Home №14 РАСОВАЯ ТЕОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки

производитель солнышко солнышко оуфб рециркулятор воздуха купить киев оуфб-04 купить киев
линк

Северная Корея

РАСОВАЯ ТЕОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ PDF Печать E-mail
Автор: Максим Пентерин   
30.08.2010 16:29

 

1

На исходе XX столетия такие слова как «раса», «нация», «племя», «род» («клан») и, даже, иногда, «семья», если они только употребляются не в связи с чисто физиологической стороной жизни, а с эмоциональной или спиритуальной сферой, боль­шинством людей уже не воспринимаются как убе­дительные, здравые, точные. Высокие академичес­кие авторитеты, а вслед за ними директора круп­нейших исследовательских центров открыто заяв­ляют, что понятие «национальный характер» пере­стало считаться научным, а следовательно не может быть предметом изучения.

С другой стороны, традиционные религии, под давлением «общечеловеческой культуры», даже при условии сохранения, вынуждены затушевывать свои расовые доктрины, которые до последнего вре­мени являлись их жизненно необходимой частью. В условиях, когда подобное давление приняло харак­тер тотального контроля, эта составляющая тради­ционного мировоззрения обречена на гибель. Одна­ко, если это все-таки произойдет и верующие мира перестанут сознавать себя каждый — частью определенного этноса, избравшего ту или иную ре­лигию, сольются в безродный интернационал, — то гибель традиционных учений о расах, станет гибе­лью самих рас, стран и культур.

В условиях иллюзии «общечеловеческих ценно­стей», которая предполагает некое координирование деятельности человечества, происходит непоправи­мое уничтожение корней, на которых (плохо ли, хо­рошо ли) существует людской род. Еще немного — и никакие планетарные перемены (даже если кому-то и дано будет их осуществить) не смогут вернуть обескровленным нациям естественной витальности.

Харизматически-непрерывной, реально питаю­щей культуру русского народа религией является Святое Православие. Именно его идеология в тече­ние веков обезпечивала самобытное развитие не просто многих конфессий, но даже их разных от­ветвлений на пространстве неделимой Империи. Есть, правда, у имперского греко-российского Пра­вославия одно отличие с посткоммунистическим бо­гословием — это расовая доктрина Христианства. Потребность в ее современной интерпретации ощу­тила сейчас не только Церковь, но и интеллектуаль­ная элита российского общества, религиозная мысль всего мира.

Неразработанность вопроса, обусловила фрагмен­тарный характер данных очерков. Хочется верить, что они послужат для более обстоятельного иссле­дования.

2

Деление знаний на рациональные и ир­рациональные свойственно модернистскому, анти­традиционному сознанию (что, впрочем, как хорошо показывает в своих книгах М. Элиаде, не избавляет его от подосознательного влияния Традиции). Со­знание верующего, верного своему Богу и своему

Роду, не разъединяет, а соединяет знания между собой, исходя из того, что источник любого знания Творец, а источник любого невежества — дья­вол. Такое сознание (т.е. соединение знания) пре­пятствует попыткам уничтожения традиционного мировоззрения, науке атеистической противопостав­ляет священную науку (Ars Sacra). Ныне практи­чески все мировые религии (мусульманство, католичество, протестантизм, иудаизм, буддизм, ин­дуизм) обновили свой интеллектуальный потенциал и создали собственные модели священной науки, которые ощутимо увеличивают число их адептов.

В сравнении с другими верами Православие, можно сказать, не обладает еще развитой системой соотношения строго догматического миросозерцания с многочисленными областями человеческого зна­ния. Вспомним, однако, принцип Нового Завета, не раз уже исполнявшийся с момента его провозгла­шения: последние да будут первыми...

Ортодоксия является наиболее замкнутой и, по существу, эзотерической религией, ибо ей доверено хранение истинного знания о Боге и мире. Впитав лучшее из философских систем рационализма и ма­териализма, русская наука всегда стремилась к со­зданию универсальной метафизической системы, ос­нованной на Богоустановленных догматах св. Церк­ви. Ее восстановление на новом уровне прикровенно происходило уже с XVIII века (яркий пример тому М.В. Ломоносов). Более чем двухвековой путь, которым прошла затем православная мысль, свиде­тельствует, что только крепкое стояние в святооте­ческой вере, бережная память о всех достижениях человечества, может обеспечить рождение действи­тельно освященной Господом науки, а не очередной лже-науки или лже-религии.

3

На протяжении истории человечество соединя­лось дважды: в праотце Адаме и Господе Иисусе Христе. Причастные им наследуют два Божиих благословения: Ветхого и Нового Заветов. От Адама оно наследуется через плоть и кровь (путем зача­тия и возрастания), от Христа — также через Тело и Кровь — таинства Церкви, главное среди которых Причастие. «...ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его» (Лев 17,14) — «...если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6,53). Ины­ми словами, у человечества есть два богоустановленных пути для объединения: через кровь пра-отцев или Кровь Христа.

Забвение одного из этих путей создает условия для катастрофы; их сочетание — гарантия земного долгоденствия и благополучия. Отсюда любые из­менения в человеческом организме целесообразно рассматривать в неразрывном Единстве духа и ма­терии. То же относится к развитию семьи, рода, нации, человечества в совокупности.

Поскольку достижение первого пути, даже тео­ретически, трудно представимо (речь идет о всех людях), его восполняет второй — Святые Дары. Это и происходило на территории православных госу­дарств (Рима, Византии, России), где головной этнос или Народ Божий объединял вокруг себя всех, кто мог принять Тело и Кровь, т.е. христиан. Те же, кто исповедывал иную религию, заключали с христиан­ским государством взаимный договор, по которому готовы были пожертвовать своим телом и кровью, если ему угрожала опасность, но могли расчитывать и на жертву христиан, если опасность угрожала их иноверным соотечественникам.

4

Православное мировоззрение знает как есте­ственно так и неестественно возникшие различия между народами. Путь естественного различия за­ложен Самим Создателем и подтвержден запове­дью «плодитесь и размножайтесь» (Быт 1,28). Каж­дый отпрыск Адама (Каин, Авель, Сиф и другие) привносил в мир новое качество, присущее ему од­ному, но входящее в предвечный замысел Творца, который адамит призван был осуществлять в зем­ной жизни. При всем различии между ними, пер­вых людей объединяло общее сыновство (или удо-черенность) Адаму и Еве. Третье поколение, также объединялось в Адаме (деде), но уже различалось в отцах и так далее. Тем не менее для всех них со­единенность с Адамом, а через него с Отцом Небес­ным, давала полноту жизни, получаемую из поколе­ния в поколение через благословение — благую, со­зидающую эманацию Божества. Формально эта эма­нация казалось бы должна была убывать по мере удаления от Источника, но по закону взаимной люб­ви сыновней и отеческой, любой даже самый отда­ленный потомок Адама может иметь ту же радость в общении с Господом, какую имел его праотец... Если только будет иметь ту же любовь.

5

Первое глобальное разделение людей на две расы произошло до Потопа. Главное различие меж­ду ними состояло в характере благословения, кото­рое сформировало отличные друг от друга типы культуры, а затем и антропологические типы; оно заключалось в самих названиях древнейших рас. Потомки праотца Сифа стали именоваться сынами Божиими, а потомки праотца Каина — сынами человеческими. Сифиты наследовали Божие благо­словение данное Адаму, а Каиниты — только чело­веческое данное Адамом (см. об этом начальные главы Книги Бытия). Имея превосходную степень харизмы, Сифиты являлись высшей расой по отно­шению к Каинитам, а смешение их с дочерями че­ловеческими (произошедшее, как пишут Святые Отцы, по наущению дьявола) навлекло кару Господ­ню — всемирный Потоп. Расплатой за самовольную отмену расовой дискриминации стало уничтожение всего живого на земле.

Латинское discriminatio переводится как «раз­личение»; в современном понимании ассоциируется с ограничением в правах, лишением равноправия (пола, возраста, нации). А в представлении не­вежды, зомбированного средствами массовой инфор­мации, — должна быть непременно связана с прояв­лениями недоброжелательства (даже ненависти), притеснения и жестокости. На самом деле именно непонимание естественного различия между расами и нациями приводит в итоге к спонтанно возникаю­щей ненависти, а затем и к всевозможным прояв­лениям насилия.

6

В мифическую (для нынешнего сумеречного со­знания) эру характер благословения, преподаваемо­го Патриархом своим потомкам, различался по на­правлению их воли и отражался в имени. Нарече­ние имени новорожденному связывалось с его астро-биологическими параметрами, клановым поло­жением, которое могло определяться не только старшинством, но и пророческим знанием, откры­тым родителям о судьбе ребенка. Это знание каса­лось уже не психофизической стороны жизни и потому давалось не путем науки или гадания, а в виде сверхрационального Откровения, смысл кото­рого часто не мог быть полностью уяснен через объективную реальность.

Эпоха до разделения языков была временем су­ществования реального Богочеловечества, ибо имя человека являлось (как сказали бы сейчас) молит­вой с которой он обращался к Господу. Точнее (по­скольку имя на адамическом наречии соответство­вало сущности), нужда во внешней молитве отпада­ла — ведь праотцы Золотого Века являлись вопло­щенными божественными субстанциями по благода­ти. Их общение между собой восходило к неслиянности и нераздельности Лиц Пресвятой Троицы.

Постепенно сокровенный смысл имени отдалял­ся от внешнего выражения, оставаясь полностью доступным лишь для непосредственного носителя. Общеизвестным становилось, как правило, обозначе­ние социального статуса в системе теократии. С те­чением времени смысл имени еще более деградиро­вал. Однако, согласно Апокалипсису, Царство Божие не только восстанавливает примордиалыную ситуа­цию, но и делает ее неизменной.

7

Слитность расы и касты есть благословение послепотопным людям. Пророчество Ноя (Быт 9,24­27) двум сыновьям (Симу и Иафету) и внуку (Ха­наану) носит характер глобальной метаисторичес-кой установки. Симу соответствует священство (брахманы), Иафету — царская и княжеская власть (кшатрии), Ханаану — иго рабства (шудра), а неупоминаемому (из-за проступка), но и непроклина-емому (по причине участия в Вечном Завете — Быт 9,12-17) Хаму ремесленничество и земледелие (вайшьи). Традиционная православная экзегетика настаивает также на том, что у св. праотца Ноя после. Потопа родился и четвертый сын — Мунт. Ему была вверена Премудрость Божия, поэтому с Мунтом соотносятся находящиеся по ту сторону каст (ативарна). Соответственно выкристаллизова­лась роза ветров (которую не следует буквально отождествлять с современной географией): Север и Запад — часть Иафетова, Восток — Симова, Юг — Хамова и Ханаанова (он был его старшим сыном), Мунт же не имеет земной доли.

Таково богоустановленное деление человечества на 4 касты-расы и 5-й духовный центр, незримо координирующий их взаимодействие. Динамика развития также была задана упомянутым пророче­ством — поэтапная замена священнического пра­вящего сословия на воинское: «...да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт 9,27).

8

Для того, чтобы уяснить каково положение пер­воначальных каст в современном мире необходимо отказаться от искуса напрямую подогнать их под утвердившееся в последнее время деление по этни­ческому и национальному признаку. Чередование господства между потомством Ноя было непрерыв­ным, плавным. Пока оно определялось эффектив­ным харизматическим преемством еще можно го­ворить о некотором соответствии между родовой и социальной принадлежностью. Однако, чем ближе к нашей эпохе, тем заметнее кризис государ­ственных систем, где генеалогическое древо разру­шает инициатическую пирамиду. Из этого вытекает и обратный разрушительный процесс — низведение сакральной, по сути, семейной структуры на уро­вень безличной ячейки безблагодатного государ­ства.

Пророк Даниил аллегорически показал эту дис­персию сакрального космоса в толковании пятичас­тного истукана, приснившегося царю Навуходоносо­ру. Его составляющие (золото, серебро, медь, желе­зо и глина) отражают последовательную смену ха­ризматической доминанты четырех наследников Ноя: Сима, Иафета, Хама и Ханаана. Воцарением последнего как бы завершается Железный Век (Кали-Юга), переходящий в критическую стадию уничтожительной войны между духовными антипо­дами, выходящими за рамки кастовой градации. Од­ними из них являются «неприкасаемые» — чандала (которые соответствуют глине — грязи) и ати-варна — чистый дух, не имеющий определенного материального носителя, но облекающийся в ветер, гром, свет и огонь. Полюсом ативарны выступает Царь Мира — Михаил (Чакраварти ведической тра­диции), чандала же абсолютно лишены духовного вектора.

Эсхатологическое противостояние конца Желез­ного Века представлено в известном пророчестве: «И восстанет в то время Михаил, князь великий... и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени... И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан 12,1-3).

9

Утвердившееся теперь национальное размежева­ние берет исток не в сословно-расовом архетипе, а в дроблении «по племенам и по языкам» Вавилон­ского строительства. Качественное различие число­вого выражения структуры людского рода до и пос­ле Столпотворения — в лишении ее единого наре­чия, т.е. образа мыслей. Демографические модули 1:3:4:12:24:72... прослеживаются и до Потопа, но теперь они приобретают профессионально-техничес­кий оттенок, сказавшийся и в языковом отличии — барьере для непосвященных. Это объясняется, в ча­стности, тем, что возведением башни, по Книге Бы­тия, руководил Нимрод, царь хамитического проис­хождения, владевший секретами материального про­изводства.

Несогласованность предпринятых им действий по конечному соединению человечества с предста­вителями других родов-каст привела к их неучас­тию и неблагословению этого грандиозного проекта. Трагедия, заключенная в безальтернативности сего деяния в земном плане (в небесном его осуществ­ляет Христос), остается пока неустранимым компо­нентом любого исторического процесса.

Показательно в этом отношении то, что длящая­ся приблизительно с XV века попытка выработать общий для всех народов понятийный и терминоло­гический арсенал непосредственно связана с офи­циальным делением на нации. При этом профаническая наука оказалась не в силах предложить ка­кую-либо другую действующую модель психо-лингвистического деления человечества вместо тради­ционной доктрины, получившей этикетку «не лож­ной, а мифологической».

«Земщина» №99-101


 

 

Обновлено 30.08.2010 16:38
 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100