Home №7 Книги и журналы из Германии - ВСАДНИКИ И ЛОШАДИ

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Показ ленты новостей

URL ленты не указан.

Полезные ссылки


Северная Корея
Книги и журналы из Германии - ВСАДНИКИ И ЛОШАДИ PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
24.03.2011 23:21
Индекс материала
Книги и журналы из Германии
ВСАДНИКИ И ЛОШАДИ
Обзор новых поступлений
Все страницы


Heinrich Jordis von Lohausen. Reiten fuer Russland. Gespraeche im Sattel. Leopold Stocker Verlag. Graz-Stuttgart, 1998. 216 S.

 

ВСАДНИКИ И ЛОШАДИ

 

Вышла новая книга известного австрийского геополитика, генерала Генриха Иордиса фон Лохаузена «В седле по России. Разговоры на марше» ( изд. Леопольд Штоккер, 1998). Я умышленно несколько свободно перевожу название этой книги, потому что буквальный перевод «Верхом по России» легко может быть воспринят как «Верхом на России».

Книга написана в форме бесед четырех кавалеристов, скачущих по России в июле 1942 года. Скакал тогда по нашей земле и сам Лохаузен, но, чтобы изложенные в книге мысли не приписывали ему, он оговаривает, что ни один из всадников не вернулся с войны.

Собственно, перевод «Верхом по России» тоже не совсем точен. Там употреблен предлог «за». Эти кавалеристы говорят, что сражаются не против России, а за нее. За какую именно, лучше всего дает понять формулировка, употребленная одним из них: «Российская империя германской нации» (с. 189) «Это только кажется, будто мы сражаемся против славян. В сущности, мы защищаемся не от них, а от нашей зависимости от заморских источников сырья» (с. 74-75).

Нет, они не собираются уничтожать славян, эти всадники, они понимают, что не смогут без русских управлять Россией. Не совсем ясно, правда, какая роль отводится русским. Всадник ведь тоже не может без лошади. Точно лишь одно: руководящая роль в «Империи германской нации», безусловно, должна принадлежать немцам, а за образец решения национального вопроса выдается Австро-Венгерская монархия, в которой в 1907 году родился автор книги.

Нет, наши всадники вовсе не видят в славянах «недочеловеков», они возмущаются этим бессмысленным термином и признают, что «в этих русских больше германской, варяжской крови, чем во многих из нас» (с. 117). Хорошие, в общем, люди русские, но им нужна палка: «Террор царей не был им навязан, а был вызван тем, что есть гибкого и податливого в русской душе» (с. 174). Неподатливыми, однако, оказались русские в Великую Отечественную войну. А ведь им «добра хотели», хотели, чтобы Россия опять обрела свой европейский облик, после того как в октябре 1917 года она обернулась к Западу «своею азиатской рожей» (с. 82).

Впрочем, где кончается Европа и начинается Азия? Рассуждения на эту тему, несомненно, принадлежат самому Лохаузену. По его мнению, Урал – чисто искусственная, придуманная географами граница (с. 81), и вообще в школе учат ерунде. Нет никакого «пятого континента», Европа – всего лишь субконтинент (с. 127) единого пространства от Атлантического до Тихого океана (с. 43). Пруссию, как и Россию, тоже считали «азиатской державой» и не без оснований: «Восток» начинается уже на Эльбе (с. 84), а для Меттерниха восточное предместье Вены это была уже Азия (с. 84-85).

Оценка Лохаузеном географических границ Европы совпадает с оценкой Ж. Тириара. Общим для них является и мнение, что государства, площадью порядка 500 тыс. кв. км, уже не могут претендовать на роль великих держав – для этого нужно иметь 9-10 млн. кв. км. Иначе страна превратится в провинцию – сначала территориально, затем политически, а потом и духовно (с. 34). Те, кто сегодня в России доказывает обратное, работают против России.

Находим мы в книге Лохаузена также отзвук идей Гердера и Достоевского, когда речь идет о миссии народа. «Народ живет лишь до тех пор, пока он понимает самого себя как подобие Высшего, как сосуд или потомство Божества, как нечто несовершенное, в котором особым и неповторимым способом хочет воплотиться Совершенное. И лишь до тех пор и ни на один момент дольше он имеет и делает историю. Если он после этого еще какое-то время существует в виде просто населения, историю за него делают другие» (с. 115).

Продолжающиеся у нас до сих пор споры о том, что есть народ и что есть нация, обогащены в книге красочным сравнением: «Народы сидят в зрительном зале истории, нации играют на сцене. Если народ становится нацией, он покидает зрительный зал и требует себе роль. У народов – прошлое, у наций – будущее. Нации возникают, когда народ проникается верой в свою избранность. Только осознание своей миссии делает из народов нации. Нации знают, чего они хотят, а народы – только чего они не хотят». «Народы удовлетворяются тем, чем они являются. Нации – это процесс» (с. 165).

Однако миссия далеко не каждой нации благотворна для человечества. Негативным примером служат американцы. Не приходится ждать пощады от народа, представления которого о самом себе в столь большой степени определяются Ветхим Заветом. Истребление индейцев было бы невозможным без Ветхого Завета с его божественной санкцией на резню амалекитян, моавитян, ханаанеев и других без различия пола и возраста (с. 71, 91).

Завоевание Америки названо в книге самой черной страницей в истории белой расы (с. 89). Однако попытку немцев завоевать Россию автор и не думает осуждать, а наоборот, стремится изобразить ее в розовом свете неких «идеалистических побуждений».

«Меньше других именно русские и немцы были предназначены для того, чтобы вести войну друг с другом», – утверждает Лохаузен (с. 175). Хорошо сказано. Тем не менее в этом веке воевали уже дважды. Не должны были, а воевали. И пока обе стороны не разберутся, почему, не будет того взаимопонимания между нашими народами, с которым многие связывают большие надежды на будущее.



 
 

Исторический журнал Наследие предков

Полезные ссылки

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100