JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
V. ДЕРЕВЕНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
Деревенский мир, втянутый в водоворот революционных событий и гражданской войны, насмотревшись на «красных», и на «белых», и на «зеленых» постепенно прозревал. Искал свою линию поведения, приемлемую для большинства сельских тружеников и способную уберечь традиционные устои жизни.
В обстановке «военного коммунизма», когда деревня стала главным объектом беспрецедентной выкачки материальных и людских ресурсов, в ней обозначились довольно неожиданные для большевиков социальные и политические процессы, идущие вразрез с их теоретическими построениями о классовой борьбе. Майские и июньские декреты 1918 г. о введении продовольственной диктатуры, создание комбедов, грабительские действия вооруженных продотрядов, нацеленные на раскол деревни, не только повергли ее в шок, но и консолидировали большую часть деревенского общества, вызвали отпор. Начались восстания и бунты. Об этом свидетельствуют многочисленные новые документы. Приведем лишь несколько секретных информационных сообщений с места в ВЧК за июль 1918 года: «В Одоевском уезде (Тульская губерния) крестьянское кулачество Старобельской, Оринской и Покровской волостей напали на отряд Совдепа, посланный для реквизиции хлеба. Отряд вынужден был отступить. Есть жертвы»; «В двух волостях (Архангельской губ.) произошли бунты и были избиты толпой должностные лица, прогнан революционный отряд»; «В Варнавин-ском уезде (Иваново-Вознесенск, Костромская губерния) на почве учета хлеба контрреволюционные элементы вызвали в волостях вооруженный мятеж трехтысячной толпы, присланная рота, во избежании больших потерь, вынуждена была вернуться; толпа гналась за ней 17 верст; с обеих сторон есть убитые и раненные. В распоряжение Варнавинского революционного штаба отправлены отряды с пулеметами...»1 Непохоже, что восставали только кулаки.
Деревенский мир особенно возмутило стремление властей искусственно поделить всех сельчан на бедных и богатых. Без четких критериев это только провоцировало произвол. Грань, разделяющая зажиточных от малоимущих настолько была зыбка и размыта, что в разряд мифических кулаков легко мог попасть не только середняк, но и бедняк, «уличенный», скажем, в торговле своими продуктами. Пропагандистские ярлыки типа «кулак», «богатей», «хозяйчик», «собственник», «спекулянт» и т.п. власти могли довольно просто навесить на всех, кто проявлял строптивость, что и подтверждалось на практике. Протест деревни был повсеместным: когда, к примеру, на Княжевском волостном сходе Астраханской губернии приезжий комиссар поставил вопрос «О разделении населения на категории», собравшиеся в ответ постановили: «все население относится к одной категории за неимением кулаков и буржуазии», а в Линейном той же губернии сельский Совет заявил: «в селе нет ни одного буржуя и середняка, а только пролетарии».2 Точно так же поступил сход всех сельских обществ и комитетов бедноты Чепуговской волости (в селе Чепуги) Казанской губернии. При обсуждении спущенного сверху указания «о сборе контрибуции с кулаков», он 5 ноября 1918 года постановил: «отказаться за неимением кулаков в волости». Еще резче высказались жители Ново-Акшинской волости Пензенской губернии: «Принимая во внимание, что кулаков и богатеев в волости нет, а есть только трудящиеся граждане, обрабатывающие землю своим трудом, и, следовательно, между ними классовых различий не может быть, раскалывая деревню на два враждебных лагеря — на бедняков и кулаков, тем самым Советская власть разоряет страну, так как этим размножает лодырей».3
Ленин, по обыкновению, любое крестьянское выступление клеймил как кулацкое. Но вряд ли оправданно все списывать на кулаков или белогвардейцев. Насилие властей толкало на бунт многих деревенских жителей. К примеру, в деревне Шлыки Оханского уезда Пермской губернии при попытке описи хлебных запасов, как сообщала уездная ЧК, «собралась толпа человек в 700 и убила 8 красноармейцев и советских работников».4 Во Владимирской губернии «все крестьяне с. Высь восстали против ссыпки излишков хлеба и разогнали комитет бедноты»; в Верейской волости Московской губернии «восстали четыре волости, восставших около 10 тыс. человек».5 Совершенно очевидно, что против реквизиции и комбедов выступали не одни кулаки. По свидетельству одного из партийных функционеров, комбеды «всюду, положительно везде, оставили уже совсем безрадостные воспоминания в таких их делах, которые иначе, как уголовные, признать нельзя».6
Чтобы приглушить недовольство и возмущение деревни, Центр упразднил комбеды в ноябре 1918 года, объявил союз с середняком. Однако поборы продолжались и деревня находила ответные шаги. Прежде всего, росла солидарность деревенского общества, отвергающего бесцеремонное вмешательство в его внутреннюю жизнь. Все больше прозревала и деревенская беднота; значительная ее часть, еще недавно помогавшая продотрядам обирать своих же мужиков, быстро смекнула, что отряды с комиссарами приходят и уходят, а все «шишки» и неприязнь деревни падают на них. Более того, малоимущие довольно скоро усвоили, что полная выкачка хлеба из деревни ударяет и по их интересам — в голодные весенние месяцы не у кого будет перехватить взаймы, тем более, что с роспуском комбедов отменялось и 20-ти процентное хлебное вознаграждение за усердие в обысках и реквизициях. Постепенно приходит осознание, что конфронтация со всем деревенским обществом себе же в убыток, а солидарные с ним действия позволят более успешно отбиваться от нарастающих продовольственных и иных повинностей. В этой ситуации довольно распространенным становится явление, когда беднота начинает помогать более состоятельным односельчанам укрывать на своих подворьях от обысков и реквизиций их хлеб и скот. В.А. Потапенко — бывший продотрядник — писал в своих воспоминаниях: «При обысках находили мешки с зерном и у бедняков. Откуда у них брался хлеб? — вопрошал он и пояснял, — они предоставляли свои амбары для хранения кулацкого хлеба. Приходилось реквизировать».7 То же самое наблюдалось в Усманском уезде Тамбовской губернии: «По имеющимся сведениям большая часть крестьянской бедноты была снабжена местными кулаками и держателями излишков хлеба в счет будущего урожая семенами и хлебом». «Кулаки прятали хлеб у бедняков, уверенные, что к последним не придут», — доносили из Владимирской губерний.8 «Беднота, — сообщалось из Череповецкой губернии, — глядит вдобавок на кулака с мыслью: «Авось выручит в черные дни с хлебом».9
Нередко вся деревня заодно выступала в защиту своего односельчанина, не делая разницы между бедным и богатым. По докладу инструктора Наркомпрода Мазурина, изымавшего хлеб в Бобриковской волости Епифанского уезда Тульской губернии, «при отобрании муки и мануфактуры у кулака собралась толпа, чуть ли не всей деревни, и начала сжимать кольцо., пришлось стрелять в воздух, вызывать 15 красноармейцев».10 Как видно, в настроениях крестьян происходили заметные перемены; они уже по-иному реагировали на карательные действия властей, нежели летом 1918 г., когда деревня оказалась фактически расколотой и деморализованной, а обыски и реквизиции проводились, обычно, при испуганно-покорном поведении большинства ее жителей. Возрастающая корпоративность деревни проявлялась в самых различных акциях: в протестах против злоупотреблений начальства, отказе от выполнения завышенных нарядов, уклонении от коммун и артелей, требованиях узаконить собственность на землю, снять заградотряды, разрешить свободную торговлю и пр. Чем жестче действовала власть, тем сплоченнее выступала деревня, защищая бедных и богатых.
Показательна и такая тенденция, вызванная чрезвычайщиной «военного коммунизма»: как ни обрабатывали деревню партийные функционеры, она упорно выбирала в низовые Советы не люмпенов и чужаков, а наиболее хозяйственных и авторитетных мужиков. Происходили изменения и в составе, и в стиле работы, особенно сельских Советов, в свое время переживших идеологическую «чистку» под натиском комбедов, а теперь немного укрепивших свое положение. В них чаще выбираются думающие, грамотные односельчане, хорошо знающие беды деревни и пытающиеся как-то оградить ее от произвола всевозможных чрезвычайных уполномоченных. Правда, сельсоветы и сами могли в любое время попасть под жернова репрессий. Высшие власти не особенно с ними церемонились. Характерен в этом отношении приказ председателя Пензенского губисполкома и губпродкомиссара, переданный телеграфно 6 декабря 1919 г. всем райпродкомам, уполномоченным и волиспол-комам о снабжении винзаводов картофелем: «Отобрать подписки от председателей сельсоветов о выполнении в 48 часов разверстки на картофель и отправки его. За неисполнение арестовать и отправить в губтюрьму, исполнение же обязанностей председателя возложить на члена сельсовета, потребовав от него то же самое, и так продолжать до тех пор, пока разверстка не будет выполнена».11 Подобное становилось обычной практикой.
И, тем не менее, многие сельсоветы, в меру своих возможностей, защищали сограждан: занижали наличие продовольствия в крестьянских дворах, оберегали их от непосильных мобилизаций по трудгужповинности, отбивали попытки особенно ретивых комиссаров «брать хлеб под метелку». Известны факты, когда сельские Советы, опираясь на деревенский мир, вообще отказывались давать какие-либо продукты очередным сборщикам. Так, командированный в мае 1919 г. в село Брутово Владимирской губернии уполномоченный Рогозин сразу же столкнулся с «единым фронтом» сельской власти и жителей. На требование дать продукты для отряда председатель сельсовета заявил: «В Брутове больше ничего достать нельзя, так как хлеба нет, коров не доят и куры не несутся». Возмущенный уполномоченный решил тряхнуть деревню. В четыре часа ночи он созвал собрание и обратился к «беднякам и середнякам» переизбрать Совет. Однако в ответ, как он заметил в отчете, «последовало гробовое молчание». Семь часов подряд Рогозин «перевоспитывал» сельский сход, уговаривая и угрожая, и только к полудню добился замены Совета; начались обыски и реквизиции, причем, спрятанный хлеб находили и у бедняков.12 В Уфимском уезде, согласно оперативным сводкам ВЧК, замечена была даже «агитация самих сельских председателей с целью отказа выполнить разверстку хлеба».13 Так же активно противодействовал деревенский сход во главе с председателем Совета в селе Тарасовке Симбирской губернии. И здесь был применен апробированный метод, — руководитель сельсовета арестован и назначен другой.14
Заезжие комиссары и продотрядники довольно часто занимались самоуправством, смещали или подвергали арестам «строптивых» председателей и членов Совета, а то и прибегали к физическому воздействию. Крестьяне села Медного Кирсановского уезда Тамбовской губернии жаловались во ВЦИК: «Насилия и расправы проявлялись в самых диких формах. Немало пришлось перенести побоев, как рядовым гражданам, так и членам сельского Совета. Последние в течение нескольких ночей, невзирая на самые лютые морозы, держались под арестом в холодном помещении. Плетки и приклады, гулявшие по спинам граждан, невольно напоминали старое время...»15 Судя по документам, «плетки и приклады» становились универсальными приемами «воспитания деревни».16 А аресты председателей и членов сельсоветов — само собой разумеющейся «революционной мерой». Из Симбирской губернии, например, доносили: при отказе некоторых сел выполнять хлебную разверстку «был арестован сельский совет и вопрос ликвидирован».17 Впрочем, не всегда так легко удавалось «ликвидировать вопрос». Иногда крестьяне брались и за оружие, защищая свою деревенскую власть. Стоило Владимирской губчека арестовать часть непокорного исполкома Барщинского волсовета и отправить его на станцию для Доставки в губернский центр, как, по данным оперативной сводки штаба войск ВЧК от 4 июня 1919 г., «толпой крестьян ночью арестованные были освобождены». Не помог и вооруженный отряд.18 В сходной ситуации при переучете хлеба в Полынковической волости Смоленской губернии в июле 1919 г. и попытке продотрядников арестовать председателя и секретаря Совета «собралась толпа крестьян, которая ареста произвести не дала». Это удалось осуществить позже только с помощью чекистов.19
Деревенское общество, восстанавливая защитные функции общины, все чаще выступало едино, получая поддержку бедноты, а порой и низовых Советов. «Бывшие союзники — батраки и беднота, — писал СМ. Дубровский, — те из них, которые уже превратились в самостоятельных хозяев, далеко не с прежним пылом готовы были поддерживать мероприятия советской власти, нарушающие их интересы как собственников».20 Уполномоченный, побывавший в деревне Своино Лихвинского уезда Калужской губернии, докладывал в ЦК РКП (б): «Я был прямо поражен, когда узнал, что самые бедняки здесь настроены враждебно против советской власти».21
Сплачивало деревню стремление властей любыми путями и агитационно-пропагандистскими мерами, и повседневной практикой внедрить в сознание сельских жителей совершенно абсурдную для их понимания установку, будто все произведенные ими продукты вовсе не принадлежат им, а являются исключительной собственностью государства. Эту идею особенно настойчиво насаждал Ленин. По его мысли разговоры крестьян типа: «Я хлеб произвел, это мой продукт, и я имею право им торговать» ведутся лишь «по привычке, по старинке». «А мы говорим, — разъяснял вождь, — что это государственное преступление. Свободная торговля хлебом... есть возврат к старому капитализму, этого мы не допустим, тут мы будем вести борьбу, во что бы то ни стало».22 Ленинские разъяснения подхватывались органами власти, партийными функционерами и облекались в форму приказов, распоряжений, инструкций. В Пензенской губернии, к примеру, в инструкции губпродкома всем уполномоченным, командируемым в уезды и волости для проведения «продовольственного двухнедельника», предписывалось: «Разъяснять населению, что произведенный отдельными гражданами хлеб не есть их собственность, а принадлежит он государству, ибо земля, на которой производится хлеб, принадлежит государству, а не ему».23 На Астраханском уездном съезде Советов докладчик внушал делегатам: «Нет больше нашей собственности... забудем слово «собственность».24 А уполномоченный ВЦИК некто Галактионов в докладе в Центр даже возмущался «непонятливостью» крестьянина, что тот до сих пор «никак не может примириться с мыслью, что кто-то иной может распоряжаться «его» хлебом».25
Подобные «разъяснения», подкрепленные реквизициями, конфискациями и жесткими запретами на свободную торговлю, вызывали возмущение всех слоев деревни, в том числе и бедняков. И это нередко выливалось в восстания с лозунгами: «Долой запрещение свободной торговли!», «Хлеб, мясо коммунисты отбирают для себя, да здравствует базар!»26
Все более усиливающееся давление на деревню заставляло крестьян менять тактику поведения: хитрить, изворачиваться, лицемерить, приспосабливаться к ситуации. «Почти во всех волостях, — резюмировал свои наблюдения в Новгородской губернии особоуполномоченный ВЦИК Н.И. Подвойский, — после переговоров и объяснений агитаторов крестьяне соглашаются с нами и признают, что, действительно, власть Советов — народная власть. Но из выслушанных докладов видно, что эти признания совсем не прочны и вряд ли искренни».27 «По резолюции, скажем, в деревне Бегунове настроение населения великолепное.., — констатировал другой уполномоченный, — а глядишь, через неделю в этой деревне вспыхнуло восстание — вот тебе и резолюция».28
Эта новая тактика особенно ярко проявлялась после подавления мятежей в том или ином селении. Крестьяне в этом случае обычно «каялись» и с готовностью принимали любую резолюцию, заранее заготовленную устроителями собрания. Вот несколько характерных примеров. В деревне Бор Толмачевской волости Бежицкого уезда Тверской губернии, после усмирения восставших, на собрании с участием 350 человек принимается резолюция: «Мы, граждане деревни Бор, выяснив смысл контрреволюционного выступления против местных волостных властей, заявляем, что мы, большинство, были введены в заблуждение кучкой кулаков. В настоящее время, сознавая свои поступки несправедливыми, мы, все граждане нашего селения, считаем, что никакой иной власти не должно быть, кроме власти Советов, которая всегда готова защитить угнетенное бедное и среднее крестьянство. Восстаний в нашей деревне впредь не будет, ибо в этот раз мы были введены в заблуждение. Да здравствует власть Советов! Да здравствует мировая социалистическая революция! Да здравствует вождь социалистической революции товарищ Ленин!».29 В это же, примерно, время (март 1919 г.) совершенно в другом конце страны, в селе Каралат Астраханской губ., принимается почти идентичная резолюция, в таком же пропагандистском ключе. В начале ее — признание вины за участие в восстании и клятва «не производить в будущем никаких мятежей». А в конце обычное славословие в адрес режима: «Да здравствует РСФСР! Шлем проклятья всем восставшим против Советской власти и против товарищей коммунистов — большевиков, которые, мы видим, ведут нас к светлому будущему, к жизни социализма. Хвала и слава защитникам трудящихся масс. Красному флоту (подавлял восстание карательный отряд Волжской военной флотилии. В.А.) и товарищам коммунистам заградительных отрядов, которые гордо и смело пошли на защиту беднейшего класса против восставших кулаков и провокаторов».30
A.M. Большаков, большой знаток деревни и очевидец многих событий тех лет, предельно четко раскрыл цену этих «крестьянских» резолюций. «Обыкновенно, — пишет он, — их выносят или служащее лицо, или партиец. От крестьянской массы там нет ни слова. Поэтому получается так: в 12 часов примут одну резолюцию, а в 2 часа те же мужики говорят совсем другое, противоположное всем решениям».31
Консолидировали деревню и нарастающие с 1919 года антивоенные настроения. Они охватывали все слои деревенского населения. И проявлялись, прежде всего, в отказе сходов проводить очередные мобилизации, в укрывательстве дезертиров, в поддержке «зеленых», в призывах кончать войну и т.п. Общеизвестны постановления сельских сходов не обучать людей военному делу; или, как это было во Владимирской губернии, сразу несколькими селами «выносились решения не давать красноармейцев».32 В Тотемском уезде Вологодской губернии проводились даже сборы средств в пользу дезертиров, а в Грязовецком уезде в некоторых районах требовали «признания власти зеленых».33 «Зеленые» иногда рассматривались крестьянами как сила, способная избавить их и от красных, и от белых. В Смоленской губернии, например, мобилизованные нередко объединялись с «зелеными», а в местечке Шарковшизна на сторону «зеленых» перешли и председатель, и секретарь Совета.34 Схожее наблюдалось и в Череповецкой губернии, где к «зеленым ушел председатель Сафроновского волостного Совета и член волпродкома.35 Известны факты, когда восстания крестьян, как это было в Юрьев-Польском уезде Владимирской губернии, проходили под лозунгами: «Долой Советы!», «Да здравствует Учредительное собрание!» и «Зеленая армия тыла!» или на тамбовщине — с призывами: «Долой Советы!», «Да здравствует зеленая армия тыла!».36
Антивоенные настроения проявлялись и в других формах. К примеру, в селах и волостях Ленинского уезда Царицынской губернии, как сообщалось в сводке губчека, «Крестьяне в момент объявления мобилизации вдруг прониклись религиозными убеждениями и отказываются являться на мобилизацию, выполнять подводную повинность, отчислять продовольственные продукты по нарядам губпродкома и т.п., объясняя это тем, что все это идет на войну, а способствовать таковой они не намерены.37 Среди населения этих сел распространялись антивоенные воззвания. В одном из них говорилось: «Граждане! Откройте свои глаза на то, что делается. Генералы и комиссары сразили Вас, и Вы бьете своих братьев и детей. Сила в Вас, скажите все громко: «Долой войну, ни один на фронт ни шагу и да здравствует народный мир!»38 В Витебской губернии эсеровские прокламации призывали: «Довольно терпеть, братья-крестьяне. Коммунисты вконец разорят вас и не могут даже защищать Вас от помещиков и капиталистов. Организуйте партизанские отряды и сдавайте им все оружие. Мы должны бросить паразитов — большевиков. Трудящиеся поняли, что большевики предали и разорили их и не хотят поэтому идти сражаться с Деникиным и прочими помещиками, генералами. Вслед за большевиками сгинет тогда и Деникин».39
Особенно сплотила различные слои деревни в противостоянии с властью начавшаяся в феврале 1919г. широкомасштабная кампания по вовлечению крестьян в коммуны и артели. Накануне, в декабре 1918 г., первый Всероссийский съезд земельных отделов и коммун призвал к немедленному созданию земледельческих коммун и советских коммунистических хозяйств с общественной обработкой земли, подчеркнув, что в своем развитии они приведут «к единой коммунистической организации всего сельского хозяйства».40 Этот призыв был вскоре узаконен положением ВЦИК от 14 февраля 1919 г. «О социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию». В Положении разъяснялось, что вся земля, «в чьем бы пользовании она не состояла», теперь считается «единым государственным фондом», а существующая практика единоличного земельного пользования считается «преходящим и отживающим».41 Власть, таким образом, твердо заявляла о национализации всей земли и фактически отказывалась от своего знаменитого декрета «О земле», где четко было сказано, что «Вся земля... поступает в общенародный земельный фонд», «Земля рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуется». Да и Ленин заверял: «Пусть сами крестьяне решают все вопросы, пусть сами Устраивают свою жизнь».42
Крестьянство, собственно, и поддержало октябрьский переворот 1917 года в надежде прирастить свои наделы за счет помещичь-ей земли и получить право свободного землепользования. Однако суровая реальность вскоре убедила многих деревенских жителей, что они не только не стали хозяевами полученной земли, но и лишились права свободно распоряжаться ее плодами; больше того, им все настойчивее внушали мысли о государственной собственности и на землю, и на все, что крестьянин на ней производит. Поэтому стремление власти «на аркане потащить крестьян в коммуну» встретило с их стороны недовольство и сопротивление. Как писал в 1919 году И. Мозжухин: «Крестьянство еще не забыло, вероятно, преданий о том, как около сотни лет тому назад подобные же меры применялись в вольных поселениях при министре Александра I Аракчееве и почти везде в виде общественных обязательных запашек при Николае I. В обоих случаях общественная обработка земли оставила по себе недобрую память, как самое тяжелое насилие над личностью и свободою крестьян».43
Что-то похожее стало насаждаться в 1919 г. Крестьяне к тому же вскоре убедились в безалаберности, бесхозяйственности, царивших в коммунах и совхозах, превращавшихся часто в нахлебников государства. В некоторых из них «придерживались 8-часового рабочего дня даже в страдную пору».44 Руководитель отдела от ЦК РКП (б) по работе в деревне В. Невский в докладе в мае 1920 г. констатировал: «Коллективные хозяйства во многих местах дают только убыток, в среднем они прокармливают себя и только в редких случаях дают заметный излишек».45 Даже Ленин признал, что «опыт этих коллективных хозяйств только показывает пример, как не надо хозяйничать: окрестные крестьяне смеются или злобствуют».46 По мнению вождя, подобные колхозы «в таком плачевном состоянии, что они оправдывают название богаделен».47
Сопротивляясь насаждению коллективных форм ведения хозяйства, крестьяне все больше проявляют тягу к закреплению прав на землю. Причем, как отмечает Н.П. Першин, сразу же обнаружилось стремление к хуторскому и отрубному способу ведения хозяйства, сначала в северных и северо-западных губерниях, а затем и по другим регионам России. В Брянской губернии в 1918 г. «дело доходило даже до расселения по хуторам среди лесных массивов... хутор или отруб были в то время заветной мечтой каждого хозяина». В Смоленской губернии имелись случаи «полного разверстания целых селений на хуторские и отрубные участки».48 «Витебские, смоленские, тверские, калужские, рязанские и тамбовские крестьяне, по нашим расспросам, — писал в 1919 году Мозжухин, — стремятся к собственности на землю, при этом главным образом в единоличной ее форме».49
В сознании крестьян, думается, происходил поворот, и частнособственнические установки выдвигались теперь на первый план. Деревенские труженики стремились во что бы то ни стало закрепить за собой землю и даже шли при этом на разные уловки, не особенно доверяясь новым поворотам судьбы. «В крестьянских сердцах, — с огорчением заметил в 1919 г. член коллегии Комиссариата земледелия Кураев, — уже догорели революционные огни».50 «Деревенский батрак и бедняк политически умерли для революции, как только превратились в мелких хозяйчиков», — писал С. М. Дубровский в 1923 г.51 Переход помещичьей земли в пользование крестьян теперь все более «стимулировал, — как верно подметил О. Ю. Яхшиян — стремление прекратить земельные «отнимы» (общинные переделы) и «определить на душу, занумеровать в пожизненную собственность».52
Деревня все настойчивее требует признания землепользования бессрочным, оставление земли за крестьянским двором, пока он существует, и недопустимости лишения земли иначе как по отказу самих владельцев или в случае прекращения ведения крестьянским двором сельского хозяйства.53 В Смоленской губернии, как сообщал губпродотдел землеустройства в 1920 г., «с неимоверной быстротой производится самовольное развертывание земли на хутора и с такой же быстротой приступается к новому пользованию этими участками и возведению на них построек».54 А.В. Луначарский, посетивший Смоленскую губернию во второй половине 1919 г., приходит к выводу: «крестьянство губернии нельзя считать прочным союзником пролетариев, оно ненавидит советскую власть за реквизиции и войну и особенно настойчиво просит узаконить отношение крестьян к земле. Беспокойство крестьян за непрочность своей земельной собственности особенно мучительно, и требования крестьян в этом отношении настойчивы».55 Такое же упорное стремление многих сельских жителей уйти на хутора наблюдалось в Гомельской губернии. «Понятно, — констатирует Гомельский губземотдел, — существование хуторов старого землеустройства показало населению пользу перехода от его традиционной несовершенной системы землепользования к более интенсивным формам хозяйства... Население полагает, что совершенной формой хозяйствования и освобождения его от ужасов общинной чересполосицы является хутор».56
Сходные процессы проходили в Псковской, Тверской, Новгородской, Череповецкой, Московской и др. губерниях. По свидетельству губземотделов «бегство» на хутора «самовольно», «самочинно», «беспорядочно» усилилось и под влиянием дореволюционного опыта хуторского расселения, и как средство уберечься от коммун и артелей.57
Опасаясь обвального характера выделения на хутора, власти в Архангельской, Петроградской и других губерниях вводят запретительные меры по этому поводу. В Костромской губернии, к примеру, губземотдел принял в ноябре 1920 г. «решительные меры к приостановлению массового движения населения к выселению на хутора и поселки» и одновременно усилил пропагандистское давление на деревню, обещая многие льготы и привилегии тем, кто вой-дет в коммуны.58 Однако и в этой непростои ситуации крестьяне находили различные уловки, чтобы и властям угодить, и свои интересы соблюсти. Как сообщалось из Смоленской губернии, «более опытная часть населения старается обойти существующее узаконение об организации общественных форм землепользования, имея конечной целью тоже образование хуторов. Подавая ходатайство об организации того или иного вида колхозов, имеют ввиду не общественное земледелие, а временно воспользоваться теми благами, которые предоставляются в поощрение коллективов — выбрать и захватить лучшую землю, и затем, при удобном случае, разверстать ее на хутора». В результате этих хитроумных комбинаций «в Смоленской губернии, — сообщал губземотдел, — из организовавшихся коллективов значительное количество пользуются землей отдельными участниками в виде хуторов и отрубов».59 Организация подобных «фиктивных артелей» с целью создания на их базе отдельных единоличных хуторских хозяйств успешно практиковалось и во Владимирской, и Гомельской губерниях. Охотно организуя, артели, крестьяне «со временем переделывали их на хутора».60 Деревня таким маневром избегала общественной обработки земли. Видный партийный работник, член ВЦИК В.И. Невский, сам активно насаждавший коммуны и артели, прекрасно понимал мотивы сопротивления деревни этим новациям. В докладе в ЦК РКП (б) в сентябре 1920 г. он пояснял, что крестьянин теперь не тот, «что был в 1917 году. Он не только хочет отнять землю у помещика, но уже владеет ею и хочет быть ее единственным хозяином... Не хочет советских хозяйств, он мелкий собственник и противник коммуны».61
Довольно скептически деревня стала относиться к агитационно-пропагандистским акциям. В 1917, 1918 годах агитаторам еще удавалось будоражить сельское население обещаниями близкого рая. Воззвания и революционные призывы напоминали тогда больше шаманские заклинания. Чего стоили хотя бы резолюции местных коммунистических организаций типа: «Мы должны пойти к беднякам и разбудить темноту. Мы должны ободрить спящих, всех слепых заставить прозреть, всех хромых поставить на ноги. Нужно громко им сказать: довольно жить в аду. Уже штурмуются райские двери. Уже наступает то время, когда наступит рай на земле», (из протокола Клинского уездного съезда РКП (б) Московской губернии); «Пробил час нашей расплаты с нашими кулаками, мародерами, капиталистами и империалистами. Мировая революция уже во всех странах, везде и повсюду образовались Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» (Глазовская волостная организация РКП (б) Московской губернии); «Близок час, когда мы соединимся с мировым пролетариатом и под руководством международного Совнаркома ринемся в бой с империалистами всего мира» (Из резолюций съезда волостных ячеек РКП (б) Коломенского уезда Московской губернии) и т.п.62
Деревне подобная политическая трескотня уже приелась. Теперь крестьяне встречали наезжающих агитаторов настороженно, а то и враждебно, тем более, что последние часто являлись вместе с продотрядами. Из Кромского уезда Орловской губ. сообщали: «На митингах ораторы не столько объясняют задачи советской власти, сколько запугивают наганом или красным террором сельских граждан, благодаря чего отбивают охоту к выслушиванию ораторов».63 «Теперь страшно посылать агитаторов в деревню, — доносили из Лебедянского уезда, — лишь только потому, что благодаря им бывают восстания в деревне».64 В Верхосунской волости Вятской губернии, по информации в ЧК, «на митингах не дают высказаться ораторам и угрожают избить...», а в Юргинской волости той же губернии «на митинге кричали агитатору: «Убирайтесь Вы со своей Советской властью... нам нужна свободная’торговля».65 Да и зазывать на митинги сельских жителей становилось все труднее. Приходили или одни женщины со своими жалобами и претензиями, или говорливые мужики — спорщики, изводившие докладчиков каверзными вопросами. А чаще, по свидетельству очевидца, «стоило кому-либо заметить, как к околице подходит продотряд, тотчас все разбегались по лесам и оврагам, захватывая с собой что было можно».Один из курсантов Университета им. Свердлова, побывавший в Бронницком уезде Московской губернии с пропагандистскими целями, писал в отчете: «Крестьяне к митингу стали равнодушны «уговариватели приехали», говорят они, и стараются уклониться».66 Корпоративность в деревне и в этом отношении проявлялась совершенно определенно; выработался стойкий стереотип неприятия демагогических речей и призывов многочисленных «уговорщиков» и пустозвонов.
Естественно, что и в самом сельском обществе межличностные противоречия социально-экономического характера и на бытовом уровне, не исчезли. Тем более, что они постоянно подпитывались режимом. Однако глубокий внутридеревенский раздор, захлестнувший деревню в 1918 году, стал постепенно затухать. Крестьянство, сполна отведавшее и пряник, и кнут, во многом прозрело. Оно, конечно, не хотело возвращения старых порядков, но и решительно сопротивлялось насаждению «царства социализма». Многие сельские жители центральных и особенно северо-западных губерний стремились закрепить землю в собственность, стать подлинными ее хозяевами. Видный партийный функционер В.И. Невский, возглавлявший отдел ЦК РКП (б) по работе деревни, в мае 1920 года в своем докладе констатировал: «Даже середняк, с которым заигрывает советская власть, одним глазом смотрит на кулака, мечтает о том, как бы спекульнуть и сделать так, чтобы землица была бы не государственная, а собственная».67
Деревенский мир в сложных условиях «военного коммунизма» научился отстаивать свои корпоративные интересы и во взаимоотношениях с властью действовал довольно солидарно.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Советская деревня глазами ВЧК—ОГПУ—НКВД. Документы и материалы. Т. 1. 1918—1922. под редакцией А. Береловича (Франция), В. Данилова (Россия). М., 1998. С.72, 73, 76 — 77.
2. Государственный архив Астраханской области. Ф. 477. Оп.З. Д.57. Л. 12; Красный воин (Астрахань) 14 ноября 1919 г.
3. Голос трудового крестьянства. Орган наркомзема. 1 января 1919 года; Комбеды. М, Т. 1. 1928. С. 122.
4. Советская деревня глазами ВЧК — ОГПУ — НКВД... С.80.
5. Там же. С.96.
6. Павлюченков С.А. Военный коммунизм: власть и массы. М. 1997. С. 71.
7. Потапенко В.А. Записки продработника. Воронеж. 1973. С.83.
8. Государственный архив Тамбовской области. Ф.1236. Оп.1. Д.76. Л. 112; РГАСПИ. Ф. 17. Оп.65. Д.25. Л.66.
9. Советская деревня глазами ВЧК — ОГПУ-НКВД... С.239.
10. Государственный архив Тульской области, (далее ГАТО). Ф. Р-31. Оп.1. Д.76. Л.28; ЦГАМО. Ф.7135. Оп.1. Д.2. Л.73.
11. Бюллетень Пензенского губпродкома № 6. 14 января 1920 г.
12. РГАСПИ. Ф.17. Оп.65. Д.25. Л.66.
13. Советская деревня глазами ВЧК — ОГПУ — НКВД... С.345.
14. Продовольственная политика в свете общего хозяйственного строительства советской власти. Сб. материалов. 1920. С.243.
15. Советская деревня глазами ВЧК — ОГПУ- НКВД... С. 195.
16. Там же. С. 189, 190.
17. Советская деревня глазами ВЧК — ОГПУ — НКВД... С.332.
18. Советская деревня глазами ВЧК — ОГПУ — НКВД... С. 137.
19. Тамже. С. 155.
20. Дубровский С.М. Очерки русской революции. 2 изд. М., 1923. С.233.
21. РГАСПИ. Ф.17. Оп.65. Д.332. Л.76.
22. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.35. С.315.
23.Государственный архив Пензенской области. Ф.1. Оп.1. Д.264. Л.30.
24. ГАРФ. Ф.393. Оп.З. Д.46. Л. 194.
25. РГАСПИ. Ф.17. Оп.65. Д.60. Л.135.
26. Советская деревня глазами ВЧК — ОГПУ — НКВД... С.227.
27. Известия Народного комиссариата по продовольствию № 1—2. Январь —февраль 1920. С.37.
28. Павлюченков С.А. Указ, соч., С. 135.
29. РГВА. Ф.9. Оп.4. Д.172. Л.13.
З0. Известия отдела внутреннего управления Астраханского Совета 4 мая 1919 г. С.27.
31.Большаков A.M. Деревня 1917-1927. М.,1927. С.425.
32. Советская деревня глазами ВЧК—ОГПУ—НКВД... С. 137.
33. Там же. С.166.
34. Тамже. С. 142.
35. Тамже. С.152.
З6. Тамже. С.151, 153-154.
37. Тамже. С.251.
38. Тамже. С. 251.
39. Тамже. С.213.
4О. Правда. 19 января 1919 г.
41. Собрание узаконений. 1919. № 4. Ст.43.
42. См. Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т.35. С.26, 27.
43. Вестник Московского областного союза кооперативных объединений (далее ВМОСКО). №1.10 марта 1919 г. С.9.
44. Булдаков В. Красная смута...С. 115.
45. РГАСПИ. Ф.17. Оп.65. Д.236. Л.ЗО. 46.Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т.43. С. 60.
47. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.42. С. 180.
48. Першин П. Н. Участковое землепользование в России. Хутора и отруба, их распространение за десятилетие 1907-1916 гг. Их судьба во время революции (1917-1920 гг.) М. 1922. С. 39, 40.
49. ВМОСКО. № 5-6. 1919. С. 5.
50. ВМОСКО. № 1. 1919. С. 14.
51. Дубровский С. М. Очерки русской революции... С.235.
52. Менталитет и аграрное развитие России... С. 105.
53. О земле. Выпуск 1. Сб. статей о прошлом и будущем земельно-хозяйственного строительства. М., 1921. СП.
54. Там же. С.73.
55. РГАСПИ. Ф. 78. Оп.1. Д.13. Л.4.
56. O земле. Выпуск. 1. Указ. соч. С.73.
57. Там же. С.74.
58. Тамже. С.75.
59. Тамже. С. 75.
60. Там же. С. 75.
61. РГАСПИ. Ф.17. Оп.5. Д.26. Л.28.
62. ЦАОДМ. Ф. 1660. Оп.1. Д.2. Л.6; Д.8. Л.2; Ф.1588. Оп.1. Д.10. Л.6, 20.
63. РГАСПИ. Ф.17. Оп.65. Д.54. Л.З.
64. Там же. Ф.17. Оп.65. Д.5. Л.75.
65. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД... С. 132.
66. РГАСПИ. Ф.17. Оп.5. Д.91. Л. 54.
67.РГАСПИ. Ф.17. Оп.65. Д.236. Л.90.
|