Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России
ББК63.3(2)4+71 А 88
Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета
Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА
А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до государя: Культурогенез средневекового общества Центральной России. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.
ISBN 5-88313-398-3
Книга представляет собой монографическое исследование этнокультурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Центральной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам формирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.
Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, интересующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославленных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.
На последней странице обложки - миниатюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».
На необозримом поле современной периодики появился новый журнал — «Императив», который сразу же привлек внимание аналитиков. У журнала есть несколько качеств, отличающих его от близкой по жанру печатной продукции. Во-первых, он имеет международный статус. В подзаголовке титула значится: «Международный политологический информационный бюллетень». Во-вторых, этот статус имеет под собой реальное основание. Журнал издается в Берлине, с участием ведущих специалистов Европы. В-третьих, «Императив» — русский по своему ключевому содержанию и по духу журнал, поставивший перед собой задачу формирования нового паневропейского интеллектуального и юридического пространства, где России отведена одна из главных ролей. Много ли Вы можете назвать изданий такого профиля?
Пять лет тому назад о начале нового этапа в русском имперостроительстве заявил Александр Дугин, выпустивший N1 евразийского обозрения «Элементы». Заявка эта была очень смелая. Но многих националистов традиционного толка, включая издателей православно-панславистского журнала «Держава», смутила тогда экстравагантная модель «Евросоветской империи», позаимствованная у Жака Тириара. К восприятию идеологии «консервативной революции», пропагандировавшейся «Элементами», большинство русских политиков оказалось не готово.
Формирование современных геополитических проектов шло и продолжает идти у нас по двум основным направлениям. С одной стороны, группируются русские националисты, которые ориентируются на идеал моногенного в этническом плане и независимого в политическом отношении государства. Это либо западники, сторонники гибкого союза в рамках СНГ и военного партнерства с НАТО, либо славянофилы-почвенники, не выносящие на дух никакого интернационализма. С другой стороны, крепнут силы коммунистов-реваншистов. Они выступают за воссоздание СССР со всеми его атрибутами. У каждого из направлений есть свои международные проекты и соответствующие печатные органы, но ни одно из них не смогло пока выработать оптимальную и отвечающую требованиям нашего времени модель Империи. Предлагаются то старые религиозные утопии в духе «Москва — Третий Рим» (или «Новый Иерусалим»), то неоевразийские и неосоветские проекты («славяно-исламский союз», «русско-китайский альянс», Россия как лидер «третьего мира»), то бесхребетная тактика лавирования русского государства между Западом, Югом, Востоком и Севером.
Между тем, роль лидера в Евразии ныне реально выполняют США, а точнее «мировая закулиса», диктующая свои условия в НАТО, в ЕС, в АСЕАН, в экономической и культурной сфере на нашем континенте. Подменив традиционные ценности ориентацией на «Запад» и так называемое «общество потребления», международные организации ТНК и банковского капитала уверенно продвигаются к установлению «нового мирового порядка», где России выделена роль сырьевого придатка Запада и православного оазиса в ультрасовременном технократическом мире. Поэтому, когда вам в руки попадется периодическое издание типа «Европа» (журнал Европейского сообщества) или «New Europe» (The World’s Leading Newspaper for the Emerging Markets), можете не сомневаться, что здесь проводится политика МВФ, Трехсторонней комиссии и людей Сороса.
Журнал «Императив» по сути первое русское международное издание, которое не отказывается от традиционных национальных ценностей и одновременно формулирует новые геополитические цели. Такая сложная задача оказалась под силу его главному редактору Владимиру Видеманну, автору книг «Знаки Империи» (1995) и «Под стягами Державы» (1996). Кто не имел возможности познакомиться с содержанием этих редких книг (обе, как и журнал, отпечатаны в типографии Берлинского университет им. Гумбольдта), может быть, читал его статью «Дух и почва русской государственности» в сборнике «Неизбежность Империи», М. «Интеллект», 1996. Стиль Владимира Видеманна отличает великолепное знание исторических, философских и правовых аспектов имперостроительства. В первой его книге, имеющей подзаголовок «О возрождении русской имперской идеи в духе традиций римско-ви-зантийской государственности», дается профессиональный анализ различных сторон державного опыта (наследие античности, имперская психология, религиозные, военные и юридические аспекты, а также этика, эстетика и семиотика). Вторая книга содержит помимо философско-политических статей, «Обращение к российскому воинству», где формулируются исторические задачи русской армии. Документ этот составлен от имени Институционалистского общества, эмблема которого украшает и журнал.
Разумеется, «Императив» это издание не одного Владимира Видеманна. Помимо авторских и редакционных статей главного редактора, взявшего на себя благородную задачу идейно-организационного лидерства (См. в N1 его публикации «Политомания и политология», «От русской правды к имперскому праву», «Россия: задворки Европы или авангард Евразии?», «Десять догматов Институционализма», «Основные пункты институционалистской программы» и рецензию на новое издание «Монархической государственности» Л.А.Тихомирова, а в N2 — «Новая российская государственность в аспекте триединства верховной власти», «Трагедия и фарс истории. О путях преодоления марксистского наследия в современной общественно-политической мысли», обзоры «По страницам русских и европейских аналитических изданий» и «Новое российское правосознание в зеркале специальной литературы») в журнале печатаются или перепеча-тываются другие авторы.
Из российских авторов Видеманн (сам он, к слову сказать, русского происхождения) выбрал для N1 — Михаила Назарова ( «Держава — название обязывает»), Георгия Курбатова («Принципы византийской государственности и основы института государственной власти») и Владимира Махнача («Полибиева схема власти» там же ), а для N2 — Сергея Городникова (под заголовком «Россия и новый мировой порядок» перепечатана глава из его книги «Историческое предназначение русского национализма») и Андрея Савельева (статья «Конкурентоспособность России в будущем тысячелетии», вышедшая незадолго до этого в сборнике «Русская перспектива-1996»). Из современных русских политиков главного редактора заинтересовали Александр Руцкой (см. рецензию на его книгу «Обретение веры» в N1) и Александр Лебедь (интервью «Россия была, есть и будет великой Державой» в N2), что свидетельствует о политическом прагматизме главы Институционалистского общества.
Из работ европейских мыслителей «Императив» выбрал следующее: «Римское будущее Европы» Р.Брага, «Прогресс или распад: концепция Европы в решающий год» В. Вейденфельда и Й.Яннинга, «Германия как гегемониальная сила» Р.Оберлерхера. Эти публикации наряду с Приложением «Конституция Четвертой Империи» помещены в рубрике «Метаполитика» первого выпуска. Во втором номере журнала опубликованы: «От полиса к Империи» Н.Д.Ф. де Куланжа, «Национальная экономика и интернациональные финансы» Б.Нотэна, «Время кардинальных решений приближается» Р.Зайтерса, «Европа-НАТО-Евразия» Л.Фавра, «Пять германских натовских расчетов» Й.Шюсельбурнера и отклик Р.Оберлерхера «Смысл консервативной революции» по поводу статьи Х.Айхберга «Бессмыслица консервативной революции». Кроме того, в N2 перепечатан документ Общеевропейской инициативы «Синергион» и даны краткие аннотации новых правых журналов Европы («Staatsbrife», «Criticon», «Nouvelles de Synergies Europeennes», «Vouloir»), которые могут выписать русские авторы, владеющие немецким и французским языками.
Все публикации «Императива» свидетельствуют о том. что зарождается новый интеллектуальный центр с мощным полем притяжения и воздействия. Он не только дополняет картину, сложившуюся в правом движении России, но поднимает его на качественно новый уровень. А это именно то, что нам сейчас нужно: новое качество, новые идеи, новая Империя.
Данная рецензия не претендует на анализ содержания информационного бюллетеня Институционалистского общества, а лишь привлекает к нему внимание наших читателей. Будем надеяться, что со временем в наших журналах будут публиковаться не только рецензии друг на друга, но и развернутые статьи общего круга авторов. И вместо заключения укажем точный адрес издателя «Императива»:
Институционалистское общество - Inst. Ges. с/о V. Wiedemann, Gottschedsrt. 39, D-13357 Berlin, Germany - Tel. (049-30) 465-19-51, Fax (049-30) 465-19-21.
«НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ» СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ
Автор: Administrator
29.03.2011 23:31
9 октября 1996 года в помещении конференц-зала Российского общественно-политического центра (РОПЦ) состоялась первая публичная встреча читателей нашего журнала, которая была приурочена к выходу второго номера «Наследия предков» и специального приложения «Русская перспектива-1996».
Хотя мы и не ставили перед собой -задачу собрать большое количество людей, зал рассчитанный на полсотни человек, был заполнен до предела. Десяток-другой опоздавших теснился на галерке, и только после большого перерыва всем желающим удалось найти сидячие места.
Цель встречи была проста: представить вниманию друзей новые издания и познакомиться поближе с теми, кто вошёл в круг читателей «Наследия предков» сравнительно недавно.
Открыл встречу начальник отдела организационно-политической работы РОПЦа Андрей Савельев, автор книг «Мятеж номенклатуры» и «Идеология абсурда».
Вечер вёл Павел Тулаев, известный собравшимся не только своими книгами «К пониманию Русского», «Семь лучей», «Крест над Крымом», но также аналитической и редакторской работой.
Ведущий представил собравшимся членов редколлегии «Наследия предков», «почётных гостей» и сказал, что рад видеть вместе столько интеллектуалов и политиков высокого класса, но сожалеет, что некоторые из ожидавшихся не смогли прийти на вечер. Своё выступление Тулаев посвятил презентации сборника «Русская перспектива», который он назвал «интеллектуальной атакой молодого поколения патриотов», изданием качественно нового «национал-технократического стиля». Он показал также другие новые публикации? заслуживающие внимания: книги «Древность. Арьи. Славяне», «Геополитика современности и геостратегия России», «Неизбежность Империи».
Ответственный редактор «Наследия предков» Владимир Попов обратил внимание собравшихся на программу журнала, изложенную в редакционной статье №1 и пригласил всех к сотрудничеству на её основе. Он кратко повторил основные тезисы своей работы «Четвёртая мировая война» и дал понять, что она давно уже «интересуется нами».
Другой член редколлегии «журнала правой перспективы» Федор Разорёнов продолжил эту же мысль, но в другой, более поэтичной и красочной форме. Он сделал акцент на ответственности, которую несёт «старший брат славян» и продекламировал фрагмент из «Махабхараты» о неизбежности битвы с врагом.
После издателей «Наследия предков» выступали другие авторы журнала и сборника «Русская перспектива». Артистичный и смелый в выражениях Владимир Авдеев сосредоточил внимание на расологических и эстетических проблемах современного правого движения. Сергей Городников посвятил свою горячую речь текущей политике и экономике. Евгений Морозов и Александр Бедрицкий, выпускающие «Русский геополитический журнал», развили центральные идеи своих новых военно-стратегических исследований. Сергей Жариков поздравил инициаторов презентации с удачей и представил на суд читателей свежий номер «Атаки».
Игорь Дьяков, издающий с 1997 года боевую газету «Империя», сказал, что встреча вселяет веру в свежие силы русского интеллектуального авангарда. Как бы к слову, скромно сидевший Владимир Марочкин раздал присутствовавшим свою газету «Дверь», популярное издание рокеров. Взяли слово и другие приглашённые гости: седовласый академик-русист Евгений Троицкий, крутой писатель Станислав Грибанов, исследователь современной космонавтики Сергей Герасютин, исследователь индоевропеист Алексей Гудзь-Марков.
И что характерно: ни в одном из выступлений не было необоснованных обвинений других ораторов в «неистинности», «неправильности» или «недостаточной патриотичности (правости, левости)», не было надрыва и хаяния, которые, к сожалению, часто можно встретить на страницах русской печати. Разговор шёл по существу: что и как сделать для нашего общего прорыва, для выхода России па качественно новый путь развития. И кто бы ни выступал, все его слушали внимательно, спокойно, добро-желательно, понимая, что непримиримые противоречия в рядах русского сопротивления выгодны прежде всего нашим общим врагам.
ЗОЛОТО ОСОБОЙ СЕКРЕТНОСТИ
Автор: О. Буян
29.03.2011 23:25
Посетитель, не знающий античной истории, сочтёт выставку «Сокровища Трои», открытую в Пушкинском музее, крайне бедной, непонятной и скучной. Ведь всё вместе взятое «золото Шлимана», состоящее из нескольких комплектов женских украшений, разрозненных столовых приборов, каменных топориков и двух-трёх безымянных фигурок, по своему материальному весу не сравнится с богатствами некоторых современных кинозвезд, не говоря уже о крупных коллекциях ценителей древностей. Так в чём же тогда загадка привлекательности шлимановского «клада Приама»? Почему любителю-археологу в России сначала не разрешали приступать к раскопкам античных городов (Александр III : «Пусть едет. Повешу без суда»), а когда коллекция Шлимана, хранившаяся в Берлине, попала в руки Красной армии, Сталин распорядился беречь её подальше от глаз людских «в режиме особой секретности».
Всё дело в том, что древности, получившие название «золото Шлимана», извлечены из под земли в том месте, где некогда стояли стены легендарного Илиона, воспетого Гомером в «Илиаде». Правда, как оказалось позже, золотые украшения и прочие находки из «клада Приама» , могли относиться к более ранним пластам древнего города (так называемой Трое-II, датируемой 2600-2450 гг. до н.э.). Но так или иначе они связаны именно с Троей, существование которой некоторые отъявленные скептики вообще отрицали до тех пор, пока Шлиман не доказал её существование с помощью археологических свидетельств.
На современные карты Троя была нанесена сравнительно недавно, только в 20 веке. Она находится недалеко от Западного побережья Малой Азии на государственной территории нынешней Турции и в атласах помечена сокращением «разв.» (развалины). От Трои рукой подать до пролива Дарданеллы, ведь она когда-то стояла на самом берегу у входа в единственный водный канал, соединяющий Эгейское и Мраморное море, а шире — Средиземное и Чёрное. Некогда её значение было сопоставимо с Константинополем-Царьградом, ибо через проливы проходили важнейшие морские пути. Рядом и другие знаменитые места. Само Мраморное море некоторые историки считают производным от Тритонского озера, которое до Всемирного потопа не имело проливов и где после потопа затонула легендарная Атлантида (См. А.Барашков. Гибель Атлантиды.- «Наука и религия», 1991, №9 -12). Недалеко расположен остров Лесбос, где прославились Сапфо и Алкей, бывали Аристотель и Эпикур.
Но ещё более интересно то, что в знаменитом памятнике испанской литературы XIII века «Младшей Эдде» Троя (Асгард) упоминается как родина древне-скандинавского Одина (в нем. традиции - Бодана), главы языческого пантеона богов — «асов». «Вблизи середины земли, — пишет его автор Снорри Стурлулон, был построен град, снискавший величайшую славу. Он назывался тогда Троя, а теперь страна Турков. Этот град был много больше, чем другие, и построен со всем искусством и пышностью, которые были тогда доступны». Один, который «славился своею мудростью и всеми совершенствами», был из рода троянских конунгов, правителей Трои. Ему было пророчество и он, взяв с собой множество вооруженных людей и их жен, оставил «страну Турков» и отправился в северные земли, что зовутся «страной Саксов». «Там Один остался надолго, подчинив себе всю страну» (с. 13). Потомки Одина — «асы», противопоставленные в эпосе «ванам», завоевали и другие соседние земли: в Норвегии, Швеции, Дании, в «стране Франков», где учредили законы, «какие прежде были в Трое» («Младшая Эдда», М.1994,стр.12-15).
Выходит, что основателями династий в нордических странах были «азиаты». Только откуда они сами пришли в Азию: может быть, из Китая или из Индии? Вряд ли. Ученые утверждают, что археологическая нить связывает «асов» с раскопками в Северном Причерноморье. В районе Приазовья находится загадочная Каменная могила. Под её плитами, как считают современные археологи, скрывается пещера и 61 грот. На потолках имеются древние изображения и надписи, а в специальных хранилищах — лежат 150 каменных табличек с нерасшифрованным письмом. Оно предшестовавало шумерскому (III тыс. до нашей эры) и сходно с надписями святилищ Чатал-Гююка VII-VI тыс. до н.э. (в современной Турции). Не была ли Каменнная могила одним из сакральных центров предков троянцев? Исследователь сокровищ Шлимана Л.Акимова по этому поводу пишет: «Древним местом их обитания, там, где был создан миф о Троянской войне, была не Троя, а та северная территория, куда восходят корни троянских сказаний. Она простиралась от Кавказа, где был наказан Прометей, и о.Левки в Понте (Чёрное море), где обитали по смерти души Ахилла, Патрокла, Елены, а также Таврии (Крыма), где Артемида унесла Ифигенею, до восточных границ мифической Гиперборейской страны — места зачатия Аполлона и Артемиды их матерью Лето» (Л.Акимова. Троя и Шлиман, М.ГМИИ им. А.С.Пушикина, 1996, с.9). Но мать двух полярных близнецов — это аналог древнеславянской Лады. Круг замыкается. Малоазийская Троя оказывается местом встречи предков германцев, славян и греков.
Вот почему основатель коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина И.В.Цветаев начинал свои лекции с упоминания открытия Шлимана. Вот почему немцы так любят Трою и именно Берлин стал прибежищем для «незаконных» сокровищ археолога-любителя. Вот почему золото попало в СССР в разряд «сов. секретных» архивов.
Наконец, ещё несколько слов о самом виновнике выставки. Известно, что немец по происхождению Генрих Шлиман 18 лет прожил в России, где его звали Андрей Аристович. Будучи полиглотом, он не только сумел достаточно совершенно овладеть русским языком, но и обрёл здесь свою первую жену Екатерину Петровну Лыжину, родившую ему троих детей. Несмотря на крупный капитал, нажитый на Русско-Турецкой войне, и высокий титул «почётного гражданина Петербурга», Шлиман не смог реализовать свою мечту о раскопках Трои. Жена не пожелала ехать за мужем в дальние странствия, а Шлиману не дали развода. Так немец, оставивший законную семью, оказался в США, откуда он начал свои археологические путешестия вместе с молодой гречанкой Софией. Это она изображена на известной фотографии «в уборе Елены», состоящем из большой диадемы, бус и сережек. Однако в России не забыли Шлимана. За результатами его раскопкок следили наши ученые и любители древностей. В архивах ГМИИ недавно обнаружили неизданный русский перевод книги Г.Шлимана «Итака, Пелопонесс и Троя», сделанный в 1894 году А.Дывыдовым. Тому, что этот труд до сих пор не издан, удивляться не следует. Ведь даже такой выдающийся античник как А.Ф. Лосев у нас только недавно получил зелёный свет на публикацию своих фундаментальных трудов. Что же говорить тогда о Шлимане, нарушившем законы Российской Империи о семье и браке?
В эпоху «золотого века русского дворянства» Гомера почитали в России как столпа восточно-европейской культуры. «Илиада» и «Одиссея» изучались в гимназиях наряду с Законом Божьим. Любой студент Российской Империи знал, кто такие ахейцы, почему была похищена Елена, какие боги защищали Ахилла. Кто теперь помнит по-гречески наизусть первые строки гомеровского эпоса: «Гнев, богиня воспой...»? Потомки красных-варваров, переплавлявших оклады икон из золота и серебра «в помощь голодающим» не желают знать истории о каких-то там Троянских конях и Данайских дарах. Но всё ещё есть странные люди, которые, подобно алхимикам, умеют даже из ртути производить чистое золото, «золото особой секретности».