Home №7 Магия рун в Германской традиции

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Осень и весна, зима и лето в Чехии - любая пора года хороша по-своему.

Полезные ссылки

Магия рун в Германской традиции PDF Печать E-mail
Автор: Антон Платов   
25.03.2011 02:20

История использования рун в Германии своеобразна и во многом непохожа на историю рун в других странах Европы. Причиной тому — и особые культурно-исторические условия, сложившиеся здесь в отношении развития рунической традиции, и специфическая культурная и политическая ситуация XIX-XX веков.

Истоки традиции

Руническая традиция на территории современной Германии формировалась в древности под влиянием сразу нескольких школ рунического искусства (понимаемого здесь в широком смысле слова «искусство»): готской, собственно скандинавской, а возможно — и западно-славянской1  — учитывая, что значительная часть нынешней Германии — исконно славянские земли. И, разумеется, все это влияние накладывалось на древнейшую традицию использования в магических и культовых целях пра-рунических знаков, появившихся в Центральной Европе около десяти тысячелетий тому назад2 .

Таким образом к Средневековью в германских районах Центральной Европы возникла обособленная школа рунического искусства. Одной из характерных ее черт стало то, что довольно быстро руны здесь потеряли значение средства письменности, будучи вытеснены латиницей. Даже попытка вестготского епископа Ульфилы (IV век) ввести специальный рунический алфавит для записи переводов Священного Писания не оказала значительного влияния на процесс превращения рун в набор магических символов3 .

Другой особенностью центральноевропейского рунического искусства, превратившегося позднее в немецкое, было введение довольно значительного количества дополнительных рун, большинство из которых почти никогда не использовалось для письма. Подобные рунические знаки — точнее, те из них, которые известны нам сегодня, — часто называются ныне «немецкими» (т.е. германскими в узком значении слова). Об этих дополнительных рунах стоит сказать несколько слов.

Все они могут быть довольно условно разделены на две группы. Первая из них — это знаки, посвященные отдельным богам (богиням) германского язычества. Таковы, например, руны Вальда, Эрды и Зиу, посвященные, соответственно, богу зимы Вальду, континентальному аналогу скандинавского Улля, богине земли Эрде, и богу Зиу (сканд. Тюр). Ко второй группе принадлежат неалфавитные, в большинстве своем, знаки, не связанные с конкретными божествами и либо восходящие к древнейшим европейским символам (свастика и др.), либо появившиеся уже в Средние Века.

О неалфавитных рунах немецкой традиции будет сказано подробнее, когда речь пойдет об одном из самых могущественных мистических орденов XX века.

Гвидо фон Лист

В 1100 году был разрушен последний великий храм языческой веры германцев — Уппсала (Швеция). На полстолетия дольше продержались великие храмы западных славян, Аркона, например (о-в Рюген). Еще дольше выстояли литовские храмы. Но к середине текущего тысячелетия в Европе не осталось ни одного действующего великого храма.

Зато остались народы — носители Традиции. Уже в середине XVIII века в Европе начинается пробуждение интереса к традиционной культуре. С приходом нового XIX столетия начинается подлинное Возрождение Традиции. Пока еще являющееся областью работы отдельных интеллектуалов и людей искусства, германское Возрождение уже захватывает умы; Я.Адлербет, К.И.Л.Альмквист, Я. и В. Гримм — все больше известных людей того времени проникаются традиционными идеями.

Важнейшим, переломным моментом Возрождения стала середина бурного прошлого века. В это время появился первый фундаментальный труд по языческому наследию Германии — «Немецкая мифология» Якоба Гримма, вышедшая в свет в 1844 году; в это же время на сцене Возрождения появляется величественная фигура Рихарда Вагнера. С этого момента идеи традиционализма проникают в массы, и Возрождение обретает характер важнейшего культурного течения. По всей Европе — особенно в Германии и Австрии — возникают «фолькише» (народные) группы, лиги и ордена, стремящиеся возродить древнюю культурную и религиозно-магическую Традицию. Во второй половине прошлого столетия интерес такого рода организаций все более обращается к древним германским рунам, но подлинное, мощное возрождение рунической традиции приходится на начало XX века и связано с именем австрийца Гвидо фон Листа, творчество которого прекрасно отражает все те настроения, которые царили в традиционализме того времени.

Как отмечают многие авторы, которым довелось писать о фон Листе, удивительно, что о человеке, который считается сейчас «легендой своего времени», известно так мало. Объясняют это по-разному. С.Е.Флоуэрс, например, прямо говорит4 , что причина этого в том, что фон Лист, как и всякий настоящий маг, имел возможность контролировать сведения, касающиеся обстоятельств его жизни и самой его личности, и даже манипулировать ими.

Гвидо фон Лист родился 5 октября 1848 года в Вене. Отказавшись от карьеры коммерсанта, обеспеченной социальным положением родителей, он пробовал свои силы в драматургии, в прозе, в необычном литературном жанре, определяемом иногда как «мистическая журналистика». В семидесятых-восьмидесятых годах фон Лист познакомился с учением набиравшего силу теософского движения, с публикациями по индийскому оккультизму, с работами Блаватской и Ницше, произведшими на него большое впечатление.

Их идеи, вкупе с германскими мифологией и фольклором, «поднятыми на поверхность» волной немецкого неоромантизма, и стали, пожалуй, основными источниками вдохновения и творчества фон Листа. Кроме того, в числе этих источников следует, конечно же, упомянуть творчество Вагнера, вообще оказавшего тогда огромное влияние как на интеллектуальную, так и на социальную, политическую и религиозную жизнь Европы. И Вагнер, и Ницше воспринимались на волне общественного интереса к мистике настоящими «магами своего века», да таковыми, по существу, они и были.

Мировоззрение фон Листа сформировалось под воздействием доминирующих мыслей и веяний его времени; он был продуктом своей эпохи и во многом повлиял на формирование мировоззрения будущих поколений. Так, не избегли внимания фон Листа и распространявшаяся тогда в германоязычном мире пангерманская политическая идеология, и формирующиеся в Европе националистические и ариософские теории. В свою очередь работы самого фон Листа, немедленно после выхода в свет ставшие классикой исследований в области арийской магии и мистики, широко использовались практически всеми исследователями, шедшими вслед за Мастером, как его называли последователи, — в том числе и идеологами национал-социалистического движения в Германии.

Сейчас Гвидо фон Лист известен, в основном, благодаря изданной им в 1908 году книге «Тайна рун»5 , ставшей, по сути дела, первым в Европе трудом по магии рунических знаков, до сих пор остающимся классикой в данной области. Между тем фон Лист был гораздо более широким специалистом, и вполне возможно, что издание «Тайны рун» — не самая важная из его заслуг.

По сути дела, фон Лист был одним из первых европейских неоязычников. Одним из первых он предложил и применил на деле (вероятно, еще не будучи знаком с работами Блаватской) метод восстановления утерянных древних оккультных знаний — метод, сочетающий научный этнографо-исторический подход с интуитивно магическим, вплоть до прямого применения магических техник при создании реконструкций.6  Десятилетия спустя после фон Листа подобные методы были применены в центральной и западной Европе и США при реконструировании Викки и Друидизма, в Скандинавии — религии Асатру (Одинизма) и т.д.

Одним из первых фон Лист указал и на аналогии между кастовым устройством древнеиндийского общества и общества древних германцев. От названия одной из германских каст — касты арманенов, аналогичной касте браманов в Индии, — произошло имя основанного фон Листом оккультного ордена — Ордена Арманенов. Отсюда же произошло и название предложенного Листом рунического строя — Футарк Арманенов или Арманический Футарк.

Как справедливо отмечают биографы Гвидо фон Листа, большинство его исследований и выводов не могут быть признаны  научными в полной мере. Это относится и к предложенному им Арманическому Футарку. На данный момент нам не известен ни один памятник, содержащий древнескандинавский рунический строй в том виде, который имеет Футарк фон Листа. Тем не менее, это не делает Арманический Футарк менее волшебным, чем Футарк классический, тем более, что руны обоих практически идентичны.

Первое отличие Футарка Арманенов от классического состоит в том, что строй фон Листа содержит только восемнадцать рун: остальные шесть знаков старшего строя были отброшены Листом как более поздние и не являющиеся исходными. Вторая черта: каждая руна нового Футарка жестко привязана к одному из так называемых «Заклинаний Одина», содержащихся в Старшей Эдде.

Возможные корреляции текстов Старшей Эдды с руническими строями постоянно привлекают внимание исследователей7 , но работа, проделанная фон Листом, является, вероятно, первой попыткой связать не всегда ясные указания древних текстов с конкретными рунами8 .

«Тайна рун» — основной труд Гвидо фон Листа по руническому искусству — переведена к настоящему времени на большинство европейских языков. С этого труда и трудов последователей фон Листа берет начало целая школа рунической магии, широко распространенная ныне по всему миру.

Германенорден и Аненербе

В 1908 году, одновременно с выходом листовской «Тайны рун», было основано «Общество Гвидо фон Листа» — объединение людей, стремящихся к возрождению магической и религиозной практики древних германцев. Внутренним кругом «Общества» стал Орден Арманенов, образованный по классическим схемам древних инициатических тайных обществ. Несмотря на всю известность фон Листа, Арманенорден стал лишь одной из многих подобных организаций германского мира. Между тем идеи пангерманизма, тревожившие умы в Германии и Австрии, требовали чего-то более глобального.

Четыре года спустя, в 1912 году, в Германии создается некая «сверхструктура», имеющая четкую традиционалистскую (языческую) направленность и также организованная по принципу тайного общества. Элементами этой «сверхструктуры» стали и Арманический Орден, и Орден Восточного Храма, и образованное несколько позднее Общество Туле. Этой организацией нового типа стал Germanen-Orden, Германский Орден. Забегая несколько вперед, скажем, что к 1921 году в числе нескольких десятков объединенных под крылом Германенордена организаций будет находиться и НСДАП.

Пока же на арене германского традиционалистского возрождения появляются новые люди. Появляется барон Зеботтендорф, основывающий Общество Туле. Появляются некто Гиммлер, Гитлер и Гесс — члены этого нового Ордена. Публикует первые свои работы профессор Герман Вирт. Карл Мария Виллигут, последний представитель древнего германского рода Виллигутов, владеющего, по некоторым данным, древними языческими знаниями, связывается с лидерами традиционалистского Возрождения.

В недрах одной из новых немецких политических партий — НСДАП — появляются охранные отряды, будущий СС. С ростом партии растет и СС, быстро превращаясь сначала просто в партийную элиту, а затем и в инициатическую организацию, в новый орден. Гораздо позднее, в 1943 году Гиммлер — глава СС — скажет: «Наш орден войдет в будущее как союз элиты, объединившей вокруг себя немецкий народ и всю Европу. Он даст миру руководителей промышленности, сельского хозяйства, а также политических и духовных вождей. Мы всегда будем подчиняться закону элитарности, выбирая высших и отбрасывая низших».

Уже к началу тридцатых годов СС действительно стал внутренним элитарным орденом НСДАП; и именно в его интеллектуальных недрах шла разработка новой философии, под флагом которой партия должна была прийти к власти и перестраивать затем германский мир.

В 1932 году Гитлер принимает предложение стать Великим Магистром Германенордена. В следующем, 1933 году Гиммлер знакомится с Германом Виртом, самым известным исследователем рунической Традиции того времени, и в том же году вместе с Виртом и Фридрихом Гильшером основывает исследовательский институт, получающий название Ahnenerbe, «Наследие предков». Спустя два года, в 1935-ом, Аненербе становится государственной организацией, руководимой штурмбанфюрером СС Зиверсом. В 1939 году Аненербе попросту включается в структуру СС; к этому времени Аненербе представляет собой колоссальную организацию, объединяющую около полусотни институтов.

Задачи этой организации: «Изыскания в области локализации духа, деяний, наследия индо-германской расы. Популяризация результатов исследований». Здесь разрабатывалась внутренняя доктрина партии, основанная на концепциях языческой магии и религии. В этих же кругах, к слову, появился и знаменитый символ СС, созданный в 1933 году штурмгаупфюрером Вальтером Хеком, — двойной удар молнии, сдвоенная руна Зиг, руна Победы. Здесь же разрабатывались закрытые проекты по рунической символике ритуалов СС и его подразделений, создавались программы обучения в области рунической магии и символики.

Руническая магия была одним из основных направлений работы Германенордена, сохранила она свое значение и в работе Аненербе.

Руны СС

Масштабы исследований, производимых институтами системы Аненербе, поистине грандиозны. Здесь изучалось все, имеющее какое бы то ни было отношение к сакральной традиции: от причин вырождения викингов Гренландии до — это не шутка! — магического значения башенок на готических соборах. Мы затронем некоторые аспекты наработок Аненербе, связанных с руническим искусством.

Как уже упоминалось, одной из характерных черт немецкой рунической Традиции было использование довольно значительного количества неалфавитных рунических знаков, неизвестных на других территориях. Многие из этих рун использовались орденом СС.

 

Руна Вальда. Предположительно имеет фризское происхождение, фонетическое значение ue; посвящена богу зимы и неба (фриз. Wald, сканд. Ullr). По мнению Найджела Пенника, «является руной личной силы». Насколько это так, судить сложно, а вот то, что руна Вальда связана с зимним солнцеворотом (сканд. Yule), можно утверждать однозначно.

 

Руна Эрды. Руна Земли и земной богини, носящей в германских языках то же имя (Earth, Erda и т.д.). Символизирует, с одной стороны, собственно Землю, ее святость и ее магию, с другой — родную землю, Родину и Род. В Германии руна Эрды слилась со стандартной алфавитной руной Отал (нем. Одал) и использовалась в качестве символа расового отдела СС. Кроме того, руна Эрда-Одал изображалась на эмблеме дивизии Ваффен СС «Принц Эуген».

 

Руна Зиу. Четвертой внеалфавитной руной является руна Зиу, одного из древнейших германских богов. Имя Ziw (Ziu) практически совпадает с именем античного Зевса; действительно Зиу долгое время оставался верховным небесным богом, властелином молний, пока не был лишен этой функции новопоявившимся Тором и не превратился во второстепенного бога воинских искусств — скандинавского Тюра. Руна объединяет начертания руны Зиг и руны Тюра и считается руной силы, сосредоточения энергии, справедливости и воздаяния по заслугам.

 

Волчий крюк (нем. Wolfsangel). Руна повторяет форму специального орудия — «волчьего крюка», с помощью которого в древности ловили волков. Предполагается, что руна могла передавать звук ai. Магическое назначение — охрана, пленение, сковывание движений и намерений противника, обеспечивающее собственную свободу.

В Средневековье руна использовалась для магической охраны от волков. В XV веке эта руна оказалась эмблемой крестьянского восстания в Германии; некоторое время была символом НСДАП, затем — знаком дивизии Ваффен СС «Дас рейх». Голландский вариант служил знаком дивизии Ваффен СС «Ландштурм Нидерланд», состоявшей из голландских добровольцев.

Наряду со внеалфавитными и собственно немецкими рунами, СС широко использовал и стандартные руны общегерманского Старшего Футарка9 :

 

Альгиз (нем. название — Лебен-рун). Почиталась в СС руной жизни и использовалась в качестве отличительного знака самого Аненербе, а также — для Общества Лебедсборн, исследовавшего расовые вопросы. Во внутренних документах СС, а также на надгробиях эта руна указывала дату рождения.

 

Перевернутый Альгиз (нем. название — Тотен-рун). Руна смерти. Использовалась при указании даты завершения жизни.

 

Тир. Древний общегерманский символ, означающий возвышенное состояние духа воина и связанный с Тиром (Тюром), богом битв. Многие современные авторы описывают руну Тир как «руну Воина Духа». В СС служил знаком отличия внутреннего круга ордена: его носили офицеры, окончившие спецшколу СС до 1934 года, и профессорско-преподавательский состав ордена.

 

Хагалл. Следуя фон Листу и его школе, в СС почитали эту руну одним из основных рунических символов и связывали ее с несокрушимой верой в правоту орденского мировоззрения. Эта руна изображалась на знаменитом кольце с мертвой головой. Кроме всего прочего, руна Хагалл служила отличительным знаком полицейской дивизии СС.

 

Падение Волка

«Наш орден войдет в будущее как союз элиты, объединившей вокруг себя немецкий народ и всю Европу» — это слова Гиммлера. Однако этим словам не суждено было сбыться, и великому ордену СС богами была уготовлена совсем иная судьба — мы знаем это из истории. Что же произошло?

Как мы уже говорили, в 1932 году сам фюрер принимает пост Великого Магистра Германенордена. В 1933 году он приходит к власти в Германии. Но свастика, которая становится государственным и национальным символом, оказывается почему-то левосторонней — вопреки разработкам Аненербе, где использовалась только правосторонняя свастика. В 1935 году домашнему аресту подвергается Вирт. В том же году членам СС запрещается принимать посвящение Германенордена. В 1936 году оказывается в концлагере Фридрих Марби — выдающийся исследователь рунической традиции, автор целой серии трудов о практических аспектах работы с рунами. В сохранившемся списке руководства СС, датируемом тем же 1936 годом, отсутствуют уже многие теоретики нордического возрождения. Очень скоро распускается Германенорден. Наконец, в 1940 году прекращается обязательный до тех пор для новобранцев СС инструктаж по рунической магии. Примерно в то же время, открывая одну из школ СС, Гиммлер произносит: «Верить, повиноваться, сражаться! Точка! Это все!»

Нет, разумеется, СС не отказывается от магии, но магия эта все более приобретает иной характер. Вольфшанце, «Логово Волка», — так теперь называются ставки фюрера в Восточной Европе. Что-то произошло в глубинах высшей иерархии Рейха. Кто теперь расскажет, каким образом удалось от листовского поклонения Одину, от вагнеровского Зигфрида привести германскую нацию к образу Волка, мифологического противника богов и героев?

Теперь же, ассоциируя себя с Волком, фюрер вступает в войну с богами собственного народа, более того —  с богами индо-европейского мира.

Гитлер, несомненно, долгое время обладал неким пророческим даром. Непостижимым образом ему удавалось предсказывать развитие политической и военной ситуации в разных районах Европы и даже называть точные даты будущих значительных событий. Так, например, предсказал он дату своего вступления в Париж, день прорыва блокады в Бордо, день смерти Рузвельта.

И вот — зима 1941-1942 годов. Немецкие войска не готовы к суровым российским холодам. «Атакуйте» — слова Гитлера. Фюрер уверен, что зима будет мягкой, что холода отступят перед воинством нордической расы.

Мощное наступление на Волге. И вдруг... столбик термометра опускается за отметку 35, 40, 45 градусов. Синтетический бензин немецких танков распадается на негорючие компоненты. В немецких автоматах замерзает смазка. Облаченные лишь в легкие шинели «нордические воины» гибнут от холода.

Поражение на Волге стало не только переломным моментом в ходе Второй Мировой войны. После Сталинграда оказался обреченным Третий Рейх, ибо сам Дух Севера сказал свое слово, и боги Асгарда вступили в сражение.

 

1См.: А.В.Платов. Памятники рунического искусства славян//Мифы и магия индоевропейцев, вып.6, 1997.

2А.В.Платов. Магические искусства древней Европы. М., 1998.

3Нужно, однако, отметить, что отдельные готские племена использовали созданный Ульфилой алфавит, названный «готским» или «готическим», вплоть до X века.

4S.E.Flowers. Introduction for English edition of Das Geheimnis der Runen. Rochester, 1988.

5Guido von List. Das Geheimnis der Runen. Vienne, 1908.

6О недостаточности чисто научного, немагического подхода при реконструкции древних учений автору уже доводилось писать. См.: А.В.Платов. Дорога на Хай Бразил, или Индоевропейский миф о структуре мира//Мифы и магия индоевропейцев, вып.1, 1995. Его же: О трактовке волшебных описаний в кельтских сагах//Мифы и магия индоевропейцев, вып.2, 1996.

7См., напр.: В.В.Тороп. Футарк Сигрдривы//Мифы и магия индоевропейцев, вып.2, 1996.

8Подробнее об Арманическом Футарке см.: А.В.Платов. Гвидо фон Лист и концепция Арманического Футарка//Мифы и магия индоевропейцев, вып.5, 1997.

9О Футарке см.: А.В.Платов. Руническая магия. М., 1994.

 

 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 

Rambler's Top100