JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
НАЙДЕННЫЙ РАЙ, ИЛИ АРКТИЧЕСКАЯ ПРАРОДИНА АРИЕВ
С утверждением христианской цивилизации и падением античного мира миф о Гиперборее канул в лету. На целые века он выпал из центра внимания европейских мыслителей. Ни эпоха Возрождения, ни века Просвещения не восстановили былой интерес к тайне северной земли. Забвение длилось до тех пор, пока в конце 19-го — начале 20 веков одна за другой не грянули несколько научных сенсаций.
Первой стала книга американского историка В.Уоррена «Найденный Рай, или колыбель человечества на Северном полюсе» (Warren V. The Paradise Found, or the Gradle of the Human Race at the North Pole, Boston, 1893), выдержавшая десять изданий. Автор, обобщивший и проанализировавший в своей книге малоизвестные современникам факты, утверждал, что первоначальные истоки человеческой цивилизации следует искать не на Юге, не в Малой Азии или Африке, а в районе Арктики, где в доисторические времена были благоприятные климатические условия для природного развития. Гипотеза Уоррена вызвала противоречивые отклики, и большинство оппонентов сошлось на том, что такая смелая идея требует дополнительных подтверждений.
Новые аргументы в пользу полярной теории высказал индийский учёный Б.Г.Тилак в своей книге «Арктическая родина в Ведах», вышедшей в 1903 году в Бомбее. Краткое изложение одного из ее современных изданий (Tilak B.G. The Arctik Home in the Vedas, Rooma, 1956) мы находим в одноимённой статье выдающегося русского индолога Н.Р.Гусевой в сборнике «Древность. Арии. Славяне», М.1996. По словам Гусевой, Тилака, занимавшегося исследованием древних ведических текстов, привлекли внимание те места священных книг, где говорилось о северной прародине древних ариев. В Ведах, датируемых примерно 2 тысячелетием до н.э., описывалось такое время, когда год людей был равен суткам богов и делился на две половины: день — период движения солнца к северу, и ночь — период движения к югу. Но солнце, уходящее к югу на полгода могло означать только полярную ночь, равно как вторая половина года — полярный день (с.20). На тот же вопрос наводило и упоминание о том. что Полярная звезда (на санскрите — Дхрува) на родине ариев стояла в Зените, а вокруг неё описывали круги все небесные светила. Такое могло быть только на северном полюсе, либо очень близко к нему, ибо в современной Индии Большая медведица с Полярной звездой появляется низко над северным горизонтом. Когда же Тилак проанализировал с учётом новых открытий те места ведических гимнов, где воспевается период «мерцающего полумрака», именуемого Зарей (на санскрите — Ушас), которая бывает дважды в году и длится примерно 50-60 дней, гипотеза Уоррена приобрела ещё один сильный аргумент. Такие длинные «зори», которые теперь называют Северным синянием, бывают только в Заполярье (См. Н.Гусева. Глубокие корни. — в сборнике «Дорогами тысячелетий», М. 1991, с. 18-23).
Эти и другие сенсационные открытия не могли не привлечь внимания русских исследователей. В России на труды Уоррена и Тилака откликнулся петербургский учёный Е.Елачич, выпустивший собственную книгу под названием «Крайний Север как родина человечества», СПб, 1910. Привлекая данные из древнеиндийской и древнеперсидской литературы, он полемизировал со своими коллегами, подвергая сомнению наиболее спорные части гипотезы и дополняя новыми фактами очевидное. Елачич заметил, что Полярная звезда из созвездия Малой Медведицы появилась над земной осью сравнительно недавно. Ещё 3-2 тысячелетия до н.э. над Полюсом стояла другая звезда — альфа созвездия Дракон. Ведическое почитание Дхрувы может относиться к альфе Дракона или даже к альфе Лиры — Веге.
Вместе с тем, приход ариев с севера подтверждался другими источниками. В «Авесте» есть упоминание о том, что «родина ариев была некогда светлой прекрасной страной, но злой демон наслал на неё холод и снег, которые стали поражать её ежегодно на десять месяцев, солнце стало выходить лишь один раз, а сам год превратился в одну ночь и один день». В гимне Видевдата, посвящённом «звезде блестящей Тиштрия», говорится, что она восходит из моря Ворукаша (подобного «молочному океану» из «Ригвед») и стоит со своим спутником (звездой Сатаваэса) «над горой, стоящей посередине на море Ворукаша. Её почитают наравне со звездами семизначными» (т.е. созвездием Большой Медведицы). Далее в священных книгах говорится, что по воле богов и в поисках новой земли арии переместились с севера на юг («Древность. Арии. Славяне»,с.27).
Приняв в целом гипотезу Уоррена-Тилака, подкрепленную данными современной археологии, Елачич пришел к аналогичному выводу, что «человек разумный» (homo sapiens) появился в Европе с Севера под давлением наступающих ледников периода последнего оледенения. Согласен он и с утверждением о генетической связи арийцев различных ветвей.
Другим крупным событием в области изучения истоков человеческой цивилизации стали открытия немецкого ученого Германа Вирта, обобщенные в фундаментальных исследованиях «Происхождение человечества» (Herman Wirth. Die Aufgang der Menschheit, Berlin, 1927) и «Священная прото-письменность человечество» (Die Heilige Urschrift der Menschheit, Berlin-Leipzig, 1936). В России они впервые введены в научный оборот современным метафизиком и историком религий А.Г.Дугиным, который добросовестно излагает наиболее существенные и ценные открытия Вирта в книге «Гиперборейская теория», М. «Арктогея»,1993. Немецкий учёеный, в отличие от своих предшественников, избирает в качестве объекта исследования не внешние стороны культуры древнего мира, а внутренние. Он сосредотачивает своё внимание на содержательных, эзотерических аспектах сакральной традиции. Через исследование языковых и религиозных символов Вирт проникает в святую святых духовной жизни предков. Различные элементы древнего космоса выстраиваются в органичное целое, и перед нашими глазами встает кристаллически ясная картина мира.
Исходной точкой для Вирта, ставшего в Третьем Райхе идеологом и одним из основателей общества «Ahnenerbe», стала теория «полярного», северного происхождения человечества. По убеждению учёного древнейший палеоконтинент был некогда расположен в Арктике. Именно оттуда, с крайнего Севера вышли изначальные люди, основавшие прарелигии. «Основой нордической Прарелигии, — как пишет А.Дугин, — было сочетание Космологического дуализма и Метафизического Монотеизма. Единый и запредельный Принцип — Исток, Бог-Отец, проявляет себя через космические метаморфозы своего сына, Сына Божьего. Эти метаморфозы осуществляются в пределах двух полюсов космоса: Тьмы и Света. При этом сам Сын Божий циклически перемещается от Полюса Света, где он предстает в своей Славе и Очевидности, до Полюса Тьмы, где он выступает тайно, скрыто, из-за вуали черноты. Эти попеременные циклы составляют ритм космоса, повторяющийся во всех элементарных физических и сложных макрокосмических явлениях: от звуковых волн до законов перемещения небесных тел»(с.9). По Вирту, полярный человек был не только воспреемником этого своеобразного «нордического христианства», но и сам был символом Сына Божьего, микро-космическим конспектом макро-космоса. Первые люди, вышедшие из Арктики и были богами, мыслящими бого-человеками, наделёнными 1-й группой крови, от которых произошла Белая раса людей.
Центральным местом арктической теории Германа Вирта является понимание языка как божественного зеркала мира. «Бог творит посредством мысли. Бог концентрирует свои мысли в языке. Этот арктический прото-язык есть весь мир» (Там же, с. 10). Но если весь мир, весь космос — язык Бога, то и Сын Божий, Бого-человек — есть тоже нечто написанное и высказываемое. Анализируя древнегерманские руны, Вирт пришел к выводу, что они есть ничто иное как отголосок древнего календаря, выражающего не только цикличность времени, но и самого человека.
После природных катаклизмов, когда арктические острова затонули в океане, жители Арктики стали мигрировать с Севера на Юг в Евразию, а оттуда расселились по всему миру. Герман Вирт считал, что знаменитая Атлантида была одной из наследниц Арктогеи, хотя потомки полярных людей проникли также в различные области континета Гондвана, где составили жреческую и интеллектуальную элиту.
Проблеме соотношения арктического и атлантического начал посвящена статья другого крупного эзотерика, француза Репе Генона «Атлантида и Гиперборея», 1929 года (см. «Милый ангел», т. 1, с. 18-21). В ней он замечает, что нельзя отождествлять два различных палео-континента, северный и западный. Будущий идеолог «Аненэрбе», однако, не прислушался к мнению французского коллеги, и эта, казалось бы сугубо теоретическая тонкость, косвенно отразилась на недооценке в Германии континентального союза между национал-социалистами на западе с национал-коммунистами на востоке, что в конечном счете привело к военному поражению Третьего Райха и миллионам жертв в СССР (См. А.Г.Дугин. Мистерии Евразии, М. 1996, с. 35).
Развивая идеи Генона и Вирта, известный чилийский мистик Мигель Серрано высказал предположение о произошедшей некогда смене Полюсов, которая стала возможной в результате космической катастрофы. Тогда Гипербореей оказывается Антарктида (См. «Атака», N7, с. 6-7). Об этой «Мистической Антарктиде», связанной с парадоксально-загадочной теорией «полой земли», разрабатывавшейся в эзотерических организациях СС, достаточно подробно рассказывает в одной из своих новых публикаций А.Дугин («Наука и религия», 1996, N12, с. 40-44).