JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
XII. ДЕФОРМАЦИИ АГРАРНОЙ СФЕРЫ. КРИЗИС ПОЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Наступление командно-административной системы по всему фронту не могло не затронуть поземельные отношения в предкол-хозной деревне. Здесь, традиционно, сталкивались интересы различных слоев деревенского общества. С одной стороны, именно в этой сфере лежала перспектива развития единоличного предпринимательского хозяйства, а с другой стороны, государство, усиленно регламентируя правила землепользования, аренды, субаренды, условия найма рабочей силы, могло не дать такому хозяйству возможностей для роста. Деструктивная политика конца 20-х годов как в зеркале отразилась в нормативных земельных актах рассматриваемого периода.1
Издание земельных законов было отнесено к компетенции Союза ССР еще Конституцией 1924 года. Накануне XV съезда партии 20 октября 1927 г. ЦК принял «Директивные указания для выработки союзного закона о землеустройстве и землепользовании». Несколько ранее, 15 октября 1927 г. согласно Манифесту ЦИК СССР по случаю десятой годовщины Октябрьской революции, был создан фонд с уставным капиталом 10 млн. для землеустройства всех бедняцких хозяйств и маломощных хозяйств середняков.2 Почти одновременно, правительство РСФСР лишило зажиточное крестьянство права на получение кредита для производства землеустроительных работ.
Как правило, политика ограничения верхушки деревни в области земельных отношений проводилась по двум направлениям: во-первых, путем установления режима наибольшего благоприятствования для бедняцких хозяйств и, во-вторых, посредством принятия запретно — ограничительных норм, снижавших размеры землепользования зажиточных хозяйств. По первому направлению в течение 1927-1929 гг. партийными функционерами были предприняты ряд конкретных шагов: 15 декабря 1928 г. ЦИК СССР утвердил принятие закона «Общие начала землепользования и землеустройства», состоявшего из 63 статей, разделенных на 13 разделов.3 Статья 7 «Общих начал» декларировала, что право на пользование землей предоставлялось всем трудящимся с признанием права выбора форм землепользования. Однако в этой же статье законом подчеркивалось, что «преимущественное право на получение земли в трудовое пользование имеют сельскохозяйственные коллективы, а также бедняцкое безземельное население».4
В этом же году Наркомзем РСФСР определил новые задачи и формы землеустройства, подчинив все виды работ в единоличном секторе задачам коллективизации. Землеустройство индивидуального сектора должно было проходить так, чтобы оно облегчало переход к общественному производству.5 Этому содействовал принцип — от выборочного землеустройства отдельных сел, деревень и хозяйств к землеустройству, охватывающему определенные районы в целом. Заседание Тверского губкома ВКП (б) постановило проводить землеустройство так, чтобы оно способствовало организации колхозов, «взяв при этом линию на организацию крупных колхозов, стремясь к вовлечению целых селений».6 Поселки при расселении многодворных селений должны были создаваться «с таким расчетом, чтобы... эти поселки переходили к общественной обработке земли».7 Земельные наделы крупных общин рекомендовалось разбивать «на отдельные клетки», объединяющие группы бедняцких и бедняцко — середняцких хозяйств (20-25 дворов). Создание таких групп облегчало возникновение так называемых открытых колхозов, земля которых не выделялась сразу к одному месту, а оставалась в полях общинного севооборота и «собиралась» постепенно путем присоединения новых членов (в этих случаях и производился обмен полос).8
Для членов коллективных хозяйств также положительно был решен вопрос о выделе земли из надела общины. Колхозники могли выделяться в любое время, не ожидая общего передела или землеустройства. Земельная площадь, на которой вводилась общественная обработка, не могла уменьшаться при передачах земель в обществе или при землеустройстве, если даже она превышала долю, причитающуюся данному коллективу, по разверсткам и нормам. После проведения землеустройства и производства выделов, когда любые новые изменения землепользования, «требующие досрочных общих переделов земли», допускались «лишь с согласия общества», для колхозов было сделано исключение: выдёл земли для них производился беспрепятственно.
Такими же преимуществами колхозы и бедняцкие группы населения пользовались в отношении качества и расположения предоставляемых им земель. Передача колхозам, беднякам и маломощным середнякам лучших земель и оттеснение кулака на непривычные для него худшие земли в ходе землеустройства было рав-носильно новому и более глубокому социальному перераспределению земли. Это свидетельствовало о начинающейся коренной ломке общинных традиций, связей и норм.9 Безусловно, классовость землеустройства выражалась не в том, что для бедных крестьян оно осуществлялось бесплатно и вне очереди. Главным образом классовость проявлялась в том, что при землеустройстве лучшие земли изымались из пользования тех, кто их обрабатывал до сих пор, и передавались колхозам или бедным крестьянам, что вызывало мас-су раздоров и злоупотреблении.10 В результате, землеустройство, всегда служившее предметом социальных антагонизмов, стало одним из важнейших участков острейшей борьбы в деревне. При этом власть продолжала активно внедрять запретно-ограничительные меры, по отношению к предпринимательским хозяйствам.
«Общие начала» сохранили нормативные ограничения частых переделов земли. Вместе с тем, закон разрешал проводить переделы при «необходимости борьбы с кулачеством» и в случаях «перехода к улучшенным формам хозяйства».11 Специально против предпринимательских земледельческих хозяйств было направлено постановление Пленума Особой коллегии высшего контроля по земельным спорам (от 21 июня 1928 г.), на основании которого у крестьян, использующих наемный труд, могли изыматься не только полевые, но и усадебные участки. Причем коллегия не приняла во внимание тот факт, что практически все крестьянские дворы, в той или иной степени использовали наемный труд. Тем более что сельские труженики могли вообще больше не иметь других угодий, кроме усадебного участка.
В конце 1929 г. СНК РСФСР с целью дальнейшего ущемления при землеустройстве верхушки деревни и большего охвата землеустроительными работами коллективных земель повысил втрое для наиболее обеспеченных хозяйств и в полтора раза для середняцких хозяйств предельные погектарные расценки землеустроительных и земельно — регистрационных работ, возложив на сельские советы составление списков таких хозяйств.12 По закону лицам, лишенным избирательных прав земля могла предоставляться в последнюю очередь и лишь в исключительных случаях. Вводилось запрещение на предоставление «бывшим помещикам и другим землевладельцам, выселенным из принадлежавших им хозяйств, в случае желания их вести трудовое хозяйство, земли в тех губерниях и округах, где они раньше владели землей».13 Новый закон, основанный на классовом принципе пользования землей, требовал «землеустройство по заявкам на хутора и отруба производить в последнюю очередь, вплоть до полного оставления этих заявок без исполнения в тех случаях, когда образование хуторов и отрубов ведет к росту и укреплению кулачества (ст. 18) Выделение на хутора зажиточных хозяйств запрещалось. Руководство Тверской губернии рапортовало в Москву: «Землеустройство хуторов и отрубов сведено до 2,5% к общему количеству общинного землеустройства за 1928 г.»14 Причем этот вид землеустройства был произведен преимущественно за счет неоконченных дел прошлых лет.
Реакция крестьян на землеустроительную политику большевиков была крайне негативной. Жители Каширского уезда Московской губернии в своих выступлениях на общих собраниях отмечали, что «целесообразнее помочь средствами зажиточному, а потом с него лишним налогом эту помощь взять обратно — этим и бедноту изживем. А то дают ряд льгот бедняку, который все не может поднять хозяйство. Новый закон делает травлю в деревне и бедноту не изживет, ибо дает бедняку лучшую землю, а обрабатывать ему нечем и земля постепенно будет ухудшаться».15 Подмосковный крестьянин — бедняк Власов считал неправильным «закрепление земли за коллективами при переделе. Плохо, что закон не дает права распоряжаться землей по своему усмотрению. По-моему мнению должно быть так: раз государство налог за землю с мужика дерет, то должно дать ему право распоряжаться землей свободно».1б В Коломенском уезде крестьяне составили петицию, в которой заявляли: «по-нашему мнению, преимуществ на получение более лучших по качеству земель никто не должен иметь. Все должны иметь одинаковое право на землю. Хочешь трудиться на земле — получай землю на общих основаниях. Коллективам и бедноте дается много льгот, а кто там, в этих коллективах — лодыри и выходит, что закон хочет помогать лодырям за счет тружеников мужиков».17
Используя зсе имеющиеся в своем распоряжении рычаги давления, государство стремилось не только замедлить рост индивидуальных хозяйств, но и установить тотальный контроль над собственником. Указанная цель достигалась не только через вмешательство властей в вопросы землеустройства, но и посредством пересмотра арендных отношений.
С одной стороны — аренда позволяла наиболее полно использовать хлеборобам пустующие земли, с другой, — затрудняла учет Доходов некоторых крестьянских хозяйств. В июле 1928 г. был издан закон «О предельном сроке аренды земли».18 По сообщениям Информотдела Президиума Моссовета предварительное обсуждение проекта этого закона на местах, проходило очень пассивно. Так, в Орехово — Зуевском уезде Московской губернии на общих собраниях крестьян «проект обсуждался недостаточно глубоко, а в некоторых волостях отмечается штампованность вынесенных предложений».19 В итоговом варианте закона были резко сокращены сроки аренды (до I севооборота, но не свыше 6 лет). Волостные и районные исполкомы получили право уменьшать сроки аренды до 3-х лет для тех хозяйств, которые, несмотря на оказываемую им помощь со стороны государства и кооперации, не обрабатывали сами предоставленную им землю, а сдавали ее из года в год в аренду. Если по истечении предельного срока аренды хозяйство не приступало к самостоятельному использованию земли, оно лишалось ее. Эта норма закона была направлена против тех хозяйств, которые, не занимаясь сельскохозяйственным производством (отходники, кустари и т.д.), сдавали землю в аренду. Данный закон, являясь непосредственным выражением политики усиленного наступления на верхушку деревни, оказал значительное влияние на размеры аренды земли этой категорией крестьян.
В том же 1928 г. в большей степени, чем прежде, проявилась характерная для губерний Центрального промышленного региона тенденция — сдача крестьянами земли в аренду и отход на несельскохозяйственные промыслы.20 В Московской губернии подобной практикой занималось 65% крестьянских хозяйств. Причем, этот вид заработков давал каждому двору до 40% дохода.21 Еще масштабнее это явление наблюдалось в Тульской губернии, где уже 95,5% крестьянских семей отпускали своих работников сезонно или постоянно на заработки в близлежащие города на фабрики и заводы.22
Чаще всего землю в аренду сдавали бедняки, полупролетарские элементы деревни. Это вызывалось главным образом отсутствием рабочего скота, инвентаря, иногда здоровых мужских рук. В Московской, Тверской, Тульской, Владимирской, Рязанской и ряде других губерний именно на эту категорию хозяйств падает 14,76% сданной в аренду всей пашни и до 20% частично.23 Оставшееся количество земли обрабатывалось преимущественно путем найма у односельчан средств производства, нередко вместе с их владельцами. Землю арендовали обычно середняки, зажиточные крестьяне. Для кулацких хозяйств, поставленных на учет, вводился запрет на аренду. В случае его нарушения, земельные комиссии в порядке наказания изымали землю из пользования сдающего двора. Наказывались и арендаторы. Крестьяне, бравшие у отходников землю в аренду, почти всегда стремились приуменьшить арендуемый клин с целью избежать повышенных налогов. В Новоторжском, Осташковском и др. уездах Тверской губернии широкое распространение получила скрытая обработка арендуемой земли наемным трудом.24 Наблюдалось и такое явление, когда сельские хозяева, стараясь избежать выплат больших налогов, вообще не сеяли на своей земле, а использовали за небольшую плату посевную площадь малоимущих крестьян и таким образом уходили из под контроля налоговых органов. Прибегали деревенские жители и к другим ухищрениям. Параллельное существование Земельного кодекса и «Общих начал» толкали преуспевающее хозяйство на применение следующего способа обхода земельных законов: при заключении договора аренды земли в них указывали сроки, предусмотренные статьей 29 ЗК (до 12 лет), хотя эти сроки были понижены (до 6 лет и даже до 3-х) статьей 38 «Общих начал».25 В некоторых сельских советах договоры аренды регистрировались без учета последних изменений в законодательстве, придавая тем самым незаконным сделкам видимость правовой силы.26
Сдача земли трудового пользования в аренду признавалась законной только при условии регистрации договоров об аренде в сельсовете.27 Последний, имел право отказывать в регистрации в том случае, если земля сдавалась в аренду с нарушением закона: а) если условия аренды являлись кабальными для маломощного крестьянства б) если земля сдавалась в аренду кулацким хозяйствам» («О предельном сроке аренды земли»). Поставив преграды расширению землепользования зажиточными хозяйствами и предпринимательской аренде, закон предусмотрел и средства борьбы с уже имевшими место до его издания нарушениями классового принципа в земельных отношениях: возможность проведения обязательного землеустройства, перераспределение земли, досрочные переделы.
К началу коллективизации произошло расширение арендных отношений в хозяйствах мелких товаропроизводителей, что было связано как с законодательными ограничениями, так и с измельчением предпринимательских хозяйств. В 1929 году по сравнению с 1927 г. по всем группам возросло число хозяйств, прибегавших к сдаче, и увеличилось количество сдаваемой земли. В группе мелкихтоваропроизводителей оно поднялось до 53,4%.28 В октябре 1929 г. по постановлению ЦИК и СНК СССР устанавливался предельный срок аренды в 6 лет. Кроме того, предусматривалась возможность его понижения до 3 лет.29 На поливных землях аренда допускалась во всех случаях на срок не более трех лет. Особенностью этих земель было интенсивное их использование и, как следствие, возможность получения значительных доходов, что противоречило проводимой партии политике в аграрном секторе.
Еще одной особенностью развития арендных отношений в Центральном промышленном районе являлся значительный удельный вес в составе арендного фонда государственных земель — до 52%. Однако в 1929 г. правительство ограничивает сдачу государственных земель в аренду, обратив их «для организации крупных сельскохозяйственных предприятий — советских, кооперативных и коллективных хозяйств».30 До тех пор, пока вся площадь государственных земель не была вовлечена в использование коллективных хозяйств, разрешалась их передача некооперированному населению. Для лиц, лишенных избирательных прав, а также для предпринимательских хозяйств сдача этих земель не допускалась. Этим же циркуляром НКЗ РСФСР предложил земельным органам «проверить социальный состав держателей земель из числа некооперированного населения с тем, чтобы в срочном порядке ликвидировать их использование кулацким населением.31 Договоры аренды с кулацкими хозяйствами расторгались в земельных комиссиях, которые, вопреки буквальному смыслу указанной нормы, признавали недействительными и договоры на аренду государственной земли, заключенные с кулацкими хозяйствами, входившими в состав кооперативов.32
По закону категорически запрещалась субаренда земли, за нарушение этого запрещения устанавливалась возможность применения к участникам противозаконной сделки наказания в виде лишения права пользования землей и привлечения к уголовной ответственности. Несколько ранее, в марте 1928 г., в Уголовный кодекс РСФСР 1926 года была внесена дополнительно норма, которая прямо предусматривала уголовную ответственность за пересдачу арендованной земли.33 Нарушение законов о национализации земли в форме купли-продажи, дарения и залога, самовольной мены — т.е. любое, не разрешенное законом, отчуждение прав трудового землепользования — наказывалось лишением свободы до 3 лет, лишением предмета сделки и вознаграждения по ней, а также лишением
надела до 6 лет. Субаренда наказывалась лишением свободы или исправительно — трудовыми работами до 1 года, либо штрафом до 500 руб., с лишением земли до 6 лет. Повторная субаренда — лишением свободы до 2 лет и отчуждением надела на срок до 6 лет или без такового. Нарушения законов о национализации земли были нередким явлением. Так, в Селижаровской волости Тверской губернии имела место субаренда, при которой верхушка деревни арендовала землю у бедняков, пересдавая затем земли втридорога ее середняцким хозяйствам, испытывавшим недостаток земли.34 Подобные факты так же встречались в Рязанской, Псковской, Владимирской и ряде других губерний. Рассматриваемый период земельных отношений и земельного законодательства завершается полным запретом индивидуального землеустройства, решение о чем было принято постановлением Коллегии союзного НКЗ от 23 декабря 1929 года.
В течение 1927-1929 гг. государство последовательно проводило политику, на ограничение предпринимательской деятельности единоличных хозяйств, используя землеустройство как достаточно эффективный инструмент. Лишение наиболее активной части крестьян кредита для производства землеустроительных работ, способствовало развитию бедняцких и коллективных хозяйств. Наряду с этим, им давались лучшие наделы, облегчался выдел из общины, разрешалась сдача земли в аренду. Напротив, зажиточные хозяйства оттеснялись на худшие по качеству участки, а их землеустройство проводилось в последнюю очередь и за определенную плату. Выдел на отруба и хутора был запрещен. Любой отход от положений «Общих начал» грозил потерей не только пахотных, но даже приусадебных наделов.
Неотделима от вопроса поземельных отношений и проблема найма рабочей силы и средств производства. В сельском хозяйстве страны работа по найму была главным занятием для 1032,4 тыс. деревенских жителей и побочным занятием для 531,1 тыс. человек.35 По данным обследования труда и быта 1927 г. в Центрально-промышленном районе к продаже рабочей силы в сельском хозяйстве прибегло 48,2% бедняков, не имевших в своем хозяйстве рабочего скота, и 16,9% беспосевных.36 Основная масса мелкокапиталистических хозяйств деревни была сосредоточена в сельском хозяйстве. Из 754 тыс. хозяев, использовавших наемный труд в своем главном занятии, 714,5 тыс. (94,8%) вели сельское хозяйство.37 В Московской, Тверской, Тульской губерниях наем рабочей силы превышал средне российские показатели. В этой группе губерний в 1927 г. 62,6% предпринимательских хозяйств использовали наемную рабочую силу.38 В 1928 г. 12,5% хозяйств прибегало к найму рабочей силы, а в 1929 г. — 16,3%.
В целом, в масштабе Центрального промышленного района, число сроковых и помесячных наемных рабочих включая кустарно-промысловых, выросла с 1926 по 1929 г. на 17,4%.39 Часто землевладельцы прибегали к найму рабочей силы не из-за стремления извлечь прибыль за счет эксплуатации, а в связи с отсутствием необходимого числа рабочих рук в разгар полевых и уборочных работ. Середняцкие слои деревни использовали преимущественно поденный наем, т.к. дополнительная рабочая сила была необходима лишь на короткий промежуток времени в разгар сельскохозяйственных работ. Беднота обыкновенно нанимала рабочую силу вместе с инвентарем или лошадью для вспашки. Основным документом для определения статуса хозяйств, использующих наемную рабочую силу, были «Временные правила об условиях применения подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах трудового типа» (далее «Временные правила»). В соответствии с ними в 1927 г. хозяйства делились, на две группы: во-первых, использующие подсобный наемный труд и, во-вторых, хозяйства промышленного типа. Вопрос о разделении промышленно-предпринимательских хозяйств от крестьянских хозяйств трудового типа, применяющих также наемный труд, был наиболее сложным и наименее разрешенным в трудовом законодательстве. Сами «Временные правила» этот вопрос не решали. Это приводило к значительному расширению крута хозяйств, на которые распространялось действие «Временных правил». В новой редакции «Временных правил» было оставлено в силе положение о том, что в хозяйствах промышленного типа при найме рабочих должны соблюдаться те же трудовые нормы, что и в совхозах и разработаны принципы, по которым те или иные хозяйства считались организованными по промышленному типу. В конце 1927 г. — начале 1928 г. в большинстве районов страны были приняты подзаконные акты, установившие ряд признаков хозяйств промышленного типа. Тем самым повсеместно была создана юридическая основа для регулирования отношений найма в обеспеченных хозяйствах. В частности, Тверской губернский исполнительный комитет отнес к числу промышленных такие хозяйства, которые имели посева свыше 1,5 дес. на едока, более одной головы крупного рогатого скота на двух едоков и одной рабочей лошади на трех едоков; хозяйства имеющие предприятия, вне зависимости от применения наемного труда (мельницы, маслодельные заводы, сыроваренные заводы и т.д.); а также хозяйства, занимающиеся промыслом; имеющие торговые заведения, нетрудовые доходы, доходы от культовой службы.40
В связи с развернувшимся наступлением на кулачество предпринимательские хозяйства сократили масштабы найма сроковых рабочих, достигавшие в предыдущие годы до 206 дней в году на одно хозяйство, прибегавших к нему, и перешли к более широкому применению поденного найма, т.е. практически к не учитываемым его формам. В результате чего среднее число дней на одно нанимающее хозяйство к 1929 г. уменьшилось почти в 2 раза, тогда как число хозяйств с наймом осталось почти без изменений. Большинство кулацких хозяйств стало использовать наемную рабочую силу менее 50 дней.41 В хозяйствах крепнущих середняков происходил переход от кратковременного найма к более длительному найму. Применение труда наемных рабочих получило широкое распространение в кустарной промышленности. Число мелких предпринимателей, использовавших наемный труд, составляло до 10% в общей массе деревенских кустарей.42 Кроме того, крестьянское хозяйство не могло обходиться и без так называемого непроизводственного найма (печники, плиточники и т.п.).
Половозрастная структура наемных рабочих отличалась широким привлечением труда женщин, малолетних и подростков. По данным опроса 1926 г. число женщин в Центральном промышленном районе в общем найме составляло 48%, что было выше общероссийского (35,1%) и общесоюзных (34%) показателей.43 Как правило, до половины женщин нанимались на работу в качестве нянь (49,5%). В Московской губернии нянями работали 10.871 женщин, в Тверской — 15.187, в Тульской — 1.650.44 Широкое использование женского, детского и подросткового труда было связано с отходом трудоспособных мужчин на заработки, в связи с чем на рынке сельскохозяйственного труда возникал в разгдр сельхозработ недостаток мужской рабочей силы. В Тульской губернии заработки отходников рабочих специальностей за сезон составляли в среднем до 70 руб., а у портных и сапожников — до 140 руб.45 Это были достаточно серьезные суммы, превращающие промысел в альтернативный заработок который в свою очередь увеличивал наем других категорий сельскохозяйственного населения непосредственно в деревне. Наем женщин и подростков увеличивал долю неоплаченного труда. В 1927/28 гг. было выявлено значительное количество нарушений условий труда наемных рабочих, особенно в предпринимательских хозяйствах. Чаще всего незаконно удлинялся рабочий день; причем, таким он сохранялся на протяжении всего срока найма. Другим наиболее часто встречающимся нарушением трудовых прав являлись нарушения в вопросах оплаты труда. На величину среднего месячного заработка известное влияние оказывал и срок найма. Чем короче срок найма, тем обычно была выше оплата труда. Необходимо отметить, что заработная плата батраков, занятых в состоятельных хозяйствах в целом (по РСФСР) была выше, чем у батраков, нанятых хозяйствами с подсобным наемным трудом. В среднем эта разница составляла 5% в 1927 г.46 На оплату рабочей силы (сроковой, поденной) затрачивались весьма значительные средства. Так, заработок взрослого батрака с переоценкой стоимости хозяйского питания составлял 25,3 руб.47 В Московской губернии зарплата наемного рабочего в единоличном хозяйстве равнялась 25 руб. 16 коп. Причем мужчины получали выше средней планки — около 31 руб. 87 коп., женщины — 27 руб. 51 коп., а заработок детей колебался в рамках от 22 руб. 74 коп. до 24 руб. 10 коп.48 В Тверской губернии зарплата наемного рабочего составляла 20,01 червонного рубля: мужчины получали в среднем 30 руб. 07 коп., женщины — 19 руб. 09 коп., дети в пределах 13 руб. 50 коп. — 18 руб. 76 коп.49 В Тульской губернии зарплата наемного рабочего в среднем составляла около 18 руб. 50 коп.50 На размер зарплаты оказывали влияние многие причины, в том числе и наличие договора найма в письменной форме.
Наиболее детально и жестко постановление «О порядке применения КЗоТ в кулацких хозяйствах», принятое в 1929 г., регулировало вопросы оплаты труда батраков, занятых в так называемых кулацких хозяйствах. Учет зарплаты должен был производиться путем ведения расчетных книжек, разработанных Наркоматом труда СССР специально для лиц, работавших в таких хозяйствах. Вводилась повышенная оплата сверхурочных часов и работы в выходные дни. Натуральная часть зарплаты (включая питание), не могла превышать трети всей зарплаты. Запрещалось включать в зарплату стоимость жилья и спецодежды. Наниматель не мог выплачивать деньги реже одного раза в месяц и устанавливать оплату ниже среднего заработка батраков в хозяйствах кулаков данного района. Вводился оплачиваемый отпуск (из расчета один день за один проработанный месяц по найму). Предусматривалась выплата пособий
в местностях, где к тому времени не было введено социальное страхование, а также в случае призыва батрака в ряды РККА. Закон безоговорочно запретил нанимателям производить какие-либо вычеты из заработной платы рабочих.51 Поэтому большинство нанимателей старалось юридически не оформлять двухсторонние соглашения.
В 1929 г. был издан специальный нормативный акт, регулировавший трудовые споры между батраками и нанимателями, — закон «О порядке рассмотрения трудовых споров (конфликтов) в крестьянских хозяйствах».52 В нем содержались специальные статьи, которые устанавливали правила рассмотрения конфликтов, возникавших в предпринимательских хозяйствах. Такие конфликты рассматривались либо в расценочно — конфликтных комиссиях, либо в народом суде. В отношении предпринимательских хозяйств закон установил более продолжительные сроки для обращения в суд и расценочно- конфликтную комиссию (от одного до шести месяцев со дня возникновения спора). Рассмотрение конфликтов, возникавших в хозяйствах кулацкого типа (не предпринимательских), проводилось по общим для всех крестьянских хозяйств правилам. Таким образом, законодательство о порядке рассмотрения трудовых споров было призвано защищать интересы батрачества, способствовало усилению контроля за выполнением законов о труде всеми нанимателями в деревне, и в первую очередь — зажиточными.
26 октября 1927 г. ЦИК и СНК СССР был принят «Закон о социальном страховании лиц, занятых по найму в крестьянских хозяйствах». До издания этого правового акта социальное страхование в деревне распространялось лишь на незначительную часть деревенского пролетариата. Новый страховой закон расширил категорию лиц, подлежащих страхованию за счет дополнительного налогообложения предпринимательских хозяйств. Страхование наемных рабочих становилось обязательным. Промышленные хозяйства обязывались уплачивать страховые платежи в размере 10% зарплаты каждого рабочего. Такой размер платежей был установлен для той части хозяйств, которые попадали под признаки, установленные во «Временных правилах» 1927 г. (примечание I к статье I — применение одновременно труда трех батраков на протяжении всего сельскохозяйственного сезона, выработка хозяйством (одним из его членов) патента на владение промышленным предприятием не ниже 2 разряда либо занятие торговлей или посредничеством — независимо от разряда). Кулацкие хозяйства, признанные таковыми всоответствии с признаками, установленными обязательными постановлениями губернских, краевых, областных исполкомов и СНК АССР, также уплачивали 6%-10% от суммы зарплаты нанятых рабочих в качестве страховых платежей.53 Разница в размере страховых платежей, уплачиваемых промышленными и кулацкими хозяйствами была вызвана тем обстоятельством, что кулацкие хозяйства, признанные таковыми в соответствии с признаками «Временных правил», были более мощными, богатыми. Это не могло не влиять на размеры найма батраков крупными хозяйствами и способствовало, наряду с индивидуальным обложением, сокращению размеров найма рабочих промышленными хозяйствами, которое наблюдалось к 1929 г. Высокие суммы взносов по страхованию наемных рабочих и их обязательность вызывали недовольство верхушки деревни и попытки невыполнения норм страхового закона.
В остальных крестьянских хозяйствах закон установил добровольный принцип страхования с резко уменьшенным размером страховых платежей по сравнению с платежами кулацких хозяйств (до 3% зарплаты работающего). В результате реализации этого закона процент добровольного страхования батрачества поднялся в среднем по стране до 52 — 55%, а по обязательному страхованию достигал 78-85%.54 Страховому закону были присущи недостатки, характерные для многих правовых актов того времени. Он дублировал «Временные правила» 1927 г., полостью повторяя признаки и порядок признания крестьянских хозяйств кулацкими. Для определения сумм страховых платежей закон специально устанавливал порядок исчисления средней заработной платы наемных рабочих для определенной местности, хотя еще до издания закона было осуществлено нормирование зарплаты наемных рабочих путем установления государственного минимума, вполне пригодного для определения сумм страховых платежей.
В 1927-1929 г. значительные изменения прослеживаются в условиях и формах найма средств производства. В доколхозной деревне, по-прежнему, подавляющее большинство операций в сельскохозяйственном производстве осуществлялось с помощью самых примитивных орудий труда. Основными орудиями обработки земли во многих хозяйствах оставались простой плуг или даже соха. Уборка и обмолот хлебов производился вручную. Высокие затраты человеческого труда являлись показателем низкой производительности, отсталости, дороговизны производства. Как следствие, проблема трудоемкости решалась посредством расширения сельскохозяйственного найма. Губернии Центрального промышленного района выступали как территории с наиболее развитыми отношениями найма средств производства. В 1927 г. удельный вес таких хозяйств составлял 36,5%, в 1929 г. — 41,7%.55 Особенно широкие размеры получил обработка пашни лошадью и инвентарем (27,2%) и значительно реже — наемным скотом и своим инвентарем (1,1%, наемным инвентарем и своим скотом (1%), супрягой (1,1%) и смешанным способом (13,8).56 Удельный вес хозяйств, вступавших в отношения найма средств производства (34,2%), почти полостью соответствовал удельному весу хозяйств без пахотного инвентаря (31,7%) и рабочего скота (33,1%). Это свидетельствует о том, что нанимавшие хозяйства не имели ни рабочего скота, ни инвентаря.
В Центральном промышленном районе наиболее широко найм средств производства практиковали представители пролетарских и полупролетарских слоев. Так в Тульской губернии 7,2% полупролетарских хозяйств нанимали средства производства (в среднем на одно хозяйство выходило 4,7 дня найма).57 Крестьянство, ощущая острый недостаток в орудиях производства, искало выход из этого положения в разнообразных формах совместного пользования инвентарем. Самой распространенной формой была супряга, чаще всего практиковавшаяся при молотьбе, первичной обработке льна и очистке зерна. Она носила трудовой характер, если в объединении участвовали хозяйства одинаковой мощности, использовавшие сообща инвентарь и рабочий скот. Наиболее распространенным было объединение от 2 до 5 хозяйств. Однако нередко супряга маскировала отношения неравенства между хозяйствами различных групп деревни, когда супряга объединяла рабочую силу бедняков и маломощных середняков и инвентарь или рабочий скот капиталистических хозяйств деревни. Как отмечалось в работе А.Гайстера, иногда под видом супряги выступал «в скрытой форме наем скота и инвентаря мелкими хозяйствами и расплата за наем работой людей, т.е. отработкой».58 О распространенности такого вида супряги говорят данные динамического обследования 1927 года: процент зажиточно-кулацких хозяйств, принимавших участие в супряге, был высок и достигал 30%, а стоимость орудий производства, с которыми деревенская буржуазия вступала в совместное пользование с менее мощными хозяйствами деревни, во много раз превышала стоимость орудий последних.
Скрытый кабальный характер был присущ и найму-сдаче рабочей силы, когда, зажиточный крестьянин шел со своим инвента-рем в хозяйство бедняка. Это была одна из форм кабальной сдачи средств производства в аренду, когда хозяйство сдатчика получало скрытый доход в виде платы за сданный инвентарь от крестьян нанимателей. Бедняки оплачивали наем преимущественно работой, середняки — натурой или реже деньгами. В Тверской губернии имела место сдача бесплатно земли на один посев льна.59 Деревенская верхушка, особенно связанная с мелкой промышленностью, торговлей нанимали на работу работников вместе с инвентарем и тягловой силой, используя их дешевый труд. В этом случае эксплуатация на базе найма средств производства смыкалась с эксплуатацией наемной рабочей силы.
Сдача средств производства в наем фактически расширяла рамки единоличного хозяйства, давая даже при незначительных площадях большой экономический эффект. Это делало сдачу средств производства очень привлекательной в глазах крестьян. Полупролетарские хозяйства и хозяйства товаропроизводителей чаще всего сдавали средства производства без владельца, что объясняется недостатком рабочей силы в этих крестьянских дворах. В Тульской губернии 12,36% полупролетарских хозяйств выступали в роли сдатчиков средств производства.60 Середняцкие хозяйства нуждались в более сложном сельскохозяйственном инвентаре и некоторых машинах, преимущественно в молотилках, зерноочистительных машинах (17,6%) и т.д., значительно реже — в тягловой силе и простом инвентаре (11,2%). Возмещать недостаток средств производства эти хозяйства могли только наймом их у кулацкой верхушки деревни. В 1927 г. в РСФСР 37,4% хозяйств кулацкой группы сдавали в наем средства производства, а 25,9% хозяйств этой группы сдавали в наем главным образом машины. К 1929 г. удельный вес мелкокапиталистических хозяйств, сдававших средства производства, уменьшилась по сравнению с 1927 г. на 1,2 %.61 Это было связано с ограничением верхушки деревни по линии сдачи средств производства.
Данные динамической переписи 1927 г. говорят о том, что хозяйства зажиточно-кулацкие получали от сдачи в наем машин и инвентаря в среднем на 63 рубля на хозяйство больше, чем хозяйства бедняцкие и на 52 руб. больше, чем середняцкие. Статистика позволила выявить строгую закономерность, сложившуюся при сдаче средств производства: чем выше стоимость сдаваемых средств производства, тем выше удельный вес капиталистических хозяйств в общей массе сдававших. Так, среди хозяйств, сдававших инвентарь за плату до 20 руб., предпринимательские хозяйства занимали самое последнее место. В группе, где стоимость проката машин и инвентаря составляла 100 руб. и выше, такие хозяйства составляли 14,8% — т.е. в два раза больше, чем хозяйства зажиточных середняков ив 14-15 раз больше, чем хозяйств пролетарских и полупролетарских.62 В мелкокапиталистических хозяйствах сдача средств производства преобладала над их наймом. Это вполне закономерное явление, объясняемое наличием избытка средств производства в руках деревенской верхушки.
Особенно усилилось стремление состоятельных хозяйств к приобретению и сдаче в наем сложных машин в 1926-1928 гг., когда увеличение площади посевов, применение наемной рабочей силы и аренда стали приводить к потере различных льгот и преимуществ. Руководство Тверской губернии на одном из совещаний подчеркивало, что предприимчивые крестьяне заняты преимущественно сдачей в наем, торговлей и ростовщичеством, а отнюдь не сельскохозяйственным производством. Вот из них то, по мнению местных властей, и появлялись кулаки.63
Обеспеченные хозяйства, составлявшие незначительный процент в общей массе крестьянских хозяйств, в 1927 г. сдавали в наем машины и инвентарь в 20-25 раз чаще, чем бедняцкие хозяйства. Соответственно и размер доходов по этой статье был выше на 50-60 руб. в год, чем в хозяйствах бедняцко-середняцких. Как следствие, огромные доходы, получаемые от проката сложных машин, вызвали повышенный спрос на них со стороны предпринимательских хозяйств, которые тратили до 70% кредитов на покупку сложных машин и тракторов. Сдача рабочего скота и инвентаря на прокат, отдача машин и двигателей «в заработки на сторону» давали кулачеству значительные доходы. День проката сенокосилки приносил ее владельцу не менее 3 руб. дохода, пользование сеялкой обходилось в день до 3,5 рубля, а прокат жнейки стоил от 4 до 6 руб. в день.64
Особенно дорого стоил прокат молотильных машин, составлявший до 8-11 руб. или 10% обмолоченного зерна, что позволяло получать владельцам до тысячи и более пудов зерна за сезон и окупать стоимость затрат на приобретение молотилки за один-два года. Колоссальная экономическая выгода проката молотилок привела к тому, что предпринимательские хозяйства стремились приобрести их в первую очередь, и по мере возрастания мощности хозяйства увеличивался процент обеспеченности их молотилками. Значительную прибыль приносило техническое обслуживание иремонт машин. Кузницы и мастерские обслуживали нужды самих оборотистых крестьян крайне незначительное время. В основном они работали по ремонту сельскохозяйственного инвентаря, принадлежащего беднякам и середнякам. За ремонт плуга, например: владелец кузницы, брал до 20 руб., или ремонтировал в долг под будущий урожай. «Осенью он совершал своеобразное «полюдье», взимая с должников до 800-1000 пудов зерна».65 С помощью машин и инвентаря зажиточные крестьяне оказывали влияние не только на единоличников, но и на колхозы.66
С 1927 г., когда был осуществлен переход к снабжению деревни сельскохозяйственным инвентарем и машинам по предварительным заявкам, введено планирование машиноснабжения и создана единая сеть сбыта, государство смогло в полой мере приступить к регулированию как спроса, так и размеров машиноснабжения различных социальных слоев деревни. Реализуя эту возможность, СТО СССР в апреле 1928 г. увеличивает проценты, под которые выдавались кредиты кулацким хозяйствам. А в июне того же года СТО СССР принимает постановление «О тракторостроении», законодательно закрепляя правило, по которому продавать в кредит зажиточным хозяйствам разрешалось лишь те орудия и машины, в которых не нуждались коллективные и бедняцко-середняцкие единоличные хозяйства данного района. Статистические данные свидетельствуют о том, что к 1928 г. основными владельцами тракторов были не отдельные крестьянские хозяйства, а различные виды товариществ и, прежде всего, колхозы и совхозы. Так, в Московской губернии в эти годы частным лицам принадлежало 0,3% тракторов; машинные товарищества владели 3,8% тракторов; на балансе подмосковных колхозов находилось 18,5% техники; самыми же обеспеченными являлись совхозы (34,6% тракторов)67.
В декабре 1928 г. СТО СССР принял новое постановление «Об условиях продажи тракторов и производства их ремонта на 1928/29 г.» Вскоре началось изъятие у кулаков тракторов, и была запрещена продажа тракторов в местности, где не создавались машинно-тракторные станции. Конфискованные у кулаков трактора были использованы государством для усиления машиноснабжения колхозов.
С начала 1929 г. было приостановлено кредитование состоятельных хозяйств, приобретающих машины и орудия и допускалась их продажа зажиточным сельхозпроизводителям только за наличный расчет. Вводится также квота на количество машин и инвентаря, которое может быть продано этим слоям деревни (не более 10% от всего сбыта). Таким образом, во второй половине 20-х годов государство начинает более активно вмешиваться в вопросы найма и целенаправленно лишать крестьян возможности приобретения сложных машин.
Изменения в аграрной политике большевиков отразились и на развитии животноводства, что проявилось сначала в замедление прироста поголовья скота, а затем в его сокращении. Этому также способствовал ряд факторов. Во-первых, начиная с 1926 г. наблюдалось неуклонное падение цен на животноводческую продукцию (так в 1926 — 1927 гг. индекс цен на молоко снизился на 27,9%).68 Во-вторых, в 1928-1929 году была усилена прогрессия в обложении скота. Облагаемый возраст рабочего и крупного скота в Московской, Тверской, Рязанской и Тульской губерниях был оставлен прежним, как и в 1927/28 г., но теперь стал облагаться и племенной скот, а также и мелкий: овцы, козы, свиньи, что вызывало негативную реакцию крестьянства.69 И, наконец, остро ощущалась нехватка кормовых трав и зернофуража. Действительно, в Московской, Тверской, Рязанской и Тульской губерниях потребность животноводческого сектора в кормовых травах была удовлетворена лишь на 27%.70 Однако, вывод С. Мерля, полагающего, что именно вывоз зерна из деревни способствовал уничтожению почти половины поголовья скота, на наш взгляд не применим, к ситуации в вышеназванных губерниях.71 Безусловно, вывоз зерна из деревни это важный фактор, оказавший существенное влияние на состояние животноводства, но отнюдь не единственный. Думается, что определяющую роль сыграла все-таки налоговая и ценовая политика. Подтверждение этому мы можем найти в протоколах собраний коллектива Мосгубсуда, где после изучения нового налогового законодательства пришли к следующему заключению: «скотоводство в наших губерниях сократилось вследствие обложения скота большим налогом, а не от неурожая кормовых трав, т.к. нет смысла держать молодняк, который с полутора лет уже подлежит налоговому обложению наравне со взрослым, уже приносящим доход».72
В конце 20-х годов, вновь предпринимались попытки обобществления скота, вызывавшие вполне обоснованный пессимизм в крестьянской среде: «падение количества скота — грозный признак — писал К.Д. Савченко И.В. Сталину, — он свидетельствует о низком Уровне сельского хозяйства; количество скота вследствие отсутствия корма падает, а регулирование цен на молочные продукты, ичастично налога, и в довершение опасность за лишний коровий хвост попасть в кулаки, лишиться избирательного права — довершают дело сокращения скота».73 Крестьяне не могли и не хотели помимо забот о личном хозяйстве заботиться еще и о коллективизированной скотине, поэтому забивали и съедали свой скот, чтобы не отдавать мясо, молоко и молокопродукты городам.74 Как свидетельствовали сами партийные чиновники: «в части животноводства имеется весьма неприятная картина».75 В РСФСР, как и в целом по стране, отмечалось сокращение поголовья крупного рогатого скота (87,5% к 1924 г.) Поголовье коров составило 95,8% к уровню 1925 г. В 1928 г. продолжился процесс снижения показателей. По сравнению с 1926 г. они уменьшились на 8,3%, поголовье коров на 9,5%, свиней на 24%.76 В результате в 1927 г. поголовье крупного рогатого скота составило 80,3% к уровню 1924 г., коров 86,6% к 1925.77
Крестьянство в неблагоприятных условиях сокращало в первую очередь продуктивный скот. По отдельным группам произошло следующее уменьшение показателей: количество лошадей сократилось на 2,2%; коров на 8,8%; овец 10, 9%; свиней 3,8%.78 Существенные сдвиги видны и при распределении скота по крестьянским хозяйствам. С 1927 г. по 1929 г. количество бескоровных хозяйств увеличилось. В Тверской губернии — в 1,9 раза, в Московской — в 2,3 раза. В целом средняя прослойка крестьянских хозяйств (главным образом однокоровных и двухкоровных) несколько уменьшилось, за счет увеличения бедняцкой группы. Крестьянство стремилось до известной степени компенсировать сокращение поголовья крупного рогатого скота за счет увеличения рабочего, что могли себе позволить в основном крупные хозяйства. Поголовье лошадей в Центральном промышленном районе в 1928 г. составляло 2770,4 тыс. голов, увеличившись на 5,2%. В РСФСР же с 1925 г. оно увеличилось на 27,2%.79 В исследуемых губерниях темпы роста поголовья были значительно ниже, чем по РСФСР. В Тверской губернии за это же время число безлошадных уменьшилось с 17,3% до 15,4%, однолошадных выросло с 74% до 74,9%, двухлошадных — с 8,3% до 9,3%. Количество хозяйств с тремя и более лошадьми ос-талось без изменений (0,4%).80 Несколько другая картина наблюдалась в Московской губернии. Произошло увеличение безлошадников (22,4% в 1925 г., 31,7% в 1928), сократилось число однолошадников (71,3% в 1925 г., 62,7% в 1928 г.), а также хозяйств с двумя лошадьми (6% в 1925 г., 5,3% в 1928г.) Число многолошадных хозяйств осталось без изменений (0,3%).81 Таким образом, крестьяне старались всеми возможными способами сохранить рабочий скот, понимая, что его потеря неминуемо приведет к общему упадку хозяйства.
Для выхода из кризиса животноводства власти предпринимали паллиативные меры, не менявшие в сущности аграрной политику. Большинство проблем решалось по старой схеме — с применением методов внеэкономического принуждения. И, как следствие, ответом на политику, проводимую партией в деревне, стал массовый забой скота крестьянами.
Свертывание большевистской властью политики нэпа, жестко ударившее по животноводству, не могло не отразиться и на судьбах сельскохозяйственной кооперации в российской деревне. Сельскохозяйственная кооперация объединяла крестьян с целью производства, закупки, эксплуатации сельхозинвентаря, разведения скота, сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, получения выгодного кредита, пропаганды агрономических знаний. Кооперативное движение в деревне, зародившееся в начале XX в., получило товые импульсы для развития в условиях нэпа и к 1926 г. сельскохозяйственная кооперация выросла в мощную систему, состоящую 13 различных товариществ, объединявших более четвертой части scex крестьянских хозяйств. К октябрю 1926 г. в товариществах 1осковской, Тверской и Тульской губерний было объединено 1306 гыс. членов, хотя надо помнить, что эти данные весьма условны, т.к. значительное число членов кооперации состояли одновременно нескольких кооперативах.82 Хозяйства с наибольшей товарностью легче объединялись в простейшие формы кооперации, и поэтому /дельный вес бедняков в составе членов кооперативов был меньше, тем в общей массе крестьянства, а удельный вес кулаков — больше, «осударство политическими и экономическими мерами усиливало тозиции бедноты в кооперации, вытесняя предпринимательские хозяйства из низовых кооперативных организации.83 Предпринимательские хозяйства, члены кооперативов обслуживались кооперативной сетью в последнюю очередь. Те кто были лишены права участвовать в выборах в советы и впоследствии этого не могли быть учредителями кооперативов, не должны были избираться в состав правлений кооперативов, советов, ревизионных комиссий.84 1926/27 г. стала шире применяться практика дифференцированных вступительных и паевых взносов по социальным признакам. Серьезный удар по позициям деревенской буржуазии в кооперациинанесло решение ЦК ВКП (б) «Об организационном построении сельскохозяйственной кооперации» (июнь 1929 г.), в котором содержалось требование о лишении кулаков права голоса во всех видах кооперации (в потребительской кооперации права кулачества были ограничены еще в январе 1928 г.)
Особенно большую роль в изменении сущности кооперации сыграла кредитная политика. В силу сезонности производства крестьянское хозяйство для поддержания производственного ритма вынуждено прибегать к кредитам, т.к. оно особенно нуждается в кредитах на покупку скота, семян, инвентаря. Классовая направленность кредитования достигалась благодаря льготным условиям для бедняцко- середняцких слоев деревни (большая величина ссуды, пониженный ссудный процент, удлинение сроков возврата кредитов). Усилению кредитования маломощных и середняцких хозяйств способствовало также установление правила о первоочередном получении ими кредитов.85 В январе 1928 г. было решено, что беднота и колхозы будут получать кредиты в рассрочку платежей до 4-х урожаев. Причем, главная тяжесть платежей будет приходиться на 3 и 4 год. В то же время середняк, оставаясь основным товаропроизводителем страны, получал кредиты в количестве, не соответствующим его доле в общественном производстве.
С ноября 1927 г. кредитная политика была тесно увязана со сдачей крестьянами хлеба.86 Рост цен в этот период значительно опережал увеличение сумм по кредитам. Росли платежи крестьян государству, а также закупочные цены на хлеб (в июле 1928 г. они сравнялись с рыночными ценами). В ноябре 1928 г. разница между государственными и рыночными ценами составила 200%, что привело к росту инфляции и, хотя государство увеличило кредит в 2 раза, этого было явно «недостаточно. Таким образом, несмотря на постоянное увеличение кредитов, в условиях жесточайшего кризиса хлебозаготовок, беднейшее крестьянство не могло эффективно ими воспользоваться. Это породило иждивенческие настроения среди крестьян и колхозников, полагавших, что все кредиты имеют безвозмездный характер и их не обязательно возвращать государству. По словам современника: « на местах часто полученные средства делят по носам и деньги вместо укрепления производства идут на сарафан и на селедку, деньги проедаются, рождая аппетиты к дальнейшему попрошайничеству, и, конечно, погашены быть не могут».87
Частый кредит, несмотря на различные препятствия со стороны власти сохранял еще свое значение в предколхозой деревне. В ряде районов страны в кредитовании сохранилась система поручительства, и маломощный крестьянский двор при получении кредитов нередко попадал в зависимость от зажиточных односельчан, практиковалась выдача кредита и под залог. По данным Московской губернии в 1927 г. частный кредит получало 12,1% хозяйств, в 1928 г. — 15,7%.88 Кредиторами выступала сравнительно немногочисленная группа преимущественно предпринимательских хозяйств. (15,3% в 1927 г. и 3,8% в 1928 г.)
Рекомендации XV съезда в области кредитования (1928 г.) были осуществлены изданием постановления СНК СССР «О пересмотре структуры и основ работы сельскохозяйственного кредита».89 Этим законом ликвидировалась старая система учета социального положения членов кредитных товариществ. Как следствие, в 1928/29 гг. сельскохозяйственный банк РСФСР предложил обществам сельскохозяйственного кредита (местным банкам) для определения социальной принадлежности членов первичной сети использовать оценку средств производства в крестьянских хозяйствах по данным налоговых списков, которые наиболее полно и точно характеризовали классовое лицо учитываемых хозяйств. Кооперативное законодательство вводит принципы деления крестьянства на социальные группы, общие с трудовым и налоговым законодательством. Одновременно, в целях более полного и последовательного осуществления классового принципа в строительстве кооперации с сентября 1929 г. резко повысился размер ежегодных взносов в кооперацию, вносимых ее членами для усиления финансирования производственной деятельности кооперации, коллективизации, создания паевых и неделимых капиталов.90 В результате, кулаки, являвшиеся членами кооператива, должны были вносить сумму, в 9 раз большую, чем батраки и в 4 раза больше суммы, вносимой бедняками. Причем, закон разрешал товариществам увеличивать вдвое размер паевых взносов для крестьянских хозяйств, платящих единый сельскохозяйственный налог в индивидуальном порядке.91 Отношение самих крестьян к кооперации было зачастую неоднозначным. Даже представители подмосковной бедноты считали, что кооперация существует только «для того чтобы сбыть нам гнилой товар».92 Тульские крестьяне утверждали, что кооперация для них «из родной матери превратилась в мачеху»93.Государственный монополизм так и не позволил сельскохозяйственной кооперации стать самостоятельной хозяйственной и общественной организацией; в ней постоянно нарушался частный интерес, право собственности и все то, что составляло стержень добровольного кооперативного движения. Кооперация была поставлена большевиками в прямую зависимость от государства как в административном, так и в финансовом отношении. Как справедливо указывал Л.Е. Файн «дальнейшее разрастание партназначен-ства в кооперации, ужесточение «классового подхода» к ней и организовали ее разрушение в результате административной перестройки 1927-1929 гг.».94 Обеспечив за собой руководящую роль в кооперативных организациях, партия возложила на них исполнение своих заданий, которые порой противоречили сущности кооперативной работы. В целом изменения в кооперативном движении происходили в русле общего развития аграрной политики и рассматривались большевистским руководством, прежде всего как мощное средство давления на крестьянство.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. ГАРФ. Ф. 374. Оп. 28. Д. 2470. Л. 173.
2. Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство. М., 1976 С. 178.
3. С3.1928.№69.Ст.642.
4. Та же.
5. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 674. Л. 26.
6. Там же. Оп. 21. Д. 1831. Л. 123
7. Там же. Л. 179.
8. Там же. Л. 179.
9. РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 9. Д. 200. Л. 45.
10. Югов А. Народное хозяйство Советской России и его проблемы. //НЭП. Взгляд со стороны. М., 1991. С. 209. Данилов В.П. Указ. соч. С. 180.
11. СУ. 1929. № 89-90. С.929.
12. Там же.С.929.
13.Там же.
14. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 1831. Л. 122.
15. ЦГАМО.Ф.66.ОП.17.Д.122.Л.10.
16. Там же. Л.7.
17. Там же. Л.8.
18. Постановление ЦИК и СНК СССР от 18 г. С3. 1928.№44.Ст394.
19. ЦГАМО.Ф.66.Оп.17.Д.122.Л.2.
20. Там же. Оп.22.Д.428. Л. 12.
21. Краткие сведения о состоянии сельского хозяйства в Московской губернии. М, 1929. С.5.
22. Коллективизация сельского хозяйства Центрального промышленного района (1927-1937 гг.) Рязань. 1971. С.48.
23. Там же. С.47.
24. Сергеев Г.С. Социально-экономическое развитие деревни Центрально-промышленного района накануне коллективизации 1926-1929 г. Калинин 1967. С.134.
25. СУ.1926. № П.Ст.69.
26. Большевик.1929.№ 12.С.51.
27 ТАРФ. Ф. 374. Оп. 28. Д. 2470. Л. 166.
28. Сергеев Г.С. Социально-экономическое развитие деревни Центрально-промышленного района накануне коллективизации 1926-1929 г. С.291
29. С3.1929. №69.Ст.642.
30. Там же.
31. Бюллетень узаконений... 1929. №44-45.С19.
32. Вестник советской юстиции. 1930.№2.С.6.
33. СУ.1928.№36.Ст.269.
34. Сергеев Г.С. Социально-экономическое развитие деревни Центрально-промышленного района накануне коллективизации 1926-1929 г.С.224.
35. ГАРФ. Ф. 374. Оп. 28. Д. 2470. Л. 168.
36. Сергеев Г.С. Социально-экономическое развитие деревни Центрально-промышленного района накануне коллективизации 1926-1929 г. Калинин. С. 166.
37. Данилов В.П. Указ соч. С.55-56.
38. Сдвиги в сельском хозяйстве СССР между XV-XVI партийными съездами. Статистические сведения по сельскому хозяйству СССР за 1927-1930 г. М.-Л.,1932.С.8О.
39. Сергеев Г.С. Социально-экономическое развитие деревни Центрально-промышленного района накануне коллективизации 1926-1929 г. С.78
40. Бюллетень Тверского губисполкома № 1. 15 апреля. Тверь. 1929. С. 16-17.
41. Там же.
42. Данилов В.П. Указ. соч.С.56.
43. Наемный труд в сельском и лесном хозяйстве СССР в 1926 г. СЮ.
44. ГАРФ. Ф. 374. Оп. 28. Д. 2470. Л. 203.
45. РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 4. Д. 116. Л. 15.
46. Батрачество и пастушество в СССР. М.,1929. С.76,81.
47. Там же. С. 125.
48. Москва и Московская губерния. Статистико-экономический справочник. 1923/24-1927/28гг. М.1929. С.176-177.
49. Статистический справочник по Тверской губернии. Тверь. 1929. С. 202.
5О. Статистический справочник по Тульскому округу. Тула. 1929. С. 186.
51. СЗ. 1929. №14.Ст117.
52. Постановление ЦИК и СК СССР от 4 сентября 1929 г. — СЗ. 1929. №57. Ст.533.
53. СЗ 1927. № 60. Ст. 605 /Пункты 2 и 3/
54. Условия труда и быта сезонников и батраков. /Вопросы труда. 1929. №3-4.С.2О2/.
55. Сдвиги в сельском хозяйстве СССР между XV-XVI партийными съездами. Статистические сведения по сельскому хозяйству СССР за 1927-1930 г. М.-Л..1932.С.82.
56. Итоги десятилетия Советской власти в цифрах 1917-1927. М., 1927.С.159.
57. Коллективизация сельского хозяйства Центрального промышленного района (1927-1937 гг.) Рязань. 1971. С.48.
58. Гайстер А. Расслоение советской деревни. М.,1928. С.73.
59. Бюллетень Тверского губисполкома № 1. 15 апреля. Тверь. 1929. С. 16-17.
60. Коллективизация сельского хозяйства Центрального промышленного района (1927-1937 гг.) Рязань. 1971. С.48.
61. Сдвиги в сельском хозяйстве СССР между XV-XVI партийными съездами. Статистические сведения по сельскому хозяйству СССР за 1927-1930 г. М.-Л.,1932.С.74,82.
62. Статистический справочник СССР за 1928 год. С.92-93.
63. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 1822. Л. 281.
64. Силуянов А.С. Шефская помощь рабочего класса деревне в подготовке социалистических преобразований сельского хозяйства (1925-1929) М..1968.С.46. 65. Там же.С.38.
66. РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 9. Д. 200. Л. 44.
67. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 19. Д.358. Л.199. Об.
68. ЦГАМО. Ф.66.Оп.11.Д.4770.Л.9.
69. Там же. Д.6222. Л.46.06.
70. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 1822. Л. 82.
71. Современные концепции аграрного развития (теоретический семинар) / Отечественная история. №1. 1998. С. 103
72. ЦАОДМ. Ф. 495. Оп. 1. Д. 9. Л. 26. Об.
73. К.Д. Савченко — И.В. Сталину /Известия ЦК КПСС. № 8 . 1989. С. 204.
74. Современные концепции аграрного развития /Теоретический семинар// Отечественная история. № 6. 1995. С. 147
75. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 1822. Л. 83. 76.ЦГАМО. Ф.бб.Оп.11.Д.4770.Л.9.
77. Сельское хозяйство СССР 1925-28.М., 1929.С. 191,193,194.
78. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 1822. Л. 83.
79. Там же.
80. Статистический справочник по Тверской губернии. Тверь, 1929.С.330.
81. Москва и Московская губерния 1923-24- 1927-28. М., 1929. С.417.
82. Сеть сельскохозяйственной кооперации СССР. М., 1929.С.2.
83. ГАРФ. Ф. 374. Оп. 28. Д. 2470. Л. 168.
84. С3.1927.№15.Ст.161.
85. СЗ. 1925.№32.Ст.222.
86. ГАРФ. Ф. 374. Оп. 28. Д. 2540. Л. 29.
87. К.Д. Савченко — И.В. Сталину. /Известия ЦК КПСС. 1989. №8. С. 206.
88. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 23. Д. 8. Л. 346.
89. СЗ. 1928.№34.Ст.301.
90. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 1823. Л. 23.
91. С3.1929. №64.Ст.6О4.
92. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1822. Л. 260.
93.Бюллетень № 6. Двенадцатый Тульский Губернский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Тула. 1927. С. 39.
94. Файн Л.Е. Конец НЭПа и агония кооперации. /НЭП: завершающая стадия //Соотношение экономики и политики. М., 1998. С. 220.
|