Home Книги Научные книги по истории Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России - Заключение

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки


Северная Корея

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России - Заключение PDF Печать E-mail
Автор: Т.Н. Арцыбашева   
28.05.2011 08:42
Индекс материала
Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России
Глава 1. Историография культурологического изучения Центрального региона России
Глава 2. Природные, социально-хозяйственные и геополитиче­ские факторы культурогенеза средневековой Центральной России
Глава 3. Раннесредневековый и Киевский циклы культурогенеза Центральной России
Глава 4. XII-XV вв. Удельный цикл развития культуры Центральной России
Глава 5. Культура Центральной России в эпоху зрелого Средневековья
Заключение
Все страницы

Заключение


Центральная Россия - издавна наиболее освоенная часть Вос­точной Европы, в буквальном смысле ядро русской национальной территории, исконные «кормящие земли» и «месторазвитие» русско­го этноса. Одновременно это ее географическая середина, объеди­нившая степь, лесостепь и лес, сердцевина всей русской природы, воплощение архетипического образа национальной красоты. Здесь, на равном удалении от Черного и Северного морей, сошлись русский Север и русский Юг, европейский Запад и азиатский Восток, встре­тились разные культуры и цивилизации.

В период Средневековья на значительной по размерам, но от­носительно компактной территории центрального региона активно развивался достигший к рубежу XVI века цветущей зрелости процесс культурного и социально-государственного формирования сильного полиэтничного и моноконфессионального государства. Этимологи­чески его динамика отражена последовательным появлением в язы­ке и исторических источниках обозначений: рось, рус, русин, Русь, Русская земля, Росия, Московия, Святая Русь, русский и россий­ский, - адекватно зафиксировавших основополагающие смыслы это­го многовекового культуротворчества.

Движение от слова Русь, употребляемого в ранних памятниках одновременно как наименование и народа, и территории, к геогра­фически точному обозначению Русская (Руськая) земля (до XII в.) и далее ко все более утверждающемуся понятию Россия (Росия) (XVI в.), где русский становится синонимом народности и соответствует определенному территориально-ментальному пространству, а рос­сийский свидетельствует о принадлежности к государству, адекватно отражает факторы и условия культурогенеза этого локального ареа­ла как своеобразной историко-культурной зоны, в становлении и развитии которой абсолютное значение имеет константность и син­тез природных, этнических, социально-хозяйственных, религиозных и политических компонентов

Возникновение в XIV-XV вв. самоназваний Святая Русь, Мос­ковское царство-государство и внешнего (геополитического) опре­деления Московия подчеркивает особую важность для сформиро­вавшейся культурной конфигурации конфессионального, политиче­ского и централизаторского факторов, вполне конкретно представ­ленных православием, самодержавием и авторитарным культурно-политическим центром, каковым стала Москва. Оставаясь на протя­жении почти четырех столетий своего существования великокняже­ской столицей и «царствующим градом», «перекрестьем всех путей» и последним пределом Европы, Москва служила посредницей в об­мене культурным опытом между Западом и Востоком, ушедшим прошлым и новым настоящим, удерживая в поле своего духовного, художественного и политического тяготения огромные, постоянно расширяющиеся территории.

Век за веком «первопрестольная» все чаще упоминалась в эпо­се как «праматерь городов русских», что свидетельствует о неоспо­римом всенародном признании Москвы и сформировавшегося вокруг нее культурно-территориального ядра воплощением изначально-русского духа и исконной традиции. Уже на рубеже XVII столетия русская культура была в основном московской: в ней нивелирова­лись влившиеся в общий культурный поток заметные еще в преды­дущем веке местные особенности. На пороге же Нового времени центрально-русская территория (Русь-Россия-Московия) преврати­лась в символ национальной идентификации и центр распростране­ния «русскости», все последующие столетия оставаясь средоточием духовно-эмоционального и культурно-политического притяжения православных христиан и олицетворением русской культуры и рос­сийской государственности для всего окружающего мира.





Обновлено 28.05.2011 11:02
 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100