Поворот на север Печать
Автор: Administrator   
29.03.2011 20:01

В ночь с 21 на 22 июня 1997 года предста­вители журнала «Наследие предков» приняли участие в празднике летнего сол­нцестояния (Уттараяна — «Поворот на Север»), куда мы были приглашены ду­ховным руководителем религиозного объе­динения «Тантра-Сангха» Шрипадой Садашивачарьей. Культовый праздник проходил в храмовом центре общества (ашраме) по адресу: 11-я Парковая, 44а.

Встретил нас один из посвященных монахов-тантристов Сундарадевананада Гриха-вадхута. Он показал ашрам, проводил в ки­оск, где мы смогли приобрести индуистскую литературу и аудио-видео кассеты (книги «Классическая йога» и «Очерки по индуис­тскому мистицизму Шри Чакры», фильм «Тантра: экстаз слияния с Божеством», ведические гимны в традиционном и современном ис­полнении, музыку Кашмира). Кро­ме того гостеприимный хозяин подарил нам недостающие номе­ра сборника «Тантрический путь», страноведческий журнал со сво­ей статьей «Тантризм и тантристы» и англоязычный ежемесячник «Hinduism today», april 1997, где имеется репортаж «Russia’s Taste for Tantra». В знак благодарнос­ти мы преподнесли Сундарадева-нанде комплект журналов «Насле­дие предков».

Затем делегацию вышел поприветствовать гуру Шрипада Садашивачарья. Он коротко расска­зал о смысле предстоящего праз­дника, разрешил присутствовать на всех церемониях и снимать уви­денное на пленку. Павел Тулаев поблагодарил Свами Садашивачарью за приглашение и сказал, что ответный визит представите­лей журнала «Наследие предков» является знаком признательности его редакторов и авторов духов­ному руководителю «Тантра-Сан­гха» за внимание.

В 19 часов 30 минут началась вечерняя служба в ашраме. Она длилась около двух часов и состояла из коллективного чтения мантр в живом музыкальном сопровожде­нии, из ритуальных жертвоприношений (зак­лание животного для праздничной трапе­зы), освящения предметов культа и участни­ков ритуала, а также речи-проповеди. Сам ашрам, помещенный в левом крыле двухэ­тажного здания бывшего детского сада, представляет из себя просторное помещение, где на ковре в медитативных позах легко размещается 50-60 человек. В головной ча­сти молитвенного зала расположен алтарь с символическим изображением Богини-Ма­тери Кали, Бога-Отца Рудры и других бо­жеств. В цветах преобладают красный и чер­ный, что создает напряженную мистическую атмосферу. В алтаре помимо предметов культа лежат праздничные жертвоприноше­ния прихожан: цветы, фрук­ты, овощи. Все благоухает от ароматных запахов, ду­ховной и телесной чисто­ты. Служба проходит ров­но, сосредоточенно. Люди спокойно медитируют в удобных и привычных для них позах, в случае необходимости — сво­бодно передвигаются. Время от времени ритм молитв убыстряется и достигает нака­ла. Интенсивно и экзальтированно звучит под звук барабанов священная мантра: «ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ». Потом молитвенный на­кал спадает и священник переходит от одно­го ритуального цикла к другому.

В своей речи, увенчавшей первую вечер­нюю службу, Шрипада Садашивачарья про­яснил своим последователям и гостям неко­торые ее существенные моменты. Обраща­ясь в первую очередь к непосвященным, он сказал, что архаичная служба тантристов, чи­таемая на санскрите, может показаться но­вичку чужой, инородной, сугубо индийской и азиатской. Но это не так. В действитель­ности древний культ Рудры и Шакти при­шел в Индию с севера, откуда принесли его наши предки. В тантризме много паралле­лей с исконными культами древних славян, которые поклонялись Роду и Ладе. Кроме того, санскрит хранит многие корни русско­го языка, ибо является родственным ему. Индуизм и особенно тантризм, сохранивший живую традицию, — гораздо ближе к ис­конным проторусским культам, чем иудаизированное христианство. Община «Тантра-Сангха» стремится не к подражанию Индии, а к обретению русскими своих собственных корней, к возвращению к родным богам, первопредкам и творцам нашего сокровенного мира.

После получасового перерыва началась вторая часть службы — освящение огня. Она проходила под открытым небом в специаль­но сделанной беседке. Обойдя по кругу культовое место, Шрипада Садашивачарья и его последователи приступили к чтению со­ответствующих мантр. Когда огонь был раз­веден и освящен, было проведено еще одно заклание жертвенной птицы. Затем — и тек­сты мантр, и жертва были преданы огню. Когда время приблизилось к полуночи пер­восвященник зажег первый факел, а от него — специально подготовленные обручи со свастиками для ритуального сжигания. Вско­ре четыре свастики и факелы в руках свя­щенников пылали огнем. Началось общее движение по кругу под звуки ритмич­ной мантры: «ОМ, СВАСТИ, ОМ». Это был апогей ритуала летнего солнцес­тояния, который привел многих из участников ше­ствия в восторг.

Радость выплеснула через край, когда рядом на одной из полян началась завершающаяя часть праздника — символичес­кие прыжки через очищающий огонь кост­ра. В конце концов наиболее энергичные прыгуны образовали хоровод и стали танце­вать вокруг костра. В экзальтическом танце смешались все мантры и возгласы: от «ОМ НАВАХ ШИВАЙЯ» до «ГОРИ-ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО». За факельным ше­ствием со свастиками и мистичес­ким танцем с Шивой спокойно на­блюдали вооруженные автомата­ми милиционеры. Их вызвали встревоженные непривычным ноч­ным собранием местные жители. Стражи порядка никак не препят­ствовали проведению праздника и лишь сухо попросили по оконча­нии танцев правильно затушить «костер».

Однако праздник на этом не завершился. После огненных ри­туалов началась трапеза. Стол на­крыли прямо на ковре в ашраме, покрыв его скатертью. Было уди­вительное изобилие фруктов: от привычных яблок и груш — до экзотических кокосовых орехов и ананасов. Было жертвенное мясо. Было красное и белое вино. Был травяной душистый чай. Звучала утонченная музыка. Все это рас­полагало к приятной и, вместе с тем, глубокой беседе о смысле бо­гослужения, о жизненном пути и радости бытия, наполненного све­том родных богов. Мы подняли тост за мудрого, щедрого и гостепри­имного гуру Шрипаду Садашнвачарью, который пригласил нас на чудесный праздник и с готовностью ответил на многочисленные вопросы. Глава «Тантра-Санкха», в свою очередь, поблагодирил нас за дружеский визит, ибо далеко не все доброжелательно относятся к руководимо­му им центру, и выразил надежду на даль­нейшее сотрудничество.

Оставшиеся до конца праздника засиде­лись далеко за полуночь. Кто не успел уехать домой на метро и не стал брать ночное так­си, остались ночевать в ашраме. Общая спальня напоминала чем-то пионерский лагерь, где мальчики и девочки вместе проводят цело­мудренную ночь. Никаких коллективных оргий и нетрадиционного секса (обязательный ат рибут некоторых профанических неотантри стских общин) не было. До четырех утра в спальне не смолкал шепот неофитов. Почему в кали-югу надо поклоняться богине Кали? Как понимать то, что Рудра и эротичен, и транс цендентен одновременно? Можно ли быть тантристом, нося на груди православный крест? Воп­росы, удивление, восхище­ние, молчание. Вот какая была ночь с 21 на 22 июня 1997 года в ашраме «Тант­ра-Сангха», куда нас при­вела Судьба.