Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

Полезные ссылки


Северная Корея

The News
ЭПОХА ПОСТ МОДЕРНА PDF Печать E-mail
Автор: Ирина Авдеева   
11.02.2011 23:18

Конец ХХ века, конец тысячеления. Эра рыб на излете. Человечество постепенно переходит в эру Водолея. В связи с этим в последнее десятилетие специалисты из различных областей гуманитарных наук (культурологи, социологи, искусствоведы, литературоведы, лингвисты) все чаще говорят о наступлении эпохи постмодерна.

Об уходящей эпохе модерна писали сотни авторов, но их суждения достаточно различны даже по коренным вопросам. Эпоха модерна включает почти все европейское Новое время – три века. Практически всеми своими отличительными признаками «прогресса» современная цивилизация обязана эпохе модерна. Теория модерна, ее идеология и мифы в последнее столетие обрели нормативный характер. Но в научных дискуссиях постоянно говорится о переходе общества в постмодерн, базирующийся на новых социальных тенденциях (в частности, изменениях в социальной структуре). Это относится в равной мере и к «западной», и к так называемой «постсоветской» жизни.

 
ОРЛИНЫЕ ГНЕЗДА. ОБЗОР ПРАВОРАДИКАЛЬНЫХ ЖУРНАЛОВ PDF Печать E-mail
Автор: Т.П.   
11.02.2011 22:45

Когда мы приступили к изданию «Наследия предков», то уже в первой программной статье определили свой стиль как «новый правый», в отличие от «старого правого», который олицетворяли такие уважаемые патриархи русского национал-патриотического движения, как журналы «Наш современник», «Москва», «Слово» и другие. Новые времена и запросы нового поколения требовали от нас пересмотра прежних мифов, поиска революционных форм и качественно иных решений. Насколько нам это удалось, судить читателю.

За прошедшие годы многое изменилось: и сама жизнь, и наш внутренний мир, и наше окружение.  Некоторые из соратников, выпускавшие близкие по духу издания, вышли из игры или сменили приоритеты. Вместе с тем, появились новые журналы, газеты, а главное - началась информационная революция в киберпространстве. Русские патриоты приняли вызов Интернета, открыли десятки новых сайтов и активно включились в идеологическую войну.

Трудно охватить взором всю новую правую периодику. Еще труднее дать ее исчерпывающую систематизацию. Прежде всего приходится решать ряд методологических проблем. В каком смысле можно говорить о «правом движении»? Чем «новые правые» отличаются от «старых правых» и «новых левых»? Что считать журналом и что газетой, если иные периодические издания выходят раз-два в год, а иные авторы печатают в газетном формате свои монографии? При характеристике печати весьма затруднительно давать однозначные оценки тем или иным авторам, ибо они находятся в постоянном развитии и публикуются одновременно в нескольких изданиях.

В самом общем виде и весьма условно можно разделить всю новую правую периодику на следующие типы: 1. Новые консерваторы; 2. Третий путь; 3. Неоязычники;  4. Ультраправые. Ниже предлагается обзор доступных нам изданий. Он не претендует на полноту и академичность, но дает достаточно полное представление о том, что представляет собой современный правый андеграунд.

 
"Арктида" PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
11.02.2011 22:41

Если вы что-нибудь понимаете в  музыкальной неоархаике, то имя Олега Никанкина, современного композитора и математика, создателя группы «Арктида», должно быть для вас знакомо. Фрагменты из его сюиты «Аркаим» в стиле «РА» звучали на фестивалях и концертах, а ее записи ходят по рукам фанатов русского постмодерна.

Название «Аркаим» не иллюстративно, а символично, ибо сегодня трудно представить себе, что именно представляла собой древняя цивилизация на Урале, где оставили свой след арии по пути на юг из арктической прародины. Музыка передает авторское впечатление  от той высокой архитектурной гармонии, что была заложена в основу  плана «Аркаима».

Имена треков тоже образны и мистичны: «Рассвет», «Ветры утра», «Коловрат», «Недра», «Радуга», «Искра костра». Чувствуется дыхание Велимира Хлебникова, эхом отразившееся  от этих «радостях рады» и «горах рая». Тут же и «Руса игра топора». Надо думать, топора Дажьбога, строящего и ладящего мир. Наконец-то, нынешние сочинители музыки начали мыслить онтологично, в русле родовой логики.

Для тех, кому «Аркаим» покажется недостаточно сложным, рекомендуем виртуозный  и сверхинтеллектуальный альбом Никанкина «Полиметрия», где собраны его опыты фрактальной музыки. Это очень круто.

«Полиметрия» сочинена на основе авторской музыкальной теории, изложенной в  брошюре «Введение в астромузыку» (М.1999). Уже одной только теории было достаточно для заочного присуждения Никанкину титула «магистра астрологии».

В уникальной композиции использованы небывалые приемы многоголосия разного временного масштаба. Один из них - фрактальность, гармоничная опора на самоподобия разных степеней. «Верхнее Общее подобно нижнему частному» - вот основной закон космической симметрии.

Полиметрическая музыка не просто гармонична, она целительна, ибо приводит в соответствие биологические ритмы микро и микромира.

На первой стороне «Полиметрии» помещены интеллектуальные вещи, для гурманов и мирового жюри: «Солнечная трилогия (гармония сфер)», «Солнце и стихии!», «Три в одном»; на второй - легкая и лиричная музыка для души «После шторма»,«Независимость», «Бездна» (суперсинтезатор).

 

Пора, господа, сменить пластинку. Аудиокассеты и компакт-диски заказывайте по телефону: 331-88-06. Адрес Центра славянской музыки: Москва, ул. Таганская, 40,

Никанкину Олегу Викторовичу.

 

 
ПАНТЕОН. ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЕ ЖУРНАЛЫ PDF Печать E-mail
Автор: А.М.Иванов   
11.02.2011 22:38

В публикациях данного номера «НП», посвященного проблемам неоязычества, мы постарались помочь нашим читателям разобраться в проблемах истории и идеологии движения. Поэтому ниже Вашему вниманию предлагаются краткие аннотации на соответствующие периодические издания.  При выборе зарубежных журналов мы ориентировались, в первую очередь, на те, что были представлены на Всемирном конгрессе этнических религий в Вильнюсе.

Единомышленники Йонаса Тринкунаса издают журнала «Рамува». Он специализируется по историческому и культурному наследию балтийских стран. В последнем номере - большая статья Видунаса - выдающегося литовского просветителя, письма на родину знаменитой исследовательницы древности М. Гимбутас, очерк главы «Ромувы» и его сподвижников о празднике Раса, заметки об истории культа и движения, стихи, посвященные богам и праздникам. В этом же духе выдержана газета жемайтийских язычников «Габья», которую издает Адольфас Гедвилас.

Фольклорный журнал «Лабьетис» латвийских любителей древностей содержит помимо статей многочисленные песенные тексты и фрагменты. Обращают на себя внимание исследования Эрнеста Брастинса  о Диевсе и поэма Яниса Медениса, написанная в традиционном духе.  Есть также заметки о музее «Диевтуриба» и основных этапах истории этого движения. К сожалению, незнание латышского языка не позволяет понять смысл текстов, но желающие могут пополнить свои знания о фольклоре Латвии по новому исследованию С.И. Рыжаковой «Dievturiba. Латышское неоязычество и истоки национализма» (М., Институт этнологии и антропологии РАН, 1999, № 121 в серии Исследования по прикладной и неотложной этнологии).

Богатый опыт накопился у наших греческих коллег, издающих журнал «Диипетес». Он посвящен исследованию античной мифологии, истории противостояния язычества и христианства. При ознакомлении с журналом мы столкнулись с той же проблемой: знание современных западных языков, основанных на латинице, не позволяет читать новогреческие тексты. Власис Рассиас и его друзья тоже сетовали на незнание русского и просили присылать материалы хотя бы на английском.

С большой периодичностью выходит журнал кельтских друидов «Мессаж», редактируемый Жаном Лионелем Манкуа. В нем помимо исследований по различным аспектам галльской цивилизации публикуются культовые тексты. Отдельным изданием вышел поэтический сборник «Восславим наших богов», где есть гимны предкам, богу Таранису, Лугу, Езусу (не путать с Иисусом), героическому рыцарю Нодону и другим. Ежегодно друидами издается кельтский календарь. Журнал «Мессаж», изданный в черно-белой полиграфии оформляется с большим вкусом, что позволяет развитая эстетическая традиция кельтов. Журнал также публикует список братских изданий, преимущественно на французском языке, который насчитывает более двадцати названий.  Французы одними из первых освоили Интернет. Их сайт(E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ; web page: http:/www.wcer.org) обслуживает Денис Дорной.

 
«ЛЕХИЯ СТРАГОНА» PDF Печать E-mail
Автор: А.М.Иванов   
11.02.2011 22:35

«ЛЕХИЯ СТРАГОНА» журнал польского общества Возрождения исконной веры, официально зарегистрированного 4 марта 1996 г. Учредительный съезд прошел во Вроцлаве 23 марта того же года. Журнал издается в Познани. Все члены редколлегии и авторы подписываются языческими именами и псевдонимами.

№ 2, 1997. Журнал провозглашает своей целью освобождение от «духовного мрака христианства» и возврат к вере предков. Общество, выпускающее журнал, не является очередной сектой, а обладает правами юридического лица. Оно считает своими традиции дохристианской Польши и славянства в целом.

«Сташко из Вроцлава» объясняет выбор названия общества. Он перечисляет терминологические соответствия из разных языков тому, что у нас называется язычеством. Когда в эллинизированной части Восточной Римской империи стало распространяться иудео-христианство, людей начали делить  на «этникой» и «католикой». Католики были космополитами в современном смысле слова, а в понятии этнической религии выражалось древнее ощущение тождества народа и веры. Поляки не пользуются нашей калькой с греческого «язычество», они предпочитают словосочетание «родзима вера». К сожалению, в русском языке нет эпитета, который позволил бы выразить в одном слове понятие исконной, изначальной веры предков.

Вслед за отрывком из поэмы «Святовит» («У врат Арконы») помещена большая статья, посвященная Арконе. Ее автор, «Волк, укрывшийся в тени дубов», он описывает историю сопротивления Арконы набегам датчан и немцев в XII веке, которые долго не могли покорить этот центр славянского язычества. В этой же статье описывается культ Святовита на острове Рюген.

Тот же «Вильчан» рассказывает о магическом значении священного дуба и Священного источника в Щецине.

Легенда «О чем шумят рогалинские дубы», взятая из книги Станислава Свирки «Орлиное гнездо» (изд. 1971), повествует о совместной охоте трех славянских князей, Леха, Чеха и Руса, символизирующих славянское единство, как и три носящих их имена дуба в священном лесу Святовита (район Рогалина на реке Варте).

Отдельные заметки посвящены культу мирового древа и весенним языческим праздникам славян.

В период между двумя мировыми войнами в Польше существовало движение «Задруга», которое ставило своей целью «раскатоличить Польшу». Его основателем был Ян Стахнюк (языческое имя Стоигнев, 1905-63), создатель оригинальной философской системы – культурализма. В 1935 г. он издал книгу «Героическая общность народа», в 1937-39 годах выпускал журнал «Задруга», пропагандировавший идеи польского неоязычества. В 1939 г. вышла его книга «История без истории», в которой вина за упадок Польши возлагалась на католицизм.

После войны Стахнюк успел еще издать в 1946 году книгу «Человечество и культура», но в 1952 году «Задруга» была разгромлена как «фашистская организация». Стахнюку грозила смертная казнь, которая была заменена многолетним заключением. Из тюрьмы он вышел в 1955 году инвалидом и умер в 1963 году.

В статье о «Задруге» Чтибор Крут говорит о ее идейных предшественниках. Один из них, Зорян Доленга Ходаковский, в книге «О дохристианском славянстве» (1918 г.) подчеркивал, что польская культура не может основываться на ввезенном с Ближнего Востока христианстве.

Главным элементом национального характера поляков Стахнюк считал персонализм (он называл его «растительным индивидуализмом»). Из поляков сделали «полякатоликов». Такая же судьба постигла другие народы, по которым прокатилась волна контрреформации (испанцев, португальцев). «Задруга» понимала религию в пантеистическом духе.

Лукаш Басинский-Бормил в статье «Языческий консерватизм» рассказывает о том, что пережитки язычества существовали в Польше еще много веков спустя после принятия христианства и о том, как католическая церковь старалась их искоренить.

Крук Хейке поместил в журнале статью о восстании язычников-пруссов против тевтонских рыцарей в 1260-83 годах, а Лукаш Басинский-Бормил – статью по истории Познани.

В конце журнала перепечатана глава «Проблеск пробуждающейся жизни» из книги Яна Стахнюка «Славянский миф». В ней говорится, что поляки, как и все славяне, уже тысячу лет не живут собственной жизнью. Только теперь стало понятно, что Польша это не христианские идеалы. Настало время для всех славян пробудиться от кошмарного сна, отказаться от подсунутых им вместо их собственных ценностей палестинского, иудео-христианского происхождения.

Единственным случаем, когда славяне выступали именно как славяне, Стахнюк считал гуситское движение. Мировоззрение польского национализма он отождествлял с мировоззрением воскресшей славянской души, называл польский народ «Прометеем всего славянства».

№ 3, 1997. Номер открывает статья общего характера, объясняющая, кто такие арийцы: быть творцом, значит быть арийцем. Призыв к объединению всех языческих общин Европы подписали: от Литвы – Йонас Тринкунас («Ромува»), от польского Общества возрождения исконной веры – Станислав Потшебовский, от России – Вадим Казаков, от латышского движения «Диевтури» – Янис Брикманис.

В статье «Праздники, обычаи, культура» говорится о бессмертии древних верований. Например, культ медведя, встречающийся у многих народов, уходит своими корнями в прошлое на 40 000 лет до ориньякского периода.

В статье «Символика подгальских воинских частей 1918-47 годов» опровергается мнение о свастике как о гитлеровском символе. Этот древний символ использовался на знаках отличия воинских частей, формировавшихся из горцев – жителей польских Татр.

Из сборника «Польские легенды» перепечатана статья «Затонувший город Винета».

В статье «Славянская сексуальность» отношения между полами прослеживаются с древнейших времен с учетом позднейших римских влияний и последствий великого переселения народов и христианизации.

В номере помещена большая статья «Философия религии Трентовского». Бронислав Фердинанд Трентовский (1808-69) – участник восстания 1830 г., умер в эмиграции. В своих трудах он призывал различать «вечную религию» и «временные религии», которые первоначально считались «божественными откровениями», но потом устаревали, окостеневали и отпадали от Бога. В апологии индивидуальных религий Трентовский не заходил, однако, так далеко, как например Шлейермахер.

Предметом религиозного почитания у первобытных людей могли быть, по Трентовскому, только природные стихии. Следующим этапом развития религиозного культа он считал культ предков, которые позже превратились в племенных богов. Такова причина антропоморфизма. Трансцендентный Бог тоже сохранил антропоморфные черты (в христианстве и исламе).

Политеизм Трентовский считал модификацией пантеизма. Пантеизм остался мистической философией, а политеизма стал верой простонародья.

Трентовский дал подробную классификацию разных форм политеизма, выделив из него семиофоризм, зоомелеизм и фетишизм. В первом случае преобладает антропоморфизм с добавлением животных как символов богов (орел Зевса, сова Афины), во втором боги имеют частично человеческий, частично животный облик (с головой льва, сокола и т.п.), в фетишизме человеческий образ полностью исчезает и почитаются животные, реки, горы, камни, деревья. К особой категории Трентовский относил культ небесных светил (забаизм).

Итоговая схема Трентовского выгладит так: 1) греческий и римский семиофоризм; 2) египетский и переднеазиатский забаизм, фетишизм и зоомелеизм; 3) антропология норманнов; 4) финские верования; 5) славянские верования; 6) пантеистический и политеистический эклектизм или синкретизм.

В греческой религии антропоморфизм сочетался с пантеистической символикой. Греческие боги это доисторические вожди и герои. Влияние пантеизма было незначительным (кентавры, связь Зевса с планетой Юпитер и молниями).

Другой важной чертой греческой религии Трентовский считал идею «богочеловечества», воплощенную в героях – Геракле, Персее, Тезее, позже – в евангельских рассказах о жизни Христа.

Важнейшей из древних религий Трентовский считал египетскую, из которой выводил иудаизм, христианство и ислам. Главным в ней, по его мнению, был не фетишизм, тайный культ, символ которого – Сфинкс, отождествляемый с Абсолютом. Из этого источника возник неведомый бог Яхо, имя которого можно было называть только в мистериях. Отсюда и еврейский Яхве.

Особенно много внимания Трентовский уделял верованиям славян. Веру славян он ставил во многих отношениях выше христианства и отрицательно оценивал христианизацию Польши, внесшую в духовную жизнь народа чуждые элементы и разорвавшую связь с прошлым.

У славян, по Трентовскому, не было мистики, божественных откровений и религиозных посредников-хранителей истины в последней инстанции. Главными в славянской религии были этические ценности. Славянские божества, выполняя космогоническую функцию, воплощали также моральные идеалы. Так Радогост был богом гостеприимства, Даждьбог – дарователем счастья, Ладо обеспечивал мир и гармонию. В славянских верованиях Трентовский находил индийские влияния. Для славян была характерна религиозная терпимость.

Трентовский был первым в Польше и одним из первых в мире религиоведов. Он предостерегал от механического переноса при сравнительных исследованиях представлений одних религий на другие. Так славянские божества нельзя отождествлять с греческими или римскими.

Трентовский выступал за полную независимость религиоведения от теологии.

Много места в журнале занимают документы  и образцы поэтического творчества молодежного лехитского движения «Сторжанин».

В статье «Польский политеизм» высказывается тезис, что на Руси и в Полабье политеизм представлял собой форму реакции традиционной религиозной системы на идеологический нажим христианства. В Польше политеизм не получил развития.

У всех славян был первоначально распространен культ Сварога, что же касается культа Перуна, то у западных славян его не было.

В статье о ликантропах (у славян – волколаки) вера в способность людей превращаться в волков связывается с тайными обществами воинов и определенными обрядами посвящения в них.

В заметке, в заголовок которой вынесено изречение Гераклита «Война – отец всех вещей», осуждается предложение создать языческий центр вдали от мирской суеты. Бежать от мира – это не по-язычески, это будет христианский монастырь.

Завершают журнал символ веры лехитов и устав против христианства.

 
«ПерваяПредыдущая12345678СледующаяПоследняя»

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100