Home №4 Нация, которую мы создадим

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки


Северная Корея

Нация, которую мы создадим PDF Печать E-mail
Автор: Александр Белов   
29.03.2011 16:29

Сегодня много говорится о национальном кризисе. Его масштабы, его последствия для страны, даже по самым оптимисти­ческим измерениям превосходят все те потрясения, которые испытал русский народ, его культура и государствен­ность, включая нашествие Батыя, рево­люцию, гражданскую воину и т.п.

Единственный вывод, не сделанный пока из чисто политических соображе­ний — неизбежное вырождение нации.

Однако, если следовать понятийной точности, нации уже не существует. Что такое нация и что отличает ее от наро­да? Нация — всегда продукт историчес­кой эпохи. Она образована эпохой, яв­ляется ее результатом, символом, глав­ной приметой. Нация, как величина сла­гаемая, есть историческая общность, образованная путем интеграции разных народов в единое культурное простран­ство. Менталитет нации тесно связан с причинами, породившими эту интегра­цию, и с историческими задачами, воз­лагаемыми на получаемую общность людей.

Народ же, то есть этнос, будет тем человеческим составом, который обра­зован как постоянная форма существо­вания родственных племен с общими внешними признаками и на основе об­щих традиций и нравов, языка, письмен­ности, материальной культуры и, что наиболее важно, самоопределения. Вот самоопределение-то и играет роль сдерживателя интеграционных процес­сов с другими народами. Можно счи­тать, что в нем выражена функция са­мосохранения народа. Именно поэто­му этнос принято относить к более устойчивым понятиям, чем нация.

Последней нацией, распавшейся син­хронно с развалом СССР, был совет­ский народ. Россия, став правопреемницей СССР, вовсе не унаследовала роль нации для своих народов. Крах совет­ского народа был связан, в первую очередь, с ликвидацией геополитичес­кой и политико-экономической систем. Они рухнули, смыв с 1/6 части суши отпечаток «человека нового типа».

Что же смогла продемонстрировать Россия? Россиян. Это не националь­ность и не народность, ибо народ (эт­нос) единообразен. Может быть это нация? Но в таком случае, где та обще­ственная основа, собравшая разные народы в единое русло их историчес­кого функционирования и предназна­чения? Нет, россияне — это только ад­министративный термин и не более. Советская культура была. «Россиянской» культуры нет. Но самое важное в том, что никогда и не будет. «Россиянство» не могло и не должно было построить процесс интегрирования на­родов. У него для этого не оказалось никакой политической основы. При «россиянстве» стали развиваться тен­денции государственного распада. Де­зинтеграция столь значительно взбудо­ражила национальные самоопределения, что ни о какой роли единой нации «россиянство» и мечтать не могло.

А что же русский народ? Мы утратили свой национальный признак. К сожалению бездарная этнополитика СССР позволила это сделать. Русским по паспорту мог быть любой. Милли­оны евреев, украинцев, этнически совме­щенных лиц стали называться русски­ми. Понятие «русский» стало символом нации. Однако политически обосно­ванной нацией в СССР мог быть и был только советский народ.

Тогдашнее противоборство двух мировых систем, центрами которых яв­лялись Советский Союз и Америка, не­избежно накладывало свой отпечаток и на отношение к нации главных миро­вых социалистов. Никакой советской нации мир не знал. Она воплотилась в понятие «русский». Таким образом, рус­ский народ взял на себя роль советс­кой нации и расхлебывает последствия этой роли и по сию пору.

Однако этническое самоопределе­ние русских взывает к внешнему, наци­ональному единообразию. Кто может упрекнуть нас в этом? Любой народ сохраняется как этнос только в пара­метрах сложившегося единообразия. Но роль нации подпортила националь­ное единообразие русских. Попытки же подвести русских под славянскую типизацию, неизбежно привели бы к лишению миллионов людей вообще ка­кой бы то ни было национальности, а вместе с этим и к потере этно-культурного определения.

Искусственное сокращение русско­го народа путем отсечения неславян - еще один элемент дезинтеграции, кото­рый бы только ускорил нашу истори­ческую гибель. Напомню, что темпы де­мографического спада достигли уже такого уровня, что остановить их мож­но было бы только в случае рождае­мости в каждой русской семье не ме­нее 5-ти детей.

Благодаря повальному пьянству и деградации, генетически сошла на нет русская деревенская община. Массо­вый, всеобщий характер обрела нарко­мания. Отсутствие белкового и вита­минизированного питания, нищета и ли­шения обрекли сотни тысяч русских детей на наследственную неполноцен­ность. Прибавьте к этому миллионы этнически совмещенных людей самооп­ределяющихся русскими и мы получим ту самую картину, которую упорно не хотят видеть националисты баркашовского типа. Эту часть населения наци­онал-радикалы не обращают в русское качество. Но чьи интересы они тогда представляют? Вероятно той этничес­ки чистой и физически жизнеспособ­ной части, которой для того, чтобы сей­час сохраниться необходимо создавать по десять детей на семью. Возможно ли это в современной России?

Все вместе взятое позволяет гово­рить о необходимости осуществления процесса формирования нового наро­да, идущего на смену умирающему рус­скому национальному элементу.

Каждый народ имеет свое времен­ное пространство. Мы, русские, после­дний раз самообразовывались в XIV-XV веках благодаря процессам усиле­ния Московского княжества и центра­лизации государства. В то же время происходит, например, образование и ук­раинского народа, который в дальней­шем уже никогда не самоопределяет­ся в русском качестве. Сейчас это осо­бенно ярко проявляется в действиях украинцев и лишний раз подтверждает невозможность нашей интеграции по единому национальному признаку. Од­нако вовсе не отвергает возможности дальнейшей интеграции наших народов в русле единой нации.

Основную этническую массу рус­ских в XV веке составили славянские племена, не столь различные между собой, как ассимилированные ими финно-угры и монголоиды. Национальное строительство — это всегда ассими­ляция и генетическое конструирование. К сведению национал-радикалов. Од­нако для того, чтобы начать процесс формирования народа, должны включиться в действие мощные напра­вляющие этого процесса. Что же это за направляющие?

В нашей истории, по меньшей мере дважды формировался русский народ и происходило это по одно­му и тому же принципу. Говоря так я умышленно не поднимаю вопрос существования рус­ской государственности в период до рубежа нашей эры, ибо такое утверждение было бы аналитически вер­но, но не документировано. Документальные данные об образовании первого Рус­ского государства, хотя точ­нее было бы не давать ему по­рядковый номер, связаны с фак­том прихода варягов. Варяго-русские дружины Южной Балтики строят государственное образова­ние у славян, названное Киевской Русью. Древние русы существова­ли, как воинское сословие. Соглас­но летописям «от них и прозвашася Русьска земля».

Создав Киевскую Русь, варяго-русы создали и нацию русичей. Дословно — детей русов. Остава­ясь славянизированными племена­ми,с родственными, но различимы­ми традициями, они назывались русами до тех пор, пока сами собой не забылись их разноплеменные названия. И снова процесс дезинтег­рации разложил нацию. Она распа­лась на «владимирских», «рязанских», «тверских», «новгородских» и т.п. Если бы этот народ оценивали с точ­ки зрения национальности никто бы не сумел обнаружить в нем никаких различий. И все-таки он сам осозна­вал себя «владимирцами», «новгород­цами»... Вполне очевидно, что народообразование теснейшим образом связано с государствообразованием. Это — наш главный вывод. Скла­дывается Московское централизован­ное государство и появляется его детище — русские. Дословно — при­надлежащие русам.

Нынешний национальный кризис никак нельзя отделять от кризиса Московского государства.

Но с помощью каких мероприя­тий можно было бы возродить це­лый народ? Да еще такой, государ­ственное и культурное пространство которого занимает территорию от Балтики до Тихого океана. Может быть с помощью социальных про­грамм? Или с помощью увеличения доходности экономики? Полагаться на подобные «способы» решения проблемы — значит потерять все и уступить свою территорию другим. Система действий в этом вопросе очевидна. Она уже дважды осуществ­лялась в нашей истории. Воинское сословие — Государство — Нация. И чем быстрее мы начнем реализа­цию поставленных задач, в историчес­ки установленном порядке, тем бы­стрее заявит о себе Новая нация.

 

РУССКОЕ ВОИНСКОЕ СОСЛОВИЕ

Общественная организация, ставящая перед собой следующие цели: — пост­роение единой классовой общности для той категории людей, чья социальная и духовно-нравственная самоориентация определяет их как Воинов;

повышение социального статуса воинского класса (сословия) и подъем его общественного положения;

— приведение воинского сословия к управлению государством в качестве регента власти.

Последовательность целей соответствует этапам развития воинского сосло­вия. Воинская регентация власти подразумевает следующее;

1. Обеспечение свободного выбора и всенародного избрания главы государства и главы правительства, а также уравновешивание механизмов партий­но-политической пропаганды с целью недопущения одностороннего влияния на народные массы.

2. Смену любого правительства и смену главы государства в случае, если они не справляются с возложенными на них задачами.

3. Обеспечение классового порядка в обществе, то есть предотвращение повального обнищания одних слоев и бесконтрольного, скачкового обогащения других. Регулирование процессов трудового вложения и денежного присвое­ния по принципу социальной справедливости.

4. Пресечение информационной, политической, экономической и других видов подрывной деятельности против государства.

5. Контроль за выполнением законов и правовую защиту граждан.

6. Контроль за выполнением обязательств, имеющих юридическую силу меж­ду юридическими лицами.

7. Контроль за деятельностью органов власти и силовых структур с целью пресечения создания в них клановых группировок, политического лоббирования или коррупции.

8. Контроль за экономикой с целью недопущения растранжиривания бюджет­ных средств, природных ресурсов и сырьевой базы.

9. Сдерживание личной власти политических или иных персон, в случае узур-пирования ими власти над обществом.

10. Контроль за внешней политикой правительства с целью предотвращения внешнеполитического авантюризма или угодничества, наносящих вред нацио­нальным интересам государства.

Вступая в Русское Воинское сословие. Вы приближаете подьем Российской государственности, время социальной справедливости и национального возрож­дения.

Информационный пост Русского Воинского сословия тел. (095) 323 20 87

 

 

 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100