ПРИОРИТЕТЫ
1
В основе мировоззрения, которым мы руководствуемся, лежит правая идея власти (действия, активности, силы), противоположная левой идее «бунта», отрицания власти, пассивности, «свободы». Наше отношение к реальным и конкретным властям определяется этим изначальным фактом. Мы — за сотрудничество с ними. Но необходимо подчеркнуть: мы относимся к власти, исходя из самой идеи власти. А это — критическое отношение, хотя, конечно, будучи правым, оно составляет противоположенность такому же отношению в его левом варианте. Вместе критическое и конструктивное значит «творческое». В конечном счете мы требуем от власти одного: чтобы она была великой. Ибо живой, созидательной (организующей), ориентированной на рост, развитие и укрепление, является исключительно великая власть, власть, возводящая себя к вневременной и абсолютной власти, власть, одухотворенная собственной сакральной идеей.
Мы призываем власть вершить свое дело более твердо, последовательно и решительно. Но для его успешного осуществления в современной России недостает двух вещей. Во-первых, внутреннего единства правящего слоя, что ставит под вопрос само существование такового. Во-вторых, активной идеологической политики, от которой власть фактически самоустранилась несколько лет назад. То и другое было утрачено при распаде КПСС. То и другое должно быть восстановлено — и только это будет означать выход страны из затянувшегося «переходного периода».
Процесс нового объединения элиты связан с процедурой отбора как среди старых управленческих кадров, так и среди выдвиженцев последнего времени. Носители идей распада есть всюду. И мы не найдем более верного способа снова сделать Россию сильной, кроме как рассчитавшись сполна с теми, кто в последние 5-10 лет сделал ее слабой. Разворот к стабильности, созиданию и укреплению власти будет лишен смысла и запрограммирован на неудачу, если его возглавят те самые лица, которые немногим раньше дирижировали процессом распада. Людей, которые лишили власть ценностного начала, дискредитировали ее при помощи либеральной демагогии, нужно теперь держать от нее на расстоянии автоматного выстрела. Правом на власть обладают лишь те, для кого она — идея и ценность, а не «средство» или «неизбежное зло». Ибо только такие люди смогут ее укрепить и приумножить, вместо того, чтобы растратить и промотать, как сделали это демократы.
И уж само собой разумеется, должны быть найдены способы нейтрализации идеологии, взятой на вооружение разрушителями государства. Очевидно, что укрепление и стабилизация власти не могут проходить в условиях господства либеральных идей, лишающих власть ценности и низводящих ее до уровня средства. В настоящий момент власть — крепкая, сильная, проникнутая духом величия — является именно целью. Это — именно то, что сейчас нужно России.
В последние десятилетия идеологическая неразборчивость и беспомощность носителей власти была главной причиной постепенно нараставшей в стране нестабильности. Идеология, которая господствовала в стране все это время, была нацелена на деградацию («унижение», «умаление») власти. Первый вариант этой по существу единой левой идеологии предписывал государству зарыться в экономику и подменить ее собой. Согласно другому варианту, который пришел ему на смену, уже экономике надлежит заменить собой государство. В обоих случаях «государство» низводится до уровня средства обслуживания неких бытовых потребностей граждан. В соответствии с представлениями правой идеологии его назначение совсем в другом. Подлинная миссия государства — хранить Величие Власти, грозно царить над жизнью в священной, религиозной высоте, удерживая за собой верховные распорядительные функции и высший контроль за всем, что происходит внизу. Правое отношение к государству — как и ко всему иному, что охватывается его рамками, — это религиозно-эстетическое отношение. Для правых государство есть оплот Силы и Величия, и ничего больше; оно подчиняется собственным законам и предъявлять к нему утилитарные требования столь же бессмысленно, как и ко всякому другому произведению искусства.
В рамках этого подхода нет никакой причины пытаться сделать всех граждан государственными чиновниками, чего, по меткому замечанию Шпенглера, всегда добивались социалисты. Наоборот, суть правого подхода прямо противоположена подобным намерениям. Государство должно блюсти свое величие, помнить о своей высоте и отдавать себе отчет в том, что лишь немногие способны соответствовать ей. Занятие большинства — зарабатывать себе на пропитание (и государство ни в коей мере не должно мешать им это делать или взваливать заботу о «хлебе насущном» на себя). Служить державному величию, носить в себе идею такого величия могут лишь немногие. И эти немногие должны образовывать единое целое, быть вместе, быть организованными вокруг того, что их объединяет. Ибо для них это означает быть самими собой (т. к. ставить то, что их объединяет, на подобающее ему место — выше всего частного и мелкого, того, что разъединяет). Для них быть едиными значит быть верными собственной духовной сущности. Именно эта верность и это единство делают их подлинной властной элитой, способной установить настоящий государственный порядок.
|