JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
XI. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ РЕАЛИЙ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ. НАСТУПЛЕНИЕ НА ДЕРЕВНЮ
Переход к нэпу, как для всей страны, так и особенно для деревни не только обеспечивал восстановление основных отраслей народного хозяйства, но и намечал перспективы поступательного развития. В рамках существовавшего мелкого крестьянского производства центральным вопросом в эти годы продолжает оставаться вопрос заинтересованности хлеборобов в конечном результате своего труда. Крайне важной для земледельцев была возможность распоряжаться произведенным ими продуктом по своему усмотрению, в сочетание с разумным регулированием рыночных отношений со стороны государства. В силу этого проблема хлебозаготовок как и прежде являлась барометром отношений между деревней и властью. К тому же власти не забывали и об экспорте. Конечно, трудности с экспортными поставками хлеба возникали у государства и раньше (как только в 1923 г. экспорт был возобновлен), но они носили, в большей степени, локальный характер. До 1927 г. большинство советских руководителей объясняли задержку реализации зерна со стороны крестьян общеэкономическими и конъюнктурными причинами. Лишь с 1927/28 г. аналогичное поведение основной массы производителей хлеба было квалифицировано партийными функционерами как контрреволюционное и спровоцированное кулачеством.1
Смена в декабре 1925 г. руководства ЦСУ способствовала тому, что управление стало предоставлять сведения угодные Сталину и его окружению. Это, по словам В.П. Данилова, сыграло не малую роль в деревенской трагедии.2
Санкционированные свыше цифровые манипуляции привели к переоценке производства зерна по стране в среднем на 10-20%, что автоматически взвинчивало масштабы государственных хлебозаготовок, обеспечивая хлебом и растущие города, и экспорт. Следствием этого стали многоразовые корректировки хлебозаготовительных планов в сторону их увеличения. В рассматриваемый период в Московской губернии одновременно существовало 4 варианта годового среза и 3 квартальных варианта хлебозаготовительного плана.3 Тульская губерния представила 3 варианта плана. По первому, баланс сводился к дефициту в 1000 тонн. Во втором, речь шла уже о товарном излишке в 231 тонну. В третьем, размер излишков исчислялся в 10000 тонн.4 Плановая чехарда способствовало сбоям в снабжении городов продовольствием, возникшим весной 1927 г. В Московской, Владимирской, Рязанской, Псковской и некоторых других губерниях повысились цены на мясо и картофель, было значительно урезано снабжение рыбой.5 Очереди за продуктами стали приметой времени.
Для улучшения положения на столичном хлебном рынке был предпринят ряд дополнительных мер, например, ввоз муки из других регионов, что позволило создать необходимый хлебный резерв. Кроме того, предлагалось произвести тщательный учет бедноты, батрачества и колхозников, и обеспечивать их продовольствием в первую очередь.6 Несмотря на предпринятые правительством шаги ржаная мука по сравнению с предыдущим годом подорожала с 1 руб.40 коп. до 1 руб. 80 коп. за кг.7 Крестьяне, не желая сдавать хлеб государству по мизерным ценам, и не имея возможности приобрести необходимые им промышленные товары, старались придержать зерно до более высоких весенних цен или реализовать его через частника. В некоторых индивидуальных хозяйствах в случае крайней необходимости продавали скот, оставляя хлеб.
Фактически речь шла об установлении неблагоприятного для деревни соотношения цен на промышленные и сельскохозяйственные товары: цены на промышленные товары постоянно росли, а на сельскохозяйственную продукцию занижались. Неэквивалентный обмен между городом и деревней на деле превратился из чрезвычайной меры в правило. Помимо обычных налогов для деревни был установлен еще и «сверхналог», «нечто вроде дани», как выразился Сталин. По первоначальному расчету такое положение должно было сохраниться в течение нескольких лет. Большевистское руководство решило хлеб у крестьян взять любой ценой, убедив в необходимости такого шага не только рядовых коммунистов, но и партийно-государственные верхи. Протестовавший против такого подхода Н.И. Бухарин дал иную, чрезвычайно резкую характеристику подобной политике, назвав ее «военно-феодальной эксплуатацией крестьянства».8 Его точка зрения была поддержана и рядом других видных политических деятелей, резко критиковавших сталинскую «революцию сверху»: А.И. Рыковым (председатель Совнаркома), М.П. Томским (председатель ВЦСПС и кандидат в члены Политбюро), Н.А. Углановым (секретарь ЦК и МК партии) и их сторонниками. Н.И. Бухарин делал акцент на хозяйственно-экономические ошибки и просчеты самого партийного руководства. Отсюда и предлагавшаяся им альтернатива, направленная на «совершенствование работы партии и государства, на осуществление индустриализации страны и кооперирования сельского хозяйства в меру созревания объективных и субъективных условий, при сохранении и совершенствовании экономического механизма, складывающегося в годы нэпа».9 Старый большевик С.И. Сырцов в своем письме к И.В. Сталину предупреждал вождя и его окружение: «Я не хотел бы быть пророком, но хорошо знаю деревню, как потому, что вырос в ней, так и по письмам, какие в последнее время получаю... Мне кажется, что мы слишком круто поворачиваем».10 Даже далекие от экономических премудростей селяне, осознавали пагубность проводимой государством политики. Газета «Московская деревня» в декабре 1927 г. опубликовала одно из типичных крестьянских писем следующего содержания: «Сейчас урожай удовлетворительный, а хлеба нет. Даже удивительно, куда он девается... Вероятно, все потому, что промысловые товары вздорожали в 3-4 раза, а на хлеб удвоенная цена. Значит, производители хлеба его не продают государству. Тут не смычка, а трещина в союзе рабочих и крестьян».11 Им вторили жители Тамбовской губернии заявляя, что «мы не против того, что хлеб стоит 70 коп. за пуд, корова 40 руб., лошадь 100 руб., но пусть и ситец будет 25 коп. метр. сапоги 7 руб. и колеса не 24 руб. стан, а 10 руб.»12
Возникшие проблемы внутри страны призвана была закамуфлировать широкая идеологическая компания, главным аргументом которой стала внешняя опасность, прямая угроза войны. В 1927 г. этот аргумент «был использован сверх всякой меры, с явным перехлестом, и, конечно, для доказательства не только необходимости применения «чрезвычайных мер» при проведении хлебозаготовок, но и в гораздо большей мере необходимости сосредоточения власти в сталинских руках, уничтожения любой оппозиции».13
Газеты того времени пестрят статьями, нагнетающими военный психоз.14 Ухудшение отношений с Англией в 1926-1929 гг. и с Китаем в 1927-1929 гг. отнюдь не требовали всеобщей мобилизации сил внутри страны и начавшихся репрессий, обрушившихся в первую очередь на деревню. Оказанное частью высшего партийного руководства (Н.И. Бухариным, А.И. Рыковым) сопротивление военной истерии, а также активное недовольство на местах заставило Сталина временно «отыграть назад», пытаясь несколько успокоить советских граждан и тем самым ослабить разразившуюся панику. Однако факты свидетельствуют, что население в целом продолжало верить в военную угрозу, в связи с чем, активно делало продовольственные запасы. Как выразился один из участников XVIII Тверской губернской конференции, «военная опасность въезжает нам в слишком большую копеечку, вся проблема в этом».15 Пресса Московской губернии тех лет писала: «Разговоры о войне создали в деревне нервное и тревожное настроение. Слухи о возможности войны проникают во все темные уголки и служат предметом разных сплетен. Темное крестьянство уже начинает запасаться продовольствием на всякий случай, боясь повторения голода, и даже придерживают серебряные монеты в карманах».16 В столицу с мест шли многочисленные сообщения о чрезвычайном усилении спроса на товары среди сельских жителей. Ярославские и ивано-вознесенские хлеборобы активно скупали соль, мыло, продукты. Орловские крестьяне, в связи с циркулирующими слухами о скорой войне, в течение одной недели раскупили цистерну керосина и один вагон соли. В Рязанской губернии в кооперативных магазинах, в качестве вынужденной меры ввели ограничение на продажу соли до 10 фунтов в одни руки.17 Искусственное углубление трудностей все больше отодвигало власть от взвешенного подхода в решение острейших проблем, заменяя его применением очередных репрессивных мер.
Хлебозаготовительный кризис начался в октябре 1927 г. Резкое снижение темпов хлебозаготовок, политика цен, налоговые платежи крестьянства вновь стали предметом ожесточенных дебатов в правительственных кругах. На октябрьском Пленуме ЦК и ЦКК 1927 г. была высказана мысль о плановом влиянии на экономику деревни.18 Экономист — эмигрант первой волны А. Югов пришел к заключению, что в политике коммунистической власти боролись две тенденции: одна из них требовала в интересах всего народного хозяйства содействовать подъему крестьянского хозяйства, другая страшилась, что ставший экономически на ноги зажиточный крестьянин утопит в частновладельческом море социалистическую промышленность.19 Ряд современных историков, развивая данную точку зрения полагают, что кампания в политике хлебных цен отражала борьбу в высшем партийно-государственном руководстве.20 Однако практически до конца 1927 г. действия партийных чиновников в области хлебозаготовок продолжали носить подготовительный, достаточно скрытный характер, что подтверждают многочисленные циркуляры, требующие обеспечить в прессе постановку такой информации, которая «не акцентировала бы излишнего внимания на переживаемых затруднениях».21
Ситуация изменилась после XV съезда ВКП (б). Ускоренное развитие промышленности, потребности в сырье и средствах приводили к замене экономических методов управления народным хозяйством страны на административно-волевые. Начало 1928 г. было ознаменовано резким поворотом в аграрной политике. С новой силой заявил о себе хлебозаготовительный кризис. Сталин считал, что основная причина кризиса — это усиление классовой борьбы и как ее следствие — открытый саботаж со стороны зажиточных слоев деревни. Средство для ликвидации хлебного дефицита он видел в замене индивидуального сдатчика коллективным, в необходимости «покрыть все районы страны без исключения колхозами».22 Историками выделяются два этапа чрезвычайных мер: январь — март 1928 г. и апрель — июнь 1928 г. В основу такой периодизации положен размах хлебозаготовительной кампании и степень давления на крестьянство. Если на первом этапе деревня не была еще полностью экономически подорвана, то в апреле — июне 1928 г. из нее изымался уже нетоварный хлеб, необходимый для нужд крестьянской семьи. Из Московской губернии (в апреле 1928 г.) в буквальном смысле слова было выжато 225,5 тыс. тонн, что все равно составило лишь 29,3 % от намеченного плана. Майский план этих заготовок был выполнен только на 34,5 % (203,5 тыс. тонн).23 В Орловской губернии план заготовок был выполнен всего на 25%.24 Одно из объяснений недовыполнения плана хлебозаготовок дал на апрельском 1929 г. Пленуме ЦК ВКП (б) сторонник Н.И. Бухарина Н.А. Угланов: «В основном нам приходится иметь дело с середняком. У кулака при всем нажиме мы смогли взять 10-15 млн. пудов, а надо 100 с лишним».25 Даже СНК РСФСР в секретном постановлении констатировал, что хлебозаготовительные планы, с одной стороны, являются «напряженными для исполнения», а с другой, «не покрывают минимальные нужды потребляющих губерний РСФСР».26 Сложившаяся ситуация требовала незамедлительного решения. Нужно было либо идти навстречу требованиям крестьянства (повышать хлебозаготовительные цены, снижать темпы хлебозаготовок, ограничивать экспорт), либо вступать в конфронтацию с большей частью населения страны. Председатель СНК СССР А.И. Рыков предлагал решать возникшую проблему не экономическими мерами, а с помощью массовой политической кампании в деревне и усиления взыскания платежей с сельских жителей.27 Тождественное мнение высказывал и народный комиссар финансов РСФСР Н. Милютин, который заявлял, что только экономическими мерами «нельзя рассосать создавшиеся затруднения» и необходимо незамедлительно принять административные меры».28 Фактически была признана невозможность изъятия хлеба у крестьян на добровольных началах.
Постепенно волна насилия стала приобретать массовый характер. Власти решили прибегнуть к экстренным мерам, апробированным еще в период «военного коммунизма». Когда всевозможные обещания и уговоры хлебозаготовителей не помогали, крестьянам начинали угрожать: «Вы не думайте, что Советская власть будет с вами церемониться, не сдадите добровольно, так 20-й год вернется, заберем хлеб и ничего не заплатим».29 Вновь стали осуществляться обыски, изымалось зерно (даже посевное). Из Рязанской губернии селяне так писали об этом в Москву родным: «Тут отбирают хлеб и так отбирают — предпишут сколько привезти пудов, а если не привезешь, то сажают и отбирают пшеницу, но вы наверное ничего не знаете, я читал в газете, где пишут, что крестьяне будто хлеб везут добровольно, но вот тут-то такая лавочка, так что крестьянам жизнь ни к черту».30 Имущество селян описывалось, продавалось с торгов. В Тульской, Рязанской и Владимирской губерниях к крестьянским хозяйствам, не продавшим в срок хлебофураж стали применять такие меры воздействия, как прекращение отпуска товаров, исключение из членов кооператива, занесение на черную доску, общественно-экономический бойкот.31 В Самарской губернии милиция и советы производили облавы на базарах, выставляя заградительные отряды для задержки хлеба, отбирая его и ссыпая по твердым ценам; «кое-где начинал практиковаться метод вызовов кулаков с попыткой заставить их сдать хлеб. Крестьяне, даже бедняки и середняки, стали принимать меры к тому, чтобы спрятать куда-нибудь подальше свой хлеб».32
Держателей хлеба все время преследовал страх судебных разбирательств. Резолюция о ходе хлебозаготовок Тверского губернского комитета призывала судебно-следственные органы принять активное участие при разборе дел, связанных с хлебозаготовками и в своих решениях не смазывать классовую линию.33 От прокуратуры Московской губернии партийное руководство потребовало «ускорить проведение судебных процессов по отношению к кулацко-капиталистической части деревни, активно противодействующей хлебозаготовительной кампании, проводя судебные процессы, какполитические с широким освещением их в печати».34 Еще до знаменитой Сталинской поездки по Сибири была поставлена задача борьбы с кулаком, как держателем хлеба.35 С января 1928 г. статья 107 УК РСФСР стала применяться к «держателям хлеба», т.е. к тем крестьянам — производителям, кто отказывался сдавать хлеб по мизерным ценам. Тем самым государство первым нарушило закон, недопустимо расширив его применение. За четыре месяца с начала 1928 г. во Владимирской губернии было привлечено к ответственности 72 человека, в Ярославской губернии — 10 человек, в Ивано-Вознесенской — 17 человек, в Орловской губернии — 168 человек.36
В апреле 1928 г. состоялся объединенный Пленум ЦК и ЦКК ВКП (б). Он констатировал, что «по мере ликвидации затруднений в хлебозаготовках должна отпасть та часть мероприятий, которая имела экстраординарный характер».37 Но, получив в свое распоряжение практически весь реализуемый единоличниками хлеб, большевики стали стремиться к монополии на его производство. Тем самым нарушались элементарные права собственника и, прежде всего, право производителя распоряжаться произведенным им продуктом по своему усмотрению.
В июле 1928 г. партия под мощным давлением крестьянства временно отменила чрезвычайные меры. Сознательно бездействуя, не устраняя последствий «чрезвычайщины», власть лишь ожидала удобного момента для нового наступления на деревню. И такой момент настал. Вторая волна чрезвычайных мер, начавшаяся в августе, оказалась более масштабной, хотя экономическая эффективность ее мероприятий была крайне низкой. Несмотря на сверхдавление командно-административной системы, в этот период смогли заготовить гораздо меньше хлеба, чем на первом этапе. В частности, Тульская губерния выполнила план по хлебозаготовкам лишь на 73,6%.38 В Пензенской губернии хлебозаготовки преодолели барьер лишь в 9%, в Орловской и Тамбовской губерниях — 17%.39
В промышленности и торговле продолжали сужаться возможности рыночной и предпринимательской деятельности, все большее значение приобретал государственный сектор. Падение объемов хлебозаготовок было обусловлено недостаточным снабжение селян промтоварами. Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «О хлебозаготовках» от 24 декабря 1927 г. требовало увязать отпуск промтоваров крестьянам со сдачей хлеба в данном районе.40 Фактически дефицитные товары распределялись только среди кооперированного населения, вынуждая некооперированное крестьянство воздерживаться от реализации продуктов, так как на вырученные деньги хлеборобы не могли сделать необходимые закупки.41 Деревня вынуждена была начать продавать часть запасов предыдущих лет, что привело к их сокращению более чем вдвое.
Проводниками решений правящей партии в деревне стали комсоды (комитеты содействия хлебозаготовкам), которые были порой более жесткими к односельчанам, чем государственные чиновники, в том числе из меркантильного интереса, т.к. по закону 10% изъятого хлеба отходила им и той части деревенской бедноты, которая с ними сотрудничала. Тем не менее, кризис 1928 г. показал, что власть ошиблась, делая ставку на обострение классовых противоречий среди хлеборобов. Осуществление чрезвычайных мер вызвало недовольство всех слоев, затронув их интересы, ибо грань между бедняком, середняком, и зажиточным крестьянином была слишком условной. Удар по одной из групп рикошетом бил и по другим. Сводка информационного отдела ЦК ВКП (б) о ходе хлебозаготовок за январь-март 1928 г. свидетельствует: «Факты, характеризующие активное участие бедноты в выявлении излишков у кулаков, приводятся крайне редко».42 Составители этого документа отмечали отдельные случаи поддержки беднотой чрезвычайных мер, как правило, в те месяцы, когда деревне угрожал голод. Однако ее основная масса не принимала участия в выявлении излишков у кулаков. Для понимания социального поведения крестьян следует учесть феномен общинной психологии: ведь еще в 1927 г. 95% земли находилось в пользовании общины, что способствовало сохранению чувства солидарности у хлеборобов.43
Однако директивы, идущие из центра, настаивали на дальнейшем «закручивания гаек», способствуя расколу деревенского мира. От заготовителей требовалось не ослаблять нажим «вплоть до полного выполнения плана». Нарком торговли РСФСР Г.В. Чухрита так охарактеризовал проводников хлебной политики партии в деревне: «Жесткое административное регулирование из центра всех заготовителей способствует бюрократическому их перерождению, превращению в чиновников, лишенных всякой целесообразной хозяйственной инициативы».44 Многочисленные подтверждения этому приходили с мест. Так ряд подмосковных комсодов давали задания наобум, по плану спущенному сверху. Как рассказывали сами крестьяне, «порой налагают задание по 150 пудов овса, когда овес в наших хозяйствах вообще не сеялся».45 Среди исполнителей приказов было немало тех, кто внутренне был расположен к командно-репрессивным действиям. Но были и действовавшие «из боязни», в надежде избежать обвинений в халатности и сочувствии кулаку, тем более что партийные директивы недвусмысленна разъясняли: «Установить личную ответственность руководителей партийных, советских и кооперативных организаций за выполнение возложенных на них заданий по заготовкам, немедля отстраняя тех из них, которые не проявят способностей и умения добиться успеха хлебозаготовок».46 Периодические «чистки партии» растили новое поколение функционеров, способных слепо проводить в жизнь волю руководства. Наступала, по выражению А.Г. Авторханова, эра господства партийного аппарата.47
Летом 1929 г. был вновь изменен порядок хлебозаготовок. Государство узаконило установление плановых заданий по селам и отдельным дворам, что означало отказ от рыночных связей с деревней. Одновременно была зафиксирована обязательность сдачи товарного хлеба, который принадлежал зажиточным слоям крестьянства. В Белгородском уезде наблюдались случаи разверстки подлежащего вывозу хлеба по дворам, с указанием количества, которое обязан ссыпать каждый двор.48 В Московской, Тверской и Тульской губерниях раскладка заданий по дворам вызвала негодование сельского населения и массовую волну разговоров о возвращении продразверстки.49 Из Владимирской губернии в газету «Правда» шли письма единоличников, в которых они рассказывали о последствиях поворота в аграрной политике партии: «Большая и страшная голодовка, нет ни хлеба, нет ни пшена, нет ни овса совершенно ни за какую цену».50 Призрак голода, впервые после 1921 г., реально появился перед советской деревней. Информотдел ОГПУ в своей докладной записке от 1 июня 1929 г. сообщал о массовых случаях употребления в пищу крестьянами суррогатов, мякины, дуранды, фасолевой муки и т.п. В Даниловском уезде Ярославской области были зарегистрированы 10 случаев заболевания от голода. В Некрасовской волости Калужской губернии 10% населения нуждались в хлебе. В Псковском округе были отмечены 5 случаев смерти от голода.51
Руководство страны, «разыгрывая хлебную карту», сознательно отказывалось от использования достижений новой экономической политики. Опасаясь потерять контроль над деревней, большевики целенаправленно стали осуществлять политику отчуждения крестьян от собственности, от результатов труда, от средств производства. Поражение «правых» на апрельском (1929 г.) пленуме ЦК и ЦКК во многом определило тот радикальный поворот, который произошел в аграрной политике. Таким образом, наметившаяся коллективизация обуславливалась не хозяйственной необходимостью, а являлась следствием «чрезвычайных» хлебозаготовок. Ликвидируя экстренно правовые нормы нэповского времени, Сталин и его окружение шли от перманентного применения чрезвычайных методов управления экономикой к созданию системы постоянно действующих хозяйственно-политических органов чрезвычайного управления.52
Ко второй половине 20-х г. для правящей элиты стало абсолютно очевидно, что осуществить курс на индустриализацию, не отказываясь от нэпа в принципе невозможно. Деревня, в создавшейся ситуации, не давала необходимых для реорганизации промышленного производства средств. Но она оставалась основных их источником. Следовало по мнению руководства лишь более умело добывать ресурсы из аграрного сектора. С этой целью власть предпринимает конкретные шаги по реформированию налоговой системы, максимально наращивая размеры прямого и косвенного обложения деревни. Проект, предложенный в 1927 г. Наркомфином, требовал учитывать доходы как от основных отраслей сельскохозяйственного производства (полеводство, животноводство, луговодство), так и от второстепенных (садоводство, огородничество).53 Теперь налог начислялся не с размера объекта: пашни, посева, луга, а с учета совокупного дохода от всех источников. В этот совокупный доход входил, как составная часть, налог на неземледельческие заработки, в размере 100%. В Центральном промышленном районе он составил 5,2% к общему доходу села.54 По утверждению руководства Тульской и Рязанской губерний каждый второй двор вынужден был искать побочный заработок вне пределов своего хозяйства, а следовательно неземледельческие доходы такого двора были весьма значительными (неземледельческие заработки были включены в облагаемый доход, который возрос по сравнению с предшествующим годом на 75%, а общая сумма налога увеличилась на половину и достигла 480000 руб.)55 Однако сами крестьяне придерживались иной точки зрения. Жители Богородского уезда Московской губернии считали, что «процент изъятия у кустарей и отходников слишком велик, и в будущем его нужно уменьшить, иначе кустари совсем разоряться и тогда вся тяжесть сельхозналога ляжет на бедняка и середняка. К тому же ведет и дообложение нетрудовых доходов».56В 1927 г. было принято решение о введении прогрессивного налогообложения.57 В маломощных хозяйствах сельхозналог устанавливался в 2% от исчисляемого дохода, в обеспеченных хозяйствах не более 14-16%.58 Постепенно повышаясь, процент изъятия налогом в зажиточных хозяйствах доходил до 25%.59 В Московской губернии в этот период средние хозяйства платили налога 10 руб. 4 коп., хозяйства выше среднего — 15 руб. 30 коп., а крупные 34 руб. 11 коп. Ставки налога для верхних групп все время повышались, достигая восьмикратного разрыва по сравнению с низшей группой, с которой начиналось обложение.60 «Правительство скверно делает, что сельскохозяйственным налогом не дает развиваться крестьянскому хозяйству, — делали вывод хлеборобы Смоленской губернии, — чуть хозяйство поднимется, его сейчас же начинают прижимать налогом».61
Экономическое наступление на верхние слои деревни было продолжено Постановлением ЦИК и СНК СССР от 21 апреля 1928 г., по которому в целях усиления обложения кулацких хозяйств было введено индивидуальное обложение с максимальной ставкой изъятия сельхозналогом из доходов в 30 %. В Тульской губернии к индивидуальному обложению было привлечено 3% или 7.766 хозяйств, в Московской губернии повышенное индивидуальное обложение должно было коснуться 2-3% высокодоходных крестьянских хозяйств.62 В резолюции по налоговой линии Тверской окружком ВКП (б) требовал довести индивидуальное налогообложение до 3 % несмотря ни на что.63 В Постановлении Президиума Облисполкома от 26 июня 1929 г. приводился перечень признаков хозяйств подлежащих обложению сельскохозяйственным налогом в индивидуальном порядке. К таким хозяйствам в изучаемых губерниях относились дворьь, занимающиеся торговлей, скупкой и перепродажей (кроме молока и овощей, не свыше 1000 руб. в год); занимающиеся ростовщичеством; применяющие наемный труд свыше 100 «человекодней» в год (в огородничестве, ягодном садоводстве — свыше 200 «человекодней»; плодово-декоративном садоводстве — 150 «человекодней»; кустарно — промысловые хозяйства — 300 «человекодней»); имеющие ветряную или водяную мельницу, маслобойню, плодовую или овощную сушку; сдающие в наем постоянно или на сезон обособленные помещения или имеющие необлагаемый и облагаемый доход не ниже 550 руб. (в Московской и Тульской губерниях) и 500 руб. в Тверской губернии. Хозяйства, имеющие доход ниже этого предела к индивидуальному обложению не привлекались.64 Поскольку индивидуальное обложение носило не только экономический, но и политический характер, местные власти стремились расширить круг хозяйств, облагаемых в индивидуальном порядке. Поэтому уже в ноябре 1929 г. Президиум Облисполкома потребовал от руководства губерний «провести работу по дообложению кулацких хозяйств в течение 7 дней, которые первоначально не были привлечены лишь потому, что сумма их дохода была ниже указанного предела».65
Обложение в индивидуальном порядке по фактическим доходам нанесло предпринимательским хозяйствам сильнейший удар. Для охвата индивидуальным обложением большинства предпринимательских хозяйств в деревне было расширено число признаков, при наличии которых хозяйство признавалось предпринимательским и подлежало обложению единым сельскохозяйственным налогом в индивидуальном порядке. Этому также способствовало, принятое в мае 1929 г. Постановление СНК СССР «О признаках кулацких хозяйств». В нем выделялось 5 признаков кулацких хозяйств, а именно: «систематическое применение наемного труда, наличие мельниц, маслобоен и других промышленных предприятий, систематическая сдача в наем помещений и сложного сельскохозяйственного инвентаря, наличие членов хозяйств, занимающихся торговлей, извлечение своих доходов за счет нетрудовых источников».66 Современные историки полагают, что к одному из пяти признаков можно было отнести чуть не каждый крестьянский двор.67 Но по сравнению с инструкцией НКФИНа, по которой в 1928 г. в кулаки могли зачислить за хорошую обработку земли, Постановление СНК СССР « О признаках кулацких хозяйств, в которых должен применяться Кодекс законов о труде», вносило определенную ясность в понятие — «кулацкое хозяйство». Гораздо хуже другое — по этому постановлению «краевым исполнительным комитетам представлялось право видоизменять указанные признаки применительно к местным условиям».68 Это означало, что местным органам власти представлялись неограниченные возможности в вопросе определения кулацкого хозяйства,» что, в конечном счете, чаще всего вело к произволу. Кроме того, местным органам разрешалось самостоятельно решать — какой доход на хозяйство считать кулацким. В постановлении подчеркивалось, что кулацким считается хозяйство с доходом не менее 300 р. на едока, но не более 1500 руб. на хозяйство. В 1927/28 году хозяйства, причисленные к кулацким уплатили 25,9% всей суммы сельскохозяйственного налога, а в — 1928/29 году — уже 48,7%. Из дохода кулацких хозяйств изымалось путем налогового обложения 22,3% средств. Некоторая часть кулацких хозяйств, не выдержав усиления налоговых тягот, ликвидировались или утратили свой предпринимательский характер.
В 1929/30 окладном году налоговая политика в деревне проводилась на основе норм постановлений ЦИК и СНК СССР от 8 февраля 1929 г. и от 20 февраля 1929 года «Положения о едином сельскохозяйственном налоге», которые внесли изменения в систему налогообложения крестьянских хозяйств в соответствии с рекомендациями, данными ноябрьским пленумом ЦК ВКП (б) 1928 г. В основном нововведения касались неизменяемости налоговых норм при сохранении действовавшей ранее системы обложения, обязательности учета числа едоков в хозяйстве, улучшения техники определения и взимания налога, его приспособления к особенностям жизни крестьян отдельных районов страны. Практическую работу по выявлению кулацких хозяйств закон возлагал на местные органы (сельсоветы и др.), решения которых утверждали районные и волостные налоговые комиссии (последние обязывались опрашивать плательщиков о размере их доходов, а в необходимых случаях сами производили обследование хозяйств). В общем порядке было обложено единым сельскохозяйственным налогом 69,2% крестьянских хозяйств, индивидуально — 1,8%. По необлагаемому минимуму, было освобождено от уплаты налога 26,6%, и 10,4% освобождались об уплаты налога за счет фонда скидок. Общая сумма поступлений по единому сельскохозяйственному налогу в бюджет страны была меньше, чем в предшествующем году. К обложению привлекался максимальный процент учтенного дохода. Повышенному обложению подлежали все доходы от предпринимательской деятельности крестьян: от промышленных предприятий с применением механических двигателей, от применения наемной рабочей силы, от применения сложных сельскохозяйственных машин.
Было усилено налоговое обложение доходов от тракторов, находившихся во владении зажиточных хозяйств. Государство, проводя мероприятия по изъятию тракторов у кулаков, одновременно усилило налогообложение той части тракторов, которые все еще находились в руках верхушки деревни — их в РСФСР на 1 октября 1928 г. было свыше 1000 единиц.69 Если трактор использовался для выполнения работ в хозяйстве самого крестьянина, то он облагался налогом по нормам, устанавливаемым губернскими и окружными исполкомами советов. Доход от использования тракторов вне личного хозяйства исчислялся районными (волостными) налоговыми комиссиями и облагался как доход от неземледельческих заработков — такой порядок был установлен на территории РСФСР.
Принцип прогрессивности обложения, формально сохранявшийся согласно закону о ЕСХН на 1929/30 г., на практике отсутствовал. Постановление от 22 марта 1929 г. устанавливало, что льготы, предусмотренные в «Положения о едином сельскохозяйственном налоге» на 1929/30 год, не предоставляются следующим видам кулацких хозяйств:
1) всем хозяйствам, платящим в 1929/30 окладном году единый сельскохозяйственный налог индивидуально;
2) сдающим в наем систематически сложные сельскохозяйственные машины с механическим двигателем
3) хозяйствам, арендующим пахотную землю в размерах, превышающих трудовую норму, а также арендующим промышленные сады и огороды и применяющие систематически наемный труд.70
Признаки кулацких хозяйств разрешалось уточнять СНК АССР, краевым, областным и губернским исполкомам. Введение законодателем такого порядка применения налоговых норм загромождало налоговое законодательство, усложняло его действие, способствовало допущению ошибок и злоупотреблений.71
Одновременно с осуществлением широкомасштабного давления на зажиточную верхушку деревни, большевистское руководство предприняло тактические шаги по освобождению 35% бедняцких хозяйств от налогового бремени, о чем заявила юбилейная сессия ВЦИК в октябре 1927 г. В Тульской губернии было освобождено от налога 33% малообеспеченных хозяйств, в Псковской и Владимирской губерниях — 35%.72 Бедняцкие хозяйства Центрального промышленного района уплачивали лишь 6,1% общей суммы налога.73 В 1928 г. был повышен необлагаемый минимум доходов, применявшийся при налоговом обложении бедняцко-маломощных крестьянских хозяйств. Государство предусматривало создание специального фонда, за счет которого освобождались бы от уплаты сельхозналога некоторые маломощные хозяйства, доход которых превышал необлагаемый минимум.74
Несовершенство системы налоговых льгот приводило к появлению в крестьянской среде иждивенческих настроений, уменьшало стимулы к более производительному труду, что в конечном итоге понижало стремление бедняцких хозяйств подняться до уровня середняцких. В среде беднейшего населения все еще господствовало восприятие нэпа как предательства прежних идеалов, переориентация власти на союз с зажиточными.75 Порой сами бедные крестьяне считали себя обиженными властью. Многие из них, вполне справедливо, указывали на существенную разницу между погорельцами и вдовами с одной стороны, и теми, кто пьянствует, намеренно забрасывает свое хозяйство, с другой. Селяне недоумевали: «Почему же помощь всем оказывают одинаковую?»76 Как пишет К.Б. Литвак, подробно изучавший жизнь крестьян 20-х годов, «лишь «маргинальные слои», да новые должностные лица из крестьян, «те кто предпочитал портфель плугу», только они в отличие от других бедных домохозяев имели гарантии неуплаты сельхозналога».77 Думается, что такая точка зрения несколько категорична. Вряд ли все 33% малообеспеченных хозяйств, освобожденных по закону от сельхозналога, в Московской, Тверской и Тульской губерниях относились к «маргинальным слоям» или должностным лицам. Кроме того, дифференциация крестьянства в целом и беднейшего, в частности, была весьма сложной и многогранной.
Увеличение разрыва между различными слоями крестьян делало и так достаточно неопределенное положение середняка еще более шатким. По официальной статистике середняцкие хозяйства в 1928-1929 гг. уплачивали в 10 раз меньше налога, чем кулацкие в расчете на одно хозяйство.78 Совершенно естественно, что большинство середняков, прежде всего, были озабочены тем, чтобы их случайно не зачислили в кулаки и не заставили платить налог в 10 раз больше, тем более, что четкого определения, кто же такой середняк не существовало. Тульские губернские власти руководствовались в своей работе следующей формулировкой: «середняк тот, кто работает в своем хозяйстве без наемного труда, для себя, имеет какой либо побочный,.кустарный промысел или что-нибудь в этом роде».79 Несомненно, такой расплывчатый критерий предоставлял партийным чиновникам широкие возможности при его трактовке. Крестьяне Московской губернии опасались, что «в процессе установления дохода особенно будет переобложено середняцкое население: примерно, середняцкое хозяйство платило налога в прошлом году 20-25 руб., в текущем же году будет платить 60-70 руб. и выше».80 В то время, когда бедноту освобождали от налога, у середняцко — зажиточной части деревни налоги росли. Это приводило к снижению товарности производства, дроблению хозяйств, о чем говорили на губернских съездах и сами селяне: «Положение сейчас таково, что в случае малейшего недорода или стихийного бедствия крестьянское хозяйство на длительный период выбивается из колеи. В прежние годы, когда были кое-какие сбережения, кое-какие переходящие запасы, эти недороды не ударяли так больно по основному капиталу крестьянского хозяйства».81 Натуральное, патриархальное хозяйство, отличавшееся крайней неустойчивостью, опустилось до нижнего предела выживания.
За три года (с 1927 г. по 1929 г.) суммы сбора сельскохозяйственного налога с середняцкой части деревни увеличились в Московской губернии в 1,4 раза, в Тверской, Владимирской и Рязанской губерниях в 1,3 раза. Количество же учтенных крестьянских хозяйств увеличилось незначительно (0,4%), что свидетельствовало об увеличении тяжести сельхозналога.82 По словам жителей Тульской губернии, «в деревне бывает так: не успела курица снестись, а крестьянин уже тащит это яйцо продавать, так как ему нужно купить соль и керосин».83 Руководство Московской губернии достаточно откровенно прокомментировало происходящее: «Если бедняк сделается культурным — он поднимет свое хозяйство и быстрее поймет необходимость бросить его и организоваться в коллектив. А если будут такие случаи, что из бедняка благодаря культурности вырастет крепкий середняк (почти кулак), то ему будет оказана честь наравне с прочим кулачьем».84 Очень часто налогообложение вынуждало середняка делать выбор: уплатить налог и перейти в разряд бедняков или радикально изменить жизнь: забросить свое хозяйство, уйти в город, на стройки. Тем не менее, государству крайне редко удавалось собрать полную сумму налоговых платежей с крестьян. Чаще всего налоговый сбор колебался в пределах 44,5% от годового задания.85
Единоличники, стремясь увернуться от налоговой наковальни, стали отдавать предпочтения отраслям, продукция которых могли быть быстро реализованы на сторону, например, огородничеству и садоводству. Но и здесь фискальные органы не давали «оборотистому мужику» развернуться. Тотчас для указанных отраслей ввели повышенные налоговые ставки: для садов яблочных и грушевых в 30 корней, садов косточковых деревьев в 150 сажень, для огородов — 200 саженей на хозяйство. В Тульской губернии сады от 10 корней облагались по нормам пашни. В Московской губернии сады и огороды облагались даже по повышенным нормам, превосходившим плату за пашню. Так за 1 десятину пашни платили — 44 руб., а за десятину сада — 150 руб.86 Хотя официально считалось, что изменение налоговой системы было осуществлено в пользу середня-ка, в действительности мартовское постановление 1929 г. все больше нарушало рыночные отношения в деревне и разрушало мелкотоварное производство. Неприязнь к бедняку и страх быть зачисленным в кулаки обрекали середняка на одиночество, что подтверждает выступление одного из подмосковных крестьян на губернском съезде: «мы все трудящиеся, стыдно подходить к крестьянству таким темпом, если вы с себя свалили продналог, а навалили на меня».87
Стремление государства к еще большему регулированию аграрного сектора выразилось в активной поддержке колхозного строительства, в связи с чем был закреплен принцип: обложение налогом колхозов не должно превышать размеров среднего обложения хозяйств единоличников среднюю ставку налога на рубль дохода или средний облагаемый доход на едока. До 1928 г. колхозы платили сельскохозяйственный налог по повышенной ставке, превышающей ставку налогового обложения единоличного середняцкого хозяйства. В 1928 г. колхозы получают существенные льготы по налогам. Так, колхозы с доходом на одного едока до 30 руб. полностью освобождались от налога, с доходом, не превышающим среднего дохода единоличного хозяйства, получали скидку: сельскохозяйственные артели — до 40%, коммуны — до 60%, с доходом выше среднего колхозы — до 25%, а коммуны — до ЗО%.88 Таким образом, средний колхоз стал платить почти в два раза меньше, чем середняк. Такое налогообложение в глазах крестьян было чрезвычайно привлекательно. Немаловажную роль играл и порядок сбора налогов. Единоличный крестьянин платил налог лично, а коллективизируемый крестьянин не принимал личного участия в выплате налога. Однако зачастую крайне неэффективное распоряжение полученными от власти средствами отталкивали крестьян от коллективных хозяйств.
Жизнь крестьянина — налогоплательщика стала цепью бесконечных поборов и ограничений со стороны государства. Индивидуальные хозяйства, лишенные властью дальнейших перспектив развития, скатывались к самообеспечению, к свертыванию производства, ведь нормальное мелкотоварное производство не могло функционировать без торговли, без использования сложного инвентаря, без свободного найма рабочих рук.
Большую роль в процессе выкачивания денежных средств из деревни сыграло самообложение. Впервые оно было узаконено 29 августа 1924 г., постановлением ЦИК и СНК СССР. Самообложение было местным налогом, который собирался жителями деревни на общественные нужды (строительство школ, дорог, больниц). Закон разрешал устанавливать сборы в денежной форме, в натуральной форме, а также в виде трудового участия. Первоначально предполагалось, что тяжесть самообложения будет раскладываться среди крестьян по принципу добровольности, и сумма сбора станет устанавливаться на общем собрании граждан.89 Те, кто голосовал против принятия решения о самообложении или не присутствовали на собрании, имели право не платить сборов. Принятие раскладки налога часто срывалось из-за того, что на собрание являлось менее половины граждан селения, имевших избирательные права. Поэтому закон предусмотрел понижение количества присутствующих на собрании до одной трети общего числа избирателей граждан.90 Использование собранных средств не по назначению преследовалось по закону, хотя это положение повсеместно нарушалось. Газета «Московская деревня» печатала письма своих читателей, которые сообщали о незаконных расходах на зарплаты уполномоченным, секретарям райсельсоветов и т.п.91
С 1928 г. государство стало расходовать собранные средства по собственному усмотрению, в том числе и на нужды промышленности. В том же году принцип добровольности был нарушен: самообложение разделили на обязательное и добровольное.92 Обязательное самообложение также принималось на общем собрании граждан, на котором присутствовало не менее половины общего числа лиц, имевших избирательные права. Сельский совет предоставлял решение собрания о самообложении в волостной или районный исполком (вместе с раскладкой суммы предстоящего сбора по хозяйствам). После его утверждения волисполкомом или райисполкомом, оно становилось обязательным для всех и реализовывалось сельским советом. Крестьянство было недовольно таким нововведением: «в некоторых местах на суммы и методы сбора самообложения больше жалуются, нежели на уплату сельхозналога».93 Даже некоторые представители власти на местах, председатели и члены сельских советов Московской губернии не поддержали обязательного самообложения. Они заявили на заседании Губисполкома, что «самообложение пусть проводят те, кому оно нужно».94 В этой связи представляет интерес отчет члена Губисполкома Стрельцовой, посетившей несколько сельских собраний, на которых обсуждалось самообложение. На вопрос Стрельцовой «почему крестьяне его не принимают», крестьяне ответили, что «уполномоченные, присланные из города не разбираясь в местных проблемах, сразу же поставили вопрос ребром. А на возражения крестьян и жалобы на отсутствие денежных средств сказали, что это обязательное постановление. Мужики возмутились и разошлись, несмотря на то, что в деревне много нужды».95 Другой уполномоченный некто Маслов, был хорошо знаком местным крестьянам. Уйдя в город на заработки, он быстро сделал карьеру, став секретарем партячейки на заводе, но затем был уличен в воровстве, снят с должности и в составе уже группы уполномоченных направлен осуществлять сборы налоговых платежей в деревню. Земледельцы недоумевали: «Это все равно, что волка пустить в овчарню. Разве есть таким коммунистам вера?».96
Тем не менее, руководство Московской губернии предлагало при сборе самообложения широко привлекать рабочие бригады.97 На помощь «городским товарищам» приходили местные активисты, комсомольцы, селькоры. Уполномоченные и актив действовали уговорами, а иногда и угрозами, заявляя: «кто станет противиться выполнению постановления — отправим к белым медведям».98 Однако, несмотря на все старания властей, в 1928 г. не удалось выполнить задания по самообложению: Московская губерния собрала лишь 48,1%, Тверская — 21,3%, Тульская-17,6% от намеченного плана.99 В 1929 г. в Московской губернии самообложение провели 6856 селений, 397 сел от его сбора уклонились.100 Даже губернское руководство признавало, что «результаты кампании настолько недостаточны, что по существу она сорвана».101
В соответствии с нормами нового закона все бедняцкие хозяйства, освобожденные от единого сельскохозяйственного налога, не выплачивали и сборов по самообложению. В Тульской губернии, например, от самообложения было освобождено 33,7% хозяйств.102 Колхозы привлекались к самообложению только тогда, когда они сами были в этом заинтересованы. Все это еще больше осложняло внутридеревенские отношения. Как сообщает Можайская уездная исполнительная комиссия: «Почти на всех собраниях чувствовалось очень яркое нежелание середняков поддерживать бедняков и актив в вопросе самообложения. Середняк шел за зажиточной частью деревни. Надо отметить сильно выраженное антибедняцкое настроение среди середняков и кулаков».103 Порой на собраниях обсуждающих вопрос самообложения дело доходило до скандалов и драк.104
В 1928-1929 гг. вместе с ростом сельхозналога увеличилась и сумма самообложения. Сбор платежей по самообложению в 1928 г. проводился ускоренными темпами, в основном в январе-феврале, что вынуждало рачительных хозяев продавать хлеб, не дожидаясь повышения хлебных цен на рынках весной, и тем самым облегчало ликвидацию кризиса хлебозаготовок. Сохранившиеся в 1929 г. кулацкие хозяйства Московской и Тульской губерний заплатили 578 759 руб. самообложения при общем объеме самообложения в 644 208 руб.105 Значительную часть суммы сбора выплачивали середняцкие хозяйства, так как размеры самообложения определялись размерами сельхозналога, а основная налоговая нагрузка, как известно, приходилась опять же на середняка.
По закону размеры самообложения не могли превышать 35% единого сельскохозяйственного налога. Но повсеместно это положение нарушалось. Так, в Тверской губернии всего лишь за год (1927/1928гг.) сумма самообложения увеличилась вдвое (с 644 208 руб. до 1 349 401 руб.)106 В некоторых селениях Московской губернии’ суммы от самообложения значительно превышали общую сумму сельхозналога. Например: в д. Корост Круговской волости в среднем на одно хозяйство приходилось 17 руб. 13 коп. самообложения (всего на деревню 992 руб. 70 коп.), а сельхозналог исчислялся в размере 12 руб. 32 коп. на крестьянский двор (всего 714 руб. 80 коп.)107 По данным обследования НК РКИ СССР, охватывавшего 66 тыс. хозяйств, расходы по самообложению составляли от 30 копеек до 28 руб., достигая от 10 до 241% суммы сельхозналога на хозяйство.108 В Московскую, Тверскую, Орловскую, Владимирскую, Рязанскую и Тульскую губернии было направлено распоряжение Наркомфина о проведении самообложения в 1928-1929 гг. в размере 50% к сумме сельхозналога. В отдельных случаях допускалось обложение и в районном масштабе, т.е. выше, чем устанавливалось Наркоматом.109 На местах самообложение зачастую продолжало принимать уродливые формы: его превращали в натуральный налог, который взимался хлебом даже у бедноты.110 А в Московской губернии даже предлагалось ввести самообложение дачных поселков.111
В ответ на это крестьяне на своих собраниях стали принимать заниженные размеры самообложения. В «Воскресенском уезде Московской губернии самообложение было принято лишь в размере 25% от сельхозналога, в Сергеевском уезде — 19%.112
В итоге, самообложение, утратив свою первоначальную суть, стало обыкновенным побором с крестьянства. Оно наряду с хлебозаготовками и сельскохозяйственным налогом подрывало и основыиндивидуального крестьянского хозяйства, теряющего рыночную инициативу.
Еще одной формой экономического давления являлся крестьянский займ. В нашей литературе длительное время считалось, что займ — это добровольная финансовая помощь государству. Вместе с тем, в исторической науке не скрывалась связь хлебозаготовок с займами. В структуре платежей займ занимал второе место, уступая только сельхозналогу. Распространение займа проходило с затруднениями, встречая сопротивление крестьян. К зажиточным слоям, среди которых органы местного управления добивались наиболее полного размещения займа, применялось общественное и моральное воздействие, звучали призывы на самом высоком уровне не останавливаться и перед мерами принудительного размещения.113 Созвучная идея высказывалась на XVIII Тверской губернской конференции (ноябрь 1927 г.), делегаты которой требовали: «Если кулачество не пойдет на добровольный займ, надо провести принудительный. Эти же средства направить по линии строительства нашего хозяйства».114 Таким образом, снова революционная целесообразность возобладала над законностью.
С июня 1929 г. облигации займа должны были приниматься в уплату сельхозналога. В Московской губернии реализация крестьянского займа проходила слабо и грозила срывом компании.115 Реальная контрольная цифра, определенная Наркомфином составляла в — среднем свыше 10 руб. на каждое крестьянское хозяйство, а по отношению к сельхозналогу до 70% годового задания.116 Из суммы вырученной от продажи займа 10% отчислялось в распоряжение волостных исполнительных комитетов. В Тульской губернии, в ходе распространения III займа индустриализации, несмотря на все принятые меры, было реализовано лишь 23% от намеченной суммы.117 Обследования, проведенные по размещению займов, подтвердили частые случаи принуждения крестьян. Так, в Московской губернии крестьянину деревни Станиславль, члену кооператива, Кокореву вследствие того, что он отказался взять займ, не дали муки. Крестьянину Федосееву из деревни Толстиково, тоже члену кооператива, муку отпустили только после подписки на займ.118 Житель Подмосковья Хромышев рассказывал о распространении займа в своем селе следующее: «Я получал жалование, и вместо денег мне дали облигацию займа. Я сделал попытку отказаться, однако денег не дают, говоря, что не смеешь отказываться, а то хуже будет».119
Увеличение различных платежей приводило к значительному сокрытию доходов, что влекло за собой ужесточение административной и уголовной ответственности. Статья 60 УК РСФСР за неуплату налогов и сборов в установленный срок осуждала на шесть месяцев или год лишения свободы с конфискацией имущества120.
В налоговой политике конца 20-х г. было допущено множество перегибов и ошибок. Формы и методы налогообложения сразу вызвали резкое недовольство всех слоев населения деревни, т.к. переобложение коснулось не только зажиточных крестьян, но и бедняков с середняками. Чрезвычайщина в налогообложении, усугубленная стараниями местных властей, не дала ожидаемых результатов и не вывела страну из кризиса. Пытаясь избежать повышенного обложения, крестьяне меняли структуру полей, сокращали посевные площади, резали скот. Часть товарных хозяйств, не выдерживая экономического давления со стороны властей, забрасывали свою землю, уходили в город, где пополняли ряды низко квалифицированной рабочей силы. Действующая налоговая система ослабляла деловую активность единоличников вместо того, чтобы превратить ее в настоятельную потребность каждого крестьянского хозяйства вне зависимости от его социальной категории.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Ильиных В.А. Государственное регулирование заготовительного хлебного рынка в условиях НЭПа (1921-1927)./ /НЭП. Приобретения и потери. М., 1994. С. 167.
2. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы. 1927-1939./ Т.1. Май 1927 — ноябрь 1929/0. М., 1999. С. 17.
3. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 23. Д. 8 Л.227.
4. Там же. Л. 207.
5. ЦАОДМ. Ф. 2867. Оп. 1. Д. 225. Л. 57.
6. Там же. Л. 60.
7. ЦГАМО. Ф. 66. Оп.19.Д.358.Л.394.Об.
8. Борисов Ю.С. Эти трудные 20-30-е годы //Страницы истории Советского общества: факты, проблемы, люди. М.,1989.С.14О.
9. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. С.49.
10. Тамже. С. 156.
11.ЦГАМО. Ф.66. Оп.22. Д.786. Л.8.
12. Советская деревня глазами ВЧК — ОГПУ — НКВД. С. 587.
13. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. С. 21.
14. «Московская деревня». 9 декабря 1927г.
15. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 1822. Л. 28.
16. «Московская деревня» 13 февраля 1927 г.
17. Советская деревня глазами ВЧК — ОГПУ — НКВД. С.512.
18. Большевик.1927. №19-20.С5.
19. Югов А. Народное хозяйство Советской России и его проблемы. // НЭП. Взгляд со стороны. М., 1991. С. 209.
20. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы. 1927-1939/ Т.1. Май 1927 — ноябрь 1929./ М., 1999. С.28.
21. ГАРФ. Ф. 478. Оп. 1. Д. 2057. Л. 163.
22. Сталин И.В. О хлебозаготовках и перспективах развития сельского хозяйства. Соч. Т.Н. С.7.
23. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 22. Д. 853. Л. 56.
24. Советская деревня глазами ВЧК — ОГПУ — НКВД. 1923-1929. С. 661.
25. РГАСПИ. Ф.П.Оп.2. Д.417. Л.70.
26. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 23. Д. 8. Л. 339.
27. Там же. Л. 356.
28. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 23. Д. 8. Л. 398
29. Советская деревня глазами ВЧК — ОГПУ — НКВД. С. 711.
З0. Там же. С.842.
31. Бюллетень Тульского Окрисполкома и Горсовета № 3. 21 сентября 1929. С. 3.
32. Советская деревня глазами ВЧК — ОГПУ — НКВД. С. 664.
ЗЗ. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 1822. Л. 72.
34. ЦАОДМ. Ф. 2867. Оп. 1. Д. 225. Л. 49. Об.
35. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. С.147.
З6. Советская деревня глазами ВЧК — ОГПУ — НКВД. 1923-1929. С. 738,740.
37. Коллективизация сельского хозяйства. Важнейшие постановления коммунистической партии и советского правительства. 1927-1955. М., 1994. С. 174.
38. Баженов В. На хлебном фронте. /Авангард № 1-2. Тула, 1929. С. 40.
39. Трагедия советской деревни С. 240.
40. Тамже. С. 110.
41. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 1837. Л. 28.
42. РГАСПИ. Ф.17.ОП.32.Д.125.Л.4.
43. Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство. М., 1976. С.211.
44. Трагедия советской деревни. С. 116.
45. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 1837.Л.180.
46. Трагедия советской деревни. С. 137.
47. Авторханов А.Г. Технология власти /Вопросы истории № 2-3. 1991. С. 123.
48. Трагедия советской деревни. С. 151.
49. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 23.Д. 8. Л.282.
50. Трагедия советской деревни. С. 317
51. Советская деревня глазами ВЧК — ОГПУ — НКВД. 1923-1929. С. 879
52. Симонов Н.С. Проблема социального генезиса СССР в 20-30 гг. //Историческое значение НЭПа. М., 1990. С. 20.
53. СЗ СССР. 1925. №31. Ст. 208.
54. Положение о едином сельскохозяйственном налоге на 1927/28 г. СЗ СССР. 1927. №17. Ст. 189. С.375.
55. ЦГАМО. Ф.66.Оп.22.Д.528.Л.21.
56. Там же. Л.24.
57. РГАСПИ. Ф. 17. Оп.2. Д.211. Л. 18.
58. Всесоюзное совещание по единому сельскохозяйственному налогу при Наркомфина Союза ССР. 1-8 февраля 1927 г. М., 1927. С.4.
59. РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 274. Л. 95.
60. Рогалина Н.Л. Новая экономическая политика и крестьянство. /НЭП. Приобретения и потери. М., 1994. С. 14.
61. Советская деревня глазами ВЧК — ОГПУ — НКВД. 1918-1939. С. 836
62. ЦГАМО. Ф.66. Оп.11.Д.96.Л.19.
63. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 1837. Л.67.
64. Бюллетень Тверского Губисполкома № 5-6. 1июля 1929 г. С.10-11.
65. Бюллетень Тверского Губисполкома № 14. 25 ноября 1929 г. С.33.
66. ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 140. Д. 1250. Л. 4.
67. Солопов А.Н. Кого считали кулаком в 20-е гг.//Вопросы истории КПСС.1990. №1О.С.7О.//
68. О признаках кулацких хозяйств, в которых должен применяться кодекс законов о труде //Важнейшие постановления Коммунистической партии и Советского правительства 1927-1935 гг. М.,1957. С.113.
69. Данилов В.П. Создание материально-технических предпосылок коллективизации сельского хозяйства в СССР. М.,1957. С.315.
70. ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 140. Д. 1250. Л. 4.
71. РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 7. Д. 275. Л.273.
72. Бюллетень Тульского губернского комитета ВКП(б). № 2. 30 октября 1928. СЗ.
73. Сельское хозяйство Союза ССР в 1927-28 г. М.,1929. С.448-454
74. СЗ СССР. 1928 г. №24. Ст. 212. С.474.
75. Литвак К.Б. Жизнь крестьянина 20-х. Г.: современные мифы и исторические реалии.// НЭП. Приобретения и потери. М., 1994. С. 201
76. РГАЭ. Ф. 7733. Оп.4. Д. 1044. Л.25.
77. Литвак К.Б. Жизнь крестьянина 20-х г.: современные мифы и исторические реалии./НЭП. Приобретения и потери. М., 1994. С. 197.
78. История крестьянства СССР. История советского крестьянства. М. 1986. Т.2.С.97.
79. ЦГАМО. Ф. 665. Оп. 1. Д. 478. Л. 35.
80. Там же.
81. Бюллетень № 5. XII Тульский Губернский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Тула. 1927. С. 22.
82. ЦГАМО. Ф.66. Оп.11. Д.96.Л.52.Об.
83. Бюллетень № 3. XII Тульский Губернский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Тула. 1927. С. 15
84. ЦГАМО. Ф. 665. Оп. 1. Д. 478. Л. 33.
85. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 23. Д. 8. Л. 399.
86. ЦГАМО. Ф.66. Оп.11. Д.4011. Л.36.
87. ЦГАМО. Ф. 665. Оп. 1. Д. 478. Л. 35.
88. Абрамов Б.А. Коллективизация сельского хозяйства в РСФСР. /Очерки коллективизации сельского хозяйства в союзных республиках /М.,1963.С78.
89. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 23. Д. 8. Л. 509.
90. О дополнении и изменении постановления ЦИК и СНК СССР от 24 августа 1927 г. О самообложении населения. Постановление ЦИК и СНК СССР от 10 января 1928 г. СЗ СССР. 1928 г.
91. «Московская деревня» 17 октября 1927 г.
92. СЗ СССР.1927. №51. Ст.509.П.1-15.
93. «Московская деревня» 17 октября 1927 г.
94. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 22. Д. 782. Л. 45
95. ЦГАМО. Ф. 66. Оп.25.Д.266.Л.54
96. Там же. Л.56
97. ЦАОДМ. Ф. 2867. Оп. 1. Д. 225. Л. 66.
98. ЦГАМО. Ф.66.Оп.25.Д.266.Л.54
99. Там же.
100. Там же. Л. 575.
101. Бюллетень Тульского Окрисполкома и Горсовета № 3. 21 сентября 1929. С. 1.
102. Бюллетень Тульского Окрисполкома и Горсовета №11. 14 ноября 1929. С. 6.
103. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 17. Д. 81. Л. 63
104. «Московская деревня» 5 января 1927 г.
105. Бюллетень Тульского Окрисполкома и Горсовета №11. 14 ноября 1929. Сб.
106. Тверская губерния в 1926-28 г. К отчету губисполкома к XVI губернскому съезду Советов. Тверь. 1929 С. 159.
107. «Московская деревня» 17 октября 1927 г.
108. ГензельП.П. Налоговое законодательство СССР. М., 1927 . С. 191.
109. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 23. Д. 8. Л. 398.
110. «Московская деревня» 17 октября 1927 г.
111. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 23. Д. 8. Л. 577.
112. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 17. Д. 81. Л.67
113. ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 141. Д. 114. Л.139. 114.РГАСПИ. Ф.17 Оп. 21. Д. 1822. Л. 53.
115. ЦГАМО. Ф.66.Оп. 19.Д.357.Л. 176.
116. Там же. Оп.18.Д.893.ЛЛ.2-3 Об.
117. Бюллетень Тульского Окрисполкома и Горсовета №9. 31 октября 1929. С.7.
118. ЦГАМО. Ф.66.Оп.22.Д.721.С13.
119. «Московская деревня» 1 апреля 1928 г.
120. Литвак К.Б. Политическая активность крестьянства в свете судебной статистики 20-х годов. //История СССР. 1991. №2. С. 20.
|