Нынешняя Крымская автономия достаточно многонациональна. Однако преобладают в сегодняшней Тавриде, в основном, три «паспортные» национальности. Это — украинцы, русские и т. н. «крымские татары». Последние, как известно, претендуют на исключительную автохтонность и, соответственно, на все права «коренной нации». Но какова же реальная подоплека этно-политической ситуации в Крыму?
«Старейшими» документально зафиксированными народами полуострова являются киммерийцы (в степи и в предгорье) и тавры (в его южной части). В VII в. до н. э. первых (ассимилировав значительную часть этих древнейших из документально засвидетельствованных насельников степного Крыма) сменили родственные1 им скифы (сколоты, саки). В составе же данного этноса известны такие его ответвления как паралаты, катиары, алазоны, каллипиды, авхаты, «скифы-пахари», савроматы, исседоны, «царские» и «европейские» сарматы, языги, роксоланы, аорсы, сираки, сполы, росии, аланы, буртасы, аланорсы, верхнеиртышско-балхашские, алтайские и северо-джунгарские саки, динлины и пр. Кроме равнинной Тавриды этот племенной массив располагался (2700 — 2150 лет назад) и на огромных степных и лесостепных просторах от Дуная и до верхнего Енисея.
Влияние же данного позднеарийского (а таковыми являлись киммерийцы и сако-сарматы, прямые потомки не ушедшей во II тыс. до н. э. в Переднюю, Среднюю и Южную Азию части арьев — древнейших носителей индо-иранских языков) компонента в генофонде украинцев и русских было очень велико. Его вклад в формирование последних двух этнических групп не меньший, чем у праславянского венедского2. Киммерийские и скифо-сарматские племена, согласно достижениям ряда гуманитарных наук последних десятилетий, сыграли огромную роль в формирование восточного славянства.
Мощный словарный фонд этих северных иранцев обнаружен в белорусском, украинском и русском языках лингвистами, начиная с А. И. Соболевского. В восточнославянской лексике на сегодняшний день присутствуют тысячи терминов киммерийского и скифо-сакского происхождения: топор, собака, хорошо, год, огонь, смерд, степь, дом, слово, дело, вина, могила, жрец, чара, вопить, вещать, жевать, хранить и мн. др. Существенен иранский слой и среди наименований водоемов (гидронимов) на Руси3. Среди них — Днепр, Дон, Суда, оба Буга, Днестр, Хорол, Рось, Артополот, обе Самары, Сура, озера Саки и Донузлав, Каламитский зал и пр. Да и название Черного моря — калька4 со скифского (Тама, у киммерийцев — Ахшаена) языка.
Сако-сарматского «корня» и ряд раннесредневековых славянских племенных названий: анты, северяне, поляне, хорваты, бужане, сербы и ряд иных.
В данный перечень входит и сама РУСЬ. Большинство серьезных специалистов в последние годы все более склоняется к северо-восточно-иранской (т. е. скифо—сако-сарматской) гипотезе (в противовес норманнской, тюркской, славянской, балтской, кельтской, готской и ряду других) происхождения нашего основного этнонима. Одни исследователи данное родоплеменное наименование возводят к роксоланам, иные же (что нам кажется более справедливым) — к аорсам. Оба эти мощные сарматские племенные объединения сформировались где-то в Великой Степи, составным компонентом которой всегда была равнинная Таврида.
Антропологический облик древних жителей юга Восточной Европы, предгорий Крымского и Северокавказского хребтов, дотюркского Казахстана, ряда районов юго-западной Сибири (весь этот «супер»-регион именовался в старейших индо-иранских текстах Арьянам Вайшья5 — Арийский Простор), довольно-таки однообразен. Эта популяция людей аналогична, в целом, палеоевропеоидным типам тогдашних Северной и Восточной Европы. С небольшими, естественно, местными особенностями. Данная ветвь североевропеоидной расы у археологов получила условное название — андроновский («степной евразийский» у палеоантропологов) тип6. Его представители, впрочем, весьма характерны и для Древней Руси7. Более того, в нашей «народной эстетике» данный прямоносый и относительно светлопигментированный персонаж — считается классическим русским. Он же аналогичен образу песенного «ухаря—купца» или герою пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» — Мизгирю. Полную же антропологическую и эстетическую подноготную образу «гостя» из выдающейся феерии-сказки и фольклорным типам мы видим в шедеврах греко-скифского портретно-бытового искусства 5 — 4 вв. до н. э. (Солоха, Золотой курган, Чертымлык, Кийманова могила и др.)8. Русоволосые персонажи этих сцен не только по пигментации, но и по физиономическим характеристикам находят полное соответствие как среди современных великороссов, украинцев и белоруссов, так и (по палеоантропологическим реконструкциям) у древнерусского населения9. «Андроновский» тип (сформировавшийся в западносибирско-казахстанских, волго-доно-днепровских, северокавказских и крымско-равнинных степях — Арьянам Вайшье) не единственный из светловолосых среди восточных славян, но историко-эстетически так сложилось, что именно эта скифо-сарматская «под-популяция» считается «классически-русским» обликом10.
Весьма значителен сакский и киммерийский вклад в религиозные верования восточного славянства и, соответственно, в древнерусский языческий пантеон. Такие божества как Сварог (Сварга), Огонь Сварожич (Агни), Вий, Карпа и др. — явно древне-индоиранского происхождения. Тот же «этнос» преобладает и в Верховном Пантеоне богов князя Владимира Святославича. Даже академик Б. А. Рыбаков, излишне осторожный к признанию скифо-киммерийского влияния на Киевкую Русь, и тот признает 4-х из этой «шестерки» иранцами: Хорса, Даждьбога, Стрибога и Симаргла11.
Несомненна культурно-хозяйственная и бытовая преемственность русских с миром поздних ариев. Восточные славяне — одна из немногих земледельческих групп Средневековой Европы осуществлявших пахотные работы на конной тяге12. Это же было свойственно как оседлой части киммерийцев (большинству носителей позднейшего этапа срубной археологической культуры юга Восточной Европы и степного Крыма к 12 — 7 вв. до н. э.), так и некочевым «подразделениям» северо-восточных иранцев («скифам-пахарям», алазонам, каллипидам, авхатам, гелоно-будинам, буртасам, «осевшим на землю» аланам, саяно-алтайским динлинам). Основная масса остальных индоевропейцев применяла воловью тягу на пашне.
Значительны (а в ряде случае и эпохальны) хозяйственные и технические достижения ариев: как ранних (т. е. до переселения части индо-иранцев на юг), так и поздних.
Сюда можно отнести приручение лошади, изобретение колеса, упряжной конский транспорт, боевые колесницы, зарождение всадничества, появление кочевого отгонного скотоводства как нового тогда (кон. II — нач. I тыс. до н. э.) хозяйственного уклада. Первые среди аборигенов умеренной климатической зоны Евразии протогорода (типа «Аркаима» на Южном Урале) стали появляться у ариев с 17 в. до н. э.13.
Как ни у какого другого из «лесных» народов у восточных славян опоэтизирована в фольклоре степь. Значительные элементы прикладного искусства, одежды, народной архитектуры, песенно-хореографического творчества, обрядовых действий и пр. связаны с сарматами, скифами, киммерийцами, племенами срубной и андроновской (в Казахстане) археологических культур. Восходящий к сакам Сибири «звериный» и полихромный стили в древнерусском декоре преобладают (в целом) над праславянским «птичьим»14.
Наиболее «иранизированные» славянские группы — южновеликороссы и украинцы-«схидняки». В «общесоциальном» же плане среди русских наиболее близко древнему «скифо-сибирскому миру» — казачество. Данная общность — не только культурные и антропологические (как остальные восточные славяне), но в значительной степени и хозяйственно-бытовые наследники поздних степных ариев. «Станичники» во многом реконструировали скифо-сарматский и киммерийский полукочевой уклад.
Здесь уместна галльско-французкая аналогия. Современные пикардийцы, вандейцы, бургундцы, паризийцы, нормандцы и большинство других обитателей современной «5-й республики» — этнические и антропологические потомки кельтов, а языковые — «римлян». Никто не сомневается в такой особенности складывания северо-французской народности. Об этом (постепенной трансформации галлов во французов) свидетельствует, правда, исчерпывающая историческая информация. У процесса же постепенного преобразования поздних ариев (киммерийцев и скифо-сако-сарматов) в ранних восточных славян (антов) такой документации нет. Впрочем, любая другая информация о регионах, где такое лингвистическое преобразование могло иметь место — отсутствует. И именно в историко-хронологическом «пробеле» от Геродота (сер. V в. до н. э.) и до Иордана с Прокопием Кесарийским (1000 лет спустя)! Данные современных специалистов самых различных отраслей гуманитарных наук показывают не меньший, чем праславянский, культурный, хозяйственно-бытовой, лексический, топонимический, этимологический, теонимический, этнографический, фольклорно-поэтический и антропологический элемент генофонда киммерийцев и скифо-сако-сарматов у «русичей»15. Более того, у французов подобная преемственность к галлам даже не столь значительна16, как у восточных славян к поздним ариям.
Так что, восточное славянство и есть автохтон большей части Крыма, как и значительных территорий Евразии.
Тавры же постепенно (с конца 1 тыс. до н. э.) трансформировались в т. н. понтийских греков с участием ионийских колонистских групп (поселявшихся на полуострове с VI в. до н. э.), отдельных (мигрировавших на юг Тавриды) подразделений скифов-паралатов и алан, а с конца 4-го столетия (уже после рождения основателя христианства) и небольшой части германцев остготов. Весь этот эллинизированный «сплав» (среди которого потомки тавров являлись, пожалуй, «львиным» компонентом) и был переселен между 1774 и 1883 гг. в район Мариуполя царским правительством.
Крымские татары в своем происхождении представлены 2 компонентами. Меньшиство — степняки ногайско-кыпчакского происхождения. Самая первая половецкая группировка проникла в Крым только лишь в кон. XI в. н. э. Затем последовали и другие волны тюрок кыпчакской языковой ветви. Последним таким «потоком» были ногайцы, прибывшие к Перекопу ок. 1600 г. Большинство же современных т. н. «крымских татар» — потомки османо-поздносельджукских и курдских колонистов в Южном Крыму XVI — XVII вв. Их язык (южно-огузской ветви тюрок) и является литературным для зтих потомков бывшей господствующей народности прежнего Бахчисарайского ханства. В текущем (1997) году «крымско-татарская» письменность переведена на латиницу. Тем самым, практически исчезли какие-либо лингвистические различия для контактов чиновников официальной Анкары и активистов симферопольских «меджлиса» и «курултая». Генеалогически нынешний, т. н. «крымско-татарский», язык восходит к «османлы»17 образца XVI — XVIII вв. и при современной своей графике представляет из себя тот же турецкий.
Так что «аборигенность» основного массива данной тавридской этнографической группы турок восходит к XVI столетию.
Недоассимилированный же этими «крымскими османами» кыпчакский остаток «орды Хаджи-Гирея» (если бы он выделился в отдельный этнос) может претендовать на древность не ранее конца XI в. н.
Таким образом, обе тюркские «бахчисарайские традиции» намного младше как таврско-»мариупольско»-греческой, так и славянизированной киммерийско-скифской. Полноправные же выразители последней — украинцы и великороссы. Но и в своем «уже завершенном» виде восточное славянство в Крыму древнее и кыпчаков, и османо-сельджуков. Великий просветитель славян — Константин-философ, уже в середине IX в. застал на полуострове (в Херсонесе, конкретно) русские торговые фактории18. Где-то же через сотню лет здесь сложилось крымско-таманское Тмутараканское княжество. Почти весь период своего существования (X — XII вв.) этот «удел» был тесно связан с Чернигово-северской землей. Русский компонент населения Тмутаракани и Корчева наверняка пополнялся, главным образом, из «отчины» Мстислава Храброго. Чернигов и Брянск, Курск и Новгород-Северский, Трубчевск и Путивль отправляли своих выходцев к теплым берегам «Корсунской земли».
Так что воспреемниками «тмутараканского наследия» могут считать себя и украинцы, и великороссы. Чернигово-Северское княжество после Батыевого нашествия «распылилось» на множество уделов. Где-то 2/3 их впоследствии органически влилось в Московское государство, явившись одним из главных элементов формирования южно-великороссов. Юго-западный же угол Самарской земли (вместе с бывшим «стольным» Черниговым) «посредством» Русско-Литовского Великого княжества стал одной из основ нынешней Украины.
«Екатериненскую» колонизацию (а фактически репатриацию славянизированных потомков скифо-сарматов) с конца XVIII-го столетия стали осуществлять представители обеих ветвей восточного славянства, вполне легитимно доминирующих пока на Крымском полуострове.
Каковы же нюансы проблем репатриации двух других тавридских этнических групп?
Понтийских греков сейчас не тянет к прародине таврской части своего генофонда. Среди них явно преобладает тенденция «возврата в Элладу». Десятки тысяч мариупольских «тавро-ионийцев» уже переселились за последние годы в Грецию.
Иное дело османо-язычные, так называемые «крымские татары». Они также тяготеют к родине своих предков — Турции. Однако весьма своеобразно. Здесь четко наметилась тенденция «приплыть» в Анкару вместе с Крымом. Право же на свою возможность распорядиться судьбой полуострова лидеры «крымских татар» опять таки рассматривают в своей псевдо-автохтонности. Последний заведомо ложный тезис вовсю «обыгрывает» ОБСЕ и ее представитель — П. ван дёр Стул.
Специфичен подход к различным межнациональным проблемам у западных (да и у иных «отечественных») «правозащитников». В обычных условиях они стараются более-менее соблюдать научный подход. Когда же дело касается вопросов, затрагивающих русских (или православное славянство, вообще) — в ход идут самые примитивные мифологеммы. Часть западных сербов (принявших в свое время ислам) объявляется самостоятельной нацией — мусульманами. Хотя всем известно, что последние — всего лишь (?) представители миллиардной религиозной конфессии. При таком же подходе Грозный называется «чеченским городом» (при полном отсутствии вайнахской топонимии на его территории), а «крымские татары» — «коренными» обитателями рассматриваемого нами полуострова.
Данный (самый поздний из населивших Тавриду) этнос геополитически «проиграл» эту землю еще в 1941 — 1944 гг. Из немногим более чем 200000 «крымских татар» в разного рода немецко-фашистских оккупационных формированиях участвовало до 20 тысяч человек. А это (за вычетом существенного призыва в Советскую Армию июня — октября 1941 г.) почти весь воинский мобилизационный фонд данной народности. Речь в «разгар перестройки» должна была идти не о реабилитации, а всего лишь о чрезмерности наказания в свое время так называемых «крымских татар».
Не является иссчерпывающим вину данной национальности факт пребывания значительного процента призывных возрастов этих «османов Тавриды» на советско-германском фронте с «нашей» стороны. Мобилизационные поколения «крымских татар» были все-таки призваны в Советскую Армию принудительно. Прогитлеровская же позиция рассматриваемой этнографической группы турок-османов в 1941 — 1944 гг. явилась результатом общинной самодеятельности этой народности.
Как бы то ни было, вполне справедливым (по аналогии с судьбами ряда немецких, японских, венгерских, итальянских, румынских, финских и таиландских территорий в конце второй мировой войны) выглядела в 1944 г. ликвидация автономии в Крыму для данного ответвления турецкого народа. Это была естественная расплата за профашизм. Геополитические потери в 1945 г. вполне законно понесли как сами народы «держав оси», так и их союзники.
Однако «урок оказался не впрок». А ведь на «крымских татарах» (как кыпчакской, так и огузской их «ответвлениях») еще лежит и проблема «людоловства». Миллионы восточных славян (главным образом украинцев) были угнаны (взяты как «ясырь») в рабство и большею частью проданы в Малую Азию и в Стамбул.
В конце 1980-х гг. должна была быть «подведена черта» под различного рода взаимные претензии и «счета» между «оросами» и бывшими крымскими «османлы». Не было никакой «исторической справедливости» в изображении первых «виновными» перед вторыми. Геополитические обстоятельства говорят, скорее, об обратном. Проблема «репатриации» так называемых «крымских татар» должна была решаться на общих основаниях. Льготные условия для переселения в Тавриду представителей этой пост-сельджукской этнографической группы (а они везут с собой и турок—месхетинцев, и узбеков, и туркмен) — элементарный этнический мазохизм, уступка как псевдодемократическому ражу самоуничижения, так и обыкновенной левантийской экспансии на «земли гяуров». Одним словом — дискриминация подлинно коренного населения полуострова.
«Крымско-татарская» община лет десять назад угрожала «газаватом» в случае непредоставления ей льготных условий для возвращения в места своих преступлений. Так надо было бы принять этот вызов! В действиях турок-месхетинцев Грузии (так же, как и «крымских татар», выселенных в свое время Сталиным) в 1942-1943 гг. почти никакого криминала не было. Однако, власти сегодняшнего Сакартвело не допускают и малейшей возможности для возвращения аджарских и южно-гурийских «османлы» в прежние районы своего обитания.
Необходимо признать ошибочной политику «льготной реколонизации» Тавриды представителями одной из этнографических групп современных турок, прекратить привилегированность в получении ими украинского и крымского гражданства. Целесообразным представляется пересмотр тех «актов натурализации», которые были осуществлены с грубыми нарушениями законодательства. Вполне справедлива и необходимость ликвидации дискриминационной (относительно восточного славянства) «куриальной» избирательной системы (фиксированного 10-процентного представительства таврийских «османлы» в симферопольском Верховном Совете) для Крыма.
1. Ильинская В. А. Киммерийцы, скифы, сарматы. // История Украинской ССР. Т. 1. — К., 1981, с. 136 — 137.
2. Абакумов А. В. Славяне в Казахстане: возвращение на Родину? // Экономическая газета — Развитие. — М., 1997, N 16, с. 8.
3. Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. — М., 1966, с. 67, 124, 125, 126, 127, 398.
4. Там же, с. 467 — 468.
5. Брагинский И. С. Ариана Вэджа. // Мифы народов мира. Т. 1. — М., 1991, с. 104.
6. Бунак В. В. Вопросы расогенеза. // Происхождение и этническая история русского народа. — М., 1965, с. 184.
7. Алексеева Т. И. Истоки антропологических особенностей восточных славян // Антропология и генография. — М., 1974, с. 46 — 47, 52 — 53.
8. Мозолевський Б. М. Скiфський степ. — К., 1983, с. 54 — 55, 9В — 91, 127, 174 — 181.
9. Седов В. В. Славяне Среднего Поднепровья (по данным палеоантропологии). // Советская этнография [СЭ]. — М., 1974, N 4, с. 16 — 31.
10. Мавродин В. В. Древняя Русь. — Л., 1946, с. 35.
11. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М., 1987, с. 438 — 454.
12. Повесть временных лет. — Петрозаводск, 1991, с. 164 — 165.
13. Васильев И. Б. Предисловие // Древние индоиранские культуры Волго-Уралья (II тыс. до н. э.). — Самара, 1995, с. 4; Гусева Н. Р. Об арьях. Ведах и национализме // Экономическая газета — Развитие. — М., 1997, N 12 — 13, с. 8. Кузьмина О. В., Шарафутдинова Э. С. Проблемы перехода от эпохи средней бронзы к зпохе поздней бронзы в Волго-Уралье // Древние индоиранские к — ры Волго-Уралья (II тыс. до н. э.). с. 208 — 229; Лелеков Л. А. Вара // Мифы народов мира. Т. 1., с. 215;
14. Асеев Ю. С. Джерела. Мистецтво Киiвськоi Русi. — К., 1980, с. 3В — 38. Толочко П. П. Древний Киев.— К., 1983, с. 297 — 298.
15. Абакумов О. В. Вiдгалуження антського дiалекту. // Ономастика Украiни I тис. н. е. — К., 1992, с. 19 — 26.
16. Гак В. Г. Франзузский яэык // БСЭ. 3-е изд. Т. 28. — М., 1978, с. 214 — 215. Слука А. Е. Французы // БСЭ. 3-е изд. Т. 28. .... с. 215 — 217.
17. Баскаков Н. А. Тюркские языки // Большая Советская Энциклопедия (БСЭ). 2-е изд. Т. 43. — М., 1956, с. 548.
18. Абакумов О. В. Генезис даеньоруськоi писемностi (Походження кирилицi з точки зору дiахронiчноi схематизацii) // Наука i культура — Украiна. — К., 1989, с. 293 —» 295.
19. Гурков И. Победа, омытая кровью // Киевские новости. — К., 1994 № 19, с. 8. |