Home №7 Эхо Третьего рейха

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки

Эхо Третьего рейха PDF Печать E-mail
Автор: П.Т.   
25.03.2011 01:41

В конце XX века в России неожиданную популярность приобрело наследие Третьего Рейха, то, что либеральные журналисты и политики неточно называют идеологией «нацизма» и «фашизма». На книжных полках респектабельных магазинов вы сегодня можете свободно приобрести мемуары полководцев гитлеровской армии, а в частных киосках неподалеку беспрепятственно купить «Майн кампф» А. Гитлера. По телевидению то и дело мелькают кадры о военизированных молодцах из РНЕ со стилизованной свастикой на рукавах, о других радикальных националистических формированиях, весьма напоминающих немецкие штурмовые отряды 30-х годов.

На первый взгляд может даже показаться, что над Россией нависла угроза нацизма (об этом не устают повторять сторонники Гайдара и Березовского), но так ли это на самом деле? По мнению более объективных исследователей дело обстоит иначе.

Все то, что можно причислить к наследию Третьего Рейха давно уже было широко известно и доступно во многих странах мира: США, Франции, Италии, Испании, Канаде, Израиле, в странах Латинской Америки. Исключением были страны социалистического лагеря и отсталые государства Азии и Африки. После того, когда в России была отменена цензура и вступил в действие закон о свободе слова, немецкие книги, фильмы и кассеты были востребованы рынком потребителей. Вряд ли следует преувеличивать долю «нацистских» материалов в общем потоке информации. Американские боевики, триллеры, порнофильмы и аудиопродукция захватили львиную долю рынка. Процент немецких товаров в этом общем потоке незначителен.

Так в чем же дело? Почему именно наследие Третьего Рейха вызывает столь бурную реакцию в различных политических лагерях? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо непредвзятое, объективное исследование всей перечисленной продукции или хотя бы наиболее существенной ее части. Не претендуя на академическую полноту, мы обратим внимание в данном обзоре на некоторые новые издания. Его можно рассматривать как продолжение книжного обзора «Большевистская революция и СССР» («НП» № 2), где мы проанализировали некоторые книги по истории Второй мировой войны.

Начнем с основ мировоззрения и идеологии. Не будет преувеличением сказать, что из всех философских направлений в России наибольшей популярностью всегда пользовалась немецкая  школа мысли: Гегель в классическую эпоху XIX века, Ницше в эпоху смены вех, на переломе столетий, Маркс и Энгельс в эпоху революций. Сегодня апостолами философского реннесанса в России стали Шпенглер, Гадамер и Хайдеггер. Философия и морфология культуры, герменевтика и неоклассическая эстетика, метафизика бытия и нордический экзистенциализм, – вот наиболее привлекательные области знания для философов-профессионалов.

В условиях общего подъема русской культуры немецкие мыслители не в состоянии вытеснить апостолов философско-религиозной отечественной школы: Владимира Соловьева, Николая Лосского, Ивана Ильина, Алексея Лосева и других. По популярности и влиянию немцы прочно удерживают второе место.

Несколько изданий выдержал классический труд Мартина Хайдеггера «Бытие и время», впервые введенного у нас в научный оборот известным специалистом по немецкой философии А.В. Гулыгой. В советские времена ценителям Хайдеггера приходилось оправдываться в связи с тем, что околонаучная дискуссия вокруг его трудов часто сводилась к обсуждению политических событий того времени. Переводы и исследования В.В. Бибихина преодолели традицию идеологического комментирования немецкого философа и открыли вполне академический этап в изучении наследия Хайдеггера. С точки зрения специалистов русский перевод «Бытия и времени» (М., Ad Marginem, 1997) выполнен не идеально, но и задача у Бибихина  была не из легких. Кто углублялся в хайдеггеровскую метафизику, понимает, о чем тут идет речь.

Отрадным можно считать и тот факт, что на русском языке наконец издан второй том «Заката Европы» Освальда Шпенглера (М., Мысль, 1998). Именно в нем классик немецкой философии XX века высказал свое знаменитое пророчество о грядущем восходе восточной цивилизации во главе с Россией. Интересно, что один из подразделов в книге называется «Русизм», названный так, по-видимому, издателем. Сегодня многое в нем представляется наивным, но суть вещей Шпенглер понял верно. Россия наследует европейскую культуру и в эпоху кризиса цивилизации становится ее естественной наследницей.

Много ценных идей можно почерпнуть в знаменитом «Мифе XX века» Альфреда Розенберга (Tallinn, Shildex, 1998), оценка которого до недавнего времени ограничивалась указанием административной должности автора. Розенберг по происхождению был из балтийских немцев, получил образование в Риге и был рейхс-министром по делам оккупированных восточных территорий. Заместитель фюрера не любил славян, а свою личную неприязнь к русским развил до мировоззренческой русофобии. Это неоднократно ставилось ему в вину отечественными учеными, в частности, в предисловии           А.М. Иванова к первой публикации Розенберга в журнале «Кубань». Автор «Мифа XX века» считал, что русская культура оказалась надломленной из-за глубокого проникновения в ее мистические глубины юродствующего христианства, которое он считал разновидностью семитизма. В лице пророка Достоевского русские восприняли идеал «Идиота», своеобразного Дон-Кихота эпохи заката аристократии и победы промышленно-буржуазной, капиталистической цивилизации. Сегодня, когда Россия вновь переживает увлечение философско-религиозным наследием, радикальная критика Розенберга звучит провоцирующе и агрессивно. Интересно, что ответят на нее православные богословы и что  скажет сама современная история?

Общие сведения справочного характера собраны в «Энциклопедии Третьего Рейха» (М., Локид-Миф, 1996). Ее составители С.Воропаев и А.Егазаров использовали материалы и опыт английского аналога «The Third Reich Almanac» Д. Тейлора и У. Шоу, хотя об этом нигде не упомянуто. Энциклопедия содержит биографические статьи, обзор культурно-исторических реалий, она иллюстрирована фотографиями, плакатами и рисунками, заимствованными из различных изданий по данной тематике. Идеологически текст близок к англо-американской интерпретации событий, с учетом данных советской науки. Например, в статье «Аненербе» (сокращенное название «Немецкого общества по изучению древней германской истории и наследия предков») добавлена информация об исследовании древних поселений и курганов в районе Северного Причерноморья. Есть данные о генеральном секретаре «Аненербе» Зиверсе, почерпнутые из советских архивов. Русское издание Энциклопедии более полно и точно по сравнению с американским. В приложении содержится хронология событий, список  аббревиатур и достаточно полная библиография. Книгу можно порекомендовать  специалистам по новейшей истории, политикам, всем интересующимся прошлым и настоящим Европы.

К изданиям справочного характера можно отнести сборник «Германский национал-социализм» (М., «Паллада», 1994), составленный В. Прусаковым, известным публицистом, который издал после длительного пребывания в США одну из первых в России биографий Гитлера. Книга, вышедшая в серии «Этническая история» строится по типу хрестоматии. Она включает в себя фрагменты и цитаты из сочинений фюрера, его соратников, а также документов НСДАП и редких изданий 30-х гг. Тематические разделы: «Лидер и его движение», «Семья — корень народа», «Молодежь», «Об искусстве», «О демократии», «Еврейский вопрос».

Критическая оценка исторических событий  начала XX века содержится в «Истории национал-социализма в Германии» К. Гейдена (М., 1999), переведенной с немецкого и изданной Л. Легеньковым. В ней описывается хроника становления НСДАП и приход Гитлера к власти. В условиях «веймарской России» историческое исследование Гейдена может заинтересовать не только специалистов.

Более глубокий анализ причин появления гитлеризма содержится в книге Н. Гудрика-Кларка «Оккультные корни нацизма», впервые вышедшей на русском языке в издательстве «Евразия»  в 1993  г. В ней подробные данные об оккультном возрождении в Германии, о тайных арийских культах, ариософии и вотанизме, биографические очерки Г.фон Листа,   Р. фон Зеботтендорфа, К.М. Виллигута, сведения о тайных германских орденах и обществах.

В качестве своеобразного комментария к реалиям Третьего Рейха можно воспринимать книгу лингвиста Виктора Клемперера «L.T.I. Язык Третьего Рейха» (М., Прогресс-Традиция, 1998). Она написана в форме записной книжки-дневника. Клемперер комментирует современные ему драматические события как филолог и как еврей. Автор не только не скрывает, но всячески подчеркивает, что смотрит на реальность через «еврейские очки» и опыт «иудейской войны»; получается своеобразный очерк критической герменевтики в библейской традиции.

Гораздо более объемно и многокрасочно жизнь в Третьем Рейхе  описывает княжна Мария Васильчикова, чей «Берлинский дневник 1940-1945 гг.» был издан сначала частично на страницах журнала «Наше наследие», а затем — целиком Государственной фирмой «Полиграфресурсы», М., 1994. Дворянское происхождение автора «Берлинского дневника» позволило ей  поддерживать дружеские контакты во всей Европе на самом высоком уровне.  Васильчикова не разделяла идеалов нацизма, так как воспитана была в либерально-аристократическом духе, но она и не выдавала свои критические взгляды. Став фактически агентом антигитлеровской коалиции, русская княгиня делало все, чтобы противостоять режиму. Все это и описано в личном дневнике, снабженном соответствующими научными комментариями.

Похожую историю изложил литературным языком ветеран Великой Отечественной войны и современный писатель Иван Дроздов в книге «Баронесса Настя», СПб., ЛИО Редактор, 1997. Сюжетная канва исторического детектива незамысловата: советская разведчица Настя, хорошо знающая немецкий язык, заброшена в тыл врага. Будучи медсестрой она по воле судьбы становится приближенной гитлеровского генерала барона фон Функе и получает высший орден Германии – Рыцарский Крест. Благодаря удивительному стечению обстоятельств, во многом спланированному советскими спецслужбами, баронесса Настя становится наследницей родового замка фон Функе. Разведчицу окружают военные и политики, влияющие на судьбы всего мира: эсэсовцы, коммунисты, сионисты, масоны. Простая русская девушка выдерживает испытания и попадает после окончания Второй мировой войны в самое логово империализма – в США. Как она влияет на исход событий и как видит свое место в будущей, третьей мировой войне, читатель узнает, перевернув последнюю страницу «Баронессы Насти».

Еще одни любопытные «Воспоминания о Третьем Рейхе» (Сан-Франциско, 1995), изданные И. Дьяковым в русско-американском издательстве «Свободное слово», принадлежат Генриху Штихелю. Старый немец, попавший в Россию волей драматической судьбы, умирает в одной из подмосковных больниц. Ему уже нечего терять и некого бояться.  Своему соседу по больничной койке, молодому, любознательному журналисту он,  как на духу, рассказывает историю  своей жизни. Это взгляд на Германию XX века изнутри, глазами простого солдата. Много, очень много интересного узнал московский журналист. Американские издатели почувствовали удивительную силу этого биографического очерка и постарались проиллюстрировать его максимально адекватно. Здесь и редкие фотографии, и агитационные  плакаты и иллюстрации, заимствованные из многочисленных альбомов по истории Третьего Рейха (список американских изданий прилагается).

В документальной серии целесообразно упомянуть серийное издание «Архив РОА», в рамках которого вышли четыре выпуска «Материалов по истории Русского Освободительного Движения» под общей редакцией А.В. Окорокова (М., 1998). В научном плане оно продолжает работу, начатую М.В. Шатовым, опубликовавшим в 60-х гг. в Нью-Йорке «Библиографию освободительного движения народов России в годы Второй Мировой войны» (2 449 названий) с приложением в виде важнейших материалов и документов. Современное отечественное издание включает ранее не опубликованные документы, воспоминания и статьи по истории РОА. Сборник открывает введение С.В. Волкова о роли русской эмиграции во Второй Мировой войне, об этом же статья В.А. Андреева. Частные аспекты данной темы рассматриваются в исследованиях В. Захарова и С. Колунтаева. Поклонникам генерала Власова полезно будет изучить статью А.В. Окорокова о методах работы советских спецслужб внутри РОА. Книга составлена на высоком  академическом уровне, содержит ценные фотодокументы, краткие биографические данные руководителей РОА.

В  четвертом выпуске содержатся ценные материалы С.И. Дробязко о казаческом движении и его месте в структурах Рейха. Здесь же данные Ю.Н. Арзамаскина о депортации советских граждан в Германию и их репатриации в СССР. Исследования дополнены воспоминаниями очевидцев и редкими докуменатами: письмами, фотографиями, плакатами и листовками.

Издание А. Окорокова стоит в одном ряду с книгами Н.А. Келина «Казачья исповедь» и Н.Д. Толстого «Жертвы Ялты» (М., Воениздат, 1996), новыми биографиями генерала Власова. Его можно считать важным достижением русской военно-исторической науки.

В серии «Секретные миссии», посвященной истории спецслужб, вышла интереснейшая книга Ф. Сергеева «Тайные операции нацистской разведки. 1933-1945» (М., «Терра», 1999). Она проливает дополнительный свет на знаменитое дело Тухачевского, историю генерала Скоблина, план «Барбаросса», операцию «Цеппелин». Подробно рассказывается о ведомстве Шелленберга, с мемуарами которого русские читатели имели возможность ознакомиться несколько лет назад. Здесь  есть ценные детали о технике вербовочной работы в эмигрантских националистических центрах, о школах диверсантов и шпионов, о радиоиграх и  попытке теракта против Сталина. Как удалось Кремлю перехитрить адмирала Канариса? Что  приблизило конец Абвера? Каковы были главные просчеты Вермахта и руководства советского Генштаба? Все это можно узнать из книги Ф.Сергеева, строго научной по содержанию и увлекательной по форме.

Великая Отечественная война оставила глубокий след в народной памяти обоих народов, след кровавый и драматический. Долгое время слово немец звучало в устах ветеранов-фронтовиков как ругательное, а Красная Армия была для немцев символом кошмара. Личные воспоминания об эпохе Второй Мировой, фрагменты дневников, писем и статей того времени собрал В. Дробышев, опубликовав книгу «Немцы о русских» (М., Столица, 1995). В данном сборнике впервые опубликована  на русский язык докладная записка В. Штрик-Штрикфельдта к высшему немецкому командованию «Русский человек», где дана весьма лестная характеристика наших солдат и офицеров.

Восстановление добрососедских отношений между Россией и Германией стимулировало научные исследования по истории взаимовлияния двух соседних цивилизаций.  Одним из первых итогов этих исследований стал сборник «Россия и Германия: опыт философского диалога», изданный совместно Немецким культурным центром имени Гете и издательством «Медиум» в 1993 под ред. проф. В.А. Лекторского. Круг авторов данного сборника продолжает обсуждение, начатое на страницах журнала «Вопросы философии». «Русская духовность и немецкая ученость» (В.С. Малахов), «Германский комплекс славянофилов» (А.М. Песков), «Ницше и русская мысль» (В.П. Шестаков), сравнительные биографии В. Гумбольдта и В. Писарева, Достоевского и Ницше, дополненные специальными исследованиями немецких специалистов по русской философии. Г. Рормозер, Э. Мюллер, Р. Лаут дают представление о взаимовлияниях, параллелях и совпадениях в менталитете двух крупнейших народов Европы.

Культурным контактам и взаимовлияниям России и Германии в XVIII-XIX вв. посвящена книга, напечатанная по решению Ученого совета Государственной Третьяковской галереи. Она представляет собой сборник исследований, представленных на научной конференции «Искусство в Берлине за 300 лет». Это статья «О русско-немецких художественных связях» Л. Маркина, очерк о немецких экипажных мастерах в России В. Чернышева, заметка М. Либмана о знаменитых портретах В.А. Жуковского работы Г. фон Рейтерна, другие частные, но весьма любопытные наблюдения по искусству пейзажа, миниатюры, иллюстрации и культурных контактах. Содержание и предисловие сборника переведены на немецкий язык, что облегчает его доступ немецкому читателю.

Ключевой фигуре в европейском искусстве XIX века посвящен двуязычный сборник «Рихард Вагнер и судьба его творческого наследия»/ «Richard Wagner: Werk und Wirkung» (СПб., 1998), изданный на основе материалов русско-немецкого семинара в музее-квартире Н.А. Римского-Корсакова. Он подтверждает традиционный интерес русских исследователей к творчеству великого композитора, продолжает труды А.Ф. Лосева, впервые издавшего и прокомментировавшего на русском языке избранные сочинения Вагнера-мыслителя, дополняет коллективное исследование «Рихард Вагнер» под ред. Л.В. Поляковой (В.Вольф, Г.Краулис, М.Тараканов, Г. Кнеплер и др.). Новый сборник совместно издали руководители Санкт-Петербургского Вагнеровского союза Э. Махрова и Немецкого общества Р. Вагнера Р.Поль. Несомненный интерес для широкого круга читателей представляют работы Л. Масоловой о «Кольце Нибелунгов» Р. Вагнера в свете новейших этнологических исследований о корнях древнегерманской мифологии и Р.Биркана о влиянии теории искусства Р.Вагнера на русскую культуру конца XIX — начала XX века. Интересные сведения мы находим в статьях других авторов о взаимовлиянии Ницше и Вагнера (М. Эгер), в обзоре Вагнеровского наследия (К. Рихтер), в заметках об опыте организации фестиваля в Байройте и исполнении немецкого классика в России. Не будет преувеличением сказать, что Вагнер до сих пор остается одним из наиболее модных зарубежных композиторов среди русской элиты. Это, по-видимому, связано с духом консервативной революции и вечной молодости исконно европейской, нордической мифологии.

Грандиозным памятником русско-германских культурных и политических связей стала выставка «Москва–Берлин», организованная Берлинской галерей, Музеем современного искусства  Земли Берлин и Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, проходившая в обеих столицах в 1995-1996 гг. Впервые вместе были собраны уникальные экспонаты различных жанров в области изобразительного искусства, фотографии, архитектуры, театра, литературы, музыки, кино. В целом выставка производила головокружительное впечатление. В считанные минуты перед глазами посетителя проходили картины исторической мистерии войн и революций XX века. По творческому замыслу и по масштабам она напоминала знаменитую экспозицию «Москва–Париж» и привлекла миллионы посетителей обеих стран. На основе экспонатов организаторы выставки выпустили объемный фолиант с репродукциями и исследованиями по избранной теме: «Москва–Берлин» (изд. Престель, Галард, Мюнхен, Нью-Йорк, Москва, 1996). Красочное издание с великолепными иллюстрациями в цветном и черно-белом изображении составлено, как и сама выставка по историческому принципу. После введения о реалиях и утопиях XX века следует раздел о предвоенном периоде (1900-1914). Здесь представлен образ городской жизни накануне Первой Мировой войны.  Война перерастает в революцию, политическую и эстетическую, где на первый план выдвигаются авангардные и утопические идеи революционных мыслителей начала века. Послереволюционные годы представлены материалами о творческих встречах и личных контактах музыкантов, поэтов, театралов, кинематографистов. Очевидно грандиозное влияние большевистской революции на Германию. Дух пролеткульта проникает в умы немецкого авангарда. Новый поворот начинается после 1933 года. Здесь усиливаются веяния консервативно-революционных тенденций и начинается постепенное влияние эстетики Третьего Рейха на СССР. Нонконформистский авангард сменяет пролетарский неоклассицизм. «Дегенеративное искусство», «сумбур вместо музыки», идеалы красного Интернационала сменяют строгие античные образы, героический эпос, агрессивный военно-спортивный стиль. Вторая Мировая война вносит свои коррективы в мировоззрение национальных элит. В Германии усиливаются антикоммунистические и антисоветские мотивы, а в советской пропаганде крепнет русский народный дух, окрашенный в красные тона коммунистического мессианства. После 1945 года СССР по логике войны унаследовал все лучшее из эстетики и идеологии Третьего Рейха, а Германия попала под тотальное влияние американизма. Либерализация, вестернизация, джаз и буги-вуги покоряют немцев вплоть до Берлинской стены. Таким образом тематика выставки доводится почти до наших дней, когда «лучший немец» Горбачев подарил Германии ее восточную часть, оккупированную советскими войсками. Слабой стороной альбома является явная политическая и эстетическая ангажированность ее составителей: Ирины Антоновой и Йорна Меркерта. В целом предпочтение отдается аванграду левой направленности, а на почетный пред-титульный лист почему-то помещена картина Марка Шагала.

Сильная сторона выставки в том, что мир и его история показаны в противоречивом многообразии, как оно есть на самом деле. Рядом оказываются не только Сталин и Гитлер, но также Шостакович и Шенберг, Брекер и Мухина, Эйзенштейн и Рифеншталь. Самым заядлым критикам нацизма и коммунизма становится понятно, что через эстетику Третьего Рейха и СССР выражался сам волюнтаристский дух XX века. То были не капризы политических «самодуров» и экстремистов, а воля исторической Судьбы.

Эстетика социалистических империй всегда привлекала внимание серьезных исследователей. Те, кто внимательно изучали труды Роберта Шольца, Херберта Тэге, Питера Адама, кто просматривал художественные и фотоальбомы по данной теме  («Art of the Third Reich», «Nazi Regalia», «Агитация за счастье. Советское искусство сталинской эпохи»), кто вдумывался в кинохронику и образцы игрового кино того времени, понимают, что так называемое «тоталитарное искусство» вовсе не сводилось к идеологическим установкам ВКПб и НСДАП. Оно не было направлено на репрессии, а в своей положительной программе заключало огромный творческий потенциал.

В нынешней Германии  происходит большая интеллектуальная работа по переосмыслению «нацистского наследия». Выходят десятки книг и сотни статей, заново истолковывающих историю XX века. Это вовсе не тот ревизионизм, о котором шумят американские либералы. Здесь речь идет не только и не столько о жертвах холокоста, а преимущественно о великой культурной и политической миссии Европы в мировой истории. В качестве примера можно привести серию великолепных альбомов «Kunst in Deutschland 1933-1945» (Bd. 1 Skulpturen, Bd. 2-3 Malerei, Bd. 4-5 Architektur)  изданных Мортимером Г. Дэвидсоном в издательстве «Граберт», Тюбинген. Состоятельные лица могут заказать их через издательство «Nation Europa» Verlag, Postfach 2554 D-96414 Coburg.

Хотя общая направленность новой волны националистических изданий  в Германии весьма далека от русофилии (они не достаточно объективно отображают достижения России и СССР в истории, политике и науке), знакомство с подобными изданиями очень полезно.

Пора и нашим соотечественникам переосмыслить историю XX века заново, по-новому взглянуть на корни социалистической революции, которая не сводилась ни к экономической программе марксистов, ни к еврейскому заговору, ни к тоталитаризму Ленина и Сталина. Отказавшись от идеологических и мировоззренческих клише, мы сможем увидеть в драматических событиях и грандиозных свершениях революционной эпохи СССР совершенно иные мотивы. Эстетические корни революции, прометеизм и красная мифология, большевистское народничество и сталинский ампир, советская героика и научно-технический прорыв, – вот лишь некоторые темы, которые ждут исследований и художественного воплощения в современном кино и мультимедиа.

Часть этой работы проделана энтузиастами, философами, историками, искусствоведами, тележурналистами. Большой отклик имеют труды А. Дугина, понимающего наследие Третьего Рейха глубоко и тонко. Его исследования о Германе Вирте, переводы Карла Шмитта, Эрнста Юнгера, Карла Хаусхофера и других немецких мыслителей, озвученные по радио и заснятые на видео, привлекают внимание интеллектуалов и политиков.

Однако в данном случае речь не может идти о чьей-либо монополии. История СССР и Третьего Рейха, история всего XX века, равно как и других эпох, принадлежит тем, кто воспринимает себя ее наследником. Главное – не сотворить из всего этого новый абсолютный миф, чтобы он не убил бесценный для нас дух свободы и правды.

 

 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100