Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России
ББК63.3(2)4+71 А 88
Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета
Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА
А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до государя: Культурогенез средневекового общества Центральной России. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.
ISBN 5-88313-398-3
Книга представляет собой монографическое исследование этнокультурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Центральной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам формирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.
Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, интересующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославленных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.
На последней странице обложки - миниатюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».
Настоящий том «Истории славян» (первый том — «Начало славянской истории» — опубликован в 2002 г.) охватывает период с середины VI по начало VII столетия. Это время стало в известном смысле рубежным в истории расселения славянских народов по Центральной и Юго-Восточной Европе, а также в их длительном противостоянии с Восточно-Римской Империей. К концу его уже складывалась славянская этническая территория в ее средневековом виде. Расселение славян на северо-запад и переход ими Дуная по всему нижнему течению стали основой для разделения их позднее на три ветви — южных, западных и восточных.
С начала 560-х гг. исторические судьбы славян оказались теснейшим образом связаны с пришедшим из глубин Азии кочевым народом авар. Авары явились фактором, подтолкнувшим дальнейшие движения славянских племен. Пути славян и авар с момента появления последних в Европе переплелись не менее чем на полвека. Авары стали, по удачному определению Л. Нидерле, «новым сильным противником и в то же время новым союзником славян». Борьба славян за свою независимость против Аварского каганата, с одной стороны, и часто совместные с аварами войны против Империи — с другой, составляют основное содержание истории Центральной и Восточной Европы этого времени. Все это дало основания дать предлагаемому тому название — «Аварика».
Естественно, что этот важнейший отрезок славянской истории не раз становился объектом пристального научного интереса. Прежде всего, следует отметить обобщающие работы по древне-славянской истории — «Славянские древности» П. Шафарика в XIX в. и Л. Нидерле в начале XX в. Значительное место здесь уделено славяно-аварским отношениям (сыгравшим ключевую роль в ранней истории как раз Чехии и Словакии) и событиям эпохи аварского переселения.
Продолжившие традиции обобщения сведений о ранних этапах славянской истории И. Гассовский, Ф. Дворник, X. Ловмяньский, М. Гимбутас, В. В. Седов также не могли пройти мимо этого насыщенного событиями и сведениями о внутреннем состоянии общества периода. Он послужил предметом детального изучения и для авторов, рассматривавших историю отдельных групп славянских народов (в том числе восточных славян — Г. В. Вернадского, П. Н. Третьякова и др.). Ранние этапы балканской миграции славян, их отношения с аварами и болгарами рассматривались В. Златарским в его «Истории Болгарского государства в средние века» (т. 1 — София, 1918), а затем другими болгарскими учеными (Д. Ангеловым, П. Петровым). В целом же, естественно, невозможно в кратком очерке перечислить все работы, так или иначе касавшиеся «аварской» эпохи в славянской истории.
Можно обратить особое внимание на труды, посвященные специально Аварскому каганату — это, например, «Авары в Европе» А. Авенариуса (Амстердам — Братислава, 1974), «Авары» В. Шиманского и Е. Дабровской (Краков, 1979), «Авары» В. Поля (Мюнхен, 1982), «Аварика» С. Садецки-Кардоша (Сегед, 1986). Славяно-византийские и славяно-аварские отношения изучались в многочисленных научных трудах Г. Г. Литаврина (частично сведены в кн.: Византия и славяне. СПб., 1999).
Серьезным обобщающим исследованием по данным проблемам являются, в сущности, комментарии к фундаментальному «Своду древнейших письменных известии о славянах» (М., 1991 — 1995). Источники по рассматриваемому здесь периоду в нем комментировались С. А. Ивановым, И. А. Левинской, Г. Г. Лигавриным, В. К. Рониным, С. Р. Тохтасьевым и другими учеными. Для археологических источников аналогичную роль сыграла монография В. В. Седова «Славяне в раннем средневековье» (М., 1995), подведшая — неизбежно промежуточные — итоги многолетнего и продолжающегося изучения славянских древностей. Стоит заметить, что аваро-славянским материалам здесь посвящена специальная глава.
Объем письменных источников для второй половины VI — начала VII в. многократно увеличивается по отношению к предыдущему периоду. Возросшая активность славян, начало их переселения на Балканы приводят к многократному их упоминанию в письменных источниках Восточной Империи. В результате мы располагаем достаточно полной картиной, во всяком случае, «внешней» истории славянских племен между 552 и 602 гг.
Из греческих историков, описывающих ситуацию 550-х гг., следует назвать Прокопия Кесарийского («Война с готами», «О постройках») и Агафия Миринейского («О царствовании Юстиниана»). Нашествие болгарского хана Забергана в 559 г., в котором приняли участие и славяне, отражено в целой группе синхронных памятников. Подробнее всего рассказывает о нашествии Агафий Миринейский, но при этом не упоминает о славянах. О них, однако, сообщает в своей «Хронике» другой грекоязычныи историк, современник событий — сириец Иоанн Малала, а также писавший на родном языке его соотечественник — Иоанн Эфесский.
Продолжатель Агафия, греческий историк Менандр Протектор описал в своей «Истории» события с 559 по 582 г. Этот труд, к несчастью, дошел до нас лишь во фрагментах, однако сохранил ценнейшие, чаще всего уникальные сведения о первых аваро-славянских столкновениях и «славянской» политике Константинополя.
Менандра продолжал, в свою очередь, Феофилакт Симокат-та. писавший уже около 628 630 годов. Его «История» охватывает события с 582 по 602 г. и повествует, в частности, о нескольких ромейско-славянских войнах этого двадцатилетия. Создавший уже в начале IX в. свою обобщающую «Хронографию» Феофан Исповедник использовал для описания событий второй половины VI в. Феофилакта и некоторых других известных авторов. Но, например, при описании нашествия 559 г. он наряду с Агафием и Малалой привлек и некоторые другие, неизвестные ныне источники. Не исключено, что Феофан использовал полную версию труда Менандра или иного автора, продолжавшего Агафия.
На фоне частых и подробных упоминаний славян в общеисторических трудах Империи может показаться странным полное отсутствие сведений о них в единственном церковно-историческом сочинении эпохи — «Церковной истории» Евагрия Схоластика. Однако Евагрий и об аварских нашествиях упоминает лишь в нескольких местах и вскользь.
Зато весьма ценные сведения о действиях славян в южной части Балкан сообщаются обширным агиографическим памятником VII — VIII вв. — собранием «Чудес святого Димитрия Солунского». Ценность этих данных определяется тем, что большинство историков рассматривали лишь события во Фракии, в непосредственной близости от Константинополя. Известия фессало-никийских по происхождению «Чудес Дмитрия Солунского» поэтому уникальны. Автор «Первого Собрания» «Чудес» — Иоанн, архиепископ Фессалоники, являлся непосредственным современником и участником событий конца VI столетия. Писал свой труд он в начале VII в., около 610-615 гг.
Как опасные враги Империи славяне становятся предметом изучения для ромейских военных теоретиков — автора «Анонимного военного трактата» («О военном искусстве») последней четверти VI в. и написанном примерно в то же время «Стратегиконе». Особенно ценен для нас «Стратегикон», авторство которого традиционно (и от этого не менее убедительно) связывается с именем императора Маврикия.
«Стратегикон» сообщает многочисленные сведения о внутреннем устройстве славянского общества, обычаях, хозяйстве, материальной культуре. Для истории славян второй половины VI в. он имеет то же значение, что «этнографический» экскурс из «Войны с готами» Прокопия — для истории славян первой половины века. При этом автор «Стратегикона» гораздо подробнее и конкретнее в своем изложении, чем Прокопий.
В жизни нашего издания произошло важное событие. 23 октября 1997 года состоялась презентация «Наследия предков» в Комитете по вопросам геополитики Государственной Думы России. Инициаторами встречи стали руководители постоянного семинара «Нация и политика» Андрей Вячеславович Архипов и Сергей Алексеевич Жариков. За две недели до этого там же, в конференц-зале № 1047, была презентация их собственного детища — журнала «Атака». Тогда мы были у них в гостях. И вот пришла наша очередь открыто заявить о себе в коридорах государственной власти. Список приглашенных пришлось ограничить из-за строгого режима входа в Госдуму и фиксированного количества сидячих мест в помещении, но и в сокращенном варианте число участников встречи перевалило за девять десятков, что создало некоторые технические неудобства. Помимо хозяев и членов редколлегии «НП» в конференц-зале собрались наши постоянные авторы, читатели, друзья, коллеги, редакторы дружественных изданий и политики правой ориентации. Они заметно потеснили старых завсегдатаев семинара и омолодили аудиторию в среднем лет на 15-20. Презентацию открыл постоянный ведущий семинара «Нация и государство», сотрудник Комитета по вопросам геополитики Госдумы, член ЛДПР Андрей Вячеславович Архипов. Он коротко сказал об основной задаче семинара, предложил присутствующим каталог с видеозаписями предыдущих встреч, представил наше издание как «журнал, продолжающий классическую традицию русских Правых», и назвал его «одним из лидеров современного Русского Прорыва». Затем Архипов передал функции ведущего Павлу Владимировичу Тулаеву, который поприветствовал аудиторию, представил членов редакции и кратко изложил регламент работы. С первым докладом выступил Владимир Юрьевич Попов, учредитель и ответственный редактор «Наследия предков», глава издательства «Руспечать», выпускающего газеты «Эра России», «Казачий спас» и «Сновидение», которого недавно открытым голосованием избрали председателем Всеславянского союза журналистов. Попов всегда говорит сдержанно, даже несколько сухо по форме, чем создает впечатление флегматичного оратора и политика. В действительности за внешним холодом скрываются глубокий ум, трезвый, расчет и наступательная энергия неукротимого патриота России, подлинного «героя нашего времени». Владимир Попов в нескольких словах рассказал об истории журнала, изложил его программные принципы, познакомил с основными рубриками «НП». Он также обратил внимание слушателей на свои обзоры о правых и умеренно-радикальных партиях, на дискуссию вокруг новой хронологии Носовского-Фоменко и статью «Четвертая мировая война», помещенную в специальном приложении к журналу — сборнике «Русская перспектива-1996».
Одними из наиболее загадочных древних волшебных искусств были и остаются искусства боевые. Под чтим термином мы разумеем здесь искусство сражаться и побеждать в бою, но не ограничиваем его искусством чисто физическим, полагая, что некогда оно было чем-то гораздо большим... По мнению Найджела Пенника, вплоть до позднего Средневековья практически все профессиональные воины использовали магию в той или иной форме — хотя бы некоторые остатки древних боевых искусств, в которых культура физическая и магическая были слиты воедино.
Оставляя в стороне чисто физическую сторону боевых искусств, мы можем представить читателю следующее, весьма поверхностное, деление методов боевой магии, выработанное на основе анализа древних текстов и изучения доживших до нашего времени реликтов.
Во-первых, древние боевые искусства естественным образом использовали как прямую магию движений, так и искусство магического танца.
Во-вторых, как свидетельствуют предания и саги, боевая магия древности широко использовала достижения магов в иных областях: чары (связывающие чары и мороки), руническое искусство, магию предметов Силы, оборотничество и т.д. Вот пример такого рода «заимствования», описанный в Исландии фольклористами XIX века. Для победы в состязаниях по борьбе применялась особая магия, именуемая Glimagaldur. Один из приемов этой магии заключался в рисовании магического символа, называемого Gapaldur, под правой пяткой борца, и символа, называемого Ginfaxi, — под большим пальцем левой ноги.1
Наконец, третьим компонентом боевой магии являлись, вероятно, некоторые специфические магические технологии, мало или вовсе не практикуемые в других волшебных искусствах. Так, например, сохранились некоторые реликты древних чисто боевых технологий, связанных с использованием «второго зрения» (методы нанесения ударов «свечением» и проч.) или упоминания о возможности использования в бою тела Hamingja (сканд.; персонифицированный аспект «жизненной силы», Мощи). Кельтские саги второй половины I тыс. от Р.Х., как уже упоминалось, содержат целые списки магических боевых приемов, о большинстве которых нам неизвестно практически ничего, кроме названия. Нужно, однако, отметить, что о применении специфической боевой магии в воинах древности нам известно не только по сагам.
Так, например, материальные свидетели древних войн с применением магических технологий до сих пор сохраняются в северо-западной Европе — речь идет о «стеклянных замках», известных в Шотландии и Ирландии. Эти «стеклянные замки», до сих пор почитаемые местами, где сохраняется древняя магия, представляют собой крепости, стены которых подверглись некогда воздействию жара такой силы, что камни, из которых они были построены, расплавились...2 Предоставим слово Тому Грейвсу, одному из британских исследователей: «во всех археологических справочниках, которые касаются этого вопроса, выдается за установленный факт предположение, что они стали такими в результате сгорания внутри и снаружи их деревянных сооружений во время междоусобных войн. Но это-то как раз вовсе не факт, в лучшем случае гипотеза, заблуждение, которое тут же опровергается при внимательном изучении этих крепостей. Во многих случаях сооружения гораздо более оплавлены сверху... А это говорит о том, что жар шел сверху вниз, а не вверх от подножия, как должно было бы случиться, если бы мы имели дело с обыкновенным пожаром. В одном же случае в Шотландии подобное ортодоксальное объяснение выглядит вообще крайне глупо, поскольку склон холма на протяжении полумили также превратился в стекло вместе с крепостью. [...] Некоторые изыскания по поводу того, какие там могли быть температуры — чего я, кстати, никогда не встречал в работах археологов — однозначно свидетельствуют, что пламя от горящих деревьев не могло бы создать жар такой силы, чтобы камень превратился в стекло, как то имеет место быть...»3.
Славянскому миру вот уже почти 2 тыс. лет. По его начальному периоду (образованию, становлению и развитию) собрано и изучено гигантское количество материала. Посвящено огромное количество научных трудов, написано уйма статей, бесчетное количество книг, защищена не одна диссертация.
Однако,несмотря на это, начальный период Славянского мира продолжает оставаться темным пятном. Вся собранная информация, до недавнего времени, не только не была систематизирована, но даже не уложена в жесткие временные рамки. Не были названы и причинно-следственные связи всех изменений, происходивших в нем.
Эти и другие причины заставляют ученых, да и не только их, к этой теме возвращаться вновь и вновь. Попытки решить ее не прекращаются и поныне. Одна из таких попыток, благодаря выбранному подходу, принципу построения работы,увенчалась успехом.
Так как же появился Славянский мир?
Произошло это не вдруг и не сразу. Процесс затянулся на целые столетия.
Многих историков интересует вопрос: что за племя (этнос) было предком славян и где та территория, откуда славяне расселились на столь обширной территории? Людей, занимающихся поисками ответа на этот вопрос, придется огорчить. К началу I в. славян на карте истории еще не существовало. Но предки у славян, как и у каждого народа, были. Их было несколько. Различные славянские племена и группы, из которых славянский мир состоял в X веке, появились в результате смешения всевозможных племен и народов, проживавших в то время на территории Восточной Европы.
Одним из предков славян были венеты, которые в V в. до н. э. про-живали в междуречье Вислы и Одера от Карпат до Балтийского моря и передали славянам не только часть материальной культуры, но и язык.
Другим предком славян следует признать кельтов (галлов — римских источников), проживавших в I в. до н. э. на Волыни и Киевщине. Какое было самоназвание этой группы (как они себя называли), сказать пока невозможно. В историю они попали под разными именами. Тацит, тех, что проживали на Волыни, называл бастарнами, что означает «западные», а тех, что на Киевщине — эстиями, что значит «восточные». Эстиев Птолемей называл «эстамп», а готский историк Иордан называл «спалами».
Предками славян следует признать и даков — горцев Карпат, сарматов — ираноязычных кочевников Причерноморья и гуннов — кочевой народ хунно-угорского происхождения, сформировавшийся в Оренбургских степях Заволжья.
Начало образованию Славянского мира положила миграция германских племен, начавших переселение со Скандинавского п-ова на южное побережье Балтийского моря.
Во II в. до н.э., под натиском германцев, венеты вынуждены покинуть Поморье. Начинается их отход в сторону Карпат и Черного моря. Одна из таких групп в I веке н.э. оказывается в междуречье Прута и Днестра, куда, в это же самое время начинают проникать даки и сарматы. В результате этнической интеграции этих трех групп появляется четвертая, которая впоследствии Птолемеем была названа карпами, а в византийских источниках стала известна под именем склавинов. Это была первая славянская группа.
Мы вступаем в эпоху, которую характеризует фактическое разрушение Стиля. Достигнут крайний предел ликвидации форм и наступления тотальной дисгармонии. Явление симптоматичное и весьма зловещее, так как затрагивает базисные основы восприятия мира. Стиль внеличностен, он не имеет отношения к произвольнойволе художника. По сути Стиль является отражением высших метафизических реалий. Дисгармония указывает на возрастающую фрагментарность общения с богами Предков и утрату здорового религиозного чутья. Для тех, кто хоть немного осведомлен в специфике эзотерических традиций, не является секретом то, что конец Цикла проявляет себя в режиме воды, в режиме неустойчивости и весьма мутных потоков.
Пришествие пятого сословия подчеловеческого элемента диктует свои условия и провозглашает свои права. В лице недочеловеков вульгарность празднует победу на руинах былых стилистических великолепий. Еще X. Ортега-и-Гассет писал о том, что «особенность нашего времени в том и состоит, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и повсюду» (Ортега-и-Гассет X. Восстание масс). Именно заурядность характерна для нынешнего положения дел. На смену советскому героизму, с его патетикой восставшего раба, пришел культ болезненной рефлексии с одной стороны и попсового бездумья с другой. Из всех щелей повылезали некогда шуршащие на кухне «совдепа» ничтожества. Безликие и бесполые существа, одержимые идеей хронической псевдогениальности, они провозглашают себя борцами с Системой, периодически печалясь «об этом и о том». Если О. Уайльд был прав, и природа действительно подражает искусству, то нас, в результате подобного подражания, ожидает потеря и без того весьма размытого облика.
Очевидно и то, что конец Цикла сопровождается пробуждением Героев. Те, в ком не угас архетип нордического аристократизма, начинают свое победное шествие, оставляя позади себя гуманистические предрассудки, моралистическое ханжество, скуку бездарной политики.
Мы вновь обретаем Стиль, объединяющий в себе тайные силы, скрытые в магическом наследии Предков. Именно этому Стилю суждено стать творческой властью освобожденной России, именно он укажет грядущим вождям Нации вечные истины кастового неравенства, расового превосходства и божественного произвола, истины, которые станут основой новых Законов.
Мы пока что только Намек. Но Намек на нечто ослепительное и безжалостное. Не этот ли Намек сквозит в голубых глазах каждого русского ребенка? Не в это ли играют наши дети моча в виртуальных пространствах очередную недочеловеческую тварь? Согласно незыблемому правилу, каждому Намеку суждено воплощение. Поэты не ошибаются.