Home №3 ЗОЛОТО ОСОБОЙ СЕКРЕТНОСТИ

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки


Северная Корея

ЗОЛОТО ОСОБОЙ СЕКРЕТНОСТИ PDF Печать E-mail
Автор: О. Буян   
29.03.2011 20:25

Посетитель, не знающий античной ис­тории, сочтёт выставку «Сокровища Трои», открытую в Пушкинском музее, крайне бед­ной, непонятной и скучной. Ведь всё вмес­те взятое «золото Шлимана», состоящее из нескольких комплектов женских укра­шений, разрозненных столовых приборов, каменных топориков и двух-трёх безымян­ных фигурок, по своему материальному весу не сравнится с богатствами некото­рых современных кинозвезд, не говоря уже о крупных коллекциях ценителей древно­стей. Так в чём же тогда загадка привле­кательности шлимановского «клада Приама»? Почему любителю-археологу в Рос­сии сначала не разрешали приступать к раскопкам античных городов (Александр III : «Пусть едет. Повешу без суда»), а когда коллекция Шлимана, хранившаяся в Бер­лине, попала в руки Красной армии, Ста­лин распорядился беречь её подальше от глаз людских «в режиме особой секрет­ности».

Всё дело в том, что древности, полу­чившие название «золото Шлимана», из­влечены из под земли в том месте, где не­когда стояли стены легендарного Илиона, воспетого Гомером в «Илиаде». Правда, как оказалось позже, золотые украшения и прочие находки из «клада Приама» , мог­ли относиться к более ранним пластам древнего города (так называемой Трое-II, датируемой 2600-2450 гг. до н.э.). Но так или иначе они связаны именно с Троей, существование которой некоторые отъяв­ленные скептики вообще отрицали до тех пор, пока Шлиман не доказал её существо­вание с помощью археологических свиде­тельств.

На современные карты Троя была на­несена сравнительно недавно, только в 20 веке. Она находится недалеко от Запад­ного побережья Малой Азии на государ­ственной территории нынешней Турции и в атласах помечена сокращением «разв.» (развалины). От Трои рукой подать до пролива Дарданеллы, ведь она когда-то стояла на самом берегу у входа в един­ственный водный канал, соединяющий Эгей­ское и Мраморное море, а шире — Среди­земное и Чёрное. Некогда её значение было сопоставимо с Константинополем-Царьградом, ибо через проливы проходи­ли важнейшие морские пути. Рядом и дру­гие знаменитые места. Само Мраморное море некоторые историки считают произ­водным от Тритонского озера, которое до Всемирного потопа не имело проливов и где после потопа затонула легендарная Ат­лантида (См. А.Барашков. Гибель Атлан­тиды.- «Наука и религия», 1991, №9 -12). Недалеко расположен остров Лесбос, где прославились Сапфо и Алкей, бывали Ари­стотель и Эпикур.

Но ещё более интересно то, что в зна­менитом памятнике испанской литературы XIII века «Младшей Эдде» Троя (Асгард) упоминается как родина древне-скандинав­ского Одина (в нем. традиции - Бодана), главы языческого пантеона богов — «асов». «Вблизи середины земли, — пишет его автор Снорри Стурлулон, был постро­ен град, снискавший величайшую славу. Он назывался тогда Троя, а теперь страна Турков. Этот град был много больше, чем дру­гие, и построен со всем искусством и пыш­ностью, которые были тогда доступны». Один, который «славился своею мудрос­тью и всеми совершенствами», был из рода троянских конунгов, правителей Трои. Ему было пророчество и он, взяв с собой мно­жество вооруженных людей и их жен, ос­тавил «страну Турков» и отправился в се­верные земли, что зовутся «страной Сак­сов». «Там Один остался надолго, подчи­нив себе всю страну» (с. 13). Потомки Оди­на — «асы», противопоставленные в эпосе «ванам», завоевали и другие соседние зем­ли: в Норвегии, Швеции, Дании, в «стране Франков», где учредили законы, «какие прежде были в Трое» («Младшая Эдда», М.1994,стр.12-15).

Выходит, что основателями династий в нордических странах были «азиаты». Толь­ко откуда они сами пришли в Азию: мо­жет быть, из Китая или из Индии? Вряд ли. Ученые утверждают, что археологическая нить связывает «асов» с раскопками в Се­верном Причерноморье. В районе Приазо­вья находится загадочная Каменная моги­ла. Под её плитами, как считают современ­ные археологи, скрывается пещера и 61 грот. На потолках имеются древние изоб­ражения и надписи, а в специальных хра­нилищах — лежат 150 каменных табличек с нерасшифрованным письмом. Оно предшестовавало шумерскому (III тыс. до на­шей эры) и сходно с надписями святилищ Чатал-Гююка VII-VI тыс. до н.э. (в совре­менной Турции). Не была ли Каменнная могила одним из сакральных центров пред­ков троянцев? Исследователь сокровищ Шлимана Л.Акимова по этому поводу пи­шет: «Древним местом их обитания, там, где был создан миф о Троянской войне, была не Троя, а та северная территория, куда восходят корни троянских сказаний. Она простиралась от Кавказа, где был наказан Прометей, и о.Левки в Понте (Чёрное море), где обитали по смерти души Ахилла, Патрокла, Елены, а также Таврии (Крыма), где Артемида унесла Ифигенею, до восточных границ мифической Гиперборейской стра­ны — места зачатия Аполлона и Артемиды их матерью Лето» (Л.Акимова. Троя и Шлиман, М.ГМИИ им. А.С.Пушикина, 1996, с.9). Но мать двух полярных близнецов — это аналог древнеславянской Лады. Круг замыкается. Малоазийская Троя оказыва­ется местом встречи предков германцев, славян и греков.

Вот почему основатель коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина И.В.Цветаев начи­нал свои лекции с упоминания открытия Шлимана. Вот почему немцы так любят Трою и именно Берлин стал прибежищем для «незаконных» сокровищ археолога-любителя. Вот почему золото попало в СССР в разряд «сов. секретных» архивов.

Наконец, ещё несколько слов о самом виновнике выставки. Известно, что немец по происхождению Генрих Шлиман 18 лет прожил в России, где его звали Андрей Аристович. Будучи полиглотом, он не толь­ко сумел достаточно совершенно овла­деть русским языком, но и обрёл здесь свою первую жену Екатерину Петровну Лыжину, родившую ему троих детей. Не­смотря на крупный капитал, нажитый на Русско-Турецкой войне, и высокий титул «почётного гражданина Петербурга», Шли­ман не смог реализовать свою мечту о раскопках Трои. Жена не пожелала ехать за мужем в дальние странствия, а Шлиману не дали развода. Так немец, оставив­ший законную семью, оказался в США, от­куда он начал свои археологические путешестия вместе с молодой гречанкой Софией. Это она изображена на извест­ной фотографии «в уборе Елены», состоя­щем из большой диадемы, бус и сережек. Однако в России не забыли Шлимана. За результатами его раскопкок следили наши ученые и любители древностей. В архивах ГМИИ недавно обнаружили неизданный русский перевод книги Г.Шлимана «Итака, Пелопонесс и Троя», сделанный в 1894 году А.Дывыдовым. Тому, что этот труд до сих пор не издан, удивляться не следует. Ведь даже такой выдающийся античник как А.Ф. Лосев у нас только недавно получил зелёный свет на публикацию своих фун­даментальных трудов. Что же говорить тог­да о Шлимане, нарушившем законы Рос­сийской Империи о семье и браке?

В эпоху «золотого века русского дво­рянства» Гомера почитали в России как столпа восточно-европейской культуры. «Илиада» и «Одиссея» изучались в гим­назиях наряду с Законом Божьим. Любой студент Российской Империи знал, кто та­кие ахейцы, почему была похищена Елена, какие боги защищали Ахилла. Кто теперь помнит по-гречески наизусть первые стро­ки гомеровского эпоса: «Гнев, богиня вос­пой...»? Потомки красных-варваров, пе­реплавлявших оклады икон из золота и серебра «в помощь голодающим» не же­лают знать истории о каких-то там Тро­янских конях и Данайских дарах. Но всё ещё есть странные люди, которые, подоб­но алхимикам, умеют даже из ртути про­изводить чистое золото, «золото особой секретности».


 

 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100