Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России
ББК63.3(2)4+71 А 88
Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета
Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА
А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до государя: Культурогенез средневекового общества Центральной России. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.
ISBN 5-88313-398-3
Книга представляет собой монографическое исследование этнокультурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Центральной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам формирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.
Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, интересующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославленных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.
На последней странице обложки - миниатюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».
Новый московский журнал был воспринят в столице Украины настороженно, даже ревниво. А как же: “Наследие предков” да ещё “правой перспективы”. Выходит, не Украина — хранительница корня восточных славян? Тем более обидно, что мы в Киеве давно уж подготовили два номера “Славянского единства”, остановка за малым — изыскать средства для их публикации.
Что понравилось и что не понравилось в новом журнале?
Понравился обзор патриотических партий России, подготовленный ответственным редактором В.Поповым. Он заслуживает внимания. Имеем теперь справочник: кто есть кто. Не бесспорный, но ориентироваться помогает.
То же можно сказать об обзорах литературы, подготовленных П.Тулаевым. Жаль только, что кроме книги Ю.А.Шилова “Прародина ариев”не приведена выходящая на Украине литература. В статье “Большевистская революция и СССР” (НП, №2) можно было бы, например, привести книгу отца и сына Беташ “Дороги Нестора Махно” (К.,1992) с её потрясающими документами об изобретенном Троцким “катке фронтов”, а Лениным — “голодомора” 1921-1922 годов, которыми сионская верхушка большевиков корчевала корень славянства.
Следует отдать должное Тулаеву и как поэту. Его гимны Сварогу, Перуну, Храброму воину, художественно не бесспорны, но идейно верны: концентрация духа и мощи предполагает утрирование, некую односторонность в изображении многогранной действительности.
Весьма кстати и заключающая оба номера рубрика “Аудио-визуальная война” с портретами замечательных россиян — певца Талькова и сказителя-гусляра Лаврова.
Теперь о главном содержании “Наследия предков”, позиция которого очерчена в программной передовице №1.
Заслуживает всяческого одобрения то, что новый журнал взялся восполнить недостаточность пропаганды “правого и традиционного направления не только русской, славянской, но и вообще Белой расы и Арийского мира”. Однако тон “Русского Родолюбия” и “Арийской традиции” представляется нам не совсем верным. На наш взгляд, следовало бы придерживаться научности, а не оккультизма. Неужто в реалиях культуры ариев и руссов недостаточно материалов для романтики? Возьмите хотя бы “Прародину ариев” Шилова или “Язычество древней Руси” Рыбакова, приведённые в книжном обозрении НП №1.
Много вопросов вызывает “Золотой век” А.Елисеева. Ладно бы ещё, что статья основана на смеси наукообразия и оккультизма: беда в том, что — на смеси ведизма с иудаизмом. Кольуж взялось “Наследие предков” отстаивать индоевропейские (арийские, славянские, эллинские, германские и проч.) приоритеты, так пусть на том и стоит. Тем более, что есть на чём стоять: Веды древнее и могущественнее Библии. И если уж Елисеев пишет о “Золотом веке” доклассовых обществ, то дико искать его в заскорузлом рабовладении времён Моисея. Случайно ли, подводя итог того или иного раздела своей статьи, автор аппелирует не к Ведам, а к Библии? Например: “...древность признаёт наличие лишь двух сил... Наиболее чётко это разделение выражено в Библии, говорящей о “сынах Божьих” и “сынах человеческих”, произошедших соответственно от Сима и Каина.” А почему бы не сослаться на ведические “путь богов” и “путь предков”, связанных, соответственно, с Пурушей и Ману? Зачем нам, людям индоевропейской культуры, отрекаться в своём происхождении от Ману (“Муж”, “Мужчина”. “Человек” — прародитель человечества) в пользу некого Каина? Далее: “...сияющий Михаил Архангел донесет нам приветствие от Спаса Ярое Око.” Ну, если уж почитать Православие, то предпочтительнее поминать Георгия Победоносца и Христа — вследствие индоевропейского происхождения этих имен и образов.
Хочется верить, что подобные ляпсусы в «НП» случайность. Тем более что в журнале преобладают весомые публикации таких несомненно патриотических авторов.
В.Авдеев в “Кастовой этнократии” и Ф.Разорёнов в “Большой войне” (НП №2) взялись за ницшеанские темы — выходящие за пределы разума и сил человека. Да, “нужно раз и навсегда похооонить апокалипсические картины марксистской науки, бездоказательно (...) свидетельствовавшей о нещадной эксплуатации одних классов другими” и вернуться к естественной иерархии общества, в которой и война — не столько мертвящее зло, сколько животворящее благо (В.Авдеев). Авторы правы в том, что такой диалектически обусловленный (т.е. спиралевидный) “возврат” возможен лишь при условии вознесения культуры и личности “на простор вечности” (Ф.Разорёнов) — т.е. нового наполнения их феноменом бессмертия и перевоплощений души. В этом отношении весьма своевременной и весомой является статья Ю.Шилова “Арийская доктрина победы”(№2), показывающая корни и реалии индоевропейского института Спасительства, традиции которого хранятся в культе Масленицы (один из предтечей Христа “Помазанника”), казачестве и других аспектах славянской культуры.
Настало время открыто и гордо нести в мир правду приоритета и перспективности индоевропейской цивилизации, хранителем генетического ядра которой является славянство и Русь! Мир должен чтить, помогать нам хранить и возрождать это ядро, без которого земная цивилизация — бесперспективна. Дай Бог, чтобы журнал “Наследие предков” действительно стал рупором этого движения.
Киев
«Русская перспектива»
Автор: Administrator
30.03.2011 02:08
специальный выпуск журнала «Наследие предков»
Особым образом хочется отметить сборник Аналитического Центра “ПОЛЮС”: “РУССКАЯ ПЕРСПЕКТИВА”, М.1996.
Данный сборник, изданный под общей редакцией П.В.Тулаева, состоит из шести разделов:
1, НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ.
2. ВОЕННОЕ ДЕЛО И ГЕОПОЛИТИКА.
3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ
4. РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР.
5. НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ И ВСТРЕЧИ.
6. НОВЫЕ ИЗДАНИЯ.
Представляется, что опыт данной публикации отражает собой качественно новую ступень в отечественной культуре изданий аналогичного характера вообще. Прежде всего, впечатляет сам авторский коллектив: фаланга высокопрофессиональ-ных аналитиков, действующих копьями своего интеллекта одинаково хорошо как в ближнем, так и в дальнем бое (т.е. в темах разного “калибра”, от конкретно-прикладных до абстрактно-аналитических).
В вопросах общей идейной и идеологической стратегии (П.Тулаев, А.Широпаев, С.Городников, В.Попов и др.) задаётся уже вполне ощутимая единая система координат, в рамках которой становится возможной реальная навигация молодых, идущих на смену отцам капитанов русского Ледокола.
Исключительной профессиональностью отличается подача геополитических и военно-стратегических вопросов (В.Милованов, Е.Морозов, А.Бедрицкий и др.): материалы становятся более предметными в сравнении с геополитическими публикациями начала 90-х, обретают статистическую конкретику, что, безусловно, повышает их не только практическую, но и научную ценность. Уникальными являются материалы по истории русской геополитики (традиционный термин — военная география}.
Весьма ценным, на наш взгляд, является наличие своеобразного путеводителя по книгам и публикациям, в том числе и зарубежным. Объёмные статьи, представляющие и комментирующие актуальную книжную продукцию, являются важным подспорьем даже для специалистов, оперирующих в перегруженном сегодня информацией массмедиальном пространстве, не говоря уже о рядовых гражданах, пытающихся не отставать от жизни.
Абсолютно осознавая проблему оперативного выхода на нужные информационные источники, ИМПЕРАТИВ предлагает вниманию своих русских читателей, владеющих иностранными языками, ряд европейских журналов, находящихся в русле традиционалистской мысли, а кроме того — симпатизирующих (если не сказать больше) новой русской правой.
Международный политологический информационный бюллетень ИМПЕРАТИВ”. Гл. редактор Владимир Видеманн. Берлин.
Держава
Автор: Федор Разорёнов
30.03.2011 01:45
В статье «Большая война» (НП №2/1996) я пытался довести до внимания читателя, что в современном мире существует абсолютный (онтологический) враг всего человечества. Он является врагом всех людей без различия расы, национальности или веры. В то же время все люди Земли являются в той или иной степени родственниками, то есть происходящими из одного источника жизни, все мы — дети Рода.
Наличие врага ни для кого не секрет. Явным и очевидным для всех свидетельством его смертоносной деятельности является необъяснимая с иных позиций война западной цивилизации против традиционных укладов. Сегодня мы можем сказать открыто, что наиболее могучим укладом традиционного общества, наиболее полным и оформившимся образцом самоценного бытия является Русская держава.
Ни один другой народ так менее всего не нуждается в помощи или культурном влиянии из-вне. Ни один другой народ не дал своим соседям столько, сколько дал (или: дал взять) русский народ. Ни один другой народ не может столько сил и времени посвятить вопросам всеобщего выживания. Ни один не оказался способен в трудные переломные моменты своей истории подумать об общем деле, о других, прорваться сильным и свободным духом сквозь толщу свалившихся бед и заботливо искать спасения для всех народов, а не только для себя.
Трусливо вопит о глобальных проблемах ООН, панически боятся снижения потребления и тем более «коренной ломки» своего образа жизни американцы. Не заблуждайтесь, их не волнует озоновая дыра над Антарктидой, их страшит, что она может переместиться к США. И их нисколько не волнует, что подобная дыра давно уже маячит где-то над русским севером,скорее, наоборот, радует. Как думаешь ты, дорогой читатель, будет ли волноваться Америка, если в Европе случится беда? А если в Индии? Волнуют ли Америку или ту же Европу беды, которые они нам устроили на нашей земле? Наивные вопросы. Практика показала, что западная цивилизация научилась хорошо греть руки на чужой беде и, как следствие, устраивать эти самые беды.
Стремление сохранить свою самобытность ни у одного народа не обрели столь законченной формы, как у нас, русских. Только мы смогли построить свою державу сами, не привлекая чужих мозгов и не опираясь на рабский труд других народов. Может быть, именно то, что мы все сделали себе сами и позволило нам не только сохраниться, но и подать пример выживаемости для всех прочих народов. Не случайно, что малые народы вокруг Руси всегда стремились в наш дом, к нам в семью, что бы там ни говорили проститутки и лжецы из ЦРУ, Моссада, Украины или Останкино.
Многократно просились под руку русского царя рассеянные картвелы. «А зачем она нам, эта маленькая долина меж гор с редким, хоть и единославным населением? Разве что из добросердечия принять, защитить православных христиан от уничтожения, пожертвовать нашими русскими людьми дабы прославить Русь и славного царя?» Так и поступили. После очередной просьбы-челобитной (их тогда уже накопилось больше десятка) принята была Грузия на Русь. Веселился народ картвельский: обречённые на уничтожение соседями они обрели, наконец, спасительную безопасность. Если бы грузинский национализм существовал триста лет тому назад, то он мог бы спокойно самоупраздниться: предельная цель достигнута, народ защищён, причастен великой державе, не испытывая при этом никакого национального, культурного, экономического или религиозного гнёта, оставаясь самостоятельным в своём сохранении.
Где вы видели подобное? У немцев? Англичан? Французов? Может быть, Америка подала подобный пример? Нет! Можно ли было грузинам мечтать о большем?
Оказывается, можно. Вспомним Сказку о Рыбаке и Рыбке. В нашей сказке всё, в конце концов, стало по-прежнему, и потому мало обращают внимания на то, что старик, обеспечивая своей старухе всё, что она требовала, сам же на протяжении всех событий оставался всё тем же нищим русским стариком. Нам ничуть не жаль резко обедневших грузин. Нас даже не волнует, что своим былым благополучием Грузия в большой мере (в большей мере) обязана центральному московскому правительству, которое, как и сотни лет до этого, заботилось об окраинах и малородцах более, чем о защитнике и кормильце многочисленной державной челяди. Подобно Рыбаку мы входим в ветхую хижину и укоризненно киваем головой: дура ты, дура, старуха, заставила меня побегать-помучиться, а дурой была, дурой и осталась. Нет ума — считай калека!
Мы же — самодостаточны. Ничего нам не надо от Золотой Рыбки, ни от старухи. «Плыви, Рыбка, с миром.» Пятнадцать сестёр, пятнадцать братских республик оформили себя вокруг и внутри Руси, ранее почти погибшие, соседние и родственные племена, урывают себе куски получше от тела убитой якобы Руси, приватизируют нашу русскую собственность.
Мы знали, что это так и произойдёт, но не могли предпринять упреждающие меры к неблагодарным: мера их преступления не была определена. Мы не предприняли упреждающего удара, чтобы впоследствии нанести удар уничтожающий. Мы, великий русский народ, съими-тировали слабость, обратились за помощью — и они вдруг набросились на нас со всех сторон. Наши соседи, «братские» народы, как-то быстро обрели себе новых хозяев в лице мирового безличия, бездушного интернационализма США, Европы и еврейства. И вот они под началом нового хозяина с яростью кидаются на русский народ, рвут от нас куски, взрывают наши радиолокационные станции, требуют плату за пользование нашим Байконуром, построенным нами на нашей земле.
Мы были слишком щедрыми хозяевами, когда позволили им называть наши города, степи, урочища и долины нерусскими именами, когда с лёгкостью вселили их в наши дома и громогласно объявили, что они здесь такие же хозяева, как и мы... Это было слишком великодушно.
Чёрная неблагодарность — естественное следствие превышения меры щедрости по отношению к малым мира сего.
Они не виноваты в своей слабости. Мы не виноваты в нашей щедрости. Во всём виноват он. Враг.
Зачем мы сделали это? Зачем мы позволили нашим братьям уйти, отделиться от родового древа в те незапамятные времена, попасть в трудности, чтобы потом проситься обратно? Зачем мы приняли их тогда, облагодетельствовали, защитили, дали возможность спокойно жить и работать? Разве мы не знали, что они ушли потому, что были слабы? Разве мы не видели, что они вернутся хуже, чем были, что с собой они принесут вирус, а зачастую и ген нашего врага? Разве не могли мы уничтожить любого, кто малодушно пошёл на сделку со своим же врагом против нас? Разве не следовало нам упредить проникновение врага в души наших соседей и братьев и через них — в тело священного человечества? Мы обязаны были это сделать. Жизнь на Земле должна быть спасена, даже если для этого нам придётся отказаться от части этой жизни.
Мы отпустили их для того, чтобы там, под светом чёрного солнца они сами себе составили приговор. Теперь они вернулись с желанием поживиться за счёт священной Руси. Они желают убить нас. Это приговор, которого мы ждали. Он слишком суров, но они его выбрали сами. Мы обязаны привести его в исполнение. Они сами определили меру. И до сих пор не поняли, что всё это время мы спокойно и сочувственно следили за их действиями.
СЛАБАКИ
Зачем мы создали нашу великую страну? Мы создали великую страну для того, чтобы все Народы увидели, что мы — русы — державный народ, способный произвести всю полноту человеческих проявлений: личность, община, империя. Мы не только сумели собрать эти огромные пространства под русской властью, но и оборонили их от всех напастей, обеспечили сохранность границ в течении тысячелетий. При этом мы обошлись без колоний, этих свидетельств личной немощи. Ни одна другая страна мира, ни один другой род на Земле не смог сделать этого.
Русь одна смогла и доказала своё право на власть. Мы были не единственными в этом соревновании. Того же желали и другие государственные образования отколовшихся родов.
Германия. Собрав силы, поставив на колени всю Европу, видя дрожь в коленках дяди Сэма, она, Германия, почему-то ринулась на Русь. Эх, немчура неотёсанная! Кабы вы раздолбили бы сначала проститутку Англию и сучку Америку, то, может быть, и справились бы с нами. Но тогда это были бы другие немцы, те, которых стоило бы уважать. А вы, не успев сотворить свою империю, стоя на пороге своей подлинной государственности, но не перешагнув его, пошли на Русь, на Державу, на империю. Кто-то сказал вам: «На Русь!» и вы попёрли. Это был приговор. Не мы его вынесли — они. Не мы его привели к исполнению — вы сами пришли. И это вы заставили нас привести его в исполнение. И мы его исполнили. Но не до конца: всё же дурака надо учить. Убить — самое лёгкое, учить — не всякому под силу. Но мы — великий народ и не убили вас, как вам планировали поступить с нами. Мы вас проучили. В том наше великодушие. Итак, Германия — враг Руси. Есть и среди немчуры хорошие люди, достойные славного имени, но их мало и они ещё не знают о великой чести носить имя Руса. Надо будет — попросят. А пока — тьфу на них.
Франция. До немцев пробовали создать империю французы. О, это была зрелищная картина: собрав остатки былой чести, Наполеоновская Франция покорила всю Европу. Одна курица устроила взбучку всем остальным.
— Марусь, чой-то куры разкудахта-лись? Что за шум? — Да это, Ваня, их куриные дела, пустое.
Внезапно распахивается дверь и на пороге показывается куриное воинство во главе с маленьким и от того ещё более воинственным петушком. Они что-то лепетали на своём курячем языке, а наиболее окуряченные из наших с интересом прислушивались, зря что ли учились с детства щебетать по-ихнему.
— Гляди, Марусь, заявились. Что за депутация? Ультиматум? Дожили, здрас-те вам. Марусь, это по твоей части.
Маруся пришла с метлой и очистила помещение. Нет, хрюнков можно было бы и оставить, но подобно своим родичам из немцев они имеют обыкновение срать там, где живут, а нам, русским, жаль было видеть Кремль загаженным хоть и цветастым, но всё же петушком. Короче, пошёл вон, дурак!
Франция до сих пор любит смертным любом своего императора без империи, но до сих пор не очухалась после взбучки 1812-1815 годов. Не ходи, курица, на Русь, целее будешь... Впрочем, культурное воздействие Руси оказалось небезполезным: в подоле французская девка принесла добрую русскую традицию мыться по меньшей мере один раз в неделю. А до того — поверите ли? — только подтиралась.
Кто там на очереди?
Англия. Это чопорная старуха когда-то лихо плавала по морям, мутузила всех, кого хотела и разумно не связывалась с русскими. Убогий островок на краю бывшей славянской Венетии и даром был нам не нужен, а сегодня и тем более. Зато сколь наглядна разница в имперстве Руси и Британии! Что была бы Англичания без русской области Росс (ныне известна как Скотландия)? Что была бы старая дура, кабы не удалось им завоевать в своё время Ближний восток и потом дальний? Но вот захвачена Индия и королевство довольно, оно почувствовало, наконец, что перестало болтаться на своём островке, как ... в проруби, среди себе подобных Швеции. Так вот, эта как-бы-империя, конечно, никогда не существовала, но громче всех заявляла о своём могуществе. Могущество её действительно было велико: когда русский царь Павел послал казачий корпус на покорение Индии, его тут же придушили дворовые лакеи-масоны. По подсказке, естественно. У них были свои планы на Индию: пограбить. А жаль, что у нас нашлось достаточно высокопоставленных говнюков. Индия могла бы стать единственной, пожалуй, страной, просоедине-ние которой к русской империи дало бы положительные результаты для русского народа, для Руси, священной державы человечества.
ПРИОБРЕТЕНИЯ С УБЫТКОМ
Все прочие приобретения наши, сделанные для того, чтобы показать всем народам подлинные ценности общежития, все прочие были не приумножением нашего достояния, но вычитанием из него. Мы не присоединили к себе Индию, и потому все наши приобретения — одни убытки. Не потому, что нам нечего было брать. А потому, что нам ничего от них не нужно, у нас есть всё, что нам нужно, не выходя за пределы даже и политической Руси, не говоря уже об исторической.
Мы присоединили к себе Польшу. После сотен лет, в течении которых поляки сначала отказались от древнего имени русича (потомка Руса), а потом целовали ручку католическому евро-папе и под его мудрым руководством плевали на Восток, вырезали непокорных пруссов (те ещё помнили родство с Русом) и отдали их земли хитрым немцам, после подачи чудовищных образцов ненависти выродка к бывшему своему роду при захвате Малороссии, после предательств и смут, мы присоединили их к себе. Слишком великодушно? Но что поделать, столь велика душа Руса, незлопамятна, щедра. Мы предоставили полякам все гражданские права наравне с коренными русаками и даже больше — всё же нерусь, жаль бедняжку. И что же дала варшавская губерния Российской империи? Одни убытки, ненависть в спину, антирусскую пропаганду, усилия по отделению русских хохлов от русских мужиков. Опять эти несчастные начали с сомнением спрашивать себя «А не великая ли нация — поляки? А не больше ли мы Руси?». Комплекс неполноценности, свойственный всем мелким народам, услужливо подсказывал, что да, «великие», да, «больше», и оправдывал подлость. Лёгким оправданием польского участия в русской истории остаётся разве что «железный Феликс» (в переводе с латыни — счастливчик). Ну, может быть, вспомним, как в России учился выходец из Польши Сикорский, изобретатель вертолёта. Кем бы он стал без России? Наверно, обычным заносчивым поляком, продорожным столбом меж Западом и Русью или столбовым шлюхтичем, как многие поляки, «сват королю и кум министру». Лютая русофобия шлюхтичей куда опасней тупых немецких поползновений. Но, слава Богу, избавились, выделили их из больного тела Руси: жрите своё евро-пейсичество, только к нам не суйтесь.
Пожалуй, самое прискорбное приобретение Руси, самое долготерпимое и болезненное — Малороссия. Богатые эти земли, созданные потом и кровью русичей на протяжении тысячелетий, мало кому были нужны в XVI-XVII веке. Почему? Потому что её населяли не те люди. Сотни лет, проведённые без державной дициплины, без порядка, сделали невозможным присоединение Малоросии без ущерба для русской государственности. Неправда, что мы спорили с турками и поляками за право владеть Южной Русью. Никто с ними не мог сладить, с казачками нашими, удалыми сечевичками запорожскими. Просто мы преуспели в их воспитании больше других и через большие разочарования, через боль и презрение научили безпутных казаков Юга жить в Державе, гордиться нашей Империей. Казачество существовало и на Руси, исконно и всегда. Пусть не заблуждаются историки и читатели, основная часть русского казачества жила и продолжает жить на севере, особенно на верхней Волге. Но это были не вольные казаки-разбойники, а казаки-державники, дисциплинированные воины русской империи, наше регулярное воинство всех времён и народов. Днепровские казаки были когда-то хороши. Но перестали быть таковыми. Отпадение от Руси — смерть для родовой чести.
Что же мы получили после решения Переяславской рады? Певучий говор Малоросии неизменно вызывал умиление Питера и Москвы. А ныне на древней земле русской Галиции процветает за русский счёт и под польско-еврейским руководством лютая русофобия, граничащая с самоистреблением: говорите как угодно, лучше по-польски, но только не по-русски. Подобно самым жалким кавказским «рэспубликам» советская Украина потребляла больше, чем производила. Позор! В составе СССР по показателю производство-потребление все «сестрёнки» были разделены надвое: по ею сторону — Русь, по другую — все остальные. Понятно, почему русской кровью, красной и белой,питались Кавказ, среди-азиаты и прибалты.
Но как в этой компании оказалась Украина? Как вообще можно было умудриться при своих запасах недр, при большинстве квалифицированного и трудолюбивого русского населения, при таком значительном населении, развитой сети дорог и так далее и тому подобное, как можно было очутиться в числе недееспособных, в числе кавказцев и азиатов, прибалдов и прочих неспособных к созидательному труду племён? Учитывая, что собственно «украинцев», то есть смеси поляков, евреев и русских на той Украине совсем немного, надо полагать, что крали хуже, чем в Средней Азии, и в целом получалось, что потребляли больше, чем производили. Оказывается, отпадение в своё время от Руси было вызвано не только внешними, но и внутренними причинами: люди переродились, выродились, перестали быть Русами. В обмен на русскую волю и приобщение великодержавному русскому делу мы получили сальную ненависть чубатых лбов, собачью тоску по польскому пану. Земли южной Руси захвачены рабами наших врагов, под воздействием не самых суровых обстоятельств они отказались от священного имени Руса и потому — наше им презрение!
Стоит ли после Малоросии говорить о «приобретениях» Руси в Азии? Во-первых, это всё исконные, древнейшие русские земли. Во-вторых, мы не настаивали на нашем приоритете, мы позволили им называть эти земли своими. Но и этого мало, мы ещё кормили их, обучили, дали возможность разговаривать со всем миром на чудесном русском языке — и мир слушал их, он не мог не прислушиваться к русской речи. Почему они сегодня продолжают пользоваться нашим божественным языком? Может быть, они думают, что наши сердца смягчатся, когда они, всё продав, всё прожрав, всё просрав, на хорошем русском языке попросятся обратно в братские объятия? Забудьте наш язык, у вас есть свой? Он — ваш! Забирайте! Берите свои юрты, своих баранов, жён и детишек, прихватите свидетельства о продаже нашей промышленности (нам это тоже не пригодится) — и мотайте на свою родину, в горы Тянь-Шаня, в гобийские пустыни и полупустыни. Степи — наши! Пошли вон, вы оказались недостойны оказанной чести! Мы слишком много для вас сделали, слишком много позволили. В порыве благородства мы забыли о том, что чернь за щедрость обычно платит завистью и ненавистью.
Обновлено 30.03.2011 02:08
АРАТТА
Автор: Юрий Шилов
30.03.2011 01:41
«Аратта — это гора, преисполненная мудрости;
она подобна вечерней заре, идущей к своему дому
изгоняющей тьму пред своим светлым ликом;
Она подобна Луне, вздымающейся на небеса,
лицо которой источает сияния.»
Из шумерской поэмы III тыс. до н.э.
“Энмеркар и верховный жрец Аратты”
Принято полагать, что арии заложили основу индоевропейской цивилизации. Но это не так. Ибо пять арийских племен, достигнувших Инда из долин Днепра, Дона, Кубани, Волги, Урала нарекли свою новую родину Бхаратой — «Божественной Аратой»; есть в Индии и провинция Арата. Всё это — в честь прекрасной страны, породившей также шумерскую Аратту, иранскую Аратту — Арту, этрусскую Артану, древнерусскую Арту — Арсанию, легендарный греческий Ортополис и доныне бытующую украинскую Артаплот. Это все восприемники действительно древнейшей в мире цивилизации (государственности), традиция которой наилучше сохранилась в Бхарате — Индии.
Из доиндийских Аратт — «кочевавших» с конца VII тыс. до н. э. центров индоевропейского мира — наилучше известна шумерская, сопоставленная недавно одним из украинских археологов-триполиеведов с городищем Шахри-Сотхе (на границе Ирана и Афганистана). Данная Аратта в низовьях р.Хильмунд представляла собой уру (аналог будущих древнегреческих полисов и древнерусских «городов и весей»). Некогда выходцы из этой Аратты основали известный шумерский Урук, верховный жрец которого Энмеркар попытался затем через своего коллегу из Аратты добиваться подчинения былой метрополии. Для исполнения столь нечестивого замысла, Энмеркар на какое-то время склонил на свою сторону Инанну, верховную богиню-покровительницу Аратты...
Много раз носил гонец приказы и отговорки от одного к другому жрецу. Потом последовали обмены дарами: зёрна пострадавшей от страшной засухи Аратте на материалы и мастеров для обустройства храма Энлиля в Уруке. А там уж Инанна вновь обратила лик к своему изголодавшемуся народу, оросила дождем поля и реки Аратты — устроила там празднество в честь воскресения своего возлюбленного Думузы... Оканчивается же поэма поучением Энмеркару, что дела следует улаживать не войной, а миром.
Есть основания полагать, что не только Урук, но и другие города — государства Шумера выводили себя из Аратты. На древнейшее её местоположение указали глиняные таблички с протошумерскими письменами, более сотни которых найдено уже в Подунавье. Однако наибольшей историко-археологической сенсацией последних лет стало открытие московским шумерологом А.Г.Кифишиным надписей Каменной Могилы в пойме Молочной (у Мелитополя). Наряду с десятками строк древнейшей в мире летописи, учёный обнаружил также своеобразные географические карты верхнепалеолитической и последующих эпох, так и непонятным ранее географическим сводам из библиотек Шумера. Анатолий Георгиевич выдвинул следующую концепцию зарождения Аратты:
Примерно к XII тыс. до н. э., ещё во времена таяния ледника и существования мамонтов, была сакрализована благоприятнейшая для охотников территория от Крыма до Карпат, от Подолья до Подунавья. Этот квадрат, праобраз аратто-арийской Вары, был разграничен жрецами и проч. наподобие «мальтийского креста»: противолежащие концы поочерёдно становились то охотничьими угодиями, то заповедными зонами... С этого-то и началось становление «Солнцеподобной» Аратты. Из её многочисленных святилищ вскоре выделилась Каменная Могила — уникальное, подобное пчелиным сотам, геологическое образование: холм из песчаниковых плит, образующих бесчисленные пещерки, гроты, навесы. На протяжении ХII-III тыс. до н.э., а местами и до середины I тыс. н.э., они были едва ли не сплошь покрыты довольно реалистичными изображениями,символами и — примерно с середины VII тыс. до н.э. — письменами. А.Г.Кифишину удалось расшифровать календарное обозначение 11582 г. до н.э., а также указания на мифологические даты начала XX тыс. до н.э.
Между тем с IX тыс до н.э. на Ближнем Востоке, особенно на территории «полумесяца плодородных земель» вдоль восточного побережья Средиземного и южных побережий Черного, Каспийского, Аральского морей, — началось становление нового хозяйственно-культурного типа. На смену присвающему (охоты и собирательства) всё интенсивнее внедрялось производящее хозяйство (скотоводство и земледелие). Разворачивалась так называемая «Великая неолитическая революция» (Г.Чайлд), породившая земную цивилизацию (государственность).
С начала VII тыс. до н.э. лидером становления древнейшей на Земле цивилизации становится западная оконечность «полумесяца плодородных земель», в особенности малоазийское поселение Шуэден-на-Ки-Дуг (современный Чатал-Гуюк). Английский археолог Дж.Мелларт раскопал здесь — на прародине индоевропейских племен — «жреческий квартал», где на протяжении тысячелетия было сооружено более 40 храмов. Они представляли собой довольно большие однокомнатные помещения с алтарями и настенными изображениями календарно-зодиакальных сцен; южная стена при этом уподоблялась белому экрану, который совместно с люком в потолке над нею служил для наблюдений за кульминациями небесных светил.
Интенсивное земледелие в совокупности с примитивной мелиорацией привело к а) демографическому взрыву и б) засолонцеванию орошаемых полей. На данную катастрофу наложилась и геокосмическая, обусловленная перепадами солнечной активности и вулканическими извержениями в Средиземноморье... И вот, ввиду таких обстоятельств, жрецы-правители Шуэден-на-Ки-Дуга («Руки-закона степи Земли Всеблагой», по расшифровке Кифишина) около 6200 г. до н.э. совершают разведочную экспедицию вокруг Чёрного моря с целью выявления районов для расселения. Неизвестно, обошла ли экспедиция все побережья, побывала ли и в других регионах — однако факт посещения его Каменной Могилы (Шунуна по А.Г.Кифишину, открывшему вышеуказанный факт и произведшему все излагаемые здесь дешифровки) не вызывает сомнений.
К данному открытию отечественные археологи подходили давно и с различных позиций. Ещё в 30-е годы В.Н.Даниленко начал раскопки не только полузасыпанных гротов Каменной Могилы, но и одновременного с её святилищами многослойного поселения возле неё. Позже исследователь обратил внимание на то, что именно на этом поселении уже в VI тыс. до н.э. впервые в мире появился одомашненный крупный рогатый скот, а специфические каменные сосуды имеют аналоги лишь в Чатал-Гуюке. Тогда же, в 60-70-х годах Д.Я.Телегин в содружестве с антропологами показал сосуществование с VII тыс. до н.э. (если не раньше) в низовьях Днепра как палеоевропейских потомков охотников за мамонтами, северными оленями и проч. (вспомним гипотетическую Аратту тех далёких времён!), так и восточно-средиземноморских пришельцев. О.Н.Бадер предположил (и безрезультатно тогда попытался склонить к этой мысли А.Г.Кифишина), что среди сотен и тысяч рисунков и знаков Каменной Могилы немало подобий шумерским или же протошумерским письменам... Однако час открытия пробил лишь в 1994-1996 годах, когда Кифишин, заинтригованный автором данной статьи и предоставленными им публикациями В.Н.Даниленко и Б.Д.Михайлова (директора музея-заповедника «Каменная Могила»), посетил этот «самый выдающийся памятник Древнего Мира, неизмеримо превосходящий своим значением любой из доныне известных нам памятников времён становления земной цивилизации». Ибо здесь, обрамляя древнейшие в мире списки мифических и легендарных правителей — Энлиля, Думузи и многих других — впервые рассказано о происхождении сущего...
Странствующие жрецы малоазий-ского Шуэден-на-Ки-Дуга скопировали невиданые доселе письмена (здесь же, в приднепровском Шунуне, изобретённые) и, возвратившись на родину, запечатлели их на рельефе Праматери Сущего (из храма N°23/VIII, по Мелларту). Её нынешняя радиокарбонная дата 6200 до н.э. (до Рождества Христова) может считаться, с известной долей условности, началом всемирной цивилизации-государственности. Ибо спустя короткое время в новом — уже не малоазийском, а придунайском центре расселяющихся индоевропейских племён — возникает первая в мире держава, назвавшаяся Араттой. Возможно, в честь более ранней (ещё не государства, а только страны, обжитой охотниками постледниковой эпохи), упомянутой выше.
Письменность придунайской Аратты — уже более 50 лет изучаемая специалистами Румынии, Болгарии, Венгрии, а теперь и России — открывает пред нами строй, неизвестный «историческому материализму» или марксизму. Опираясь также на археологические данные, можно судить, что государственность Аратты вырастала из периода не «военной», а (впервые выделенной и названной Ю.А.Шиловым) «священной демократии» — когда не воин, а священнослужитель («первобытный интеллигент») возглавлял своих соплеменников. Кроме того, это государство не было классовым и рабовладельческим, а было оно общинно-иерархическим или же «первобытно-коммунистическим». Не вызывает сомнений, что в Аратте тоже были свои трудности и противоречия, однако же в фольклоре и священных книгах индоевропейских народов Аратта-Бхарата-Арта-Ортополис-Артаплот остается аналогом Золотого Века и Божественного Миропорядка.
Одновременно с возникновением придунайской «Солнцеподобной страны (земледельцев)» Аратты — гораздо более известной ныне под условным названием «археологическая культура Старчево-Кереш» — до Шунуна (на Левобережье низовьев Днепра) протянулись родственные «Буго-днестровская», «сурско-днепровская» и «приазовская» архологические культуры. Это были пока ещё безгосударственные, первобытнообщинные форпосты индоевропейской Аратты. С середины V тыс. до н.э. они стали базой для перемещения её центра на Правобережье Днепра, особенно на территорию между Бугом, Синюхой и Росью.
Из глиняных табличек подунайской Аратты известно, что в середине V тыс. до н.э. бог земных недр Кулла и богиня степей Гатумдуг (имя которой открывает мифологическую летопись Каменной могилы или Шунуна — «Руки-закона владычицы») прекратили ссоры и объединились против нашествия с юго-востока «воинов богини Ишхары» (очевидно, предтечи хурритской Ужхары и арийской Ушас). Таким образом, а также сменой господствующих археологических культур и проч. засвидетельствован приток в Европу второй значительной волны индоевропейских племён с их малоазийской прародины. Пришельцы утвердились в Подунавье и прилегающих областях, породив культуры Винча-Лендель и т.п., тогда как родственные им предшественники сместились ближе к Поднепровью, породив культуры Кукутени-Триполье (по названиям современных населённых пунктов, где впервые были обнаружены археологические памятники соответствующих типов).
Сместившись к Днепру, центр государства Аратты достиг в IV тыс. до н.э. апогея своего развития. Укрепилась система уру-полисов — автономных городов, окруженных полями, угодьями, сёлами. Площадь этих городов достигала 300-500 га, они имели по несколько тысяч одно-трёхэтажных домов с хозяйственными пристройками и помещениями, до 20-40 тысяч жителей. В центре находилась большая площадь-майдан, окружённая обычно тремя улицами (причём внешний ряд домов соприкасался и образовывал подобие крепостной стены) и менее регулярными застройками; строения были каркасные, в основном деревянные, обмазанные и раскрашенные в белые и красноватые тона. Каждое жилище имело алтарь — глиняное возвышение округлой, крестообразной или человекоподобной формы, уставлявшийся разнообразной посудой, моделями святилищ чатал-гуюкского и других типов, а также статуэтками различных богинь. Судя по надписям, особенно почитались Инанна и некие её близнецы (предтечи Артемиды и Аполлона?). В аэрофотоснимках и геомагнитных планах некоторых поселений угадываются символы Солнца, Змия-вседержителя и «стопы Вишну». Одесским археологом К.В.Зиньковским выявлен поразительный обычай периодического (очевидно, после истощения окрестных полей и перенесения полиса в иной, необжитый район) самосожжения араттских городов и сел. Данный мифоритуал был изначально связан с институтом Спасительства (ритуального, прилюдного самоубийства престарелых вождей, становившихся таким образом «посланниками к богам» и снимавшими общественные противоречия между бытием-и-небытием), заложив затем основы учения о «дне Брахмы» — вселенских циклах самозарождения сущего из «золотого (огненного) зародыша», прохождения через четыре больших периода — юги, и сгорания-обновления во имя следующего витка развития...
Надписи приднепровского Шу-нуна и его северомесопотамского тёзки засвидетельствовали генетическую связь Аратты и Шумера. Первая из них примерно в то же время, в середине IV тыс до н.э., стимулировала и формирование ариана-общности степных скотоводов-кочевников, через земли которых пролегал путь из «Солнцеподобной» в «Страну»; а также на малоазийскую прародину всех этих индоевропейских народов.
Был и другой путь — морской, связующий причерноморскую часть Аратты («усатовская археологическая культура позднего Триполья» современной Одесщины) с Малой Азии. Очевидно, что Огигосов поток конца III тыс. до н.э. стимулировал переселение многих «усатовцев» в малоазийскую Троаду, письменные источники которых засвидетельствовали затем племена лелегов-пелазгов-венедов и др., до и после Троянской войны переселявшихся оттуда в Италию и далее в Прибалтику и Поднепровье. Что касается шумерской ветви Аратты, то она была в значительной мере семитизирована и трансформировалась в Вавилонию. А вот арийская (индоиранская, как условно называют ученые) ветвь укоренилась на протяжении II тыс. до н.э. в Иране и в Индии, сохранив там доныне пиетет пред дунайско-днепровско-хильмундской Араттой; в Бхарате-Индии она существует поныне.
Свой краткий очерк хочу завершить указанием наиболее очевидных свидетельств сохранения араттской традиции в восточнославянской культуре.
Прежде всего вспомним о том, что княжество(?) Арта-Арсания сохранялось в составе Руси до монгольского нашествия, а Артаплот (река и долина на Полтавщине) существует поныне. Во времена древнегреческого «отца истории» Геродота и запечатленных им преданий середин II-I тыс. до н.э. образ этого государства проступает в именах родоначальников племен Поднепровья: Колаксай (иранский Сколах-шайя) и Арпоксай — цари сколотов, Гелон — основоположник одноименного города; отцы первых двух — Таргитай и третьего — Геракл. Колаксай — это «Солнце-царь»; Арпоксай, возможно, несколько искаженное «Царь Арты»; Гелон родственен Илиону (Трое) — «Солнцу». Так что здесь вполне вероятны праславянские и др. кальки с «Солнцеподобной» Аратты. Почитание Таргитая (скиф.) и родственных ему Таргелия (пелазгийско-греч. эпитет Иллояса-Аполлона, родственника слав. Купалы), Тарха Тараховича (рус.) и многих других было широко распространено в индоевропейском мире. То же можно сказать о пелазгийско-греческом Геракле — «Герой прославленный» или же Ярославе. Богиня Гера родственна германскому «Году»-Иару, а также славянскому Яриле; особенно близка ей Белорусская Ярила, представлявшаяся белой девушкой на белом коне, со снопом и человеческой головой в руках... Всё это имеет соответствия в восточнославянской этнографии. В том числе и упомянутые выше лелеги-пелазги. Оба этнонима — самоназвание и греческий перевод — означают «аисты» или «лелеки» (по-украински). А эллины (по имени легендарного родоначальника), отпочковавшиеся всё от тех же араттов-лелегов-пелазгов, получили от последних прозвище греков («гракнив», по-украински «грачей») за преобладающий цвет волос. То обстоятельство, что греки считали родоначальника Пелазга гиперборейцем указывает на тождество легендарной «сверхсеверной» Гипербореи с приднепровской Араттой.
Сказанного достаточно для постановки вопроса об общем Араттском корне и славянской, и греческой, и скифской (поздней арийской) культур; о наибольшей сохранности этого корня именно в славянской культуре. Тем более, что в её Леле и Ляле с их Красной Горкой хранится живая память о доиндоевропейских ещё Энлиле и Нинлиле, первого из которых шумеры потом называли Кургалем — «Горой великой», предтечей наших курганов, на которых преимущественно и празднуется Красная Горка. К её, а также Великдней, атрибутам относятся крашеные и расписные яйца — в орнаментике которых на Украине сохраняется множество специфических композиций, восходящих к «Триполью»- Аратте.
Помимо обычного Великдня (Пасхи) на Украине сохранились и другие, заведомо дохристианские: Навский или Мрецкий, а также Рахманский Великдень — созвучный вышеупомянутому аратта-арийскому «дню Брахмы». При этом предания о лучших из пращуров и людей вообще рахманах соответствует брахманам, а Велик следует понимать не столько как «Великий», сколько как «Велесов» (производный от аратто-арийского Валы). Согласно легендам, «рахманы ушли из Украины за Синее море» (скорее, с частью араттов в малоазийскую Троаду, нежели с частью ариев в индийскую Бхарату); поэтому скорлупу крашанок-писанок надлежит бросать в реки, стекающие в Чёрное море — чтобы заморские (б)рахманы, увидав плывущую по волнам скорлупу, знали о наступлении Великдня на оставленной родине и могли слепить из этой скорлупы одно гигантское яйцо — прообраз «Золотого зародыша мироздания», о котором было упомянуто выше.
КОРНИ ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ РЕЛИГИЙ
Автор: А.В.Гудзь-Марков
30.03.2011 01:38
Общность индоевропейских культур и языков невольно наводит на мысль о воссоздании ирарелигии индоевропейцев. По моему мнению, на намеченном пути следует совершить, как минимум, три шага. Во-первых, необходимо последовательно рассмотреть все индоевропейские дохристианские религии во всем их многообразия и сравнить их. Во-вторых, необходимо увидеть соответствия в именах и свойствах богов всех индоевропейских религий. В-третьих, следует усмотреть соответствия в преданиях отдельных индоевропейских народов.
В результате возможно достаточно близко подойти к воссозданию древнейшей индоевропейской прарелигии или духовных воззрений. В данную работу вопрос рассмотрения отдельных индоевропейских религий не включен в виду ограниченности объема, и данную часть исследования я выношу за скобки, но по сути руководствуюсь именно им. Итак: предание о творении мира.
Обратимся к Ригведе и посмотрим, как гнавшие громадные стада и ехавшие на колесницах индоевропейцы, во II тыс. до н.э. ушедшие из степей Евразии через Афганистан в долину реки Инд, представляли рождение вселенной или процесс сотворения.
Согласно гимнам Ригведы первоначально космос являл собой хаос, но содержал «космические, или высокие, воды» (Х,121) заключавшие золотой зародыш будущей жизни. Из вод вознеслась земля, превратившаяся в гору, не имевшую опоры. А в мире хаоса уже существовали боги Асуры. Согласно гимну (Х.88) началом мироздания выступает бог Агни Вайшвнара, символизирующий солнце на небе и жертвенный костер на земле.
В Ригведе упоминается и бог Тваштар. Искусно владея топором, Тваштар создал все формы мироздания. Индра вытеснил Тваштара на периферию ведического пантеона.
В гимнах (X,81,82) как создатель мироздания выступает Вишвакарман — создатель всего.
В гимне (X, 90) повествуется о гиганте Пуруше из тела которого боги создали мироздание.
Согласно гимну (Х.129) сущее возникло из не сущего. Но вернёмся к основной мифологической канве Ригведы касающейся творения мира. Из хаоса родился наделенный духом бог Индра создавший мир света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти. Индра, охватив вселенную сознанием, превращается в центр мироздания и, уподобившись столпу, на семь дней разъединяет небо-отца и землю-мать и укрепляет их порознь. Небо-отец и земля-мать оплодотворяют вселенную и наполняют ее жизнью. Во Вселенной утверждается закон, закон морали. Вместе с тем в мире появляются младшие братья Асуров — Дэвы и начинается бесконечная борьба бытия и небытия, гармонии и хаоса, света и тьмы. Часть Асуров, к примеру Варуна, стали на сторону бытия.
С приходом нового года, в дни, когда в домах на семь дней устанавливаются елки, по представлению древних индоевропейцев между Асурами и Дэвами возобновляется сражение и Варуна становится противником Ипдры,принимая сторону Асуров. Асуры изгоняются, но не уничтожаются. В гимнах Ригведы, в воспетых ею ритуалах, отражена повторяемость событий рождения мира и действий этому сопутствующих.
А происходит всякий раз вот что. Согласно мифам Индра убивает змея Вритру, преградившего путь семи рекам ариев с помощью скалы Вала. Скала заперла скрываемые жадными демонами Пани богатства ариев — их коров, утренние расцветы и саму жизнь. Индра уничтожает змея Вритру, пробивает ваджрой скалу Вала и выпускает на волю семь рек. Богиня утренней зари Ушас сменяет сестру Ночь. Боги Ашвины объезжают вселенную на колеснице, помогая людям и исцеляя их. Бог Вишну тремя шагами меряет вселенную, воссоздавая и упорядочивая ее. Бог Агни пламенем жертвенного костра возносит небесам приношения.
Таково, в самой краткой форме, представление ведических арийцев II-I тыс. до н.э. о творении мироздания.
Обратимся к преданиям о творении мира, бытовавшим у западного крыла индоевропейских народов.
По представлениям древних греков ранее всего существовал тёмный хаос. Однако в нем заключался источник жизни. Из хаоса возникла богиня земли Гея а с ней и сама земля, в недрах которой родился Тартар. Из хаоса родилась сила, или духовная сущность, оплодотворяющая мироздание —Любовь (Эрос). Хаос родил ночь, мрак (Эреб), произведшие вечный свет — Эфир и светлый день — Гемера.
Земля родила небо — Уран. К небесам вознеслись горы и разлилось море.
Уран-небо взял в жены землю-Гею и мироздание стало наполняться их детьми — богами, олицетворяющими океан, солнце, лупу, зарю (Эос), звёзды, ветры и иное многообразие вселенной.
У славян существует бог Съварог. Он близок ведическому богу Савитару (savitar — пробудитель). Савитар — это сила солнца, воле которого подчинено все живое. По древнеиндийски svarga — означает небо. Славянский Съварог, он же Дажьбог, отец Солнца и огня — Сварожича, а славяне — внуки Дажьбога, то есть Съварога или небес.
Едва ли Съварог был достаточно поздно заимствовал славянами у восточных индоевропейцев. Весьма вероятно, что Съварог-Савитар это бог V-II тыс. до н.э., общий для индоевропейцев Евразии.
В пантеоне Славян следует отыскать богиню земли - супругу Съварог - отца олицетворяющего небеса, ибо бытующие у славян предания о творении мира предполагают существование двух начал -неба и воды и неба и земли.
Итак, подведем первый итог. В самых общих чертах он таков. Для индоевропейских народов издревле служило общим предание о рождении вселенной. Хаос породил небо-отца и землю-мать от разъединения и объединения которых возникла жизнь во вселенной. Семь дней творения, мировой столп или древо, возжегшее небеса над землей, и рождение богов и людей в той или иной степени присутствуют в преданиях всех индоевропейских народов континента.
Коснёмся кратко предания о боге творце, создавшем все формы мироздания. Выше говорилось о том, что в гимнах Ригведы упоминается бог Тваштар (Ivastar - творец). Божественный творец, искусно владея топором, вытесал все формы наполняющие вселенную, в том числе и человека. Возможно в очень глубокой древности Тваштар выступал как основное божество ведического пантеона и лишь с ходом столетий и тысячелетни Индра вытеснил Тваштара на задний план мифологии.
В вобравшей древнейшие дохристианские предания северных германцев книге «Младшая Эдда», в главе именуемой Видение Гюльви, излагается сюжет, близкий преданию о ведическом боге Тваштаре.
«Шли сыновья Бора берегом моря и увидали два дерева. Взяли они те деревья и сделали из них людей. Первый дал им жизнь и душу, второй - разум и движенье, третий облик, речь, слух и зрение. Дали они им одежду и имена: мужчину нарекли Ясенем, а женщину Ивой. И от них-то пошел род людской». (Мл. Эдда, М.1994, стр.26).
Индоевропейские народы континента в древнейших преданиях единодушно, но в различных вариантах, излагают ход смены поколений богов и их яростную борьбу за власть над миром.
У греков Уран-небо заключил собственно детей в недра земли. Младший сын Урана Крон-время отнял у отца власть и воцарился в мире. В свою очередь Крон проглатывал собственных детей, но был оттеснен сыном Зевсом и борьба богов продолжилась.
У римлян Сатурн покинул небо, скрываясь от гнева Юпитера. Не просто складывались отношения и у богов ведического пантеона.
Неоднократно исследователи обращали внимание на близкое знакомство создателей Ригведы и Авесты с холодом и льдами севера. Для многих это достаточный повод для предположения о существования арктической прародины индоевропейцев. Данный вопрос имеет основания, но он весьма тонок и продуктивный разговор о нём можно вести лишь владея знаниями об истории планеты, о её оледенениях и о возможных не до конца изученных смещениях оси вращения Земли. И тут крайне интересны сведения северогерманской мифологии. В Младшей Эдде, в Видении Гильви читаем: «Мировая Бездна на севере вся заполнилась тяжестью льда и инея, южнее царили дожди и ветры, самая же южная часть Мировой Бездны была свободна от них...» (Младшая Эдда, стр.21).
Таким образом, мы можем говорить о том, что и восточные и западные индоевропейцы в преданиях сохранили воспоминание о последнем великом оледенении планеты. Не удивительно, что в явном виде знание об оледенении сохранено у северных германцев, достаточно давно соседствующих в Скандинавии с полярным кругом.
Предания индоевропейских народов, расселенных от Исландии до Индии, единодушно повествуют о пережитом Землей потопе.
В собрании книг Авесты, создавшейся в XIII-VIII в.в. до н.э. индоевропецами, двигающимися из степей Евразии в Афганистан и Иран, повествуется о том, что некогда на Земле было правление праведного царя Йимы. Это эпоха из истории земли в Авесте называется Золотым веком.
В гимнах Ригведы говорится о Yima (yama - близнец), сыне, имевшем сестру-близнеца Ями. Согласно Ригведе Яма был первым человеком, указавшим людям путь на высшее небо. Упомянут Yima и в письменах хеттов.
Согласно Авесте бог Ахура-Мазда даровал Йиме золотую стрелу и рог, с помощью которых царь Йима трижды расширил пределы Земли.
Когда тысяча лет Золотого века минула, Ахура-Мазда дал Йиме весть о том, что погрязший в грехах мир будет уничтожен великим морозом, за которым последует таяние снегов, и земля окажется затоплена водой. Бог велел Йиме создать убежище и спасти жизнь, включая огонь.
В Ригведе содержится воспоминание о всемирном походе, во время которого рыба спасла первого Человека Many.
Обратимся к преданиям Греции. К месту будет отметить, что греки условно делили глубокую древность на пять веков, то есть давали собственную классификацию времени.
Первый век был Золотым. Согласно представлениям греков, в ту пору миром правил бог Крон-время. В Золотом веке люди не ведали старости, забот, трудов и печалей. Огромные стада, пасшиеся на тучных пастбищах служили твердой порукой благоденствия.
Второй век греки называют Серебряным. Люди в эту эпоху не повиновались воле богов Олимпа и Зевс уничтожил их род.
Третий век греки называют Медным. Зевс из древка копья создал могучих и воинственных людей. Они принялись уничтожать друг друга. И вот тут наступил потоп. Когда Зевс вновь решил уничтожить людей согласно его воле южный ветер Нот нагнал влажные тучи и вода бурными волнами скрыла землю. Из рода людей Медного века спаслись двое — Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра. Прометей заранее советовал Дев-калиону построить большой ящик и сложить в него пищу. Девять дней и ночей ящик носили волны и прибили наконец к горе Парнас. Зевс велел Девкалиону и Пирре набрать камней и бросить их через головы. Из камней Девкалиона появились мужчины, из камней Пирры появились женщины.
В четвёртом веке Зевс, по мнению греков, создал людей-полубогов. Одни из этого героического племени сложили гордые головы у семикратного города Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие погибли под стенами Трои. В конце концов Зевс поселил героев на островах у океана.
Пятый век греки назвали Железным. Люди оказались заложниками изнуряющего плоть и дух труда. Боги Совести и Правосудия покинули людей и человечество погрузилось в печаль.
Согласно одной из книг Авесты вслед за эпохой борьбы света и тьмы наступит эпоха разделения, являющаяся прологом к обновлению и воскрешению мира. Приблизить эпоху разделения должны три сына Заратуштры, три спасителя.
У римлян подобием ведическим близнецам Ямы и Ями служит имеющий два лица бог Янус. Почитался Янус как бог начинаний во времени. Его праздник Януарис римляне отмечали в начале современного года, то есть в январе. И тут невольно вспоминаешь праздник северных германцев Йиоль также приходящийся на современный январь.
Северные германцы помнят не только об эпохе великого оледенения, но и об эпохе таянья ледника. В Видении Гюльви читаем: “Когда ж повстречались иней и теплый воздух, так что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир... От него-то и произошло все племя инеистых великанов.” (Мл.Эдда, стр.22).
И тут уместно коснуться предания о вселенском великане. В Ригведе (Х,90) повествуется о космическом исполине Пуруше (purusa-человек). Исполин был принесен богами в жертву. Из различных частей тела Пуруши боги создали стихии, наполнившие мироздание.
Вновь обратимся к преданиям северных германцев. В Видении Гюльви повествуется об инеистом великане Имире: “И сказывают, что, заснув, он вспотел и под левой рукой у него выросли мужчина и женщина. А одна нога зачала с другой сына... Как растаял иней, тот час возникла из него корова по имени Аудумла, и текли из ее вымени четыре молочных реки, и кормила она Имира”. (Мл.Эдда, стр.22-23).
Германцы считали, что корова Аудумла питалась тем, что лизала покрытые инеем солёные камни. Из такого камня вырос человек Бури. Он имел сына Бора. А у Бора, женившегося на Бестле, дочери великана Бельторна, родились три сына-бога: Один и два его брата Вили и Be. Далее в Видении Гюльви сообщается: «Сыновья Бора убили великана Имира. А когда он пал мёртвым, вытекло из его ран столько крови, что в ней утонули все инеистые великаны. Лишь один укрылся со всею своей семьей. Великаны называют его Бергельмиром. Он сел со своими детьми и женою в ковчег и так спасся (тут мы слышим отголосок предания о потопе)... Они (боги) взяли Имира, бросили в самую глубь Мировой Бездны и сделали из него землю, а из крови его - море и все воды. Сама земля была сделана из плоти его, горы же из костей, валуны и камни из передних и коренных его зубов и осколков костей... ...Взяли они его череп и сделали небосвод».
Имя Имира перекликается с ведическим именем Yima, однако по содержанию предания Имир тождествен ведическому исполину Пуруши. Тут мы являемся свидетелями некоторого смещений значений и смыслов в преданиях индоевропейцев.
Практически у всех арийских народов Евразии присутствует предание о Золотом веке. Рассмотрим его и мы.
Авеста повествует о тысяче лет правления царя Йимы, именуемом Золотым веком, окончившимся великим морозом и столь же великим потопом^ В гимнах Ригведы авестийскому царю Йиме соответствует первый смертный и царь умерших Яма. У греков первый из пяти веков мифологической хронологии назван Золотым, и правил миром в то время Кронос - отец Зевса.
У римлян также сохранено подобное предание. Согласно ему Сатурн покинул небо, скрывшись от гнева Юпитера и поселился на Капитолийском холме.С приходом Сатурна на земле воцарился Золотой век. Сатурн дал людям закон и утвердил мир.
У северных германцев сохранилось собственное воспоминание о Золотом веке. В Видении Гюльви повествуется о строительстве города Асгард богом Все-отцом.
«Сначала он (Всеотец) собрал правителей мира, чтобы решить с ними судьбу людей и рассудить, как построить город. Было это в поле, что зовётся Ида-силь, в середине города. Первым их делом было воздвигнуть святилище с двенадцатью тронами и престолом для Все-отца... Люди называют тот дом Чертогом Радости. Сделали они и другой чертог. Это святилище богинь, столь же прекрасное, люди называют его Вингольв. Следом построили они дом, в котором поставили кузнечный горн, а в придачу сделали молот, щипцы, наковальню и остальные орудия. Тогда они начали делать вещи из руды, из камня и из дерева. И так много ковали они той руды, что зовется золотом, что вся утварь и все убранство были у них золотые, и назывался тот век Золотым, пока он не был испорчен женами, явившимся из Етунхейма». (Мл.Эдда, стр.30).
Складывается впечатление, что индоевропейские народы, с потрясающим единодушием говорящие о Золотом веке, соотносят Золотой век с эпохой освоения зачатков металлургии и с эпохой расцвета градостроительства, производящего сельского хозяйства, ремесел. Весьма приблизительно Золотой век можно соотносить с VIII-III тыс. до н.э. Замечу, что для различных областей Евразии Золотой век приходился на разнесённые во времени столетия и тысячелетия.
Одно из наиболее интересных и повсеместно распространённых у индоевропейских народов преданий это предание о похищении коров живущим под землёй или на дне океана змеем.
В гимнах Ригведы повествуется о сонме демонов, главенствует среди которых змей Вритра. Этот змей перегородил скалой Вала путь семи рек ариев. Кроме того скала Вала заперла сокрытые жадными демонами Пани богатства ариев - их коров, утренние рассветы и саму жизнь. Бог Индра, с помощью певцов Ангирассов, убивает змея Вритру, пробивает ваджрой скалу Вала и выпускает на волю семь рек ариев, а вместе с ними и коров. Утренняя заря Ушас сменяет сестру Ночь, боги Ашвины на колесницах объезжают мироздание, бог Вишну в три шага проходит вселенную, все в ней ставя на места.
Помимо змея Вритры в Ригведс упоминается Ахи Будхиья (Ahi Budhuya - змей глубин) живущих на дне потоков.
В преданиях греков мотив борьбы со змеем скрывающимся в глубинах земли встречается неоднократно.
Богиня земли Гея вступила в брак с Тартаром и родила Тифона - чудовище со ста драконьими головами. Зевс ринулся на Тифона и, испепелив сто его голов, низверг чудовище в Тартар.
Ещё одно предание греков молчит о змее, но повествует о коровах, украденных и сокрытых в пещере. Согласно преданию Аполлон пас коров в долине Пиэрии, в Македонии. Гермес, едва успев родиться, выбрался из колыбели и похитил у Аполлона пятнадцать коров. Гермес привязал к ногам коров тростник и ветки, дабы замести следы, и погнал их на Пелопонес. В Пилоседвух коров Гермес принес в жертву а остальных спрятал в пещере, введя их в чрево земли задом, дабы следы вели из пещеры. Аполлон разыскал похитителя, но оставил коров Гермесу, пленившись его игрой на лире.
У римлян известно такое предание. У Геркулеса украли пасшихся на лугу корон. Геркулес отыскал животных благодаря мычанию, доносившемуся из чащи леса. Коров украл страшный великан Какус, грабивший и убивавший всех окрест. Отцом Какуса называют Вулкана, бога огня и кузнецов. Какус загнал коров в пещеру задом, дабы следы обманули Геркулеса. Вход в пещеру был затворен громадной каменной глыбой. Геркулес с вершины горы столкнул утес и проник в пещеру. Какус извергал языки пламени и клубы дыма, но был задушен Геркулесом. Герой отвалил камень от входа в пещеру, выгнал из неё коров и быков и вышел вслед за ними, за ноги волоча Какуса.
У северных германцев в Младшей Эдде, в Видении Гюльви изложено предание о Мировом змее, живущем в океане. Согласно преданию бог Тор на лодке отправился в море. Но прежде Тор отрубил быку, по прозвищу Вспоровший Небеса, голову. Тор нацепил голову быка на крюк и забросил приманку в море. Мировой Змей заглотил бычью голову и крюк впился чудовищу в небо. Скоро глаза Тора и змея встретилась. Тор занёс было молот, чтобы поразить чудовище, да сидевший в лодке великан Хюмир ножём перерезал лесу, и Змей исчез в морской пучине.
Подземный змей весьма многообразно представлен в преданиях славян и балтов.
У индоевропейцев существует предание о мировом древе. Северные германцы считали, что дракон Нидхегг подгрызает корми священного дерева - ясеня Иггдрасиль. Германцы считали, что у ясеня Иггдрасиль ежедневно собираются боги и вершат свой суд. В Младшей Эдде читаем: «Тот Ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простёрты над миром и поднимаются выше неба...» (стр.32).
Образ ясеня Иггдрасиль перекликается со столпом Ригведы на семь дней разъединившем небо и землю и послужившем прообразом новогодних елок.
В представлениях индоевропейцев хранится предание о мосте, ведшему на небеса. В Авесте сказано, что тот достигнет вечного блаженства, кто пройдёт мост, ведущий в обитель богов. Справедливая дева сталкивает грешников с моста в бездну.
В Младшей Эдде, в Видении Гюльви, читаем: «...боги построили мост от земли до неба и зовется мост Биврест... Может статься, что ты зовёшь его радугой». (Мл.Эдда, стр.29).
Весьма интересен образ козла, повсеместно представленный в мифологии индоевропейцев континента.
В гимнах Ригведы упоминается Аджа Экапад (Aja ekapad - одноногий козел), обычно выступающий с Ахи Будхиья (Ahi budhuya - змей глубин) и с Апам Напатом (Apam napat - отпрыск воды) рождённым в водах.
В Видении Гюльви повествуется о том, что бог Тор ездит на колеснице, в которую впряжены два козла - Скрежещущий Зубами и Скрипящий Зубами. Однажды Тор выехал на такой колеснице в путь. Тора сопровождал ас по имени Локи. На ночь путешественники остановились у дома одного человека. Тор зарезал козлов, освежевал туши а мясо сварил в котле. К ужину пригласили сына хозяина дома Тьяльви. Этот Тьяльви ножом расколол бедренную кость козла и выковырял из нее мозг. А Тор велел бросать кости на разложенные у очага козлиные шкуры. Утром Тор легендарным молотом Мьельнхр освятил козлиные шкуры. Козлы встали, но один оказался хром на заднюю ногу.
Есть и у древних греков предание о полукозле полубоге. Согласно ему у Гермеса, похитителя коров Аполлона, и у нимфы Дриопы родился младенец с козлиными ногами и рогами и с длинной козлиной бородой. Назвали новорожденного Паном. Гермес отнес Пана на Олимп, но тот покинул обитель богов и ушел в леса и горы, где принялся охранять стада и пастухов.
В пантеоне славян мифологическому образу в козлином обличье наиболее близок бог Полкан - полуконь, получеловек.
Помимо вышеприведенных преданий для индоевропейцев Евразии общими являются предания:
- о яблоне с золотыми плодами;
- о принесении огня, орудий и ремесел;
- о борьбе за колесницу бога Солнца:
- о трех богинях судьбы:
- о крылатой собаке или о лунном псе;
- о двух богах попеременно приходящих со сменой зимы и лета;
- о том, как Trita Aptya спускается в колодец за «живой водой»:
- о Арат Napat u о колодце, из которого вытекает тройной поток;
- о напитке для богов;
- о первом человеке - Манавидан (валл.), Мананнану (ирл.).
Замечу, что представленный перечень общих для всех индоевропейских народов преданий далеко не полный. Он лишь даёт представление о древнейших духовных воззрениях индоевропейцев Евразии.
В заключении хочу обратить внимание читателя на то, что рассматривая конкретные предания V-III тыс до н.э. я сознательно указывал как минимум два соответствия, одно в мире западных индоевропейцев, второе в мире восточных индоевропейцев. Это очередной раз подчёркивает не только древность преданий, но и гармоничную устойчивость всего строя духовных воззрений индоевропейцев, что делиться на восточных и западных они стали не позже IV-III тыс. до н.э.