JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL

НЕОЯЗЫЧНИКИ
Совсем в другом стиле и духе работают неоязычники. «Новые правые традиционалисты», как они себя сами называют, подняли на щит втоптанные в грязь исконные идеалы русского народа, его фольклор, праздники и обычаи. Суть неоязыческого движения - в обращении к родникам дохристианской традиции. Оно имеет несколько направлений и измерений: интеллектуально-реставрационное, художественно-эстетическое, музыкальное, военно-патриотическое. Язычники издают несколько журналов и газет; они объединены в общины, разбросанные по многим городам России, поддерживают контакты через Интернет.
Ветераны языческого движения - журнал «Волхв» (Тищенко А.Б.) и газета «Родные просторы» (В.А. Иванов) продолжают выходить в Санкт-Петербурге. Газета помещает материалы, посвященные жизни общины венетов, внутрироссийским и зарубежным связям, в последнее время - прокоммунистической политике, а журнал венедов «Волхв» - философско-этнические исследования и литературные тексты. Один из последних номеров (№ 20, 1998) представляет собой тематический сборник по славянской, германской и угро-финской мифологии (статьи «Макошь», «Перун», «Велес», «Сварог», «Ладо», «Световид», «Хорс», «Стрибог», «Дажьбог», «Симаргл», «Род»). Журнал составлен и художественно оформлен Федосовым В.К. Упомянутые издания имеют круг своих читателей в Санкт-Петербурге, где издаются, и северо-западной части России, но они почти неизвестны в русской глубинке. Даже в Москве приобрести «Волхв» нелегко.

К теоретическим органам классического язычества можно отнести также сборник «Мифы и магия индоевропейцев» нашего друга А. Платова. Мы уже публиковали рецензии на его книги и сборники, поэтому в данном случае дадим лишь краткий обзор последних двух номеров. В № 7 «Мифов» опубликованы исследования Платова «О ритуальных напитках древнего севера», его очерк о рунах, найденных на территории Москвы и Подмосковья, очерк Д. Гаврилова об образе Велеса в русских сказках и статья А. Наговицына об оберегах и мифах финно-карелов. По рунической тематике есть также заметка А. Бычкова, а в разделе «Сакральная география» помещена статья И. Белкина о московских капищах. В разделе «Вести» информация о поездке в Литву и участии в работе Первого конгресса этнических религий. В выпуске №8 - новое исследование А. Платова «Путь и три ступени посвящения северо-западной традиции». И. Белкин исследует образ Буслаева и рассказы о Белой женщине, П. Калмыков - тайны Кощея Бессмертного. По рунической тематике - перевод из А. ван Дарта, а по сакральной географии - статьи Н. Гусевой и Е. Лазарева. Среди коротких заметок выделим очерк Наговицына о Яриле и Дионисе. Эта тема будет приобретать возрастающую популярность в связи с публикацией первого русского перевода «Деяний Диониса». В рубрике «Вести» имеются сообщения о семинарах и праздниках общины, которую возглавляет А. Платов.
Важным элементом современной духовной жизни московских язычников стала деятельность общины «Сатьяведа», во главе с молодым священником Велеславом (Ильей Черкасовым). «Сатьяведа» не имеет постоянного печатного органа, но она регулярно выпускает тематические сборники. Одна из первых книг («Сатья-дхарма») представляла собой религиозный катехизис и была составлена в духе классического индуизма. Далее последовали сборники преимущественно поэтического содержания: «Се Русь - Сурья» и «Зов Гипербореи». В них налицо эволюция: от Востока к Северу и Руси. Еще более почвеннический по духу сборник «Средь лесов славянских» (из него мы публикуем стихотворение «Семь даров Руевита»). Наиболее зрелая и ценная, на мой взгляд, книга Велеслава - «Родолюбие»(серия «Щит Дажьбога», 1999). В ней содержится логичное, ясное и литератруно изложенное родовое учение. Что такое ведическое мировоззрение? Как утвердиться на Стезе Прави? Кто были наши предки и как их понимать сегодня?
«Родолюбие» - не последнее издание общины «Сатья-веда». Несколько месяцев тому назад вышел новый сборник«Традиция» (М.1999). В нем статьи различного жанра о русском язычестве (Железный век, Наша борьба, Явь-Навь-Правь, «Русский бог», Полюс Духа и др.). Очевидное достоинство Велеслава в его духовной трезвости. Увлекаясь, он не впадает в крайности, критикуя (например, «Велесову книгу»), он никого не оскорбляет.
Много материалов на языческую тему содержится в журнале «Русский стиль». Вообще-то он зарегистрирован как спортивно-публицистическое издание и имеет подзаголовок «традиционные боевые искусства». Однако темы исторического наследия, истоков родной культуры и веры постоянно фигурируют. Среди них ярко выделяются публикации нашего друга Александра Белова (Селидора). Он опытный тренер славяно-горицкой борьбы, идеолог-язычник и талантиливый писатель. Недавно Белов приступил к изданию газеты «Народная воля». «Русский стиль» явно имеет сильных покровителей, ибо печатается в полный цвет, на современной полиграфической технике. Правда, и цены у журнала современные, не каждому доступные.

Куда более скромно издан близкий по духу альманах «Белые волки» (Новосибирск, 1999, №1). Он открывается интервью с С.Н.Поповым, бывшим чемпионом СССР по классической борьбе, двукратным абсолютным чемпионом страны по каратэ-до. В качестве заголовка выбраны удачные слова Попова: «Русский не имеет права быть рабом!». Весь первый номер оформлен иллюстрациями из К.Васильева, в нем публикуются выдержки из Нечволодова («Мы - арии»), В.Д.Иванова , А.Блока, интервью с С.Алексевым. Стиль задан ясно и четко, но пока он еще не разработан, не развернут лицом к современности. Может быть, это связано с отдаленностью от центра? Вряд ли. Ныне, благодаря новым системам связи, не сложно быть в курсе интересующих тебя событий.
Да, совсем неплохо было бы нам, единомышленникам, знать что происходит в других городах. Ведь неоязыческое движение сегодня имеет развитую географию. В последние годы все новые и новые издания стали появляться за пределами исторических столиц. Пусть по полиграфии они в чем-то уступают Москве или Санкт-Петербургу, но по таланту и потенциальным возможностям находятся примерно на том же уровне.
В качестве примера можно привести Вестник Союза Славянских Общин «Вятич». Его издает в Калуге Вадим Казаков, известный нашим читателям по докладу «Славянское мировоззрение в России в 90-х годах ХХ века», а также по рецензиям на его книги («Именослов», «Мир славянских богов», «Обрядовое питание славян»). Вестник печатается на 4-х страницах журнального формата газетного качества и содержит краткую информацию о языческих праздниках, об организационных и научно-культурных мероприятиях, о жизни общин. В каждом выпуске (на сегодняшний день вышло 13 номеров) есть реклама новых книг, журналов и фольклорной утвари. Вадим Казаков - талантливый организатор и авторитетный лидер, но, по мнению многих наблюдателей, увлекается бюрократической стороной дела, пытаясь объединить живое и противоречивое языческое движение в формальную структуру.
Многое в организационном плане удалось Евгению Чуйко (Яровиту), издающему в Рязани газету «Ариец». Сам он по призванию публицист и поэт, а по взглядам - язычник. Вокруг рязанской газеты собрались представители едва ли не всех направлений русского национал-патриотического движения: от бывших членов «Памяти» до Союза Офицеров С.Терехова. Чуйко регулярно печатает рекламу больших и малых периодических изданий из других городов. Именно через него и через Казакова (обратите внимание - не через москвичей!) мы связались с издателями «Снеженя»(Орел), «Гипербореи» (Мурманск), «Перуна»(Калуга),«Славянского вестника» (Санкт-Петербург). Наверняка есть и другие, пока еще неизвестные нам издания. Будем надеяться, что они отклинутся на наши публикации.

Каждый языческий журнал имеет свое лицо, свой стиль и претендует на новизну. Русский молодежный сказитель«Перун», например, сделан весьма своеобразно: частично версткой, стилизованной под русско-кельтский узор, а частично вручную (сканирование рукописных текстов и рисунков). Основу содержания составляют мифологические, исторические и идеологические тексты в духе «Книги Велеса» («Расскажи, Гамаюн, птица вещая...», «Наследие», «Земля благодатная, на которой мы живем», «Преодоление приведет к изначалию», «Взаимосвязь природы и общества», «Стань хозяином своей земли!»). Значительную часть составляют сведения о музыкальных группах в стиле Pagan, Folk, Metal и интервью с их лидерами. В каждом номере помещена реклама языческих изданий. На эстетику «Перуна» заметное влияние оказала западная «чернуха»: слишком много садизма, всяких трупов, черепов, перевернутых звезд и т. д. Будем надеятся, что тяга к сатанизму лишь дань моде, уходящей в прошлое, а увлеченность родной стариной - подлинный стержень «Перуна».
В более сдержанном стиле (близко к Viking Metal) выполнен культурно-просветительный вестник «Сполохи». Он меньше по объему и содержит небольшие очерки о неоязыческом движении в молодежной культуре. Большую часть площади издатели отвели под новости о «правой сцене». Здесь информация о концертах таких групп как «Коловрат», «Вандал», «Банда четырех», «Д. И. В.», «Коррозия металла». В рубрике интервью публикуется беседа с группой «Вандал». В музыкальном обзоре краткие аннотации на новые компакты, кассеты, книги и журналы.

Еще более информативно и строго составлен журнал «Снежень», который выпускает Мирослав (Александр Киселев). Наполовину он состоит из интервью с основателями ведущих языческих групп («Темнозорь», «Unknown», «Воронграй» и другие), а наполовину из рецензий на новые книги по славянской вере и музыкальные новинки. Многие из них мало извесны столичным поклонникам металла и «чернухи», поэтому мы рекомендуем фанатам стиля Pagan выписывать журнал Мирослава. А пока читайте в этом номере его статью «Музыкальный андеграунд».
|