Home №14 ВОССТАНИЕ АНТОНОВА

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки


Северная Корея

ВОССТАНИЕ АНТОНОВА PDF Печать E-mail
Автор: Владимир Попов   
30.08.2010 16:54

 

В ночь на 1 мая 2001 г. в Тамбове был снесен и уничтожен памятник погибшим участникам народного крестьян­ского восстания в Тамбовской губернии в 1918-21 гг. Незадолго до этого по тамбовскому радио депутат областной думы от КПРФ Чанцев заявил, что приложит все силы к его уничтожению. Знаменательно, что для попрания народной памяти в Тамбове была выбрана весьма символическая ночь. Она называется Вальпургиевой. По пре­даниям, именно в эту ночь вся нечисть слетается на шабаш.

Жители Тамбова подали заявление в Тамбовскую прокуратуру о возбуждении уголовного дела, почти не надеясь на то, что будут приняты надлежащие меры и что осквернители будут найдены и преданы суду. История установки этого памятника началась с открытия на том же месте в 1999 г. мемориальной доски, но простояла она меньше месяца и была увезена неизвестными людьми, которых при этом охраняла милиция.

Тогда жители Тамбова и области буквально по копейкам собрали средства на народный памятник борцам за свободу.

Большую помощь оказал и ныне покойный известный хирург-офтальмолог академик Святослав Федоров. Он же учредил юбилейный знак «Александр Антонов. В ознаменование 80-летия со дня начала крестьянского восста­ния в Тамбовской губернии».

Открывали памятник 24 июня 2000 г. в день гибели А. Антонова на месте его захоронения у стены Казанского монастыря, где в то время находилась Губ ГПУ.

Памятник был поставлен с разрешения местных властей и освящен Русской Православной Церковью. На открытие, несмотря на дождливый день, собралось много людей. Постамент памятника был буквально завален венками и цветами.

По иронии судьбы в те же дни депутаты Госдумы требовали восстановить в Москве памятник Дзержинскому. Другое совпадения было трагическим: Святослав Федоров, вылетев на вертолете из Тамбова, погиб в авиа­катастрофе при загадочных обстоятельствах.

Б. В. Сенников
В 1920-22 гг. в Тамбовской и части Воронежской губерний вос­стали крестьяне, доведённые до отчаяния «красным террором» и продовольственной развёрсткой, которая предполагала насиль­ственное изъятие у крестьян всех хлебных излишков в пользу ев­рейских властей в Москве.

Декрет ВЦИК от 9 мая 1918 г. «О предоставлении Народному Комиссару Продовольствия чрез­вычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укры­вающей хлебные запасы...» пре­дусматривал за сокрытие излиш­ков тюремное заключение на срок не менее десяти лет. В 1919­1920 гг. продразвёрстка распрос­транялась практически на все продукты сельскохозяйственного производства, вплоть до сушёных грибов и ягод, соломы и веников. Официально продразвёрстка счи­талась покупкой продовольст­венных излишков, однако оплату крестьяне получали далеко не всегда, да и сами деньги в эпоху «военного коммунизма» совер­шенно обесценились. Помимо про­довольственной на крестьян воз­лагались и другие повинности: воинская, конская, гужевая, трудовая и даже снеговая (состо­явшая в расчистке от снежных заносов железнодорожных пу­тей). В деревни же, не сдавшие по какой-либо причине хлеб, на­правлялись карательные отряды. По рекомендации главаря боль­шевиков председателя СНК В. И. Ленина каратели нередко брали заложников, которых расстреливали, если округа не сдавала хлеб.

Ещё в 1918 г. восстаниями здесь было охвачено семь уездов. Их возглавил Александр Степа­нович Антонов.

Антонов был членом партии эсеров и в 1917-1918 гг. занимал пост начальника уездной мили­ции в городе Кирсанове. Впервые он выступил против большевиков в 1918 г., возглавив отряд чис­ленностью в 150 человек. Вос­ставшие вскоре были разгром­лены, но Антонов уцелел. В 1920 г. под его командованием собра­лось уже 500 человек. С этим от­рядом Антонов одержал первую победу над батальоном карателей, посланным для подавления мяте­жа, причём большинство бойцов батальона перешли на сторону восставших. К началу 1921 г. в армии Антонова насчитывалось свыше 20 тыс. человек. Здесь поддерживалась жёсткая дисцип­лина: замеченных в мародёрстве беспощадно секли плетьми или расстреливали. Антоновцы неред­ко нападали на войска еврейско­го режима. Так, в апреле 1921 г. ими был разгромлен гарнизон в городе Рассказове. Однако круп­ных операций повстанцы прово­дить не могли из-за нехватки оружия и боеприпасов. Они со­здали собственные органы власти — комитеты Союза трудового крестьянства под руководством партии правых эсеров. Политичес­кие требования повстанцев своди­лись к следующему: свержение власти большевиков и созыв Уч­редительного собрания, введение свободы слова, отмена продраз­вёрстки, частичная денационали­зация промышленности, привле­чение русского и иностранного капитала для восстановления эко­номики, восстановление диплома­тических отношений с иностран­ными государствами.

Вскоре после разгрома белогвардейских войск П.Н.Вран­геля на борьбу с антоновцами были брошены значительные силы Красной Армии под коман­дованием А. В. Павлова, но за­метных результатов это не дало. При приближении противника повстанцы расходились по домам, спрятав оружие, а затем вновь собирались в отряды для продол­жения боевых действий. Антонов-цам удалось уничтожить более 2000 коммунистов.


К весне 1921 г. антоновщина достигла наибольшего размаха, и большевикам пришлось всерьёз заняться подавлением восстания. Была создана «Полномочная ко­миссия ВЦИК по борьбе с банди­тизмом в Тамбовской губернии» под председательством В. А. Ан­тонова-Овсеенко. В мае коман­дование частями Красной Армии на Тамбовщине принял еврей польского происхождения М.Н.Тухачевский. Новый коман­дующий сумел навязать повстан­цам боевые действия в невыгод­ных для них условиях. Туха­чевский действовал в Тамбовской губернии как на оккупированной территории противника. Он ис­пользовал новейшие по тем вре­менам боевые средства: броневи­ки, аэропланы и удушающие газы. Красноармейцы брали в де­ревнях заложников, расстрелива­ли их, сжигали целые сёла. 12 мая 1921 г. Тухачевский подпи­сал приказ №130, согласно кото­рому отказавшиеся сдаться бан­диты объявлялись вне закона, а их семьи подлежали высылке в северные концлагеря. Приказ №171 от 11 июня 1921 г. пред­писывал «граждан, отказываю­щихся назвать своё имя, расстре­ливать на месте без суда». Се­мьи, скрывавшие повстанцев, под­вергались ссылке, а старший ра­ботник в такой семье расстрели­вался. Имущество антоновцев распределялось между крестья­нами, верными советской власти.

Большевики действовали не только силой. Время от времени они объявляли так называемые «прощёные недели», на протяже­нии которых повстанцы могли безбоязненно вернуться домой. В соответствии с упоминавшимся уже приказом №130 добровольно сдавшиеся бандиты освобожда­лись от смертной казни. А глав­ное, в марте 1921 г. была отме­нена основная причина мятежа — продразвёрстка. Её заменили умеренным и постоянным про­дналогом. Крестьяне начали ухо­дить от Антонова, возвращаться в свои дома.

Таким образом, используя «политику кнута и пряника», в июне 1921 г. восстание удалось подавить. Разрозненные и мало­численные отряды повстанцев ещё около года бродили по гу­бернии, но постепенно все они были рассеяны и уничтожены. Сотрудникам ВЧК удалось после долгих поисков выследить и са­мого Антонова. Предводитель крупнейшего антибольшевист­ского мятежа в России погиб в перестрелке с чекистами 24 июня 1922 г.

Помимо восстания Антонова партия правых социалистов-рево­люционеров организовала ярос­лавское, московское, кронштадтс­кое, ижевское восстание и многие другие, менее известные. Хотя в центральных органах партии до ее раскола было значительное ко­личество евреев, все же необходи­мо признать то, что идеология партии была близка к русскому национал-социализму. В даль­нейшем большинство евреев пе­решло в партию левых эсеров, которые были недолгое время союзниками большевиков. Захват большевиками власти в 1917 году произошел только при ак­тивной поддержке партии левых эсеров и без них был бы невоз­можен.

Истоки идеологии русского национального социализма следует искать в народнических кружках в России конца XIX — начала XX века. Теоретиком это­го движения был известный пуб­лицист Н.К.Михайловский. На­родники, возражая евреям-марк­систам, отказывались признать полное развитие капитализма (предполагающее уничтожение не только городской мелкой бур­жуазии но и крестьянства) необходимой предпосылкой для осуществления социализма; по их мнению, крестьянина вовсе не нужно «вываривать в фабричном котле» для того, чтобы он мог вступить в светлое царство соци­ализма. В 1901 году ряд народ­нических кружков объединяются в политическую организацию «Партия Социалистов-Революцио­неров» с.-р.). Вождём и теоре­тиком партии эсеров был В.Чер­нов. В 1905 году из крестьянс­ких депутатов 1-й Государствен­ной Думы образовалось правое крыло эсеров, которое называлось «трудовиками». Одним из лиде­ров трудовиков был А.Ф.Керенс­кий. В 1-й Думе трудовики полу­чили 100 мест, социал-демократы 15 мест. Эсеры выборы бойкоти­ровали. Наряду с правым кры­лом, образовалось и левое крыло с.-р.: »Союз социалистов-револю­ционеров максималистов», кото­рое в 1917 году стало отдельной партией: левыми эсерами.

В 1907 году образовалась партия национального социализ­ма: »Народно-Социалистическая Партия» (н.-с.). Председателем ЦК энесов стал А. В. Пешехонов, товарищами председателя: В.А.Мякотин и известный исто­рик С.П.Мельгунов. «По своим воззрениям, — писал Мельгунов,

— эта партия отличалась от дру­гих социалистических партий тем, что в основу она клала не классовую борьбу, а интересы человеческой личности как тако­вой... Партия не могла иметь ши­рокого развития в буйное время революции, когда на сцену выс­тупила демагогия. Но её умерен­ный социализм, её непрерывная защита интересов государства как целого, интересов нации («превалирование над всем наци­ональной и государственной точ­ки зрения») привлекло в её ряды многих лучших представителей русской интеллигенции.

До разгона Учредительного собрания правые эсеры играли значительную роль в укреплении власти Советов. Незаконный раз­гон большевиками и анархистами Учредительного собрания, в кото­ром подавляющее большинство принадлежало правым эсерам, послужило главной причиной их перехода на путь вооруженной борьбы с большевиками. Правые эсеры попытались перебить боль­шевистских вождей, организовав покушения на Володарского, Уриц­кого и Ленина. Также ими по­всюду создавались комитеты чле­нов Учредительного собрания, ко­торые стали центрами сопротивле­ния коммунистам в регионах.

Правоэсеровские и народно-со­циалистические лидеры, в руках которых была власть перед Ок­тябрьским переворотом, свою борьбу с большевиками не пре­кращали ни на минуту. Многие из них, как например Б.Савинков, погибли от рук чекистов.

(В статье использованы публикации «Энциклопедии для детей» т.5., изд. «Аванта+»)

 

Обновлено 14.02.2011 11:36
 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100