Home №5 ЧУЖД ЛИ АРИЙЦАМ ТАНТРИЗМ?

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки


Северная Корея

ЧУЖД ЛИ АРИЙЦАМ ТАНТРИЗМ? PDF Печать E-mail
Автор: С.А.Горохов   
27.03.2011 19:59

В своей статье «Об арийстве мнимом и реальном» (4-й номер «На­следия предков») д.и.н. Н.Р.Гусева, помимо прочего, не удержалась от искушения не только покритиковать археолога Ю.Шилова, но походя заодно облить грязью еще и отечественных тантристов: «У нас уже практикуются разные формы тантризма — видимо, в зависимости от степени духовного распада новых приверженцев, которым суть древ­них корней этой религии, связанная с матриархальным строем, неизвес­тна, да и безразлична». Статья не может не вызывать недоумение у любого, хоть сколько-нибудь образованного человека. На чем же ос­новывает свои столь безапелляционные суждения Н.Р.Гусева? Неуже­ли только ей одной «известны» корни одной из самых древнейших и малоизученных религий, а все остальные в этом вопросе не смыслят ровным счетом ничего? И насколько профессионально наш «выдаю­щийся индолог» разбирается в сложнейшем вероучении тантризма?

Если бы Н.Р.Гусева перевела хотя бы один из священных текстов тантризма или написала обширную монографию в этой области индо­логии, получившую признание в мировой науке, то это по крайней мере придало бы больший вес ее высказываниям. Любой, кто серьезно занимается изучением индуистского тантризма на чисто научной ос­нове, знаком с тантрологическими трудами известнейших индийских и западных ученых — Н.Н. Бхаттачарьи, Н.Растоги, ныне покойного проф. Шотермана и др. Из этих трудов следует, что, во-первых, «тантризмы» бывают разные: индуистский (имеющий шиваитскую, шактистскую и вишнуитскую разновидности), буддистский тибетский, племенной шаманистского типа и даже джайнистский. Во-вторых, в рамках исторически сложившихся ветвей тантрической религии (как, впрочем, и любой дру­гой) существуют многочисленные течения и секты — от достаточно респектабельных и благочестивых до самых одиозных. В-третьих, культы тантрического типа свойственны самым разным народам, а не только доарийским аборигенам Индостана.

Разумеется, матриархальный строй, культ Богини-Матери и пратант-рический (можно сказать и праведический) тип религии некогда были свойственны и арийским народам. Следы древнего пратантрического культа, сходного с индийским тантризмом, прослеживаются от Греции до Британии и Скандинавии, от Франции до Причерноморья, Урала и Алтая, т.е. практически по всей Евразии. И следы эти продолжали со­храняться и в патриархальной ведической религии, хотя и отошли в ней на задний план. Ученые подробно исследовали проявления тантрических идей и практик в древнеарийском ведизме. Достаточно упомянуть индийского ученого М.С.Бхатта, автора книги «Ведический тантризм». В язычестве Руси практики тантрического типа проявились в культе Рода и Рожаниц и даже продолжали жить спустя века после христиа­низации. Разве Н.Р.Гусева не знает об этом?

Никто из упомянутых выше и других серьезных ученых не обвиняет повально всех тантристов в аморализме и склонности к вульгарным ритуалам. Тантристом был великий кашмирский философ Абхинавагупта (X век), автор знаменитой «Тантралоки» и десятков других фун­даментальных трактатов, в т.ч. и по теории эстетики, по праву прозван­ный «тантрическим Шанкарой». Тантристами себя считали Рамакришна, Рабиндранат Тагор и даже Ауробиндо Гхош. Неужели и они были подвержены «духовному распаду»? А что аморального в деятельно­сти последователей отечественной «Тантра-Сангхи» и их уважаемого Гуру Шрипады Садашивачарьи, следующих традиции кашмирского тан­трического шиваизма, к которому принадлежал и Абхи навагу пта? Кстати, Шрипада Садашивачарья имеет большой авторитет среди индуистов за рубежом за свои обширные познания санскрита и священных тек­стов и за аскетичный образ жизни, основанный на высоких моральных идеалах, который он и его монашествующие ученики ведут. Уверен, что Н.Р. Гусева даже не знакома лично ни с кем из «Тантра-Сангхи». А зря. Иначе вряд бы писала о русских тантристах всякую чушь, осно­ванную не на фактах, а на непроверенных слухах (проще говоря, сплет­нях). Голословные обвинения и пересказ расхожих сплетен не имеют ничего общего с культурой полемики, принятой в среде образованных людей. Безапелляционность суждений никому не делает чести. Тем более известному ученому.

С.А.Горохов,

г. Москва, автор статьи «Тантризм и тантристы» в 1-ом томе «Ре­лигий мира» (М., Аванта+, 1996.). См. Полный вариант данной статьи в научном журнале «Азия и Африка сегодня», №№2-3, 1997

 

 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100