Home №18 ВРЕМЯ БУСОВО

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки


Северная Корея

ВРЕМЯ БУСОВО PDF Печать E-mail
Автор: Александр Абакумов   
08.07.2010 12:46
Индекс материала
ВРЕМЯ БУСОВО
Схема
Все страницы

 

(исторический дебют древнейших восточнославян)

Восточные праславяне (анты) впервые зафиксированы1 письменными источниками ещё применительно к 3 — 4 вв. н. э. Долгое время дискуссионной была проблема их непосредственного местонахождения. Попытки же археологической идентификации ранних антов в качестве одного из вариантов2 черняховской культуры оказались неубедительными3. Более перспективной оказалась недавняя интерпретация этих наших первых непосредственных (а не “компонентных”) предков 4 в качестве представителей (и лингвоносителей!) киевской археологической культуры5 (3-я четв. II — кон. IV вв. н. э.) северо-восточной части Среднего Поднепровья.

Южнее этих древнейших восточных славян находилось большое и многолюдное полиэтническое межплеменное объединение (как следствие бурных предшествующих геополитических метаморфоз Северного Причерноморья) — Рейдготия6 [блок-схема]. Возглавляло эту «державу» одно из восточногерманских племён — грейтунги. Археологически южные соседи «ранних» антов были представлены черняховской культурой7. Этот скифо-германо-сармато-фракийский симбиоз8 испытал на себе около 375 г. гунно-протоболгарское нашествие. Возглавляемое грейтунгами (остроготами) объединение распалось. Одна из группировок черняховцев9 (убегая от тюркских кочевников) вторглась (по свидетельству известного раннесредневекового историка — Иордана) в «Край антов».

Довольно таки поздно представители нашей языковой группы стали известны античной исторической науке. Первые непосредственные свидетельства относительно финальных праславян (венедов) появляются в произведениях древнеримских авторов при отображении ими этно-политических ситуаций в Европе только с I в. н. э.10 И лишь сотни лет спустя историки услышали об отдельных тогдашних пост-венедских (антских и склавинских) общественных и военных деятелях. Древнейшим же (375 – 378 гг.) известным славянином оказался вождь племени антов Бож (Боз, Бус).

«Первая волна» скифо-готских пришельцев (во главе с конунгом Винитаром) была разбита Божем. Дальнейшие же «потоки» черняховских беженцев (в более безопасную от гуннского погрома лесную зону) таки сломили «прямое» сопротивление более малочисленных антов. Последние перешли (под руководством своего верховного вождя) тогда к партизанской борьбе. Произошло, в свою очередь, перемещение части правосточнославянского (носителей киевской культуры) населения в более северные, балтоязычные в ту пору, районы Верхнего Поднепровья.

Созданное же грейтунгом (остготом) Винитаром в лесо-лесостепной части Среднего Днепра новое (уже скифо-германо-антско-балтское) объединение просуществовало только три года. Гунны вторглись и в полесскую «Нео-Рейдготию». Продолжалось и начатое Божем антско-балтское «партизанское сопротивление» скифо-остготским пришельцам. Около 378 г. «держава» конунга Винитара была разгромлена гуннами. Значительная часть гото-скифов была уведена кочевниками, но многие из черняховских иммигрантов остались в восточном Полесье.

В такой же геополитической ситуации «спрятанные» ранее по инициативе Божа в «болота и пущи» основные антские силы возобновили свое доминирование в регионе. Развернулся процесс ассимиляции правосточнославянами пришлого скифо-готского этнического элемента, а также и части более северных балтов. На археологическом почве это выявилось в формировании (и именно в кон. 4 в.) колочинской культуры11. Последняя же известна как дальнейший этап развития местной «киевской» традиции с наслоениями на нее выразительных миграционных «черняхоидных» черт. В Верхнем Поднепровье формируется, в свою очередь, ряд смешанных антско-балтских археологических комплексов12. Еще позднее (в нач. 2‑й пол. V в. — после распада Велико-Гуннского объединения) часть колочинцев расселяется южнее. «Синтезируется», с участием «остаточного» (после кочевнического погрома) поздне-черняховского компонента, лесостепная пеньковская культура13. Приближается эпоха «классических» антов 6 — 7 ст. Последние же хорошо «известны» балканским владениям тогдашней Византийской империи.

Вся эта последовательность событий стала возможной лишь при условии довольно таки сильной «партизанской позиции» антов (созданной ранее Божем!) во время гуннского «карательного рейда» против восточно-полесской «Новой Рейдготии» в 378 г. Если бы «винитариеву воинству» удалось бы в 375 — 376 гг. окончательно подавить сопротивление племён киевской культуры, то после частичного разрушения кочевниками «державы» беженцев, последняя возродилась бы на скифо-грейтунгском культурном и языковом базисах.

Но Бож не увидел и «первых плодов» возглавляемой им борьбы своих единоплеменников. Отряд антов (в котором он находился) в самом разгаре партизанской войны был разбит. 70 воинов этого подразделения (вместе с Божем) было захвачено в плен и казнено готами. Но память в народе о нашем первом известном предводителе еще долгое время сохранялась. Бус (Бож) стал одним из героев предполагаемого древнего восточнославянского эпоса14, который предшествовал былинам «киевского» цикла. Отголосок этих «прасказаний» успел зафиксировать в XII в. автор «Слова о полку Игореве», вспомнивший и «Время Бусово»15. Да и в топонимике северной Украины иногда еще встречается имя «старого» антского вождя. Есть «Бусово поле» и в Киеве16.

Приведённый исторический эпизод свидетельствуют, что в самых безнадёжных порой обстоятельствах необходимо продолжать (и в любых формах) борьбу за своё геополитическое выживание. Единство этноса, его целенаправленная и скоординированная воля — в этом залог успеха (пускай даже и относительного!) для конкретного народа. Решающая предпосылка дальнейшего достойного существования людей, эту человеческую совокупность составляющих!

 



Обновлено 11.07.2010 13:20
 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100