Home №9 Сила Рода

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки


Северная Корея

Сила Рода PDF Печать E-mail
Автор: Доброслава   
11.02.2011 23:47

Как описывает мир наших древних Предков современная наука? Десятки «возможно», «если», «считается», «вероятно» и прочих предположений и недомолвок, лишь маскирующих неведение, да некоторое количество музейных «экспонатов» непонятного порой назначения из оскверненных, разграбленных курганов, - вот что представляет собой «понимание» язычества в ученой среде.

Казенная историческая наука основывается главным образом на письменных источниках. Все же эти источники, повествующие о религиозной жизни славян-язычников, написаны христианскими и мусульманскими миссионерами, т.е. их идейными недоброжелателями (мягко говоря!). К тому же, данные материалы, признающиеся наукой единственно достоверными, крайне бедны и не могут привести к каким-либо определенным умозаключениям о духовно-нравственных ценностях язычества.

Если для историка-религиоведа из школы «научного» материализма язычество есть объект холодного «лабораторного» исследования, то для историка-богослова язычество есть то, что «от сатаны». Не следует забывать, что и «научный» материализм, и библейские догмы есть две стороны одной медали: они одинаково враждебны Природе и отказывают ей в самоценной сущности.

Нет картины славянского язычества, написанной убежденным язычником, духовным наследником Великого Рода, проникшего в волшебный круг древних свещеннодейств. Узость подхода не позволяет воссоздать духовный облик славянина. Это совсем другое мировосприятие, в корне отличное от нашего. Здесь не помогут никакие археологические, этнографические или филологические изыскания. Требуется качественно иной способ познания - постижения мира, который следует назвать мистическим. Надо попытаться «перевоплотиться» и взглянуть на мир глазами Предков. Мистик проВИДИТ в Природе то, на что профаны просто глазеют. Это и есть Интуиция, ведь по-латыни это слово означает: созерцание, видение.

* * *

Некогда, на заре юности человечества, ему было присуще общее, врожденное, естественное мирочувствование, основанное на осознании своего неразрывного кровнодуховного единства с Матерью-Природой.

Сыновнее почитание Природы и Предков-Покровителей - вот суть того жизнеутверждающего уклада бытия, той первобытной мудрости, что ныне зовется язычеством.

Изначальное язычество (в отличие от позднейших, искусственных, рукотворных религий) есть мировоззрение ПРИРОДНОЕ, а потому совершенное и непорочное, как и сама Природа. И оно не нуждалось для своего утверждения ни в каком насилии и ни в каком сверхъестественном оправдании, как не нуждается в этом и сама Природа.

Язычество - единственно цельное, здоровое мироощущение, не знающее еще болезненного разлада, непримиримых противоречий небесного и земного, души и тела, жизни и смерти, человека и Природы. ЖИЗНЬ - ЛЮБОВЬ - СВЕТ - ДОБРО - КРАСОТА -  понятия эти нераздельные и для солнцепоклонников сами по себе не существовали.

Язычество - мировоззрение бесхитростное и возвышенное: суровая первобытная простота, а на самом деле - глубина чувств и непостижимая мудрость. В этом и заключается трудность восприятия язычества расщепленным современным сознанием. Ныне язычество в своем первоначальном чистосердечии - либо наследие детей Природы - «дикарей», впитавших его с молоком матери, либо достояние наиболее чутких и просвещенных мыслителей, сумевших обрести его после долгих, мучительных поисков.

Не случайно наиболее могучие умы всех времен, равно как и самые проникновенные мистики всех религий, рано или поздно приходят к ОБОЖЕСТВЛЕНИЮ ПРИРОДЫ.

 

* * *

Согласно исконно славянскому мировидению, - ЖИВОТВОРЯЩИЙ, ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ, НЕИЗЪЯСНИМЫЙ РОД (Божество в религиозном понимании, Высший Разум по-современному) - прародитель всей видимой и невидимой Природы. Силою своей Любви порождает он ее из себя, из собственной сущности. ПРИРОДА - ВОПЛОЩЕНИЕ РОДА, и в силу того - БОЖЕСТВЕННА.

Слово «божественна» употребляется здесь не в церковном смысле, а напротив, только для того, чтобы обозначить понятие, совершенно чуждое профаническому иудохристианскому богословию. Слово это не имеет ничего общего с вульгарным семитическим понятием божества, сотворившего мир исключительно для господства богоизбранного народца.

Иудохристианский монотеизм, утверждающий существование личностного человекообразного бога-творца, обитающего где-то вне Природы и совершенно ей чуждого, есть по сути - чистейшей воды материализм, согласно которому Природа - всего лишь «слепок» и «бездушный лик».

Библейская догма о творении могла возникнуть только среди того нечестивого народа, который в Матери-Природе видел лишь средство удовлетворения своих потребностей и пытался низвести ЕЕ - СВОЮ КОРМИЛИЦУ до уровня бессловесной рабы.

Скудоумные, ребяческие представления о сверхъестественном, надприродном боге, подобном Иегове или Аллаху, сотворившем мир «из ничего» («что нам стоит дом построить...») - удел искусственных религий.

Древние мыслили иначе: БОЖЕСТВЕННАЯ В СЕБЕ ПРИРОДА - МАТЕРЬ ВСЕХ БОГОВ. Не боги породили Природу, а Природа - богов: сама Афродита - порождение морской пены.

 

Кто знает тайну?Кто ее поведал?

Откуда мир; откуда он явился?

Тех далей и Богам не досягнуть,

Они пришли позднее...

 

Так гласит Ригведа (в изложении К. Бальмонта). А мудрость арийских Вед, хотя и искаженных позднейшей обработкой жрецов-брахманов, - это же НАША, РОДНАЯ, ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ МУДРОСТЬ-ВЕДЕНИЕ, забытое нами - невеждами и загнанное в подсознание.

Ведение - это не просто знание как «сумма информации». Еще Гераклит говорил, что многознание уму не научает. Человечество узнает все больше, а понимает все меньше.

Ведение - это ВОЛШЕБНОЕ ЗНАНИЕ, дар вдохновенных праведников-ясновидцев. Вещие красавицы-чародейки, ведающие этим знанием, ВЕЛИЧАЛИСЬ ВЕДЬМАМИ. Но и ведьмы, и ведуны-волхвы всегда понимали, что существует нечто, им недоступное, неведомое, НЕПОЗНАВАЕМОЕ.

 

* * *

Миросозерцание наших далеких предков принято называть языческим, т.е. народным (от слова «язык» в значении «народ»). Сами же славяно-русы до иудохристианского закабаления его никак не называли. Оно было единым, вспринималось как нечто само собою разумеющееся, данное на века, и незачем было его как-то особо обозначать. Современный смысл в славянское понятие ВЕРЫ как «православного вероисповедания» вложен иудохристианами.

Исконное же значение слова ВЕРА есть ВЕРНОСТЬ. Понятия веры и верности - надежности были тождественны и неотделимы. Веровать - значило хранить верность Родной Земле, служить ей верою-правдою. В Древнем Риме вера и верность тоже обозначались одним словом - фидес.

Если бы князя Светослава Хороброго спросили: «Во что Ты веруешь?», он не понял бы вопроса. Ведь вера в современном смысле слова является лишь неопределенной догадкой, слепым следованием навязанному, бессмысленному, т.е. невежеством, Невежество само по себе не зло. Но оно является причиной многих зол в мире и, в первую очередь, - иудохристианства.

Как мог ВЕРИТЬ Светослав в явное и очевидное? Может ли солнцепоклонник ВЕРОВАТЬ в то, что Ярило-Солнце опять взойдет на востоке? Нет, это можно только достоверно ЗНАТЬ!

Таково различие между «верой» и достоверным, непосредственно пережитым знанием-веданием. Что толку умирающему от жажды (ищущему правды) человеку, верящему в то, что где-то на свете есть вода (живая правда)? Эта «вера» будет совершенно бесполезной для него, пока он САМ не утолит жажду.

Веровать можно только в смехотворные небылицы вроде «непорочного» зачатия и т.п. А ведь все иудохристианство зиждется именно на догматах, т.е. на таких голословных утверждениях, которые должны безоговорочно, бездоказательно приниматься на веру. Основа иудохристианства - вера в чудо, т.е. божественный произвол вопреки законам Природы. «Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна», - признал Савл-Павел. А Тертуллиан добавил: «Верую, ибо это нелепо».

Природное языческое мировоззрение, в отличие от рукотворной библейской талмудистики, есть изнутри - из себя ощущаемый живой опыт, самовыражение народной души, плод соборной народной мудрости, а не сочинительство отдельных личностей - «отцов церкви».

Язычество не вера в иудо-христианско-мусульманском смысле слова, а неписанный свод правил и наставлений, завещанных Пращурами и в полной мере предопределяющих согласие человека с Природой, Родом и с собственной совестью. Понятие «совесть» духовно беспредельно шире и глубже закостенелого, казенного понятия «вероисповедание». Волхвы учили славянина жить достойно и умереть без страха. При чем здесь «вера»?

Для того, чтобы предпочесть «веру» достоверности, надо уж очень основательно оторваться от Природы и потерять непосредственно-живую связь с ней. Что, собственно, и произошло спустя несколько веков после насильственной христианизации Европы.

* * *

Славяне-язычники почитали ДУХ-РОД, совечный Природе и внутренне ей присущий. ПРИРОДА ОДУХОТВОРЕНА - ОПЛОДОТВОРЕНА РОДОМ.

Славяне не были ни единобожниками, ни многобожниками. Слово «атеист» буквально означает: безбожник. Наши волхвы и были безбожниками, ибо для них не было на небе никаких богов в привычном сейчас иудо-христианско-мусульманском смысле.

Слово «бог» - не коренное славянское. Оно занесено к нам восточными кочевниками-скотоводами. Скот был мерилом их богатства и основанного на нем имущественного неравенства, и потому «бог» для них значило - «господин» (господь), «владелец» (владыка). От слова «бог» - богатый и убогий (т.е. бедный).

Позднейшие «боги» уже клонящегося к упадку славяно-русского язычества - это либо обожествленные Пращуры-Родоначальники, либо олицетворенные стихии обожаемой Природы, причем эти «боги» не являлись множественным числом от слова «бог».

Греческие историки указывали, что славяне почитают не богов (в их церковно-византийском понимании), а реки, озера, родники и водных духов. В насквозь языческом «Слове о полку Игореве» реки одухотворены, и у каждой - свой нрав (а ведь уже два века, как сжигают на Руси волхвов и знахарок!).

Узаконенные было Владимиром на восемь лет т.н. языческие боги Дажьбог, Стрибог и др., не были запечатлены в глубинах народной души и не получили потому никакого отражения в сказаниях и песнях.

Заклинания и заговоры, колыбельные песни и детские заклички времен естественного природопочитания древнее всех молитв: в них нет и следа каких-либо богов, но содержатся призывы о помощи к неким ВОЛШЕБНЫМ ОБЕРЕГАЮЩИМ СИЛАМ-СУЩЕСТВАМ.

Ярославна, чей плач является отзвуком первобытных заговоров, обращается не к богам, а просит заступничества у РОДНОЙ ПРИРОДЫ. Причину поражения князя Ярославна прозревает в том, что муж ее отрекся от Родных Светлых Сил, и выпрашивает она у них прощение за «неразумность» супруга.

И вот летописец, повествуя о бегстве Игоря из плена, отмечает: «се же избавление сотвори Господь в пяток в вечере». Пятница у славян-язычников была особо почитаемым днем, посвященным Матери-Земле, так что понятно, КТО в действительности помог князю. Вообще, мотив чудесных помощников явно ощущается в описании бегства Игоря: не зря просила Ярославна.

А в наших волшебных сказках, т.е. в древнейшем виде устного народного творчества, складывавшегося еще во времена первобытнообщинного строя, вообще отсутствуют упоминания о богах: там действуют волшебные силы Природы.

Исконно славянское название позднейших богов - ДУХИ или СИЛЫ. Всякий Дух есть Сила и Воля. В древнерусском языке слово СИЛА связано было с представлением о чем-то могущественном и таинственном: «силы неведомые», «сиды нездешние»... Живое тело Вселенной соткано из сонмища СИЛ-ДУХОВ, исходящих из единого первоисточника. За всем многообразием мира стоит некая невообразимая, безликая жизненная СИЛА - внутреннее побуждение, породившее Вселенную. ЭТА СИЛА - ВЕЛИКИЙ РОД.

Славянскому понятию «сила» соответствует древнекитайское «дас», «мана» жителей Океании, «тана» индонезийцев, «маниту» североамериканских индейцев и т.д. У разных языческих народов были разные предки и разные обычаи. Но мировоззрение было общее.

Каждое племя славило своих Духов-Покровителей, не отрицая и не проклиная чужих. В языческом саду благоухали все цветы. Когда император Диоклетиан уступил т.н. варварам большую область с условием охраны границ, то договор был заключен во имя СИЛ НЕЗРИМЫХ. Ибо кумиры каждого народа неведомы другим народам.

Известно, как католические миссионеры пытались подогнать под свою догму представления индейцев о Великом Маниту, чтобы привить им заразное, противоестественное учение об иудохристианском Иегове. Сходным образом действовали и православные миссионеры на Аляске.

В библии «дух божий» витает над Землей как обособленное, чуждое ей начало, как нечто сверхъестественное, противостоящее ЕСТЕСТВУ-ЖИЗНИ. Семитическое понятие отвлеченного бога-духа как бесплотной, чистой от природной «скверны» сущности - ложно, искусственно, мертвенно.

Славянское обозначение вселенской животворящей СИЛЫ словом ДУХ есть лишь тонкий образ, иносказание. Язычники не противопоставляли Дух и Естество: всякое природное явление одушевлялось, а всякая духовность имела свое жизненное воплощение. Поражает, восхищает и подтверждает правоту этих воззрений их совпадение с достижениями новейшей физики, разрушившей китайскую стену между материей и энергией, указавшей на возможность их взаимопревращения. То, что мы привыкли называть косной, неподвижной материей, есть на самом деле лишь вид движения, видимое проявление - сгустки Энергии или по-русски - СИЛЫ.»

 

Печатные труды Доброслава можно заказать и приобрести по адресу: 612025, Кировская область, Шабалинский р-н, п/о Новая Указна, Добровольскому А.А.

 

 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100