Недавно мне была передана книга трёх словенских авторов: Jozko Savli, Matej Bor, Ivan Tomazic, называемая «Венеды», изданная на словенском, немецком, итальянском и английском языках. Книга представляет огромный интерес, так как содержит данные широчайшего научного спектра, касающиеся древней индоевропейской истории и истории венедов или славян, что в известной степени одно и тоже, как важнейшей составляющей всей эволюции индоевропейских народов Европы и Евразии.
Не вдаваясь в подробности, выскажу своё отношение к книге, ибо в ней затрагивается и топонимика, и археология, и палеография, и обо всём в краткой рецензии сказать сложно. Авторы «Венедов» утверждают, приводя при этом ряд серьёзных доводов, что словенцы, двухмиллионный славянский народ, населяющий Восточные Альпы и близкие славянам по этническому составу ныне австрийские провинции Штирию и Каринтию с карантанцами, не входят в группу южных славян, в VI-VII вв. переселившихся на Балканский полуостров из занятых славянами земель Центральной и Восточной Европы. Словенцы и славянское население Штирии, Каринтии и широко известной благодаря древнерусскому летописцу провинции Норик, в Восточных Альпах жили задолго до событий VI-VII вв. и время их появления в Альпах восходит к эпохе «Лужицкой» археологической культуры и культуры «Полей погребений и погребальных урн», датируемых XIII-VIII вв. до н. э. Это является основным утверждением авторов «Венедов». Нам же придётся обратиться к данным археологии и при этом я сошлюсь на два источника: А.Л. Монгайт «Археология Западной Европы» М. 1974 г., и на собственную книгу «Индоевропейская история Евразии. Происхождение славянского мира» М. 1995 г.
Итак, выскажу собственный взгляд на вопрос древней истории славян и венедов - либо тех же славян, либо весьма близкого славянам индоевропейского народа. «Лужицкая» археологическая культура является плодом эволюционного процесса, восходящего к целому ряду созданных индоевропейцами археологических культур, развивавшихся не только на территории Европы, но и на значительной части Евразии, включая равнины центра континента, Переднюю Малую Азию, вплоть до долины Инда. Процесс этот весьма не прост и говорить о нём предметно можно лишь при условии знакомства с колоссальным объёмом фактических данных. В центре Европы «Лужицкой» культуре предшествовали созданные индоевропейцами археологические культуры «Воронковидных кубков» и «Шаровидных амфор» IV-III тыс. до н. э., которые на самом деле являлись культурными эпохами, как минимум вбирающими основы прото-германского, прото-славянского, а возможно прото-кельтского и прото-балтского миров континента.
Тут следует иметь в виду следующее. Общеиндоевропейские параллели в языках, мифологиях, в материальных культурах и социальном строении отдельных народов восходят к V-II тыс. до н. э. и к более ранним эпохам, ибо в эти тысячелетия клокотал большой индоевропейский вулкан, располагавшийся на равнинах юга Восточной Европы, на юге Урала, на юге Западной Сибири и на равнине Средней Азии. Именно благодаря языкам, мифологиям, материальным культурам древнего индоевропейского населения этой обширной территории центра континента ныне мы имеем столь близкое родство западной и восточной групп индоевропейских народов Евразии. Исходы индоевропейских народов в Европу и Азию с равнин центра континента происходили одновременно, что видно из одновременности смен культурных эпох прежде всего на самой равнине и вскоре, вслед за этим, в Европе и в Азии.
Эволюция прото-славян в центре Европы восходит, как минимум, к IV тыс. до н. э. «Лужицкая» археологическая культура это одна из ярких вех данного эволюционного процесса. И знаменательна «Лужицкая» культура, помимо прочего, тем, что именно она явилась центром широкого расселения, что весьма вероятно, прото-славянского населения в Европе. Материальным выражением данного расселения явилась археологическая культура «Полей погребений и погребальных урн» XIII-VIII вв. до н. э., распространившаяся едва ли не по всей территории Центральной и Западной Европы, от Малой Азии до Британии. В Восточных Альпах прото-славяне, в ряде районов Европы называющиеся венедами до настоящего дня, могли жить с эпохи XIII-VIII вв. до н. э. до эпохи VI-VII вв. н. э. - времени расселения славян на Балканах, и до настоящего времени. В иных районах европейского континента славян-венедов могли ассимилировать и они оставили после себя топонимию, одним из классических примеров которой является название североитальянской провинции Венето. А в Восточных Альпах, во многом благодаря консерватизму, определяемому горным ландшафтом, венеды могли удержаться, при этом, быть может, в определённые эпохи принимая не родные языки, такие как латынь и немецкий.
По большому счёту точка зрения авторов «Венедов» имеет серьёзные научные основания. Другое дело, что вопросы древней истории народов требуют самого серьёзного рассмотрения громадного объёма целого ряда научных дисциплин и тут, как нигде, прежде чем что-то утверждать, нужно многократно проанализировать суть рассматриваемого. Авторы «Венедов» относятся к категории серьёзных, ответственных исследователей, хотя их точка зрения расходится со взглядами многих историков на время и обстоятельства появления славян на Балканах и рождения южнославянской группы народов. Утверждения авторов «Венедов» на самом деле не противоречат их оппонентам, утверждающим, что славяне, в том числе и словенцы-венеды, появились в Словении в VI-VII вв. Авторы «Венедов» лишь углубились в древнюю славянскую историю по меньшей мере до III-II тыс. до н. э. и речь в данном случае может идти не о пересмотре славянской истории а о расширении горизонтов познаний её касающихся, и на этом пути даже специалистов ожидает много интересного и подчас для них неожиданного, что для процесса познания естественно.
Полагаю, что читателей России заинтересует книга «Венеды» и ожидания их не будут обмануты.
|