Home №14 О ВОЕННЫХ И СУДЕЙСКИХ

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки


Северная Корея

О ВОЕННЫХ И СУДЕЙСКИХ PDF Печать E-mail
Автор: О. Матвеев   
30.08.2010 16:42


Отзыв на статью О.Н. Носкова в «НП» №4(11) 2000 г.


«Пальбой не должна пехота много заниматься, но только идти в штыки и брать в по­лон!»

«Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять?»

А.В.Суворов

Основная проблема современ­ности — потеря духовности, из­начальной сакральной сути — Традиции, деградация человече­ства. Эту тему и раскрывает О.Н. Носков в своей статье «Военные и судейские» рассматривая про­блему с точки зрения военной традиции. В общих чертах этот вопрос затрагивали и Фридрих Ницше и Юлиус Эвола, так что, бе­зусловно, я согласен с автором статьи: действительно, «прогресс», как в общем смысле, так и в вопро­сах войны, по сути — лишь упадок, отход от изначальной традиции, и движим он силами не-аристокра-тического происхождения — су­дейскими и торговцами, чей прин­цип — с наименьшими потерями и риском получить выгоду исключи­тельно материального характера. Уместно будет привести один красноречивый пример — «Дви­жение флотов» — низлагающую традицию линейных построений, этих «правил и ритуалов» битвы, написал в 1782 году мелкий шот­ландский чиновник Джон Кларк. Как справедливо заметил О.Н.Носков — это был «упор на прак­тическую целесообразность».

Однако, есть в статье «Военные и судейские» моменты, которые автор либо неверно трактует, либо выдавая желаемое за действи­тельное, закрывает глаза на те или иные факты, а, быть может, просто и не знает их. В результате его ра­бота получилась тенденциозной, и тенденциозность эта выражается, прежде всего, в чрезмерном пре­возношении западной аристокра­тической традиции. Как я уже упо­мянул — будучи согласным с ав­тором в общих принципах, позволю обратить внимание читателей на следующие моменты. Западная во­енная аристократия, или, проще — рыцарство, возникла в конечном итоге на почве древних племен Европы, прежде всего — германс­ких и скандинавских. Однако ви­кингам автор отказывает в «тради­ции поединка», как и прочим «ди­карским племенам». Но древние германцы ведь также представляли из себя «дикарские» племена, с полным набором методов «тактики террора», какие автор показывает на примере галлов. В таком случае непонятно, откуда возник тип арис­тократической «нордической» во­енной традиции?

Точно также О.Н.Носков при­числяет к «террористам» и славян, использовавших «партизанские» методы войны, а равно и монголов, использовавших численный пере­вес. В таком случае откуда же мог взяться упоминаемый в статье по­единок Пересвета с Челубеем?

Впрочем, это мелочи, но вот в дальнейшем основной тон статьи фактически сведен к восхвалению германской военной традиции. Рус­ские же упоминаются мимоходом, или же с точки зрения критики. А если рассмотреть историю более внимательно?

О. Н. Носков утверждает, что «если бы воинская традиция не сдавала своих позиций, то солдаты по-прежнему были бы вооружены холодным оружием... » Действи­тельно, бой лицом к лицу есть соб­ственно сакральный воинский ри­туал и те, кто стремятся этого из­бежать, вряд ли являются носите­лями аристократического духа.

Вспомним теперь век XVIII — знаменитую прусскую линейную тактику Фридриха II. Войска вытя­гиваются в линии — для чего? Что­бы задействовать наибольшее ко­личество стволов, ведя огонь зал­пами. Явное стремление поразить противника издалека. Это в Гер­мании. А у нас, в России? «Пуля — дура, штык — молодец!» — вос­кликнул Суворов, и бросал войска в штыковые атаки, в рукопашный бой.

Где здесь больше аристокра­тизма? Далее О.Н. Носков пытает­ся рассмотреть корни разных тра­диций, исследуя вооружения тех или иных стран. «Англия — госу­дарство прогрессивное... » — пи­шет он, и это, в общем-то, справед­ливое утверждение, но.. почему же тогда пальма первенства в изоб­ретении танка, который автор рас­сматриваемой статьи считает «оружием поединка», принадлежит англичанам? Вопрос, чем на самом деле является танк, мы разовьем ниже, а сейчас вспомним эпоху, ког­да он появился — первую миро­вую войну. Итак, чем там у нас мо­жет похвастаться страна с «глубо­кими рыцарскими традициями» — Германия? Газовая атака под Ип-ром, сверхдальнобойная пушка, об­стреливавшая Париж, рейд эскад­ры Хиппера для обстрела английс­ких портов, за что его линейные крейсера получили «почетное» прозвище — «детоубийцы»...

Что-то туговато с аристокра­тизмом. Теперь переместимся в эпоху второй мировой, где автор вновь пытается искать «германс­кие рыцарские традиции», заодно критикуя СССР.

Возьмем, для сравнения, винтов­ки тех лет — немецкую Маузера и нашу — Мосина. При сравнитель­но одинаковых тактико-техническх данных у немецкой винтовки куч­ность стрельбы — выше. То есть, ей более удобно уничтожать про­тивника издалека. Чем характери­зуется наша? Тугой спуск, прямая, менее удобная шейка приклада, толстый тяжелый ствол. Зачем? Да потому что винтовкой Мосина нужно драться в штыковом бою. При ударе прикладом о каску про­тивника прямой приклад не ско­лется (а «пистолетный», как у Мау­зера — может), тугой спуск заст­рахует от случайного выстрела при таком ударе, а толстый ствол не изогнется при ударе штыком. Мне могут возразить — эти осо­бенности заложены в винтовку Мо-сина задолго до революции. Да, но в 1930 году винтовка модер-низровалась, и это даже упрости­ло и удешевило бы производство. Но на это не пошли. Винтовка Мосина осталась средством шты­кового боя, в то время как немец­кая предназначалась фактически только для стрельбы.

Так где здесь больше аристок­ратизма? Весь смысл тактики Вер­махта строился на принципе «унич­тожить противника издалека». Не­мецкая пехота не должна была вхо­дить в рукопашный бой с противни­ком. И вот здесь мы разберем воп­рос — чем же на самом деле явля­ется «оружие поединка» — танк, коего О.Н.Носков отождествляет с современным эквивалентом тяжело­го рыцаря средневековья?

В начале войны основные танки Вермахта Т-III, T-IV, (а также и штурмовое орудие StuG III), имели нп вооружении короткоствольные, сравнительно маломощные пушки или гаубицы. Эти орудия предназ­начались исключительно для унич­тожения вражеской пехоты или подавления огневых точек. Отно­сительно слабым было и брониро­вание танков. Какой уж там танко­вый бой! Вражеские танки должны были уничтожаться авиацией или противотанковой артиллерией (в дальнейшем сокр. — ПТО — про­тивотанковое орудие) Вот как опи­сывает тактику стандартного боя немецкий генерал Ф.Меллентин, на­чальник оперативного отдела шта­ба фельдмаршала Роммеля: немцы атакуют англичан. Те выдвигают танки. Немцы немедленно отводят свои, вызывают авиацию и ПТО, ко­торые расправляются с английски­ми танками. Затем немецкие такни вновь атакуют позиции. Но англи­чане выдвигают свои ПТО. И сно­ва немцы отводя танки, снова вы­зывают авиацию и артиллерию, но на этот раз гаубичную. ПТО англи­чан уничтожаются, и теперь уже безопасно атакуют немецкие танки, уничтожая очаги сопротивления пехоты. За танками двигается не­мецкая пехота и практически без потерь занимает позиции...

А применять танки против тан­ков, действительно превратив оные в «оружие поединка» стали совет­ские войска! Из-за недостатка средств ПТО имено они стали на­вязывать немцам танковые бой, причем с успехом. Приведу цитату знаменитого Гудериана: «... наш танк Т-IV со своей короткостволь­ной 75-мм пушкой имел возмож­ность уничтожить Т-34 только с тыловой стороны, поражая его мотор через жалюзи. Для этого требовалось большое искусство... На поле боя командир дивизии показал мне результаты боев 6 и 7 октября, в которых его группа выполняла ответственные задачи. Подбитые с обеих сторон танки еще оставались на своих местах. Потери русских были значительно меньше... »

Таким образом, О.Н.Носков по­пытался найти истоки аристократи­ческой традиции там, где ею и не пахло. Далее. Один из методов «традиции террора» по О.Н.Нос-кову — «отсутствие правил борь­бы, выбор наиболее уязвимых мест противника для нанесения ему уда­ра...» Сюда же, очевидно, можно причислить и внезапность. А чем, собственно, идея немецкого «блицкрига» отличается от выше­перечисленных признаков?

Что-то и здесь не видно «ры­царских традиций». Кстати, нена­долго отвлечемся от западного полушария и вспомним несколько любопытных фактов из района во­сточного. 1904 год. Страна Восхо­дящего солнца, родина древних самурайских традиций... наносит внезапный ночной удар по кораб­лям русской эскадры в Порт-Арту­ре. А в порту Чемульпо 14 (1) японских кораблей блокируют 2 русских — крейсер «Варяг» и ус­таревшую канонерку «Кореец». И русские корабли принимают бой, при том, что на «Варяге» палуб­ные орудия не имели даже щитово­го прикрытия, в то время как флаг­ман японцев «Асама» имел глав­ный калибр в полностью защищен­ных башнях с 6-дюймовой броней! И ни один самурай «особо щепе­тильный в вопросах чести» не сде­лал себе харакири после такого позора? Тем паче, что победить японцы не смогли даже с таким преимуществом!

Но вернемся вновь на Запад. Одну из главных ролей в стратегии блицкрига у немцев сыграла авиа­ция. Разберем и эту тему. О.Н.Нос-ков справедливо заметил, что стратегической авиации у Люфт­ваффе не было, и это также свиде­тельствует об «истоках древнего рыцарского духа». Да, действи­тельно не было у немцев стратеги­ческих бомабрдировщиков, не было... , что, впрочем, не мешало фронтовой авиации с неменьшим успехом бомбить мирные города. Герника, Ковентри, Киев, Ленинг­рад... Немецкой же авиации О.Н.Носков противопоставляет со­ветскую, оснащенную дальними тя­желыми бомбардирощиками, и даже приводит изображение Пе-8. Правда, что их было выпущено всего-навсего 79 штук, он видимо не знает, как, видимо, неизвестен ему и такой факт, что американс­кий стратегический бомбардиров­щик В-2 «Стелс», «схожий со злым духом», был разработан по про­екту, начатому в середине 40-х го­дов немецкой фирмой «Хортон», чью документацию захватили аме­риканские войска вкупе с моде­лью самолета, испытания которого должны были начаться немцами в 1946 году.. Зато в своих рассуж­дениях О.Н.Носков доходит до та­кого высказывания: «...удрученные неудачным опытом военной опера­ции в Финляндии, большевики нача­ли спешно перевооружать РККА по принципам традиционной воен­ной стратегии...». Позвольте, но ведь в таком случае РККА не ата­ковала бы линию Маннергейма, что называется, в лоб — обычными пе­хотными атаками (где и понесла тяжелые потери!), а просто-напро­сто подвергла бы ковровым бом­бардировкам Хельсинки! Уважае­мый автор не знает столь общеиз­вестных фактов.

Но вернемся к авиации III Рей­ха. Действительно, что касается истребителя Ме-109, то он полу­чился удачным «оружием поедин­ка». Именно на нем летал лучший ас-истребитель Люфтваффе Эрик Хартманн — «белокурый рыцарь Рейха». А свою тактику этот «ры­царь» описывает в мемуарах таким образом: «если ты увидел против­ника, реши, можно ли его атако­вать, захватив врасплох; атакуй его; сразу после атаки — отры­вайся; отрывайся, если он заметил тебя до того как ты нанес удар. Выжидай, чтобы атаковать против­ника в удобных условиях, не по­зволяй завлечь себя в маневрен­ный бой с противником, который тебя видит...» Еще раз вспомним признаки «традиции поединка» по О.Н.Носкову: преобладание идеа­лизма над практической целесооб­разностью, открытость вооружен­ного столкновения и взаимное со­блюдение единых правил... Оче­видно, Эрик Хартманн стал лучшим асом исключительно по той причи­не, что чихать хотел на «традиции поединка».

А может ли О.Н.Носков на­звать мне фамилию хоть одного немецкого летчика, совершившего таран вражеского самолета? Или направившего свою подбитую ма­шину на позиции противника?

Может быть, все-же лучше по­мнить доблесть русских летчиков? Может быть, лучше вспомнить, что первый в мире таран совершил Петр Николаевич Нестеров, ценой собственной жизни уничтожив противника!

А теперь перенесемся во време­на холодного оружия — в раннее средневековье, «золотой век» воен­ной аристократии. Вспоминая тяже­лые латы и глухие шлемы тевтонских рыцарей и сравнивая их с легкими кольчугами и открытыми, без забрал, шлемами русских витязей, трудно отделаться от ощущения, что на За­паде гораздо больше пеклись о безопасности своего тела. (А за­тем и о безопасности своих коней, одевая броню и на них. Как-никак, жалко движимое имущество... ) Вот где корни аристократизма, вот где истоки той атаки легкого крейсера на закованный в броню «Асама»... История всегда повторяется. Но до каких пор мы будем превозно­сить все импортное, начисто забы­вая свое? Вряд ли такой подход способствует возрождению русской духовности.

В заключении своей статьи О.Н.Носков утверждает, что «при­чиной прогресса в области воору­жений стали даосские алхимики, изобретшие порох». Но ведь по­рох стал применяться в военном деле именно на Западе! И те са­мые мушкетеры, которым автор противопоставляет судейских, уже несли на себе «печать пороха». Автор не замечает, что они МУШ­КЕТ-еры? Что же им помешало оставаться в русле древней тради­ции, отказавшись брать в руки «оружие сил хаоса»?

И потом — опять западные ку­миры... А ведь именно Западная цивилизация сейчас является сим­волом тотального материализма, бездуховности, безудержного по­требительства и прочих «благ» прогресса. И если западная воен­ная аристократия вчистую проиг­рала судейским, стоит ли равнятся на ее былые заслуги, тем более, что при ближайшем рассмотрении мно­гие из них оказываются просто мифом. К тому же, возможно, этот миф искусственно поддерживает­ся судейскими, дабы под его кра­сивой завесой протолкнуть свои черные замыслы.

А закончить свою статью, в от­личие от О.Н.Носкова, хочу цитатой из отечественной истории:

« — Только непрестанною стрельбой, сущим адом всех бата­рей сокрушается твердость осаж­денных — учит маршал Люксем­бург... Нужно пятнадцать тысяч ручных гранат... Пять тысяч меш­ков с шерстью...

А это зачем?

Для защиты воина от муш­кетных пуль. При осаде Дюнкирхе-на маршалу Вобану, заграждаясь такими мешками, удалось подойти вплоть к воротам, сколь ни была жестока стрельба, ибо пуля легко запутывается в шерсти...

Ладно, — неуверенно сказал Петр, помечая на листке. —Данилыч, шерсти требуется пять тысяч меш­ков!

Меньшиков, опершись о раз­двинутые колени, нагнулся над тре­пещущей от ветра бумажкой. По­крутил губами? — Баловство, мин херц. Да и шерсти совсем не оста­лось. (Галларту) — Под Азовом с одними шпагами на стены лезли, а добыли город!»

(А. Толстой «Петр I»)


 

 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100