Посетитель, не знающий античной истории, сочтёт выставку «Сокровища Трои», открытую в Пушкинском музее, крайне бедной, непонятной и скучной. Ведь всё вместе взятое «золото Шлимана», состоящее из нескольких комплектов женских украшений, разрозненных столовых приборов, каменных топориков и двух-трёх безымянных фигурок, по своему материальному весу не сравнится с богатствами некоторых современных кинозвезд, не говоря уже о крупных коллекциях ценителей древностей. Так в чём же тогда загадка привлекательности шлимановского «клада Приама»? Почему любителю-археологу в России сначала не разрешали приступать к раскопкам античных городов (Александр III : «Пусть едет. Повешу без суда»), а когда коллекция Шлимана, хранившаяся в Берлине, попала в руки Красной армии, Сталин распорядился беречь её подальше от глаз людских «в режиме особой секретности».
Всё дело в том, что древности, получившие название «золото Шлимана», извлечены из под земли в том месте, где некогда стояли стены легендарного Илиона, воспетого Гомером в «Илиаде». Правда, как оказалось позже, золотые украшения и прочие находки из «клада Приама» , могли относиться к более ранним пластам древнего города (так называемой Трое-II, датируемой 2600-2450 гг. до н.э.). Но так или иначе они связаны именно с Троей, существование которой некоторые отъявленные скептики вообще отрицали до тех пор, пока Шлиман не доказал её существование с помощью археологических свидетельств.
На современные карты Троя была нанесена сравнительно недавно, только в 20 веке. Она находится недалеко от Западного побережья Малой Азии на государственной территории нынешней Турции и в атласах помечена сокращением «разв.» (развалины). От Трои рукой подать до пролива Дарданеллы, ведь она когда-то стояла на самом берегу у входа в единственный водный канал, соединяющий Эгейское и Мраморное море, а шире — Средиземное и Чёрное. Некогда её значение было сопоставимо с Константинополем-Царьградом, ибо через проливы проходили важнейшие морские пути. Рядом и другие знаменитые места. Само Мраморное море некоторые историки считают производным от Тритонского озера, которое до Всемирного потопа не имело проливов и где после потопа затонула легендарная Атлантида (См. А.Барашков. Гибель Атлантиды.- «Наука и религия», 1991, №9 -12). Недалеко расположен остров Лесбос, где прославились Сапфо и Алкей, бывали Аристотель и Эпикур.
Но ещё более интересно то, что в знаменитом памятнике испанской литературы XIII века «Младшей Эдде» Троя (Асгард) упоминается как родина древне-скандинавского Одина (в нем. традиции - Бодана), главы языческого пантеона богов — «асов». «Вблизи середины земли, — пишет его автор Снорри Стурлулон, был построен град, снискавший величайшую славу. Он назывался тогда Троя, а теперь страна Турков. Этот град был много больше, чем другие, и построен со всем искусством и пышностью, которые были тогда доступны». Один, который «славился своею мудростью и всеми совершенствами», был из рода троянских конунгов, правителей Трои. Ему было пророчество и он, взяв с собой множество вооруженных людей и их жен, оставил «страну Турков» и отправился в северные земли, что зовутся «страной Саксов». «Там Один остался надолго, подчинив себе всю страну» (с. 13). Потомки Одина — «асы», противопоставленные в эпосе «ванам», завоевали и другие соседние земли: в Норвегии, Швеции, Дании, в «стране Франков», где учредили законы, «какие прежде были в Трое» («Младшая Эдда», М.1994,стр.12-15).
Выходит, что основателями династий в нордических странах были «азиаты». Только откуда они сами пришли в Азию: может быть, из Китая или из Индии? Вряд ли. Ученые утверждают, что археологическая нить связывает «асов» с раскопками в Северном Причерноморье. В районе Приазовья находится загадочная Каменная могила. Под её плитами, как считают современные археологи, скрывается пещера и 61 грот. На потолках имеются древние изображения и надписи, а в специальных хранилищах — лежат 150 каменных табличек с нерасшифрованным письмом. Оно предшестовавало шумерскому (III тыс. до нашей эры) и сходно с надписями святилищ Чатал-Гююка VII-VI тыс. до н.э. (в современной Турции). Не была ли Каменнная могила одним из сакральных центров предков троянцев? Исследователь сокровищ Шлимана Л.Акимова по этому поводу пишет: «Древним местом их обитания, там, где был создан миф о Троянской войне, была не Троя, а та северная территория, куда восходят корни троянских сказаний. Она простиралась от Кавказа, где был наказан Прометей, и о.Левки в Понте (Чёрное море), где обитали по смерти души Ахилла, Патрокла, Елены, а также Таврии (Крыма), где Артемида унесла Ифигенею, до восточных границ мифической Гиперборейской страны — места зачатия Аполлона и Артемиды их матерью Лето» (Л.Акимова. Троя и Шлиман, М.ГМИИ им. А.С.Пушикина, 1996, с.9). Но мать двух полярных близнецов — это аналог древнеславянской Лады. Круг замыкается. Малоазийская Троя оказывается местом встречи предков германцев, славян и греков.
Вот почему основатель коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина И.В.Цветаев начинал свои лекции с упоминания открытия Шлимана. Вот почему немцы так любят Трою и именно Берлин стал прибежищем для «незаконных» сокровищ археолога-любителя. Вот почему золото попало в СССР в разряд «сов. секретных» архивов.
Наконец, ещё несколько слов о самом виновнике выставки. Известно, что немец по происхождению Генрих Шлиман 18 лет прожил в России, где его звали Андрей Аристович. Будучи полиглотом, он не только сумел достаточно совершенно овладеть русским языком, но и обрёл здесь свою первую жену Екатерину Петровну Лыжину, родившую ему троих детей. Несмотря на крупный капитал, нажитый на Русско-Турецкой войне, и высокий титул «почётного гражданина Петербурга», Шлиман не смог реализовать свою мечту о раскопках Трои. Жена не пожелала ехать за мужем в дальние странствия, а Шлиману не дали развода. Так немец, оставивший законную семью, оказался в США, откуда он начал свои археологические путешестия вместе с молодой гречанкой Софией. Это она изображена на известной фотографии «в уборе Елены», состоящем из большой диадемы, бус и сережек. Однако в России не забыли Шлимана. За результатами его раскопкок следили наши ученые и любители древностей. В архивах ГМИИ недавно обнаружили неизданный русский перевод книги Г.Шлимана «Итака, Пелопонесс и Троя», сделанный в 1894 году А.Дывыдовым. Тому, что этот труд до сих пор не издан, удивляться не следует. Ведь даже такой выдающийся античник как А.Ф. Лосев у нас только недавно получил зелёный свет на публикацию своих фундаментальных трудов. Что же говорить тогда о Шлимане, нарушившем законы Российской Империи о семье и браке?
В эпоху «золотого века русского дворянства» Гомера почитали в России как столпа восточно-европейской культуры. «Илиада» и «Одиссея» изучались в гимназиях наряду с Законом Божьим. Любой студент Российской Империи знал, кто такие ахейцы, почему была похищена Елена, какие боги защищали Ахилла. Кто теперь помнит по-гречески наизусть первые строки гомеровского эпоса: «Гнев, богиня воспой...»? Потомки красных-варваров, переплавлявших оклады икон из золота и серебра «в помощь голодающим» не желают знать истории о каких-то там Троянских конях и Данайских дарах. Но всё ещё есть странные люди, которые, подобно алхимикам, умеют даже из ртути производить чистое золото, «золото особой секретности».
|