Home №23 ЗАМЕТКИ НАЦИОНАЛИСТА

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки


Северная Корея

ЗАМЕТКИ НАЦИОНАЛИСТА PDF Печать E-mail
Автор: А.А.Широпаев   
09.05.2014 22:35

ИНАЯ РУССКОСТЬ

Недавно по третьему каналу показали репортаж о типично русской жизни за пределами Московской кольцевой автодороги. Речь шла о районе Московской области, где еще сравнительно недавно добывали бурый уголь. Теперь там ничего не добывают, шахты закрыты. Телезрителям продемонстрировали картину нормального геноцида: рассыпающиеся в прах трехэтажки, построенные еще пленными немцами, отсутствие водопровода, дороговизна, отчаяние, одичание. На экране – одни старики и старухи. «Живем, как крысы, так и передайте. Мы никому не нужны». Молодежи не видать – наверное, здесь уже и не рождается никто. Вообще впечатление от репортажа такое, что речь идет о какой-нибудь богом забытой Магаданской области, но никак о Подмосковье. Трудно представить, что совсем недалеко раскинулась столица, сверкающая фасадами банков и отелей, витринами умопомрачительных магазинов, свежепозолоченными куполами и стеклянной облицовкой небоскребов. Кстати, скоро Москва приступит к строительству 600-метрового супернебоскреба. Возможно, в ясную погоду его смогут видеть и вымирающие подмосковные жители – он будет отсвечивать на солнце как воплощенная вертикаль власти, как шитый золотом ханский бунчук…

Вот так живут русские в России. В Российском государстве. Которое исправно дотирует «маленькую, но гордую» Чечню, но при этом плевать хотело на исчезновение народа-гиганта, трудами коего и создано.

Лично мне этот репортаж ничего нового не открыл. Но впечатление, тем не менее, было сильным _ с вымиранием собственного народа свыкнуться трудно. Поэтому очередные инвективы т. Малера, решившего преподать «национал-анархистам» и «проходимцам» урок «государственного чувства», воспринимались мною особо живо. В очередном припадке византистского холуяжа перед Системой он пишет: «Каждый, абсолютно каждый современный русский человек, будь то олихарх или бомж, обязан своим существованием Российскому Государству, которое так или иначе предоставляет все условия для того, чтобы выжить, жить и достичь самых разных жизненных целей… Что же касается современно го, молодого, здорового русского человека в России, то ему все дороги для самореализации открыты, и только личная иждивенческая и социально-пассивная позиция делает его глупее, беднее, больнее и, наконец, просто злее на весь окружающий мир». «Мы живем в нормальном государстве», — констатирует т. Малер.

Воистину, нет никого лютее для русского человека, чем инородец-государственник, да еще к тому же православный! Подмосковным угольщикам и невдомек, что Российское государство, оказывается, им «предоставляет все условия, для того, чтобы выжить, жить и достичь самых разных жизненных целей». Съездил бы к ним т. Малер и объяснил лично, доходчиво, так сказать, по-рабочему, что, мол, братцы, у вас все нормально, поскольку «мы живем в нормальном государстве». Но боюсь, поездка не получится: т. Малер и дорогу-то за пределы МКАД вряд ли знает. Впрочем, может, это и к лучшему, а то ведь «философ-воин» мог бы и не вернуться к своему письменному столу…

И молодым людям из этого кромешного Подмосковья (если таковые вообще есть) было бы интересно узнать, что им «все дороги для самореализации открыты». И что только русские сами виноваты в том, что мрут по миллиону в год. Государство «так или иначе» делает все возможное, а они, «иждивенцы», все равно мрут и мрут. И остается этому Государству с большой буквы только одно: «предоставить все условия» русским для их дальнейшего вымирания, а потом, после окончательного решения русского вопроса, заселить Россию среднеазиатами, кавказцами и китайцами. Что, собственно, оно и делает, опираясь на столь ценимые т. Малером «тысячелетние традиции».

Бредни т. Малера не стоили бы внимания, если бы не были характерным показателем состояния умов кабинетной патриотической шоблы. Один – Егор Холмогоров – считает, что предназначение русских – «заселять небо» (помните, как говорил Горбатый в известном телефильме? «Мы тебя не больно зарежем. Чик – и ты уже на небесах»). Другой лижет задницу «нормальному государству», отправляющему на это самое небо по миллиону русских ежегодно. Третий – классик Проханов – хочет тех, кто еще жив, «загрузить работой». Как будто мало мы въебывали за последнюю тысячу лет! Так нет же: надо опять «загрузить» русских очередным Беломорканалом. Империя-мать зовет! На небо…

В общем, ясно: российское государство, империя – это историческая яма, из которой русским надо срочно вылезать. Пусть патриоты-государственники и дальше продолжают лобзать ханское стремя, а мы, как говаривали поморы – люди вольные. Гипотетическое движение за самоопределение русских регионов в составе России (подчеркнуто мирное и конституционное) могло бы стать для нас «лестницей» из «ямы», добиваясь переформатирования Евразии с учетом русских интересов.

Наконец, настала пора наметить духовные параметры ИНОЙ РУССКОСТИ, альтернативной расхожим шаблонам, которые служат лишь оправданию эксплуатации русского народа российским государством. А наши идеологические трупоеды от патриотизма пусть продолжают обгладывать мертвые догматы типа «православие, самодержавие, народность», «Ленин, родина, социализм» и т.д.

1. Прежде всего необходимо освободить русскую ментальность от имперского этатизма. Иная русскость – это неимперская русскость, оппозиционная московскому унификаторскому централизму, ведущая свое начало от времен, когда Русь слагалась из множества самобытных и суверенных Русей. Необходимо отрешиться от мертвящего историческо го московоцентризма. Ментальная переориентация на Вольный Новгород – последний оплот собственно русской государственности – пробудит наши исконные этно-культурные архетипы и позволит увидеть новую историческую перспективу. Важно осознать, что Москва – это особый культурно-государственный феномен, который, хотя и базировался на русском этническом субстрате, сформировался под решающим влиянием Орды. Что и определило евразийский генезис Российского государства, которое совершенно справедливо рассматривать как продолжение Орды. Эта преемственность видна, прежде всего, в сохранившемся на протяжении веков данническом принципе, т.е. в постоянном стремлении империи обустраиваться за счет русских. Важно осознать, что интересы русских и интересы Российского государства – вещи не просто разные, но нередко противоположные. Характерно, что нынешние имперцы и государственники – это зачастую люди нерусских кровей, потомки представителей тех или иных инородческих имперских элит.

2. Важной составляющей «иной русскости» является бескомпромиссный антисоветизм. «Иная русскость» исторически опирается прежде всего на «мелкобуржуазное» крестьянско-казачье сопротивление красной Москве в период гражданской войны и 20-30-х гг., а также на антисоветское движение времен Второй Мировой войны. Такие фетиши как «Знамя Победы», «покорение космоса», «великая страна» в координатах ценностей «иной русскости» утрачивают свое гипнотическое воздействие. В этом (и не только в этом) плане «иная русскость» неизмеримо ближе, скажем, к украинским или литовским националистам, чем к российской патриотовщине любого толка.

3. Было бы лукавством с моей стороны, если бы я умолчал о том, что освобождение русского сознания невозможно, пока православие будет определять его в той же степени, в какой определяло до сих пор. Никакая «иная русскость» в союзе с попами заведомо невозможна – они неизбежно утащат нас в новую Орду. Церковь, как носительница инородной, интернациональной доктрины, всегда способствовала эксплуатации русских империей (не случайно, что еще во времена татарщины она пользовалась исключительным покровительством ханов, равно как и сегодня РПЦ является одной из важнейших подпорок Системы). Конечно же, нам обязательно предстоит более широкое участие в процессе, все более заметном среди европейских народов – процессе второго, «археофутуристического» обретения древних этнических мировоззрений, который должен завершиться отказом от любых разновидностей авраамизма и торжеством «новой античности».

4. Надо разгрузить русскую ментальность от остатков любого мессианства и идеократического утопизма. Довольно рваться то «на небо», то в «светлое будущее», рассматривая свою родную землю лишь как временный плацдарм для этих рывков. Хватит быть то «народом-богоносцем», то «народом-богоборцем», пора становиться нормальной европейской нацией, народом-хозяином, живущим НА ЗЕМЛЕ. На своей земле.

5. Необходимо выявить изначальный, солнечно-волевой русский психотип, деформированный и зашлакованный многовековым ордынско-имперским насилием. Если в представлении одного из классиков российской патриотической мысли, К.Н. Леонтьева, «русский человек специально не создан для свободы», то в действительности истинная, исконная русскость без свободы немыслима. Подтверждение тому: Новгород, Псков, вольное Поморье, широкие вечевые традиции (говорят, поначалу вече было даже в Москве), Дон, имевший культурно-родовые связи с Новгородом, наконец, свободолю бивые и самостоятельные сибиряки. Вольный, активный психотип ушкуйника, казака-первопроходца должен потеснить столь любимого патриотами «русачка» — неприхотливого и безличного носителя «государева тягла». По большому счету речь идет о генезисе новой нации (может быть, даже наций), в котором ключевую роль должны сыграть неимперские и гражданские начала, а также антисоветизм и «неоязычество» как живое творческое мировоззрение.

ЧТО ТАКОЕ «РУССКИЙ ФАШИЗМ»?

Сказать по правде, я не знаю, что такое «русский фашизм». Если уж и говорить сегодня о каком-либо фашизме, то о фашизме российском, россиянском, который можно именовать путинизмом.

В самом деле. Существующий режим все более приобретает зловещие фашистские черты.

Например.

— Гиперцентрализация власти, причем до такой степени, что на ее фоне последний российский император выглядит просто жалко.

— Наследственная передача власти, совершаемая в узком элитном кругу (в общественном сознании, в СМИ, в «коридорах власти» уже прочно закрепилось понятие «преемник», которое читается как «наследник»). Налицо своеобразный чиновно-олигархический вождизм, в перспективе, вероятно, пожизненный.

— Сворачивание демократических свобод, откровенное профанирование демократических процедур, прежде всего выборов всех уровней. Явное стремление насадить однопартийную систему, которая будет закамуфлирована под двухпартийную, и при этом _ полное отсутствие возможностей для возникновения партий «снизу».

— Неуклонный рост роли государства на фоне нового «имперского стиля». Вообще, растущий культ государства, характерный для фашизма. Усиливается мертвящая унитарность государства, все более ограничивающая самостоятельность регионов.

— Существование массовой прорежимной молодежной организации («Наши»), призванной обеспечить системе бесперебойную поставку послушных функционеров.

Кроме того, очевидна явная знаковость в плане символов, девизов, названий и т.д. Скажем, название «Единая Россия» содержит в себе основной фашистский архетип единства, сплоченности, в свое время выраженный в известном символе фашины. В День России, 12 июня, на стенах домов можно видеть глянцевые плакаты с лозунгом «СЛАВА РОССИИ!». Как известно, это был официальный девиз Всероссийской фашистской партии К. Родзаевского, активно действовавшей в 30-е годы в Манчжурии.

Когда-то, в эпоху позднего ельцинизма, мой друг Вадим Штепа сказал мне, что девиз Родзаевского «Бог, нация, труд» скоро станет программным лозунгом Кремля. Ну теперь-то его уж совсем не удивительно было бы увидеть на растяжках поперек улиц. «Бог»? Пожалуйста, батюшки мелькают в каждой школе, в каждом офисе, без иконки не осталось в России ни одного автомобиля, ни одной квартиры, ни одного рабочего стола. Вот недавно на день ВДВ прошел молебен на Красной площади, а Илья Пророк объявлен небесным покровителем десантников. Чем не государственная религия? О чем еще мечтать православным патриотам-державникам? О царе? Так вполне вероятно, будет и царь, а очередной путин будет при нем кем-то вроде дуче. Вернее, царь будет при путине.

Далее. «Нация»? Опять же пожалуйста: идут постоянные разговоры о «национальных интересах», «национальных программах», о «нации», наконец. Кстати понятие «нация» у Путина ничем не отличается от понятия «нация» у Родзаевского, который много говорил и писал о «многонародной российской нации». О «россиянах», короче.

Ну и, наконец, «труд». Тут и доказывать нечего, повсеместно насаждаемый быдловатый трудоголизм с его нехитрой формулой «Хорошо трудишься _ хорошо живешь» очевиден. Вообще, чего режим несомненно добился, так это всеобщего сумасшедшего вкалывания, не оставляющего времени на подлинную жизнь.

Есть и «корпоративность», процветавшая в фашистских режимах. Роль в жизни государства таких корпораций как Газпром, Роснефть трудно переоценить. Развивая тезис о России как «энергетической сверхдержаве», можно сказать, что в стране на неопределенное время утвердился нефтегазовый фашизм.

На его фоне русское национальное сопротивление, которое режим объявляет «фашистским», представляет освободительный, демократический и, если угодно, антифашистский дискурс. Поскольку выступает в действительности за элементарное биологическое выживание вымирающих русских, за их элементарные, а не какие-то особые, исключительные права. Выступает не за господство русских, а против государственной политики дискриминации русских в России. Ну можно ли, скажем, движение за права североамериканских индейцев назвать фашистским? Хотя у них там и свастики в ходу, например в ритуалах индейцев Навахо. Вот примерно та же ситуация и у нас, только в России «индейцы» составляют более 80% населения.

Поэтому «русский фашизм» — это грязный ярлык, который фашистская система пытается налепить на движение за права русских. Причем надо отметить, что и методы борьбы режима с т.н. «русскими фашистами» становятся все более фашистскими. Так, раздаются призывы отменить суды присяжных по делам о «ксенофобии» и «разжигании». То есть ставится вопрос об особом, чрезвычайном судопроизводстве, немыслимом в демократическом государстве. Недавний взрыв в редакции «Русского Вестника» вообще напомнил о латиноамериканских «эскадронах смерти». На мой взгляд, картина исчерпывающая.

ССУЧЕНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Помнится, в эпоху развитого горбачевизма, выступая на очередном съезде народных депутатов, писатель Олжас Сулейменов, рассуждая о «зрелости» тогдашних «демократических преобразований», заявил, что «демократия уже не девочка». Теперь-то очевидно, что из этой «девочки» усилиями партийно-чекистских растлителей выросла настоящая блядь.

Некто Тишков (так, кажется), председатель некой комиссии по толерантности, выступил с предложением отменить суд присяжных по делам о «ксенофобии» и «экстремизму». Мол, что-то часто эти присяжные выносят оправдательные приговоры по таким делам. Как, например, недавно в Питере, когда на группу русских молодых людей пытались навесить убийство африканца. Комментируя решение присяжных, прокурор Мазурин (или Мазарин) горько сетовал, что им, присяжным, видишь ли, нужны доказательства. Нет бы пупком чувствовать «генеральную линию» и следовать ей, так нет, этим гадам присяжным, еще и доказательства подавай. А их как раз и нету, хоть тресни.

Хочется посоветовать товарищам Тишкову и Мазурину: а может быть, сразу ввести чекистские «тройки» по делам о пресловутом «разжигании» и «ксенофобии»? А заодно и расстрельные статьи. Европа, конечно, поморщится, но ради торжества «толерантности» промолчит. А начать это нововведение следует как раз с Питера – родины нашего президента-чекиста. Вот тогда, после такой правовой реформы, война режима против русских вообще и против русской молодежи в частности достигнет, наконец, вожделенных показателей эпохи красного террора. Как известно, в те времена «ксенофобам» спуску не давали: за анекдот «про евреев» к стенке ставили. Вот достойный пример борьбы за «толерантность».

Характерно, что заявление Тишкова прозвучало под аккомпанемент взрыва в редакции газеты «Русский Вестник». Систему не устраивает даже та мутная русскость христианско-монархо-советского разлива, представленная данной газетой. Примечательно, что по факту этого взрыва дело возбудили по статье «Умышленное причинение материального ущерба». Хорошо еще, что не по статье «Хулиганство». Не сомневаюсь, что если бы взорвали редакцию «Еврейской газеты», дело немедленно возбудили бы по статьям «Терроризм» и «Разжигание межнациональной и межрелигиозной розни». А то и «Покушение на государственный строй».

Взрыв в «Русском Вестнике» напомнил о взрыве в редакции газеты «Я – Русский», прогремевшем 3 октября 2003 года. Напомню, этот теракт так и остался нераскрытым. А он, в свою очередь, заставляет вспомнить о взрыве в софийской редакции белоэмигрантской газеты «Голос России» в 1938 году. Ее издавал знаменитый Иван Солоневич, чудом тогда оставшийся в живых. Ретроспек ция террора против русских изданий вполне красноречива. Тем омерзительнее на ее фоне выглядит сформировавшийся в России полицейско-клерикальный режим, сочетающий массированные православные молебны с реанимацией студенческих стройотрядов и «вахт памяти», а государственное подавление русских – со слиянием «Родины» и «Партии Жизни» в одно ублюдочно-системное целое. Режим, оставляющий «электорату» только библию и Петросяна.

«Суверенная демократия» - такое определение распоясавшейся путинщине придумали платные холуи от политтехнологии. А я бы предложил другое определение, вынесенное в заголовок. Оно больше подходит к нынешней россиянской государственности, которую кроят по лекалам лагерных порядков засевшие в Кремле лубянские кадры.

СУМЕРКИ АВРААМИЗМА

«Скачут с этим Господом Богом, словно черти! Так и чахотку недолго получить!»
Я. Гашек

Наконец-то. Наконец-то жрецы самых уродливых и человеконенави стнических культов, выросших из семитского корня, собрались в «златоглавой Москве», явив миру свой жуткий коллективный лик. Лишь буддисты отрадно, будто вкрапления оранжевой крамолы, выделяются в этом смрадном сборище, называемом «Всемирный саммит религиозных деятелей» (непонятно только, зачем они вообще явились на этот шабаш авраамитов). Невозможно без отвращения взирать на всех этих жирных котов от «духовности», облизывающих друг друга в обе щеки, а затем, после пошлейших речей о межцивилизационном мире и согласии, идущих уплетать, кто – кошерную фаршированную щуку, кто – шаурму и шашлык, а кто – икорку и стерлядку (по-православному). Так и кажется, что под рясами и хламидами шевелятся омерзительные чешуйчатые щупальца инопланетных лавкрафтианских «грибокрабов».

Надо ли говорить, что о согласии и терпимости рассуждают те, кто пролил моря крови, насаждая веру в «единого бога»; те, чьим ближайшим светским дискурсом является коммунистический тоталитаризм. И прежде, чем пытаться разделить «экстремизм» и «религию», как это пытаются делать участники саммита, надо открыть Книгу Есфири или Книгу Маккавеев. Можно всмпомнить и Талмуд с его пламенной «любовью» к гоям. О бесчисленных резнях «во имя Аллаха» я уж и не говорю. Равно как и о терпимости христиан к язычникам и о «добровольных крещениях» последних по пояс в собственной крови.

Накануне открытия упомянутого поповского саммита Владимир Соловьев (не философ) в программе «Воскресный вечер», беседуя с митрополитом Кириллом, раввином Шаевичем и неким мусульманским деятелем, имени коего не запомнил, усомнился в культе «богини демократии» и выразил уверенность в приоритете «духовных» ценностей. Это весьма знаменательно. В том, какую «духовность» Система будет насаждать и культивировать в массах, сомневать ся невозможно: тройка «религиоз ных деятелей», стоявших перед Соловьевым, говорит об этом со всей очевидностью. Это рабская, гнущая, и в общем-то обывательская «духовность» семитского монотеизма, которая уже вовсю фактически насаждается государством (авраамические религиозные праздники отмечаются, по сути, на государственном уровне, а преподавание Библии скоро окончательно утвердится в школьной программе). При этом стремление русских обрести свою изначальную солнечную, языческую духовность третируется и государством, и т.н. «традиционными религиями» как «экстремистское», «маргинальное» и «нетрадиционное». Это ли не деспотия?!

На смену либеральному фетишу светского государства идет удушливая Система, опираяющаяся на объединенный авторитет мракобесов от авраамической лжедуховности. Поэтому лозунг дня иных русских, равно как и всех людей доброй воли, звучит так: ДА ЗДРАВСТВУЕТ ДЕМОКРАТИЯ! НЕТ КЛЕРИКАЛИЗМУ! СЛАВА СВОБОДЕ! СЛАВА СОЛНЦУ!

Сумерки, сумерки авраамизма. И утро наших вечно юных Богов.

http://lj.rossia.org/users/shiropaev/

 

Продолжение следует
 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100