В ночь с 21 на 22 июня 1997 года представители журнала «Наследие предков» приняли участие в празднике летнего солнцестояния (Уттараяна — «Поворот на Север»), куда мы были приглашены духовным руководителем религиозного объединения «Тантра-Сангха» Шрипадой Садашивачарьей. Культовый праздник проходил в храмовом центре общества (ашраме) по адресу: 11-я Парковая, 44а.
Встретил нас один из посвященных монахов-тантристов Сундарадевананада Гриха-вадхута. Он показал ашрам, проводил в киоск, где мы смогли приобрести индуистскую литературу и аудио-видео кассеты (книги «Классическая йога» и «Очерки по индуистскому мистицизму Шри Чакры», фильм «Тантра: экстаз слияния с Божеством», ведические гимны в традиционном и современном исполнении, музыку Кашмира). Кроме того гостеприимный хозяин подарил нам недостающие номера сборника «Тантрический путь», страноведческий журнал со своей статьей «Тантризм и тантристы» и англоязычный ежемесячник «Hinduism today», april 1997, где имеется репортаж «Russia’s Taste for Tantra». В знак благодарности мы преподнесли Сундарадева-нанде комплект журналов «Наследие предков».
Затем делегацию вышел поприветствовать гуру Шрипада Садашивачарья. Он коротко рассказал о смысле предстоящего праздника, разрешил присутствовать на всех церемониях и снимать увиденное на пленку. Павел Тулаев поблагодарил Свами Садашивачарью за приглашение и сказал, что ответный визит представителей журнала «Наследие предков» является знаком признательности его редакторов и авторов духовному руководителю «Тантра-Сангха» за внимание.
В 19 часов 30 минут началась вечерняя служба в ашраме. Она длилась около двух часов и состояла из коллективного чтения мантр в живом музыкальном сопровождении, из ритуальных жертвоприношений (заклание животного для праздничной трапезы), освящения предметов культа и участников ритуала, а также речи-проповеди. Сам ашрам, помещенный в левом крыле двухэтажного здания бывшего детского сада, представляет из себя просторное помещение, где на ковре в медитативных позах легко размещается 50-60 человек. В головной части молитвенного зала расположен алтарь с символическим изображением Богини-Матери Кали, Бога-Отца Рудры и других божеств. В цветах преобладают красный и черный, что создает напряженную мистическую атмосферу. В алтаре помимо предметов культа лежат праздничные жертвоприношения прихожан: цветы, фрукты, овощи. Все благоухает от ароматных запахов, духовной и телесной чистоты. Служба проходит ровно, сосредоточенно. Люди спокойно медитируют в удобных и привычных для них позах, в случае необходимости — свободно передвигаются. Время от времени ритм молитв убыстряется и достигает накала. Интенсивно и экзальтированно звучит под звук барабанов священная мантра: «ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ». Потом молитвенный накал спадает и священник переходит от одного ритуального цикла к другому.
В своей речи, увенчавшей первую вечернюю службу, Шрипада Садашивачарья прояснил своим последователям и гостям некоторые ее существенные моменты. Обращаясь в первую очередь к непосвященным, он сказал, что архаичная служба тантристов, читаемая на санскрите, может показаться новичку чужой, инородной, сугубо индийской и азиатской. Но это не так. В действительности древний культ Рудры и Шакти пришел в Индию с севера, откуда принесли его наши предки. В тантризме много параллелей с исконными культами древних славян, которые поклонялись Роду и Ладе. Кроме того, санскрит хранит многие корни русского языка, ибо является родственным ему. Индуизм и особенно тантризм, сохранивший живую традицию, — гораздо ближе к исконным проторусским культам, чем иудаизированное христианство. Община «Тантра-Сангха» стремится не к подражанию Индии, а к обретению русскими своих собственных корней, к возвращению к родным богам, первопредкам и творцам нашего сокровенного мира.
После получасового перерыва началась вторая часть службы — освящение огня. Она проходила под открытым небом в специально сделанной беседке. Обойдя по кругу культовое место, Шрипада Садашивачарья и его последователи приступили к чтению соответствующих мантр. Когда огонь был разведен и освящен, было проведено еще одно заклание жертвенной птицы. Затем — и тексты мантр, и жертва были преданы огню. Когда время приблизилось к полуночи первосвященник зажег первый факел, а от него — специально подготовленные обручи со свастиками для ритуального сжигания. Вскоре четыре свастики и факелы в руках священников пылали огнем. Началось общее движение по кругу под звуки ритмичной мантры: «ОМ, СВАСТИ, ОМ». Это был апогей ритуала летнего солнцестояния, который привел многих из участников шествия в восторг.
Радость выплеснула через край, когда рядом на одной из полян началась завершающаяя часть праздника — символические прыжки через очищающий огонь костра. В конце концов наиболее энергичные прыгуны образовали хоровод и стали танцевать вокруг костра. В экзальтическом танце смешались все мантры и возгласы: от «ОМ НАВАХ ШИВАЙЯ» до «ГОРИ-ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО». За факельным шествием со свастиками и мистическим танцем с Шивой спокойно наблюдали вооруженные автоматами милиционеры. Их вызвали встревоженные непривычным ночным собранием местные жители. Стражи порядка никак не препятствовали проведению праздника и лишь сухо попросили по окончании танцев правильно затушить «костер».
Однако праздник на этом не завершился. После огненных ритуалов началась трапеза. Стол накрыли прямо на ковре в ашраме, покрыв его скатертью. Было удивительное изобилие фруктов: от привычных яблок и груш — до экзотических кокосовых орехов и ананасов. Было жертвенное мясо. Было красное и белое вино. Был травяной душистый чай. Звучала утонченная музыка. Все это располагало к приятной и, вместе с тем, глубокой беседе о смысле богослужения, о жизненном пути и радости бытия, наполненного светом родных богов. Мы подняли тост за мудрого, щедрого и гостеприимного гуру Шрипаду Садашнвачарью, который пригласил нас на чудесный праздник и с готовностью ответил на многочисленные вопросы. Глава «Тантра-Санкха», в свою очередь, поблагодирил нас за дружеский визит, ибо далеко не все доброжелательно относятся к руководимому им центру, и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество.
Оставшиеся до конца праздника засиделись далеко за полуночь. Кто не успел уехать домой на метро и не стал брать ночное такси, остались ночевать в ашраме. Общая спальня напоминала чем-то пионерский лагерь, где мальчики и девочки вместе проводят целомудренную ночь. Никаких коллективных оргий и нетрадиционного секса (обязательный ат рибут некоторых профанических неотантри стских общин) не было. До четырех утра в спальне не смолкал шепот неофитов. Почему в кали-югу надо поклоняться богине Кали? Как понимать то, что Рудра и эротичен, и транс цендентен одновременно? Можно ли быть тантристом, нося на груди православный крест? Вопросы, удивление, восхищение, молчание. Вот какая была ночь с 21 на 22 июня 1997 года в ашраме «Тантра-Сангха», куда нас привела Судьба.
|