JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
II. «РЕФОРМА» народного образования и науки
Самой злободневной практической задачей в сфере культуры после Октябрьской революции являлась ликвидация массовой неграмотности населения страны. Общегосударственный характер эта работа получила после принятия Совнаркомом 26 декабря 1919 г. декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В целях объединения усилий всех организаций в этом деле в июле 1920 г. при Наркомпросе была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК ликбеза). Только за первый год работы эта комиссия обеспечила издание 39 видов букварей тиражом более 6,5 млн. экз., в том числе 2 млн. экз. на национальных языках. К концу 1920 г. в стране было создано свыше 40 тыс. школ и пунктов ликбеза для взрослых, в которых обучалось 1,2 млн. человек.
Однако планы ликвидации неграмотности не выполнялись в установленные сроки. Так, в 1920 г. намечалось обучить 6,5 млн. неграмотных, а фактически обучали около 3 млн. человек. Большие трудности в этой деятельности возникли в первые годы нэпа, когда финансирование всей сферы просвещения было передано на места. Бюджет же местных Советов не позволял выделить в необходимых размерах средства на эти цели. Поэтому с 1921 г. наблюдался резкий спад темпов ликвидации неграмотности. В 1921 г. число пунктов ликбеза сохранилось с 88 до 15 тыс., т.е. на 82%.
Активизация усилий общественности в борьбе с неграмотностью способствовало создание осенью 1923 г. добровольного общества «Долой неграмотность» (ОДН), которое возглавил председатель ВЦИК М.И.Калинин. Уже в январе 1924 г. на местах было создано более 2 тыс. ячеек этого общества, в которые входило свыше 100 тыс. человек. А к концу 1925 г. в ОДН состояло 1,6 млн. членов.
Следует отметить, что для деятельности партийных и советских органов было характерно стремление, как можно быстрее, покончить с неграмотностью. Отсюда и появились командно-административные методы в руководстве этим процессом, элементы формализма, а затем и преувеличение достигнутых результатов при отчетности за эту работу.
Нередко организаторская работа подменялась административным нажимом. Например, в феврале 1920 г. Третья Всероссийская конференция заведующих губернскими школьными отделами санкционировала применение карательных мер против лиц, не желающих учиться. В мае 1920 г. народный суд в Петрограде рассматривал дело по обвинению 50 человек в уклонении от обучения грамоте. Суд приговорил обвиняемых к пяти месяцам принудительных работ.
В самом Декрете Совнаркома предусматривалось привлечение к уголовной ответственности лиц как уклонявшихся от обучения грамоте, так и препятствующих неграмотным посещать школы. Таким образом, подобные действия местных органов имели юридическую основу.
Однако все это не приносило желаемых результатов. По переписи населения 1926 г. грамотность в стране к тому периоду достигла только 56%.
С первых дней Советской власти осуществлялась школьная реформа. Характерной чертой ленинского подхода к этим проблемам являлось стремление сделать школу «орудием диктатуры пролетариата», а учителей тесно «связать» с «агитационно-пропагандистским аппаратом» партии. Без указаний партийных комитетов по самым мельчайшим школьным делам учителя не имели права строить свою педагогическую деятельность. Усилия учителей были сосредоточены не на главном их поприще, а на функциях пропагандистов, агитаторов, лекторов.
В осуществлении школьной реформы в начале 20-х годов возникли огромные трудности при переводе финансирования народного образования на скудный местный бюджет. Число начальных школ в 1921 г. сократилось на 16 тыс., а количество учащихся — на 1,5 млн человек. Доля народного просвещения в государственном бюджете в 1922 г. уменьшилась с 26% в 1920 г. до 10%. В связи с этим сеть школ не отвечала потребностям и решению задач начального всеобуча. По данным Наркомпроса, 1924 г. в школах обучалось только 45% всех детей школьного возраста.
Одной из важных задач советского государства была реформа системы высшего образования и науки. В подписанном В.И.Лениным 1 августа 1918 г. декрете Совнаркома «О правилах приема в вузы» предусматривалось преимущественное право поступления в высшие учебные заведения лиц из среды пролетариата и беднейшего крестьянства. Для подготовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы создались рабочие факультеты. В середине 20-х годов выпускники рабфаков составляли половину студентов вузов.
Надо отметить, что и высшая школа в своем развитии испытала огромные трудности, связанные с хозяйственным и финансовым кризисом в стране. В августе 1924 г. Совнарком принял решение о значительном сокращении числа вузов. Прием в них в 1924 г. был уменьшен по сравнению с 1923 г. почти в три раза: с 37 до 13 тыс. человек.
Необходимо отметить, что главной задачей в сфере высшего образования ЦК РКП(б) считал «идейное завоевание высшей школы», повышение роли коммунистов во всей деятельности вузов. Этим целям было подчинено создание при ЦК партии Всероссийского объединения комстуденчества в 1922 г.
В соответствии с постановление Х Всероссийского съезда Советов с мая 1923 г. в вузах вводилась плата за обучение. И только членам партии и комсомольцам представлялось право бесплатного обучения в них. Надо сказать, что в отношении осуществления классового, партийного принципа приема и обучения в вузах не было единства среди руководителей Наркомпроса. Так, Н. К. Крупская считала, что «пролетарское происхождение есть лишь известная предпосылка, благоприятный шанс, что из человека выйдет сознательный пролетарий», но эта предпосылка, по ее мнению, не должна быть определяющей при приеме в вузы и обучении в них. Главным фактором при этом должен быть уровень знаний. Но этот верный принцип тогда отвергался руководителями партии.
В первые послереволюционные годы в России внедрялась и новая система организации науки. В ее основу были положены следующие принципы: сближение науки с производством, сбалансированное развитие теоретических и практических исследований, организация коллективных научных трудов. Только за 1918-1921 гг. число научных учреждений пополнилось 50 новыми научно-исследовательскими институтами.
В 1925 г. Совнарком принял постановление «О признании Российской академии наук высшим учебным учреждением СССР». Она получила наименование «Академии наук СССР».
Положение ученых и науки стало ухудшаться с 1927 г. Это было связано с тремя событиями: расстрелом без суда двадцати ученых в июле 1927 г., якобы за их «контрреволюционные взгляды», созданием общества работников науки и техники для содействия социалистическому строительству (ОРНИТСО) и административно-командными выборами в Академию наук СССР. Безрассудный расстрел «двадцати» поколебал зародившуюся было веру ученых в то, что гражданский мир и законность укоренились в жизни советского общества. Создание ОРНИТСО требовало от каждого ученого заявить о своей политической лояльности.
Тягчайшее впечатление на всех ученых произвела история с выборами в Академию наук СССР в 1929 г. Отделения представили общему собранию АН СССР для избрания 42 кандидата, но из них трое коммунистов — философ А. М. Деборин, историк Н. М. Лукин и философ В.М. Фриче — не получили необходимые по уставу 2/3 голосов. Одновременно в Академию были избраны пятеро других коммунистов (до того коммунистов в составе академии не было).
Самым разумным было бы принять случившееся как нормальное проявление демократии. Но утвердившейся уже к этому времени административно-командной системе потребовалось сделать этот случай поводом для борьбы со «своеволием» академии. В печати против решения общего собрания была поднята грубая, оскорбительная кампания. После этого намеченные кандидаты были включены в состав Академии. Кроме того Академия наук была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в рядовое бюрократическое учреждение, министерство от науки.
|