Home №24 ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ИМПЕРИИ

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки


Северная Корея

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ИМПЕРИИ PDF Печать E-mail
Автор: А.А.Широпаев   
09.05.2014 23:26

1. По кругу

Не так давно появившаяся в «Завтра» № 41 (673) статья Сергея Семанова «Империя или держава» стала еще одними ярким примером «закольцованности» типического русского самосознанья, его неспособности вырваться за окаем вековых представлений. С. Семанов выступает в качестве оппонента идеи «пятой империи», и поначалу многие его рассуждения совершенно верны. Так, он справедливо не рассматривает в качестве империи домонгольскую «многополярную» Русь, «которая управлялась из Киева сугубо номинально» (историки-централисты называют это «раздробленностью»). Замечу только, что в империи русские живут не с Петра Первого, как полагает Семанов, а с времен татарщины, когда изрядная часть русских земель стала улусом Монгольской империи, которую позднее унаследовала Москва. Абсолютно верна и его критика дореволюционной России, где скопилось немало «противоречий между имперскими установлениями и сущностными интересами самого русского народа». С. Семанов хорошо говорит о «перенапряжении русского народа в Российской империи», о безжалостной трате царями русской крови и русских сил в угоду имперским интересам.

Однако при этом совершенно непонятно восхищение автора Сталиным, который, по словам Семанова, «придал советской империи блеск и величие, невиданное со времен римских Цезарей». «Власть Москвы, – продолжает он, – неколебимо царила от Берлина до Пхеньяна, мятежное красное знамя отсвечивало черно-бело -золотым царским штандартом, а масонская пентаграмма – двуглавым орлом».

Вот такая картинка в духе Устрялова. Благодаря ей становится понятным, почему именно Семанов допущен Прохановым в качестве оппонента – отрицая империю, Семанов при этом в восхищении встает перед нею на колени. Причем, мгновенно забыв о том чудовищном «перенапряжении русского народа» в СССР, в сравнении с которым участь русских в империи царей выглядит как райская картинка. Это уже не «перенапряжение», а ГЕНОЦИД, который нельзя искупить никаким «блеском и величием», никаким «Юрой Гагариным» и «бесплатным благоустроенным жильем». Восторги Семанова выглядят еще более странными в сочетании с его совершенно правильным выводом: «…царская империя истощала понапрасну силы русского народа, а сталинско-брежневская вконец подорвала их». Так вот, замечу, именно поэтому красное знамя и «отсвечивает» царским штандартом, а пятиконечная звезда – двуглавым орлом: в имперском дискурсе это действительно символизм одного порядка (что, кстати, наглядно демонстрируют синкретическая госсимволика путинской России). Непонятно только, почему, в таком случае, красная звезда Семанову не нравится, а двуглавый орел представляется родным и близким.

Весьма странной является и выдвигаемая Семановым «альтернатива» «пятой империи»: начав с констатации факта, что большинство населения России составляют ЭТНИЧЕСКИЕ русские, он заявляет: «Надо изгнать из газетно-телевизионного лексикона позорный неологизм «россияне». Мы все тут русские – «и тунгус, и друг степей калмык», и все прочие, кто вырос под нашими небесами». Ну вот и приехали. Чем же в таком случае понятие «русский» в устах Семанова отличается от «позорного неологизма «россияне»», который, кстати, употреблял еще А.В. Суворов, будучи верным сыном империи («Горжусь, что я россиянин»)?

Начав с отрицания империи, Семанов заканчивает империей же. Держава – это те же яйца, только сбоку. Да, если Проханову будут оппонировать на таком уровне логики, его проекты неминуемо приобретут «блеск и величие, невиданное со времен Цезарей».

2. Имперство наизнанку

В качестве классической, можно сказать, рефлекторной альтернативы имперской идее чаще всего рассматривают известный лозунг «Россия для русских». Его сторонником является, например, мой давний оппонент Александр Севастьянов, которого нередко называют «идеологом русских этнических националистов». Этот лозунг многим представляется совершенно логичным и бесспорным: говорят, что его поддерживают чуть ли не 61% населения, чему я охотно верю. Тем не менее, рискну осмыслить его критически.

Проблема в том, что Россия и империя – это синонимы. Поэтому лозунг «Россия для русских» по сути звучит как «Империя для русских», что является заведомым абсурдом. Как показывает исторический опыт, в реальности всегда дело обстояло наоборот: русские для России, для империи. И по-другому быть не может, поскольку Россия-империя, берущая истоки в Золотой Орде, никогда не предполагала и не могла предполагать какого-либо русского господства, которому противится сама природа имперского интернационализма. Империя всегда предполагала только русское СЛУЖЕНИЕ, ТЯГЛО. Вечное русское самоумаление. И по-другому Россия быть устроена не может; скажем, ситуация в Кондопоге до восстания – совершенно российская, то есть имперская. Поэтому лозунг «Россия для русских», будучи всего лишь изнанкой имперской идеологии, на практике – в лучшем случае – неизменно приведет к классической ситуации «русские для России». То есть к новой версии империи. Кстати, как известно возглавляемая А. Севастьяновым партия именуется «Национально-ДЕРЖАВНОЙ» – вот она, имперская изнанка «рефлекторного» национализма. Проговор по Фрейду…

А в худшем случае… Сомневаюсь, что тот же Севастьянов сможет, к примеру, упразднить факт современного якутского национального самосознания (равно как и сам факт Якутии), заставить якутскую молодежь забыть магию наскальных ленских рисунков, вновь открывшиеся миры шаманизма, символизм Белого Солнца… А главное, надо ли это делать? Мне, как русскому, самосознание якутов совсем не мешает. Напротив, вдохновляет. На русскость.

3. Многорусье?

Для начала нам, русским, надо осознать, что интересы какой бы то ни было России и интересы русских – это совсем не одно и то же. Подлинной русской альтернативой имперским схемам, на мой взгляд, может стать все более крепнущее направление в русской общественно-политической мысли, чьим знаменем стала емкая формула «Самоопределяйтесь!».

Помнится, еще года три назад в сети появилась статья Вадима Сидорова «Другая Евразия», в которой автор, смело поддержав основные идеи моей книги «Тюрьма народа», в частности, заявлял: «Россия никогда не была и не будет русским национальным государством, и пора бы русским уже избавиться от этой безнадежной и неразделенной любви к «матушке-России» <…> Итак, наш путь – от Москвы к Новгороду, от централистской России к автономным регионам с русской основой в составе федеративной Евразии». И не только автономным, но и взаимосвязанным. Поскольку «поодиночке ни один из русских регионов не сможет выбраться из той ямы, где мы оказались». Короче, «уставшему славянскому большинству необходимо обеспечить право на спокойное интенсивное развитие в регионалистском направлении».

Разумеется, все это предполагает пробуждение у нас, русских, самосознания принципиально нового, европейского типа, свободного от какого-либо «византизма». Нам надо превозмочь в себе самих многовековую инерцию державности и имперства, заданную Москвой. Наш патриотизм должен перестать быть идеологической легитимацией участи русских как тягловой скотины империи, как биомассы для планетарных мессианских проектов. Пора бы, наконец, почувствовать вкус к нормальной национальной жизни. Как у прибалтов, например. Которых русские не любят, надо полагать, из тайной зависти.

Если же русские в очередной раз примут имперскую судьбу, а точнее свое обычное имперское небытие, то им конец. Новую империю они уже не сдюжат. Русским необходимо осознать, что имперская идеология в ее законченном виде – это идеология последовательного антирусского геноцида. Особенно хорошо это видно на примере крайних персонажей типа «сионо-византиста» Малера, который недавно декларативно отказал этническим русским в праве сознавать и называть себя таковыми. То есть, по сути, в праве БЫТЬ. Что ж, как верно отметил В. Сидоров, «имперские инициативы в России всегда исходили от нерусских, но платили за них всегда русские».

Когда закончится эта затянувшаяся халява, не знаю. Легко умозрительно рассуждать о новом русском самосознании и новой нации. Но в реальности мы имеем дело с огромной имперской инерционностью русских, отягощенной на местах нищетой и элементарной бытовой дикостью, отсутствием традиций самоуправления, да и просто самоуважения. Об этом ясно говорят результаты последних региональных выборов, на которые уважающий себя народ просто не пошел бы. А наш народ, к ликованию Павловского лобызающий сапоги «Единой России», вряд ли помышляет о благе большем, чем централизованная палочная государственность. Какой уж тут «Новгород»? Как были московиты, так ими и остаемся. Дело свое холопское знаем…

Вот только Кондопога, Кондопога… Насколько я знаю, там народ на выборы все-таки не пошел.

БЕЛАЯ ЗАВИСТЬ

Имперские идеологи не устают предостерегать русских об опасности «вырождения в эстонцев», которое, по их словам, наступит в случае нашего отказа от «Империи и Церкви». Эти большевики от православия не желают видеть, что именно в компании с «Империей и Церковью» грядет вырождение русских в обитателей того света.

А я, сказать по правде, эстонцам завидую. Именно как русский. А в еще большей степени завидую литовцам. Почему? Да потому, что свой исторический путь мы с ними начинали вместе, будучи поначалу чуть ли не одним народом, чуть ли не одной страной. Одно время на московских монетах даже красовался всадник с мечом, ныне известный нам по литовскому гербу. Теснейшие родовые аристократические связи между Русью и Литвой общеизвестны. Например, герои Куликовской битвы князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи, знаменитый князь Боброк – все из Литвы. В Литве же Боброк и погиб, вновь сражаясь с татарами на Ворскле в рядах великого князя литовского Витовта. Позднее Витовт (да пребудет в веках его имя!) едва не стал «королем Литвы и Руси», поскольку Литва, имея на то все основания, выступала как один из главных конкурентов Москвы в деле «собирания земель» (но в принципиально ином формате).

Тем поразительнее разница в результатах исторических путей наших народов. Литовцы, в итоге, несмотря ни на что, сформировались как нормальный европейский народ, а вот русские… Русские – это нечто двусмысленное, неоднозначное, евразийское. Не то этнос, не то культурно-церковное сообщество, в которое вступает всякий желающий. Не то особо угнетенное тягловое имперское сословие типа крепостных или илотов.

Неудача Витовта – это величайший исторический ОБЛОМ прежде всего для, нас, русских.

Помните фильм «Никто не хотел умирать» про послевоенную Литву? Там звучит такой вопрос: «Решай, с кем ты: с Советами или с литовцами?». То есть, для подавляющего большинства литовцев быть литовцем значит быть антикоммунистом. Национальная самоидентификация литовца подразумевает антисоветизм. Невозможно быть советским литовцем. Литовец – значит, готовь обрез и защищай свой хутор, свой двор от колхоза. Выпускай кишки чекисту и райкомовцу.

Не так у русских. Быть красным русским очень даже возможно. У нас до сих пор решить не могут, с каких позиций писать историю гражданской войны: с позиций Колчака или с позиций Ворошилова с Буденным? С позиций крестьянского заступника Антонова или коммуниста-карателя Тухачевского? С позиций германофила Краснова или англофила Деникина? В лучшем случае стараются писать со всех позиций сразу, и в результате получается что-то уж совсем невообразимое. А в худшем – пишут новый вариант истории СССР, в которой нерусская банда «народных комиссаров» именуется «нашим правитель ством», подвластная им Совдепия – «нашей страной», а большевистская госбезопасность – «защитницей интересов нашей Родины» (показателен поток хвалебных телепередач о советских агентах и провокаторах 20-30-х гг.). Налицо распад самосознания, шизофрения, бред…

Но самая дремучая ситуация у русских – с оценкой Второй Мировой войны. Уж тут-то не стоит вопрос, как ее рассматривать: с позиций Власова или Сталина? Преклонение перед пирровой «великой победой» царит как на государственном, так и на личном уровне. Во времена ельцинского антикоммунизма еще как-то пытались «неоднозначно» трактовать Краснова и Власова, но при Путине их сделали однозначными «подонками» и «предателями» - и, надо сказать, русские в подавляющем большинстве с этим согласились. То есть, по сути, снова согласились на участь «героическо го» пушечного мяса, отвергнув саму попытку обретения иной исторической судьбы. Они мысленно вновь и вновь в вечном октябре 41-го спасают советскую столицу, охваченную еврейско-коммунистической паникой.

А вот прибалты не боятся чествовать своих ветеранов войск СС. Взгляд на свою историю у них цельный и ясный. И плевать они хотели на политкорректность, а еще больше – на «антифашистские» завывания с востока. Поскольку рассматривают борьбу своих дедушек на стороне Германии как освободительную войну против большевистской тирании за свой народ, за родную землю. А у нас же полно русских националистов вроде А. Севастьянова, готовых снова, если бы повторилась история, защищать «родину». Так они с почтением именуют сталинский концлагерь – СССР, в котором уничтожали русский народ. И Краснова с Власовым эти севастьяновы готовы снова повесить, причем самолично. А заодно и всех нынешних красновцев и власовцев.

Да что прибалты – взять тех же украинцев. Ветераны ОУН и УПА, не страшась истерики красного отребья, открыто выходят на улицы Киева в своих старых мундирах европейского покроя. Вот недавно, 7 ноября, во Львове украинские националисты вырвали у коммунистов красный флаг и публично его растоптали. А русские националисты по сей день покорно шествуют в хвосте кумачовых демонстраций 1 и 9 мая. Попытались было самостоятельно пройтись 4 ноября «русским маршем» – и все равно, ведомые гротескным Поткиным, ловко зарабатывающим себе место в будущем предвыборном списке, оказались под красной жопой думских «жирных котов» – Бабурина и Рогозина.

Посмотрите, как легко облетела советчина с Балтии – будто никогда и не было там штампованных советских названий, насажденного советского быта и стиля жизни. Не помогли дотации, которые Москва вкачивала в «Советскую Прибалтику» за счет русской деревни – только ради того, чтобы удерживать этот вполне европейский край в объятиях восточной деспотии. Даже с Украины, в которую советизация проникла гораздо глубже, сходит краснота. И держится, опять-таки, в регионах с преобладающим русскоязычным населением.

Да, к русским и к России совок прикипел намертво. Можно даже сказать, въелся. Особенно в патриотовщину. Вот, скажем, Шурыгин – как его: замполит, политрук? В день памяти Венгерского национального восстания 56-го года сидит в телевизоре, в патриотической программе «Русский взгляд» и объясняет русским, что, мол, танки-то советские венгров тогда правильно давили. Причем давили-то гуманно. «Всего-то» тысячи две укокошили. Да потом еще к стенке поставили человек триста. Да вынудили бежать на Запад тысяч двести…

И все лишь за то, что эти люди уважали себя, и не желали жить по кремлевским указкам в зловонной совдепии «венгерского разлива». Не желали походить на русских, себя не уважающих. Не стали терпеть на своей шее лояльные к Москве еврейские кадры, которые в лучших традициях красных режимов составляли тогда в Венгрии ядро компартии, людоедской госбезопасности и аппарата пропаганды. Очевидно, именно поэтому советским послом в Венгрии тогда был Андропов  субъект тоже с весьма экзотической генеалогией. По сути, он и руководил очередным усмирением венгров, этот будущий кумир совковых приверженцев «порядка». Поцелуйте его портрет, патриот Шурыгин – он еще не мироточит? Вы с Прохановым мастера обретать чудотворные иконы – вот Александр Андреевич недавно икону Путина народу явил…

Вы бы, я уверен, и в Балтию на танке с удовольствием въехали бы. И в Украину. Да вот только не бывать этому уже никогда. Отъездились. Даже русские начинают сознавать, что их интересы и интересы вашей азиатской империи – это разные, а зачастую и прямо противоположные вещи. Недаром этим летом, чуть ли не накануне 22 июня, в «Парламентской газете» (!) проскочил-таки честный материал об антисоветской Локотской республике, созданной русскими в немецком тылу, на Брянщине, в годы последней войны. По существу это было первое со времен разгрома Новгородской республики аутентичное государственное образование русских, полноценное во всех отношениях. Которое сполна выявило изначальные европейские качества русских – способность к самоорганизации, свободолюбие, неприятие какой-либо уравниловки. Я уж не говорю, что Локотская республика полностью опрокидывает патриотические штампы относительно народных настроений во время той войны – вместе с отступавшими немцами с Брянщины ушли порядка 50 тысяч человек, а антисоветское сопротивление продолжалось в тамошних лесах даже после 45-го года. Такие вот русские «лесные братья». Потому-то и была столь зловонной реакция нынешнего, путинского совдепа на упомянутую публикацию. Орда-Евразия, держащая русских в пленении, понимает: Локотский феномен – это та самая «кощеева игла», в которой заключена ее погибель. Это актуальный призыв к регионалистскому, антиимперскому, национально-демократическому самоопределению русских, делающему возможной их возвращение в европейскую историю.

Так вот, Литва, Литва… Сокровенная ностальгия русской души, ее вечный соблазн, зовущая лесная нота утраты. Главный мотив первого русского диссидентства: куда бежать? в Литву! Благо, что начиналась она чуть ли не за Калугой. Недаром Иван Грозный, взяв Тверь, первым делом кинулся резать проживавших там литовских пленных как зловредных рассадников западничества, на которое русские, в общем-то, откликаются охотно. Все эти «византистские» разговоры о якобы природном русском антиевропеизме – не более, чем басни, состряпанные амбициозной литературной «нерусью». Оставь русского в покое, наедине с самим собой _ и тот быстро разберется, что он белый человек, и если пока еще не совсем европеец, то уж европеоид – точно. Потомок Мамая Грозный это хорошо понимал и действовал радикально: литовцев под нож, а заодно и всех русских в округе. Селекция! Чтобы остались лишь те, кто, спустя четыре столетия, не будет испытывать к Литве, да и вообще к Европе, ничего, кроме лютой красной зависти, неотличимой от ненависти. Те, кто в 40-ом году смотрели тяжелым взглядом из-под плоских козырьков уродливых советских фуражек на обильные хуторские окорока и бочонки с добрым домашним пивом. На обреченных хозяев, так похожих на русских…

Однако пора нам позавидовать нашей сестре Литве благородной белой завистью. Хорошей завистью белых к белым. Помня, что когда-то литовцы называли громового бога «Перкунас», а наши почти так же – «Перун».

АНТИИМПЕРСКИЙ МАРШ

Вот уже как с месяц в Сети висит текст Александра Поткина, выступающего под псевдонимом «Белов». Называется «Имперский марш». Лично для меня он не стал неожиданностью. Поначалу я решил никак не комментировать эту статью, поскольку она говорит сама за себя. Однако сейчас, спустя время, вижу, что комментировать все-таки надо. Ибо текст Поткина, можно сказать, ритуальный. А на ритуал необходимо отвечать ритуалом. Мой ответ – нечто вроде осинового кола, что ли.

Петр Хомяков пишет, что Поткин в этой статье выступил «за объединение проимперских, прокремлевских, по сути, сил с едва-едва начавшими оформляться русскими национал-радикалами. Тем самым он снова вернулся к порочной политике растворения реальной русской оппозиции в болоте лакействующих «патриотов»».

П. Хомяков констатирует, что со стороны Поткина это капитуляция, что он совершил политичес кое самоубийство.

Эти оценки верны, но не совсем точны. Я убежден, что Поткин не возвращался к «порочной политике растворения реальной русской оппозиции в болоте лакействующих патриотов». Он из этой политики никогда и не вылезал. И текст Поткина – это не просто «капитуляция» и «политическое самоубийство». Это слив энергии русского национального протеста, канализированной Поткиным в «Русском марше». Это кастрация реального русского сопротивления. Вот почему я называю текст Поткина ритуальным.

Всего этого можно было бы избежать, если бы русские энтузиасты отучились видеть в откровенно гротескных фигурах, представляющих собой слабое подобие Троцкого, «мощных ораторов» и «выдающихся организаторов». Не пришлось бы им сегодня думать и гадать: что это случилось с нашим Сашей Беловым? Может, ему Проханов чего-нибудь имперского в водку подсыпал? Отчего это заголовок программной сашиной статьи дословно совпадает с заголовком передовицы Проханова, вышедшей накануне «Русского марша»? Да и стиль-то у нашего Саши какой-то прохановский, прямо не отличишь. Не иначе как психотропное воздействие или магические технологии.

А с Сашей Беловым на самом деле ничего особенного не случилось. Просто он как был Поткиным, так им и остался. И, кстати, П. Хомяков еще до появления его статьи угадывал в Белове Поткина. Он предупреждал, что Поткин склонен «в тандеме с Рогозиным» продать революционную энергию нового русского протеста Кремлю. Что сегодня и происходит под сурдинку разговоров о необходимости «великого примирения имперцев и националистов» в следующем, «предвыборном году». В Думу парень намылился.

Нет необходимости подробно анализировать текст Поткина. Его ключевой тезис: «Субъектом имперского возрождения может быть только русский народ. Русские».

Спрашивается, а что в этом нового? Империя всегда строилась именно на русских костях. Всегда в имперостроительстве русским отводилась роль главной рабочей силы, роль дешевого «пушечного мяса», которое, не жалея, клали во имя величия Империи. Вот и вся русская «субъектность». Нет бы прямо сказать: хочу, мол, вместе с Прохановым припахать русских на очередную «великую стройку». «Загрузить работой», как говорит Андреич. Много не обещаю, но телогрейки, кирзачи и бараки будут. Насчет денег опять же не знаю, но харчами часть выплатим. А то вокруг да около – «бремя имперской миссии»…

Поткин пишет, что «настоящий русский империализм может опираться только на победу русского национализма как первую, необходимую стадию настоящего (а не фантомного-олигархо-бюрократического) имперского строительства».

Ну вот опять ничего нового. Русским в очередной раз предлагают поработать на Империю, а значит против собственных интересов. То есть разводят, как лохов, твердо обещая, что на этот раз все будет «по-настоящему». Русский национализм рассматривается как всего лишь «стадия», которую должна сменить стадия другая, так сказать, более высокая. Ему, русскому национализму, отводится почетная роль орудия «имперского строительства». Причем орудия довольно тупого, если не стесняются это делать снова и снова.

Ну в самом деле, на кого рассчитан весь этот дешевый словесный гарнир, с которым нам опять подают «проект Империи»: «Русские не являются и никогда не будут мелкобуржуазным народом, чьи амбиции ограничены стабильным приростом скудного материального благосостояния, медленным улучшением частного «квартирного мирка». Русское сознание неизбежно, фатально тяготеет к предельному и запредельному, а значит русские обречены на экспансию, на расширение границ русского мира. И потому любая государственность, которые русские будут строить, так или иначе окажется Империей. Путь имперского возрождения детерминирован русской историей, нашей национальной психологией и потому безальтернативен».

Вот как, «безальтернативен»! То есть выбора у нас, у русских нет. Пиздец полный, или как говорит мой друг Штепа, тотальный! Нам навеки отводится участь бомжей и психопатов, неспособных к нормальной человеческой жизни. Нам предписано вечно «тяготеть к предельному и запредельному» (и вообще к беспределу), по-босяцки, с завистью ненавидя мелкобуржуазный «частный квартирный мирок». И расширять «границы русского мира», вместо того, чтоб хоть как-то обустроить родную землю. Которая разорена, брошена, засрана. Так нет же, мы, видите ли, «обречены на экспансию». Вперед, расширим наш великий российский срач! Желательно – на Запад. Там можно «частным квартирным мирком» поживиться. Как это уже было в 1945-м, когда охуевшая Европа смотрела на советских солдат, волокущих белые трофейные унитазы, «с мясом» выдранные из тамошних «квартирных мирков»…

Империя делает ставку на «прола» и «люмпена». Но русскому надоело быть «пролом» и люмпеном». Он слушает речи о «предельном и запредельном», и думает: «Пиздит, как Троцкий». Он уже почувствовал вкус к свободе, к собственности, к индивидуализму. Он уже открыл в себе европейца. В нем проснулась мелкобуржуазность, а значит, и национализм. Ибо нормальный национализм немыслим без мелкобуржуазности. И ненависть к ней Поткина говорит лишь о том, что он никакой не националист. Впрочем, он и не настаивает. Возможно, Поткин большевик – это большевики постоянно клеймили «мелкобуржуазную стихию», к которой причисляли и анархиствующих поэтов-декадентов, и тамбовских мужиков с обрезами. И, наверное, правильно делали. Диапазон мелкобуржуазности широчайший. Я бы отнес к этой животворной стихии всех, кто сегодня разделяет ненависть к Империи, к пафосу централизма и государственности, к начальственным цинковым рожам, ко всей этой азиатчине, хамству и угнетению, а также к прикрывающей их демагогии.

Поткин требует, чтобы слово «русский» стало «стопроцентным синонимом» слова «российский». Эва хватился, парень! Глеб Павловский давно уже это сделал. Посмотри его «Реальную власть» - только и слышишь: «русский», да «русский». И государство-то у него «русское», и армия – «русская», и народ – сплошь «русский». И сам он, Павловский – «русский», равно как и Поткин. И, получается, оба делают одно большое имперское дело. Размывая и обессмысливая само это понятие – «русский».

Одним из важнейших достижений русской политической мысли за последнее время стало разделение понятий «русский» и «российский» как не просто разных, но антагонистических. Поткин же пытается нас вернуть в те блаженные времена, когда красные и белые, имперцы и националисты, православные и язычники – все несметной массой варились в котле Манежной площади, а Проханов их помешивал половником своей газеты, поперчивал и подсоливал. Все кончилось 93-м годом, со всеми вытекающими – кровью, мозгами…Нет, хватит, настало время разделения! На «русских» и «российских», на христиан и язычников, наконец, на «Русь» и «Россию». И смазать линию фронта между имперцами и националистами уже никто не сможет. «Великого примирения» не будет! Скорее уж Новодворская с ее новгородским пафосом станет союзником новых националистов, чем Малер или Шурыгин. Главное же, что новый национализм стал фактом политической жизни. Он и должен определить характер Марша-2007: русский, антиимперский, национально-демократический. Дело за новыми лидерами.

P.S. Поскольку зашел разговор о Марше-2007, то уже сейчас надо бы наметить его формат и характер, хотя бы вкратце. На мой взгляд, было бы полезным вспомнить опыт махатмы Ганди, чьи МАССОВЫЕ И ПОДЧЕРКНУТО МИРНЫЕ шествия легко опрокинули систему британского колониализма. Кстати, эффективность этой политтехнологии подтверждает успех недавних народных выступлений на пространстве СНГ. Киевский майдан – это Ганди в действии.

КОНДОПОГА И ИМПЕРИЯ

Один, пожалуй, из самых интересных православно-имперских идеологов, Роман Багдасаров, верно отметил очень важную составляющую недавних событий в Кондопоге: «сращение этнического криминалитета с административными органами на местах». Однако далее он, в соответствии со своей имперской логикой, делает следующий вывод: «Это, кстати, будущее, которое ожидает Россию, если исполнится мечта регионалистов-утопистов и ее расчленят на «государственные образования». Уж кому-кому, а русским в таких образованиях будет не сладко. Если мы не можем обеспечить выполнение закона сейчас, при наличии единого центра, то в маленьких образованиях его не будет вовсе».

Странная логика. «Единый центр» в российской государственности существует с незапамятных времен, однако на протяжении всего этого времени он так и смог толком «обеспечить выполнение закона». Произвол и коррупция были и остаются проблемой государства российского, начиная с Ивана Калиты и кончая Путиным. Вообще, взятка – это повивальная бабка московской централизации: именно в обмен на «финансовую поддержку» известный митрополит Алексей сумел-таки получить ханскую грамоту, объявлявшей великое княжение «наследственным правом московских князей из династии Ивана Калиты». Тем самым и были заложены основы системы, в которой мы живем сегодня: дают и берут все, от паспортистки до депутата, от отделения милиции до Кремля.

Логично предположить, что именно «при наличии единого центра» так будет продолжаться и дальше. А вот почему Р. Багдасаров, признавая бессилие «единого центра» по части утверждения законности, делает вывод, что в т.н. «маленьких образованиях» законности «не будет вовсе» – непонятно. МЫ В НИХ ЕЩЕ НЕ ЖИЛИ. Однако уже сейчас очевидно, что восстание в Кондопоге было направлено в равной мере КАК ПРОТИВ ЭТНОКРИМИНАЛА, ТАК И ПРОТИВ ПРОДАЖНОЙ ВЛАСТИ – причем, и местной, и центральной. Ведь с этнокриминалом давно сросся прежде всего тот самый «единый центр», на который Р. Багдасаров продолжает уповать как на законника. Характерна его проговорка: «Мы не можем обеспечить выполнение закона». «МЫ».То есть, как и всякий истинный имперец, Р. Багдасаров отождествляет себя с ЭТИМ государством – пусть и плохой, но империей.

«Русские – государственная нация», – утверждает Р. Багдасаров. Чего только не напридумывали про русских: дескать, и монархисты они по природе, и православные дальше некуда, ну и, конечно, государственники в доску. Так вот, главный неприятный сюрприз, который преподносит нашим имперцам и государственникам Кондопога – это открытие, что русские перестают отождествлять себя с этим государством, не хотят больше быть «государственной нацией», «делегирующей защиту своей безопасности государству». В Кондопоге русские заявили о себе как о субъекте истории, который посредством ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ способен создавать СВОЮ, «параллельную госструктурам систему». И более того: СВОИ «образования». В которых заведомо не будет места ни этнокриминалу, ни чиновной коррупции. И не надо говорить, как это делает Р. Багдасаров, о «политически безграмотном населении» – в Кондопоге народ повел себя на удивление политически грамотно. Единственное, чего ему пока не хватает – перспективное, проектное видение.

Имперцы не знают, что делать с феноменом Кондопоги, шагающим по России. По существу, Кондопога им враждебна. И это понятно: вектор кондопожских событий направлен к разводу русских с Империей, в которой они никогда не могли обрести полноценное историческое бытие. Александр Проханов в своем очередном акафисте «пятой империи» пишет: «В Кондопоге схватились насмерть чеченцы и русские (убийство безоружных русских вооруженными до зубов чеченцами преподносится чуть ли не как рыцарский поединок! – А.Ш.)… Только Империя утолит уязвленные чувства, смирит гордыню. Сложит стоязыкую, разорванную на лоскутья страну в драгоценный имперский ковер». Вот как: оказывается, Кондопога – это не национально-освободительное восстание, а всего лишь столкновение «уязвленных чувств» и «гордынь».

Империя, конечно, смирит «гордыню» - только русскую. Как она и делала это на протяжении веков. И сложит страну в «драгоценный имперский ковер», в очередной раз отдав «братским народам» на откуп русские регионы и самих русских. Что, собственно, уже и делает Проханов, во имя имперских идеалов переступая через пролитую русскую кровь. Ибо другого способа строительства Российской империи просто не существует в природе. Об этом говорит весь опыт российского имперостроительства. «Россия существует не для русских, а посредством русских», – честно сказал грузин Мамардашвили. А точнее сказать – ЗА СЧЕТ русских. И отрицать это наши имперцы не в состоянии. Единственное, что они могут – дать имперской участи русских некую возвышенную, стилистически эффектную трактовку. Сделать жертве словесную анестезию. Получается, уважаемый мною – по-человечески – Проханов энергично готовит русским очередную красивую ловушку.

А ведь отлично знает, что, например, взаимоотношения русских и чеченцев ВСЕГДА были такими – и в «третьей империи», и в «четвертой». Останутся такими же и в «пятой». В сетевой статье Пожарского «Отделяйтесь!» приведен рассказ о волнениях русского населения в Грозном в 1958 году. Причина – немотивирован ное убийство пьяным чеченцем русского парня. Чью «гордыню» и на этот раз Империя «смиряла» при помощи армейских прикладов, думаю, догадаться нетрудно. Поэтому русским не сшивать надо очередной «имперский ковер», а именно ОТДЕЛЯТЬСЯ. Ибо ковер этот обязательно получится с восточным узором – и в «пятом», и в «шестом», и в «седьмом» дубле. И восседать на нем, весело пируя, будут очередные «баскаки» и «джигиты», расстелив его на согбенных спинах русских невольников.

P.S. Где-то 12-13 сентября в ответ на кавказские ножи поднялись русские в приволжском Вольске. Если Кондопога – это удар новгородского вечевого колокола, то Вольск – это ответный разинский посвист (Вольск, Волга, воля-вольная). Пробуждаются архетипы альтернативной, НЕГОСУДАРЕ ВОЙ Руси? Так-так, интересно…

РУССКОЕ ВОССТАНИЕ

Это далеко не первое русское народное восстание. Летом 1998 года полыхнула Удомля в Тверской области. Не так давно – подмосковный Красноармейск. И вот теперь – Кондопога, прогремев шее на всю страну угловатое финское название, похожее на древнего деревянного идола, не оставившее безучастным ни одного русского. Ибо Кондопога полностью обнажила антирусскую суть российского государства. И поэтому электромонтажник Григорий Слизов и охранник Сергей Усин, убитые чеченскими бандитами, погибли не напрасно. Определенно можно утверждать, что Кондопога, в окружении враждебного государства, находясь в инфомационно-полицейской блокаде, все-таки одержала несомненную морально-политическую победу.

«Бытовая драка»? «Криминальный конфликт»? Не смешите. Да, в тот вечер в ресторане «Чайка» гулевали местные русские братки. Как рассказывают, бармен-азербайджанец подал им заведомо паленую водку. Обычное дело, в общем-то. Мало ли нас травят во всевозможных «кавказских» заведениях! Другие бы выпили, а потом наутро маялись бы у пивной палатки, вяло ругая «черных». Ну в крайнем случае, не стали бы пить эту водку. Но тут – братки. Народ смелый и с «собственной гордостью». Не стерпели. «Ты что нам принес, урод?» И дали бармену пизды. А тот вызвал чеченскую «крышу».

Те приехали, когда братки уже ушли. Приехали с битами, ножами, арматурными прутьями. И с криками «Аллах акбар!» и «Бей русских!» набросились на тех, кто к конфликту с барменом вообще не имел отношения. То есть чеченцам было важно покарать просто русских как таковых. «Загасить». За то, что осмелились «возбухать». За то, что русские. Били не за принадлежность к упомянутой бригаде братков, а по расовому признаку. Били за европейскую, славянскую внешность. Если и можно говорить о зоологическом национализме, то вот он, налицо.

Да и не били – а попросту УБИВАЛИ. Чеченцы приехали не бить, а именно УБИВАТЬ. Убивать сразу, на месте, без разбору. РЭЗАТЬ. Зная, что им за это ничего не будет. Зная, что все им сойдет с рук в этой с потрохами продавшейся Эрэфии. И действительно, могло сойти, как это и происходит на каждом шагу, в каждом русском городе с его купленной администрацией и продажной милицией. Кондопожские менты, сидя в трех машинах, спокойно наблюдали за бойней. Заметим: спокойно наблюдали, как чужаки убивают их сородичей, русских.

А убивали зверски. Выкалывали глаза, отрезали уши. Битами добивали раненых. А менты, повторяю, стояли в сторонке. Как их назвать? Выродки? Или просто трусы?

Какая же тут «бытовая драка» или «криминальный конфликт»? Налицо религиозно-расовый погром русских, устроенный чеченскими бандитами, ответом на который стало стихийное русское национально-освободительное восстание. Не будь братков – толчком послужил бы другой случай. Обязательно. Завтра Кондопогой может стать Петрозаводск, Вологда, Калуга, Малоярославец, Серпухов, Ногинск… Ибо кавказская мафия пустила свои щупальца по всей стране, став, по сути, реальной российской властью, реальной системой угнетения и дискриминации русских.

Россия – колония Чечни. Это звучало уже не раз. Леонид Радзиховский верно сказал как-то: мало того, что мы выплачиваем Чечне регулярную дань в виде миллионных дотаций, так теперь Чечня начинает диктовать России новые законы. Он имел в виду знаменитое предложение Чечни предоставить Путину право баллотироваться на третий срок (по существу же ставится вопрос о бессрочном президентстве). Не менее замечательна и последняя инициатива депутатов чеченского парламента, направивших в Госдуму законопроект о превращении республики, как пишут газеты, в «беспредельно свободную экономическую зону». Ну, в частности, предлагается сроком на семь лет освободить от уплаты всех налогов все компании, зарегистрированные в Чечне. А потом еще семь лет эти компании смогут платить лишь по 50% от налоговых ставок. Плюс территория Чечни становится свободной таможенной зоной. А за счет кого, спрашивается? Ясное дело, за счет Калуги, Вологды, Серпухова, Кондопоги… За счет полумертвой русской деревни. За счет русских, убывающих по миллиону в год.

Весьма характерно, что с этой инициативой чеченцы демонстративно выступили на фоне событий в Кондопоге. Мол, клали мы на вас. Имели и иметь будем, биляд.

Не менее характерна и реакция Рамзана Кадырова на Кондопогу. Из Грозного немедленно раздался грозный окрик в адрес русских. Кадыров во всеуслышанье заявил о готовности навести порядок в Кондопоге. Пригрозил русским бунтовщикам: мол, не утихните, пришлю своих абреков с автоматами. Всей Кондопоге уши отрежем. Кровью умоетесь, русские свиньи. И никто Кадырова не поправил.

А кому поправлять-то? Кондопога пылает, Петрозаводск дымится, а президент Путин летит в ЮАР, алмазные сделки с «Де Бирсом» заключать. Нет ничего важнее. Мало, видать, Москва заработала на якутских алмазах, с которых, кстати, сами якуты ни хрена имеют (равно как и русские от своих нефтегазовых богатств). Вдумайтесь: президент великой державы лично ведет переговоры с руководством какого-то концерна – да, крупного, но всего лишь концерна! Хотя, впрочем, президент-то так себе – сырьевой. Ему только этим и заниматься.

Путин на другом конце света. Подальше от Кондопоги. А вместо него «на хозяйстве» Кадыров, за русскими присматривает, плеткой-семихвосткой помахивает. То есть по причине временного отсутствия московского князька Владимира ордынский хан Рамзан на некоторое время ввел прямое управление русскими улусами. Не понимаете? Так ведь нет никакой России. Была и есть Золотая Орда, только ханская ставка теперь не в Сарае, а в Грозном. А скоро, наверное, переедет в Москву. Недаром в столице строят мечеть высотой с колокольню Ивана Великого. Готовятся.

Острая реакция Кадырова на русское восстание – это естественное нежелание захватчика потерять захваченное. Говорят, он из-за Кондопоги даже в Англию не поехал, на оплаченный Вексельбергом футбольный матч Аргентина-Бразилия. И действительно, кто знает, какой доход получает Чечня из своих мафиозных структур, опутавших русские земли с их городами и селами? К тому же реальная Чечня в действительности неизмеримо больше, чем та, что изображена на картах. «Россия теперь – неотъемлемая часть Чечни. Точнее – все той же Золотой Орды», – пишет Вадим Штепа в статье, посвященной десятилетию Хасавюрта. Зачем же хану Кадырову другой президент? И с этим хорошо, пусть себе сидит пока. Надо же кому-то с русскими непосредственно управляться, как это делал Иван Калита, верный вассал Орды. ОМОН, защищающий в Кондопоге «имущество кавказских жителей», а попросту избивавший своих, русских – прямой наследник карателей Калиты.

А восставшие кондопожцы – наследники вольной Новгородской республики, не знавшей ордынского ига. Восстанием в Кондопоге вновь заявила о себе ненавистная Москве Новгородчина с ее достоинством, свободолюбием, упорством и размахом. Кондопога - это призыв к выходу русских из Золотой Орды, который предполагает отказ от навязанного им исторического москвоцентризма. Ведь проблема не столько в «нашествии с Юга», сколько в самом этом евразийском государстве с его вечной политикой «плавильного котла». Надо менять даже не власть – надо менять само государство.

Как? Демократическим образом, разумеется. Настало время народного движения за все большую самостоятельность русских регионов, которые могли бы образовать нечто вроде «сетевой» конфедерации в Федерации, что, конечно, радикально изменит формат последней (и не только о русских регионах может идти речь: не думаю, что тем же карелам нужна Золотая Орда). «Кондопожская» протестность – плюс антимосквизм – плюс воля к новой, постимперской судьбе – вот слагаемые прорыва в русское будущее. И еще: важно не дать заморочить себя, с одной стороны, проектами «пятой империи» (новой Орды) с их упованием на мистическое перерождение Путина в «царя-батюшку», а с другой – угрозами кадыровых, которые, по словам Вадима Штепы, уже рвутся разгонять грядущий «русский майдан».

 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100