Home №3 РОДНЫЕ БОГИ: ЗЕВС, ЛЕТО, АРТЕМИДА, АПОЛЛОН И ИХ ПРЕДКИ

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки


Северная Корея

РОДНЫЕ БОГИ: ЗЕВС, ЛЕТО, АРТЕМИДА, АПОЛЛОН И ИХ ПРЕДКИ PDF Печать E-mail
Автор: Павел Тулаев   
29.03.2011 22:34
Индекс материала
РОДНЫЕ БОГИ: ЗЕВС, ЛЕТО, АРТЕМИДА, АПОЛЛОН И ИХ ПРЕДКИ
«ПОРОДИВШАЯ ДВОЙНЮ БОГИНЯ»
ПОЛЯРНАЯ БОГИНЯ БЛИЗНЕЦ
СВЕТОНОСНЫЙ СТРЕЛОВЕРЖЕЦ И «ПОДАТЕЛЬ БОГАТСТВ»
Итог
Все страницы

Гесиод в своей «Теогонии» сообщает нам, что от брака Зевса и Лето родились близнецы Артемида и Аполлон. Факт мют хрестоматиен, перечисленные персонажи всесторонне исследованы и, казалось бы, нового для нас тут ничего нет, да и в принципе быть не может. Но вот некоторые ученые —А.Ф.Лосев, Б.А.Рыбаков, Ю.А.Шилов — обратили внима­ние на то, что Аполлон прочными корнями связан с Гипербореей, нашей прародиной, что Лето и Артемида имеют немало прямых параллелей со славянскими богинями Ладой и Лелей. Клубок потянули за ниточку, и оказалось, что основания для таких выводов, действительно, имеются, но все предположения, гипотезы и аргументы надо еще раз проверить в комплексе, с точки зрения современной археологии, астрономии, лингвистики, мифологии. Вот мы и начали эту работу: объединили все доступные нам источники, сверили и обобщили их. Перед Вами результаты наших исследо­ваний, проиллюстрированные оригинальными текстами гимнов и древними изображениями богов.

 

БОГ НЕБА

Имя главы олимпийского пантеона, отца богов и людей — Зевса (Zeus), или Дия, происходит от исконно индоевро­пейского корня. Dyaus на древне-индийском языке означает «небо», deva — «бог». Отсюда латинское deus — бог и dies-день. По-латышски «небо», «бог» тоже будет dievs, по-литов­ски — dievas, по-древне-прусскому — deiw(a)s.

А как же будет «бог» по-русски? Само слово «бог» вос­ходит к арийским корням baga — господь, bhagas — одаряю­щий господин. Но у богов, как мы знаем, может быть по не­скольку имен и эпитетов. Не может быть такого, чтобы в рус­ском языке, где санскритские истоки очевидны, не было од­нокоренных понятий со словом deus.

В «Слове о полку Игореве» есть фраза: «зенся Див, кли­чет верху древд» которую можно перевести так: «Встрепе­нулся Див, кличет на вершине дерева». Далее в тексте Див, ассоциирующийся с русским войском, «грозит чужим зем­лям: Волге и Поморью, и Посилью, и Сирожи, и Корсуню. и тебе, тмутараканский истукан» (Б.А.Рыбаков. Язычество Древней Руси, М.1987, стр.632). Некоторые исследователи и переводчики подумали, что с дерева может кричать либо пти­ца, либо какое-нибудь мифическое существо, и решили, что Див — это что-то вроде Удота, «птицы, предвещающей несчас­тье». Этимологи заметили также, что daeva на языке Авесты означает «злой дух», a dev — на персидском — «демон, дья­вол». Все верно, боги одной религиозной традиции часто при­обретают демонические черты в другой. Так, не восходит ли, в таком случае, иранское daeva все к тому же древнему — devas?

Мы и сегодня говорим «дивный день» о хорошей, солнеч­ной погоде и «диво-дивное» о каком-нибудь чуде, таинствен­ном и загадочном явлении. Но русское «дивный», равно как чешское «divny», польское «dziwny», имеет прямое отноше­ние к прилагательному divus, что по-латыни значит «боже­ственный»; по-французски — divin, по-английски — divine, по-испански — divino (М.Фасмер. Этимологический словарь рус­ского языка, М. 1986, т.1, стр. 512-513).

Следуя этой ясной логике, мы должны заново перечитать фрагмент о Диве в древнерусской песне. И тогда получится, что «на вершине дерева кличет» не птица, а сам бог — Див. Конечно, небесный бог мог проявиться и через вещую птицу. Ведь мы знаем, что у Сварога (это одно из имен праславянского бога-неба и бога-отца) был сын Сварожич, изображае­мый в виде огненной птицы: Рарога-сокола или Семаргла-грифона. Но нам важно понять, что Див это имя не пернатой птицы, а высшего бога, глаголящего с небес.

Загадка с «деревом», откуда Диву видать все подвластные Руси земли, сегодня разрешается довольно просто. «Дерево» или «древо» в языческой космологии есть символ «мировой оси» (axis mundi), неподвижного божественного стержня, вок­руг которого вращается вселенная. Ему соответствует культ многолетнего дуба, одного из атрибутов отца богов. «Мировое древо» (arbor mundi) связывает миры: верхний (небесный), сред­ний (земной) и низший (подземный). Символ «мирового» или «родового древа» под различными названиями есть в мифо­логии почти у всех народов. Иногда он заменяется «мировой горой», «мировым столпом» или «пупом земли», «омфалом» (В.Н.Топоров. Древо мировое — в энциклопедии «Мифы наро­дов мира», т.1, М.1987, стр. 398-406).

В книге «Бытие» из Ветхого Завета — это «древо позна­ния», с которого Адам и Ева вкусили запретный плод. В Еван­гелиях — это «столп истины», «тело христово», вокруг которо­го строится церковная иерархия. В «Слове о полку Игореве» — это «мыслено древо». По «мыслену древу», как по лестни­це, волхв или шаман взбирается на «верхнее небо», проходя несколько уровней (миров, небес).

Наиболее архаичные идолы небесного бога изображались в виде фаллосоподобных столпов или вертикально установ­ленных четырёхгранных прямоугольников. Они указывали на мужское происхождение отца вселенной и эротический харак­тер творения; четыре грани — обозначали четыре стороны све­та. Знаменитый Збручский идол разделён также на три верти­кальные части, которые соответствуют мирам: небу, земле и подземному царству.

Б.А.Рыбаков считает, что четырёхипостасный, трехъярус­ный Збручский идол был символическим изображением «бога богов» западных славян Святовида, или Свентовида ( Svantavit, Szventevit — от «svetb» в его различных смыслах: как “свет”, «мир», «святой», «священный»). Один из его идолов нахо­дился в культовом центре Аркона*. Титул «бог богов» (Deus deorum) Святовиду присвоил хронист Гельмольд за многооб­разие отличавших его качеств. Он как бы совмещал в себе свойства нескольких божеств, будучи их отцом и покровите­лем. Но такими же качествами обладал восточно-славянс­кий Род (др.-русское — «родъ» от глагола «родить», «ро­жать»), он творец вселенной, бог неба и дождя, отец богов и людей. Род, по мнению Рыбакова, весьма напоминает и гре­ческого Зевса, который совмещал в себе несколько боже­ственных функций и ведал всеми мирами: небесным, земным и подземным. Род старше всех и выше всех. Это от его фаллоса-стержня, пронизывающего всю вселенную, произошли Лада и Леля, Перун и Дажьбог (Б.А. Рыбаков. Язычество древних славян, М. 1994, с.438-470).

У богов более позднего происхождения, к каковым отно­сится Зевс, на «мировую ось» указывает жезл (скипетр), который он крепко держит в руках, восседая на вершине горы Олимп, на троне, символе власти и могущества.

Другие атрибуты Зевса — эгида (щит), означающий воин­ственность и покровительство предводителя богов и людей;

орёл (сокол) — указующий на небесное происхождение Зев­са и его обладание световой энергией; римский аналог Зев­са — Юпитер — изображался также со статуэткой Ники, боги­ни Победы, которая всегда сопутствовала сильнейшему из бо­гов. Реже можно встретить архаичное изображение Зевса с двойным топором «лабрисом», магическим оружием, одновре­менно убивающим и дающим жизнь (А.Ф.Лосев. Зевс. — Там же, стр. 463-466; подробнее в его книге «Мифология греков и римлян», М.1996).

Древние греки называли Зевса «отцом богов», «владыкой владык», «всецарём», «основателем городов», «покровителем воинов», «помощником в беде», «спасителем». За способность метать громы и молнии, а также посылать обильные дожди, глава олимпийцев был прозван «громовержцем» и «тучего-нителем». Этими же качествами и эпитетами обладали ин­дийский Дьяус (Dyaus) и балтийский Диевас (литов.— dievas, латыш. — dievs, прусс. — deiws), а предположительно и сла­вянский Дый, упоминаемый в новгородских надписях на гре­ческом языке, в «Слове о том, како погане суще языци кланялися идолам» и в «Хождении Богородицы по мукам». Са­мый первый бог (debess teus) возвышается над всеми другими богами и воздействует на мир через своих детей или посредни­ков (См. «Мифы народов мира», т.1, с.378, 416-417).

Волю неба нередко выражает громовержец Перкунас — Perkun(a)s, или Perkons, имя которого в переводе с балтийских языков означает «гром». В русском пантеоне Перкунасу соответствует Перун (Регипъ) — бог грозы и плодоносящего дож­дя. Этот поздний бог, доживший до времён крещения Руси, наиболее хорошо известен и изучен любителями славянских древностей. Теперь даже школьники знают о том, кто возгляв-лял языческий пантеон в период реформы киевского князя Владимира, кому клялись на мече в Царьграде варяжские вои­ны и кто метал с неба стрелы в противников русских князей. Выражая в чистом виде архетип небесного воина-змееборца, Перун сохранился в русской иконописи под ликом Св.Георгия Победоносца и вошёл сначала в московский, а затем — в им­перский герб России. Кстати, иконописной мистерии коловра­щения, которую выражает зооморфный символ небесного всад­ника (Георгий Победоносец, скачущий на Белом коне), прямо соответствует геометрический знак солнечной свастики (swasti — счастье). Именно поэтому потолок Георгиевского зала в Эрмитаже украшен свастическим орнаментом, что верно и по смыслу, и по стилю** (См. помимо упомянутых источников:

В.Карпов. Языческий символ победы. — «Дорогами тысячеле­тий», кн.4, М. 1991, с. 63-87).

У балтийского Диевса, по преданию, родились близнецы, в одном варианте — сын и дочь, в другом — два сына. У Зевса, как мы знаем, тоже от третьей жены Лето родилась двойня

— Аполлон и Артемида. Оба они прочно связаны с Гипербореей. Но прежде чем раскрыть эти связи, выясним, кем была сама Лето.



 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100