ГИПЕРБОРЕЙСКИЙ ПОЛЮС

Гиперборея — это не только легендарная страна, расположен­ная по ту сторону северного ветра. Это также мистический ис­точник нордической расы, прародина богоподобных людей. Ги­перборея не столько «земля», сколько «небо», она — потерянный Рай, вечно манящий к себе потомков ариев.

Возникшая под неподвижным Полюсом, где в допотопный, доледниковый период, по мнению Германа Вирта и других уче­ных, находился палео-континент Арктогея, она стала магнитом памяти вышедших из этих мест белых людей, стала их сверх­северным Абсолютом.

Ориентация Север указывает на три единых, но не совпадаю­щих полюса макромира: 1) Абсолютный Божественный Полюс;

2) сверх-северный Полюс мировой оси; 3) географический Се­верный полюс. В микромире, во внутреннем человеческом космо­се, эта ориентация также имеет три соответствия: 1) область сверх-разумного; 2) ум, как венец человеческого духовного орга­низма; 3) мозг, расположенный в верхней части вертикальной оси человеческого тела.

Для «полярных» людей, чей ум ориентирован строго на Север, во всех его смыслах, весь мир это божественное тело, а окружа-щие нас знаки — сакральный язык, скрытый от непосвященных.

Изначальная Русь вышла из Гипербореи, но со временем она утеряла всю полноту и цельность знания о священном источнике. Теперь, когда мы оказались в низшей точке большого метаисто-рического цикла, в точке смерти, Полярная звезда вновь воссия­ла для нас. А значит неизбежно и воскресение.

Ниже мы предлагаем Вашему вниманию обзор новых русских публикаций по гиперборейской тематике, подготовленный для «Наследия предков» Павлом Владимировичем Тулаевым.

ПОЧИТАТЕЛИ АПОЛЛОНА

О существовании Гипербореи обра­зованному читателю хорошо известно из древнегреческих источников. Кто не ви­дел античные карты, где в северо-восточ­ной части Европы написано название легендарной страны? Кто с детства не помнит истории о подвигах Геракла, один из которых состоял в том, чтобы добыть волшебные яблоки из гиперборейской земли? Кто не читал о путешествии ар­гонавтов за золотым руном, в котором при­нимали участие гиперборейцы Зета и Калаида?

Разумеется, эти упоминания — лишь вершина айсберга, лишь малая, ничтож­ная часть знаний о древней земле, ле­жавшей некогда на окраине греческой ойкумены. Полный обзор античных ис­точников по данной теме можно найти в книге выдающегося русского учёного А.Ф.Лосева «Мифология греков и римлян», М.1996 (с.462-487). Лосев пи­шет, что миф о гиперборейцах имел у древних греков «огромную популяр­ность». По его словам, античная литера­тура «буквально пестрит разного рода упоминаниями о гиперборейцах». Дан­ные о них мы находим и у таких древних авторов, как Гесиод и Гомер, и у классиков античности — Платона, Аристотеля, Пиндара, Геродота, и у мыслителей по­зднего эллинизма — Порфирия, Ямвлиха, Прокла. У Гекатея Абдерского, жившего в 4 веке до н.э., есть целый трактат «О гиперборейцах», который стал источни­ком для более поздних авторов, писав­ших на эту тему — для Диадора, Мела, Элиана, Плиния Старшего.

Что же сообщают нам греческие ав­торы?

Давая в частностях и деталях весьма противоречивые сведения, многие из них сходятся на том, что гиперборейцы — это почитатели бога Аполлона. «Они сами как бы являются некими жрецами Аполло­на» (Диодор); «У них был обычай посы­лать зачатки плодов на Делос Аполлону, которого они особенно почитают» (Плиний). «Род гиперборейцев и почитание у них Аполлона воспевают не только поэты, но и писатели» (Элиан). Гесихий сообщает, что «гиперборейцы почитают небесный свод», совершая жертвоприношения «не под крышей, а под открытым небом». В досто­верности данных сведений не приходится сомневаться, ибо о культовых храмах Апол­лона на острове Делос и в Дельфах, куда гиперборейцы присылали свои дары «под звуки флейт, сиринг и кифар», было извес­тно всем жителям Эллады.

Сообщения о месте происхождения жрецов, принесших на юг Европы культ Аполлона, не так единодушны. Гекатей считал, что гиперборейцы живут на не-ком острове, по размерам «не меньше Сицилии», что лежит «напротив земли кельтов». Расположен он на севере, поскольку находится за пределами Борея.

Бореем эллины называли холодный северный ветер, в отличие от Нота — влажного ветра с Юга, и Зефира — не­жного ветра с Запада. Все они, согласно мифологии, считались родными братья­ми, рожденными от отца звезд — Астрея и его супруги, богини утренней зари — Эос. Борею посвящен следующий орфи­ческий гимн:

Движущий толщи воздушные мира своим дуновеньем,

О леденящий Борей, явись же из Фракии снежной,

Влажнодорожного неба разбей неподвижность сплошную!

Дунув на тучи, развей и прочь разгони дождеродиц,

Ясной погодой даря, дабы радо­стным взором эфира

Солнца лучи засветили на зем­ле, и сияя и грея!

(«Античные гимны», М.1988, с. 260, пер. О.В.Смыки).

Из гимна ясно, что Борей приходит в Грецию с северо-востока, ибо «снеж­ная Фракия» простиралась от Карпат до Эгейского моря и от Чёрного моря до реки Аксий (Вардар), берущей на­чало на территории Македонии. Там, за Истром (Дунаем) с Запада на Восток протянулись Рипейские горы (См. кар­ты Гесиода и Гекатея).

Плиний утверждает, что гиперборей­цы живут за Рипейскими горами (их разные авторы помещали в различные места ойкумены: от Альпийских вершин до Уральского хребта). «Верят, что там находятся петли мира и крайние пре­делы обращения светил. Солнце све­тит там в течение полугода и это толь­ко один день». «Светила там восходят только один раз в год, при летнем сол­нцестоянии, а заходят только при зим­нем». Элиан тоже упоминает Рипей­ские горы, связанные с культом Апол­лона тем, что оттуда к жрецам в уста­новленное время священнослужения прилетает стая лебедей. Диодор и Ари­стотель указывают на Гиперборею как на родину богини Лето (Лато), матери Апол­лона и Артемиды, которым посвящена наша статья «Родные боги» (стр. 11-18).

Обобщив эти противоречивые све­дения, равно как и другие, более фан­тастические легенды, отец географии Страбон заключил, что античные авто­ры «называли гиперборейцами, савроматами и ариманами всех, живших выше Эвксинского понта, Истра и Адриати­ческого моря», то есть население се­веро-восточной Европы.

Важно заметить, что гиперборейцы были для древних греков не мифоло­гическим народом, а вполне конкретны­ми людьми, с которыми у них были жи­вые связи и контакты. Широко извес­тен был жрец Аполлона, кудесник и чародей Абарис. Он упоминается у мно­гих античных авторов, в том числе в тру­дах Плутарха, Порфирия и Ямвлиха. Абарису приписывается литература ре­лигиозного и магического содержания. Будучи боговдохновенным, он давал оракулы и прорицания. Пишут, что Аба­рис «всё время носил в руке стрелу в качестве символа Аполлона и обошёл со своими прорицаниями всю Грецию». По сообщению Диодора, «гипербореец Абарис приезжал в Элладу, чтобы во­зобновить старинную дружбу и род­ство с делосцами».

На Делосе побывали и другие зем­ляки Абариса — Гиперохой и Лаодикия, приносившие дары Аполлону. Само дельфийское святилище основа­но по преданию гиперборейцами, среди которых наиболее известен Олен.

Этот Олен, по утверждению местной поэтессы Бойо, «был первым пророком бога и первым произносил пророчества в гекзаметрах».

Гиперборейцами считались также мистик Пифагор (он был современни­ком Абариса) и Аристей. Последнего Геродот считает автором сочинения «Аримаспея», а Страбон — учителем Го­мера, написавшего помимо «Илиады» и «Одиссеи» величественные гимны.

Итак, если география Гипербореи определялась греками весьма прибли­зительно (как земля, лежащая к севе­ру от Борея), то жители этой страны имели более конкретные образы. Их на­зывали «почитателями», «служителями» или «жрецами» бога Аполлона, солнеч­ного стреловержца, убившего змия Пифона.

По следам греческих авторов, а так­же их исследователей, пошёл академик Б.А.Рыбаков. В своей книге «Языче­ство древних славян», М.1994 он обобщил многие античные упоминания Гипербореи, а также новейшие данные, связанные с семьей богов Лато-Артемида-Аполлон. Рыбаков суммировал имевшиеся у него сведения о «связи Лато с Севером» в следующих тези­сах: «1. Лато происходит из земли ги­перборейцев; 2. Мужем Лато некото­рые мифы считают гиперборейца Опи-са; 3. Лато бежала от гнева Геры на о.Делос из земли гиперборейцев; 4. Сын Лато, Аполлон, ежегодно отправ­ляется на зиму в страну гиперборейцев («аподемия»); 5. В стране гиперборей­цев Аполлон хранит свои стрелы. 6. Ги­перборейцы ежегодно посылают дары в делосские храмы детей Лато — Апол­лона и Артемиды.»

Ученый-славист прекрасно понима­ет, что страна Гиперборея имела ми­фические черты, но знает и то, что в античности миф весьма часто имел са­мое, что ни на есть земное происхож­дение. И он начинает искать по рас­копкам реальную родину Лато и её де­тей-близнецов. Результат превосходит все ожидания! На основе точных архе­ологических данных Рыбакову удалось не только определить географические границы загадочной страны (он поме­щает ее на северо-востоке Европы, меж­ду Одером и верховьем Волги), но даже весьма точно начертить путь из север­ных святилищ Латы (Лады) к берегам Адриатики и Эгейского моря (см. кар­ту культа Лето и Лады). Этот маршрут совпадает с так называемым «янтарным путём», который проходил из Балтики в Средиземноморье через Центральную Европу. Б.А.Рыбаков приводит и дру­гие аргументы в подтверждение суще­ствования реальной, исторической Ги­пербореи.

НАЙДЕННЫЙ РАЙ, ИЛИ АРКТИЧЕСКАЯ ПРАРОДИНА АРИЕВ

С утверждением христианской ци­вилизации и падением античного мира миф о Гиперборее канул в лету. На целые века он выпал из центра внима­ния европейских мыслителей. Ни эпо­ха Возрождения, ни века Просвещения не восстановили былой интерес к тай­не северной земли. Забвение длилось до тех пор, пока в конце 19-го — нача­ле 20 веков одна за другой не грянули несколько научных сенсаций.

Первой стала книга американского историка В.Уоррена «Найденный Рай, или колыбель человечества на Север­ном полюсе» (Warren V. The Paradise Found, or the Gradle of the Human Race at the North Pole, Boston, 1893), выдержав­шая десять изданий. Автор, обобщив­ший и проанализировавший в своей книге малоизвестные современникам факты, утверждал, что первоначальные истоки человеческой цивилизации сле­дует искать не на Юге, не в Малой Азии или Африке, а в районе Арктики, где в доисторические времена были благо­приятные климатические условия для природного развития. Гипотеза Уоррена вызвала противоречивые отклики, и большинство оппонентов сошлось на том, что такая смелая идея требует до­полнительных подтверждений.

Новые аргументы в пользу поляр­ной теории высказал индийский учёный Б.Г.Тилак в своей книге «Арктическая родина в Ведах», вышедшей в 1903 году в Бомбее. Краткое изложение одного из ее современных изданий (Tilak B.G. The Arctik Home in the Vedas, Rooma, 1956) мы находим в одноимённой статье выдающегося русского индолога Н.Р.Гу­севой в сборнике «Древность. Арии. Славяне», М.1996. По словам Гусе­вой, Тилака, занимавшегося исследо­ванием древних ведических текстов, привлекли внимание те места священ­ных книг, где говорилось о северной прародине древних ариев. В Ведах, датируемых примерно 2 тысячелети­ем до н.э., описывалось такое время, когда год людей был равен суткам богов и делился на две половины: день — период движения солнца к северу, и ночь — период движения к югу. Но солнце, уходящее к югу на полгода могло означать только по­лярную ночь, равно как вторая поло­вина года — полярный день (с.20). На тот же вопрос наводило и упоми­нание о том. что Полярная звезда (на санскрите — Дхрува) на родине ариев стояла в Зените, а вокруг неё описывали круги все небесные све­тила. Такое могло быть только на се­верном полюсе, либо очень близко к нему, ибо в современной Индии Боль­шая медведица с Полярной звездой появляется низко над северным го­ризонтом. Когда же Тилак проанали­зировал с учётом новых открытий те места ведических гимнов, где воспе­вается период «мерцающего полумра­ка», именуемого Зарей (на санскрите — Ушас), которая бывает дважды в году и длится примерно 50-60 дней, гипотеза Уоррена приобрела ещё один сильный аргумент. Такие длин­ные «зори», которые теперь называ­ют Северным синянием, бывают толь­ко в Заполярье (См. Н.Гусева. Глу­бокие корни. — в сборнике «Доро­гами тысячелетий», М. 1991, с. 18-23).

Эти и другие сенсационные откры­тия не могли не привлечь внимания русских исследователей. В России на труды Уоррена и Тилака откликнулся петербургский учёный Е.Елачич, выпу­стивший собственную книгу под на­званием «Крайний Север как родина человечества», СПб, 1910. Привлекая данные из древнеиндийской и древнеперсидской литературы, он полеми­зировал со своими коллегами, подвер­гая сомнению наиболее спорные час­ти гипотезы и дополняя новыми фак­тами очевидное. Елачич заметил, что Полярная звезда из созвездия Малой Медведицы появилась над земной осью сравнительно недавно. Ещё 3-2 тысячелетия до н.э. над Полюсом сто­яла другая звезда — альфа созвездия Дракон. Ведическое почитание Дхрувы может относиться к альфе Драко­на или даже к альфе Лиры — Веге.

Вместе с тем, приход ариев с севе­ра подтверждался другими источни­ками. В «Авесте» есть упоминание о том, что «родина ариев была некогда светлой прекрасной страной, но злой демон наслал на неё холод и снег, ко­торые стали поражать её ежегодно на десять месяцев, солнце стало выхо­дить лишь один раз, а сам год пре­вратился в одну ночь и один день». В гимне Видевдата, посвящённом «звезде блестящей Тиштрия», говорит­ся, что она восходит из моря Ворукаша (подобного «молочному океану» из «Ригвед») и стоит со своим спут­ником (звездой Сатаваэса) «над го­рой, стоящей посередине на море Ворукаша. Её почитают наравне со звез­дами семизначными» (т.е. созвезди­ем Большой Медведицы). Далее в священных книгах говорится, что по воле богов и в поисках новой земли арии переместились с севера на юг («Древ­ность. Арии. Славяне»,с.27).

Приняв в целом гипотезу Уоррена-Тилака, подкрепленную данными современной археологии, Елачич при­шел к аналогичному выводу, что «че­ловек разумный» (homo sapiens) по­явился в Европе с Севера под давле­нием наступающих ледников периода последнего оледенения. Согласен он и с утверждением о генетической свя­зи арийцев различных ветвей.

Другим крупным событием в обла­сти изучения истоков человеческой цивилизации стали открытия немец­кого ученого Германа Вирта, обоб­щенные в фундаментальных исследо­ваниях «Происхождение человече­ства» (Herman Wirth. Die Aufgang der Menschheit, Berlin, 1927) и «Священная прото-письменность человечество» (Die Heilige Urschrift der Menschheit, Berlin-Leipzig, 1936). В России они впервые введены в научный оборот со­временным метафизиком и историком религий А.Г.Дугиным, который добро­совестно излагает наиболее суще­ственные и ценные открытия Вирта в книге «Гиперборейская теория», М. «Арктогея»,1993. Немецкий учёеный, в отличие от своих предшественников, избирает в качестве объекта исследо­вания не внешние стороны культуры древнего мира, а внутренние. Он со­средотачивает своё внимание на со­держательных, эзотерических аспектах сакральной традиции. Через исследо­вание языковых и религиозных сим­волов Вирт проникает в святую свя­тых духовной жизни предков. Различ­ные элементы древнего космоса выс­траиваются в органичное целое, и пе­ред нашими глазами встает кристал­лически ясная картина мира.

Исходной точкой для Вирта, став­шего в Третьем Райхе идеологом и одним из основателей общества «Ahnenerbe», стала теория «полярно­го», северного происхождения чело­вечества. По убеждению учёного древнейший палеоконтинент был не­когда расположен в Арктике. Имен­но оттуда, с крайнего Севера вышли изначальные люди, основавшие прарелигии. «Основой нордической Прарелигии, — как пишет А.Дугин, — было сочетание Космологического дуализ­ма и Метафизического Монотеизма. Единый и запредельный Принцип — Исток, Бог-Отец, проявляет себя через космические метаморфозы своего сына, Сына Божьего. Эти метаморфо­зы осуществляются в пределах двух полюсов космоса: Тьмы и Света. При этом сам Сын Божий циклически пе­ремещается от Полюса Света, где он предстает в своей Славе и Очевидно­сти, до Полюса Тьмы, где он выступа­ет тайно, скрыто, из-за вуали черноты. Эти попеременные циклы составляют ритм космоса, повторяющийся во всех элементарных физических и сложных макрокосмических явлениях: от звуко­вых волн до законов перемещения не­бесных тел»(с.9). По Вирту, полярный человек был не только воспреемником этого своеобразного «нордического христианства», но и сам был символом Сына Божьего, микро-космическим кон­спектом макро-космоса. Первые люди, вышедшие из Арктики и были богами, мыслящими бого-человеками, наделён­ными 1-й группой крови, от которых произошла Белая раса людей.

Центральным местом арктической теории Германа Вирта является пони­мание языка как божественного зер­кала мира. «Бог творит посредством мысли. Бог концентрирует свои мыс­ли в языке. Этот арктический прото-язык есть весь мир» (Там же, с. 10). Но если весь мир, весь космос — язык Бога, то и Сын Божий, Бого-человек — есть тоже нечто написанное и выс­казываемое. Анализируя древнегерманские руны, Вирт пришел к выводу, что они есть ничто иное как отголо­сок древнего календаря, выражающе­го не только цикличность времени, но и самого человека.

После природных катаклизмов, ког­да арктические острова затонули в океане, жители Арктики стали мигри­ровать с Севера на Юг в Евразию, а оттуда расселились по всему миру. Герман Вирт считал, что знаменитая Атлантида была одной из наследниц Арктогеи, хотя потомки полярных лю­дей проникли также в различные об­ласти континета Гондвана, где соста­вили жреческую и интеллектуальную элиту.

Проблеме соотношения арктичес­кого и атлантического начал посвя­щена статья другого крупного эзотерика, француза Репе Генона «Атлан­тида и Гиперборея», 1929 года (см. «Милый ангел», т. 1, с. 18-21). В ней он замечает, что нельзя отождеств­лять два различных палео-континента, северный и западный. Будущий иде­олог «Аненэрбе», однако, не прислу­шался к мнению французского кол­леги, и эта, казалось бы сугубо теоре­тическая тонкость, косвенно отрази­лась на недооценке в Германии кон­тинентального союза между нацио­нал-социалистами на западе с нацио­нал-коммунистами на востоке, что в конечном счете привело к военному поражению Третьего Райха и милли­онам жертв в СССР (См. А.Г.Дугин. Мистерии Евразии, М. 1996, с. 35).

Развивая идеи Генона и Вирта, из­вестный чилийский мистик Мигель Серрано высказал предположение о произошедшей некогда смене Полю­сов, которая стала возможной в ре­зультате космической катастрофы. Тогда Гипербореей оказывается Ан­тарктида (См. «Атака», N7, с. 6-7). Об этой «Мистической Антарктиде», связанной с парадоксально-загадоч­ной теорией «полой земли», разраба­тывавшейся в эзотерических органи­зациях СС, достаточно подробно рас­сказывает в одной из своих новых публикаций А.Дугин («Наука и ре­лигия», 1996, N12, с. 40-44).

ОТ НОВОГО ВАВИЛОНА К АРИЙСКОЙ РУСИ

Ни коммунистическая революция, ни война с германским национал-социализмом, ни марксистско-ленинская идеология не способствовали изуче­нию в России комплекса проблем, свя­занных с Северной прародиной пред­ков. Даже если принять историческую гипотезу, утверждающую, что в вер­хушке Красной Армии существовал законспирированный Орден «Поляр­ных» (см. А.Г.Дугин. Конспирология, М.1993, с. 107-111), нет оснований от­рицать тотальное насилие Интернаци­онала коммунистов во всех интеллек­туальных и духовных сферах после­революционной эпохи. Всё, что было связано с мистикой, эзотерикой, ра­сизмом, арийством, генетикой,евгени­кой и т.п. в условиях большевистской диктатуры либо попало под запрет, либо контролировалось органами НКВД. Но большевики-догматики не могли остановить развитие науки и ход человеческой мысли. Работа по изучению древностей, духовных и сак­ральных аспектов бытия велась не­смотря ни на какие препоны. Иногда это делалось втайне, иногда под при­крытием какой-либо близкой темы.

Так, А.Ф.Лосев, которому после заключения в ГУЛАГе было запреще­но разрабатывать философские про­блемы, на целые десятилетия углубил­ся в историю античной эстетики. Поэт Д.Андреев писал свой мистический трактат «Роза мира» во Владимирс­кой тюрьме. Б.Л.Смирнов, работая после продолжительной ссылки вра­чом-невропатологом в Ашхабаде, пе­ревёл и издал там отдельные книги «Махабхараты». После войны арийс­кая классика стала время от времени выходить и в центральных академи­ческих изданиях. В серии «Литпамятники» появились замечательные рус­ские переводы «Ригвед», «Артхашастры», «Шах-наме». В нескольких ва­риантах была издана «Авеста». Бла­годаря усилиям академика Б. А. Ры­бакова начались систематические ис­следования в области древнерусских и древнеславянских истоков. Все эти исследования были выполнены про­фессионально, но велись они в зна­чительной степени на энтузиазме, на научном или личном интересе.

Государственная идеология СССР навязывала идеалы интернационализ­ма, расового смешения и советизма (коммунистического образа жизни, устремлённого в «светлое будущее»). В области изучения древностей ей бо­лее соответствовала так называемая «ностратическая теория» (от латинс­кого nostra — наш ). Сторонники этой теории, большей частью лингвисты, утверждали, что все современные язы­ки берут начало от единого южного истока. По мнению таких ученых, как В.М.Иллич-Свитыч, А.Долгопольский, В.Шеворошкин, примерно 30 тысяч лет тому назад в регионе северной Аф­рики и Передней Азии сформировал­ся человеческий праязык, из которо­го выросли, как из единого корня, все современные, в том числе индоевропейские, языки. Когда жизненные об­стоятельства в Советском Союзе ста­ли менее благоприятными для сторон­ников «ностратической теории», неко­торые из них выехали зарубеж: Долгопольский — в Израиль, Шеворожкин — в США (там он работает теперь в сотрудничестве с лингвистом-африка­нистом Дж.Гринбергом). В России продолжает активно работать их пос­ледователь — В.В.Иванов, который вы­пустил, наряду со множеством мо­нографий и статей, издания справочно-библиографического характера.

Мы не будем углубляться здесь в полемику различных научных школ и направлений, но ещё раз подчеркнём, что так называемая «чистая наука» сплошь и рядом бывает несвободна от идеологического влияния. В этих ус­ловиях первостепенную важность при­обретают труды, чьи выводы макси­мально объективны и в научном пла­не — достоверны.

Сторонникам теории полярного про­исхождения предстояло прежде всего доказать, что в период зарождения ин­доевропейской общности на севере были благоприятные для жизни клима­тические условия. И они это доказа­ли. Ученые-геологи установили, что пос­ле окончания так называемого Валдай­ского оледенения (его пик пришёлся на 24-18 тысячелетие до н.э.) на всём побережьи Северного Ледовитого оке­ана установился умеренный климат. Особенно благоприятные условия сло­жились после глобального потепления, начиная с 13 тысячелетия. Субарктичес­кие леса сместились на север, где по­мимо сосен, елей и берёз, прорастали широколиственные деревья и злаки.

Учёные Е.П. Борисенков и В.М.Пасецкий в своей совместной книге «Тысячелетняя летопись нео­бычайных явлений природы», М. 1988 утверждают, что в 8-5 тысячелетии до н.э. температура на севере в январе не опускалась ниже 0° по Цельсию, а в так называемый «бореальный пе­риод» (7-6 тысячелетие) среднегодо­вая температура к северу от услов­ной линии Кольский п-в-Урал-Байкал была на 5 градусов выше, чем к югу от неё (Цит. по сборнику «Дорогами тысячелетий», кн.4, М.1991, стр.16-17). Такие условия не могли не способ­ствовать развитию евразийской ци­вилизации, о чём свидетельствуют ар­хеологические раскопки в различных районах Европы, на Урале, в Сибири.

Именно после периода глобаль­ного потепления климата, который учёные называют «климатическим оп­тимумом голоцена» (голоцен — назва­ние послеледникового периода), а точ­нее в 6-4 тысячелетиях, в районе Вос­точной Европы начинает формировать­ся арийская, или, как её иначе называ­ют, индоевропейская общность, из ко­торой позже выделились славяне, гер­манцы, греки, индийцы, персы.

Сегодня слово «арии», или «арий­цы» (от древне-инд. аrуа) получило множество толкований, часть которых недостаточно обоснована. Так, сразу можно отмести всё отрицательные смыслы, которые привнесли в слово «арий» профаны, ставшие жертвами антигитлеровской пропаганды. Давно уже научно доказано, что немцы яв­ляются лишь одним из белых индоев­ропейских племён, и германские на­цисты совершили преступление, на­пав на братские славянские народы. Недостаточно и узкое объяснение слово «арий» как «оратай», то есть «пахарь». «Арийцы» в широком смыс­ле — это люди белой расы, благород­ной породы и глубоких духовных зна­ний. В научном истолковании «арии» — это потомки индоиранцев и север­ных индийцев, воспринявшие их куль­туру и древние традиции.

Где именно происходило форми­рование арийского ядра? Где то ме­сто, которое можно назвать родиной или прародиной ариев? Был ли это один регион, или их было несколько? Все эти вопросы пока остаются от­крытыми.

Украинский археолог Ю.А.Шилов, исследовавший курганы в районе Се­верного Причерноморья и открывший их взаимосвязь с ведическои культу­рой, считает, что прародиной ариев можно считать Подунавье и Приднеп­ровье (См. его фундаментальный труд «Прародина Ариев», Киев. 1995; но­вый сборник «Пути Ариев», Киев, 1996, а также интервью и публика­ции в «Наследии предков» №№ 1-3). В 4-м тысячелетии до н.э. в районе нынешней Черкасской области сфор­мировался центр цивилизации Аратта, который раньше археологи назы­вали условно «культурой Триполья». «Структура этого государства, — пи­шет Ю.Шилов,— походила на поли­сную систему будущей Греции. Аратта представляла собой совокупность больших (пл. до 500 га) городов-по­лисов, каждый из которых был окру­жен малыми селами» («Наследие предков», №2, с.8). Здесь сложилось развитое государство «священной демократии», где главную роль игра­ли священнослужители-жрецы. Тут развился уникальный жреческий ин­ститут «Спасительства». Отсюда, из района курганов-обсерваторий распространялись древние знания, кото­рые позже нашли своё выражение в Ригведе, Авесте, античных гимнах и по­эмах. Основываясь на данных архео­логических раскопок, Шилов просле­живает генеалогию индоевропейских богов, таких как Див-Зевс-Дьяус или Купала-Аполлон-Гопалан. Он прово­дит параллели между арийской пра­родиной в Причерноморье и древне-славянским миром. Но при этом ук­раинский археолог почти не касается гиперборейской, полярной теории. По мнению Ю.Шилова, под Гипербореей следует понимать систему святилищ-обсерваторий от Стоунхенджа до Аркаима.

Другого мнения по данной про­блеме придерживаются авторы сбор­ника «Древность. Арии. Славяне», М.1996. Его ответственный редак­тор Н.Р.Гусева является активной защитницей полярной теории (имен­но у нее мы позаимствовали для дан­ного обзора многие факты и аргумен­ты). В дополнение к выводам Уоррена и Тилака ученый-индолог привлек­ла данные современной геологии, гео­графии и археологии. Она излагает также новые материалы индийского исследователя вед Р.К.Прабху «Арк­тический год ведических ариев», привлекает к анализу «Голубиную кни­гу», обращает внимание на образ жер­твенного белого коня, сравнивает Индру с Индриком. Н.Р.Гусеву чрезвычайно увлекают славя­но-индийские параллели. От­дельную статью она посвящает родству санскрита с русским язы­ком и приводит убедительную сводку однокоренных слов (праматерь — пра-матрь, твой — тва, этот — этат, первый — пурва, любить — лубх, творить — твар, переплыть — параплу, чашка — чаша-ка, дева — деви, дверь — двар, дырка — дрька и др.) По инициативе отв. ре­дактора в сборник включена статья Д.П.Шастри «Связь между русским языком и санскритом о,где тоже да­ются красноречивые параллели. Так, «двести тридцать четыре» на санск­рите будет «двишата тридаша чатва-ри», а фраза «То ваш дом, этот наш дом« будет звучать: «Тат вас д’ам, этат нас д’ам» (с.61). Н.Р.Гусева приводит и параллели религиозно-мистических терминов: Ведать — Веда, Велес — Вала, Дажьбог — Дакша, Индрик — Индра, Лада — Лата, Огонь — Агни, Пе-рун — Варуна, Род — Рудра, Сварог — Сварга, Ярило — Яр и др.(с.80-85), ко­торые требуют дополнительного ис­следования.

В близком направлении работает искусствовед С.В. Жарникова, автор статьи «Древние тайны русского се­вера» в сборнике «Древность. Арии. Славяне», М.1996. Она тоже сторонник арктической теории. Сле­дуя отечественной традиции сравни­тельной культурологии (А.Н.Афанась­ев, И.И.Срезневский, А.Журавский, В. А.Городцов, А.В.Миллер и др.), она приводит дополнительные источники и факты в подтверждение родства северных и южных ариев (любопытна сноска на малоизвестную работу А.Журавского «Полярная Россия», опубликованную в 1911 в «Известиях Общества изучения Русского Севера», NN99-11). Привлекая ведические тек­сты, Жарникова пытается локализо­вать и географически точно иденти­фицировать те места, о которых упо­минается в «Ригведе» и «Авесте». Она считает, что священные горы Меру (в индийском предании), Хара (в иранс­ких источниках), и Рипейские горы (у древних греков) имеют один и тот же реальный прототип. Этим прототипом, по её мнению, являются Северные увалы, расположенные с северо-запа­да от Уральского хребта (См. карту). Именно здесь, согласно описанию в древних текстах, находится водораз­дел бассейнов северных и южных морей, именно отсюда берут начало Северная Двина, Кама и великая река Волга (древние названия её — Ра), и именно здесь можно наблюдать в зе­ните Полярную звезду (стр.104).

В дополнение к лингвистическим находкам Н.Р.Гусевой и Д.П.Шастри вологодская исследовательница при­водит впечатляющий список гидрони­мов русского севера, которые имеют прямые параллели с санскритскими словами: Ганга (река в Архангельс­кой губернии) и Ганга (главная река в Индии), Дан (река в Устьсысольском уезде) и дону (река в Ригведах), Индиго (река в Мурманском уезде) и Инд (река в Сев-Зап. Индии), Кама (левый приток Волги) и ком (вода, сча­стье на санскрите), Сура (река Пинежского уезда) и сура (вода,текущий),а также многие другие.

С.В.Жарникова приводит в своей статье более 40 зарисовок с русским орнаментом, где в различных вариан­тах изображена свастика (на санск­рите swasti означает счастье, букваль­но «связанное с благом»). При этом ученый-искусствовед подчеркивает, что дискредитация этого знака гит­леровцами не может повлиять на его глубинно-сакральный характер (с.115-118).

Многие из перечисленных выше аргументов в пользу индоевропейско­го происхождения славян содержит брошюра С.Г.Антоненко «Русь Арийская», М.1994. Она представ­ляет собой обзор современных источ­ников по арийской проблематике. В основном Антоненко следует за лин­гвистами-культурологами. Он даёт этимологический анализ санкскритс-кого термина «Агуа» (благородный, полноправный, свободный), находит древние соответствия названия Вол­ги (Ранха-Раха-Ра(х)-Ра), сравнивает «Голубиную книгу» с мифом о Пуру-ше, углубляется в анализ «Влесовой книги», в славянскую теогонию. Ан­тоненко пересказывает результаты ис­следований А.Гильфердинга («О Сродстве языка Славянского с Сан­скритским», СПб, 1853), Н.Р.Гусевой, Т.Я.Елизаренковой, И. М. Стеблина-Каменского и других. Книга «Русь Арий­ская» может быть интересной для тех, кто впервые обратился к данной теме. У людей же более начитанных к ее автору возникает много вопросов. Прежде всего настораживает попыт­ка С.Г.Антоненко истолковать разроз­ненные факты различных эпох с по­мощью методологии и терминологии кришнаизма в духе Бхактиведанта Свами Прабхупады. В результате эк­лектического подхода к авторитетам рядом появляются имена Рене Генона и Льва Толстого, Е.П.Блаватской и Д.С.Лихачева, а цитаты из Библии при­чудливым образом чередуются с вы­держками из «Бхагаватгиты». Не эта ли непоследовательность привела ав­тора к агрессивным, во многом нео­боснованным выпадам против «совре­менных язычников», которые он не­давно себе позволил в статье под оскорбительным названием «Нежить»? («Москва», 1996, №9).

АСГАРТА ВОСТОКА, ИЛИ ПОЛЯРНАЯ ИМПЕРИЯ

Особо следует выделить работы метафизика-традиционалиста и совре­менного идеолога национал-больше­визма А.Г.Дугина. Дело в том, что для него проблема полярного происхож­дения человечества не просто одна из тем, достойных внимания, а цент­ральная, главная, стержневая тема все­го его творчества. Упомянутую выше «Гиперборейскую теорию» Александр Дугин издал в основанном им самим издательстве «Арктогея», название которого соответствует духу Германа Вирта. В этом же издательстве под редакцией Дугина вышли книги фи­лософов и писателей традиционалис­тов Рене Генона, Юлиуса Эволы, Гус­тава Майринка, два тома эзотеричес­кого сборника «Милый ангел», восемь номеров евразийского обозрения «Элементы», а также книги самого Александра Дугина: «Пути Абсо­люта» (1991), «Консервативная революция» (1994), «Мистерии Ев­разии» (1996) и «Метафизика Бла­гой вести» (1996). Кроме того, при его активном участии по ТВ была по­казана серия документальных телепе­редач «Тайны века», а с конца 1996 года — транслируется цикл ежене­дельных полуночных радио-программ — «Finis Mundi». Уже сам охват тем и жанров говорит о том, что глава из­дательства «Арктогея» — личность не­заурядная. Ещё больше об этом сви­детельствует содержание его трудов.

Если «Гиперборейская теория», по признанию самого автора, была доб­росовестным изложением неисчерпа­емого наследия Германа Вирта, про­читанного под влиянием Е.В.Голови­на (см. его интервью «В поисках веч­ного Норда», «Элементы», Ne5), то последние книги — зрелый плод са­мого Александра Дугина. Используя эзотерическую методологию Рене Генона и его последователей, а отчасти и достижения русской школы «евразийства», Дугин исследует внутренний, духовный мир «континента Россия». Перед читателем встаёт образ «рус­ской Гипербореи», «русской Швеции», символом которой является «солнеч­ная дева» — нордический прототип Пресвятой Богородицы. Автор утвер­ждает, что потомки северных богов («фризы»), пришедшие в гондваническую Евразию (страну «финнов»), по­пали в весьма сложные этнокультур­ные условия. С точки зрения чистоты расы и традиции, начался процесс вырождения и деградации. Но восста­новление исконных архетипов, по его мнению, в принципе возможно и че­рез смешанные расы («туранцев»), ибо полярная традиция способна пробу­дить божественное, сверх-человеческое начало, у всех, кто имеет хотя бы долю арийской крови и обладает си­лой воли, чтобы вырваться из плена недочеловеческого быта.

Оставаясь верным принципу мета­физического дуализма, Дугин проеци­рует традиционную оппозицию «север-юг» на современную геополитическую картину мира. В результате у него вы­страивается радикальный проект гло­бального конфликта между «запа­дом» и «востоком», точнее «северо-востоком», ибо в эзотерическом пла­не современный «восток» и изначаль­ный «север» смыкаются. Воплощени­ем зла для Дугина являются США. Наследники древнего центра «Мо-Уру» (отсюда название «Америка»?), исказившие доктрину атлантизма и превратившие её в мистерию «золо­того тельца», по сути сотворили анти­мир, анти-европу, анти-континент. Се­годня они добились небывалой мощи и глобального влияния. Они претен­дуют на роль мирового жандарма и главного архитектора масонского «нового мирового порядка» (the West against the Rest). Америке, которую Ду­гин предлагает «закрыть», должен противостоять весь остальной мир (the Rest against the West), во главе с геополитическим, внерелигиозным «евра­зийским блоком» (Pax Euroasiatica). Но центром Евразии, и географичес­ким, и эзотерическим, является Россия, наследующая степные просторы Ари­ев, среднеазиатские пути Великого Турана и сибирские сокровища Орды. Следовательно именно Россия при­звана возглавить борьбу против тота­литарного господства западного «мондиализма», чтобы в последние времена исполнить миссию Асгарты Востока, произвести небывалую гипер­борейскую контр-революцию и силой воссоздать новую империю Рам, им­перию вечного Полюса (см. А.Дугин. «Геополитическое будущее Рос­сии», М, 1995, а также соответству­ющие разделы в журнале «Элемен­ты»).

Понятно, что новый вариант гипер­борейской теории — лишь авторский проект. Но этот проект опирается на сумму вполне объективных идей и ре­альностей. История знает немало при­меров воплощения в жизнь идей, ко­торые «движут массами». И не исклю­чено, что теория Дугина однажды нач­нет осуществляться на практике.

Проектом «Воскрешения Севера» завершается первая часть «Мистерий Евразии». Вторая её часть посвяще­на эзотерическим аспектам Правосла­вия и церковно-славянского алфави­та, темам, получившим дальнейшее раз­витие в книге «Метафизика Благой вести». Используя метод Германа Вирта по исследованию рунической письменности, Александр Дугин дает метафизическое объяснение сакраль­ного смысла букв: Ж (Живете), Х (Хе­рувимская), Аз и Юз; истолковывает иконописный образ Пресвятой Бого­родицы, покровительницы и защитни­цы Святой Руси.

Александр Дугин с его издатель­ством «Арктогея» и политическими сторонниками из Национал-большеви­стской партии — безусловный лидер, персона N1 в современном консерва­тивно-революционном движении (для уяснения его политических взглядов см. сборник статей «Консервативная Революция», М. 1994, брошюру «Зада­чи нашей революции», М. 1995 и те­оретические статьи в газете «Ли­монка», собранные в книге «Тамплиеры пролетариата». М. 1997). По­этому мы и уделили ему столько вни­мания. Но Дугин — не единственный идеолог нордизма, не единственный вестник арийского и гиперборейско­го возрождения. Есть и другие авто­ры, разрабатывающие данные темы: одни — совершенно независимо от Дугина, другие — под его сильным вли­янием.

Прежде всего тут следует упомя­нуть группу исследователей, выпустив­шую сборник «Мифы и магия индо­европейцев», М.1995, под общей редакцией А.Платова. К нашей теме в сборнике имеют прямое отношение статьи «.Календарь ведической Руси» и «Реконструкция славянского прецессионального календаря — Вели­кого Коло» (А.Барашкова), «Индоев­ропейский миф о структуре мира» (А.Платова), рассказ А.Егорова о посвящении в воины, которые раскры­вают внутренние связи арийского мира. А.Платов выпустил также авторскую книгу «Руническая магия», М.1994. Она написана независимо от исследований Германа Вирта, и в зна­чительной степени базируется на ан­глоязычных работах Ральфа Блюма и Ральфа Эллиота. В изящно изданной брошюре есть не только подробный разбор рун и комментарии к ним (как в главе 7-ой «Гиперборейской теории» А.Дугина), но также некоторые сла­вянские параллели (Глава «Славянс­кие руны и происхождение Футарка»). Автор развивает тезис В.И.Щербако­ва о родстве древних «ванов» и славяно-руссов («венетов») с основате­лями античного центра «Вантит» (го­сударство вятичей). Он сравнивает древне-германских и древне-русских богов Дажьбога и Фрейра, Одина и Велеса, дает любопытные иллюстра­ции с руническими надписями и календарными знаками. Платов и его единомышленники, судя по всему, на­чинающие исследователи. Однако это начало — весьма обещающее.

Обзор современной литературы по гиперборейской, полярной и арийской проблематике можно было бы про­должать и дальше, ведь есть еще жур­нал «Волхв», неоязыческая газета «Родные просторы», русско-герман­ский вестник «Вече» (все три изда­ния выходят в Санкт-Петербурге). Ста­тьи на интересующую нас тематику по­являются также в журналах «Атака», «Ориентация», «Нация». Наконец, есть наше «Наследие предков», где темы прародины и древних корней наших пращуров изначально являют­ся центральными. Пусть не все пуб­ликации в упомянутых изданиях рав­ноценны. Пусть в некоторых статьях есть сильный крен в публицистику, иногда с элементами фантазии, уто­пии и юношеского максимализма. Пусть в них есть даже ошибки, неточ­ности и «ненаучные выводы». Ведь это только начало нашего Пробуж­дения, а дорогу осилит идущий.

Привет и слава вам, новые откры­ватели Гипербореи. Это вы сумели разглядеть во тьме последних времен восходящую звезду сияющего Полю­са. Это вашими сверх-человеческими усилиями затонувший Северный кон­тинент обретает всё более зримые чер­ты. Если не вы, то кто ещё сможет пронести эстафету богов?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Культурное обозрение