Home №18 ПОЛОВЦЫ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПОЛОВЕЦКОГО ПОЛЯ В 10-12 ВВ.

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки


Северная Корея

ПОЛОВЦЫ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПОЛОВЕЦКОГО ПОЛЯ В 10-12 ВВ. PDF Печать E-mail
Автор: А. Лебедев   
08.07.2010 12:41

В 1055 году на Русь прибыло посольство от половцев, что свидетельствовало о появлении в Причерноморских степях нового народа. С этого момента почти на 200 лет русские летописи наполнились упоминанием об этом народе, а внешняя политика государства в основном оказалась сосредоточенной на взаимоотношениях с ним.

Но вот пришло время и половцев в степи не стало. Но исчезновение народа отнюдь не уменьшило интереса к нему, а у современных исследователей, занимающихся прошлым Руси и Степи, этот интерес наоборот растет день ото дня. И не смотря на то, что по истории кочевых народов и написано не мало книг, но по сравнению с общим объемом такой литературы, книги по истории кочевых народов Причерноморья и, в частности о половцах, составляют лишь незначительную часть. Вопросов по этому народу уйма. Хоть и известно количество «одр» живших в Половецком поле, но не известно как они образовались? Состояли ли орды из половецких племен или же представляли собой «осколки» прочих кочевых народов, то есть, было ли Половецкое поле монолитным в этническом отношении или же было подобием современных казахских жузов. Еще больше вопросов о происхождении половцев. Где жили половцы до прихода в Европейские степи? Насколько обоснованным считается мнение о тождестве половцев с кыпчаками, кимаками или сары? Вся существующая литература посвященная половецкой тематике, к сожалению, ответа на заданные вопросы не дает. Попыткой получения ответов на все перечисленные вопросы и является данная статья.

Без сомнений, события 200 лет трудно удержать в памяти, не говоря уже о том, чтобы запомнить кто, где и когда жил, какие территории занимал. Чтобы облегчить данную задачу, а заодно и точнее зафиксировать этапы, миграционных процессов в степи, вниманию читателя предлагаются карты, составленные с учетом данных карт С.А.Плетневой и предыдущих исследователей, с указанием границ территорий, занимаемых тем или иным народом (или племенем) и дат изменений этнической ситуации.

Как в любом деле, каждый исследователь в начале работы оказывается в поисках ключа к интересующей теме? Подбор материала для статьи, его анализ, показал, что ключом к половецкой теме являются печенеги, а так же восстановление последовательности событий в степи. Все это позволяет понять не только то, что происходило в степи, разобраться с взаимоотношениями Руси со Степью, но и получить ответ на вопрос об этническом составе Половецкого поля и процессах его образования.

Как известно, печенеги в Причерноморье появились в 889 году. С этого момента, в данном регионе сложилась ситуация, при которой в степи все оказались врагами друг друга: хунно-гуры1, кочевавшие в Этелкез2 — врагами и печенегов и хазар; печенеги, поселившиеся к этому времени в степях междуречья Днепра и Дона — врагами и хазар, и хунно-гуров; хазары, в чьем распоряжении остались степи к северу от Кавказа до Волги и Дона — врагами и тех и других. Казалось, что в степи вспыхнет война на истребление, но на деле все оказалось совершенно не так. В самой сложной ситуации должны были оказаться печенеги, потому что находились между двух огней, но оказались хунно-гуры, а печенеги, из этого противостояния наоборот вышли победителями.

С приходом печенегов в Причерноморье, хунно-гуры оказались в ситуации аналогичной той, что сложилась в степях в 811-821 году, когда хазары силами нанятых печенегов, разгромили хунно-гуров и кабаров, заставив их уйти в междуречье Днепра и Дуная. Опасаясь повторения ситуации, хунно-гуры объединяются вокруг племени «мадьяр», принимают, в качестве самоназвания, наименование главенствующего племени и становятся известными всему миру уже под этим именем. Кендер3 племени Арпад4 становится жупаном5. С концентрацией власти в одних руках мадьяры становятся грозной силой. Однако, созданная структура способствовала не только осознанию собственной силы, которую мадьяры в 892 году опробовали в войне против Великой Моравии, но и совершению роковой ошибки, стоившей им Причерноморья. Для Византии, которая в это время вела изнурительную войну против Болгарии, появление в Причерноморье такой силы как мадьяры, не проходит незамеченным, тем более, что сила эта находится в тылу у врага. Мадьяры, в свою очередь, еще помнящие вторжение болгар в свои степи в 821 году и не утратившие надежды поквитаться за это со своими соседями, принимают предложение Византии о заключении союза и вскоре вступают в войну против болгар. Но на пользу мадьярам это не пошло. Болгары, имевшие в своем распоряжении не только великолепное политическое руководство, но и превосходных дипломатов, не стали себя долго упрашивать с ответным ходом, и обратились за помощью к печенегам, которым тягаться с мадьярами один на один было тяжеловато, но и соседи в степи были ни к чему. В 985 году, когда мадьярское войско ушло в поход в Паннонию, болгары, совместно с печенегами, нападают на мадьярские кочевья в Этелкез и вырезают там беззащитных женщин, стариков и детей.

Год спустя — в 898 году7, потерпев окончательное поражение от печенегов, мадьяры снимаются с насиженных мест и разделившись на две части, уходят из Причерноморья: одна, во главе с Арпадом, по левому берегу Дуная — в Паннонию, а вторая, во главе с кендером Алмашом, — на север вверх по Днепру в сторону Полянской земли: видимо, еще были живы воспоминания о 821 годе и жизни в Полянской земле8. Но с 821 года много воды утекло. Под Киевом мадьяры останавливаются русами9. В ходе переговоров между Олегом и Алмашом выясняется, что к северу от Киева свободных земель под поселение нет, а свою территорию Русь ни с кем делить не собирается. Мадьяры вновь оказываются перед выбором, но положение спасают жены, которых мадьяры «добыли» в Паннонии, подсказав мужьям, где следует искать новую Родину. После получения значительного количества провианта от Руси, Алмаш через Карпаты уводит свой народ в Паннонию к пришедшей к тому времени туда Орде Арпада. В Паннонии создается третье по счету мадьярское государственное объединение10 — Мадьяросок (Мадьярская Орда)11.

К 899 году ситуация в Северном Причерноморье окончательно проясняется. Мадьяры, после ухода в Паннонию, попыток вернуться в Причерноморье не предпринимают, а печенеги к 901 году достигнув низовий Днепра и Дуная, окончательно утверждаются в Северном Причерноморье. В распоряжении печенегов оказываются степи от Дуная до Дона. Положение в степи стабилизируется.

Об этническом составе Печенежского союза в Причерноморских степях известно не много, но и из этой скудной информации кое-какие сведения почерпнуть можно. Известно, что Печенежский союз состоял из 8 аймаков (фем). Каждый аймак был в распоряжении одного из родов (кости-сеок). Территориально четыре рода: Куарцицур, Вороталмат, Вулацопон и Сирукалпеи, занимали территорию междуречья Дона и Днепра, а еще четыре: Гиазихопон, Хавуксингила, Харавои и Иавдиертим — междуречье Днепра и Дуная12. В распоряжении каждого рода была определенная территория. Род Хавуксингила13 занимал степи к северу от Болгарии на левобережье Дуная (Буджак). Род Гиазихопон так же занимал территорию междуречья Дуная и Днестра (Буджак) — севернее рода Хавуксингила. Род Иавдиертим занимал междуречье Южного Буга и Днестра. Род Харавои занимал территорию междуречья Южного Буга и Днепра. Род Вулацопон занимал территорию Левобережья Днепра к югу от Днепровских порогов до Черного и Азовского морей (Лукоморье) и Крым. Род Вороталмат занимал территорию междуречья Днепра и Оскола (до яских14 поселений Оскола и Северского Донца). Род Сирукалпеи занимал территорию нижнего Дона и Северского Донца рядом с городом Саркел. Род Куарцицур занимал степи междуречья Северского Донца и Дона.

О сложении Печенежского объединения, известно еще меньше, но учитывая деления печенегов на «кости» (рода), а кость — это всегда часть (осколок) какого-то народа, вошедшая в состав того или иного этно-политического объединения, можно и в этом вопросе кое что прояснить. Отождествив каждую кость с отдельным этносом, вошедшим в состав Печенежского объединения еще во времена его нахождения в Азии, восстановим процесс образования Печенежского союза и его состав. Такое утверждение подтверждается тем, что три рода: Хавуксингила, Иавдиертим и Куарцицур были кангарскими родами15. Вхождение этих родов в состав печенегов могло произойти лишь в 10-е годы 9 в., после того, как печенеги, оттеснив хунно-гуров из Приуралья, заняли междуречье Волги и Урала. Данный регион когда-то был территорией сложения аваров16. В связи с этим, следует предположить, что чисто кангарских (кангюйских) родов в составе Печенежского объединения на самом деле было не три, а всего лишь два; Хавуксингила и Иавдиертим, а вот род Куарцицур, следует назвать потомками хуннов-суваров, оставшихся в междуречье Волги и Урала и подчинившихся канпойцам. Об этом может свидетельствовать название рода, которое следует признать трансформацией этнонима «сувар» — «суварципур» (суарцицур) и которое будет переводиться как «суварское войско». У кангарских родов Хавуксингила и Иавдиертим есть и более известные названия, которые можно найти у Геродота и звучащие как «катиары» и «траспии»17, вот только как эти названия согласуются с названиями Хавуксингила и Иавдиертим, пока сказать трудно. Вместе с тем, если обратиться к более поздним временам, то можно найти и другие названия – это «жаппас» (аппас) и «уак»18. В «аппа» не трудно увидеть этноним «аба» (абар). Данный этноним происходит от хуннского слова «yap» (река). Второй этноним «уак» так же связан со словом «уар» и должен иметь схожее происхождение с этнонимом жаппас. Происхождение данных этнонимов следует увязывать с местонахождением территорий, занимаемых кангюйцами вдоль Сыр-Дарьи. В связи с этим не помешает вспомнить и о записях арабских авторов19, называвших два народа, живших низовьях Сыр-Дарьи: аугасии и аппасиаги. Это те же самые уак и жаппас20.

Чтобы определить этническую принадлежность остальных родов, придется сделать короткую остановку и вернуться в Азию в район северного и северо­восточного побережья Аральского моря — в область носившую в разное время такие названия как Яньцай, Аланья, Вэньнаша, «Серика»21 и проследить за тем какие народы жили на этой территории. До конца 3 в. до н.э. этот район занимали сираки (сиры), известные по китайским источникам как (яньцай — яньсэ)22. К северу от сираков жили «роксоланы», известные по китайским источникам как «янь», «багра» — по восточным и «баграсик» — по европейским. С приходом в этот район аорсов и тиграхауда (они же аланы, они же исседоны, они же кушаны), основная масса роксолан и сираков уходит на запад, а оставшиеся подчиняются завоевателям. Какое-то время спустя в этот же район приходят и «малые юеджи» и Аланья становится известной по названию малых юеджей, получивших его еще при жизни в Ордосе 23 — Вэньнаша».

После такого экскурса в историю появилась возможность определить этническую принадлежность и остальных пяти печенежских родов. В этой связи род Сирукалпеи следует отождествлять с сираками (сирами24), а само название рода на современный русский язык можно перевести как «Сирские шапки». Следует обратить внимание и на название родов Гиазихопон и Вулацопон. Без сомнений мы имеем дело с искаженным названием родов, возникших из-за разницы греческой и тюркской фонетик. Правильней будет предположить, что вторая часть этнонимов в оригинале могла звучать не как «хопон» («цопон»), а как «зыбын» (зипун). В этой связи примечательно то, что этническая группа с таким названием находится в составе касимовских татар — «черные зипуны» (кара зыбыннар)25. Если схожесть названий указывает на родственные связи, то эти роды оказываются близкородственными и их следует идентифицировать с аланами и малыми юеджами. В таком случае род Воротолмат следует признать потомками аорсов — усуней.

Название рода «харавои» — это, скорее всего, искаженный этноним «кара-боркли»26. Учитывая то, что народ кара-боркли в Азии известен и в более поздние времена, а часть печенегов, так же, продолжала жить в Азии, правильней было бы данный род считать исконно печенежским, вокруг которого и происходило сложение Печенежского союза. У кара-боркли бьши и другие названия — это паралаты, парны, пайнилы, дай и тиай-тарадарайя.

Сложение же Печенежского объединения и вхождение в его состав сиров, аланов, аорсов и малых юеджей произошло в конце 6 века, после того как тюркюты вышли на берега Аральского моря, увязнув здесь на долгих три года в войне27. Победа тюркютам принесла контроль над территорией, он не над народами ее населяющими. Основная масса народов, живших в Аланьи-Вэньнаша, отступили на Эмбу, влившись в состав печенегов, и оставшись, таким образом, свободными. Не смотря на всю мощь, тюркютам не удается покорить и печенегов. На просторах Азиатских степей образовалось два кочевых объединения, хоть и занимавших разные по площади территории, но равные по силе.

В конце 9 века, после поражения от азов, все 8 печенежских аймаков уходят на запад в Причерноморье , за исключением части кара-боркли, оставшихся на Эмбе — на своей исторической родине и подчинившихся азам. Возможно, что в Приуралье остались и другие народы.

В этой связи остается много вопросов относительно того, на каком языке говорили печенеги: все ли рода говорили по-тюркски или только 3 кангарских рода, да и то не все, а только один из них — хуннский, а остальные 5 продолжали говорить на иранских наречиях? Вопрос не праздный и не возник бы, если б в письменном источнике не сохранилось записи о том, что «язык же ясескый ведомо есть, яко от печенежского рода родился, живущие подле Таны и Меотского моря»28. Если «ясеский» язык принадлежал к языку ирано-язычного населения степей, то данный вопрос не кажется праздным. Но это отдельная тема, а пока вернемся к печенегам.

Структура Печенежского объединения была следующей. Аймак возглавлялся «великим князем». Каждый аймак, в свою очередь, состоял из пяти чабтей (родов), управляемых «малыми князьями»29. Каждый род, в свою очередь, делился на сорок малых родов. Учитывая разноэтничный состав Печенежского Союза, звучание титула «великий князь» в разных родах было разным. У рода Куарцицур — этот титул звучал как «жупан», у родов Хавуксингила и Иавдиертим — «хакан», у Воротолмат — «атабек», у остальных печенежских родов мог быть похож на кангарский. «Малые князья» (по пять в каждом аймаке) имели соответственно титулатуру «бан», «кан» и «бек».

Получается интересная ситуация: Причерноморские степи вновь увидели скифов, сираков, алан, аорсов и аваров.

Средневековые авторы отмечают отсутствие у печенегов единого правителя. В этом нет ничего удивительного: Печенежское объединение не только не было ордой с централизованной властью, но даже не было и «гуром»30 — союзом племен. С причинами отсутствия даже такого единства у печенегов читателю ознакомиться представится возможность в конце стать.

Какова могла быть численность печенегов, проживавших в Причерноморских степях? Если брать за расчетную численность каждого рода в 40 тысяч человек всех возрастов, то получается, что численность населения всех печенежских кочевий должна была составлять 300 — 320 тысяч человек, а численность «вооруженных сил» — 60 тысяч воинов.

К началу 10 века этнополитическая ситуация в европейских степях была следующей. Степи к востоку от Волги и до Урала занимал Тухсийский союз31, в которых кочевали «азы», известные еще как «узы» или «гузы». Низовья междуречья Кубани и Дона были заняты «кара-болгарами» (кара-балкарцами). “Хазары” (тюрки, пришедшие в Хазарию с Ирбис Шегуй-ханом) занимают степи между Доном, Волгой, Кавказом, Каспием и Кубанью. Дагестан, Чечня и дельта Волги заняты «нахами». Там же жила еще одна группа населения, которая известна как «хазары» и от названия которых пошло название Хазарского каганата. Верховья Кубани и Терека заняты аланами.

За период с 900 по 935 год печенегами взяты приступом все города Северного Приазовья, а так же междуречья Оскола и Северского Донца. Население, живущее в городах Причерноморья, в основном, уничтожено, а Оскола — подчинено. С 938 по 939 гг. печенеги в союзе с Русью воюют против уличей и тиверцев. В то время, как русь брала штурмом племенные центры этих народов, печенеги выполняли роль блокирующей силы, не дававшей просачиваться подкреплениям для оказания помощи осажденным в городах и уничтожающей мелкие поселения уличей и тиверцев, а вместе с ними и живую силу противника. После падения племенных центров противника и, фактического, истребления населения земель уличей и тиверцев32, данные земли передаются печенегам под поселение. Русь и печенеги избавились от тех, кто был орудием проведения Хазарией своей политики в этом регионе.

В 965 году печенеги на стороне Руси ввязываются в войну против Хазарии. Втерты в пыль не только отборные части хазарской конницы, но и армии других народов: болгар камских, черных болгар33, буртасов, касогов, алан. Кочевое население степей междуречья Волги, Дона, Кубани и предгорий Кавказа вырезано. Досталось и населению Дагестана с Аланией. Печенеги с лихвой поквитались с тюрками и хазарами. После войны, печенеги возвращаются на правобережье Дона.

В 975 году печенежский род харавои достигает берегов реки Рось. Посольство во главе с ханом Илдеей приходит на Русь, присягает ей в верности и поселяется на правобережье Роси34.

Разобравшись с происхождением и этническим составом Печенежского союза Причерноморья, самое время приступить к рассмотрению процесса формирования половцев, а начать это лучше всего с 985 года, когда Русь совершила победоносный поход на Волжскую Болгарию. В «Повести временных лет» пишется о том, что в этом походе на стороне Руси принимали участие и «торки»35. Причин не доверять летописи нет. Вместе с тем, не понятно, что за народ назван этим именем? Отождествление торков с «тюргешами»36, жившими в описываемое время еще на берегах Сыр-Дарьи, мало убедительно. Во-первых, не совсем понятно, как в столь ранее время тюргеши оказались в сфере досягаемости Руси (на берегах Волги). Во-вторых, на то, что торки -это отнюдь не тюргеши и не торкмены, а совершенно разные народы, указывает «Повесть временных лет», называющая рядом с торками и торкменов: «ищьло жь есть ихъ коленъ 4: Торкмене, и Печенезе, Торци, Половьце»37. Самым оптимальным решением в данной ситуации было бы признать торками, как это обычно делается, узов, но и это вызывает слишком много вопросов: почему летопись их называет торками, а не токсоба? Единственно правильным решением будет признание торками хунно-гуров, которых Константин Багрянородный называл «турками»38, русские летописи — «уграми», а восточные — «башкорт». В таком названии ничего удивительного нет. Этноним башкир переводится как «Голова волка» (волчья голова) и свидетельствует о принятии угорскими племенами на себя программы Тюркского каганата. Если высказанное здесь допущение верно, то на Болгарию Камскую Русь ходила с «уграми» оставшимися в азиатских степях и являющихся предками современных «башкир».

К 1036 году, печенеги39, втянутые в полувековую династическую борьбу на Руси40, терпят поражение под Киевом, после чего их столкновения с Русью прекращаются. Вместе с тем, было бы ошибкой считать данное поражение полной катастрофой для печенегов и дальнейшие события тому подтверждение. Просто данное событие совпало с началом борьбы печенегов с вторгшимися с востока в их земли иноплеменниками и печенегам было уже не до Руси.

К этому времени тюргеши41, занимавшие степи к востоку от Сырдарьи и Арала, ощутили на себе последствия иноплеменного вторжения с востока и, отходя под натиском врага, вторглись в земли узов42, в связи с чем основной массе узов приходится искать новые земли под поселение. Часть узов, жившая в междуречье Волги и Урала, отходит на север в земли занятые башкирами и в дальнейшем вливается в их состав как отдельная кость под названием «усерган»43. Еще одна часть узов остается на месте и подчиняется завоевателям44, сохранив значительную долю автономии. Третья часть узов уходит на правобережье Волги и сосредотачивается в междуречье Дона и Северского Донца. В этом районе узы становятся известными по названию объединения, в котором состояли в Североказахстанских степях — «тухси»45. Следует предположить, что еще одна часть узов могла быть втянута в сельджукское переселение в Малую Азию и Иран. На это указывает название такой страны как «Азербайджан», и которое дословно переводится как «Азов большая страна» — «Аз(л)ер Бай Стан» (Великая Азия-Узия). В таком случае происхождение названия страны от такого древнего названия этой области как «Антрапотена» можно считать ошибочным. К стати, по-другому следует относиться и к происхождению названия полуострова Малая Азия.

Башкиры, в чьи земли пришли узы, вынуждены потесниться и принять к себе беженцев. Вместе с тем, часть башкир, снимается с насиженных мест, отправляется на запад и вскоре оказывается в землях печенегов, став в дальнейшем одной из основных сил, борющихся  против  половцев. В летописи, данная часть башкир, становится известной под названием «торки».

В связи с приходом в междуречье Дона и Северского Донца узов и захвата ими этой территории, а так же «прорывом» в земли печенегов башкир, род Куарцицур вынужден переселиться на левобережье Дона, отделившись, таким образом, от Печенежского объединения. На этой территории Куарцицур становится известным под новым названием — «Эльтуково»46.

Несмотря на отделение рода Куарцицур и потерю рода Сирукалпеи, печенегам удается сдерживать натиск половцев на Левобережье Днепра. Торки, используя аймак Вороталмат47 в качестве плацдарма для восполнения сил, так же продолжают сопротивление. Чтобы покончить с противником, половцы пробуют разгромить противника поодиночке и сосредотачивают основные силы против тор ков. В 1055 году торки, терпят поражение и, спасаясь от преследования, вторгаются в пределы Руси. Всеволод, княживший в Переяславле, выводит навстречу торкам рать и наносит им поражение под городом Воинь48. Торки вновь устремляются в степи, еще контролируемые печенегами.

В этом же году на Русь впервые приходит половецкое посольство, возглавляемое ханом Блушем. Следует предположить, что половцы усвоив опыт торков и оценив, чем может обернуться для них пусть и случайное появление на Руси, прибыли успокоить своих соседей и заверить о мирных намерениях. Нет причин считать ханов, правивших половцами глупыми и недальновидными людьми: только люди слабоумные, уже воюя против целой степи и исход войны с которой еще не известен, могли ввязаться в войну еще с одним противником. Второй задачей посольства могло быть выяснение того, будет ли Русь воевать против к торков, если они вновь появятся на границах Руси и нельзя ли договориться о совместных действиях против общего врага. Третьей задачей, несомненно, было выяснение того, что за народ живет на границе степи и леса, от кого и бежали торки?

Не смотря на продолжающийся натиск половцев, печенеги и торки вплоть до 1060 года сдерживают врага на Левобережье Днепра.

В 1060 году половцы, собрав все свои силы, обрушиваются на торков и торки вновь вторгаются на территорию Руси. Русь опять собрав силы, выходит против торков и изгоняют их из своих пределов. Зная о месте нахождения основной базы торков, половецкие ханы в 1061 году вновь пытаются разгромить торков. В связи с тем, что торки вовремя покинули данную территорию, половцы, увлеченные движением, вторгаются в пределы Руси. Князь Всеволод, собравший рать для отражения половецкого вторжения, терпит в битве поражение49.

В 60-е годы 11 века половцы переносят театр боевых действий на Правобережье Днепра и к 1068 году вытесняют основную часть печенежских родов, кочевавших в Междуречье Дуная и Южного Буга, из степи. Преследуя печенегов, половцы даже вторгаются в Венгрию. Род Иавдиертим, уходя от половцев, поселяется в низовьях Прута и Днестра на землях занятых болгарами. В этот же район отходит и род Гиазихопон, а так же торки. В лесистых горных местах половецкая конница оказывается бессильной. В данном регионе гегемонию захватывает род Гиазихопон. Это было началом сложение современных «гагаузов»50. Остальная часть печенегов (род Хавуксингила), уйдя из Причерноморских степей, поселяется в Валахии с Трансильванией и частично в Венгрии, где привлекается к несению пограничной службы. Остатки аймаков Иавдиертим и Гиазихопон, кочующие в степи, собираются половцами и поселяются вдоль Южного Буга.

Род Харавои до поры до времени оказавшийся в стороне от театра боевых действий, сохранил свой военный и людской потенциал. Но и его черед был не за горами. Перед половецкими полками, возвращавшимися из похода в Венгрию, стояла задача окончательного разгрома торков и печенегов и удар приходится по последнему печенежскому аймаку. Но печенеги, разгадав замысел врага, вовремя уходят с направления главного удара и половецкие рати, как и в 1061 году, вторгаются на территорию Руси. Русские рати, собранные на скорую руку для отражения половецкого вторжения, в битве терпят поражение. Вместе с тем, в этом же году половцы, разбойничавшие в окрестностях Чернигова, были разгромлены Святославом51.

В 1071 г. половцы на Правобережье Днепра в окрестностях городов Ростовца и Неятина вновь вторгаются на Русь. Это вторжение следует объяснять все продолжающимся сопротивлением печенегов и торков и их отступлением, в результате поражения, в пределы Руси.

Отношение русских князей к войне в степи и появлению торков с печенегами в Руси было неоднозначным: если черниговские князья стояли на том, чтобы выдать торков половцам и наладить с последними нормальные добрососедские отношения, то переяславльские князья стояли за то, чтобы принять торков к себе и создать из них заградительный пояс против нового народа, а значит и вмешаться в борьбу в степи. Данные точки зрения надолго определили разделение Руси на два враждующих лагеря. Каждая из сторон быстро находит общий язык со своими союзниками, что и определяет их дальнейшую политику. Черниговцы заключают соглашение с половцами и в 1078 году обрушиваются на Переяславльское княжество. Переяславльская рать терпит поражение в битве, а само Переяславльское княжество подвергается сильнейшему опустошению. Руси ничего не остается делать, кроме как просить у половцев мира, который и заключается в 1079 году.

Узнав о заключении мира Руси с половцами, торки, живущие в пределах Переяславльского княжества, в 1080 году поднимают восстание против приютившей их Руси52. Русские князья осознавшие, какую силу представляют половцы объединенные под властью единого хана (хана Сокола), быстро усмиряют взбунтовавшихся торков. Заключенный со Степью мир, сохраняется на протяжении 13 лет, вплоть до 1093 года. За это время часть торков расселяется Русью в Поросье.

В 1093 году умирает Всеволод Ярославович. Половцы, узнав об этом, обращаются к новому князю, утвердившемуся в Киеве, с требованием о подтверждении Русью условий прежнего договора. Но на Руси во власти утвердилась переяславская партия, жаждущая реванша за поражения 1068 — 1079 годов. Половецких послов, прибывших в Киев, схватывают и сажают в погреб, что означает разрыв отношений и объявление войны. В ответ половцы обрушиваются на Киевскую землю. На реке Стугне дружины русских князей вновь терпят поражение. Половцы опустошают Поросье и берут штурмом Торческ. Большое количество торков и русских уводится в степь. Не смотря на заключенный в 1094 году мир, война продолжается. В этом же году половцы помогают Олегу захватить черниговское княжество и, тем самым, укрепляют союзнические отношения с этим княжеством53.

Но, не смотря на победы, половцам нужна не война, а мир, и в 1095 году они отправляют новое посольство на Русь. Однако, вместо заключения мира, послов (ханов Итларя и Китана) схватывают и убивают. Половцами против Руси поднимается вся Степь и боевые действия возобновляются с новой силой. Нападениям подвергается все южное пограничье: ханы Тугоркан и Куря воюют на Левобережье Днепра, а хан Боняк — на Правобережье. Совершив поход на Киев, Боняк сжигает южные пригороды русской столицы. Масштабы половецких вторжений столь значительны, что воспринимаются на Руси как Божья кара за грехи.

В 1097 году часть торков, «баяндур»54 и печенегов, кочевавших в Половецком поле, приходит на Русь. Война продолжается.

Положение в русско-половецкой войне меняется только в 1103 году, когда князем становится Владимир Мономах, а театр боевых действий переносится в Половецкое поле. Во время одного из походов Руси в степь, часть торков и печенегов, кочевавшая в Половецком поле, русскими князьями выводится на Русь и поселяется в Поросье.

С целью возврата торков, берендеев и печенегов в Половецкое поле, половцы, ведомые ханом Боняком, в 1105 году вторгаются в Поросье, которое после ухода русских ратей на Дон оказывается беззащитным. Край приходится защищать торкам, печенегам и берендеям, но такое сопротивление половцами быстро сламывается. Печенеги, торки и берендеи вновь уводятся в Половецкое поле. Почему половцы несколько раз пытались вернуть торков, печенегов и берендеев в свои степи? Причины тут две. Первая — военная. Какой ни какой, а торки, печенеги и берендеи, все-таки, представляли из себя воинский корпус, который, воюя в составе половецких войск, усиливал их, а в составе русских — русские рати. Вторая причина — экономическая. Половцы, постоянно воюя, не могли обойтись без кыштымов55: пока половецкие мужчины были в походе, кому-то нужно было пасти скот на пастбищах.

После выхода русских полков к Дону в 1116 году, торки, печенеги и берендеи приходят к Владимиру Мономаху и просятся на поселение в Руси, после чего были вновь поселены в Поросье56.

В отместку за поражение на Дону, половцы в 1117 году обрушиваются на Белую Вежу, население которой в этом же году вынуждено вернуться на Русь57.

1121 год. Между берендеями и Русью возникает конфликт, и Владимир Мономах изгоняет берендеев из пределов Руси. Печенеги и торки, испугавшись (видимо были причастны к конфликту), сами бегут из Руси. Берендеи после изгнания отправляются в Венгрию.

В 1125 году, узнав о смерти Владимира Мономаха, половцы вторгаются в Поросье, вновь стремясь увести торков и печенегов в степь, но вовремя подоспевшие русские рати, предотвращают такое развитие событий.

В 1139 году берендеи из Венгрии возвращаются на Русь и поселяются русскими князьями на прежних местах — в Верховьях Роси и Южного Буга.

В 40-х годах на Русь из степи приходят «кайы»58 и «байат»59 (баят). Судя по всему, это они в «Повести временных лет» названы торкменами.

В 1146 году кочевыми племенами, поселенными русскими князьями в Поросье, на территории аймака Кара-боркли (Харавои), создается объединение, получившее название — «Черные клобуки». Столицей объединения становится город Торческ. В данное объединение вошли берендеи (баяндур), торки (башкиры), живших в Поросье и три рода печенегов (харавои, сирукалпеи и иавдиертим). В объединение вошли и торкмены60. Кочевое население, жившее на Левобережье Днепра в пределах Переяславльского княжества (кайы, байат и торки) в состав Черных клобуков не вошло. В отношении названия объединения существует немало вопросов. Пока в данной теме не поставлена точка, наиболее обоснованным следует считать мнение о том, что объединение свое название получило по названию племени, на территории которого и произошло сложение объединения — Кара-боркли. Если это так, то мнение о причинах принятия объединением названия «Черные клобуки» является обоснованным, тем более, что эти два названия считаются идентичными.

Не смотря на такое большое количество племен, вошедших в объединение, воинский корпус черных клобуков был не велик и составлял всего лишь 6 тысяч воинов. Исходя из численности рати, можно посчитать общую численность черных клобуков — около 30 тысяч человек. Такую незначительную численность следует объяснять почти вековым участием печенегов и торков в войнах.

Примерно это же время следует считать временем сложения и гагаузкого объединения, в состав которого вошли печенеги (род гиазихопон), кангары (род иавдиертим), торки (башкиры), и, видимо, часть болгар.

Таким образом, восстановив события 10-12 веков, становится возможным назвать этническую принадлежность трех из четырнадцати костей Половецкого поля: Эльтуково — это потомки хуннов-суваров, Токсобичи (токсоба) — это потомки узов, «Побужские половцы» — это потомки печенегов и кангаров (родов Иавдиертим и Гиазихопон).

Определение происхождения остальных половецких колен облегчает то, что в Азии в отличие от Европы, ни что ни куда бесследно не исчезает. Воспользовавшись данным постулатом, поищем в Азии племена и народы, чьи названия имеют сходство с названиями половецких колен, перенесем данную ситуацию на то время и попытаемся получить ответы на поставленные вопросы. В немалой степени ответ помогает найти и правильный выбор координат поиска (выбор региона, откуда все эти племена и начали движение на запад). Определить такой регион помогает название одного из половецких колен — «бурчевичи». Народы, в названии которых есть часть этого названия, живут к северу от Саянских гор и в районе озера Байкал — это буряты и хакасы. Хакасы на протяжении длительного периода своей истории назывались «кыргыз». Но у кыргызов было и еще одно название — «буруты»61. То есть народ, давший название двум другим народам, когда-то жил к северу от Саянских гор. Сомнений в том, что название половецкого колена бурчевичи происходит от названия племени бурут, нет. Вместе с тем, именно это название и позволяет определить регион, откуда в Северное Причерноморье и пришли племена, составившие впоследствии Половецкий союз, а за одно и назвать эти племена. Прежде чем продолжить повествование, стоит отметить, что не все буруты, в ходе своего движения на запад, оказались в Причерноморских степях: часть бурутов остановилась в междуречье Волги и Урала, а с приходом в этот край монголов, вошла в состав современных башкир под названием «бурзяне». Кроме того, у волго-камских татар есть родоплеменное название «буркут», что свидетельствует о вхождение данного племени и в состав татар.

В связи с определением региона, откуда и началось движение народов на запад, название племени «шаруканиды» следует увязывать с названием племени «сары» («сарык», «шары» или «ширин»). Потомки сары (шары) сегодня живут в Шории — это шорцы, а так же в составе кыргызов Притянь-Шанья и в составе Старшего казахского жуза. Происхождение и название племени «саксины» следует связывать с названием племени «сагайцы» — одного из колен современных хакасов. Происхождение и название рода «отперлюево» следует увязывать с хакасским родом «бельтир».

В связи с этим, можно назвать и того, кто послужил основой сложения «предкавказких половцев». Учет миграционных процессов того времени, позволяет утверждать, что основу предкавказских половцев составили кимаки62, чей каганат, когда-то существовал на просторах Азии. Кимаки имеют еще ряд названий, зафиксированных в письменных источниках — «имак», «йемек». Это они, увлеченные движением на запад, остановились на просторах Северо-Кавказских степей. Потомки кимаков кумыки и по сей день живут на Кавказе.

Сложнее всего идентифицировать (сказать, что за племена послужили основой) лукоморских и придунайских половцев, но и здесь не все так безнадежно. В поисках корней придунайских половцев следует учесть то, что половцы в венгерских летописях назывались «куманами», а так как, чаще всего, название пограничного племени (племени, которое живет на границе) переносится на названия всех народов живущих за ним, то нельзя ли предположить, что название куманы — это так же название всего лишь одного из племен Половецкого поля, проживавшего на западной границе данной территории. Да и «Повесть временных лет» называет куманов в составе остальных половецких племен63, что лишний раз подтверждает верность высказанного здесь предположения. В связи с этим, поищем в Азии народ (племя) с таким названием. Выбор следует остановить на «кумандинцах» (лебединцах), чьи потомки и сегодня живут на Алтае и чье происхождение связано с родом Со (сэ). При этом не стоит путать кумандинцев (куманов) с кыпчаками. Эти народы на Алтае хоть жили недалеко друг от друга, но все-таки в разных местах: кумандинцы на реке Лебедь (правый приток Бии), а кыпчаки — на реке Алей (левый приток Оби).

В отношении колена «лукоморских половцев», следует предположить, что это потомки рода «Вулацопон», подчинившегося половцам и оставшегося кочевать в Лукоморье. На такое утверждение наталкивает язык крымских татар, относящийся, как и язык печенегов, к огузской группе тюркских языков, а так же масса слов в языке крымских татар принадлежащая к иранской группе языков. Кроме того, если проанализировать родоплеменнои состав крымских татар, то там можно найти и такую группу как «кият» (кайы). А так как кайы могли попасть в эти края только в домонгольское время, то следует предположить, что в формировании лукоморских половцев приняло участие и это племя.

Таким образом, нами названы все основные группы Половецкого поля и их происхождение. Вместе с тем, «Повесть временных лет» знает и другие рода, жившие в Половецком поле: «читеевичи», «багубарс», «осень», «коксусь», «аклан», «тарев», «азгулуй»64. Некоторые из этих родов (племен) можно идентифицировать с уже известными и названными племенами Половецкого поля.

В названии аклан может скрываться название «алан» (белых алан). Если такое утверждение верно, то речь может идти о подчиненном печенежском роде вулацопон, а значит и о лукоморских половцах.

Если всмотреться в название «коксусь», то в нем можно увидеть название «гагауз» и, значит, определить локализацию этого племени — Буджак (Бесарабия). Судя по всему, предки современных гагаузов (или какая-то их часть) еще в середине 12 века кочевала в степи. Сам этноним гагауз, скорее всего, связан с этнонимом «гиазихопон».

В названии племени «багубарс» может скрываться название «багра» (янь-роксоланы), жившие до прихода в европейские степи на реке Иртыш.

Чтобы идентифицировать племя «осень» взоры придется обратить в Хакасию, Саяны и Туву, где мы найдем народ «эчжень»65, потомки которого в Туве впоследствии назывались «сойотами», затем «урянхайцами», а теперь тувинцами. Потомки эчжень живут сейчас не только в Саянах и Туве, но и в составе Старшего казахского жуза — это «суан. Эчжень (суан) — это потомки усуней. Аналогом этого народа в Половецком поле был «печенежский» род Вороталмат. В этом нет ни чего удивительного. Половцы занимались не истреблением печенегов, а всего лишь их покорением и, значит, род Вороталмат остался на своих прежних территориях.

В отношении названия «азгулуй» — возможна идентификация с одним из Тувинских народов — «сицзе» (изгили).

Название половецкого рода «читеевичи» может происходить от названия «чики»,  а может и от названия племени «сыцзе».

Племя тарев можно идентифицировать с «дурбенами».

Кто такие сальские половцы? То, что это объединение получило название по названию реки66 на берегах которой и располагалось объединение понятно, но что это было за племя четкого ответа пока дать затруднительно.

Если вопрос локализации таких племен как коксусь, аклан, токсоба, эльтуково, бурчевичи, шаруканиды, кимаки, куманы, побужские, осень и сальские решен, то в отношении местонахождения остальных племен в Половецком поле без дополнительной информации не обойтись.

Теперь можно подвести некоторые итоги.

Первое: половцы — это племена хакасского и телесского происхождения, а отнюдь не кыпчакского, что подтверждается и этнографическими костюмами «половецких баб», аналог которых без труда отыскивается в национальных костюмах народов, живущих к северу от Алтая и Саян. То есть, половцы в основной своей массе — это енисейские кыргызы и телесские племена. Ближайшими родственниками половцев являются хакасы, алтайцы, тувинцы и кыргызы Притяньшанья.

Второе: половцы ни какого отношения к кыпчакам не имеют. Мало того, чтр кыпчаки не имели племенных подразделений, так ко всему еще следует добавить и отсутствие в составе половцев такого подразделения как кыпчак. В отношении идентификации кости «шаруканиды» (сары) с кыпчаками, как мы видим, так же нет никаких оснований.

Третье: половцы не были единым (монолитным) в этническом отношении народом. Это была группа племен (народов), связанная друг с другом исторической судьбой и только. Единого народа (этноса) в Причерноморских степях не существовало. На очерченной территории жило 15 народов, каждый со своим ханом и своим управлением. Выступление половцев единой силой против внешнего врага зависело от умения того или иного хана, выступающего в поход, убедить соседей в целесообразности такого похода и выгод, получаемых в результате. Кроме того, сила того или иного народа в степях Причерноморья, неизменность границ занимаемых территорий зависела не только от собственной силы, но и от слабости соседей. Поэтому борьба в степи была, хотя и в разных формах: начиная от прямых столкновений, что, судя по-всему, было редкостью, до втягивания соседей в совместные походы. При чем, такие походы были выгодны всем, кто в них участвовал, но каждый, при этом, старался «тащить» в бой не своих воинов, а соседей. Именно этим и следует объяснять «плохую стойкость» половцев в бою.

По сути, этноним половец — это собирательное название всех племен и народов (населения) Причерноморских степей второй половицы 11 — первой половины 13 века, подобное таким этнонимам как «скифы», «сарматы» и «казахи». По этому этноним «половец» должно означать — «человек живущий в поле», а отнюдь не «половый» (желтый) — одним словом кочевник. Половцы были новым объединением и уже только по этому, такие территории как Половецкое поле и Дешт-и-Кыпчак следует различать: Половецкое поле заканчивалось Волгой, а Дешт-и-Кыпчак – ею начинался.

Четвертое: учитывая время, потребовавшееся половцам на взятие под полный контроль Причерноморских степей, следует признать, что это был отнюдь не победоносный марш половецких армий из одной части степи в другую. Половцы всерьез и надолго увязли в войне с торками и печенегами. Более тридцать лет понадобилось им, чтобы сломить сопротивление населения жившего здесь до них.

Еще один интересный вывод. Если посмотреть на карту-схему 12, то окажется, что в основном племена и народы бывшего Печенежского союза после прихода половцев в Причерноморье, лишь потеснились на окраины степи, оставшись, таким образом, на прежних местах, уступив центральные районы степей (в том числе и степи Валахии) новым народам.

Смотря на карту-схему 12, приходишь и другому выводу: основной ударной силой, воевавшей с печенегами, были кумандинцы, буруты и шары. Но в таком случае становятся понятны и причины столь затяжной войны за Причерноморье. У этих трех народов даже объединенное войско могло не превышать 15-20 тысяч воинов, что по сравнению с 60 тысячами печенежских воинов составляет незначительное количество. То есть одним прямым лобовым ударом войну выиграть было просто не возможно. Только маневренная война на истощение сил противника могла принести успех, а такую войну за один день не выиграешь. Кроме того, становится понятным, почему послами на Русь ходило два хана (Итларь и Китай) — каждый из послов был отряжен своим народом, чтоб из его уст, а не соседа, услышать правду.

Седьмое: потеря печенегами гегемонии в Причерноморских степях — вина самих печенегов: разобщенность и отсутствие единства дали себя знать сполна.

Восьмое: Учитывая немалые просторы, занятые кумандинцами, бурутами и шары приходится делать вывод о том, что остальные народы (читиевичи, багубарс, азгулуй и тарев) были не многочисленны и занимали незначительные территории где-то в составе остальных народов.

На этом в теме об этнической мозаике Половецкого поля и процессе его сложения можно было бы поставить точку, но повествование останется незаконченным, если не изложить причины, приведшие к началу переселения такой массы племен и народов на новые места. Чтобы понять в результате каких событий все эти племена и народы оказались в Причерноморье, следует вернуться в 1030 год в Азиатские степи, восстановить этнополитическую ситуацию в этом регионе и дать описание процессам. К сожалению, информации о данном периоде почти не сохранилось, за исключением записок Ал-Марвази67, но оказывается и этого достаточно, чтоб понять, причины вторжения в Печенежские земли.

1030 год68. Скудность пастбищ и перенаселенность территорий (теснота пастбищ), приводит к тому, что одно из телеских племен — «хунъ», кочевавшее в пределах Тангутского государства в полупустыне к западу от Ордоса, снимается с насиженных мест и отправляется в поисках новых территории69. Так как в описываемое время такие народы как кайы и байат жили на территории севера современной Монголии, следует констатировать, что путь племени хунъ первоначально лежал на север в Халху. Но в Саянских горах и горах севера Монголии и Бурятии хунь наталкиваются на монгольские племена — «кайы», «байат»70 и «сельджиутов». Попытки спрятаться за Саянскими горами, где в то время, существовало довольно сильное. Кыргызское (Хакасское) государство, привело к тому, что уходить пришлось и отсюда. Столкновение с более многочисленными племенами приводит к тому, что «хунь» вынуждены поменять направление движения и уходить от врага на запад. В процесс переселения оказались втянутыми монгольские племена: кайы, байат и сельджиуты, ряд хакасских (кыргызских) племен: сары, буруты, сагайцы и «бельтиры», а так же телесских: сицзе и сыцзе. С насиженных мест согнаны «кыпчаки», «узы», «тюргеши», «баяндур» жившие где-то в- Аланьи и «кимаки», жившие на Иртыше.

Вся эта разноплеменная масса вначале сосредотачивается к северо-востоку от Аральского моря, где гегемония захватывается племенами кайы и байат71. Какое-то время спустя на данной территории создается государство, которое возглавляется родом сельджиутов (сельджуков). Еще какое-то время спустя вся эта разнородная масса под натиском алтайско-саянских племен: кипчаков, хакасов, шорцев и других уходит на запад и юг: вторгается в Маверанахр, а оттуда в Иран и Малую Азию. Все эти племена становятся известными Миру под собирательным этнонимом «туркмены» или «сельджуки».

Алтайско-саянские племена, продолжая движение, вторгаются на западе в земли занятые кимаками и узами, а на юге в земли кангюйцев (кангаров) — тюргешей.

Тюргеши, в чьи земли произошло вторжение, частично переселились в восточные земли узов — в междуречье Волги и Урала. Узы в свою очередь, переселились в земли печенегов. Еще одна часть тюргешей, подчинившаяся завоевателям, с уходом «сельджуков» в Иран и Малую Азию, вновь обретает независимость.

Движение продолжали и монгольские племена, увлеченные переселением. Одна часть кайы и байат продолжала двигаться вслед за кыргызами (хакасами) на запад, а вторая — на юго-запад в Маверанахр. Позже всех в Причерноморье появились именно кайы и байат.

Фактически, в 30-40-х годах 11 века на степных просторах Азии гремели события, которые по масштабам были не меньше тех, что разворачивались во времена создания Тюркского каганата или Монгольской империи, а события в Причерноморских степях сопоставимы с событиями в Малой Азии с той лишь разницей, что половцы оказались менее организованы нежели сельджуки. Ко всему следует добавить и то, что половцы столкнулись в Причерноморье с более сильным сопротивлением своих предшественников — печенегов, нежели сельджуки в Малой Азии. Силы оказались почти равными. К тому же печенеги обладали искусством маневренной войны в степи лучше, чем половцы, которые в полном смысле слова «спустились с гор» и вынужденные были учиться этому искусству у своих врагов, на что, конечно же, ушло не мало времени.

События двух веков невозможно втиснуть в десять страниц текста и по-этому, много интересного осталось «за кадром», но обо всем этом в следующий раз.

Примечания

1 В русских летописях хунногуры известны как угры. Константин Багрянородный хунногуров называл турками. См. Константин Багрянородный. Об управлении империей/Под редакцией Г.Г.Литаврина и А.П.Новосельцева. — М.: 1989. См.: Толочко П.П. Кочевые народы и Киевская Русь. — К.: Абрис. 1999.

2 Этелкез с венгерского языка переводится как «Междуречье». У некоторых авторов можно встретить искаженное название данной области — Ателькузу, Аталкез. См.: Энико Сии. Курс венгерского языка. — Будапешт: Танкеньвкиадо. 1981.

3 Кендер переводится как воевода.

4 Константин Багрянородный. Об управлении империей/Под редакцией Г.Г.Литаврина и А.П.Новосельцева. — М.: 1989. См.: Толочко П.П. Кочевые народы и Киевская Русь. — К.: Абрис. 1999.

5 Жупан — титул верховного правителя страны. Происходит от слова «бон», который равноценен китайскому титулу «ван» (царь) и слова «жу» (видимо «область, край, страна», а может и «народ»).

6 Подробней см. Лебедев А.Н. Откуда ты Русь?//Наследие предков. М., №4(11) 2000.— с.2-4.

7 Повесть временных лет. — К.: Радянський письменник.1990. — с.36.

8 Подробней см. Лебедев А.Н. Откуда ты Русь?//Наследие предков.№4(11). — М.: 2000.— с.2-4

9 Повесть временных лет. — К.: Радянсъкий письменник.1990. — с.36.

10 Подробней см. Лебедев А.Н. Откуда ты Русь?//Наследие предков.№4(11). —  М.: 2000.— с.2-4

11 См.: Энико Сии Курс венгерского языка. —Будапешт: Танкенъвкиадо. 1981.

12  Константин Багрянородный. Об управлении империей/Под редакцией Г.Г. Литаврина и А.П. Новосельцева. — М.: 1989. См.: Толочко П.П. Кочевые народы и Киевская Русь. — К.: Абрис. 1999.

13 Хавуксингила — нижняя гила.

14 Некоторые исследователи отождествляют ясов с аланами,  что верно лишь отчасти. Данная территория была занята потомками смешанного алано-аорского населения. Вместе с тем, ясы — это самостоятельный народ. С целью избежания путаницы между аланами Кавказа и населением междуречья Оскола и Северского Донца, все-таки, данное население следует называть так, как оно называлось в источниках той поры-ясами.

15 Константин Багрянородный. Об управлении империей/под редакцией Г.Г. Литаврина и А.П. Новосельцева. —М.: 1989. См. Толочко П.П. Кочевые народы и Киевская Русь. — К.: Абрис. 1999

16 В 463 году кангюйцы, разгромив хуннов-суваров, овладели данной территорией и прожили тут 436 лет. Подробней см. Лебедев А.Н. К вопросу о происхождении аваров и черных клобуков//Етноси Укроти. — К.: Центр euibnoi преси. 2000. — с. 109-112.

17 См. Геродот. Мельпомена. История. — М.: Ладомир, ACT. 1999 — с.236-237.

18 Окончание «ас» в этнониме аппас свидетельствует о древней форме образования этнонима названия кочевых народов Азиатских степей, и который на данный момент сохранился в этнонимах «кыргыз», «суваз» и «хакас».

19 См. Толстов С.П. К вопросу о происхождении каракалпакского народа. —КСИЭ. 1947. в2.

20 Форма этнонима «жаппас» — следствие влияния монгольского языка на тюркский. Форма этнонима «аппас» (аппа-аба) — тюркской транскрипции.

21 Аммиан Марцелин. Римская история. Санкт-Петербург, XXIII, 6, 14. 1994. С.290-291.

22 Аммиан Марцелин называет сиров саргетами, Страбон — сакаравлами (Страбон, XI, VIII. География. М., 1994), Помпеи Трог — сарауками (XLII, Помпеи Трог — Юстин. Эпигома сочинений Помпея Трога (Пер. А.А.Денонского и М.М.Рижского// ВДИ. 1955. №1), Птолемей — сакаравлами (Клавдий Птолемей. Географическое руководство//ВДИ, 1948. №2), Павел Орозий — сагарауками.

23 Таскин B.C., Материалы по истории сюнну. — М.:1968. Вып1. — с.131-132. См.: Габуев Т.А. Ранняя история алан. — Владикавказ: Иристон. 1999. — с.90-96.

24 См. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. — М.: Товарищество Клышников — Комаров и Ко. 1993, — с.62.

25 Исхаков Д.М. Татары.—Набережные Челны: Камаз, — с. 26.
26 См. Толстов С.П. К вопросу о происхождении каракалпакского народа. -КСИЭ. 1947. в2
27 Гумилев Л.Н. Древние тюрки. -М.: Товарищество Клышников-Комаров и Ко. 1993.-с.35.
28 См. Бубенок О.Б. Аланы и этногенез тюркоязычных народов Северного Причерноморья (VI-XIII вв.)//Етноси Украiни. — К.: Центр вiльноi преси. 2000. — с.63.
29 Константин Багрянородный. Об управлении империей/Под редакцией Г.Г. Литаврина и А.П. Новосельцева. —М.: 1989. См.: Толочко П.П. Кочевые народы и Киевская Русь. — К: Абрис. 1999.
30 В более позднее время от слова «гур « образовалось всем известное слово «юрт». В своем прежнем значении слово гур сохранилось в современном украинском языке: «гуртом» — сообща, вместе, в союзе, «гуртожиток»— общежитие.
31 Феоктистов А. Русские, казахи и Алтай. —М.; Усть-Каменогорск, Альфа и Омега, 1992, — с.12.
32 Незначительная часть тиверцев укрылась в предгорьях Карпат, а остатки уличей расселены по территории Руси.
33 Они же кара-балкарцы и кара-болгары.
34 ПСРЛ.т.9. — с.39. См. Лебедев АН. Союз трона и алтаря. — К.: Абрис. 2000. — с. 130.
35 Повесть временных лет. — К: Радянський письменник. 1990. — с.
36 Этноним носило одно из кангарских племен — «аба», жившее на правобережье Сырдарьи и в Илийской и Чуйской
долинах— «тюргеши». Этноним тюргеши на современный русский язык переводится как «турчонок». Приняв такое
название аба приняли на себя и программу Тюркского каганата. На тождество торков и тюргешей подтолкнуло именно
такое сопоставление и которое оказалось ошибочным.
37 Повесть временных лет. — К.: Радянський письменник. 1990. — с.350.
38 Константин Багрянородный. Об управлении империей/Под редакцией Г.Г. Литаврина и А.Л. Новосельцева. -М.: 1989. См. Толочко П.П. Кочевые народы и Киевская Русь. — К.: Абрис. 1999. — с. 159-160.
39 Следует отметить, что в войне против Руси мог воевать только лишь один род Вороталмат. Именно левобережные печенеги и именно этот род и потерпел поражение под стенами Киева.
40 Подробней см. Лебедев А.Н. Союз трона и алтаря. — К.: Абрис, 2000.
41 Тюргеши — потомки кангюйского рода «аба».
42 Ал-Марвази. См Мinorski V. Sharof al-Zaman Tahir Marvasi on China, the Turks and India. London, 1942. P/29-30, 95; Ср. Кумеков Б.Е. Указ. Со ч.-c.l 23-124.
43 Данный этноним состоит из слов «ус» (уз) «ер» (лер). Окончание «-ган» требует большего знания тюркских языков, поэтому автор данной статьи оставляет его расшифровку специалистам. Лит.: Руденко С.М. Башкиры. —М.-Л., 1955. Кузеев Р. Очерки исторической этнографии башкир, ч.1. — Уфа. 1957.
44 В 15 в. название данной группы послужило основой для этнонима современных узбеков.
45 У некоторых народов «тухси» известны под названием «тухасы» и  «токсоба».
46 Эльтуково  на русский язык переводится как «Эль (государство) Тукю (туге) «, т.е. Государство туге. Туге — один из хуннских родов.
47 Территорию Правобережья Днепра (междуречье Сулы и Ворсклы).
48 Повесть временных лет. — К.: Радянський письменник. 1990. — с.260
49 Повесть временных лет. — К.: Радянський письменник. 1990. — с.260
50 О происхождении этноним «гагауз « смотри ниже.
51 Повесть временных лет. -К.: Радянський письменник. 1990.
52 Повесть временныхлет. — К.: Радянський письменник. 1990. — с.314.
53 Повесть временных лет. —К.: Радянськип письменных. 1990. — с.342.
54 Баяндур в русских летописях известны под названием «берендеи «. Берендеи были поселены в верховьях Роси и Южного Буга.
55 Кыштым — данник.
56 Повесть временных лет. — К.: Радянсъкий письменник. 1990. — с.372.
57 Повесть временных лет. — К.: Радянський писъменник. 1990. — с.372.
58 В русских летописях кайы известны под названием «коуи». Этноним «кайы» может происходить от слова «кая» (скала) и переводиться на русский язык как «народ живущие у скал». См.: Абкадыров Р. Тюркский комплект топонимической системы Крыма//Етноси Укроти. — К.: Центр вiльноi пpeси. 2000. — с.109-112.
59 Байат (баят) — тюркоязычное племя. См.: История Туркменской ССР, т.1.кн.1, -Аш., 1957. — с. 199-200, 378, 407, 433.
60 Торкмены в странах востока известны еще и под именем «тоурмен». Данное название позволяет предположить, что этноним тоурмен, а вместе с ним и «туркмен»может происходить не от слова турк (тюрк), а от слова «тумен», т.е. этноним фактически может означать «тьма тъмущая», что ближе к истине.
61 См. Феоктистов А.Л. Русские, казахи и Алтай. -Л/., Усть-Каменогорск, Альфа и Омега, 1992.
62 См.. Етноси Укроти. — К.: Центр  вiльноi преси. 2000. — с.190-205.
63 Повесть временных лет. — К.: Радянський письменник. 1990. — с.388.
64 Повесть временных лет. — К.: Радянський письменник. 1990. — с.388. 65 Гумилев Л.Н. Древние тюрки. -М.: Товарищество Клышников-Комаров и Ко. 1993.-c.264. 66 Река Сол.
67 Ал-Марвази.См.Мinorski V. Sharof al-Zaman TahirMarvasi on China, the Turks and India. London, 1942. P/29-30, 95; Ср.:КумековБ.Е. Указ.Соч. —с. 123-124. 68 У Ал-Марвази события той поры записаны в следующем виде: «Среди них (тюрков) есть группа людей, которые называются кун, они прибыли из земли Китай, боясь китайского (киданьского — Л.К.) хана. Они христиане несторианского толка. Свои округа они покинули из-за тесноты пастбищ...Их (кунов) преследовал народ, который называется каи (кайы — уточнение мое — А.Л.). Они многочисленнее и сильнее их. Они прогнали их с тех пастбищ. (Тогда — Л.К.) куны переселились на землю шаров, а шары переселились на землю туркменов. Туркмены переселились на восточные земли огузов, а огузы переселились на земли печенегов, поблизости от Армянского моря...Племя каи бежало в Малую Азию, где поселилось вблизи Анкары». См. Кызласов Л.Р. Очерки по истории Сибири и Центральной Азии. Из-во Красноярского ун-та. 1994. 69 Хунь — это потомки народа, кочевавшего в степях Халхи еще с незапамятных времен и известного под названием «хуньюй». В конце 2 в. до н.э. хуньюй были покорены хуннами. Хунну, после покорения Страны Динлин, переселяют часть хуньюй на северные склоны Саян, где в последующие века хуньюй становятся известными под новым названием —«гяньгунь» (гунь реки Хем (Гянь)69, а их потомки под этнонимом «кыргыз». В 5 веке хуньюй, кочевавшие в Халхе, добровольно входят в состав Телеского (Уйгурского) объединения, в котором становятся известными под названием — «хунь». После падения Тюркского, а за тем и Уйгурского каганатов, хуньюй поселяются к северу от Китайской стены. У племени «хунь» есть и более известное название — «куны». 70 Племя байат в более поздние времена вошло в состав «ойротов», «калмыков», «туркмен», «турпеев», «каепичей» и «черных клобуков». 71 См. История Туркменской ССР, т.1.кн.1, -Аш., 1957.— с. 199-200, 378, 407, 433.

 

Комментарии  

 
0 #3 Михаил 27.05.2016 11:53
Добрый день! Немного о половцах.Полова — рубленная солома. Цвет волос половцев — соломенный. Половцы — светловолосые, голубоглазые по Льву Гумилёву. Основали Малую Тартарию в Крыму и Приазовье, если смотреть по старинным картам.Также город Азов-Асов. Половецкая орда — это те же казаки. Орда: Ор-сила, Д-добро, А-ас. Сила добра асов.Серьги в ушах у воинов как у казаков. Множество совместных браков с русами. Половцы те же русы, но не принявшие христианство. И никакой другой религии. А имена их непривычны — они не христианские. Но говорили изначально на одинаковом языке с русами. У них не было принятия греческого языка. Половцы участвовали в формировании этносов: украинцев, венгров, поляков и др. Намного позже Малую Тартарию переименовали в Крымское ханство с впервые появившимися татарами, вместо тартарийцев. Всего одна буква.Также и с моголами. Появились не существовавшие ранее монголы. Росчерком пера.
 
 
0 #2 Алмаз 19.08.2012 18:24
В общем это один народ (половцы , печенеги, кипчаки и т.д.какими только именами не называли )родо-племенное деление существует и по сей день у всех тюрскских народов, как и тогда.
Половцы - еще как имеют отношение к кипчакам. народ не может исчезнуть "просто так", как здесь пишется. Недилимая ячейка - род (ру)-как была в те времена , так и существует по сей день!У всех этих "народов" названия родов одинаковые, менялись только названия "этносов". А сейчас это- татары, башкиры, казахи, киргизы, алтайцы, кумыки, балкарцы, узбеки, турки, мадьяры, каракалпаки и т.д.

#1 Русский_патриоТ 14.09.2011 10:32
Блин. А кто они сейчас то?!

Вопрос справедливый. Это и есть потомки перечисленные выше. Да и сами они себя "половцами " не называли никогда, только КИПЧАКИ! а их земля "дешт -и-кипчак".
Жаль, что многие труды писались в угоду политике. История переписывалась множество раз.
 
 
0 #1 Русский_патриоТ 14.09.2011 08:32
Блин. А кто они сейчас то?!
 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100