JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
ОТ НОВОГО ВАВИЛОНА К АРИЙСКОЙ РУСИ
Ни коммунистическая революция, ни война с германским национал-социализмом, ни марксистско-ленинская идеология не способствовали изучению в России комплекса проблем, связанных с Северной прародиной предков. Даже если принять историческую гипотезу, утверждающую, что в верхушке Красной Армии существовал законспирированный Орден «Полярных» (см. А.Г.Дугин. Конспирология, М.1993, с. 107-111), нет оснований отрицать тотальное насилие Интернационала коммунистов во всех интеллектуальных и духовных сферах послереволюционной эпохи. Всё, что было связано с мистикой, эзотерикой, расизмом, арийством, генетикой,евгеникой и т.п. в условиях большевистской диктатуры либо попало под запрет, либо контролировалось органами НКВД. Но большевики-догматики не могли остановить развитие науки и ход человеческой мысли. Работа по изучению древностей, духовных и сакральных аспектов бытия велась несмотря ни на какие препоны. Иногда это делалось втайне, иногда под прикрытием какой-либо близкой темы.
Так, А.Ф.Лосев, которому после заключения в ГУЛАГе было запрещено разрабатывать философские проблемы, на целые десятилетия углубился в историю античной эстетики. Поэт Д.Андреев писал свой мистический трактат «Роза мира» во Владимирской тюрьме. Б.Л.Смирнов, работая после продолжительной ссылки врачом-невропатологом в Ашхабаде, перевёл и издал там отдельные книги «Махабхараты». После войны арийская классика стала время от времени выходить и в центральных академических изданиях. В серии «Литпамятники» появились замечательные русские переводы «Ригвед», «Артхашастры», «Шах-наме». В нескольких вариантах была издана «Авеста». Благодаря усилиям академика Б. А. Рыбакова начались систематические исследования в области древнерусских и древнеславянских истоков. Все эти исследования были выполнены профессионально, но велись они в значительной степени на энтузиазме, на научном или личном интересе.
Государственная идеология СССР навязывала идеалы интернационализма, расового смешения и советизма (коммунистического образа жизни, устремлённого в «светлое будущее»). В области изучения древностей ей более соответствовала так называемая «ностратическая теория» (от латинского nostra — наш ). Сторонники этой теории, большей частью лингвисты, утверждали, что все современные языки берут начало от единого южного истока. По мнению таких ученых, как В.М.Иллич-Свитыч, А.Долгопольский, В.Шеворошкин, примерно 30 тысяч лет тому назад в регионе северной Африки и Передней Азии сформировался человеческий праязык, из которого выросли, как из единого корня, все современные, в том числе индоевропейские, языки. Когда жизненные обстоятельства в Советском Союзе стали менее благоприятными для сторонников «ностратической теории», некоторые из них выехали зарубеж: Долгопольский — в Израиль, Шеворожкин — в США (там он работает теперь в сотрудничестве с лингвистом-африканистом Дж.Гринбергом). В России продолжает активно работать их последователь — В.В.Иванов, который выпустил, наряду со множеством монографий и статей, издания справочно-библиографического характера.
Мы не будем углубляться здесь в полемику различных научных школ и направлений, но ещё раз подчеркнём, что так называемая «чистая наука» сплошь и рядом бывает несвободна от идеологического влияния. В этих условиях первостепенную важность приобретают труды, чьи выводы максимально объективны и в научном плане — достоверны.
Сторонникам теории полярного происхождения предстояло прежде всего доказать, что в период зарождения индоевропейской общности на севере были благоприятные для жизни климатические условия. И они это доказали. Ученые-геологи установили, что после окончания так называемого Валдайского оледенения (его пик пришёлся на 24-18 тысячелетие до н.э.) на всём побережьи Северного Ледовитого океана установился умеренный климат. Особенно благоприятные условия сложились после глобального потепления, начиная с 13 тысячелетия. Субарктические леса сместились на север, где помимо сосен, елей и берёз, прорастали широколиственные деревья и злаки.
Учёные Е.П. Борисенков и В.М.Пасецкий в своей совместной книге «Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы», М. 1988 утверждают, что в 8-5 тысячелетии до н.э. температура на севере в январе не опускалась ниже 0° по Цельсию, а в так называемый «бореальный период» (7-6 тысячелетие) среднегодовая температура к северу от условной линии Кольский п-в-Урал-Байкал была на 5 градусов выше, чем к югу от неё (Цит. по сборнику «Дорогами тысячелетий», кн.4, М.1991, стр.16-17). Такие условия не могли не способствовать развитию евразийской цивилизации, о чём свидетельствуют археологические раскопки в различных районах Европы, на Урале, в Сибири.
Именно после периода глобального потепления климата, который учёные называют «климатическим оптимумом голоцена» (голоцен — название послеледникового периода), а точнее в 6-4 тысячелетиях, в районе Восточной Европы начинает формироваться арийская, или, как её иначе называют, индоевропейская общность, из которой позже выделились славяне, германцы, греки, индийцы, персы.
Сегодня слово «арии», или «арийцы» (от древне-инд. аrуа) получило множество толкований, часть которых недостаточно обоснована. Так, сразу можно отмести всё отрицательные смыслы, которые привнесли в слово «арий» профаны, ставшие жертвами антигитлеровской пропаганды. Давно уже научно доказано, что немцы являются лишь одним из белых индоевропейских племён, и германские нацисты совершили преступление, напав на братские славянские народы. Недостаточно и узкое объяснение слово «арий» как «оратай», то есть «пахарь». «Арийцы» в широком смысле — это люди белой расы, благородной породы и глубоких духовных знаний. В научном истолковании «арии» — это потомки индоиранцев и северных индийцев, воспринявшие их культуру и древние традиции.
Где именно происходило формирование арийского ядра? Где то место, которое можно назвать родиной или прародиной ариев? Был ли это один регион, или их было несколько? Все эти вопросы пока остаются открытыми.
Украинский археолог Ю.А.Шилов, исследовавший курганы в районе Северного Причерноморья и открывший их взаимосвязь с ведическои культурой, считает, что прародиной ариев можно считать Подунавье и Приднепровье (См. его фундаментальный труд «Прародина Ариев», Киев. 1995; новый сборник «Пути Ариев», Киев, 1996, а также интервью и публикации в «Наследии предков» №№ 1-3). В 4-м тысячелетии до н.э. в районе нынешней Черкасской области сформировался центр цивилизации Аратта, который раньше археологи называли условно «культурой Триполья». «Структура этого государства, — пишет Ю.Шилов,— походила на полисную систему будущей Греции. Аратта представляла собой совокупность больших (пл. до 500 га) городов-полисов, каждый из которых был окружен малыми селами» («Наследие предков», №2, с.8). Здесь сложилось развитое государство «священной демократии», где главную роль играли священнослужители-жрецы. Тут развился уникальный жреческий институт «Спасительства». Отсюда, из района курганов-обсерваторий распространялись древние знания, которые позже нашли своё выражение в Ригведе, Авесте, античных гимнах и поэмах. Основываясь на данных археологических раскопок, Шилов прослеживает генеалогию индоевропейских богов, таких как Див-Зевс-Дьяус или Купала-Аполлон-Гопалан. Он проводит параллели между арийской прародиной в Причерноморье и древне-славянским миром. Но при этом украинский археолог почти не касается гиперборейской, полярной теории. По мнению Ю.Шилова, под Гипербореей следует понимать систему святилищ-обсерваторий от Стоунхенджа до Аркаима.
Другого мнения по данной проблеме придерживаются авторы сборника «Древность. Арии. Славяне», М.1996. Его ответственный редактор Н.Р.Гусева является активной защитницей полярной теории (именно у нее мы позаимствовали для данного обзора многие факты и аргументы). В дополнение к выводам Уоррена и Тилака ученый-индолог привлекла данные современной геологии, географии и археологии. Она излагает также новые материалы индийского исследователя вед Р.К.Прабху «Арктический год ведических ариев», привлекает к анализу «Голубиную книгу», обращает внимание на образ жертвенного белого коня, сравнивает Индру с Индриком. Н.Р.Гусеву чрезвычайно увлекают славяно-индийские параллели. Отдельную статью она посвящает родству санскрита с русским языком и приводит убедительную сводку однокоренных слов (праматерь — пра-матрь, твой — тва, этот — этат, первый — пурва, любить — лубх, творить — твар, переплыть — параплу, чашка — чаша-ка, дева — деви, дверь — двар, дырка — дрька и др.) По инициативе отв. редактора в сборник включена статья Д.П.Шастри «Связь между русским языком и санскритом о,где тоже даются красноречивые параллели. Так, «двести тридцать четыре» на санскрите будет «двишата тридаша чатва-ри», а фраза «То ваш дом, этот наш дом« будет звучать: «Тат вас д’ам, этат нас д’ам» (с.61). Н.Р.Гусева приводит и параллели религиозно-мистических терминов: Ведать — Веда, Велес — Вала, Дажьбог — Дакша, Индрик — Индра, Лада — Лата, Огонь — Агни, Пе-рун — Варуна, Род — Рудра, Сварог — Сварга, Ярило — Яр и др.(с.80-85), которые требуют дополнительного исследования.
В близком направлении работает искусствовед С.В. Жарникова, автор статьи «Древние тайны русского севера» в сборнике «Древность. Арии. Славяне», М.1996. Она тоже сторонник арктической теории. Следуя отечественной традиции сравнительной культурологии (А.Н.Афанасьев, И.И.Срезневский, А.Журавский, В. А.Городцов, А.В.Миллер и др.), она приводит дополнительные источники и факты в подтверждение родства северных и южных ариев (любопытна сноска на малоизвестную работу А.Журавского «Полярная Россия», опубликованную в 1911 в «Известиях Общества изучения Русского Севера», NN99-11). Привлекая ведические тексты, Жарникова пытается локализовать и географически точно идентифицировать те места, о которых упоминается в «Ригведе» и «Авесте». Она считает, что священные горы Меру (в индийском предании), Хара (в иранских источниках), и Рипейские горы (у древних греков) имеют один и тот же реальный прототип. Этим прототипом, по её мнению, являются Северные увалы, расположенные с северо-запада от Уральского хребта (См. карту). Именно здесь, согласно описанию в древних текстах, находится водораздел бассейнов северных и южных морей, именно отсюда берут начало Северная Двина, Кама и великая река Волга (древние названия её — Ра), и именно здесь можно наблюдать в зените Полярную звезду (стр.104).
В дополнение к лингвистическим находкам Н.Р.Гусевой и Д.П.Шастри вологодская исследовательница приводит впечатляющий список гидронимов русского севера, которые имеют прямые параллели с санскритскими словами: Ганга (река в Архангельской губернии) и Ганга (главная река в Индии), Дан (река в Устьсысольском уезде) и дону (река в Ригведах), Индиго (река в Мурманском уезде) и Инд (река в Сев-Зап. Индии), Кама (левый приток Волги) и ком (вода, счастье на санскрите), Сура (река Пинежского уезда) и сура (вода,текущий),а также многие другие.
С.В.Жарникова приводит в своей статье более 40 зарисовок с русским орнаментом, где в различных вариантах изображена свастика (на санскрите swasti означает счастье, буквально «связанное с благом»). При этом ученый-искусствовед подчеркивает, что дискредитация этого знака гитлеровцами не может повлиять на его глубинно-сакральный характер (с.115-118).
Многие из перечисленных выше аргументов в пользу индоевропейского происхождения славян содержит брошюра С.Г.Антоненко «Русь Арийская», М.1994. Она представляет собой обзор современных источников по арийской проблематике. В основном Антоненко следует за лингвистами-культурологами. Он даёт этимологический анализ санкскритс-кого термина «Агуа» (благородный, полноправный, свободный), находит древние соответствия названия Волги (Ранха-Раха-Ра(х)-Ра), сравнивает «Голубиную книгу» с мифом о Пуру-ше, углубляется в анализ «Влесовой книги», в славянскую теогонию. Антоненко пересказывает результаты исследований А.Гильфердинга («О Сродстве языка Славянского с Санскритским», СПб, 1853), Н.Р.Гусевой, Т.Я.Елизаренковой, И. М. Стеблина-Каменского и других. Книга «Русь Арийская» может быть интересной для тех, кто впервые обратился к данной теме. У людей же более начитанных к ее автору возникает много вопросов. Прежде всего настораживает попытка С.Г.Антоненко истолковать разрозненные факты различных эпох с помощью методологии и терминологии кришнаизма в духе Бхактиведанта Свами Прабхупады. В результате эклектического подхода к авторитетам рядом появляются имена Рене Генона и Льва Толстого, Е.П.Блаватской и Д.С.Лихачева, а цитаты из Библии причудливым образом чередуются с выдержками из «Бхагаватгиты». Не эта ли непоследовательность привела автора к агрессивным, во многом необоснованным выпадам против «современных язычников», которые он недавно себе позволил в статье под оскорбительным названием «Нежить»? («Москва», 1996, №9).