Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

The News
Императив PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
29.03.2011 23:35

На необозримом поле современной периодики появился новый журнал — «Императив», который сразу же привлек внимание аналитиков. У журнала есть несколько качеств, отличающих его от близкой по жанру печатной продукции. Во-первых, он имеет международный статус. В подзаголовке титула значит­ся: «Международный политологический информационный бюллетень». Во-вто­рых, этот статус имеет под собой реаль­ное основание. Журнал издается в Бер­лине, с участием ведущих специалистов Европы. В-третьих, «Императив» — рус­ский по своему ключевому содержа­нию и по духу журнал, поставивший пе­ред собой задачу формирования ново­го паневропейского интеллектуально­го и юридического пространства, где России отведена одна из главных ро­лей. Много ли Вы можете назвать из­даний такого профиля?

Пять лет тому назад о начале ново­го этапа в русском имперостроительстве заявил Александр Дугин, выпустив­ший N1 евразийского обозрения «Эле­менты». Заявка эта была очень смелая. Но многих националистов традицион­ного толка, включая издателей право­славно-панславистского журнала «Дер­жава», смутила тогда экстравагантная модель «Евросоветской империи», по­заимствованная у Жака Тириара. К вос­приятию идеологии «консервативной революции», пропагандировавшейся «Элементами», большинство русских политиков оказалось не готово.

Формирование современных геопо­литических проектов шло и продолжа­ет идти у нас по двум основным на­правлениям. С одной стороны, группи­руются русские националисты, которые ориентируются на идеал моногенного в этническом плане и независимого в политическом отношении государства. Это либо западники, сторонники гиб­кого союза в рамках СНГ и военного партнерства с НАТО, либо славянофи­лы-почвенники, не выносящие на дух ни­какого интернационализма. С другой стороны, крепнут силы коммунистов-ре­ваншистов. Они выступают за воссоз­дание СССР со всеми его атрибутами. У каждого из направлений есть свои международные проекты и соответству­ющие печатные органы, но ни одно из них не смогло пока выработать опти­мальную и отвечающую требованиям нашего времени модель Империи. Предлагаются то старые религиозные утопии в духе «Москва — Третий Рим» (или «Новый Иерусалим»), то неоевразийские и неосоветские проекты («сла­вяно-исламский союз», «русско-китай­ский альянс», Россия как лидер «тре­тьего мира»), то бесхребетная тактика лавирования русского государства меж­ду Западом, Югом, Востоком и Севе­ром.

Между тем, роль лидера в Евразии ныне реально выполняют США, а точ­нее «мировая закулиса», диктующая свои условия в НАТО, в ЕС, в АСЕАН, в экономической и культурной сфере на нашем континенте. Подменив традици­онные ценности ориентацией на «За­пад» и так называемое «общество по­требления», международные организа­ции ТНК и банковского капитала уве­ренно продвигаются к установлению «нового мирового порядка», где Рос­сии выделена роль сырьевого придат­ка Запада и православного оазиса в ультрасовременном технократическом мире. Поэтому, когда вам в руки попа­дется периодическое издание типа «Ев­ропа» (журнал Европейского сообще­ства) или «New Europe» (The World’s Leading Newspaper for the Emerging Markets), можете не сомневаться, что здесь проводится политика МВФ, Трех­сторонней комиссии и людей Сороса.

Журнал «Императив» по сути пер­вое русское международное издание, которое не отказывается от традици­онных национальных ценностей и од­новременно формулирует новые геопо­литические цели. Такая сложная зада­ча оказалась под силу его главному ре­дактору Владимиру Видеманну, автору книг «Знаки Империи» (1995) и «Под стягами Державы» (1996). Кто не имел возможности познакомиться с содер­жанием этих редких книг (обе, как и журнал, отпечатаны в типографии Бер­линского университет им. Гумбольдта), может быть, читал его статью «Дух и почва русской государственности» в сборнике «Неизбежность Империи», М. «Интеллект», 1996. Стиль Владимира Видеманна отличает великолепное зна­ние исторических, философских и пра­вовых аспектов имперостроительства. В первой его книге, имеющей подзаголо­вок «О возрождении русской имперс­кой идеи в духе традиций римско-ви-зантийской государственности», дается профессиональный анализ различных сторон державного опыта (наследие античности, имперская психология, ре­лигиозные, военные и юридические ас­пекты, а также этика, эстетика и семи­отика). Вторая книга содержит поми­мо философско-политических статей, «Обращение к российскому воинству», где формулируются исторические за­дачи русской армии. Документ этот со­ставлен от имени Институционалистского общества, эмблема которого ук­рашает и журнал.

Разумеется, «Императив» это изда­ние не одного Владимира Видеманна. Помимо авторских и редакционных ста­тей главного редактора, взявшего на себя благородную задачу идейно-организационного лидерства (См. в N1 его публикации «Политомания и политология», «От русской правды к имперско­му праву», «Россия: задворки Европы или авангард Евразии?», «Десять дог­матов Институционализма», «Основные пункты институционалистской програм­мы» и рецензию на новое издание «Монархической государственности» Л.А.­Тихомирова, а в N2 — «Новая российс­кая государственность в аспекте трие­динства верховной власти», «Трагедия и фарс истории. О путях преодоления марксистского наследия в современной общественно-политической мысли», об­зоры «По страницам русских и евро­пейских аналитических изданий» и «Но­вое российское правосознание в зер­кале специальной литературы») в жур­нале печатаются или перепеча-тывают­ся другие авторы.

Из российских авторов Видеманн (сам он, к слову сказать, русского про­исхождения) выбрал для N1 — Михаи­ла Назарова ( «Держава — название обязывает»), Георгия Курбатова («Прин­ципы византийской государственности и основы института государственной власти») и Владимира Махнача («Полибиева схема власти» там же ), а для N2 — Сергея Городникова (под заго­ловком «Россия и новый мировой по­рядок» перепечатана глава из его кни­ги «Историческое предназначение рус­ского национализма») и Андрея Саве­льева (статья «Конкурентоспособность России в будущем тысячелетии», вышед­шая незадолго до этого в сборнике «Русская перспектива-1996»). Из совре­менных русских политиков главного редактора заинтересовали Александр Руцкой (см. рецензию на его книгу «Обретение веры» в N1) и Александр Лебедь (интервью «Россия была, есть и будет великой Державой» в N2), что свидетельствует о политическом праг­матизме главы Институционалистского общества.

Из работ европейских мыслителей «Императив» выбрал следующее: «Рим­ское будущее Европы» Р.Брага, «Про­гресс или распад: концепция Европы в решающий год» В. Вейденфельда и Й.Яннинга, «Германия как гегемониальная сила» Р.Оберлерхера. Эти публи­кации наряду с Приложением «Консти­туция Четвертой Империи» помещены в рубрике «Метаполитика» первого выпуска. Во втором номере журнала опубликованы: «От полиса к Империи» Н.Д.Ф. де Куланжа, «Национальная эко­номика и интернациональные финансы» Б.Нотэна, «Время кардинальных реше­ний приближается» Р.Зайтерса, «Евро­па-НАТО-Евразия» Л.Фавра, «Пять гер­манских натовских расчетов» Й.Шюсельбурнера и отклик Р.Оберлерхера «Смысл консервативной революции» по поводу статьи Х.Айхберга «Бессмысли­ца консервативной революции». Кро­ме того, в N2 перепечатан документ Общеевропейской инициативы «Синергион» и даны краткие аннотации новых правых журналов Европы («Staatsbrife», «Criticon», «Nouvelles de Synergies Europeennes», «Vouloir»), которые могут выписать русские авторы, владеющие немецким и французским языками.

Все публикации «Императива» сви­детельствуют о том. что зарождается новый интеллектуальный центр с мощ­ным полем притяжения и воздействия. Он не только дополняет картину, сло­жившуюся в правом движении России, но поднимает его на качественно но­вый уровень. А это именно то, что нам сейчас нужно: новое качество, новые идеи, новая Империя.

Данная рецензия не претендует на анализ содержания информационного бюллетеня Институционалистского об­щества, а лишь привлекает к нему вни­мание наших читателей. Будем надеять­ся, что со временем в наших журналах будут публиковаться не только рецен­зии друг на друга, но и развернутые статьи общего круга авторов. И вмес­то заключения укажем точный адрес издателя «Императива»:

Институционалистское общество - Inst. Ges. с/о V. Wiedemann, Gottschedsrt. 39, D-13357 Berlin, Germany - Tel. (049-30) 465-19-51, Fax (049-30) 465-19-21.

 

 
«НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ» СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
29.03.2011 23:31

9 октября 1996 года в помеще­нии конференц-зала Российского об­щественно-политического центра (РОПЦ) состоялась первая публич­ная встреча читателей нашего жур­нала, которая была приурочена к выходу второго номера «Наследия предков» и специального приложе­ния «Русская перспектива-1996».

Хотя мы и не ставили перед со­бой -задачу собрать большое количе­ство людей, зал рассчитанный на пол­сотни человек, был заполнен до пре­дела. Десяток-другой опоздавших теснился на галерке, и только после большого перерыва всем желающим удалось найти сидячие места.

Цель встречи была проста: пред­ставить вниманию друзей новые изда­ния и познакомиться поближе с теми, кто вошёл в круг читателей «Насле­дия предков» сравнительно недавно.

Открыл встречу начальник отде­ла организационно-политической ра­боты РОПЦа Андрей Савельев, ав­тор книг «Мятеж номенклатуры» и «Идеология абсурда».

Вечер вёл Павел Тулаев, извест­ный собравшимся не только своими книгами «К пониманию Русского», «Семь лучей», «Крест над Крымом», но также аналитической и редактор­ской работой.

Ведущий представил собравшим­ся членов редколлегии «Наследия предков», «почётных гостей» и ска­зал, что рад видеть вместе столько интеллектуалов и политиков высоко­го класса, но сожалеет, что некото­рые из ожидавшихся не смогли прий­ти на вечер. Своё выступление Ту­лаев посвятил презентации сборни­ка «Русская перспектива», который он назвал «интеллектуальной атакой молодого поколения патриотов», из­данием качественно нового «нацио­нал-технократического стиля». Он показал также другие новые публи­кации? заслуживающие внимания: книги «Древность. Арьи. Славяне», «Геополитика современности и гео­стратегия России», «Неизбежность Империи».

Ответственный редактор «Насле­дия предков» Владимир Попов обра­тил внимание собравшихся на про­грамму журнала, изложенную в ре­дакционной статье №1 и пригласил всех к сотрудничеству на её основе. Он кратко повторил основные тези­сы своей работы «Четвёртая мировая война» и дал понять, что она давно уже «интересуется нами».

Другой член редколлегии «журна­ла правой перспективы» Федор Ра­зорёнов продолжил эту же мысль, но в другой, более поэтичной и красоч­ной форме. Он сделал акцент на от­ветственности, которую несёт «стар­ший брат славян» и продекламиро­вал фрагмент из «Махабхараты» о не­избежности битвы с врагом.

После издателей «Наследия пред­ков» выступали другие авторы жур­нала и сборника «Русская перспек­тива». Артистичный и смелый в вы­ражениях Владимир Авдеев сосредо­точил внимание на расологических и эстетических проблемах современно­го правого движения. Сергей Городников посвятил свою горячую речь текущей политике и экономике. Ев­гений Морозов и Александр Бедрицкий, выпускающие «Русский геополитический журнал», развили цент­ральные идеи своих новых военно-стратегических исследований. Сергей Жариков поздравил инициаторов пре­зентации с удачей и представил на суд читателей свежий номер «Атаки».

Игорь Дьяков, издающий с 1997 года боевую газету «Империя», сказал, что встреча вселяет веру в свежие силы русского интеллектуального авангар­да. Как бы к слову, скромно сидев­ший Владимир Марочкин раздал при­сутствовавшим свою газету «Дверь», популярное издание рокеров. Взяли слово и другие приглашённые гости: седовласый академик-русист Евгений Троицкий, крутой писатель Станис­лав Грибанов, исследователь совре­менной космонавтики Сергей Герасютин, исследователь индоевропеист Алексей Гудзь-Марков.

И что характерно: ни в одном из выступлений не было необосно­ванных обвинений других ораторов в «неистинности», «неправильнос­ти» или «недостаточной патриотич­ности (правости, левости)», не было надрыва и хаяния, которые, к со­жалению, часто можно встретить на страницах русской печати. Разго­вор шёл по существу: что и как сде­лать для нашего общего прорыва, для выхода России па качественно новый путь развития. И кто бы ни выступал, все его слушали внима­тельно, спокойно, добро-желатель­но, понимая, что непримиримые противоречия в рядах русского со­противления выгодны прежде все­го нашим общим врагам.

 
ЗОЛОТО ОСОБОЙ СЕКРЕТНОСТИ PDF Печать E-mail
Автор: О. Буян   
29.03.2011 23:25

Посетитель, не знающий античной ис­тории, сочтёт выставку «Сокровища Трои», открытую в Пушкинском музее, крайне бед­ной, непонятной и скучной. Ведь всё вмес­те взятое «золото Шлимана», состоящее из нескольких комплектов женских укра­шений, разрозненных столовых приборов, каменных топориков и двух-трёх безымян­ных фигурок, по своему материальному весу не сравнится с богатствами некото­рых современных кинозвезд, не говоря уже о крупных коллекциях ценителей древно­стей. Так в чём же тогда загадка привле­кательности шлимановского «клада Приама»? Почему любителю-археологу в Рос­сии сначала не разрешали приступать к раскопкам античных городов (Александр III : «Пусть едет. Повешу без суда»), а когда коллекция Шлимана, хранившаяся в Бер­лине, попала в руки Красной армии, Ста­лин распорядился беречь её подальше от глаз людских «в режиме особой секрет­ности».

Всё дело в том, что древности, полу­чившие название «золото Шлимана», из­влечены из под земли в том месте, где не­когда стояли стены легендарного Илиона, воспетого Гомером в «Илиаде». Правда, как оказалось позже, золотые украшения и прочие находки из «клада Приама» , мог­ли относиться к более ранним пластам древнего города (так называемой Трое-II, датируемой 2600-2450 гг. до н.э.). Но так или иначе они связаны именно с Троей, существование которой некоторые отъяв­ленные скептики вообще отрицали до тех пор, пока Шлиман не доказал её существо­вание с помощью археологических свиде­тельств.

На современные карты Троя была на­несена сравнительно недавно, только в 20 веке. Она находится недалеко от Запад­ного побережья Малой Азии на государ­ственной территории нынешней Турции и в атласах помечена сокращением «разв.» (развалины). От Трои рукой подать до пролива Дарданеллы, ведь она когда-то стояла на самом берегу у входа в един­ственный водный канал, соединяющий Эгей­ское и Мраморное море, а шире — Среди­земное и Чёрное. Некогда её значение было сопоставимо с Константинополем-Царьградом, ибо через проливы проходи­ли важнейшие морские пути. Рядом и дру­гие знаменитые места. Само Мраморное море некоторые историки считают произ­водным от Тритонского озера, которое до Всемирного потопа не имело проливов и где после потопа затонула легендарная Ат­лантида (См. А.Барашков. Гибель Атлан­тиды.- «Наука и религия», 1991, №9 -12). Недалеко расположен остров Лесбос, где прославились Сапфо и Алкей, бывали Ари­стотель и Эпикур.

Но ещё более интересно то, что в зна­менитом памятнике испанской литературы XIII века «Младшей Эдде» Троя (Асгард) упоминается как родина древне-скандинав­ского Одина (в нем. традиции - Бодана), главы языческого пантеона богов — «асов». «Вблизи середины земли, — пишет его автор Снорри Стурлулон, был постро­ен град, снискавший величайшую славу. Он назывался тогда Троя, а теперь страна Турков. Этот град был много больше, чем дру­гие, и построен со всем искусством и пыш­ностью, которые были тогда доступны». Один, который «славился своею мудрос­тью и всеми совершенствами», был из рода троянских конунгов, правителей Трои. Ему было пророчество и он, взяв с собой мно­жество вооруженных людей и их жен, ос­тавил «страну Турков» и отправился в се­верные земли, что зовутся «страной Сак­сов». «Там Один остался надолго, подчи­нив себе всю страну» (с. 13). Потомки Оди­на — «асы», противопоставленные в эпосе «ванам», завоевали и другие соседние зем­ли: в Норвегии, Швеции, Дании, в «стране Франков», где учредили законы, «какие прежде были в Трое» («Младшая Эдда», М.1994,стр.12-15).

Выходит, что основателями династий в нордических странах были «азиаты». Толь­ко откуда они сами пришли в Азию: мо­жет быть, из Китая или из Индии? Вряд ли. Ученые утверждают, что археологическая нить связывает «асов» с раскопками в Се­верном Причерноморье. В районе Приазо­вья находится загадочная Каменная моги­ла. Под её плитами, как считают современ­ные археологи, скрывается пещера и 61 грот. На потолках имеются древние изоб­ражения и надписи, а в специальных хра­нилищах — лежат 150 каменных табличек с нерасшифрованным письмом. Оно предшестовавало шумерскому (III тыс. до на­шей эры) и сходно с надписями святилищ Чатал-Гююка VII-VI тыс. до н.э. (в совре­менной Турции). Не была ли Каменнная могила одним из сакральных центров пред­ков троянцев? Исследователь сокровищ Шлимана Л.Акимова по этому поводу пи­шет: «Древним местом их обитания, там, где был создан миф о Троянской войне, была не Троя, а та северная территория, куда восходят корни троянских сказаний. Она простиралась от Кавказа, где был наказан Прометей, и о.Левки в Понте (Чёрное море), где обитали по смерти души Ахилла, Патрокла, Елены, а также Таврии (Крыма), где Артемида унесла Ифигенею, до восточных границ мифической Гиперборейской стра­ны — места зачатия Аполлона и Артемиды их матерью Лето» (Л.Акимова. Троя и Шлиман, М.ГМИИ им. А.С.Пушикина, 1996, с.9). Но мать двух полярных близнецов — это аналог древнеславянской Лады. Круг замыкается. Малоазийская Троя оказыва­ется местом встречи предков германцев, славян и греков.

Вот почему основатель коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина И.В.Цветаев начи­нал свои лекции с упоминания открытия Шлимана. Вот почему немцы так любят Трою и именно Берлин стал прибежищем для «незаконных» сокровищ археолога-любителя. Вот почему золото попало в СССР в разряд «сов. секретных» архивов.

Наконец, ещё несколько слов о самом виновнике выставки. Известно, что немец по происхождению Генрих Шлиман 18 лет прожил в России, где его звали Андрей Аристович. Будучи полиглотом, он не толь­ко сумел достаточно совершенно овла­деть русским языком, но и обрёл здесь свою первую жену Екатерину Петровну Лыжину, родившую ему троих детей. Не­смотря на крупный капитал, нажитый на Русско-Турецкой войне, и высокий титул «почётного гражданина Петербурга», Шли­ман не смог реализовать свою мечту о раскопках Трои. Жена не пожелала ехать за мужем в дальние странствия, а Шлиману не дали развода. Так немец, оставив­ший законную семью, оказался в США, от­куда он начал свои археологические путешестия вместе с молодой гречанкой Софией. Это она изображена на извест­ной фотографии «в уборе Елены», состоя­щем из большой диадемы, бус и сережек. Однако в России не забыли Шлимана. За результатами его раскопкок следили наши ученые и любители древностей. В архивах ГМИИ недавно обнаружили неизданный русский перевод книги Г.Шлимана «Итака, Пелопонесс и Троя», сделанный в 1894 году А.Дывыдовым. Тому, что этот труд до сих пор не издан, удивляться не следует. Ведь даже такой выдающийся античник как А.Ф. Лосев у нас только недавно получил зелёный свет на публикацию своих фун­даментальных трудов. Что же говорить тог­да о Шлимане, нарушившем законы Рос­сийской Империи о семье и браке?

В эпоху «золотого века русского дво­рянства» Гомера почитали в России как столпа восточно-европейской культуры. «Илиада» и «Одиссея» изучались в гим­назиях наряду с Законом Божьим. Любой студент Российской Империи знал, кто та­кие ахейцы, почему была похищена Елена, какие боги защищали Ахилла. Кто теперь помнит по-гречески наизусть первые стро­ки гомеровского эпоса: «Гнев, богиня вос­пой...»? Потомки красных-варваров, пе­реплавлявших оклады икон из золота и серебра «в помощь голодающим» не же­лают знать истории о каких-то там Тро­янских конях и Данайских дарах. Но всё ещё есть странные люди, которые, подоб­но алхимикам, умеют даже из ртути про­изводить чистое золото, «золото особой секретности».


 

 
«ПерваяПредыдущая1234СледующаяПоследняя»

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
 

Исторический журнал Наследие предков

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 

Rambler's Top100