Home №1 Традиция

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки


Северная Корея

Традиция PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
08.04.2011 21:14

«Дажьбог»

Сын Сварога, бог солнца и его олице­творение. Идол его стоял на холме в Киеве. Предполагается, что имя это об­разовано сочетанием слов «дать» и «бог». В «Слове о полку Игореве» Дажьбожьи внуки - русские, покровителем и родоначальником которых считалось это светоносное божество.

Наши предки верили, что Дажьбог по­кровительствует свадьбам, встречает жениха на рассвете в день бракосоче­тания. Дажьбог замыкает зиму и отмы­кает лето.

 

«Сварог»

Верховный владыка Вселенной, ро­доначальник богов. Сварог как оли­цетворение неба, то озарённого со­лнечными лучами, то покрытого ту­чами и блистаюшего молниями, по указанию наших памятников, при­знавался отиом солнца и огня. Во мраке туч он возжигал пламя мол­ний и, таким образом, являлся твор­цом небесного огня; земной же огонь, по древнему преданию, был божественный дар, низведённый на землю в виде молнии; отсюда понят­но, почему славянин молился огню как сыну Сварога. Далее: разбивая громовыми стрелами тучи, Сварог выводил из-за них ясное солнце, или, выражаясь метафорическим языком древности, возжигал светильник со-лниа, погашенный демонами тьмы; это картинное, поэтическое пред­ставление прилагалось и к утренне­му солнцу, выходящему из-за чёрных покровов ночи, так как ночной мрак постоянно отождествлялся с потемняюшими небо тучами. С восходом солнца, с возжением его светильни­ка соединялась мысль о его возрож­дении, и потому Сварог есть боже­ство, дающее жизнь солнцу - рождаюшее Дажьбога...

Плодотворная сила солнечных лу­чей и дождевых ливней, ниспадаю­щих с небесного свода, возбуждает производительность земли, и она, согретая и увлажнённая, растит тра­вы, цветы, деревья и даёт пишу че­ловеку и животным. Это естествен­ное и для всех наглядное явление послужило источником древнейше­го мифа о брачном союзе Неба и Земли, причём придан воздействую­щий, мужской тип, а Земле — вос­принимающий, женский. Летнее небо обнимает Землю в своих горя­чих объятиях, как невесту или суп­ругу, рассыпает на неё сокровища своих лучей и вод, и Земля стано­вится чреватою и несёт плод: не согретая весенним теплом, не напоен­ная дождями, она не в силах ничего произвести. В зимнюю пору она ка­менеет от стужи и делается неплод­ную; с приходом же весны Земля, по народному выражению, «принимает­ся за свой род»,

«Не Земля родит, а Небо»,— вы­ражается пахарь пословицею, обо­значая тем, что без влияния благо­приятных условий, посылаемых не­бом, Сварогом, земля бессильна дать урожай...

Все основные боги славянские — дети Сварога, оттого зовутся они Сварожичи.


ГИМН СВАРОГУ

Отец-небо, верховный владыка,

Покоящийся и творящий,

Давший день и ночь.

Твоё дыхание — ветер,

Твои глаза — звёзды.

Ты родил огни и светила,

проложил пути Солнцу,

Пocлaл огненных коней.

Своими кликами

Ты вспорол землю,

Пустил реки и выкопал озёра.

От Тебя — горы и ключи.

Ты дал плуг и железо.

Ты победил Змия.

Дaл мужу — жену.

Ты колеблешь Мать-сыру-Землю.

Давшую жизнь.

Тебе, Отец-вседержитель,

Мы приносим свои жертвы

И свою моль6у.

«Перун»

Грозное славянское божество. Он почитался производителем всех воз­душных явлений: рука его управля­ла громом и молниями. Истукан сего божества сделан не из одного вещества: стан был вырезан из дерева; голова вылита из серебра; уши и усы изваяны из золота; ноги же выкова­ны из железа; в руке держал нечто, похожее на молнию, которую пред­ставляли вместе составленные руби­ны и карбункулы. Перед ним горел неугасимый пламень, за небрежение коего жрец наказывался смертью, состоящею в сожжении его как врага божества сего. Из посвященных ему вещей были целые леса и рощи, из коих взятие всякого сучка почиталось достойным смерти святотатством.

В 988 году, когда князь Владимир принял христианскую веру, он пове­лел истребить все кумиры, и Перун, как важнейший из богов, получил и большее наказание перед прочими богами. В Киеве привязали его к ло­шадям и таким образом тащили по городу до реки, а между тем двенад­цать молодых людей били его палка­ми, потом бросили в реку. Однако жрецы его долго бежали по берегу с криками: «Выдыбай (то есть выплы­вай), боже! Выдыбай!»

В Новгороде Великом, до утверж­дения там культа Перуна, существо­вало святилище Бога-Коркодила. Новгородские гусли, древнерусский ритуальный инструмент, украшались изображением жертвоприношения некоему ящеру...

О низвержении же Перуна в Нов­городе рассказывают вот что. Про­цессия была здесь такая же, что и в Киеве; только новгородский Перун отличался от первого тем, что он до глубины сердца проникнут был своею участью; и в то время, как его влекли по городу, не удержаться, чтоб не воскликнуть громко: “О горе мне! Вчера ещё меня почитали, а нынче посрамляют!» Когда с моста низвергли его в реку, то, говорят,

поплыл он против стремления волы, бросил от себя палку и вскричал: «Жители новгородские! Это оставляю вам в память мою!» Наконец, утомясь от плавания, Перун пристал к берегу в некото­ром удалении от Новгорода. В па­мять сего на том месте построен был монастырь, названный Перунским.

Некоторые русские летописи пове­ствуют, что долгое время потом юно­ши новгородские собирались в из­вестный день и били друг друга пал­ками; они утверждают, что это было сделано в воспоминание брошенной Перуном палки.

гимн перуну

Ярое солнце над влажной землею пылает,

Воина пурпурный, плащ Стрибог развевает.

Руки не дрогнут — держат копьё уэдою

Белого промт коня к чистому палю.

Змий затаился в расщелине, громом пробитой.

Хищное жало взалкало крови пролитой.

Миг —и настигнет Судьба лютого гада,

Миг — и отверзнем врата божьего ада!

«Радегаст»

Божество бранной славы и войны северных славян (ободритов, моравиев, словаков и др.). Город Ретра, в котором стоял его храм, был ок­ружён священным дремучим лесом и озером, и хоть имел девять ворот, входить разрешалось только через одни, к которым вёл подвесной мост. Изображали Радегаста вооружён­ным с головы до ног, с боевой секирою, в шлеме, на котором рас­простёр крылья орёл, символ славы, и с бычьей головой, знаком отваги, на шите.

Первоначально звался этот бог Ризводии, что обозначало вражду, ссору и разводы, а потом начали его именовать Радегастом, «ратным гостем».

В храме Радегаста всегда держали самых лучших коней, ибо воину без коня никак нельзя. Почитатели и жрецы Радегаста верили, что бог ез­дит по ночам верхом, и если по утру видели, что какой-то конь утомлён более прочих, то догадывались, что Радегаст именно его отличил и вы­брал для своих незримых поездок.

Коня — божественного избранни­ка отныне поили чистейшею водою, кормили отборным зерном и увен­чивали цветами — до того времени, как его сменял новый любимей бога.

Некогда Радегасту была прине­сена в жертву голова епископа Мекленбургского Иоанна, желав­шего обратить славян-язычников в христианство.

«Семаргл»

Божество древних славян, коему, как и прочим, приносили они жер­твы и имели его храмы. Это земное воплощение огня в переносном его значении: та пламенная сила, кото­рая воодушевляет воинов в жесто­ком бою, зажигает сердца храбрых витязей.

Кроме того, он — покровитель при­ношений в жертву огню и в этом смыс­ле — посредник между бессмертны­ми богами и простыми людьми.


ГИМН ОГНЮ

О, Могучий Владыко, Огонь яростный,

Вездесущий, животворный, триждырождённый,

К нам, всевышним, с небес ниспосланный.

Внемли!

Свет и силу всем тварям дарующий..

Вечно юный, всеочищающий,

Наши гимны и жертвы покорные

Прими!

Громовержец! Гряди белой молнией,

Искромётным копьём перу новым,

Мерзкий мрак и рать нечистую

Разгони!

Снизойди, Господин, гостем радостным,

Златокрылым орлом, красным солнышком.

Над лесами, горами и реками

Возгори!

Водрузись на трон огнедышащий,

Сотвори дом-очаг согревающий,

Мастеров умелых, смелых воинов

Собери!

Возгори в нас любовью обильною,

Воссияй духом ясным и праведным,

Умным светом и словом немеркнущим

Воцapu!

 

 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100