Панславизм сегодня представляется вполне здоровым, объективно необходимым явлением. Нам и в голову не может прийти то, что исследования славянства, борьба за дружбу между братскими народами может вызвать чьи-либо нарекания. А ведь еще недавно это было не так. В советскую эпоху политически некорректным считалось выделение славянства из многонациональной семьи народов, где не было иерархии и русских называли «старшими братьями» лишь с иронией. В первые послереволюционные годы панславизм преследовался как антисоветская идеология. В 1934 г., например, был закрыт Институт славяноведения, а крупнейшие ученые-слависты, обвиненные в «фашизме», оказались в ГУЛАГе. Тем более ценно сегодня все то, что способствует раскрытию правды об истории славянства, о нашей совместной борьбе за свободу и процветание.
Важным вкладом в дело восстановления исторической справедливости стала деятельность АКИРН (Ассоциация по комплексному изучению русской нации), которую возглавляет ветеран национал-патриотического движения академик Троицкий Е.С. Недавно он издал ценный сборник исследований и документов, посвященный 130-летию Славянского съезда в Москве и славянским съездам в Праге (1848 и 1998 гг.). Называется он «Русско-славянская цивилизация» (М., 1998).
Книга, объемом в 500 страниц, состоит из трех частей: в первую вошли работы современных авторов, во вторую - труды и выступления классиков славянской взаимности, в третью - документы и материалы славянских организаций, съездов, конференций. В приложении составитель опубликовал выдержки из энциклопедических словарей, посвященные понятиям: национализм, панславизм и паннационализм.
Пересказать содержание всех статей и даже перечислить фамилии авторов не представляется возможным, так как их (отдельных публикаций) более семидесяти. У составителя, изначально задумывавшего тематический сборник, получилось нечто вроде энциклопедии-справочника.
Первую часть открывает теоретическая работа Е.С. Троицкого «Концепция русско-славянской цивилизации». Она занимает примерно одну треть книги и ставит ключевые проблемы славянства: кровное родство, близость национальных языков, геополитическое положение, социально-политические институты и ментальность, православие и соборность, общее и особенное в экономических интересах, научный подвиг теоретиков локальных цивилизаций, теория и практика противостояния славянсту. Несмотря на некоторую тяжеловесность и избыток цитат, труд Троицкого дает достаточно четкое представление о задачах, стоящих перед современной славянской цивилизацией.
Из других современных авторов выделим труды главы Славянского Собора Н.И. Кикешева, директора МИНРО В.Л. Калашникова, академика-слависта О.Н. Трубачева, военного историка Н.И. Шишова, редактора «Русского геополитического сборника» полковника Е.Ф. Морозова и невинно убиенной дочери составителя книги Н.Е. Троицкой. Наши соотечественники раскрыли различные аспекты славянской цивилизации: исторические корни, идеологию, опыт боевого содружества, художественно-эстетические параллели, духовный опыт. Рядом опубликованы статьи наших единомышленников из славянских стран: речь на открытии Славянского съезда в Праге Бржетислава Хвалы (Чехия), геополитическое исследование о перспективах славянского содружества Болеслава Тейковского (Польша), предостережение профессора Тодора Дичева (Болгария) об угрозе эколого-эволюционной и психогенетической катастрофы в России.
Во вторую часть включены статьи и фрагменты классиков славянской мысли XIX века, среди них, конечно же, есть Н.Я. Данилевский, автор настольного пособия русского геополитика «Россия и Европа», автор «Окружного послания к славянам» М.П. Погодин, идеологи панславизма А.С. Хомяков, И.С. Аксаков, И.И. Срезневский и митрополит Филарет. По-новому в данном контексте звучат хрестоматийные «Песни западных славян» А.С. Пушкина и «Обращение к славянам» Ф.И. Тютчева:
Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни, и невзгод?
К сожалению, нашему поколению мало известны имена и совсем неведомы труды зарубежных славянофилов.
Что мы знаем о Яне Колларе, Павле Шафарике, Юрии Крижаниче, Милане Милечевиче, Франтишеке Ригере? Я. Коллар был не только литературоведом, но и одним из организаторов Первого съезда панславистов. П. Шафарик написал одно из первых ислледований славянской древности. Ю. Крижанич - автор замечательного трактата «Политика», который был переиздан в «Науке» и из которого публикуется фрагмент «О чужебесии». О других идеологах славизма Вы сами прочитаете в сборнике.
При изучении той или иной исторической проблемы очень важно иметь дело с источниками, с документами. В этом смысле часть III имеет особую ценность. Здесь опубликованы материалы хроники «Всеславянского съезда в России» (1867 г.), Устав Общества «Славянского научного единения» (1912), документы и материалы славянского движения эпохи второй мировой войны, резолюция Третьего съезда Славянского Собора «О безопасности славянских народов» (1992), Устав и Хартия этой международной организации (1995), заявления и обращения Собора по России, Украине, Белоруссии, а также положению славян на территории Сибири, Казахстана, Прибалтики и в других регионах.
Большой вклад в развитие славянского движения внес международный съезд в Праге, документы которого частично включены в сборник. Более подробно с документами славянского движения можно ознакомиться в изданиях главы Славянского Собора Н.И. Кикешева, которые мы рецензировали в № 6 «НП».
Константин Леонтьев сравнивал славизм, «взятый во всецелостности своей», с загадочным сфинксом. Славянство и по сей день остается мощной международной силой, с нераскрытыми возможностями. Но вот начинается новый цикл возрождения. Славянство, наконец, пробудилось ото сна и заявило о своих законных правах. Если мы научимся слушать и понимать друг друга, то уже это будет большим шагом вперед. Следует искать не различия, не препятствия и исторические ошибки, а то, что объединяет нас, что делает вместе сильнее и совершеннее:
Соединимся ж все мы без изъятья:
Серб, русский, чех, болгар, поляк,
Оставим в прошлом ссоры, братья,
И дрогнет супротивный враг.
(Ян Коллар)
|