Home №6 Как появился славянский мир

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки


Северная Корея

Как появился славянский мир PDF Печать E-mail
Автор: Лебедев А.Н.   
27.03.2011 17:26

 

Славянскому миру вот уже почти 2 тыс. лет. По его начальному периоду (образованию, становлению и развитию) собрано и изучено гигантское количество материала. Посвящено огромное количество научных трудов, написано уйма статей, бесчетное количество книг, защищена не одна диссертация.

Однако,несмотря на это, начальный период Славянского мира продолжает оставаться темным пятном. Вся собранная информация, до недавнего времени, не только не была систематизирована, но даже не уложена в жесткие временные рамки. Не были названы и причинно-следственные связи всех изменений, происходивших в нем.

Эти и другие причины заставляют ученых, да и не только их, к этой теме возвращаться вновь и вновь. Попытки решить ее не прекращаются и поныне. Одна из таких попыток, благодаря выбранному подходу, принципу построения работы,увенчалась успехом.

Так как же появился Славянский мир?

Произошло это не вдруг и не сразу. Процесс затянулся на целые столетия.

Многих историков интересует вопрос: что за племя (этнос) было предком славян и где та территория, откуда славяне расселились на столь обширной территории? Людей, занимающихся поисками ответа на этот вопрос, придется огорчить. К началу I в. славян на карте истории еще не существовало. Но предки у славян, как и у каждого народа, были. Их было несколько. Различные славянские племена и группы, из которых славянский мир состоял в X веке, появились в результате смешения всевозможных племен и народов, проживавших в то время на территории Восточной Европы.

Одним из предков славян были венеты, которые в V в. до н. э. про-живали в междуречье Вислы и Одера от Карпат до Балтийского моря и передали славянам не только часть материальной культуры, но и язык.

Другим предком славян следует признать кельтов (галлов — римских источников), проживавших в I в. до н. э. на Волыни и Киевщине. Какое было самоназвание этой группы (как они себя называли), сказать пока невозможно. В историю они попали под разными именами. Тацит, тех, что проживали на Волыни, называл бастарнами, что означает «западные», а тех, что на Киевщине — эстиями, что значит «восточные». Эстиев Птолемей называл «эстамп», а готский историк Иордан называл «спалами».

Предками славян следует признать и даков — горцев Карпат, сарматов — ираноязычных кочевников Причерноморья и гуннов — кочевой народ хунно-угорского происхождения, сформировавшийся в Оренбургских степях Заволжья.

Начало образованию Славянского мира положила миграция германских племен, начавших переселение со Скандинавского п-ова на южное побережье Балтийского моря.

Во II в. до н.э., под натиском германцев, венеты вынуждены покинуть Поморье. Начинается их отход в сторону Карпат и Черного моря. Одна из таких групп в I веке н.э. оказывается в междуречье Прута и Днестра, куда, в это же самое время начинают проникать даки и сарматы. В результате этнической интеграции этих трех групп появляется четвертая, которая впоследствии Птолемеем была названа карпами, а в византийских источниках стала известна под именем склавинов. Это была первая славянская группа.

 

 

Так уж получается, что события в мире преимущественно развиваются по принципу домино, когда одно событие влечет за собой второе, второе — третье и т.д. Аналогичная ситуация сложилась во II в. н.э., когда на Волынь пришли готы. При их появлении эстии и бастарны разбегаются в разные стороны: одни на Десну, другие на Южный Буг, а третьи в Прикарпатье, откуда вытесняют склавинов. Склавины вынуждены отойти в междуречье Прута и Сирета.

Примерно через столетие после этих событий появляется Черняховская культура, носителями которой были потомки кельтского (галльского) населения, отошедшего столетием раньше на Южный Буг и в Прикарпатье и воспринявшее за столетие значительную долю материальной культуры готов.

Начало IV в. Ситуация вновь меняется. На Волыни появляются венеты, пришедшие сюда из междуречья Вислы и Одера, и вытесняют готов, которые вынуждены уйти в Причерноморские степи и Крым.

По каким-то пока непонятным причинам венеты на Волыни не остаются, а поселяются на Правобережье Роси (от Южного Буга до Днепра). Это была вторая славянская группа, которая в историю вошла под именем антов.

V век был богат на появление в Славянском мире новых групп и племен.

Бастарны-черняховцы, проживая в Прикарпатье, к V веку успели воспринять значительную долю мате-риальной культуры  и язык склавинов. Происходит их возвращение на Волынь. В дальнейшем от протоболгар, гунны разделяются на 4 группы и уходят из Примерно-морских степей в четырех направлениях .

Первая — на Кавказ, вторая — в Добруджу (правобережье Нижнего Дуная), третья — на север к антам, а четвертая — в Паннонию в верховья реки Тисы. Так среди антов появляется новая группа, которая получила название «северян», а среди склавинов появляется группа, получившая название «сербов».

В том же V веке, в Прикарпатье, смешанное население антов и волохов выделяется в племя, за которым закрепилось название тиверцев, а смешанное население антов и склавинов — в племя уличей.

На рубеже VI-VII веков часть склавинов и сербов переселяются на Балканский полуостров и в междуречье Лабы и Заале. Так стали известны племенные образования хорватов, хорутан, сербов, лужицких сербов и чехов с моравами.

Третья четверть VII в. изменила этническую карту Восточной Европы до неузнаваемости. В результате распрей распадается Дулебский племенной союз. Одна часть дулебов, проживавшая вдоль Припяти, обосабливается в дреговичей. Вторая, продвинувшись в сторону Днепра, — в древлян, третья, оставшаяся на Волыни — в волынян, а четвертая, ушедшая в сторону Карпат и Южного Буга  — в бужан. Бужане, придя на новые территории, вытеснили с насиженных мест тиверцев и уличей, которые в поисках новых земель под поселения, проникают в лесостепи Северного Причерноморья, где уничтожают Антский племенной союз. Фактически — это был конец Антского мира.

Анты, не сумев организовать отпор, были вынуждены уйти из Северного Причерноморья. Одна часть ушла в Византию, где с приходом протоболгар хана Аспаруха, приняла участие в формировании болгарской народности, передав ей свой язык и значительную часть материальной культуры.

Еще одна часть антов — северяне, проживавшие на Левобережье Днепра отходит на север на Десну.

Третья часть антов, проживавших на Правобережье Днепра, уходит на север в далекое Поильменье на реку Волхов и Ладожское озеро. Смешанное население антов и остатков финноязычных племен, обитавших в этих краях до прихода антов, образовывают новое племя — словен новгородских.

На этом процесс образования славянских племен не завершился.

Первое Болгарское царство, воюя с Византией, постоянно подвергается набегам и вторжениям склавинов, проживавших в Карпатах на территории современной Румынии и бывших союзниками Византии. Видимо, стремясь обезопасить себя и свои границы, болгары обращаются за помощью к волохам — горцам Карпат — романоязычному населению, предкам современных румын и молдаван. Удар, нанесенный волохами по склавинам был настолько силен, что Склавинский племенной союз в Карпатах перестал существовать. Событие это произошло в последней четверти VIII века.

Часть склавинов, спасаясь от волохов, уходит на Киевские горы, где становится известной под именем «полян» (название происходит от слова «полонина», а не от слова «поле», как это принято считать). Часть склавинов переселяется в междуречье Одера и Вислы, туда откуда когда-то вышли их предки. Здесь они становятся известными под именем «куявян» и «полян». Те склавины, которые остались в Восточных Карпатах, стали известны под именем «белых хорватов». Население, которое проживало до прихода склавинов в междуречье Вислы и Одера, вынуждено было или подчиниться пришельцам, или искать для себя новые земли под поселение. Предпочтение было отдано второму варианту. Новые земли ими были найдены на востоке: на Левобережье Днепра и Оки. Так на территории будущей Руси появились племена вятичей и радимичей. Это событие А.А. Шахматовым датируется 800-809 годом.

Самой последней славянской группой, которая появилась на территории Руси, были кривичи, пришедшие в Верховья и Поильменье еще в VI веке. Ими славянский язык (язык словен новгородских) был усвоен только на рубеже IX-Х веков, а то и в более позднее время.

Из всего сказанного видно: Славянский мир не был однороден. То деление, которое существует сейчас (на западных, восточных и южных) довольно-таки условно и никак не соответствует тому, которое было к началу 2 тыс. В то время Славянский мир состоял из пяти групп: склавинской, антской, дулебской, венетской (полабской) и кривичской.

Все эти открытия заставляют заново переписать не только историю Славянского мира (начального периода), но и историю образования Руси.

Славянские народы образовались в разное время, на разных территориях и имеют разных предков, но их всех объединяет общая историческая судьба и язык, который и облегчил введение кирилицы, которая, какое-то время, видимо употреблялась даже предками современных чехов.

Более подробно обо всем этом вы можете ознакомиться в моей книге «Образование Славянского мира».

 

 

 

 

 

Обновлено 27.03.2011 17:31
 

Комментарии  

 
0 #1 Alexander 15.12.2011 18:52
Ошибочное мнение как о происхождении славян, так и о месте и времени.

Славяне являются потомками агафирсов (травсов)
появилась эта общность 3500 лет назад
выделилась из вост.-и.-е. общности Ориента, мигрировала в юго-вост. Фракию, оттуда мигрировала в Трансильванию и Потисье, оттуда - после римского завоевания Дакии (2 в.) мигрировала к северу и востоку от Карпатского хребта.
Там сложились две близкородственн ые общности венетов (предки лехитской группы) и антов (предки вост. и юж.слав. языков).
В Приднестровье и Молдове после 450 г. в результате симбиоза венетов и антов обособилась третья единокровная и единоязычная общность славян и заселила к 500 г.всю Валахию к сев. от Нижнего Дуная.
Цитировать
 
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100