вечном Завете — Быт 9,12-17) Хаму ремесленничество и земледелие (вайшьи). Традиционная православная экзегетика настаивает также на том, что у св. праотца Ноя после. Потопа родился и четвертый сын — Мунт. Ему была вверена Премудрость Божия, поэтому с Мунтом соотносятся находящиеся по ту сторону каст (ативарна). Соответственно выкристаллизова­лась роза ветров (которую не следует буквально отождествлять с современной географией): Север и Запад — часть Иафетова, Восток — Симова, Юг — Хамова и Ханаанова (он был его старшим сыном), Мунт же не имеет земной доли.

Таково богоустановленное деление человечества на 4 касты-расы и 5-й духовный центр, незримо координирующий их взаимодействие. Динамика развития также была задана упомянутым пророче­ством — поэтапная замена священнического пра­вящего сословия на воинское: «...да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт 9,27).

8

Для того, чтобы уяснить каково положение пер­воначальных каст в современном мире необходимо отказаться от искуса напрямую подогнать их под утвердившееся в последнее время деление по этни­ческому и национальному признаку. Чередование господства между потомством Ноя было непрерыв­ным, плавным. Пока оно определялось эффектив­ным харизматическим преемством еще можно го­ворить о некотором соответствии между родовой и социальной принадлежностью. Однако, чем ближе к нашей эпохе, тем заметнее кризис государ­ственных систем, где генеалогическое древо разру­шает инициатическую пирамиду. Из этого вытекает и обратный разрушительный процесс — низведение сакральной, по сути, семейной структуры на уро­вень безличной ячейки безблагодатного государ­ства.

Пророк Даниил аллегорически показал эту дис­персию сакрального космоса в толковании пятичас­тного истукана, приснившегося царю Навуходоносо­ру. Его составляющие (золото, серебро, медь, желе­зо и глина) отражают последовательную смену ха­ризматической доминанты четырех наследников Ноя: Сима, Иафета, Хама и Ханаана. Воцарением последнего как бы завершается Железный Век (Кали-Юга), переходящий в критическую стадию уничтожительной войны между духовными антипо­дами, выходящими за рамки кастовой градации. Од­ними из них являются «неприкасаемые» — чандала (которые соответствуют глине — грязи) и ати-варна — чистый дух, не имеющий определенного материального носителя, но облекающийся в ветер, гром, свет и огонь. Полюсом ативарны выступает Царь Мира — Михаил (Чакраварти ведической тра­диции), чандала же абсолютно лишены духовного вектора.

Эсхатологическое противостояние конца Желез­ного Века представлено в известном пророчестве: «И восстанет в то время Михаил, князь великий... и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени... И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан 12,1-3).

9

Утвердившееся теперь национальное размежева­ние берет исток не в сословно-расовом архетипе, а в дроблении «по племенам и по языкам» Вавилон­ского строительства. Качественное различие число­вого выражения структуры людского рода до и пос­ле Столпотворения — в лишении ее единого наре­чия, т.е. образа мыслей. Демографические модули 1:3:4:12:24:72... прослеживаются и до Потопа, но теперь они приобретают профессионально-техничес­кий оттенок, сказавшийся и в языковом отличии — барьере для непосвященных. Это объясняется, в ча­стности, тем, что возведением башни, по Книге Бы­тия, руководил Нимрод, царь хамитического проис­хождения, владевший секретами материального про­изводства.

Несогласованность предпринятых им действий по конечному соединению человечества с предста­вителями других родов-каст привела к их неучас­тию и неблагословению этого грандиозного проекта. Трагедия, заключенная в безальтернативности сего деяния в земном плане (в небесном его осуществ­ляет Христос), остается пока неустранимым компо­нентом любого исторического процесса.

Показательно в этом отношении то, что длящая­ся приблизительно с XV века попытка выработать общий для всех народов понятийный и терминоло­гический арсенал непосредственно связана с офи­циальным делением на нации. При этом профаническая наука оказалась не в силах предложить ка­кую-либо другую действующую модель психо-лингвистического деления человечества вместо тради­ционной доктрины, получившей этикетку «не лож­ной, а мифологической».

«Земщина» №99-101


 

 

Обновлено 30.08.2010 16:38
 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100