Home

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Авторизация



Культурное обозрение
ЗАДРУГА PDF Печать E-mail
Автор: Станислав Потребовский   
12.02.2011 02:32

Идеология польского национализма, во многом схожего с русским,  почти неизвестна в России. Тем более ценны для нас специальные исследования по данной теме. Одним из таких трудов стала докторская диссертация г-на Потребовского о «Задруге», изданная в Германии в Институте прикладной социальной истории (Бонн, 1982).

Для определения польского народного движения автор использует в немецком тексте своей книги слово «фёлькише», которое настолько ставит в тупик наших переводчиков, что они предпочитают его не переводить. Одноименный  журнал «Задруга», выходивший в Польше с 1937 по 1939 год, имел подзаголовок «Журнал польских националистов», а помещенный в приложении к книге манифест журнала назывался «Наше мировоззрение - национализм». Автор избегает этого термина, чтобы задругистов не путали с консервативными польскими националистами - «полякатоликами», родными идейными братьями тех наших патриотов, для которых «не православный - значит, не русский». Задруга же критически относилась к христианству. Сегодня такое движение назвали бы этнорелигиозным.

Содержание своей книги вкратце изложил в ее последних главах на немецком и польском языках сам С. Потребовский. Мы решили перевести немецкий вариант как более подробный.

Подробнее...
 
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА НОРДИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ PDF Печать E-mail
Автор: Владимир Авдеев   
12.02.2011 02:28

«Нордическая идея — это выражение мировоз­зрения, для которого возвышение человека являет­ся божественной заповедью».

 

Ганс Ф. К. Гюнтер

 

«Сегодня каждое явное подчеркивание норди­ческой точки зрения приносит выгоду».

Ойген Фишер

 

Даже люди, не знакомые с расовой теорией, имеют представление о том, что обозначает понятие нордическая раса. Высокие статные голубоглазые и светловолосые красавцы с древнегреческого Олимпа и из скандинавских саг возникают в нашем воображении сами собой, стоит лишь произнести это магическое словосочетание, будто само собою источающее солнечную энер­гию, неземное великолепие и сверхчеловеческую силу.

Пресыщенные осознанием собственного величия древнеримские патриции, своевольные германские рыцари, русские былинные чудо-богатыри и грациоз­ные, «будто лебедь белая», русские сказочные красавицы, а также точно с вырезанными из слоновой кости лицами офицеры СС и, наконец, сдержан­ные английские джентльмены — все это обилие исторических персонажей различных эпох и народов, тем не менее, в первую очередь характеризуется именно термином нордический, обозначающим совокупность физических и духовных характеристик людей, ведущих происхождение с единой северной прароди­ны.

Но это ассоциации, если же перейти к фактам, то картина вырисовывается совершенно парадоксальная. Кажется, что в слове «нордический» кроется нечто хитроумное, иностранное, от диковинной и не понятной русскому чело­веку расовой теории. Такова сегодня доминирующая точка зрения на данный вопрос, причем не только в России, но и за рубежом.

Ведущие расовые теоретики современности также считают определение нордическая раса неотъемлемой частью науки, ее привычной и устоявшейся научной категорией, но очень мало кто знает, что человек, который впервые предложил это понятие для обозначения определенной антропологической общности, родился в Астрахани.

Подробнее...
 
ОХОТА НА БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ или взгляд женщины на русскую проблему PDF Печать E-mail
Автор: Надежда Федорова   
12.02.2011 02:25

Кто мы – русские женщины? Какие мы? Много песен о нас сложено, много стихотворений нам посвящено. И не один народ так много и так разноречиво не превозносил своих женщин, как русский. Помните, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»? Это лишь одна черта нашей страстной натуры, идущей до конца в своих желаниях и поступках. Или вот еще:

 

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

словно реченька журчит.

 

За образом Лебедушки, за ее горделивостью скрывается тонкая и нежная душа. Русская женщина проживает глубокую внутреннюю жизнь. Ее отличает широкая терпимость, излучающаяся жизнерадостность, могучие жизненные силы; она поющая внутри, глубокая загадка.

В страшную годину, когда Родина была в опасности, не наша ли женщина наравне с мужчинами гнала врага до его логова, освобождая и другие народы от смерти, голода и унижений. А вернувшись на родную землю, омыв себя в живительной энергии русских стихий, вновь бралась свивать разоренные гнезда. Костер любви и нежности горит в ее груди, будто заботливая птица она летает и поет, кормит птенцов.

А сегодня все реже и реже встретишь на улицах свадебный кортеж и молодых мамаш с детскими колясками. В книжных магазинах детские книжки вместо русских богатырей и красавиц украшены иностранными мультиками. Учебники по русской истории издаются Соросом. Пустеют школы и детские садики. Это плоды той «свободы», которая пришла с Запада.

С 1992 года людей рождается меньше, чем умирает. Происходит вырождение людей. Народ ограблен и растерян. И больше всех досталось нам, женщинам. У нас громадные проблемы, но никто их не желает замечать. Все живут одним днем, а проблемы нарастают, как снежный ком. Скоро всех нас погребут под собой.

Подробнее...
 
Религиозные аспекты белого расового движения PDF Печать E-mail
Автор: Филипп Феньев   
12.02.2011 02:20

Жизнь медленно возвращается на опустошенную землю. Сквозь долгие годы беспробудного сна Белому человеку возвращается его память, память того времени, когда Ариец - Белый человек был Богом, Героем и правил этим миром.

Мировоззрение любого человека неразрывно связано с историческим, культурным, духовным, генетическим наследием, культом предков, расово-религиозным восприятием жизни. В древности существовала неразрывная связь между расовым происхождением человека, культурой и его религиозно-метафизическим мировозрением.Восприятие религии (как формы взаимоотношения с предками и силами природы), было обусловлено культурно-языковыми корнями и родовым происхождением человека.

В настоящее время возрождение религиозных культов с опорой на расовые составляющие кому-то могут показаться анахронизмом. Вместе с тем, по всему миру мы наблюдаем возникновение групп и движений, посвятивших себя поиску и возрождению религиозных и культурных корней белого человека. Сторонники белого расового движения считают, что господство Расовых идеалов возможно реализовать только путем возрождения определенных мировоззренческих или религиозных систем. Перед различными группами движения по сути стоит одна и та же задача: сохранение и улучшение здорового расово-генетического наследия Белой Европейской Расы. Это тот базис, который помогает каждому раздвинуть свои узко религиозные, идеологические и мировоззренческие горизонты.

Наша Раса имеет один корень генетического происхождения, но разные представители белых народов по разному представляют себе понимание «единого» религиозного истока нашей Расы. Поэтому нельзя навязывать свой взгляд на сложившуюся религиозную традицию, а тем более ее унифицировать. Белая религиозная культура не может создаваться искусственно. Поэтому наш материал рассматривается с точки зрения многомерной расовой категории, с позиций пан-арианизма, если хотите. Социо-культурная дифференциация это временное, второстепенное явление, которое не имеет отношения к видовому происхождению и выживанию Белой Расы в целом.

Наш краткий обзор мы начинаем с наиболее известных и интересных представителей белого расового движения.

Подробнее...
 
ЭПОХА ПОСТ МОДЕРНА PDF Печать E-mail
Автор: Ирина Авдеева   
12.02.2011 02:18

Конец ХХ века, конец тысячеления. Эра рыб на излете. Человечество постепенно переходит в эру Водолея. В связи с этим в последнее десятилетие специалисты из различных областей гуманитарных наук (культурологи, социологи, искусствоведы, литературоведы, лингвисты) все чаще говорят о наступлении эпохи постмодерна.

Об уходящей эпохе модерна писали сотни авторов, но их суждения достаточно различны даже по коренным вопросам. Эпоха модерна включает почти все европейское Новое время – три века. Практически всеми своими отличительными признаками «прогресса» современная цивилизация обязана эпохе модерна. Теория модерна, ее идеология и мифы в последнее столетие обрели нормативный характер. Но в научных дискуссиях постоянно говорится о переходе общества в постмодерн, базирующийся на новых социальных тенденциях (в частности, изменениях в социальной структуре). Это относится в равной мере и к «западной», и к так называемой «постсоветской» жизни.

Подробнее...
 
Еще статьи...
«ПерваяПредыдущая11121314151617181920СледующаяПоследняя»

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 

Кто на сайте

Сейчас 46 гостей онлайн

Rambler's Top100

Deacon Jones Authentic Jersey