Home №4 МИСТЕРИЯ ПОБЕД

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки


Северная Корея

МИСТЕРИЯ ПОБЕД PDF Печать E-mail
Автор: О.Буян   
29.03.2011 11:26

СЦЕНАРИЙ, ОТКРЫТЫЙ ДЛЯ ДОПОЛНЕНИЯ

То, о чем я хочу рассказать — не мечта, не благонамеренный про­ект, а живая правда и насущ­ная необходимость, которую многие русские люди понимают, ощущают, чают, но не могут выразить ясно и четко. Речь идет о новом Празднике Победы, а точнее — о Мистерии Побед.

Вот что однажды мне открылось, как ясный день, как вещий сон. Нам нужны не просто демонстрации по случаю той или иной годовщины, нам нужны мощные, полные глубокого смысла мистерии, ко­торые смогли бы объединить всех русских людей, максимальное количество граждан чаемой нами обновленной Им­перии, ее друзей и союзников.

Единственный праздник, который может сплотить всех нас, и православ­ных, и язычников, и коммунистов — это День Победы, понятый не как очеред­ная годовщина водружения Красного знамени над Рейхстагом, а как мисте­рия всех русских Побед: от первых походов княжеских дружин на Царь-град — до последних боев с жандар­мами «нового мирового порядка». Вот как я вижу этот чудесный, всена­родный праздник.

Раннее утро.... В ведических общи­нах, в православных храмах, монасты­рях и кельях, в буддийских пагодах и мусульманских мечетях читаются ут­ренние молитвы во славу Божию, во славу небесных и земных воинов Ве­ликой Священной Империи. По всем государственным каналам радио и те­левидения звучат торжественные фан­фары и марши. Люди всех возрастов и политических взглядов собираются на площадях вокруг Кремля. Нет ника­кого хаоса, никакой неразберихи. Ви­тязи-язычники надевают праздничные плащи и мечи. Православные собира­ются под крестами. Коммунисты раз­ворачивают свои кумачовые транспа­ранты. Военные формируют свои час­ти и подразделения. Каждый знает сво­их, каждый знает свое место, каждый знает пароль: «Священный Союз».

Бьют часы на Спасской башне. Это первый сигнал к началу шествия. Кто возглавит колонну? Президент? Лидер оппозиции? Главнокомандующий? Нет, здесь не должно быть бюрократичес­кой иерархии. Праздничная колонна, марширующая по Красной площади (в истинном понимании — «крестной») бу­дет строиться по кастово-сословному и историческому принципу.

Впереди — священники традицион­ных, коренных религий Империи. Они освящают путь своими молитвами и мантрами. Это не экуменизм, это не богохульство. Каждый церковный иерарх обращается к своему Богу. Когда они появляются на Красной пло­щади, музыка затихает. Медленно те­кут минуты умного молчания. Совер­шается великая мистерия открытия Праздника побед. Вот Православный иерарх, глава Церковного Собора, дал знак и вновь раздается пронзительный звук горнов. Гремят барабаны, оркест­ры трубят военный сбор.

Парад открывается театрализован­ным шествием, посвященным истории наших великих побед и свершений. Пер­выми выходят витязи-богатыри, пешие, на белых и вороных конях, в шлемах, кольчугах, в ярких плащах, с мечами, ко­пьями и булавами, они символизируют первых русских князей и их дружину. «Великому князу Рюрику, основателю варяго-славянской Руси — слава!» — зачинает белобородый боян с гусля­ми. — «Слава!» — откликаются витязи. «Великим князьям Святославу, Олегу и Игорю, слава!» — «Слава! Слава! Сла­ва!»

За рыцарями-витязями шествуют степные всадники и ордынские тысяч­ники. Азиатские лица, кривые сабли, за­жигательная музыка. В центре, на чер­ной кобылице — Чингиз-хан. Вокруг него — дети, внуки и подданные. Бе­лые расисты и христиане негодуют:

«Долой евразийцев! Даешь Святую Русь! White power!». Но ненавистные им «монголо-татары», буддисты и му­сульмане, спокойно проходят по глав­ной площади, не моргнув и глазом. Ведь это спектакль, и все знают, что в сле­дующей колонне с авангардом во гла­ве с Александром Невским и Дмитри­ем Донским царствовать будет Иоанн Грозный.

«Слава великому князю Владимир­скому, основателю Москвы — Юрию Долгорукому». — «Слава!» — вновь раздается здравица. Идут московские бояре, с секирами и длинными пиками. Опричники на гнедых конях помахива­ют собачьими головами, болтающими­ся у них в ногах. Лобное место у хра­ма Василия Блаженного обагряется красной краской, — и на этот раз скре­жещут зубы у гостей из Казани и Аст­рахани.

Но вот проходят длиннобородые митрополиты и епископы, священники с иконами, и на площади появляются потешные европейцы 18 века с бриты­ми лицами, в париках, в коротких штанишках. «Императору Российскому, Ве­ликому Государю Петру Алексеевичу Романову — виват!» — «Виват!». Вы­езжают кареты с чопорными дамами:

платья — с обручами в три обхвата, де­кольте — до неприличия, в руках пенс­не. Одна из дам случайно наступает себе на край платья и... скины с нимфетками катятся со смеху.

И снова горн, снова боевая трево­га. Трое военных царского вида в эпо­летах гарцуют рядом на белых конях. Кто это, спрашивают дети? Это побе­дители Наполеона, предводители Свя­щенного Союза России, Австрии и Пруссии — Александр Благословенный, Франц I и Фридрих Вильгельм III. За ними едет великолепная копия триум­фальной арки с античными богами. Чу! В небо взлетел молодой орел, его кры­лья золотятся на фоне весеннего сол­нца... Американский посол шепчет на ухо какому-то немцу: «Русские казач­ки в Париже... — Русские во главе Ев­ропы? Какой ужас! — «В прошлом, — майн херц». — В прошлом?».

Под гром аплодисментов и крики «Ура!!!» на площади появляются ле­гендарные полководцы Суворов, Ку­тузов, Багратион, адмиралы Ушаков и Нахимов. На колесах везут деревян­ные макеты русских кораблей. «Сла­ва гениальным русским полковод­цам!.. Слава победоносному военно-морскому флоту! Бесстрашным за­щитникам Севастополя, всем павшим героям, всем воинам, почившим на море и на суше — вечная память!». Публика замирает. Через минуту-две в колонне раздается сосредоточен­ная молитва: «Вечная память...».

Один за другим следуют русские Государи: Александр II, Николай I, Александр III, Николай II. Один воен­ный марш сменяет другой. Марш Пре­ображенского полка, марш Семенов­ского полка, марш гренадеров.... Возникает некоторая, хотя и празд­ничная, монотонность. Единообраз­ный прусский стиль слегка разбавля­ют казаки и черкесы, в джигитках, бур­ках и папахах. Чеченцы шутят: “А где же наш имам Шамиль?”.

Вместо чеченского имама на пло­щадь неожиданно врываются крас­ные комиссары в кожаных тужурках с сатанинскими звездами во лбу. «Смерть буржуям! Да здравствует III Интернационал!», «Бей белых, пока не покраснеют!» Рядом — стройные ряды красноармейцев в буденовках и лаптях. За ними толпа рабочих и крестьянок в красных же косынках. Они неистово скандируют: «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов...».

А это что за большевик лезет там на броневик? Нет, это не Троцкий, это сам вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ульянов-Ленин (его мавзолей долго не решались пере­местить с Красной площади в более скромное место). «Товагищи, — вык­рикивает Ленин, слегка картавя, — та самая геволюция, о которой столько газ говогили большевики, свегшилась! Уга!» — “Ур-р-а! — вторят вождю на­стоящие и театрализованные комму­нисты. Многие хохочут, хотя точно знают, что следующая колонна будет состоять из сталинских НКВДэшинков, ворошиловских стрелков и пленников ГУЛАГА.

И действительно, за ленинской гвардией чеканным шагом марширу­ют сталинские опричники. Но они не одни. Рядом идут рабочие, колхозни­цы, ученые, летчики, полярники, энергич­ные спортсмены в трусах до колен. За ними на площади появляется на белом коне Георгий Константинович Жуков, непобедимый маршал с орли­ной свитой молодых генералов. Один из них тащит на веревке чью-то го­лову с маленькими усиками под но­сом. Нацисты-германофилы негоду­ют: «Позор! Фюрер — великий сверх­человек. Долой жидов-комиссаров! Heil Hitler!» — Однако этой реплики никто не слышит.

«Великому Сталину, основателю ВКП(б), мудрому вождю и гениально­му руководителю Союза Советских Социалистических Республик, храни­телю дружбы угнетенных народов — ура! — «Урр-р-р-а!!!» — вся Красная площадь содрогается от восторга, и в этот миг кажется, что демонстран­тов с бутафорского мавзолея при­ветствует не народный артист Грузии Суликошвили, а сам Иосиф Виссари­онович. Вот он поднимает бокал с вином и медленно, выговаривая каж­дую букву с характерным восточным акцентом, произносит тост: «За здо­ровье русского народа!».

И снова восторг, снова море ап­лодисментов. Вслед за лысым Хру­щевым с кукурузой в руках едут на черных ЗИЛах советские космонав­ты. «Поехали!» — в сотый раз повторяет свою крылатую фразу Юрий Га­гарин, но его открытая улыбка от это­го не становится менее обаятельной. Звучит марш: «Все выше, и выше, и выше стремится полет наших сил...». Голубое небо заполоняют гигантские воздушные шары и дирижабли в виде спутников, пилотируемых станций, ра­кетоносителей. На них — легендарные имена «Союз», «Восток», «Буран». Мимо, в самой вышине, со сверхзву­ковой скоростью проносятся реак­тивные МИГи. — «Небо наше! Космос — наш! Ур-р-ра!!!» — ликуют счастли­вые земляне.

Дети уже немного устали, но мамы и папы успокаивают их. Потерпите еще немного, скоро наступит комму­низм. И действительно, вслед за кос­монавтами появляются Хо Ши Мин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро. На их фоне Л.И.Брежнев выглядит дряхлым стариком, но телевизионные дикторы, комментирующие прямую трансляцию с Красной площади, поясняют, что именно при нем, в самом начале 80-х годов прошлого века, наступил «раз­витой социализм», первая фаза ком­мунизма, когда Советский Союз кой в чем мог потягаться с самими США. Ветераны с медалями и памятными знаками до пояса везут по площади бутафорские ракеты (настоящие бу­дут чуть позже), от которых убегают в обнимку Генри Киссинджер и Юрий Андропов.

Но вот смех начинает переходить в недружелюбные выкрики. На пло­щади появился артист, играющий М.С.Горбачева. Наивные зрители вос­приняли его за настоящего. Столько раз им показывали по НТВ «куклы», а они снова за свое: «Горбачев — предатель! Лучшего немца — под суд! Верните нам наши сбережения». Зри­тели начинают напирать. Впервые по­лиции приходится сдерживать толпу. Да, это прошлое еще не остыло, не утряслось. Слишком много живых свидетелей и человеческих жертв.

Толпа успокаивается только тог­да, когда ее покидает последний ар­тист, который как две капли воды по­хож на Ельцина. Ему, Биллу Клинтону, Маргарет Тэтчер и другим стрелоч­никам «нового мирового порядка» хулиганы бросают в спину тухлые яйца и гнилые помидоры. Зарубежные го­сти из Китая, арабских стран и обнов­ленной Европы, где на последних вы­борах сокрушительную победу одер­жали радикалы, сторонники стратеги­ческого союза с консервативно-ре­волюционной Россией, одобрительно хлопают в ладоши. Чтобы сгладить неприятный осадок, охранники из гос­служб срочно формируют неболь­шое подразделение, которое прикры­вает команду Ельцина сзади и орга­низованно завершает колонну «пере­строй щи ков».

Все. Театрализованная историчес­кая часть шествия на этом заканчи­вается. Начинается современный во­енный парад.

ВОЕННЫЙ ПАРАД

Открывают шествие молодые кур­санты-суворовцы, скауты, соколы, пионе­ры и кадеты. Мальчишки, одетые в уни­форму серьезны, как никогда. Их лица бледнеют от гордости и волнения. У пионеров сегодня - почетный смотр, у курсантов — присвоение воинских зва­ний, у разведчиков и соколов — всесо­юзная игра «Победа 2000+Х». Пред­стоит торжественное посвящение в во­ины, прием новых ребят в ряды моло­дежных организаций, вручение призов и грамот победителям, наконец, маги­ческое ночное шествие с факелами, с кострами до неба и боевыми песнями.

Молодых соколят сменяют орлы-десантники. Именно они открывают парад профессиональных воинских ча­стей. Черные береты, чеканный шаг, му­жественные лица. Идут чудо-бога­тыри, гордость нации, белая кость. «Родина или смерть!» — скандиру­ют трибуны. В ответ — лишь дробь барабанов и холодный стук сапог:

«Раз, два, три. Раз, два, три.»

Одну элитную часть сменяет дру­гая. Какие лица! Какие знамена! Ка­кая музыка! Заведены моторы но­вых машин. Не все, но некоторые из них будут показаны зрителям. Каж­дый гражданин Империи должны знать о достижениях нашей техни­ки, о нашем небывалом прорыве в науке, о героях войн нового поко­ления.

Вдруг — гром среди бела дня! На всех экранах ТВ и компьютерах, подключенных к международной связи, появляется картинка огненно-красного цвета. Из точки выраста­ет черный Ангел со сверкающим мечом. Его взгляд слепит, как солн­це, его голос — холоден, как лед:

«ВСТАТЬ! СУД ИДЕТ.» Это не шут­ка, идет Страшный Суд. Сегодня, в День побед, Верховным Советом Союза объявляется приговор гнусным преда­телям, клеветникам и подонкам, недостой­ным свободной жизни.

Еще момент — и цветные экраны снова заполняются праздничной инфомацией. За парадом военных начинает­ся демонстрация трудящихся. Основ­ной принцип формирования колонн — корпоративный. Впереди — ученые, пер­вооткрыватели, технари ВПК, студенты. За ними — трудящиеся передовых от­раслей, где Россия постепенно укрепи­ла свои позиции и норовит вырваться в мировые лидеры. Идут директора, ин­женеры, менеджеры, экономисты, руководители крупнейших предприятий. Да­лее — работники ведущих агроиндустриальных комплексов, фермеры и про­стые сельские жители. Каждая органи­зация, каждая фирма, каждый город ста­рается удивить других своими изобре­тениями, талантами и художественными фантазиями. Авиакосмисты — на изум­ление публике пролетели над площадью на индивидуальных летательных аппа­ратах. Машиностроители устроили па­рад новейших автомобильных моделей. Квасные патриоты, потеснившие на ми­ровом рынке «Кока-колу», прокатили по площади огромную цистерну с над­писью: «Пейте из чистых источников».

Великолепную колонну образуют спортсмены: многократные чемпионы мира, победители олимпийских игр, зна­менитые тренеры, игроки лучших команд, кумиры стариков и молодежи. Их кра­сивые, статные фигуры украшают меда­ли и знаки отличия. Зрители не могут сдержать своего восхищения и начи­нают дружно скандировать: «Оле-оле-оле-оле, Россия — вперед!». Наиболь­ший восторг вызывает появление мо­лодого борца Охотина, победившего на последних играх соперников трех ве­совых категорий. Простой парень из Вологды заставил аплодировать стоя весь мир. Самые опытные мастера вос­хищались его искусством и вручили ему почетнейший приз —алмазный пояс. Вот они первые результаты детской школы «Святогор» для детей с уникальными способностями.

Под волшебный дождь вступили на площадь кинозвезды и популярные пев­цы. Суперзвезду Наталию М., позирую­щую на крыше черного автомобиля «Георгий» в купальнике цвета хаки с автоматом «Калашников» наперевес, публика встретила восторженными кри­ками: «Ко-ро-ле-ва!». Именно так называется телесериал, при демонстрации которого вымирают городские улицы: в нем Божественная Дева со снежно-розовым телом, кудрями пшеничного цвета и чистым, серебряным голосом, объявляет тотальную войну междуна­родной секте банкиров, подчинивших своему влиянию едва ли не весь мир. Дева, потерявшая страх, не жалеет ни сил, ни денег, ни патронов на последний бой с вампирами, сосущими кровь ее род­ного народа. Война еще не окончена, но по замыслу режиссера, именно ее, главную Героиню последней мировой войны, подданные Империи изберут Ко­ролевой, а она выберет себе лучшего из лучших, умнейшего и храбрейшего, того, кто поможет ей победить много­главую гидру ростовщиков-интернаци­оналистов.

«Хой! Хой! Хой-хой-хой!» — музы­кальные фанаты начинают скандировать приветствия, как только появляются любимые рок-группы: «Атака», «Ме­талл», «Finis mundi». Сотрясается удар­ник, от низких басов приходится закры­вать уши, мощный орган издает побе­доносные аккорды, и солисту, исполня­ющему хит № 1 вторит вся бритоголо­вая братва.

Вдруг откуда ни возьмись появля­ются циркачи. Чего только они не вы­делывают! Акробаты проходят на ру­ках. Юные гимнастки катятся в огром­ных колесах, как спицы. Укротители ве­дут рядом своих подопечных зверей: здесь и львы, и тигры, и обезьяны. На индийском слоне восседает факир, у которого из рук вылетают то мячи, то шары, то ленты, то бенгальские огни. Вот фокусник-маг взмахнул рукой, и над площадью взлетели голуби, сотни, тысячи белых голубей. Дети пораскрывали рты, а тут посыпался дождь из конфетти. Веселые и грустные клоу­ны умудрялись ловить в воздухе кон­феты, плиточный шоколад и даже бу­тылки с лимонадом.

Последними на передвижных пло­щадках с колонками выезжают эстрад­ные певцы, победители конкурсов на самую популярную песню года. Вся площадь заполняется танцорами и танцовщицами: мелькают классические бальные платья, восточные и экзоти­ческие костюмы с масками. Звучат на­родные и современные танцы. Лихо закручивается карнавал. Все кружит­ся и поет. Все переполнено радостью и весельем. Где старики? Где дети? Где страх и заботы? На устах лишь смех, да счастливые улыбки.

И так проходит весь день: у кого на веселой улице, у кого дома — за праздничным столом. До позднего вче­ра. До самой ночи, когда в небе появ­ляются первые звезды и гремит, рассы­паясь многоцветными огнями, салют: «По-бе-да! По-бе-да! По-бе-да!» — орут опьяневшие от эйфории люди. Ликуют щедрые хозяева, ликуют дорогие гости, ликуют ангелы на небесах, ликуют свет­лые боги.

Вот какая мистерия привиделась мне. Может быть, она покажется Вам не слишком стройной и противоречивой? Может быть, что-то вызовет удивление, раздражение и даже протест? Я не бо­юсь противоречий и упреков. Противо­речий, вообще, не надо бояться, ими надо учиться управлять. Главное в праз­днике Побед — это не искусственная сглаженность, не надуманная серьез­ность, а радость от ощущения нашей мощи, ликование от избытка сил и та­лантов, опьяненность красотой и моло­достью нашего великого народа.

 

 

 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100